Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Певницкий Дмитрий Федорович, священник

Дмитрий Федорович Певницкий

Дмитрий Федорович Певницкий родился в 1828 году в Васильевском погосте (ныне Малое Юрьево) Муромского уезда. Отец его Федор Петрович Певницкий служил в погостовской церкви. Родной брат профессора КДА Певницкого Василия Федоровича.
Первоначальное образование получил в Муромском духовном училище.
В 1849 году окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1853 году - Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия.
Вступил в брак с Анной Ивановной Остроумовой.
31 октября 1853 года определён учителем логики, психологии и соединённых с ними предметов во Владимирскую духовную семинарию. Кроме этого, с 1854 по 1856 год преподавал французский язык. 1 сентября 1858 года назначен помощником инспектора семинарии.
7 января 1862 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Иванова Шуйского уезда и 22 сентября того же года назначен благочинным.
24 декабря 1863 года избран сотрудником комитета грамотности, 12 июня 1865 года - сотрудником Владимирского духовного попечительства.
16 июня 1867 года возведён в сан протоиерея и 18 декабря того же года переведён к соборной церкви города Вязники и назначен цензором проповедей и старшим благочинным.
18 апреля 1868 года назначен членом училищного совета, а 17 мая избран директором Вязниковского тюремного комитета.
С 14 июня 1868 по 14 июня 1873 года состоял председателем уездного училищного совета. С 15 декабря 1870 года проходил должность члена семинарского правления от духовенства. В июле 1871 года проводил ревизию Шуйского духовного училища.

Анна Ивановна Певницкая

Из Вязников. Корреспонденция Епархиальных Ведомостей. ("Владимирские Епархиальные Ведомости" Неофициальная часть № 10, 15 мая 1871)
Что это за женщины у этих христиан? С удивлением говорили не раз древние, лучшие язычники, гляди на семейное воспитание великих Отцов и Учителей церкви — Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Августина, первые добродетели которых были насаждены в них их благочестивыми бабками, матерями и сестрами. Не иссякли истинно — христианские жены и в нашил семействах, и особенно в тихой среде духовенства. Доказательство этого мы видели недавно, по случаю нечаянной кончины жены нашего о. Протоиерея Певницкого, о которой сожалеет и которую оплакивает весь город наш. В среду, 21 апреля, около полудня, с быстротой молнии разнеслась по нашему городу поражающая весть, что жена нашего Протоиерея Д.Ф. Певницкаго скончалась. Весть эта к общему прискорбью, оказалась справедливою, и весь город толпами двинулся к дому о. Протоиерея, почтить память умершей. Чем же заслужила такое почтение почившая?
Анна И. Певницкая, вместе с мужем своим, переместились на житье в наш город в январе 1868 года, из села Иванова Шуйского уезда, следовательно с небольшим три года тому назад, но и в этот не продолжительный период времени, семейство гг. Певницких обратило на себя всеобщее внимание. В этой чете все видели редко так нежно любящих супругов, а в лице Анны Ивановны — примерную мать, всеми силами души своей радеющуй о христианском благовоспитании своего семейства. Кроме того, в общественной сфере покойная успела всех и каждого заставить убедиться, что это — идеал женщины. Всегда кроткая, добрая, внимательная и ласковая — она служила примером для каждой жены, для каждой матери семейства и женщины. Эти-то достоинства, сраженные преждевременной кончиной, и так неожиданно, еще сильнее возбудили сожаление сограждан, из которых редкий не пришел отдать последний долг праху почившей, Анна Ивановна умерла 33-х лет от роду, оставив по себе 6 человек детей-малолетков - тяжелое бремя для овдовевшего супруга — священника!
Погребение умершей, совершенное всем наличным духовенством города, происходило сего дня 23-го числа апреля 1871 г. Во время выноса тела усопшей из дома в местный собор, мы видели громадную толпу народа и сотни глаз, из которых ручьями струились слезы сожаления — новое доказательство любви и уважения к умершей... На литургии, после заамвонной молитвы, надгробное слово было произнесено местным соборным священником о. Ф. Ив. Лавровым... По всему было видно, что почтеннейший о. Лавров, вот уже в продолжение нескольких лет сам испытывающий тяжесть вдовства, глубоко прочувствовал настоящее событие, и его слово поразило всех предстоявших в храме. Тело усопшей было сопровождаемо до Покровского кладбища тоже многочисленною толпою народа, в среде которого мы видели почтеннейших представителей города. Мир праху твоему, так рано почившая, лучшая наша жена!
С. К. В. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 10-й. 1871 г.).

