Базар в городе Муроме Удивительно удобное место выбрали наши предки для своего поселения: «Сюда, в IX веке, еще до Рюрика, были привлекаемы народы, занимавшиеся торговлей. Со стороны юго-запада приезжали в Муром торговые гости из всех стран дальнейших: греки, жители древнего города Кафы, купцы киевские, смоленские, черниговские да рязанские... Рюрик, желая поддержать торговлю, дал Мурому исключительное право управлять старейшинами, между тем, как во всех городах России, помимо Ростова, Полоцка и Белоозера, были поставлены наместниками вельможи», – так пишет об основании Мурома первый летописец города А.А. Титов, бывший градским головой в 1830-1833 гг. Наличие торгово-транзитного пути, обеспечивающего ремесленникам бесперебойный сбыт товаров, было необходимым условием возникновения древнерусских городов. Для раннего периода истории Мурома внутренняя и внешняя торговля подробно не изучена, однако некоторые сведения о ней можно найти в разнообразной литературе, описывающей состояние торговли на Руси в то время. Располагаясь на берегу Оки, Муром находился на Большом Волжском пути, который соединял западные районы Руси с востоком. О существовании интенсивной торговли населения Волго-Окского междуречья с Востоком в IX-XI вв. позволяют говорить находки монетных кладов. Одним из крупнейших является клад, обнаруженный в Муроме в 1868 г. Общий вес клада, насчитывавшего только целых куфических монет 11 077, составил 2 пуда 33 фунта (45,2 кг). Монеты датируются 715-939 гг., причем более 90 % из них составляют монеты самаркандской чеканки 890-930 гг. С приходом на Муромскую землю славян начинается бурный рост и развитие города: строится деревянный кремль, совершенствуются ремесла – кузнечное, кожевенное, гончарное, ювелирное, завязываются торговые связи с другими городами и даже с далекой Византией. В X-XI веках Муром славился своей торговлей и был богатым торговым пунктом северо-восточной Руси. Многоводная Ока давала возможность удобно сноситься с волжскими булгарами, которые каждое лето и сами приплывали сюда; жители Мурома и окрестностей в большом количестве снабжали их шкурами пушных зверей – куниц, белок, красных и чернобурых лисиц, а также воском, медом и рыбой. От булгар получали взамен разные восточные товары: шелковые изделия, жемчуг и др. Нередко заглядывали в Муром и торговые гости из южных городов – Киева, Чернигова, даже Тавриды. Междоусобные войны русских князей и татарские набеги наносили тяжелый урон Мурому, иногда приводя его к полному запустению. Однако город каждый раз возрождался, чему, видимо, способствовало и его удачное расположение на торговых путях. В 1573-74 году по сотным грамотам в Муроме числилось более трехсот лавок: «А сидят в них муромцы посадские люди со всякими товарами». 203 лавки, лавочных мест, прилавка, полка и лубенника было в «живущем городе», т. е. они работали, выплачивая 32 руб. 17 алтын и 3 деньги оброка: в большом ряду 38, в калачном и соляном – 60, в мясном – 24, в рыбном – 14. «В пусте» насчитывалось 117 торговых мест. Приезжих торговцев принимали три гостиных двора. В источниках упоминаются следующие торговые ряды: большой, где торговали самым разным мелочным товаром (позже этот ряд стал называться москательным), рыбный, калачный, соляной, мясной, сапожный, хлебный, лубённый. Был особый торговый ряд в Спасской слободе. В городе, по сохранившимся писцовым и переписным книгам, насчитывалось около шестидесяти ремесленных профессий. Хорошо были представлены производства пищевых продуктов: хлебники, калачники, пирожники, солоденики, квасники, пивовары, рыболовы, мясники, масленики, кисельники и проч. Около 1636 г. на городском торгу появился новый калачный ряд, в котором было до двадцати лавок, а на посаде была улица Калачная. Забирали муромских мастеров калачного дела и в столицу; так, в грамоте 1666 г. говорится, что на «житье» в Москву в числе прочих были посланы и «калашники». В каждой Писцовой или Сотной книге отмечались дворы, в которых выпекали на продажу этот характерный для России и для Мурома особенный вид хлебопекарного изделия, в 1781 г. попавшего даже на герб города. Жители города угощали ими не только простых заезжих гостей России, но и высоких государственных мужей, и даже российских царей. Кстати, Муром в прошлые годы посетили одиннадцать державных гостей и царей России. Вот как отзывался о муромских калачах император Павел I, когда после своего визита в наш город в 1799 г. он уезжал в Петербург и, провожая его, муромцы поднесли ему калачи: «Вот это по-русски: и встретили и проводили с калачами!» Газета «Владимирские губернские ведомости» отмечала в 21 номере за 1890 год: «Старинная и характеристическая торговля в Муроме – это калачи – Муромские. Всех калачных пекарен есть до двадцати; мастера и сами хозяева так изучили все пропорции к составлению печения, что Муромские калачи, отличаясь от других самою формою, славятся особенно приятным вкусом и величиною». За несколько лет до революции одной из пекарен владел отец будущего министра обороны СССР Д.Ф. Устинова (1908-1986). Н. Суздальцева вспоминает: «Если мама сама не пекла хлеб, его мы покупали в пекарне Устинова. Внизу была пекарня, а наверху жила семья Устиновых. Там можно было купить хлебобулочные изделия разных сортов: хлеб заварной, пеклеванный, подовые караваи, простой хлеб. Там же пеклись французские булочки, белые караваи и, конечно, калачи. Какие же они были вкусные, испеченные в пекарне Устинова». Пекарня находилась в двухэтажном красном доме рядом с южными воротами базара (ныне ул. Советская, 7; муромский филиал «Промрадтехбанка» отреставрировал разрушавшееся здание, теперь в нем размещаются судебные приставы Муромского района). В революцию семья Устиновых уехала из Мурома. Важным посадским промыслом являлся рыболовный. В Оке водились судаки, язи, лещи, караси, плотва, щуки, окуни. Из Волги заходила стерлядь, сом, реже – осетры и белуги. Непосредственно добычей рыбы занимались рыболовы и мережники, которые ловили рыбу специальными сетями – мережами. Рыба не только кормила, но и была объектом торговли. В городе у церкви Козьмы и Демьяна рыбники заготавливали рыбу впрок и занимались торговлей. Муромские рыбники умели готовить пластованную рыбу: зажаривали ее на огне на длинных деревянных спицах, как на вертеле. Эта рыба поставлялась даже к царскому столу. Живую рыбу – стерлядь, осетров – нередко возили в специальных бочках к царскому двору. Рыбники были настолько искусны в своем деле, что царь Алексей Михайлович, желая научить рыболовов с Белоозера «строить такие пласты, как в Муроме строят», повелел прислать двух человек из Мурома, знающих, как «делать пласты». Ими оказались Иван Тогунов и Лука Полуэктов. Огородные овощи посадские жители выращивали не только для собственного употребления, но и на продажу. Особенно ценились скороспелые муромские огурцы. М. Чулков в «Историческом описании Российской коммерции» пишет: «Общий промысел у граждан состоит в огуречных огородах. Огурцы у муромцев разделяются по сортам: на зеленцы и семянники; зеленцы употребляют для домашних расходов, а семенняки попускают лежать на грядах до самой их спелости; потом, разбивая, собирают семена на вес, и пуд семян от 7 до 8 рублей продается». Некоторые муромцы специализировались на продаже моркови. В источниках даже отмечена такая профессия, как «морковник». Свои лавки на городском торгу имели и крестьяне из села Карачарова: в 1637 году две лавки в соляном ряду были у Никиты Горшкова, две в соляном и одна в Сапожном – у Васьки Гущина, две в Соляном – у Пахомки Глотова. Правда, позднее воевода запретил сельским торговцам держать лавки, предписав им продавать свой товар только с лотков и подвод. Однако, несмотря на это, дела у карачаровцев, видимо, шли хорошо, потому что сыновья Пахомки Глотова – Наум, Демид – и его племянники Иван и Богдан Глотовы в недолгом времени стали одними из самых богатых России, распространив свою торговлю до Мангазеи, куда на своих кочах доставляли местные товары и вывозя оттуда различные меха. «Торговые операции Глотовых поражают своими размерами, – удивляется С.В. Бахрушин. – В 1633 г., например, они привезли в Мангазею на своих двух кочах товаров и хлебных запасов на 1196 р. 71 к.; в 1683 г. ими вывезено из Мангазеи 63 сорока 23 соболя, 22 сорока 30 пупков, не считая прочей мягкой рухляди; в 1642 г. Иван Никифоров явил в Якутске тоже на вывоз к Руси 21 сорок 11 соболей, 11 сороков пупков и других мехов – всего на 984 руб., в 1644 г. через Верхотурскую заставу прошло тех товаров на 708 руб. с копейками и т. д. Глотовы имели приказчиков, которые скупали для них пушнину в Сибири; они участвовали в общих предприятиях с видными устюжскими торговыми людьми вроде Алексея Усова; с ними входил в компанию даже мангазейский воевода Г.И. Кокорев для общих промыслов. О размерах своих торгов сами они писали в одной из своих челобитных: „А сходит с нас, сирот твоих, тебе, государю, в казну печатных и перекупных пошлин в сибирских городех на год рублев по 150 и больши, оприче десятые пошлины, а десятые, государь, пошлины сходит с нас, сирот твоих, в твою государеву казну на Мангазее и в Енисейском острожке соболей сороков по 5 и больши, опричие московские пошлины”». В те времена 1 рубль, вложенный в Мангазею, приносил 30 рублей прибыли. Не зря ее называли «златокипящей». Академик С.В. Обручев сообщает о находке на Таймыре двух ножей, датируемых 1619 годом. На их рукоятках вырезаны имена Иван и Ананий, а рядом с каждым – приписка «Муромец». Известно, что в феврале-марте 1694 года девять карачаровцев возили в Москву молочные продукты. Важной и доходной статьей торговли Мурома до 1570 года был мед и продукты бортничества, что отмечали и иностранцы. В 1570 году была очень суровая зима, и множество пчел погибло. После этого бортничество в прежнем объеме так и не было восстановлено, однако в Таможенной книге Великого Устюга 1655/56 годов имеется любопытная запись: «Генваря в 25 день гостиной сотни муромца Авраама Черкасова человек его Макар Кондратиев приехал на шти лошадех. Товару явил по муромской выписи меду 108 п. цена тому 81 р. Да сверх выписи воску 12 п. с четвертью, меду 110 п. И тот товар весь продал врознь. Цена тому воску и меду 138 р. Да он же, Макар, выменил у Семена Шаламова на мед две половинки сукон анбурских и повез в Муром. Платил пошлины с того товару, на которых выпись положил, по 5-ти д. с рубля, а на который товар выписи не положил, с того платил пошлины по 10-ти д. с рубля, и обоего платежу его пошлин 8 р. 30 ал. 5 д.». Муром был перевалочной базой по продаже соли, которая добывалась, главным образом, на севере, а затем расходилась по всей России. Здесь, например, находились складочные места и пункты оптовой торговли купцов и заводчиков Строгановых. В XVII веке в городе появились торговые бани, построенные за счет частного капитала. Называли их торговыми потому, что брали две копейки как за торговлю мытьем. Каждое сословие ходило в свои излюбленные бани. В небольших городах их обычно топили в субботу и еще день или два. Кроме того, появились кабаки и харчевни, в которых шла продажа вина и еды. В XVIII – начале XX вв. во внутренней торговле России большое значение имели базары, которые в России издавна действовали и городах, и в сельской местности. Слово «базар» происходит от тюркского bazar, персидского – bazar – ярмарка, рынок. Базар – место для торговли, обычно на площади, а также розничная торговля на таком месте пищевыми продуктами и товарами широкого потребления, привозимыми в тот или иной населенный пункт преимущественно в определенные дни, большей частью самими производителями; место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням. Правительство рассматривало городские базары как способ снабжения жителей дешевыми продуктами питания из первых рук. По состоянию на 1771 год в Муроме «первостатейных купцов, кои торгуют всеславными товарами, находится небольшое число; а из протчих некоторая часть в среднем, а большая часть в убогом находится состоянии.
Муромские купцы имеют кожевенные заводы... также выделывают мелочные кожи и продают в Муроме; да мыльные заводы, с которых отвозят мыло в другие города. Закупают в Муроме и в уезде разных рук холсты и отвозят в другие города на ярмонки. А некоторые из купцов закупают в зимнее время на Моршанской пристани, которая состоит в Тамбовском уезде в селе Морше, разный хлеб, и отвозят оной по весне коломенками до города Ярославля и в другие места; отпускают также из Мурома по небольшому количеству лесных разных товаров коломенками ж до Астрахани; многие ж пекут из пшеничной муки калачи на продажу в другие города и места... Июня 25 дня на празднике св. Благ. Кн. Петра и Кн. Февронии, Муромских чудотворцев, бывает богомолье, при котором Муромские купцы имеют и из других городов обыватели привозят следующие товары: хлеб, мясо и рыбу разных родов, шелк, кумачи, китайку по цветам, бумагу хлопчатую и крашеную, сукна не дорогой цены, воск, ладан, сандал красный и синий, краску брусковую по небольшой части, камки, голи по цветам, букеты, грезеты, люстрины, тафты, кисеи, каламенки разных рук, позументы, масло деревянное, скипидар, нефть, квасцы, купорос, сахар, чай, виноградные напитки, уклад, железо, пестредь бумажную разных цветов, мехи заячьи и мерлушчатые шапки, рукавицы, сапоги, гарус, чулки, узды, шлеи, гужи, кушаки и другие мелочные вещи, також и крестьянское рукоделие. Торговый день в неделе суббота». За тем, чтобы перекупщики не взвинчивали цены, следило государство. «Жалованной грамотой городам» Екатерины II от 21 апреля 1785 г. определялись необходимые в городе «еженедельные торговые дни и часы... для того назначить в городе место, куда и время когда привозить, продавать и покупать удобно, кому потребно, и на том месте Городовой магистрат велит поднять распущенное знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или закупать оптом припасы; со спущением же знамя запрещение таковое снимается». «Жалованная грамота» облегчила процедуру утверждения новых городских базаров. Главными участниками базаров в Муроме являлись крестьяне и купцы. Основными товарами были сельскохозяйственные, а промышленные играли менее заметную роль. В отношении ассортимента товаров ярмарки и базары дополняли друг друга: на ярмарках преобладали промышленные изделия, а на базарах – сельскохозяйственные. В зависимости от оборота, числа участников, продолжительности и регулярности базары подразделялись на несколько видов: торжки, базары, торги. Утренние ежедневные небольшие базары в крупных городах назывались торжками. В городах дважды или трижды в неделю собирались базары, продолжавшиеся с утра до вечера. Один раз в две недели или в месяц в очередной базарный день объявлялись торги, которые по своему обороту и количеству участников приближались к малым ярмаркам. На рубеже XVIII-XIX веков летом на торги в Муром из окрестных сел и деревень привозили хлеб, лес, овощи, земледельческие орудия и другие предметы, относящиеся к крестьянскому быту, холст, пряжу, сало, щетину, рубашечный холст, лошадей, а также рогатый скот, овец и телят для продовольствия городских и частично уездных жителей не менее чем на 100 тыс. руб. Крестьяне сбывали на базаре шкуры животных, которые скупали местные кожевенники: продажа особым образом выделанных кож на несколько столетий стала основой муромского благосостояния. По Оке всегда в большом количестве привозили свежую рыбу, и редко бывало, чтобы она оставалась непроданной до следующего дня. Несмотря на обилие рыбы на муромских торгах, цены на нее порою резко повышались и держались даже выше московских из-за того, что много рыбы вывозилось во Владимир и Москву. Однако цены снижались, как только подвозили рыбу с Урала, Волги, Хопра, а иногда и Дона. Еще Сигизмунд Герберштейн, немецкий барон, дипломат и путешественник, дважды посетивший Московию в первой четверти XVI века, писал, что «Ока... особенно знаменита обилием рыбы; ее рыба предпочитается (выловленной) в других реках Московии, а главным образом та, что ловится около Мурома». К сожалению, в начале XIX века муромские жители отдали рыбные ловли в аренду рязанцам, а те стали браконьерствовать – добывать рыбу громлением. С тех самых пор Муром и потерял славу рыбного города, полноценная популяция рыбы так и не восстановилась. Зимой основными предметами торговли оставались хлеб и мука, которые привозились из Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Нижегородской губерний от 3 до 4 тыс., а иногда и более, возов. Все это раскупали и местные жители, и промышленники, приезжавшие из соседних городов и уездов. «Редко бывает, почти никогда, чтобы привезенный хлеб остался непроданным до другой недели, если же окажется непроданный хлеб, то амбары, лавки здешних торговцев всегда готовы для помещения остатков, стоит только продавцу уступить немного в доле». «Владимирские губернские ведомости» в 1850 году сообщали, что в городе имеется четыре торговых площади: первая гостинодворская, вторая сенная и хлебная, третья конная, четвертая соборная ярмарочная, из «сих площадей» две вымощены камнем.
Гостинодворская или Рождественская (Хлебная (1636), Базарная, Рыночная (1784), Комсомольская, им. 1100-летия г. Мурома) – это главная торговая площадь города. Еще в середине XVI века на ней, по старинной описи, стояло пять лавок размером от 8 до 50 квадратных метров. На этой площади помещались лавки мясные, шорные, свечные и др. В XIX столетии на площади произошли немалые изменения. 15 июня 1813 г. заложено здание городского магистрата и Думы, сегодня там располагается художественная галерея Муромского историко-художественного музея. По периметру площади в середине XIX века выстроены торговые ряды в стиле ампир по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова (они сохранились до наших дней в северо-восточной части современной площади имени 1100-летия, придавая городу своеобразный колорит). Глубокие подвалы со сводчатыми перекрытиями были приспособлены для хранения зерна, обеспечивая постоянную температуру и влажность, а также безопасность хранения. Городской голова А.В. Ермаков, озабочиваясь обеспечением устроенного им приюта, с разрешения Городского управления выстроил в мясном ряду пять лавок на свой счет и впоследствии передал их в город с тем, что бы доходы с них шли на содержание приюта. Позднее возводится дом купцов Зворыкиных – «Козьмичей». С расширением и надстройкой дома завершилось формирование торговой площади, но одновременно был закрыт вид на Николо-Зарядскую церковь со стороны реки. Центральная часть главного фасада обращена на площадь. В 60-х годах XIX века площадь замощена, а через столетие и заасфальтирована. Помещения в рядах были весьма разнообразны и носили разные названия: амбары, погреба, лавки, прилавки, полки, шалаши. В шалашах продавались разные мелкие, большею частью изготовленные, съестные припасы, для употребления на месте простолюдинами, собиравшимися на торгах. На скамьях продавали мясо. Гончары размещали свой товар прямо на земле. Горшки, крынки, плошки, кувшины, формы для куличей и даже маленькая игрушечная посуда были всегда в большом выборе. Раскупалось все полностью, все было предметом первой необходимости. В каждом доме готовили пищу в русских печах, и глиняная посуда была нужна всем. Здесь продавали сита, решета, деревянные ложки, были бочки и бочоночки для солений, сани, телеги, лопаты, грабли, детские колясочки.
Сенная площадь в базарные дни по субботам превращалась в огромное торжище. Условно она делилась на две части. Правая (северная) сторона предназначалась для торговли рыбой, капустой, свеклой, зеленью, морковью, огурцами, репой, картофелем, ягодами, молоком и сметаной. Противоположный конец площади граничил с Нижегородской улицей (ныне Воровского). Он отводился для торговли щепным товаром – всевозможными кадками, бочками, корзинками, лыком, дровами и сеном. Поэтому площадь и называлась Сенной, так как только здесь можно было купить в большом количестве корм для лошадей и коров. Что касается основного товара Сенной площади – дров и сена, то в январе 1914 года за пуд сена просили 30 копеек, а одна сажень березовых дров стоила 7 рублей 50 копеек. Смешанные дрова шли за семь рублей. На площади вплоть до вечера всегда было людно. Торговать разрешалось как со столов, ларей, так и прямо с телег или саней – в зависимости от времени года. В настоящее время старую Сенную площадь не узнать. Ныне это тихий небольшой скверик, расположенный прямо перед Окским парком. Трудно даже представить, что некогда здесь было одно из самых оживленных мест города.
Конная площадь (Троицкая, Базарная, пл. Крестьянина, Монастырская поляна). Местность, примыкавшая к монастырям с востока, имела несколько наименований. В старину, в XVII-XVIII вв., здесь проходила Цветновская улица, на которой стоял когда-то двор купца гостиной сотни Богдана Цветнова, так много сделавшего для Мурома. В XIX в. площадь называлась Конной. На ней можно было купить или продать лошадей. По приезду на площадь торговцы платили в пользу Городской думы определенную сумму денег, направлявшихся на благоустройство города. Однако крестьяне, приезжавшие торговать в Муром из окрестных сел и деревень, не очень-то следили за чистотой и порядком. Вот забавный документ от 18 мая 1905 г., адресованный членом Городской управы П. Нехорошевым на имя муромского городского полицейского пристава: «Крестьяне, приезжающие на базары для торговли, вытаскивают из мостовой с площадей камни и подкладывают под колеса своих телег, затем по окончании торга камни остаются на тех площадях, чрез что препятствует правильной езде. А потому Городская управа просит Вас, Милостивый Государь, воспретить крестьянам вытаскивать из мостовой камни и подкладывать их под телеги, в противном случае виновных привлекать к ответственности».
Площадь перед собором – Соборная (Базарная, Ярмарочная, в 1769 году без названия – западная часть парка им. Ленина). Она была самой большой и в базарный день вмещала ряды, то есть возы с сеном, дровами, овощами, мукой, зерном и ряды с молоком, маслом, сметаной, медом, ягодами. Долгие годы она оставалась центром шумной ярмарки.
На всех площадях летом торговля открывалась в четыре утра, а осенью и зимой – с семи часов. Один муромский старожил рассказывал, что в послевоенные годы ребята часто находили в музейном овраге медную мелочь конца ХIХ – начала ХХ веков. Объясняется это просто: еще до революции и после нее рядом с оврагом, на площади Крестьянина, находился базар, где торговали сеном. А на нынешней площади имени 1100-летия города Мурома (возле администрации) до войны и после располагался вещевой рынок. И, наверное, когда торговцы отсчитывали сдачу, мелкие монетки выскальзывались из рук и терялись. В базарные дни городские площади были буквально забиты телегами или санями – в зависимости от времени года. Муромцы через местную газету ворчали по этому поводу и просили обратить внимание на то, что «по улицам, примыкающим к площадям, совершенно нельзя проехать». Муромская пристань в конце 60-х годов XIX в. могла одновременно принять от 10 до 30 барок. Н.П. Вощинина-Киселева вспоминает: «К пристаням товарным и пассажирским подходили красивые белые пароходы, буксиры тащили баржи из Нижнего, Павлова, Горбатова, с всевозможными товарами, фруктами и астраханскими арбузами. Все это перевозилось на базар, занимавший несколько площадей, такой большой и с товарами такими разнообразными, какого я не видела никогда больше за всю мою последующую жизнь. От пристаней дороги шли в гору, и бедным лошадкам тяжело приходилось переправлять на базарные площади все это обилие». В 1874 году по «Генеральной ведомости по всем Владимирского Наместничества городам и округам» на 7281 жителя в Муроме числилось 1473 купца – 753 мужчины и 720 женщин. Тогда же в городе было 112 лавок и 15 питейных домов. Торг купечества в то же время состоял «в разных российских и немецких шелковых материях и сукнах, которые получают из Москвы, Санктпетербурга и с ярмонок Макарьевской и Ростовской, куда обратно отвозят и свои товары; более же занимаются торговлею хлеба и юфти на реке Оке... Кожу для выделки... покупают в разных того же уезда селениях, в городе Муроме и... селе Павлове... Торги и годовые ярмонки бывают в селах: еженедельные 1) в Болотникове в четверток, 2) в Новоселках в среду, 3) в Арефине в понедельник 4) в Яковцеве в субботу 5) в Клину во вторник; а годовые... 6) в Глебове июня 23 и в... Новоселках июля 8. На оные приезжают из... Мурома купцы... а крестьяне торгуют кожею. Съезд народа бывает от 300 до 3000 человек. Ярмонки продолжаются по одному дню». 9 декабря 1880 года городская дума приняла постановление «О внутреннем распорядке на базарах в г. Муроме»: «Приезжающие на площадь торговцы должны становиться на указанных им местах рядами так, чтобы воза и другие помещения (имеется в виду лавки и полки) с одинаковыми товарами стояли в одних рядах, между которыми должен быть свободный проход и проезд; причем отнюдь не дозволяется приехавшим позднее выставлять свои воза впереди первых рядов». Когда в 1891 г. Россию поразил полный неурожай хлебов и трав, отразившийся и на Муромском уезде непомерным повышением цен на все жизненные продукты, Городская Дума, специально изучавшая этот вопрос, «нашла, что помимо недостаточности неурожая, поднятие цен вызывается едва ли не в большей мере значительными скупками, совершаемыми для торговых спекуляций в виде вывоза продуктов из города». 5 сентября 1891 года гласный Городской думы Гулявский предложил запретить оптовую покупку хлебных и других продовольственных продуктов до 12 часов дня и ограничить всякие скупки в городе. Свое предложение он аргументировал следующим образом: в городе существует обычай, практикуемый крупными торговцами скупок на базарах хлебного товара, овса, сена и других припасов с раннего утра, высылая для этой цели по несколько служащих и лично сами закрывают воза, назначая за хлеб и другие товары цены без выторжки. И, таким образом, продукты первой необходимости остаются скупленными в двух, трех руках, а затем продаются по высоким ценам. Жители города зачастую возвращаются с рынка с пустыми руками, так как крупные торговцы успевают скупить на базаре все подходящие им товары. А торговцы прессованным сеном являются за скупками его не только на площадь, но и к самому перевозу, с целью вывоза из Мурома в Москву или в другие места. Таким образом, населению города часто приходится делать большие переплаты за потребленные им продукты. Для исправления подобных неправильностей местного рынка крайне необходимо издать постановление о воспрещении торговцам скупки на базарах хлебного продукта, сена, овса ранее 12 часов дня. Ввиду всего этого уездный исправник полагает издать следующие обязательные постановления: «1. До 11 часов утра безусловно воспрещается скупщикам или поверенным, комиссионерам, приказчикам и служащим производить покупки продуктов как то: зернового хлеба, всякого рода муки, крупы, сала, соломы, овощей, живности, мяса, масла и яиц. Воспрещенною скупкою признается покупка не для собственного домашнего потребления, а для торговых целей и кроме сего, скупка оптом или партиями для вывоза и отправки в другие места. 2. До означенного часа скупщики отстраняются не только от скупок ввиду вывоза продуктов с места продажи или из рук продавцов, но и от всяких с продавцами склок, клонящихся к нарушению настоящих правил. Собрание Городской Думы пришло к выводу, что в настоящее время крайне желательно принять меры к упорядочению торговли на здешних рынках и устранить те стеснения, которые жители города терпят от непомерного возвышения цен на продукты первой необходимости. Постановлено: составленные Уездным Исправником обязательные постановления принять без изменения и поручить Городской управе ходатайствовать перед Начальником Губернии о скорейшем приведении оных в действие ввиду важности дела». Немало интересных фактов хранят в себе журналы (протоколы) заседаний городской думы. «Отцы города» решали и простые насущные людские проблемы. Городской рынок постоянно находился под вниманием Городской думы. Например, 9 октября 1897 г. дума постановила: «Построить для торговли рыбою и зеленью десять закрытых лавок и десять открытых с постановкою в последних ларей, для чего ассигновать 800 руб.». 9 сентября 1908 г. было принято постановление: мелочную торговлю фруктами на Сенной площади не допускать, кроме торговли ящиками и закрытыми корзинами. 14 марта 1914 г. вступило в законную силу новое обязательное постановление о воспрещении в городе Муроме всяких скупок жизненных продуктов для торговых целей: «1. Воспрещается в базарные дни до 10 часов утра всякая скупка для торговых целей, а равно скупка оптом или партией для вывоза и отправки в другие места жизненных и съестных продуктов, как-то: муки, крупы, соломы, живности, молока, сметаны, рыбы свежей, творогу, дичи, поросят, уток, гусей и кур. 2. Указанная скупка свежей рыбы и разного вида ягод воспрещается во все дни недели. Воспрещенною скупкою признается также покупка и для собственного домашнего употребления в базарные дни до 10 часов утра: масла коровьего более 30 ф., яиц более 300 штук, кур, цыплят, гусей, уток более 15 штук. 3. Жители города приглашаются к борьбе со скупщиками. Им представляется заявить о всех замеченных ими скупках Городской Управе, полиции и базарному смотрителю для составления надлежащего протокола. 4. О времени открытия свободной торговли вывешиваются флаги на здании Городской Управы, башни и таможни». И уже 4 апреля газета «Муромский край» сообщает, что владимирский мещанин М.В. Байкусов за скупку свежей рыбы на базаре ранее установленного времени в количестве 4 п. по 2 ф., привлекается к ответственности по статье 29 о наказании. 9 июля, в разгар ягодного сезона, когда каждый день из окрестных деревень и сел в город приносят для продажи вишню, малину, смородину и другие ягоды, газета с тревогой пишет, что «продавцов ягод окружают скупщики, и ягоды быстро из „коробушек” и „плошечек” попадали в крупные корзинки и решета. А между тем, существует обязательное постановление, воспрещающее скупку ягод во все дни недели, не исключая, конечно, и базарных». Кроме того, Городская дума решала вопросы санитарного состояния рынка и контроля за качеством продуктов. В газете «Муромский край» за 24 января 1914 г. отмечалось, что «вопрос о контроле над продажей молочных продуктов становится злобой дня, на который обратили серьезное внимание не только в столицах, больших городах, но и в мелких. Вопрос о фальсификации продуктов, продаваемых на рынке, рассматривался на заседании муромской городской думы 8 января 1914 г. Надлежащая постановка торговли молоком и молочными продуктами на рынке требует, чтобы молоко и все продукты из него поступали на рынок первосортного качества и без фальсификации. Контроль за молочными продуктами производить ежедневно. Кроме того, следует удостовериться в правильности употребления продавцами мер и весов. Если у одного и того же продавца будут замечены два-три раза продукты подозрительного свойства, то его лишить и запретить ему торговать на рынке, а продукты забраковать. Контроль на местах торговли можно поручить базарному смотрителю, но при этом периодически должен контролировать санитарный городской врач. Устанавливая наблюдение за торговлей молочными продуктами, мы охраняем интересы жителей города Мурома и его окрестностей как в экономическом, так и в санитарном отношении. Повесить в местах продажи молока и молочных продуктов особые плакаты с указанием на последствия продажи недоброкачественными продуктами». Особой популярностью пользовались Муромские субботние базары. Что на них продавалось и какие цены стояли на Муромском базаре? В 1912 году известный астрофизик В. Стратонов, волею судеб попавший в Муром, а до этого поживший в разных частях империи, изумляся дешевизне муромского рынка: например, зайца – а их на базар привозили целыми возами – можно было купить за 20-30 коп. (как четыре стакана молока), тетерку – за 40-60 коп., поросенка за 1 руб. – 1 руб. 20 коп. О продажах и уровне цен на муромском базаре в 1914 году можно судить по информации в газете «Муромский край». «14 января, 1914 г. На субботнем базаре, как уже сообщалось, в субботу 11 января наблюдался большой привоз льна. В настоящее время выяснено, кем этот лен был закуплен. Муромская мануфактура льняных изделий купила льна до 3500 пуд., товарищество Анохиной тоже до 3500 пуд., товарищество братьев Суздальцевых до 1000 пуд. и скупщиками для Меленковской фабрики было куплено до 1500 пуд., осталось не проданным и сложенным до 3000 пуд. Цены были от 3 до 5 руб. за пуд. Льняное семя, которое было привезено до 150 в. закуплено маслобойными заводами по цене от 1 руб. 25 коп. до 1 руб. 35 коп. за пуд. Овес до 100 возов был продан по цене от 65 до 85 копеек за пуд. Сена было около 60 возов, цена на него стояла от 30 до 35 коп. за пуд. В общем, базар был средний. Суббота, 18 января, 1914 г. Базарные цены в Муроме в прошлую субботу были следующие: рожь за пуд 80 коп., мука ржаная 95 коп., пшеничная 1-й сорт 2 руб. 50 коп. – 2 руб. 55 коп. и 2-й сорт 2 руб. 40 коп. за пуд. Крупа гречневая – 1 руб. 50 коп., пшено – 1 руб. 35 коп., овес – 80 коп., солод ржаной 1 руб. 50 коп., горох 1 руб. 30 коп., керосин – 1 руб. 55 коп., сено – 30 коп. пуд, дрова березовые – 7 руб. 50 коп. сажень, смешанные – 7 руб. Воскресенье, 9 февраля 1914 г. Базар был неважный, что и следовало ожидать, принимая во внимание распутицу. Цены на все съестные продукты были очень высокие. На базаре было очень много рыбы. Наблюдался большой привоз сена. Воскресенье, 30 марта 1914 г. Базар был очень плохой. Причина – бездорожье и пасмурная погода. Цены на все продукты стояли высокие: например, лещ и судак продавался от 40 до 60 коп. за фунт. Воскресенье, 25 мая 1914 г. Вчерашний базар был не особенно велик. Много было молочных продуктов, принесенных крестьянками из соседних сел. Молоко продавалось от 10 коп. за 1/4 ведра, масло топленое – от 40 копеек, масло сливочное – от 28 коп. за фунт. Яйца покупались за 20 копеек за десяток. Базарное деревенское мясо по цене 22 коп. фунт, баранина очень дорого – 18 коп. фунт. Низкие, сравнительно, цены, объясняются тем, что к празднику Троицы крестьянкам понадобились деньги. Базар 15 июня 1914 г. Появился в большом количестве свежий картофель – 12 коп. фунт и грядовые огурцы – 16 коп. десяток. Воскресенье, 22 июня 1914 г. На базаре появились первые ягоды – земляника, черника. Цену на ягоды выразить трудно, так как продаются они чашками, блюдечками, тарелками, за которые продавцы просят обыкновенно «по усмотрению». Воскресенье, 29 июня 1914 г. Лучше всех расходились ягоды. Клубника «виктория» – 15 коп. фунт, земляника – около 6 коп. стакан, черника – 7 коп. фунт, малина – 15 коп. фунт, смородина: черная – 12-15 коп., красная 7-8 коп.». Как и везде и во все времена, на муромском базаре нередки были случаи мошенничества. 27 марта 1914 года «Муромский край» поместил любопытную заметку: «В видах предосторожности сообщаем следующее: на днях г. Е. купив у одного из крестьян кусок коровьего масла, весом в 9 фунтов, разрезала таковое дома, и что же в середине его оказалось – сырая картошка и пшенная каша. Г. А. в купленном масле обнаружила тесто. Хозяйки, идя на базар, не забывайте ножи!..» Вообще отметим, что испокон веков на базарах и ярмарках вместе с покупателями бродили и преступные элементы. Большое скопление народа, шум и суета, царившие на торжищах, помогали обделывать темные дела. В Муроме печальной известностью славилась так называемая «Труба» – узкий проулок, соединявший Рождественскую улицу с Сенной площадью (ныне здесь берет свое начало Советская улица – район рынка и вновь открывшегося банка). В свое время это было царство картежников и всяких мелких шулеров. Вплоть до 1930-х годов здесь играли на деньги в азартные игры. В заметке «Базарные картинки» от 8 марта 1914 г. в газете «Муромский край» читаем: «У нас, в богохранимом Муроме, есть две конные площади с постоялыми дворами, где уставшие мужики из окрестных деревень и сел находят себе отдых, покупая съестное, балуются чайком и легонько из-под полы вырастает „она”... водочка от „устали”. Выпивают... и „теряют”.
На днях на старой конной у приезжих крестьян случилась „потеря”, пропали... две супони, вожжи, один чрезседельник. Мер к розыску не было принято. Потерпевшим пришлось из своего скудного бюджета израсходовать на покупку украденных вещей 2 руб. 50 коп.». Говорят, что графа А.С. Уварова подвигла на археологические раскопки в Муромском уезде появление на муромском базаре крестьянки из села Волосово, которая пыталась продать древнейшие кремниевые орудия.
В годы революции и последовавшей за ней гражданской войны базар в Муроме, несмотря на все усилия и жесткие меры по пресечению частной торговли, предпринимаемые центральными властями, продолжал играть важную роль в снабжении местного населения. Государству пришлось пойти на некоторые послабления в области торговли. В конце 1921 года местные власти с горечью констатировали: «Ввиду замены разверстки продналогом и разрешения частной торговли, последняя идет крупными шагами вперед, что можно усмотреть по многолюдству базаров и ярмарок. Причина развития частной торговли та, что она удовлетворяет потребность широких масс населения в предметах первой необходимости, а также и в продовольственных продуктах. Никакому учету эта торговля не поддается». Даже спустя почти десять лет, несмотря на все попытки ввести частную торговлю в рамки промкооперации, аналитики вынуждены были отмечать, что «потребительские нужды населения округа наряду с торговыми заведениями постоянного типа обслуживаются еще периодическими видами торговли: базарами и ярмарками. Торговля второго вида имела место в очень многих селениях округа и носила, обычно, розничный характер. Предметами торга на ярмарках являлись хлебный, мучной, мануфактурный, галантерейный, бакалейный, рыбный, кожевенный, шорный и щепной товары, железные изделия и с/х орудия, скот, мясо, фураж, овощи, грибы и изделия местной кустарной промышленности. Время открытия ярмарок обычно приурачивалось к местным престольным праздникам; продолжались они в среднем два дня. Наиболее крупными примерами этого вида торговли в округе являлись Муромская... продолжавшаяся десять дней (с 23-го июня ст. ст. по 5-го июля н. ст.) - имела оборот в 100-120 тыс. руб. Главными предметами торга являлись – мануфактура (в частности, изделия местных текстильных фабрик), готовое платье, меха, рогатый скот, лошади и кустарные изделия. Возобновленная после перерыва за годы революции в 1925 году, она показала свою нежизненность и отсутствие в ней нужды в условиях советской системы товарораспределения и в 1928 году Муромская ярмарка была открыта официально в последний раз... Вообще местные ярмарки, за исключением Павловской, имевшие своим назначением разовое удовлетворение потребительских нужд крестьянского населения с охватом всей сельской местности системой потребкооперации оказались не нужными и, так сказать, отмерли сами собой. Сокращение частной торговли и товарный кризис ускорили ликвидацию ярмарок». Вполне понятно, что, в условиях товарного и сырьевого дефицита, отсутствия частного производства, а, следовательно, с одной стороны – возможности поставок крупных партий товара, с другой – закупки оптовых партий, ярмарки «самоликвидировались». Однако «базары в округе до настоящего времени еще не утратили своего значения. Известно, что и до сих пор в системе рабочего и городского потребительского снабжения имеется еще ряд продуктов, которыми не торгует потребкооперация. Это – продукты крестьянского производства. Они то в большей или меньшей доле и идут через базарную торговлю... Наиболее крупным базаром в округе является Муромский. В сферу его тяготения не входят только Павловский район, северная и восточная часть Вачского района (из бывших Панинской и Арефинской волостей) и самые отдаленные части Ардатовского, Вознесенского и Ляховского районов. Но вместе с этим рыночное влияние Муромского базара распространяется целиком на Меленковский и Селивановский районы и на значительную часть Гусевского района Владимирского округа... Товары крестьянского привоза: сено, мясо, дрова, хлебные продукты, молочные продукты, лошади, коровы, овощи, лесоматериалы, прочие. Кустарные изделия: кожаная и валяная обувь, телеги и сани, щепной и скобяной товар, шорный товар, мануфактура, галантерея, готовое платье, прочие товары». Главным спросом в это время пользовались хлебопродукты, обувные товары, сахар, табак. Оборот одного базара в 1927-28 г. равнялся в среднем 25-30 тысяч рублей. Весь привоз и пригон 1 506 980 руб. за год. Базар давал прибыль 106,7 тыс. руб., т. е. 2,02 % к обороту. Размер прибыли надо признать для того времени вполне нормальным, если учесть, что 1927-28 год сопровождался жесткими условиями регулирования норм накидки на товары.
Как выглядел муромский базар в первой четверти ХХ века, можно представить по работам муромского жителя, академика живописи И.С. Куликова. О базарах и ярмарках Иван Семенович вспоминал с большим удовольствием: «Запах свежей скошенной травы, которую жевали лошади у своих телег... Пахло дегтем, которым смазывались колеса – все это в солнечный день имело свою прелесть». Особенно привлекательными были летние и осенние базары, которые занимали всю центральную часть города. В базарные, иногда совпадающие с религиозными праздниками, дни простой народ стремился провести время в городе на базарной площади, где встречаются люди со всей округи. На базаре толпы крестьян в праздничных одеждах, с праздничным настроением делают небольшие покупки, которые невозможно приобрести в деревне в обычные дни, и обсуждают различные проблемы. Еще будучи учеником мастерской И. Репина, Куликов видел, как один из его лучших друзей Б. Кустодиев работал над конкурсной картиной «На базаре». Возможно, уже тогда у Куликова зародилась мысль о том, что бы отразить в своем творчестве одно из характерных явлений жизни Мурома. Изображению базаров И.С. Куликов посвятил несколько лет, постоянно возвращаясь к этой теме. На многих базарах художника можно было видеть с этюдником, однако лишь в 1907 г. он впервые создает полотно на эту тему: «Базар в Муроме» («Базар у карусели»), выставленное им на Весенней выставке в 1908 г. Сюжет до предела прост. В летний солнечный день шумит многоцветная базарная толпа. Она показана настолько обобщенно, что многие лица и фигуры являются фоном, на котором вырисовываются несколько фигур переднего плана. На зрителя справа движется миловидная девушка в темно-зеленом платье и малиновом платке. Ее движения неторопливы и изящны. Молодые люди с восхищением смотрят ей в след. Слева стоит чиновник, разглядывающий лежащие на земле старинные книги и вещи, которые продает старая женщина. Другое произведение – «Базар с баранками» – написано художником несколько позднее (1910). Создается впечатление, что этот большой этюд написан с натуры. В центре на переднем плане на фоне церкви светлое пятно натянутого над столом с товарами холщового тента палатки. Под тентом развешаны муромские калачи и баранки. Нельзя не упомянуть несколько крупных этюдов на эту тему: «Мальчики на базаре», «Базар у церкви», «Базар с лошадью», которые можно считать подготовительными работами к крупному полотну «Ярмарка в Муроме» (1910-1912). «Базар в Муроме» («Базар у карусели»), «Базар с баранками», «Мальчики на базаре», «Базар у церкви» – все эти произведения, хотя и написаны в разные годы, но написаны как бы в одном стиле. В 1910-1912 гг. Куликов создает два значительных произведения под одним названием «Ярмарка в Муроме». Одну из картин Куликова, напоминающую о муромском детстве, сохранил в эмиграции В.К. Зворыкин: «Дом, где я родился, выходил на большую площадь с двумя церквами (Рождества Христова и Николо-Зарядской). Вид из окон нашего дома на площадь с субботним базаром остался одним из приятных воспоминаний детства. До сих пор храню картину художника Куликова, на которой изображен субботний базарный день на площади (художник писал картину, стоя перед окном в нашем доме». В.К. Зворыкин вместе с супругой Екатериной Андреевной в 1967 г. впервые приехали в Муром. По воспоминаниям Н.А. Беспалова «они приехали совсем ненадолго, даже не ночевали в Муроме. Мы побывали с супругами в Окском саду, посмотрели на реку, зашли на рынок, где Е.А. восхищалась обилием грибов на прилавках и даже поторговалась.
«Муромские картинки. Жаркий июльский базарный день. Близь музея, на площади Советов на утлых трех ногах примостился ящичек, на ящичке разрисованный кружочек, в кружочке надписи: «хлопоты, обман, горе, свадьба, письмо, измена»... и т. д., а сверху: «Хиромант. Гаданье по теории Брюса». Около ящичка человек, «всамделещный» живой человек, а болтает, как попугай, выпуская сотни слов в секунду так, что десятки стенографисток не угонятся за ним. — Только пять, только пять копеек, небольшой расход. Задумайте - на каждый задуманный предмет получите настойчивый ответ по радио. С карточками женихов и невест гривенник, без карточек по случаю ярмарки пять копеек. А, ну, подходи, кому не лень! Кто о чем бы не задумал: «о свадьбе, о торговых делах, о перемене в жизни, о краже, о пропаже - на все получит ответ. Пользуйтесь случаем узнать свои дела». — Родимый, сколько, баишь тебе за гаданье-то. Трешницу у меня из-за пазухи вынули на толкучке. — Только пятак, бабушка, один пятак! Кому жениться, кому разводиться, кому горевать, кому с тещей воевать. Прельщенная болтовней „попугая", на занятый у Матрены пятак, гадает старушка. Пробежала стрелка по кругу, проскочила «свиданье» и остановилась на «не хлопочи», как пулемет затрещал за пятачок «попугай»: — До покрова не хлопочи, все равно без толку, нечего не выйдет, а как после покрова поступить — узнаешь вот из этой записки. Свернула старушка желтенькую печатную бумажку, положила в карман — «ужо внученок прочитает». „Попугай" вновь заливается: — А, ну, подходи, гадай! У кого жена боевая, да теща горевая... Радио-Брюс все скажет. Из толпы выделяется босый, в рваной гимнастерке и потертом шлеме на голове, парнюга лет двадцати. Щелкнула стрелка. Захлебывается попугай: — В июле получите хороший костюм. Будет скоро свадьба... — Да я женатый. — У родственников, у знакомых или у кого-нибудь будете пировать. Будете на свадьбе не только Чаадаевская ханжа, а и чистый спирт в 96 градусов. — Вот так здорово! Дай-ка и я погадаю! — В сентябре будет большая у вас перемена, хлопотать надо о ней немедленно, а с коего конца приниматься за хлопоты, узнаете из этой записки. Идут дурачки, летят пятачки, разливается на всю площадь усатый «попугай» в шляпе. Рядом, в пяти шагах другой ящичек, побольше первого «А, ну, подходи: одна картина бесплатно, остальные за гаривеник». «Здесь увидите Распутина Гришку, царя Николашку, Революционные события, сражение наших доблестных войск под Трапезундом, иностранные города». - Это испанский город Барселона, на улицах его растут пальмы, пихты. Ни в Москве, ни в Ленинграде не увидите вы Гришку Распутина, он только здесь, по случаю ярмарки. Действительно, только здесь! Чем черт не шутит, пока Уполитпросвет спит. И кому только пришла мысль в голову разрешить подобное „просвещение" масс? Что спят милиция и Уполитпросвет? Когда погадают судьбу „просветителей"» («Красный луч», 10 июля 1924).
Источник: Базар в Муроме. М. В. Буслович: [Электронный ресурс] // Муромский историко-художественный музей: [сайт]. – 2016. – URL: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-viii/bazar-v-murome
Муромская ярмарка в нач. ХХ века Муромская выставка-ярмарка в 1914-го году Сенная площадь Муромский калач Памятники Мурома Город Муром |