А.М. Воскресенский родился в погосте Васильевском Муромского уезда Владимирской губернии 24 августа (5 сентября) 1828 года в семье священника. В 1839 году, хорошо подготовленный дома, он поступил сразу в третий класс Муромского духовного училища, в котором, однако, пришлось ему пробыть три года, а всего в училище пять лет; хотя учился он очень хорошо и считался в числе лучших учеником. В 1844 году он начал учиться во Владимирской духовной семинарии, откуда в 1849 году был переведён в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1853 году третьим магистром. По окончании курса, 31 октября 1853 года, он был назначен преподавателем церковной истории, археологии и канонического права в Волынскую духовную семинарию, а 27 августа 1854 года был перемещён на кафедру логики, психологии, патрологии и латинского языка. В 1855 году Воскресенский женился на дочери киевского священника и через год, 27 декабря 1856 года, был перемещён в Киевскую духовную семинарию — на кафедру физико-математических наук; 13 октября 1859 года он был назначен бакалавром в Киевскую академию по той же кафедре физико-математических наук и стал первоначально преподавать геометрию, тригонометрию и аналитическую геометрию, а в 1862 году к нему перешли и другие отделы: алгебра и физика. А 26 марта 1864 года он был возведён в звание экстраординарного профессора. А. М. Воскресенский, внимательно следивший за движением своей науки, умел заинтересовать своим предметом студентов, которые охотно посещали его лекции, особенно по физике.
В начале 1861 года он был определён помощником библиотекаря, а в конце того же года — помощником секретаря академии; с 27 марта 1863 года — секретарь, а с июня 1864 года — библиотекарь академии. Кроме того, в течение 1866/67 академического года он преподавал библейскую археологию и еврейский язык. В 1866 году он был назначен секретарем академической конференции (до 16 января 1868 года). Наконец, с этого же года начал он преподавать, сначала космографию, а потом — физику и геометрию, в женском епархиальном училище (до 7 января 1879 года).
В 1869 году в академиях был введён новый устав, по которому кафедры физико-математических наук уже не полагались. Поэтому А. М. Воскресенский получил должность преподавателя истории и обличения русского раскола.
5 декабря 1871 года он был рукоположен во священника и получил назначение в большой приход Царе-Константиновской церкви. При ней он устроил образцовую церковно-приходскую школу; 20 марта 1874 года он был возведён в сан протоиерея; с 17 декабря 1878 года был благочинным Киево-Подольских церквей — до 1880 года, когда был избран членом консистории.
С 11 февраля 1875 года до смерти он был цензором журналов и книг духовного содержания. В 1878 году исполнилось 25-летие духовно-училищной службы А. М. Воскресенского, а в 1883 году — 30-летие. Оба раза Совет академии переизбирал его на новое пятилетие. Умер в Киеве 26 декабря 1883 (7 января 1884) года от чахотки. Похоронен в предместье города Киева — Приорке, возле церкви, где долгое время служил его тесть.
«Из Киева нам пишут: «Тяжелую утрату понесла наша Академия. Мы потеряли человека, которого глубоко уважали и любили. 26 декабря 1883 года, в 4-м часу утра скончался один из лучших и даровитейших наших наставников, профессор по кафедре истории русского раскола, протоиерей Александр Михайлович Воскресенский. Всем видевшим его давно бросалась в глаза его болезненность. Но все мы далеки были от мысли, что развязка близка, что дни жизни его сочтены. Он так глубоко, так искренно признавал святость жизни! Несмотря на свою тяжелую болезнь он наслаждался возможностью мыслить, действовать, любить... С величайшим трудом до последнего дня своей жизни исполнял все лежавшие на нем обязанности. 21 числа он читал лекцию в Академии; 25-го в праздник Рождества Христова он служил утреню и божественную Литургию в своей приходской Царе-Константиновской церкви. Продолжительная служба в церкви чрезвычайно утомила больного Александра Михайловича... Отдохнув немного, он не захотел оставаться дома, а, по обычаю, отправился с визитами к ректору и инспектору Академии, как бы предчувствуя, что это посещение дорогой ему Академии будет последним. Уже здесь он почувствовал себя дурно. По приезде домой (около 2-х часов пополудни), он принужден был лечь в постель. — С 4-х часов жизнь его стала заметно погасать; в 4-м часу утра чахотка сделала свое дело: Александра Михайловича не стало...
А.М. пользовался глубоким уважением, любовью и преданностью и как человек и как общественный деятель. Только два месяца прошло после тридцатилетнего юбилея служения его на пользу духовного просвещения. В скромном торжестве отпраздновали этот юбилей его сослуживцы и слушатели. Последние в следующем поднесенном юбиляру адресе выразили свои чувства благодарности, любви к нему, как руководителю и наставнику: «юбилейное торжество служения вашего на пользу духовного просвещения, глубокоуважаемый наставник, может по справедливости назваться праздником всех ваших слушателей. Под вашим непосредственным руководством воспиталось много твердых защитников православия в борьбе с тем внутренним злом, старающимся подорвать авторитет православной церкви, которое называется расколом. Каждый из нас, настоящих ваших слушателей, испытывает на себе благотворность вашей профессорской деятельности, а также и ту гуманность и сердечность отношений, какую вы всегда проявляли к студентам. Позвольте же выразить вам признательность и благодарность за ваши труды, как от лиц, в настоящее время вас слушающих, так и от лиц, когда-либо вас слушавших, в сердцах которых запечатлелся ваш образ, как гуманного человека и честного труженика на высоком поприще служения вашего Церкви и просвещению. Мы надеемся, что и в дальнейшее время вы не оставите нас без вашего просвещенного руководства и что та взаимная любовь, которая связывает нас с вами в настоящее время, не иссякнет никогда. Живите же долгие годы, по-прежнему сея разумное, доброе в молодых сердцах ваших слушателей»... Не исполнились наши желания. Смерть разбила наши надежды. Она похитила из этой жизни дорогого для нас человека, — похитила, но она не в силах разорвать наши крепкие взаимные духовные связи. Симпатичный, светлый и привлекательный образ почившего живо сохраняется и сохранится в нас. Никакие перемены и перевороты в жизни нашей не изгладят его из нашего сердца... Но не для одних, конечно, студентов тяжела разлука с о. Александром Михайловичем. Мы не говорим уже об его осиротелом семействе. Нужно иметь железные нервы, чтобы, при виде их тяжкого горя, остаться спокойным... Его жену и дочерей с трудом всякий раз отрывали от дорогого для них гроба... Погребение его (28 декабря) воочию показало чувства общей к нему симпатии. Церковь не могла вместить всех, желавших в последний раз поклониться праху почившего. Академическая корпорация в полном своем составе присутствовала при напутственном церковном обряде. Студенты почли нравственным долгом, долгом любви и благодарности, явиться в церковь. Масса прихожан наполнила храм и многое множество их буквально запрудили близ лежащие улицы... Заупокойную литургию совершал Ректор Академии, архимандрит Сильвестр. Обряд погребения совершал преосвященный Виталий, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, в сослужении трех архимандритов и многочисленного киевского духовенства. На литургии протоиерей Софийского собора Н.И. Флоринский произнес глубоко-прочувствованное слово, исполненное любви искреннего уважения к почившему. Не выдержал проповедник. Слезы лились по его старческому лицу... Перед началом отпевания предстал пред гробом наш церковный вития, В.Ф. Певницкий. Взволнованный, с слезами на глазах, он обратился к почившему с прощальною речью. Чувствами давнишней, глубокой дружбы, уважения и привязанности дышала речь оратора. После Евангелий говорил речь протоиерей И.Т. Экземплярский. Прекрасная речь его в ярких и сильных красках обрисовала образ почившего. После шестой песни ирмосов произнесена была речь студентов IV курса г. В. Скворцовым. Все речи характеризовали почившего, как человека здравого и сильного ума, необыкновенной доброты и правдивости Типичною чертою симпатичного характера его была простота, искренность и сердечность. Сильное впечатление производила торжественная обстановка погребения и прочувствованные речи ораторов. Многие из присутствовавших плакали. Когда же раздались слова церковной песни «плачу и рыдаю...» послышались и рыдания. Почти все присутствующие плакали навзрыд. Тело почившего, по желанию родных, было предано земле в пригородной слободке Приорке. Масса народа провожала гроб до самой могилы. Здесь речь и последнее «прости» от лица слушателей сказал ученик покойного, студент IY курса Л. Рождественский. Вечная память и вечное упокоение любимому наставнику, руководителю и другу учащегося духовного юношества»!..» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1884 года).
Литературная деятельность
В 1860 году началась и литературная деятельность Воскресенского: в «Руководстве для сельских пастырей» была напечатана его статья «О хождении на Св. Пасху с иконами». Затем его многочисленные статьи помещались в «Киевских епархиальных ведомостях» и в других изданиях. Особенно много он сотрудничал с «Воскресным чтением», которое некоторое время и редактировал. В этом журнале были напечатана статья: «Библейское учение о творении мира и современное естествознание» (1864.— № 49), а также интересные статьи по космографии, где он, с религиозной точки зрения, описывал такие явления в природе, как солнце, луна, солнечные и лунные затмения. В «Воскресном чтении» была помещена и часть магистерского сочинения Воскресенского: «Святые юродивые (Исторический очерк)» — 1862. — № 26. — С. 650—660; «Святые столпники» (1863. — № 28. — С. 548—555). Им были написаны несколько биографических очерков: «Кафедральный Киево-Софийского собора протоиерей Иван Михайлович Скворцов», «Некролог. Протоиерей Григорий Никифорович Крамарев», «Некролог. Священник I. Ф. Томашевский», «Некролог настоятеля Киево-Подольской Ильинской церкви, протоиерея Мина Трофимовича Жолткевича». В 1880 году в журнале «Воскресное чтение» был напечатан ряд его статей под заглавием «Современный социализм и собственность» (№ 30,31, 32,35,50 и 52), которые потом вышли отдельной брошюрой.
Владимиро-Суздальская епархия