22 ноября 1872 года Д.Ф. Певницкий избран ректором Воронежской духовной семинарии.

Проводы о. Протоиерея Д.Ф. Певницкого из Вязников в Воронеж, на должность Ректора семинарии

Ровно год назад (1872 год), как по городу Вязникам и его окрестностям разнесся слух, будто наш – всеми достойно уважаемый о протоиерей Д.Ф. Певницкий, предназначается в Ректора Воронежской Духовной семинарии. В продолжение этого года слухи то и дело менялись то в пользу, то против о. Протоиерея, и наконец только в конце декабря минувшего года, о назначении его на означенную должность получены были самые верные сведения. Между тем о. Протоиерей по свойственной ему скромности, не высказывался об этом,- и почти ни для кого неожиданно, только в Воскресенье 14 января, с церковной кафедры в своем прощальном слове высказался, что по распоряжению высшей власти, он действительно оставляет Вязники, где Господь дал ему прожить ровно 5 лет после перемещения сюда из села Иванова (г. Иваново-Вознесенск). Пять лет… по видимому не продолжительное время; но и в этот короткий срок о. Протоиерей, успел заслужить такое к себе расположение и любовь, что последнее его – прощальное слово, как неожиданность, поразило всех наших сограждан;- все как будто не хотели его перемещения; всем как-то неприятно было с ним расставаться,- один он, серьезно понимая и строго оценивая свое будущее, продолжал готовиться к отъезду, который предположен был о. Протоиереем в самом непродолжительном времени. Сколько нам известно, о. Протоиерей, желал уехать из Вязников 18-го января; но всегда благодарное и признательное ему духовенство стало упрашивать отсрочить поездку по крайней мере на стуки,- это делалось ввиду того, что духовенство желало в последний раз устроить задушевную беседу с ним, говоря иначе: духовенство, особенно городское не хотело отпустить его, не предложивши ему попутную «хлеб-соль». О. Протоиерей согласился на просьбу духовенства и 18-го числа был дан ему прощальный обед…
Таким образом 18 января 1873 года – день весьма памятный для Вязников и особенно для вязниковского духовенства,- в этот день совершилось скромное празднество, доселе еще здесь небывалое… В 9 часов утра начался благовест к поздней литургии, которую совершал один очередной соборный священник о. А.Я. Розанов.
Между тем во время литургии собрались в теплый Николаевский собор остальные священники города и даже некоторые из сельских. Во все время литургии о. Протоирей стоял в Алтаре по правую сторону св. Престола. Стечение предстоявших в храме было довольно значительное. По правую сторону Царских врат на аналое лежала икона Святителя и Чудотворца Николая в серебро-позолоченной ризе, приготовленная для поднесения о. Протоиерею. По окончании Литургии все собравшееся духовенство, во главе которого был сам о. Протоиерей, облачась в лучшие ризы, вышло для служения напутственного молебна; перед началом которого соборный священник о. Ф.И. Лавров сказал следующую речь:
«Днесь благодать Святаго Духа нас собра и вси вземше крест свой глаголем: благословен грядый во имя Господне.
Чистая любовь заставила нас, возлюбленный о. Протоиерей, усердно просит тебя, в последний раз быть нашим сослужителем и собрала в сей святый храм искренно почитающих тебя пастырей и пасомых не только нашего богоспасаемого града, но и окрестных весей. Бог любы есть, пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает. Где любовь, там и Бог,- не обинуясь, по этому, речем: днесь благодать святаго Духа нас собра…
Горько нам быть в последний раз твоими сослужителями, горько думать, что ты хотя призванный к почестям и высшего звания, оставляешь нас почти без надежды на свидание с тобой в этом мире. Провожая в далекую страну отца, друга или брата нельзя не печалиться,- трудно удерживаться от слез; а ты был для нас отцом, другом и братом,- благосердным начальником и мудрым наставником. В одном грустном воспоминании у нас останутся редкие качества чистой,- души твоей, которая не знала лести и лукавства и не терпела не согласия фарисейского между мыслью и словом… Самые преимущества власти и чести, ума и сердца, которыми ты много возвышался перед нами, не изменяя смиренномудрого твоего характера. Гордость, любящая окружать себя суетным тщеславием, угнетением слабых, раболебством подчиненных, была недоступна твоему сердцу. При безукоризненной своей жизни и крайней строгости к себе, как сострадательно и снисходительно относился ты к слабостям и проступкам согрешающей братии своей, вразумлял и исправлял ее, не карою суда,- не страхом наказаний,- но своими отеческими, учительными, из сердца исходящими наставлениями. Ты был врагом сутяжничества, ссор, несогласий и всех нестроений общественных, а среди враждующих являлся истинным миротворцем. Ты нам не начальник был, а отец, соединяющий нас всех в одну дружественную, мирную и единодушную семью…
Теперь ты нас оставляешь, и своим удалением возлагаешь на нас крест скорби и лишений. Тяжел этот крест; но в кресте есть сила, дарующая игу его благость и бремени его легкость. По этому, все мы и говорим дерзновенно: Благословен грядый во имя Господне. Горечь предстоящей разлуки да усладится мыслью, что нашего доброго сослужителя, ведет сама рука Господня. Дивны и неисповедимы пути Твои Господни! Ты искусил его в горниле всякого рода испытаний,- в болезнях, лишениях, скорбях, в тягчайших семейных потерях,- в разнообразных и многотрудных опытах жизни,- и наконец призывает к высшему служению. Как некогда Моисея Господь вел из страны в страну, призывая от подвига к подвигам, от мудрости египетской к пастырскому служению, от пастырского служения к обязанностям вождя Богоизбранного народа; так и тебя, возлюбленный собрат наш, Господь ведет из страны в страну, из града в град призывает от подвига к подвигу, от науки к пастырскому служению, а от сего служения к обязанностям руководителя будущих пастырей святой церкви. Тернисты и стропотны иногда были пути твоей страннической жизни; но ты всегда шел и теперь идешь во имя Господне, с благословением Божиим. Вступая на новое место служения своего и приемля от Бога высшую честь, ты, как некогда св. Димитрий, при вступлении на Ростовскую паству, положа руку на сердце, может сказать: дверьми приход, а не прелазя инуде; не исках, но по искан бе. Да совершится всеблагая воля Божия! Никто же вжег светильник, поставляет его под спудом; но на свещнице,- да светит всем, иже в храмине суть. Да не смущается сердце твое досточтимый о. Протоиерей от предлежащих высоких и многотрудных обязанностей. Уроки Евангельской мудрости и добродетели почерпать и их своим питомцам передавать ты будешь под руководством Богомудрых святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского в благоухании святыни почивающих и на месте земного служения их, по их святому примеру будешь сам умудряться и другим умудрять во спасение о Христе Иисусе Господе нашем.
Призовем молитвой ко Господу на главу твою, возлюбленный о. Протоиерей, благословение неба и земли. Ангел хранитель да предъидет и благоустроит путь твой пред тобою во славу Божию,- во благо как твоих детей – сирот, так и юных питомцев науки, вверяемых твоим отеческим попечением для приготовления на служение святой Церкви; в Воронежской стране да не встретишь ты горьких вод Мерры; но да обрящешь обетованную землю, текущую медом и млеком, услаждающими горести твоего скорбящего сердца и успокаивающими твои душевные тревоги. Так как любовь не ограничивается ни пространством, ни временем; то да сохранится и укрепится взаимными молитвами пред Богом сей священный союз мира и любви, который нас с тобой соединяет от ныне и до века!??»

Во время молебна на эктениях диакон поминал в известных местах имя Протоиерея Димитрия, который в конце молебна молитву с коленопреклонением читал сам; а по окончании оной, Введенской градской церкви священник о. Нарбеков Михаил Ксенофонтович. Войдя на амвон, экспромтом произнес речь, текст которой приблизительно, следующий:

«Многоуважаемый отец Протоиерей!
Наконец приблизилось время и разлучения нашего с вами. Собрались мы в сей святый храм, чтобы здесь молитвою о вашем здоровье и благополучном путешествии выразить по долгу благодарности чувства нашей признательности к вам за все добрые отношения ваши к нам и за тем с любовью и благопожеланием проститься с вами.
Не много – всего пять лет судил нам Господь пожить с вами; но пред Богом вам свидетельствуем, что из воспоминаний этой жизни остается с нами одна добрая благодарная память о вас. Обращаясь назад – к этому прожитому вместе с вами времени, нельзя без благодарности не сказать, что это было доброе прошедшее время. Оно протекло у нас в постоянном мире; а это благо не оценимо было для нас: оно хранило наше спокойствие,- наше здоровье, оно составляло нашу честь и этим сокровищем мы пользовались благодаря вашим прекрасным качествам,- вашему просвещенному уму и доброму сердцу, коими проникнуты были все ваши отечески-начальственные отношения к нам с желанием добра, сделали много для нас добра и никто не скажет, чтобы кому-нибудь желали или сделали какое либо зло. Если кому нужно было вразумление, вы вразумляли своим прямым и правдивым словом; нужен ли был кому совет в служебных или частных неумениях – от вас всегда был искренний совет. Все это заставляет нас сказать в сии прощальные минуты, что нам очень жаль вас и грустно расставаться с вами, многоуважаемый о. Протоиерей, мы желали бы навсегда жить с вами, но Промыслу Божию угодно призвать вас к иному месту служения. Мы веруем, что Господь по неисповедимым судьбам своим, совершает перемену в жизни вашей и конечно совершает ее к лучшему устроению вашему. Да совершается над вами благая и премудрая воля Божия. Предавая себя в волю Божию и от души желая вам лучшего будущего, мы приемлем перемену вашу сколько с грустью, столько же и с радостью, с грустью потому, что в виде вашем мы лишаемся умного и доброго начальника,- с радостью – о вашем новом поприще более видном и влиятельном. На вас остановился светлый взгляд высшей власти,- вам указывается такой род деятельности, от которого с уверенностью много доброго и полезного может ожидать близкое нам – родное наше духовное юношество в деле его воспитания и образования. Нельзя по этому нам и не порадоваться за вас. Мы, наконец, радуемся, что вы – наш представитель становитесь почетным лицом,- сотрудником и деятелем в столь важном и великом деле образования и приготовления будущих пастырей Церкви Христовой».

После этих слов о. Нарбеков взял с аналоя икону Святителя и угодника Божия Николая и поднося ее к о. Протоиерею продолжал:

«Примите многоуважаемый о. Протоиерей искреннее выражение чувств нашей глубокой преданности и сердечной признательности к вам. Желая выразить сии чувства, на самом деле как и сколько можем, мы предлагаем вам принять сию святую икону великого Угодника и Чудотворца Николая, да будет Он вашим спутником, хранителем и помощником во всей жизни вашей».

Приняв и поцеловав эту икону о. Протоиерей, обратившись к духовенству и всем предстоявшим в храме, прочувствованным и взволнованным голосом, краткими словами отвечал искренней своею благодарностью за добрые к нему отношения во все время его службы в Вязниках, а главное,- он высказал в особенно сильных словах свою сердечную радость за то, что между подведомым ему духовенством исключительно преобладал взаимный мир, которого и пожелал нам навсегда… На мой взгляд это были самые трогательные поражающие минуты расставания с любезным и любимым человеком-начальником. В это время мы видели в предстоящем народе много плачущих… грустно-торжественная минута!

По окончании молебна духовенство отправилось в дом священника Введенской градской церкви о. Нарбекова, где приготовлен был чай и обед. Сам же о. Протоиерей не-надолго заезжал в свой дом и, как кажется, только для того, чтобы оставить там поднесенную ему икону.
Что было переговорено во время чая и обеденного стола, в подробности передать трудно,- это был целый ряд взаимных – искренно-задушевных добрых пожеланий; это был родной – семейный разговор, где не бывает ни задних мыслей, ни затаенного недоброжелательства, ни поддельной лести…
Было уже около 2 ½ часов по полудни, когда обед близился к концу и в это время пишущий настоящие строки обратился к о. Протоиерею с следующими словами:

«Многоуважаемый и достойнейший о. Протоиерей Дмитрий Федорович!
Позвольте и мне, меньшему из братий моих, сказать вам на прощанье несколько задушевных слов… Я не смею и не буду восхвалять вашу служебную деятельность, чтобы тем не оскорбить ваше смирение,- я знаю, что похвала в глаза, особенно сказанная в таком собрании как здесь, может навлечь на себя тень лестного пристрастия. Среда. В которой вы в продолжение пяти истекших лет вращались, мне кажется, была не на столько посредственна, что при вашей благоразумной опытности в деле администрации не составляло особенных затруднений управляться с нею так, как требовали этого долг, совесть и честь, а от того, мы редко видели. Чтобы дух ваш возмущался какой-нибудь неурядицей. Что в среде этой, отданной вашему присмотру в нравственном и духовно-административном отношениях был постоянный порядок, это видели все от последнего вашего подчиненного до высшей епархиальной власти. Таким образом от себя и известных мне, подчиненных вам, отсутствующих здесь я должен сказать вам одно искреннее, задушевное не лестное «Спасибо» за то, что вы были для нас истинно – добрым человеком, благоразумным администратором и всегда мудрый советник в наших недоразумениях,- говоря короче и откровеннее вы оставляете по себе добрую и продолжительную память. Как начальнику, мы иногда, может быть, делали вам неприятности, простите нам это своим пастырским прощением. Вообще же мне кажется, что мы расстаемся с вами в мире и любви. А чтобы эти отношения остались между нами надолго, умоляем вас, не забывать нас в своих молитвах, а мы никогда не забудем вас и таким образом Бог устроит, что мы будем жить хоть и в дальней с вами разлуке, но в ближайших отношениях по духу.
В заключение позвольте пожелать вам доброго здоровья на дальнее путешествие к многотрудному поприщу…»

Здесь о. Протоиерей снова высказал свою благодарность за добрые чувства и в заключение сделал краткое назидание о тех мерах, при содействии которых может между всеми и надолго сохраниться взаимный мир и дружба. За тем было провозглашено многолетие: Его Высокоблагословению отцу Ректору Воронежской Духовной Семинарии – Протоиерею Дмитрию Федоровичу Певницкому. Пением: «многая лета» заключился наш прощальный обед.

Уездное духовенство, находившееся в благочинническом округе о. Протоиерея, только из № 2 Влад. Епарх. Ведом. Убедилось в окончательном его перемещении и до сих пор крайне сожалеет, что не все знали о его сначала долго ожидаемом, а потом почти нечаянном отъезде. Мы и до сих пор слышим это сожаление от всех, с кем бы не случилось говорить по поводу отъезда о. Протоиерея.
в субботу 20 января около 6-ти часов вечера, снова все наличное городское духовенство собралось в доме о. А. Розанова – бывшем о. Протоиерея Певницкого и после новой задушевной беседы распрощалось с ним. Четверо священников ездили его провожать до станции железной дороги и после новых довольно трогательных прощаний усадили его в вагон,- напутствуя искренними благожеланиями.
Священник Константин Веселовский. г. Вязники.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 4 (15 февраля 1873)

В Воронежской духовной семинарии преподавал первую часть догматического богословия и основное богословие в V классе. Его требовательность, соединенная всегда с настойчивостью и строгостью, не нравилась воспитанникам Воронежской семинарии, которые невзлюбили своего ректора, и некоторые из них даже решились сделать покушение на его жизнь, взорвав порохом печку в его квартире.
С 1 сентября 1877 по 19 августа 1881 года состоял редактором Воронежских епархиальных ведомостей.
29 июля - 6 августа 1881 года переведён на ту же должность в Тамбовскую духовную семинарию. С 13 ноября 1881 по 3 июня 1883 года состоял редактором Тамбовских епархиальных ведомостей.
В 1881 году овдовел, оставшись с пятерыми малыми детьми в возрасте от 2-х лет до 15 лет. По поручению архиерея, согласно избранию, состоявшемуся в педагогическом собрании Правления семинарии, производил ревизию 1-го Тамбовского духовного училища.
В июне 1883 года, согласно прошению, уволен от духовно-учебной службы в распоряжение Московского епархиального начальства и зачислен в состав причта и 6 октября 1883 года назначен ключарём храма Христа Спасителя г. Москвы.
С сентября 1883 года преподавал до последних дней жизни уроки по Закону Божию в 4-й женской гимназии ведомства учреждений императрицы Марии.
2 апреля 1884 года перемещён на должность настоятеля Московского храма в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской площади.
С 1890 по 1897 год преподавал Закон Божий в женской гимназии госпожи Констан, в старших классах.
В 1901 году совершил паломничество в Иерусалим, служил в храме на Голгофе вместе с Иерусалимским патриархом.
Дмитрий Федорович скончался от болезни грудной жабы в Москве 21 февраля 1914 года. Похоронен на кладбище Спасо-Андроникова монастыря.

Использованные материалы:
"Ректоры Воронежской духовной семинарии" // Воронежские епархиальные ведомости, 1885, № 17, с. 599 - 601.
Никольский П.В., История Воронежской духовной семинарии, Воронеж 2011, Изд-во ВПДС "Образ", с. 416, 640.
Т. Ф, [Некролог] (+ Протоиерей Димитрий Феодорович Певницкий), Воронежские епархиальные ведомости, 1914, № 11 неофиц. часть, с. 308-311. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т.2: К-П. Киев, 2015, с. 483-486: https://www.academia.edu/19875021/
Город Вязники
Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери
Категория: Вязники | Добавил: Николай (28.09.2016)
Просмотров: 1609 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru