Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
23:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Луковников Николай Николаевич

Луковников Николай Николаевич

Луковников Николай Николаевич (1933 – 1.02.2016) – подполковник, инженер-испытатель, руководитель лаборатории заправки топливной системы ракеты «Протон» космодрома «Байконур», художник.


Луковников Николай Николаевич

Николай Николаевич Луковников родился в 1933 году в селе Дмитриевская слобода Муромского района. Его отец до Революции был Его Величества императорского полка кузнец, а мать работала на Слободской фабрике (с 1929 г. - льнопрядильная фабрика им. П.Л. Войкова). В семье В семье он был седьмым ребенком, долгожданным, ведь родился Коля после шести сестер. И это так обрадовало моего отца, что он на радостях побежал в Дмитриевско-Слободскую церковь, «взлетел» на колокольню, и зачем-то начал изо всей силы бить в колокола. Народ испугался. Люди привыкли, что неурочный звон церковных колоколов сообщает о беде: пожаре, начавшейся войне и т. д. Сотни людей прибежали на звон. А тот радостно объявил односельчанам, что у него родился наследник. И люди поняли его состояние. Отец назвал сына своим именем - Николай. А когда крошку крестили, мальчонка внезапно крепко ухватил отца-кузнеца за бороду. Тот довольно воскликнул:
- Из мальчонки будет толк!
Коля рано начал проявлять свои таланты. Он еще в школу не ходил, когда увидел гармонь, и очень скоро безо всяких нот, самостоятельно научился играть, да так задорно, что вся улица сбегалась послушать.
В юности Николай помогал отцу молотобойцем. Увлечениями детства были бокс, рыбалка, охота. Он так же изучил английский язык.

Однажды к ним в гости приехал родственник. Чтобы сделать приятное малышу, подарил ему простенькие акварельные краски. И с тех пор Коленька Луковников не расставался с ними. Забывал даже о еде. Мальчишки разные игры устраивали, а он не мог оторваться от волшебного мира акварели. Пытался нарисовать деревья, свой дом, живность, родителей. Попробовал даже создать свой автопортрет, глядя на отражение в плохоньком зеркальце. Многое не получалось, но он не сдавался и самоучкой открывал мир цвета, рисунка и перспективы. А когда узнал, что в Муроме при музее работает художественная студия, сразу же загорелся и принял решение поступить в нее. Сначала занятия в ней вел сам академик живописи И.С. Куликов. Позже студию возглавил его талантливый ученик А. В. Морозов. Но принимал он в студию далеко не любого пацана с улицы. Сначала проверял, есть ли у того хоть искорка таланта. Поэтому встретил сельского парнишку из Дмитриевской Слободы с вопросом:
- А держал ли ты когда-нибудь кисть в руках?
И услышал уверенный ответ:
- Конечно! Вот смотрите. Я свой портрет нарисовал.
Мальчишка протянул художнику свернутый лист плохонькой бумаги. И на её обратной стороне Андрей Васильевич увидел вихрастого мальчишку с мольбертом и кистью в руках. Художник был приятно удивлен схожестью лица, точными деталями, прорисованными на автопортрете. Но виду не показал. А лишь кивнул:
- Приходи на занятия. Вижу, что из тебя выйдет толк, если будешь много трудиться.
Лет в двенадцать он стал учится живописи в студии Андрея Васильевича Морозова. Николай Луковников самоотверженно осваивал азы живописи. Его не пугали трудности. Он мечтал поскорее окончить свою сельскую школу и поступить учиться на художника. К этому у него были все предпосылки. На ежегодных выставках его работы признавались одними из лучших. В школе он учился очень хорошо. Но отец смотрел скептически на увлечение сына. Когда Николай окончил семь классов, отец по-крестьянски твердо и безоговорочно сказал, как отрезал:
- Тебе нужна настоящая мужская профессия, которая принесет полновесный заработок. А это баловство брось. Вон за рекой есть хороший техникум. Туда и поступай.
Николай не мог ослушаться воли отца, хотя в душе всё протестовало. После окончания слободской школы Николай поступил в Мордовщиковский (Навашинский) судостроительный техникум. Окончил его с отличием.
Настало время службы в рядах Советской армии. Вызвали призывника в горком комсомола и сказали: «Стране нужны офицеры!». Так Н.М. Луковников стал курсантом Пермского военно-морского авиационно-технического училища. Успешно окончил его и даже успел немного послужить в 68-м торпедном авиационном полку в должности авиационного техника. Проявил себя с самой лучшей стороны, поэтому командование предложило молодому офицеру продолжить учебу в высшем военном училище.
Затем поступил в Ростовское высшее инженерное училище им. Маршала М.И. Неделина, которое готовило военных инженеров для ракетных войск стратегического назначения.
В 1964 году, после окончания училища с отличием, старший лейтенант Н.Н. Луковников получил капитанские погоны и право на свободный выбор места дальнейшей службы. Он выбрал Байконур, куда попал в 1965 году.
Николай Николаевич был в числе тех, кто реализовывал проект «Протон». Первый запуск ракеты-носителя состоялся 16 июля 1965 года. «Во время старта этой пятидесятиметровой громадины земля буквально уходила из-под ног. Жара 46 градусов, языки пламени, сотрясание земли и вероятность безопасной работы – 50 процентов, – вспоминал Луковников».
Инженер-испытатель Н.Н. Луковников руководил лабораторией заправки топливной системы ракеты «Протон». Непосредственным начальником Николая Николаевича был Герман Степанович Титов.
На космодроме Луковникову довелось увидеть Ю.А. Гагарина, а также познакомиться с А.А. Леоновым. Дружба с Леоновым была подкреплена увлечением обоих живописью.
Николай Николаевич вспоминал, как произошло его знакомство с А.А. Леоновым, первым человеком, который вышел из корабля в открытый космос:
- Мы готовили «Протон» к запуску. Неожиданно на площадку приехал Герман Титов вместе с Алексеем Леоновым. Тот хотел своими глазами увидеть могучую ракету. А когда знакомились, то Титов представил: «А вот это наш инженер-испытатель и по совместительству художник - Николай Луковников». Конечно, мне было очень приятно.
Увлечение живописью в годы службы оставалось на втором плане. Служба на Байконуре проходила в экстремальных условиях. Рисковать приходилось практически ежедневно. Ведь офицер Н. Луковников, работая с топливными смесями для заправки двигателей ракет, мог в любую минуту получить смертельный глоток даже от выделяемых паров ядовитой жидкости. Дважды он был буквально на волосок от смерти.
Однажды при проверке работы двигателя, снабжающего топливом ракету-носитель, обнаружили утечку топлива. Требовалось спуститься под землю на большую глубину. Только так можно было проверить исправность системы, отыскать место утечки, а после этого устранить сам источник аварии. Офицер Луковников, добровольно вызвавшийся устранить аварию, хорошо знал, чем это грозит.
- Температура под землей - как в настоящем аду. Медные ключи не выдерживали её и размягчались настолько, что ими было невозможно работать, пользовались специальными. На мне - жароустойчивый и воздухонепроницаемый скафандр. Только он относительно надежно защищал легкие.
Нашел место прорыва, устранил неполадку. А когда работа была почти выполнена, из-за перенапряжения изо рта вылетела дыхательная трубка. Единственный вдох мог привести к гибели. Он успел задержать дыхание и буквально вылетел из бункера и топал в руки товарищей. Однако лечиться в госпитале пришлось довольно долго.
- Мне еще повезло. По разным причинам трое моих товарищей погибли прямо на глазах. Случались трагедии и при запуске ракет, когда люди гибли, - вспоминает старый ракетчик.
В домашнем архиве Н.Н. Луковников бережно хранил около двух десятков удостоверений на изобретения и рационализаторские предложения. И каждое из них было направлено на повышение качества и надежности кораблей, уходящих в космос. Подполковник Луковников мог без особого труда защитить кандидатскую диссертацию в ходе своей практической работы.
Мог, но не сделал этого только по одной причине. Помешала... всё та же привязанность к искусству. И чем дольше он служил, тем больше хотелось творить, живописать. Об этом знали все в части. И не случайно сам Герман Степанович Титов познакомил Николая Николаевича Луковникова с другим художником, своим другом, космонавтом А.А. Леоновым.
Но одно дело писать планету Земля, расположенную за сотни километров из иллюминатора космического корабля, и совсем другое делать это на земле, на объекте, который проходил под грифом «СС», или «совершенно секретно». В альбомах художника сохранилось немало этюдов и карандашных зарисовок бескрайней казахской степи. Есть работы, когда Н. Луковников пытался по памяти воспроизвести момент старта ракет. Остались наброски портретов товарищей-однополчан и всемирно известных космонавтов.
Но бдительные «особисты» не дремали. Они зорко следили за соблюдением секретности на объекте и предупредили «любителя рисования», что его увлечение может плохо сказаться на служебной карьере, а может быть, и еще хуже. Логика была проста: «Враг ведь не дремлет. Вдруг в рисунок попадет что-нибудь сверхсекретное и важное для иностранных разведок потенциального противника»?
Там, на Байконуре, свободного времени почти не было, но в редкие минуты отдыха он не забывал о своей мечте - стать художником и продолжал заниматься живописью. Пришлось проявить решительность, настойчивость и даже известную смелость, чтобы в сорок лет поступить на заочное отделение факультета живописи Московского института культуры имени Крупской. Он стал лауреатом Всероссийского конкурса самодеятельных художников и получил предложение поступить в студию военных художников М.Б. Грекова. По ряду причин Николай вежливо отказался.
На Байконуре Н.Н. Луковников познакомился и сдружился ещё с одним коллегой-художником – Юрием Земсковым.
В середине 70-х годов прошлого века страна готовилась отметить 30-летие со дня Великой Победы над фашистской Германией. У военного руководства Байконура возникла идея создать памятник воинам в честь знаменательной даты. И эту работу поручили выполнить своему, местному художнику-любителю Н. Луковникову. Вместе со своим товарищем, офицером стартового полигона Ю. Земсковым, Николай Николаевич разработал вариант памятника. Показал эскизы, командование одобрило оригинальный проект.
В итоге получился крупный и мощный монумент высотой 15 метров, стоящий на постаменте. Основная панель его выполнена из жаропрочного железобетона и украшена орденом Отечественной войны. А в монумент вписан бронзовый барельеф солдата, бегущего в атаку. Неофициальное название этого нестандартного и оригинального монумента: «Последний штурм». Установили его у въезда на космодром 9 мая 1975 года. Все космонавты и официальные лица, молодожены непременно останавливаются в этом месте, чтобы отдать дань уважения советским воинам.
- Я горжусь этой своей работой. Когда 9 Мая на торжественном открытии памятника меня и Юрия Земскова подвели для представления к ветерану Великой Отечественной войны, генерал-полковнику М.Г. Григорьеву, то боевой генерал только и произнес:
- Спасибо, ребятки, что сделали это для нас.


Монумент к 30-летию Победы. Авторы Ю. Земсков и Н. Луковников

В 1977 году Г.С. Титов вручил Н.Н. Луковникову почетную грамоту с личной подписью со словами благодарности: «Благодарим Вас за самоотверженный труд, который Вы вложили в славное дело освоения космоса». В этом же году подполковник Луковников покинул Байконур.
К 70-й годовщине Октября была приурочена и Первая Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников и мастеров прикладного искусства. Отбор был очень серьезный. Времени на подготовку к конкурсу оказалось катастрофически мало. Николай Николаевич даже раздумывал, стоит ли «огород городить» с посылкой своих работ? Но сослуживцы настояли на его участии в выставке, и он выслал на «профессиональный суд» два портрета, исполненных маслом, и две акварели. И скоро узнал, что все его работы не только прошли предварительные отборочные туры, но и заняли место в престижном столичном Манеже - главном выставочном центре художников СССР. Более того, за высокое мастерство ему присудили главный приз - «Малую золотую медаль».
Победа в столь значительном конкурсе открывала подполковнику Луковникову прямую дорогу в профессиональное искусство. Его даже пригласили в авторитетную «Студию военных художников им. М.Б. Грекова». При этом требовалось лишь сдать формальный экзамен на мастерство. Николаю Николаевичу предложили написать картину на тему «Встреча Л.И. Брежнева с космонавтами».
- Когда я представил генерального секретаря ЦК КПСС на стартовой площадке Байконура рядом с космонавтами и дымящей ракетой на стартовой площадке, то мне стало не по себе. Этот заказ был насквозь фальшивым и не совмещался с моими представлениями о настоящей живописи. А я никогда не шел против своей совести. Поэтому мечту о профессиональной работе военного художника пришлось забыть.
Наступило время проститься с армией. Это случилось 25 октября 1979 года.

Жизнь на «гражданке» сначала представлялась вчерашнему офицеру просто райской. Он приобрел небольшой домик в крохотной полузаброшенной деревушке Жемчужино на берегу речки Илемны. Много работал, буквально купался в творчестве. Искал себя. В Муроме, расположенном а нескольких километрах, очень скоро оценили уровень таланта и оригинальность творческой манеры художника из Жемчужина. Николай Николаевич Луковников даже принял участие в городской выставке муромских живописцев, в начале 60-х годов они проводились в здании тогда еще закрытой Смоленской церкви, что на улице Мечникова. Работы вчерашнего офицера произвели должное впечатление, и Николая Луковникова пригласили на освободившееся место художника-оформителя в Муромский историко-художественный музей.
- Это было очень хорошее время. Я много работал. Общался с местными живописцами. Обсуждали проблемы искусства и обменивались взглядами на развитие культуры. Пришлось обустраивать новые экспозиции в музее. Жизнь обрела новый смысл, - вспоминал Н. Луковников.

Потом руководство Муромской ДХШ предложило ему вести уроки живописи в Детской школе искусств для юных вербовчан. И он с радостью взялся за новое дело. В 1981-1991 годах преподавал в Детской художественной школе, участвовал в городских художественных выставках.
В 1994 году произошло событие, которое оставило след в его душе на всю оставшуюся жизнь. Однажды на городской выставке художников побывала столичный искусствовед и обратила внимание на работы мало кому известного в то время Николая Луковникова. Они ей понравились. Она сделала несколько фотографий его картин и показала знакомым владельцам художественной галереи в Швейцарии. Те увидели и загорелись желанием устроить в Берне персональную выставку провинциального художника из России.
Вызов был получен. Художник выбрал 54 лучшие работы, упаковал в самодельный тубус и с ними выехал в свою первую и последнюю зарубежную поездку.
- Я, конечно, опасался, что меня с картинами могут задержать таможенники, которые могли обвинить в том, что я пытаюсь нелегально провезти антикварные вещи, имеющие художественную ценность для страны. Но пронесло. Зато в Швейцарии впервые за всю свою жизнь почувствовал себя настоящим художником. Жил в частном доме очень богатого человека, большого любителя искусства и владельца целого оркестра старинных музыкальных инструментов. Среди них я лично видел уникальную бесценную скрипку работы великого мастера Гварнери.
И если сначала любители живописи Берна восприняли выставку «какого-то русского» из неизвестного маленького городка Мурома с изрядной долей скептицизма, то увидев его картины, очень быстро изменили свое мнение. Работы художника просто очаровали их. А еще художник много рисовал прямо на улицах и улочках Берна, на берегу Женевского озера.
Но праздники когда-нибудь кончаются. В последний день выставки новые швейцарские поклонники его искусства устроили импровизированную вечеринку. Звучали благодарные и восхищенные здравицы в его честь и приглашения в гости. В тот памятный вечер швейцарцы узнали, что художник из Мурома не только хорошо говорит на иностранных языках, отлично владеет кистью, но и играет на разных инструментах. Неожиданно составился музыкальный дуэт исполнителей в лице миллионера Питера Клопштайна, который играл на скрипке Гварнери, и муромского художника, вчерашнего ракетчика Николая Луковникова, который блестяще играл на купленном в Швейцарии аккордеоне.
В начале 2000-х Николай Николаевич работал художником в Спасо-Преображенском монастыре. Луковников написал немало картин на библейскую тематику. Многие из них находятся в Спасо-Преображенском мужском монастыре и других российских храмах.
Луковников купил дом в Якиманской Слободе на улице Фабричной. В нём была собрана великолепная библиотека по истории русской и зарубежной живописи, а из созданных Николаем Луковниковым работ можно было открыть интереснейший музей. Из-за нехватки места в гостиной Николай Николаевич Луковников своими руками построил деревянные стеллажи под самый потолок вдоль всей длины. Он собирал библиотеку всю свою жизнь, не жалея средств. В одном небольшом помещении много старинной мебели, которую художник когда-то восстановил собственными руками. Огромный самовар расположился под картиной Луковникова - портретом государя императора Николая Второго, вывешенным рядом с оконцем. Тут же фотография патриарха Алексия Второго. На ней изображен исторический момент. Руководство ОАО «Муромский стрелочный завод» при стечении огромного количества горожан вручил картину Н.Н. Луковникова главе Русской Православной церкви. Сама работа посвящена важнейшему событию в древней истории Мурома. Художник Луковников едва ли не первым в городе позволил себе реконструировать исторический момент - прибытие святого равноапостольского князя Константина в Муром в 1097 году. Это тот самый год, когда князь крестил горожан. Эта работа находилась в покоях Патриарха всея Руси.
Творения муромского живописца Николая Луковникова, который так и не вступил в Союз художников СССР, а позже и России,были востребованы самыми знаменитыми людьми страны. Например, одна его работа нашла свое почетное место в кабинете всемирно известного академика-офтальмолога, врачевателя глаз Святослава Федорова.
В Муроме много художников. Но почти никто из них не обращался к богатейшей истории края. А вот Н. Луковников попытался это сделать, и вполне успешно. В одной из своих ярких работ он «проник» сквозь века в мастерскую средневекового художника-изографа Казанцева. Мы знаем последнего как одного из основоположников муромской школы иконописи, жившего и творившего с конца XVII по середину XVIII веков. А как выглядели живописцы-иконописцы старых времен? Луковников первым из художников задумался над этим вопросом. И воплотил идею в жизнь, создав портрет знаменитого изографа А.И. Казанцева.
Перед нами предстает молодой еще человек с традиционной, но аккуратно подстриженной бородой и усами. В руках кисть. Умный и проницательный взгляд устремлен на новую, еще неоконченную работу. Чувствуется, что изограф весь во власти работы над образом Христа. Позади художника мы видим почти готовую икону с изображением Христа Спасителя.
Николай Николаевич реконструировал поселение старинного муромского племени дохристианского времени в работе «Древний Муром», где горожане показаны на фоне языческого капища. Художник блестяще исполнил работу, показав в ней впервые Муром домонгольского периода.
Художника интересовала история страны, начиная с древних времен. У него был собственный взгляд на развитие России, который он пытался передать не только с помощью кисти художника, но и исследованием генеалогического древа династий Рюриковичей и Романовых. Живописец собственными силами воссоздал историческое древо, поместил её в особую папку и назвал «Родословная России от Рюрика до последних Романовых, история государства Российского от Луковникова». По мнению историка и художника, Рюриковичи никакие не иноземные пришельцы-норманны, а представители одного из западных славянских племен.
В доме Луковниковых можно было увидеть несколько оригинальных работ, выполненных в резьбе по дереву. Здесь и волшебная птица Сирин, и лукавый домовенок, который, «исходя из собственного настроения», ежедневно меняет выражение лица. Работы отличает тончайшая резьба по дереву. Они и воспринимаются как живые персонажи, которые зашли в дом художника погреться, да так и остались у гостеприимных хозяев. Не больше и не меньше!
Скончался Николай Николаевич 1 февраля 2016 года в Муроме после тяжелой продолжительной болезни.

В Муромском планетарии хранится архив Н.Н. Луковникова, который передала его вдова Наталья Луковникова.


Стенд, посвященный Н.Н. Луковникову, в Муромском планетарии

Николай Николаевич Луковников был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», медалями им. К.Э. Циолковского и им. В.Н. Челомея.

Источники:
Орлова, И. С чего начиналась космическая эра // Муромский край. – 2020. – 1 апр. – С. 6.
Чубарова, И. Моя ласточка полетела // Муромский край. – 2011. – 12 апр. – С. 3, 4.
Костин, И. В. Неделя космоса и финал III фестиваля «Пока не поднят занавес» в Муроме. – Текст. Изображение : электронные // Муром-Мама : [сайт]. – Муром, 2012. – URL: https://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/nedelya-kosmosa-i-final-iii-festivalya-poka-ne-podnyat-zanaves-v-murome.html
Кузнецова, Л. Жемчужина из Жемчужино // Хронометр (Владимир). – 2002. – 27 февр. (№ 9).

Владимирская Организация ветеранов космодрома Байконур
Владимирская энциклопедия

Категория: Муром | Добавил: Николай (26.07.2022)
Просмотров: 445 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru