Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
03:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Воскресенский Александр Михайлович, протоиерей

Александр Михайлович Воскресенский

Александр Михайлович Воскресенский, экстраординарный профессор Киевской духовной академии, протоиерей, родился в погосте Васильевском, Муромского уезда, Владимирской губернии, 24 августа 1828 года. Отец его был священником.
Погост Васильевский, заселенный одним духовенством, в то время довольно многочисленным (было три причта), клал особую печать на молодых обитателей его: с раннего детства они видели в обыденной жизни только духовных лиц с их радостями и печалями, с их монотонным настроением; это была скорее какая-то монастырская жизнь, куда постороннее, мирское врывается редко, где почти нет места для мирских злоб дня. Все здесь у взрослых шло по заведенному порядку, уклоняться от которого и не было поводов, да и было бы резким диссонансом. Так направлялась жизнь и молодого поколения, сначала рабски подражавшего, а потом уже по привычке поддерживавшего предания и заветы своих родителей. При подобных условиях шло детство и А.М. Воскресенского: отец—священник, как и другие обитатели погоста, воспитывал детей своих в страхе Божием, что легко достигалось при постепенном сближении их с церковью. Родители, как служители церкви, и детей своих располагали к тому же служению. Это было главной основой всего воспитания. Детские воспоминания Александра Михайловича были переполнены церковной жизнью, с его неуклонным посещением храма Божия, с его постоянным участием во время служб в чтении и пении на клиросе. В этой жизни и было положено начало тому религиозному настроению, с каким он остался до конца дней своих.
Будничная жизнь шла по раз заведенному порядку. Отец сам учил его грамоте по часослову и псалтири, он же первый познакомил сына с греческим и латинским языками. Л.М. был мальчик к учению очень способный, оно шло быстро. Детские забавы были самые обыкновенные, причем А.М. Воскресенский, как юркий, живой и предприимчивый, был коноводом среди товарищей во всех играх и занятиях. Любимым удовольствием его была рыбная ловля, которая чуть не стоила ему в детстве жизни.
В 1839 г. Воскресенский, хорошо подготовленный, поступил прямо в третий класс Муромского духовного училища, в котором, однако, пришлось ему пробыть три года, а всего в училище 5 лет. Учился он очень хорошо и считался в числе лучших учеником. В 1844 г. А.М. был переведен во Владимирскую духовную семинарию, где с ним произошло, по понятиям того времени, нечто странное. Хороший ученик в училище, здесь Воскресенский сразу попал в число заурядных. Нужно вспомнить, что А.М. было уже 16 лет, что он хотя в детстве и был послушным сыном, воспитанным при известном режиме, но и там, в родном погосте, ему было уже душно, — он рвался при всяком удобном случае на волю, подальше от этой размеренной жизни: летом он уходил в лес, на берег реки и там, никем и ничем не стесняемый, проводил почти все время. Ученье дома и в училище по старой методе, когда от мальчика ничего больше не требовалось, как отчетливого знания „к зубу“, еще могло идти своим чередом, так как Воскресенский не в силах был хоть сколько-нибудь реагировать против такого порядка; но в семинарии, где от воспитанника требуются рассуждения, размышления на заданные темы, где дается работа не одной памяти, там Александр Михайлович, видимо, запротестовал против безотчетного заучивания, — против воли и желания ему хотелось идти дальше буквального повторения учебников; но это-то не только тогда, но и гораздо позже, было не в правилах педагогики, и Воскресенский, лучший ученик в училище, в семинарии, как выражались тогда, слетел с первых мест, и только в философии ему удалось занять прежнее место. В этом классе главными предметами считались тогда логика, психология и патрология. При Воскресенском эти предметы преподавал только что назначенный наставник, М. Тихонравов (ум. в 1850 г., автор соч. „О христианском мученичестве"), умный, внимательный к ученикам. Он был чужд прежних педагогических приемов и его заинтересовали ответы и сочинения на заданные темы Воскресенского; Тихонравов взял Александра Михайловича под свое особое наблюдение, и с тех пор юноша до выхода из семинарии был в числе первых, при чем занимался одинаково усердно всеми предметами, даже, по мнению начальства, такими вредными, как естественная история и сельское хозяйство, введенные в круг семинарских предметов в 40-х годах.
В семинарии А.М. Воскресенский пробыл только пять лет, так как в 1849 г., когда он просидел один год в „богословии", духовно-учебное начальство вызвало из Владимирской семинарии 4-х воспитанников в академии, и семинарское правление в число их назначило и Воскресенского, который в том же 1849 году и поступил в Киевскую академию. Там он, как и в семинарии, усердно посещал лекции по всем предметам, даже по физико-математическим, которые обыкновенно недолюбливали другие студенты. Кончил он курс академии в 1853 г. магистром, под № 3, при чем магистерское сочинение писал ,,о высших родах христианского подвижничества".
,,В период студенческой жизни Воскресенский был человек в высшей степени живой и веселый, и любил немного щеголять. По отношению к товарищам был он, говорит В.Ф. Певницкий, очень общителен: он очень скоро сходился с другими…
В его курсе едва ли у кого было столько близких людей между студентами, сколько у него. И его очень любили товарищи, — любили за его доброту, за его прямоту и простоту и за его готовность разделить с другими и радость и горе“.
Вскоре по окончании студенческого курса началась и духовно-училищная служба Александра Михайловича, продолжавшаяся 30 лет, до самой смерти.
31 октября 1853 г. он был назначен преподавателем церковной истории, археологии и канонического права в Волынскую семинарию, помещавшуюся в уездном городе Кременце; но так как кафедра по этим предметам считалась второстепенной, то, согласно его желанию, 27 августа 1854 г. Воскресенский был перемещен на кафедру логики, психологии, патрологии и латинского языка, где он мог иметь больше влияния на учеников.
В 1855 г. А.М. женился на дочери священника из предместья Киева, Приорка, и с того времени начало его тянуть в Киев; в 1856 г. желание его исполнилось, — 27 декабря он был перемещен в Киевскую духовную семинарию на кафедру физико-математических наук.
Здесь, в кругу знакомых, в соседстве с воспитавшей его академией, А.М. уже не мог затеряться: 13 октября 1859 г. он был назначен бакалавром в Киевскую академию по той же кафедре физико-математических наук, причем на его долю выпало преподавание геометрии, тригонометрии и аналитической геометрии, а с 1862 г. — к нему перешли и другие отделы, т.е. алгебра и физика. На этой кафедре, 26 марта 1864 г., он возведен был и в звание экстраординарного профессора, каковым оставался до смерти.
Воскресенский, внимательно следивший за движением своей науки, умел заинтересовать своим предметом слушателей — студентов и они охотно посещали его лекции, особенно по физике.
С переходом на службу в Киев началась и литературная деятельность Воскресенского; особенно много он поработал для „Воскреснаго чтения“, где одно время разделял труды и по редакции этого издания. Потом статьи его помещались в „Руководстве для сельских пастырей“, в „Киевских Епархиальных ведомостях“ и в др. изданиях; но перечислить все им написанное, к сожалению, нет возможности, так как многое печаталось без его подписи. Первой его статьей было — „О хождении па св. Пасху с иконами“ („Руковод. для сел. паст.“, I860, № 7). В „Воскресном Чтении“ 1862 г. он продолжал работу архимандрита Мефодия — объяснение смысла евангельских и апостольских чтений, положенных уставом на недельные дни, начиная от 26-й недели (см. № 84, стр. 911; №35, стр. 931; № 36, стр. 959, и т. д, кончая № 44, стр. 1119, под заглавиями: „Неделя 26-я по пятидесятнице“, „Неделя мытаря и фарисея” и т.д.). В № 49 того же журнала за 1864 г. он поместил замечательную статью — „Библейское учение о творении мира и современное естествознание”; там же напечатано (1864 г. №№ 21, 22, 24, 27, 30, 32, 37, 38, 39, 42, 49 и 50) „Объяснение праздников правосланной церкви ученикам сельских школ", начиная с Рождества Пресвятой Богородицы и кончая Усекновением главы св. Иоанна Предтечи. В 1868 — 69 годах напечатаны, все в том же журнале, интересные статьи Воскресенского по космографии, где он, с религиозной точки зрения, освещал такие явления в природе, как солнце (№ 14), луна (№№ 80 и 87), солнечные и лунные затмения (№ 55). В „Воскресном Чтении", за подписью А. В., помещена и часть магистерской диссертации Воскресенского: „Святые юродивые. (Исторический очерк)“ — 1862 г., № 26, стр. 650 — 660, и „Святые столпники“ (1863, № 28, стр. 548 — 555), и, если не ошибаемся, ему же принадлежат статьи „Состав гимназических библиотек но предмету Закона Божия и об ученических библиотеках при гимназиях“ („Журн. Мин. Народ. Просв.“ 1862, № 11, отд. IV, стр. 150 — 158), „По поводу открытия библиотек учебных заведений для публики и соединения их с публичными" (там же, 1863, №12, отд. VI, стр. 153 — 160)“, „Несколько замечаний о составе и устройстве библиотек в гимназиях" (1863 г., № 2, отд. VI, стр. 80 — 89), „Несколько слов об ученических библиотеках при духовных семинариях“ („Православ. Обозрение", 1863, № 2, отд. II, стр. 70 — 72), „О мерах папистов к введению унии в юго-западной России. (Очерк) “ в „Вести. Юго-заладн. и Западн. России" (1863 г., т. III, кн. IX, март, отд. II, стр. 143 — 152; т. IV, кн. X, апрель, отд. II, стр. 1 — 13, и кн. XII, июнь, отд. II, стр. 101 — 113), и „О церковно-приходских училищах киевской епархии“ (там же, т. III, кн. VII, январь, отд. III, стр. 20 — 49). Александр Михайлович написал и несколько биографических очерков: „Кафедральный Киево-Софийского собора протоиерей Иван Михайлович Скворцов. (Биографический очерк)" („Руковод. для сельск. настыр.“ 1863 г., № 44 и 47; 1864 г., № 4 и 5), „Некролог. Протоиерей Григорий Никифорович Крамарев“ (там же, 1868, № 33, стр. 517 — 527). Вот известное нам из литературных трудов Воскресенского за 60-е годы.
За это время, до преобразования академий, А.М. по обычаю того времени нес в академии и другие обязанности, не соединенные с профессурой, — так, в начале 1861 г. он был определен помощником библиотекаря, а в конце того же года переменил эту должность на помощника секретаря академии; в 1863 г., 27 марта он был сделан секретарем, но в июне следующего года эту должность оставил и был назначен библиотекарем академии, и эту обязанность нес до введения нового устава. Здесь ему пришлось очень много поработать, и начальство за труды и усердие выдало Воскресенскому годовой оклад бакалаврского жалованья. Кроме того, в течение 1866 — 67 академического года он преподавал студентам библейскую археологию и еврейский язык, за половинный бакалаврский оклад. Эти добавочные предметы одинаково добросовестно и содержательно излагал А.М., как и предметы своей кафедры.
В 1866 году он был назначен секретарем академической конференции (до 16 января 1868 года). Наконец, с этого же года начал он преподавать, сначала космографию, а потом — физику и геометрию, в женском епархиальном училище. Преподавание в женском заведении требовало особого дара для изложения таких предметов, как указанные; но и здесь Александр Михайлович сумел так ясно излагать уроки, так приспособить их к пониманию своих учениц, что они очень легко усвояли их и, по общему отзыву, оказывали весьма хорошие успехи. В училище Воскресенский преподавал до 7 января 1879 года.
В 1869 г. был введен новый устав в академиях, по которому кафедры физико-математических наук уже не полагалось. Вследствие этого А.М. Воскресенский был избран преподавателем истории и обличения русского раскола, и эту кафедру занимал до конца своей жизни. Этот новый предмет, избранный Александром Михайловичем, потребовал от него особых занятий, подготовки к лекциям, и, как всегда, Воскресенский явился пред слушателями во всеоружии знания; студенты отзывались об его лекциях с чувством признательности.
Когда исполнилось 80 лет духовно-училищной службы Воскресенского, студенты поднесли ему адрес, в котором благодарили за ясное, одушевленное и просветительное слово.
Кроме академической службы, в последние годы А.М. Воскресенский исполнял и другие обязанности по духовному ведомству. 5 декабря 1871 г. он был рукоположен во священника к Царе-Константиновской церкви, и это прибавило ему не мало хлопот,- приход был большой и многолюдный. Но А. М. этим нисколько не тяготился, — напротив, он предан был духовной службе до самоотвержения. При церкви он устроил образцовую церковно-приходскую школу, много заботился об украшении храма. Для прихожан он был истинным пастырем духовным: часто проповедывал в церкви, и его простое, здравое, приспособленное к нуждам и пониманию своих прихожан слово чрезвычайно им нравилось; для всех он был доступен, со всеми ласков, приветлив. В изъявление любви и уважения к нему прихожане, главным образом мелкие торговцы и мещане, в 1883 г. поднесли о. Александру наперстный крест. И духовное начальство всегда ценило его службу: 20 марта 1874 г. он возведен был в сан протоиерея; с 11 февраля 1875 г. до смерти он был цензором журналов и книг духовного содержания; с 17 декабря 1878 г. был благочинным Киево-Подольских церквей, но от этой должности он в 1880 г., когда был избран членом консистории, отказался. Кроме того, неоднократно исполнял он другие мелкие поручения начальства.
В 1878 г. исполнилось 25-летие духовно-училищной службы А.М. Воскресенского, а в 1883 г. — 30-летие. Совет Академии каждый раз свидетельствовал, закрытой баллотировкой, о полезной преподавательской деятельности Воскресенского и каждый раз переизбирал его на новое пятилетие.
Литературные труды Александра Михайловича за последние годы нам менее известны, — и, очень может быть, их было не так много. В „Воскресном Чтении" за 1879 г. помещено несколько его поучений на недели постной триоди, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая неделею сыропустною, и поучение на день св. Пасхи. В 1880 г. в том же журнале напечатан ряд его статей под заглавием „Современный социализм и собственность" (№№ 30,31, 32,35,50 и 52), которые потом вышли и отдельной брошюрой; в 1881 г. там же он напечатал (№№ 47 — 52) семь поучений о приготовлении к празднику Рождества Христова и на самый день праздника. В „Киевск. Епархиал. Ведомостях" им помещены: (1876, № 13, стр. 435 — 443, и № 15, стр. 470 — 484) „Некролог. Священник I. Ф. Томашевский" и (1873, № 1, стр. 14-22, за подписью В.) — „Некролог настоятеля Киево-Подольской Ильинской церкви, протоиерея Мина Трофимовича Жолткевича". В „Руковод. для сельских пастырей" (1872 г., № 50, стр. 569 — 575; № 51, стр. 608 — 618 и № 52, стр. 664 — 674) помещена им статья — „Типы духовных лиц в светской литературе” (по поводу „Соборян" Лескова). Наконец, нам известно несколько его рецензий на сочинения и статьи по расколу (см., напр., „Киев. Епарх. ведом." 1875 г. №№ 19 и 20).
Товарищ с детства и кончая службой в Академии, В.Ф Певницкий так характеризует А.М. Воскресенского:
Искренно любили его и многочисленные прихожане... К этому нужно добавить, что А.М. Воскресенский был для студентов отцом родным: благодаря своему авторитету, своей близости к начальству академии, от которого всегда пользовался особым расположением, он близко принимая к сердцу жизнь студентов, со всеми ее радостями и невзгодами, горячо отстаивал интересы молодых товарищей, и, по словам бывших студентов академии, не было случая, чтобы взятый Александром Михайловичем под защиту студент не был успокоен.

А.М. Воскресенский скончался в Киеве 26 декабря 1883 г., в четвертом часу утра. Смерть его поразила всех своею неожиданностью, хотя здоровье А.М. давно было расшатано. Умер он от чахотки. Накануне смерти, в день Рождества Христова он служил, после чего делал визиты в Академию; оттуда приехал уже обессиленный, а к утру его не стало. Погребен он 28 декабря, после отпевания в его приходской церкви, при архиерейском служении вместе с многочисленным духовенством, в предместье города Киева, — Приорке, подле церкви, где долгое время служил его тесть.

/Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 2-й./
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Категория: Муром | Добавил: Николай (03.12.2016)
Просмотров: 1430 | Теги: Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru