Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
01:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Муромского духовного училища

Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Муромского духовного училища

«Открытие Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Муромского духовного Училища.
В апреле месяце 1879 года между служащими при Муромском Духовном Училище возникла мысль — учредить Общество вспомоществовании бедным ученикам Училища. К участию в обсуждении проекта устава сего Общества приглашены были все священники муромских градских церквей, представители монастырей и некоторые светские лица. По внимательном обсуждении проекта устава, учредители обратились к Преосвященнейшему Феогносту, Еписколу Владимирскому и Суздальскому с просьбой принять учреждаемое Общество под его Архипастырское покровительство и препроводить составленный ими устав на утверждение высшей власти. Подобная же просьба о покровительстве возникающему Обществу послана была и Преосвященнейшему Иакову, Епископу Муромскому.
Архипастырь, Преосвященнейший Феогност вполне одобрил мысль об учреждении Общества вспомоществования бедным ученикам Муромского Духовного Училища и изъявил согласие ходатайствовать пред Святейшим Синодом об утверждении устава сего Общества; но предварительно сего ходатайства предложил сделать в уставе некоторые изменения и поправки, по сделанным Его Преосвященством замечаниям. В то же время производивший ревизию Училища Член—Ревизор Учебного при Святейшем Синоде Комитета ст. сов. С. И. Миропольский посоветовал с своей стороны сделать некоторые дополнения в уставе и, желая своим авторитетом поддержать возникающее Общество, имеющее столь добрую цель, изъявил желание сделаться Членом Общества по открытии его. Исправленный согласно замечаниям Его Преосвященства и Ревизора устав Общества 25 мая 1879 года препровожден был на утверждение Святейшего Синода, который переслал его в Министерство Внутренних Дел. 20 сентября 1880 года устав Общества, после многих исправлений, быль утвержден Товарищем Министра Внутренних Дел и через Муромского уездного Исправника возвращен Смотрителю Училища.
По отпечатали устава, 14-го ноября 1880 г. совершено было, с разрешения и благословения покровителей Общества, Преосвященнейших: Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского и Иакова, Епископа Муромского, самое открытие Общества. Для сего заранее были разосланы приглашения не только ко всем, подписавшим устав Общества до его утверждения, но и к другим лицам, напр. городскому голове, председателю земской управы, директору реального Училища и др. В 1 часу дня, 14 числа ноября, собрались в здание, занимаемое Духовным Училищем, пожелавшие быть членами учреждаемого Общества и сочувствующие такому учреждению разные лица духовного и светского звания, всего в количестве 32 лиц. Собрание открыл Смотритель Училища следующею речью:
«Достопочтеннейшие отцы и братия, Милостивые Государи!
Цель настоящего собрания — поставить на практическую почву предположение об оказании материальной помощи нуждающимся ученикам Муромского Духовного Училища. Возникшая первоначально в небольшом кружке лиц, которые по своим обязанностям близко соприкасаются с нуждами учеников, мысль об оказании им помощи в их нуждах совокупными силами добрых людей встретила общее сочувствие: решено было учредить Общество вспомоществовании нуждающимся, и многие из вас, здесь присутствующих, записались в члены зарождавшегося Общества. Ныне эта добрая мысль получает осуществление: выработанный в 1879-м году устав Общества вспомоществовании нуждающимся получил утверждение правительства, и Общество должно открыть свои действия.
Позволю себе остановить Ваше внимание на положении учеников Муромского Духовного Училища: многие из них действительно нуждаются в помощи со стороны благотворителей. Из 192 учеников, состоящих в настоящее время в Училище, детей священников 74, детей диаконов и псаломщиков 75, сирот и детей заштатных священно- и церковно-служителей 34, дворян и чиновников 4, крестьян, мещан и почетных граждан 5. Как и сами Вы изволите усмотреть отсюда, большинство из них — бедняки, вовсе или почти не имеющие средств к содержанию себя в Училище, так как 70—150 р., получаемые псаломщиками, едва-ли кто признает достаточными средствами для содержания себя с семейством и детей в Училище. От этого нередко терпят лишения не только сироты, не имеющие, кроме пособия из епархиальных сумм, никаких других источников к содержанию себя, но и дети церковно-служителей и даже священно-служителей. В настоящее же время, с значительным возвышением цен на жизненные припасы, преимущественно же на предметы первой необходимости, каковы: мука, крупа и т. п., а вследствие того — и на квартиры, пребывание в Училище детей—сирот на одном пособии из епархиальных сумм, а детей бедных родителей на сокращающихся доходах их отцов становится почти невозможным. От этого-то и причетники не все отдают своих детей в Училище! Представим себе чего стоит ежемесячное содержание ученика в нашем Училище при самой скромной обстановке: квартира — 2 р., пища: муки ржаной от 30 ф. до 1 пуда на 1 р. 24 к. до 1 р. 65 к., 1/8 меры круп 67 коп., масла постного и скоромного (по 1 ф.) на 47 к., освещение 8 коп. (1 ф. керосину), бумаги и чернил на 10 коп., итого на каждого ученика ежемесячно нужно от 4 р. 56 коп. до 4 р. 97 коп. При этом я еще не считаю одежды, обуви, покупки некоторых учебных книг и т. и. Где же возьмет себе ученик — сирота или сын бедного причетника средств даже на такое содержание? Пособие из епархиальных сумм? — Вот оно: 4 ученика получают в месяц по 3 р. 50 коп., 7 — по 3 р., 19 — по 2 р. 50 к., 10 — по 2 р. и 11 — по 1 р. 50 к.; средним числом падает этого пособии на каждого из сирот около 2 р. 64 коп., а на каждого из бедных отцовских детей 1 р. 70 к. в месяц; притом из отцовских детей пособие дается только одному из двоих или троих обучающихся,— и если одному,— то по случаю какой либо особенной нужды, наприм. пожара, так как всем нуждающимся Правление Училища по своим средствам не может дать пособия. Откуда же, повторю, взять ученику средств на удовлетворение самых существенных своих нужд по содержанию себя в Училище, при недостатке получаемого пособия? Собственным трудом, напр. уроками, он, разумеется добывать не может по малолетству. От этого-то и нуждаются дети так много: и одежда-то плоха, иногда совсем не по времени года, наприм. зимой ходят в осеннем пальто, и обувь-то развалилась, так что ходить нельзя, и в книгах-то иногда недостаток и т. п. Припоминаю по этому поводу один, впрочем не единичный, случай из недавнего прошлого. Прихожу и на самую бедную квартиру (ценою в 1 р. 25 к.), где если трое встанут радом, то займут всю ширину квартиры. На вопрос, обращенный к одному из учеников, почему он не был сегодня на уроках, он ответил, что ему не в чем ходить. Действительно, по осмотре сапог его, оказались никуда негодными: голянищи совсем оторвались, а подошвы протоптались. Как же, спрашиваю, ты ходил доселе? (А дело было глубокой осенью). Да так же! Сапоги-то мои ведь точно штиблеты, а в штиблетах ходят же! — Ученик получал пособия из епархиальных сумм по 2 р. в месяц. Затратив на покупку сапог 3 р. 50 к., что ему оставалось делать? Чем питаться и чем платить за квартиру в течение почти двух месяцев? Мать сама крайне бедствовала и, к концу года, по недостатку средств к содержанию, взяла его из Училища. Положение крайне жалкое!..
Прииди же, святая благотворительность, на помощь нуждающимся детям, да воспитываются они на служение церкви и отечеству, не испытывая особенных лишений в существенных своих потребностях!
Приступая же теперь к организации Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Муромского Духовного Училища, помолимся Господу Богу, да ниспошлет Он, Милосердый, свое благословение на возникающее дело и да отверзет Он сердца людей к благотворению».
Непосредственно после речи Смотрителя совершено было молебное пение Спасителю, Божией Матери и благоверным князьям: Константину, Михаилу и Феодору, Петру и Февронии, Муромским чудотворцам. Молебен служил Архимандрит Спасского монастыря Антоний в сослужении 2-х преподавателей Училища — священников А. Нардова и В. Варваринского. При конце молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, Государю Наследнику Цесаревичу, Государыне Цесаревне, В. К. Николаю Александровичу и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Преосвященнейшим покровителям Общества Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому и Иакову, Епископу Муромскому, и наконец открывающемуся Обществу. Молебен пели избранные ученики Училища. По окончании молебна ученики пропели: «Боже, Царя храни» (слова Жуковского) и «Многи лета, православный Русский Царь».
Тогда собравшимся предложено было записаться в члены Общества и показать цифру взноса от каждого из них в кассу Общества. Подписка дала следующие результаты: 2 записали взнос пожизненных почетных членов (Архимандрит Антоний единовременно 60 p. и Смотритель Училища Орлов 50 р. единовременно), 17 — Почетных членов, из коих взнос одного — 6 р., 4 по 5 р. и 12 по 3 р.; в действительные члены записались: 4 со взносом 2 р. и 9 со взносом 1 руб. Всего таким образом взноса от присутствовавших в собрании 189 р.; сверх того поступило к Смотрителю Училища для внесения в кассу Общества от покровителей Общества Преосвященнейшего Феогноста 25 р. и Преосвященнейшего Иакова 50 р. и 4 р. от не присутствовавших в собрании членов Общества.
По производстве записи в члены Общества, всеми наличными (32) членами Общества произведено было баллотирование Председатели общего собрания, каковым избран посредством закрытой баллотировки настоятель Муромского Спасского монастыря Архимандрит Антоний (+24, — 7). Другие, указанные по запискам, кандидаты отказались баллотироваться. Затем под руководством избранного Председатели приступлено было к избранию Председателя и 5 членов Правления. В Председатели баллотировался и избран большинством (+21,—10) 2/3 голосов тот же Архимандрит Антоний; членами большинством 2/3 голосов избраны: Помощник Смотрителя Ф. П. Магницкий (+27,—4), Муромский нотариус, купец В. М. Русаков (+27,—4), штатный смотритель Муромских училищ В. В. Соболев (+24, — 7) и священники Казанской церкви А. И. Орфанов (+24,— 7) и Козмодамианской — H.П. Валединский (+21,—10). Об утверждении избранных Председателя и членов Правления решено было представить, согласно примеч. к § 18 Устава, покровителю Общества, Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому. В виду позднего времени дня, так как многим из присутствовавших в собрании членов нужно было отправиться к вечернему Богослужению, решено было на этот раз ограничиться избранием должностных лиц, а составление инструкции Правлению отложить до следующего общего собрания, которое имеет быть по утверждении состава Правления.
Орлов» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1-го февраля 1881 года).

***

Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Муромского духовного училища существует десять учебных лет,— и 7-го октября 1890 г. праздновало свое десятилетие. Для этого некоторые члены Общества, с председателем правления во главе, собрались в Николозарядскую церковь, где член правления Общества, протоиерей И. А. Смирнов совершил божественную литургию, на которой молитвенно помянуты были и скончавшиеся члены Общества. За литургией присутствовали все воспитанники училища, получавшие пособие из сумм Общества. По окончании литургии совершено было молебное пение «о получении прошения», за которым присутствовавшие принесли благодарное Господу Богу моление о получении благодеяний Его через существующее 10 лет Общество и помолились о здравии и долгоденствии остающихся в живых благотворителей — членов Общества, которым при конце молебна и провозглашено было многолетие. После молебна пропета была панихида по скончавшихся: покровителе Общества и пожизненном почетном члене Епископе Иакове, пожизненных почетных членах — схимонахе Авраамии (б. архимандрите Антонии), иеромонахе Арсении (Кохомском), протоиерее Павле (Солярском) и болярине Аполлонии (Дьяконове),— членах Общества — иерее Николае (Валединском), болярине Александре (Замыцком, отказавшем на нуждающихся учеников по духовному завещанию 100 р.) и других скончавшихся членах Общества. Все ученики усердно молились за усопших благотворителей, стоя с зажженными свечами.
Вечером, в 6 часов, в помещении правления духовного училища, состоялось общее годичное собрание членов Общества. Всех членов собралось 22 лица. Председателем собрания избран был председатель правления Общества, Муромский уездный исправник В. С. Лучкин. Собранию предложен был непременным членом и делопроизводителем правления отчет о деятельности общества за истекший 1889—1890 год, десятый существования Общества. Из отчета усматривается, что Общество в этом году достигало своей цели: из поступивших в кассу его сумм 350 р. 25 к. употреблено на вспомоществование 43 нуждающимся ученикам в размере от 3-х до 40 рублей и что в распоряжении Общества имеется 2549 р. 3 к. запасного неприкосновенного капитала и 373 р. 80 к. на расходы в предстоящем году. В собирании пожертвований принимал особенно горячее участие новый председатель правления В.С. Лучкин, собравший по подписному листу 102 руб. О смерти пожизненного почетного члена Общества, С.-Петербургского протоиерея П.Ф. Солярского отчет вспоминает с выражением глубокого сожаления.
По прочтении отчета, ректор изложил перед общим собранием свои мысли по поводу десятилетия Общества. Он сказал следующее:
«С Божиею помощию Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Муромского духовного училища просуществовало десять лет. Позволительно теперь остановиться на судьбе его за истекшее десятилетие и поискать в ней указаний на предстоящее будущее.
В апреле 1879 года в маленьком кружке служивших в Муромском духовном училище лиц возникла мысль — учредить Общество вспомоществования нуждающимся ученикам. Мысль скоро перешла в дело, будучи горячо поддержана явившимся вскоре на ревизию в училище членом — ревизором учебного при Св. Синоде Комитета С. И. Миропольским,— а 14-го ноября 1880 года, по надлежащем утверждении устава Общества, Общество появилось на свет и получило свою организацию. 32 человека явились учредителями в день открытия Общества, и 189 руб. собралось первоначального капитала. Малое зерно производит дерево, большое или малое. И наше Общество стало расти и расти, посильно осуществляя намеченные цели; в десять лет выросло дерево, и в ветвях его могут находить пищу нуждающиеся в ней. Нe велико, правда, дерево, но судя по прошлому подает надежду на прочность корня.
Небольшой кружок учредителей разросся многими ревнителями и добротолюбцами,— многими — говорю относительно: наша лодочка и вообще-то не велика и едва заметна, и река, по которой ей приходится плыть, не глубока и не длинна! И плыли мы тихохонько,— и вот чего достигли: небольшой капитал в 189 р. возрос и ныне представляет порядочную цифру — 2549 р. 3 к. запасного капитала и 373 р. 80 к. на расходы наступающего года, т.е. всего 2922 р. 83 коп. А сколько за эти годы утерто слез крайней бедности! Вот учится год, два, три мальчик, и очень недурно. Вдруг умирает отец: средств после него ни гроша! Где и как жить, куда направиться? Помощь, собранная по копейке, утирает слезы сироты, и ученик продолжает учиться обеспеченный в самом необходимом, пока не дойдет до заведения, где будет обеспечен во всем. Это — не единичный случай. За 10 лет можно указать на многих учеников, встретивших в Обществе необходимую помощь, без которой совсем не могли бы продолжать своего образовании. Вот напр. М. Добротворский, ныне отлично успевающий в V классе семинарии на казенном содержании. Как сирота-иносословный, он остался совершенно без всяких средств и только в Обществе мог найти средства к содержанию своему (66 р.) В таком же точно положении находились: недоучившийся К. Веселовский — сын чиновника казначейства, оставшийся по смерти отца круглым сиротой и получивший пособия 88 руб., М. Тихонравов, ныне с успехом обучающийся в I классе семинарии и содержавшийся в течении пятилетнего обучения в училище на средства Общества, которых ему было отпущено всего 190 р. Или вот случай: сын крестьянки-солдатки по милости сердобольного человека помещается в училище и учится хорошо; сострадательный человек обеспечивает его во всем. Но вдруг он умирает... У мальчика — нет ничего! Мать в прислугах. Общество приходит к несчастному на помощь,— и мальчик (Колесов) кончает училищный курс и на казенном содержании продолжает учиться в семинарии. Это примеры — и не единичные — из жизни иносословных учеников нашего училища. Дети духовенства — сироты и бедные — имеют пред ними значительное преимущество: они пользуются пособием из епархиальных средств (сироты получают до 4—4 ½ —5 руб. в месяц; бедные отцовские дети по 2—3 р. в месяц). И таким нужна помощь Общества: им недостаточно назначаемого из епархиальных сумм пособия,— и Общество приходит на помощь, давая добавочное пособие из своих средств для того, чтобы составилось у сироты до 5 руб., а у отцовского сына до 3—4 р. в месяц. Но вот ученик плохо учился, — и его оставили и, как малоуспешного, лишили пособия. У матери взять нечего,— она сама едва сыта; родных богатых нет. А учиться хотелось бы еще попробовать: гроза удаления из училища очень страшна и является желание учиться лучше прежнего; с другой стороны и сознание, что идти домой совсем не за чем, располагает к усилению прилежания и усердию в занятиях. Как же быть? Общество является на помощь, пока улучшившиеся успехи не дадут бедняку - сироте возможности получить епархиальное пособие. Или вот недавний случай. После торжественного молебна пред началом учения является заштатный причетник и просит принять его сына в училище. Читает мальчик с грехом пополам; глядит дикарем; одет плохо. С снисхождением принимается в училище. Отец уходит и спит на чужом дворе, а мальчик сунут на другом незнакомом дворе, где и квартира-то еще только предполагалась к открытию,— без гроша денег, не имея ни куска хлеба, ни книг, ни бумаги, и т. п. и даже не зная, куда выйти и где искать отца! На утро, по указанию добрых людей отец отыскал сына, чтобы только проститься, и ушел домой, а сын питайся чем хочешь и учись по чему хочешь... Да, не мало имеется не прикрытой наготы! Общество здесь и в других подобных случаях должно прийти на помощь. И оно приходило на помощь в течении истекших десяти лет: им оказано вспомоществование за это время в большей или меньшей мере 173 ученикам, и на вспомоществование нуждающимся израсходовано 4483 р. 95 коп., т.е. средним числом по 25 р. 90 к. на каждого.
Откуда же взялись средства у Общества и какими путями оно их собирало? Птица собирает по зернышку и сыта бывает; пчелка собирает по цветикам микроскопические доли и строит соты меда. И Общество собирало по мелочам: всякое пожертвование, даже самое малое, принималось с благодарностью. Крупные пожертвования пожизненных почетных членов целиком заносились в запасный капитал, и только проценты с них ежегодные употреблялись на расходы; мелкие же пожертвования и членские взносы поступили на удовлетворение текущих нужд (за исключением 20 %, отчисляемых по уставу в запасный капитал). Таких крупных жертвователей с особенной признательностью нужно вспомнить при настоящем случае,— и прежде всех покровителей Общества — Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, и собственными приношениями 85 р., и отчислением на наше Общество 65 р. из присланных в распоряжение Его Высокопреосвященства от щедрот Его Высокопревосходительства Г. Обер-Прокурора Св. Синода, д. т. с. К. П. Победоносцева, и Преосвященнейшего Иакова, Епископа Муромского, пожертвовавшего при открытии Общества 50 р. и за тем в течении следующих трех лет еще 75 р. Столь же великой признательности в этот день десятилетних воспоминаний заслуживают щедроты Его Высокопревосходительства Г. Обер-Прокурора Св. Синода, д. т. с. К. П. Победоносцева, приславшего в 1882 г. в Общество 150 р. из вырученных от продажи брошюры «Доброе слово к воспитанникам духовных семинарий и академий по поводу нынешних событий» и в 1884 г. 65 руб. Принятие им звания пожизненного почетного члена Общества доставляет великую честь Обществу, смиренно работающему в далекой провинциальной глуши. С благодарным чувством воспоминаем и Высокопреосвященнейшего Савву, Архиепископа Тверского и Кашинского, бывшего в течении почти шести лет учителем Муромского дух. училища и пожертвовавшего в год открытия Общества 25 руб., а потом билет в 100 руб. Не меньшей благодарности заслуживали при жизни и вечного поминовения ныне, по смерти их, заслуживают: 1) Покойный протоиерей церкви Императорского С.-Петербургского университета П. Ф. Солярский, единовременно пожертвовавший 200 р. и затем продолжавший пещись об Обществе до самой кончины своей, последовавшей в этом году, ежегодными взносами по 15 р., и таким образом пожертвовавший всего 275 руб. 2) Покойный же ныне Д. Т. С. барон А. А. Штиглиц, приславший в кассу Общества 200 руб. Вместе с ними вечная память и бывшему учителю Муромского духовного училища А. В. Кохомскому (иеромонаху Арсению) отдавшему в Общество 83 р. 94 к. причитавшегося ему жалованья за время летней вакации, и первому председателю правления архимандриту Антонию (схимонаху Авраамию), пожертвовавшему 60 р. из своих средств и доставившему 30 р. пожертвований других добрых дателей. Признательности заслуживают: бывший помощник смотрителя Муромского духовного училища протоиерей И. М. Смирнов, пожертвовавший единовременно 50 р. и не перестающий поныне содействовать Обществу и сбором пожертвований от других и своими приношениями,— д. с. с. Ф. Н. Кладо, архимандрит Мисаил, игумен Иероним, б. ученик училища В. С. Казанский и др. Но пожертвования сих лиц, как я сказал, составили запасный капитал Общества,— его, так сказать, основной фонд; расходы текущие покрывались мелкими текущими сборами. Здесь на первом плане стояли пожертвования от духовенства, церквей и церковных старост, собиравшиеся ежегодно о.о. благочинными Муромского духовно-училищного округа и некоторыми членами-соревнователями. Всего ими было собрано 1753 р. 80 к. Внимание, таким образом, к Обществу оказывали в течении истекших десяти лет не только высокопоставленные лица, но и такие, которые от усердия к доброму делу могли вносить лепты. И оным признательность, и сим - благодарность! И чрез тех и других в кассу Общества в 10 лет поступило 7404 руб. 3 коп.
Здесь не лишне упомянуть, что не мало поступило денег от концертов, дававшихся в пользу учеников нуждающихся. В течении 10 лет было устроено 9 концертов, доставивших 1151 р. 35 к. чистого сбора. Благодарность глубокая всем, принимавшим такое или иное участие в концертах!
Рассматривая общую цифру поступлений по годам, приходит к такому заключению, что первая половина десятилетия была лучше последней: средняя ежегодная цифра прихода в первой равна 888 р. 53 к., а во второй 592 р. 27 к. Очевидно, во вторую половину десятилетия усердие ослабело и энергии в сборе пожертвований стало меньше. Невольно здесь припоминается заявление некоторых публицистов, что русский человек горячо принимается за дело только на первых порах, а потом остывает. Значит, мы — истинно русские люди! И вот, если рассматривать списки членов Общества за истекшее десятилетие, то увидим полное подтверждение этой мысли. В списках мы больше всего встретим массу духовных лиц: видно, что отцам близко знакома нужда детей их или знакомых им учеников: видно, что они дорожат процветанием Общества в надежде, что при несчастии и их дети могут надеяться на вспомоществование Общества. Но нередкая перемена фамилий в списке показывает, что члены переменяются быть может, с переменой к месте обучения детей их. Бывшие питомцы училища, занимающие должности по другим губерниям, на первых порах дружно откликнувшиеся на призыв правления, в последнее время становятся все глуше к напоминаниям правления, а новоприглашаемые из молодежи, недавно окончившей учение и поступившей на службу, оказываются и совсем глухими,— не подают ни гласу, ни послушания на зовы правления. Приблизительно 28 лиц из учившихся в Муромском духовном училище откликнулись на зов; но из них только 15 сделали взносы, на другой год 11, и на третий 7, и на четвертый 4, на пятый 3, на 6-й год и только двое остались верными своему первоначальному обещанию состоять членами Общества: это — заслуженный профессор Киевской духовной академии, д. ст. сов. В.Ф. Певницкий и брат его, протоиерей в Москве Д.Ф. Певницкий. Из поступивших в члены Общества, по открытии уже его, верность Обществу обнаруживают Н.П. Спасский, ныне секретарь Орловской духовной консистории и А. К. Звездин, Шуйский городовой врач. Из служивших при училище учредителей Общества оказывал неизменное сочувствие Обществу бывший помощник смотрителя, ныне смотритель Старооскольского духовного училища, Курской губ., Ф.П. Магницкий. А из жителей гор. Мурома в течении 10 лет ежегодно состояли членами: нынешний городской голова В. М. Русаков, состоящий и казначеем Общества, потомств. поч. гражданин А. А. Суздальский, содержатель типографии Н. В. Зворыкин, ежегодно жертвовавший по 5 р., протоиереи: А. Е. Аменицкий и И. А. Смирнов, священники: А. Н. Нардов и А. А. Дроздов, диаконы: А. П. Санчурский и А. П. Валединский. Из бывших учеников училища, воспользовавшихся пособием от Общества в первый год открытия его, стоящий первым в списке получавших пособие доставил истинное утешение: заняв доходное место, он при первой возможности поспешил записаться в члены Общества — на первый год в действительные, а на другой — в почетные и чрез то уплатил полученное некогда в пособие. Другой из таких — также в членах Общества. Отрадное дело! О, если бы оно послужило примером для остальных 171, получивших пособие от Общества!
Что же можно сказать о будущей деятельности Общества? Какие можем найти указания в истекшем десятилетии его деятельности? По всем видимостям, можно думать, что ежегодный бюджет Общества обеспечен 100 р. процентов с имеющихся на лицо капиталов Общества, и кроме того — наверное можно рассчитывать на 200 р. пожертвований по подписным листам у о.о. Благочинных. От усердия членов правления будет зависеть устройство благотворительного концерта, могущего доставить Обществу до 100 р. Сумма и 400 р. (при ежегодном расходовании правлением училища 1725 р. на сирот и бедных учеников), может служить очень полезным подспорьем к пособию, получаемому из епархиальных средств одними из учеников, и настоящим источником для других, не имеющих права на епархиальное пособие. Дай только Бог, чтобы усердие добрых людей, обнаружившееся в истекшее десятилетие, не оскудевало!
В заключение позволяю себе сообщить почтенному собранию, что правление Муромского духовного училища полупило утешительную весть, что по духовному завещанию А. А. Замыцкого, утвержденному 9-го августа 1890 года Владимирским окружным судом, отказано в пользу нуждающихся учеников Муромского духовного училища сто рублей».

Собрание утвердило отчет за 1889—1890 год, предоставило правлению израсходовать в 1890—1891 году до 450 р., а в случае нужды и до 500 р., отказалось от выбора особых ревизоров кассы, книг и отчетов в виду возможности для каждого члена правления удостовериться в целости сумм Общества по распискам и по наличности и в виду полного доверия к деятельности правления.
Приступлено было к выбору председателя и членов правления на 1890—1891 год. Председатель правления В. С. Лучкин, несмотря на просьбу членов, решительно отказался от избрания. Тогда единогласно избран был в председатели правления пожизненный почетный член Общества, настоятель Муромского Спасского монастыря архимандрит Мисаил, не присутствовавший на собрании, но изъявивший согласие на избрание. Членами правления единогласно избраны те же лица, которые состояли в этих должностях и в предыдущем году.
Избранием должностных лиц и закончилось общее собрание.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 15-го ноября 1890 года).
Муромское духовное училище
Категория: Муром | Добавил: Николай (14.02.2018)
Просмотров: 1042 | Теги: Муром, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru