Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
16.12.2018
06:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 551

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [336]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [189]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [42]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 8
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Деревня Малое Юрьево Муромского района

Деревня Малое Юрьево

Малое Юрьево — деревня в Муромском районе Владимирской области Российской Федерации, входит в состав Ковардицкого сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Картынь в 10 км на юго-запад от центра поселения села Ковардицы и в 10 км на запад от Мурома.

Погост Василия Кесарийского

«Погост Василия Кесарийского или, как обыкновенно его называли, «Василий Великий», находится в 112 верстах от губернского города и в 10 от уездного (Муромский уезд)».
Местное предание объясняет основание погоста следующим образом: когда-то был здесь монастырский хутор (Муромского Спасского монастыря), где жили монахи, управлявшие соседними монастырскими вотчинами — деревнями Абрамовой, Михайловой и Выползовой, которые были монастырскими. Но достоверность этого предания не подтверждается никакими документами.
В писцовых книгах 1629-30 гг. о погосте отмечено следующее: «на погосте церковь во имя св. Василия Великаго с приделами в честь Архангела Михаила и св. Николая Чудотворца, другая церковь теплая во имя св. в.-муч. Параскевы; обе церкви деревянныя — „строение мирское". При церкви в то время были 3 священника, 3 дьячка и 3 пономаря, просвирница; на церковной земле было 4 двора бобыльских; пашни церковной 50 четв., перелогу 80 четв., лесу пашенного 20 четв., сена 10 копен и лесу непашенного 20 десятин".
Таким образом Васильевский погост в начале XVII века был уже центром довольно крупного прихода.
Насколько велик был в XVII столетии Васильевский приход, это можно видеть из окладных Рязанского епископа за 1676 г., где сказано следующее: «Церковь Василия Кесарийскаго в погосте. У тое церкви дворы: попа Максима, попа Захария и попа Никифора, двор дьяконский, пономарский, просвирницын, 2 двора бобылей на церковной земле да сельцо Охсево, а в нем 4 двора помещиковых да двор задворнaro слуги да крестьянских 25 дворов (в кон. XIX в. здесь 29 дворов), да сельцо Пансырево, в нем 5 дворов помещиковых, да семь крестьянских и 1 бобыльский (в кон. XIX в. здесь 10 дворов), деревня Окулово, в ней 30 дворов крестьянских (в кон. XIX в. здесь 67 дворов), дер. Бабкино, в ней 20 дворов крестьянских и 4 бобыльских (в кон. XIX в. на пустоши Бабкиной 1 двор), да сельцо Катышево, а в нем 5 дворов помещиковых (в кон. XIX в. здесь 41 двор), дер. Пестенино, в ней двор помещиков, а в нем живет дворник, да крестьянских 10 дворов (в кон. XIX в. здесь 111 дворов), д. Соболево, а в ней 14 дв. крестьянских (в кон. XIX в. здесь т 14 дворов), д. Выползово — 12 дворов крестьянских (в кон. XIX в. здесь 21 двор), да сельцо Чабышево, а в нем двор помещиков, на том дворе 3 избы, где живут люди его, да двор прикащиков да 33 двора крестьянских, да сельцо Популино, в нем двор боярский, где живет прикащик, на том же дворе три избы, а в них живут дворовые люди да 20 дв. крестьянских, да сельцо Ново, в нем двор помещиков, двор прикащиков да 7 дв. Крестьянских, да сельцо Грибково, в нем двор помещиков да 27 дворов крестьянских (в кон. XIX в. здесь 41 двор. По писцовым книгам 1629—30 гг. Грибково значится старинной родовой вотчиной Максима Михайлова Плещеева; в нем тогда были — двор вотчинников, прикащиков, 4 дв. крестьянских и 4 бобыльских.), д. Обрамово - 19 дв. крестьянских (в кон. XIX в. здесь 32 двора), д. Михайлово, в ней двор монастырский, двор прикащиков, 20 крестьянских и 1 бобыльский (в кон. XIX в. здесь 37 дворов), да сельцо Меленки, в нем 5 дворов помещиковых (в кон. XIX в. это сельцо не существовало уже), да сельцо Юрьево, в нем 3 двора помещиковых и 5 крестьянских (в кон. XIX в. здесь 14 дворов), да сельцо Большое Юрьево — 3 дв. помещиковых и 10 крестьянских (в кон. XIX в. здесь 38 дворов), сельцо Коржавино, 2 двора помещиковых и 6 крестьянских (в кон. XIX в. здесь 24 двора), да д. Буянково - 3 дв. крестьянских. Да по их поповой сказке земли по 40 четв. в кон. XIX в. в поле, сенных покосов 82 копны, а крепостей на ту землю и на сенные покосы не положили. По окладу данных денег 8 рублей 10 алтын».
Всего же в Васильевском приходе в 1676 г. было 32 двора помещиковых, 1 монастырский, 3 двора прикащиковых, 7 дв. дворовых людей, 268 дв. крестьянских и 6 бобыльских.
Из этой подробной описи Васильевского прихода не видно, сколько храмов и какие именно были в Васильевском погосте в 1676 г. Из писцовых книг 1629 -30 гг. мы видели, что здесь было два храма, из коих один был трех-престольный. В 1731 году оба эти храма сгорели,— но каким-то образом, как видно из храмозданных грамот, сохранился придельный храм во имя архистратига Михаила. В этом храме и совершалось богослужение до 1740 г.
В 1740 г. выстроен был прихожанами новый деревянный храм во имя Василия Великого; в 1742 г. к нему был пристроен придел в честь св. в.-муч. Параскевы.
В 1780 г. вместо этого храма построен был новый с тремя престолами: главный во имя св. Василия Великого, а в приделах во имя св. Николая Чудотворца и св. в.-муч. Параскевы.
В 1790 г. был перестроен храм во имя Архангела Михаила, сделан теплым, но освящен был уже в честь Казанской иконы Божией Матери. Эти две деревянные церкви существовали в погосте до построения каменного храма.
Постройка каменного храма продолжалась более 30 лет: с 1830 до 1857 г., тем временем деревянная церковь была разобрана — теплая в 1840 г. и холодная в 1855 г., лес же был употреблен на обжигание кирпича для строящегося храма.
В каменном храме устроено три престола: главный в честь св. Василия Великого, в приделах теплых во имя св. Николая Чудотворца и св. в.-муч. Параскевы. Иконостас главного храма в стиле ХVIII в., пожертвован сюда из Борковской пустыни, а в пустыни устроен на средства епископа Астраханского Мефодия. Высота иконостаса 28 аршин; царские врата резные из цельного дерева.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь в кон. XIX века снабжена была достаточно. Из св. икон самая древняя храмовая икона св. Василия Великого в житии, потом Казанская икона Божией Матери. Обращала на себя также внимание шитое изображение Снятие со Креста. Хранилось напрестольное Евангелие — печати 1677 г. и напрестольный серебряный крест с надписью: «сей крест животворящий изволением Божиим обещанием раба Божьего Симеона Григорьева сына Панцырева слит в богоспасаемом граде Киеве в лето 1738-е ко престолу христианскому и к церкви Василия Кесарийскаго и на помощь просящих христиан от св. печерских Чудотворцев 24 мощей».
Причта по штату положено — два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось — процентов с причтового капитала, от земли пахотной и сенокосной и от служб и требоисправлений до 1400 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 5 дес. 999 кв. саж., пахотной 150 дес. 1200 саж., сенокосной 10 дес. 1650 саж., неудобной 14 дес. 796 саж., всего 180 дес. 2246 саж.
Приход состоял из селец: Охеева (1 вер. от церкви), Малого Юрьева (1/2 вер.), Большого Юрьева (2 вер.), Каржавина (4 вер.), Катышева (4 вер.), Пестянькина (2 вер.), Окулова (Мелен. уезда — 4 вер.), Грибкова (Меленк. у. — 4 вер.) и Михайлова (Меленков. у. — 1 вер.) и деревень: Дмитриевки (5 вер.), Новоселки (6 вер.), Рамешек (3 вер.), Афонасова (6 вер.), Соболева (2 вер.), Панцырева (Меленк. у. — 4 вер.), Абрамова .(Меленк.. у. — 3 вер.), Выползова (Меленк. — 3 вер.), в коих по мировым ведомостям 189 г. числилось 2125 душ муж. пола и 2321 женского; из них раскольников 15 душ.
Сравнивая население прихода кон. XIX века с бывшим в 1676 г., мы видим, что это население возросло с 315 дворов на 555, не смотря на то, что некоторые селения выбыли из состава прихода, напр. Папулино, Ново, Чабышево.

В погосте имелась церковно-приходская школа, учащихся в 1896 г. было 36. Кроме того в приходе открыты 4 школы грамоты; учащихся в них 96.

Сельцо Юрьево-большое

Деревня Большое Юрьево расположена на правом берегу реки Кортань. По предположению старожила, Хайкова Ивана Ивановича, она была построена в XVII веке. Земли принадлежали помещику Евсею, у которого было два сына. Отец умер, не разделив свои земли между ними. Из-за этого начались распри между сыновьями. Старший отвоевал себе лучшие земли и на возвышении построил дом. В честь себя он и назвал поселение.
В кон. XVIII века по генеральному межеванию значилось: дворов 27, муж. 82, жен. 82, всего 164 души. В примечании записано: «на суходоле; дом господский деревянный; а дачею рек: Илемны – на правой, а Кортанки – по обе стороны, на коей мучная мельница о двух поставах; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, лес дровяной, крестьяне на пашне». Общего владения: Андрианы и Марьи Ивановых Борисовых, Афросиньи Яковлевны Юматовой и Прасковьи Ивановны Толстой.
В кон. XIX - 38 дворов, муж. 110, жен. 116, всего 226 душ. Последний помещик г. Гофмна. Господского дома не сохранилось.
Крестьяне занимаются хлебопашеством. Возле селения водяная мукомольная мельница. По зимам – промышляют извозом.
До Мурома – 10 ¼ вер., села Ковардиц – 6 1/3 вер. (Ковардицкая волость), камеры Земс. Нач. – 14 вер, пункта Булатникова – 14 1/3 вер. и платформы «Бурцово» - 13 вер.

Деревня Юрьево-малое

Младший сын помещика Евсея поселился в двух километрах от старшего. Земель у него было гораздо меньше, чем у брата. Так и появилось название поселения - Малое Юрьево.
В кон. XVIII века во время генерального межевания считалось 12 дворов, 26 муж., 28 жен., всего 54 души. В примечании находим: «на правой стороне речки Кортанки, на коей мучная мельница, о двух поставах, дом господский деревянный; а дачею реки Илемны – на левой стороне; хлеб и покосы средственны, лес дровяной, крестьяне на пашне». Владения: Афанасия Мироновича и Андрея Ивановича Борисовых.
В кон. XIX 13 дворов, 39 муж., 30 жен., всего 69 душ. Последними помещиками были: гг. Антоньевы.
По случаю песчаной почвы сельское хозяйство приносит скудные урожаи хлеба, а потому крестьяне промышляют извозчиками и извозным промыслами, а также разными черными работами в городе и соседних селениях.
До Мурома – 11 ¾ вер., села Ковардиц – 7 ¾ вер., камеры Земск. Нач. – 15 вер., пункта Булатникова – 13 ¼ вер. и платформы «Бурцово» - 14 вер.
В конце XIX — начале XX века сельцо Малое Юрьево входило в состав Ковардицкой волости Муромского уезда.
С 1929 года деревня Малое Юрьево входила в состав Пестенькинского сельсовета, с 2005 года — в составе Ковардицкого сельского поселения.
В 1932 году несколько бедняцких хозяйств объединились в сельскохозяйственную артель имени Крупской.

Численность населения: в 1859 г. – 75 чел.; в 1905 г. – 123 чел.; в 1926 г. – 207 чел.; в 2002 г. - 7 чел.; в 2010 г. – 16 чел.; в 2012 г. – 9 чел.


Церковь Василия Великого

В деревне находятся полуразрушенная Церковь Василия Великого (1830-1857) и деревянная действующая церковь Параскевы Пятницы.


Церковь Параскевы Пятницы

С 1995 года в деревне Малое Юрьево функционирует церковь в честь Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Церковь является подворьем Спасо-Преображенского мужского монастыря города Муром. На территории жилой дом, огород и хозяйственные постройки. На подворье живут, трудятся и молятся несколько послушников и трудников, ежедневно совершаются утренние и вечерние молитвы. Братия читают требы о здравии и упокоении. Литургия, к сожалению здесь пока невозможна, тем не менее, все требы – молебны, панихиды, проскомидия, псалтирь служатся своевременно и строго согласно церковному уставу, если нет возможности отслужить в Малом Юрьеве, то они совершаются в Спасо-Преображенском мужском монастыре.

На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее. Память великомученицы Параскевы Пятницы празднуется святой Церковью 28 октября по старому, 10 ноября по новому стилю.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (14.05.2018)
Просмотров: 261 | Теги: Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика