Главная
Регистрация
Вход
Пятница
25.05.2018
00:27
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [885]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [68]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [74]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Деревня Талызино Муромского района

Деревня Талызино

Талызино — деревня в Муромском районе Владимирской области России, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.
Деревня расположена в 27 км на север от Мурома. «Село Талызино, при колодцах, находится в 100 верстах от губернского города и в 23-х от уездного (Муромский уезд)».

Свою историю ведет с домонгольского времени. Селище Талызино, VIII, 10-13, 14-17 вв. расположено в 0.3 км. к северу от деревни, правобережье р. Ушна, ок. 2 км. от русла. Размеры ок. 460х260 м., высота над поймой 6 м. Поверхность памятника задернована, ранее распахивалась. Керамика лепная и гончарная древнерусская, в восточной части памятника - преимущественно позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная 16-17 вв.
Сначала, с VIII по X век, на месте селища проживали представители местного племени мурома. На рубеже X/XI веков происходит славянизация местного населения.
Название деревни говорит о том, что возможно оно принадлежало или было отдано на кормление татарам в период 13-15 вв.

В середине XVI века согласно писцовым листам сельцо сгорело и было перенесено на современное место.
Во второй половине XVI века сельцо Талызино принадлежало нескольким владельцам. В 7079 (1571) г. Василий Семенов Рахманин и Семен Талызин с братом приложили половину Талызина в Троице-Сергиев монастырь с тем, чтобы жить им здесь до смерти, а в случае их желания и «постричь их за тем же окладом». Около того же времени и другая половина Талызина, принадлежавшая некоей Агафии Зубаревой, также была приложена в Сергиев монастырь. Тогда же поступила в монастырь и деревня Игнатьева.
В кон. XVIII века во время генерального межевания село Талызино представляло одну общую дачу с несколькими деревнями; в них было: 58 дворов, 174 муж., 173 жен., всего 347 душ. Талызино состояло в ведомстве Государственной Коллегии Экономии. В примечании находим: «село по обе стороны безъимянного оврага; церковь деревянная Рождества Пресвятыя Богородицы, на писцовой церковной земле онаго села, три дома господских деревянные». Владения: Петра Васильевича Аленина, Михаила Григорьевича Языкова, Михаила Григорьевича Талызина и Ивана Абрамовича Лупандина.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Дубровской волости Муромского уезда.
В кон. XIX века дворов 49, муж. 189, жен. 205, всего 394 души. Последние владельцы: гг. Иванова, Корнилова, Сковардина и Прозоровская.
В селе каменная церковь, земское народное училище с 70 мальчиками и церковно-приходское женское, открытое в кон. 1897 года.
Сельским хозяйством занимаются все жители. В селе имеются заведения: маслобойное, 2 кузнечных, кирпичное и 3 ветряных мукомольных мельницы.
Муром в 23 вер., село Дубровы – 4 вер., пункт «Климово» - 5 ½ вер. и камера Земск. Нач. – в 12 вер.
В годы Советской власти центр Талызинского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 353 чел.; в 1905 г. – 473 чел.; в 1926 г. – 643 чел.; в 2002 г. – 179 чел.; в 2010 г. – 137 чел.
В деревне находятся Талызинская основная школа, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почтовой связи 602214.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

По писцовым книгам 1593 года в первой половине Талызина вместе с деревней Игнатьевой числится 11 дворов крестьянских, 2 дв. бобыльских и 1 пустой, в другой же половине было 11 дв. крестьянских и 1 пустой. На этой половине села находилась деревянная церковь — «вверх», построенная вотчинницей; при церкви были священник и пономарь, а на церковной земле — келья нищих.
Следующее известие о Талызинском приходе относится уже к концу XVII в. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год сообщается о нем следующее: «в селе Талызине церковь Рождества Пресв. Богородицы; у той церкви двор попа Тимофея, двор попа Василья, двор дьячков да приходских 11 дворов крестьянских да 9 бобыльских (в 1897 г. в Талызине 58 дворов); деревня Фомина, в ней 12 дворов крестьянских да 2 бобыльских; деревня Рожнова, в ней 10 дв. крестьянских да 1 бобыльский (здесь 49 дворов); дер. Шишкина, в ней 5 дв. крестьянских и 3 бобыльских; дер. Прудищи (По писцовым книгам 1593 года дер. Прудищи значится во владении Троице-Сергиева монастыря; в ней тогда было 4 дв. крестьянских и 4 пустых.), в ней 5 дворов крестьянских и 3 бобыльских (в 1897 г. здесь 48 дворов); деревня Игнатьево, в ней 11 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в 1897 г. здесь 36 дворов); дер. Морозова, в ней двор помещиков и 6 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 22 двора); дер. Ивановичи, в ней 9 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. в дер. Иванищах 40 дворов). Да по сказке попа Тимофея с товарищем церковной земли из крестьянских дач по 2 четв. в поле».
Что касается XVIII в., то за это время о Талызинской церкви не имеется почти никаких сведений. Только из хранящихся в церковном архиве межевых книг 1771 года можно заключить, что около этого времени в Талызине была вновь построена деревянная церковь.
В 1818 году вместо деревянной церкви здесь построен уже каменный храм с такой же колокольней.
Престолов в храме три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах же теплых во имя прей. Сергия Радонежского и преп. Симеона Персидского. Над главным престолом устроена сень. Утварью, ризницей и Св. иконами церковь снабжена вполне достаточно. Из Св. икон особенно чтима прихожанами старинная икона Рождества Пресв. Богородицы. Как драгоценная святыня хранился также водосвятный крест с частицами мощей Муромских Чудотворцев — кн. Константина и чад его Михаила и Феодора.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от земли пахотной и сенокосной до 175 руб., от служб и требоисправлений до 600 р. и процентов с причтового капитала (1037 р.) — 40 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 994 кв. сам:., пахотной 31 дес. 1580 саж., сенокосной 4 дес. 1900 саж., неудобной 4 дес. 600 саж.
Приход состоял из села Талызина и деревень: Рожнова (1 вер. от церкви), Прудищ (4 вер.), Игнатьева (1/2 вер.), Иваничей (5 вер.), Морозова (6 вер.), Кондрокова (2 версты) и Мальцева (5 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 306 дворов (в 1676 году в приходе было 89 дворов), 1367 душ муж. пола и 1392 женского.

В Талызине имелась земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 70. Кроме того в приходе имелись 3 школы грамоты, в которых обучалось до 50 человек ежегодно.

Публичные чтения в селе Талызине, Муромского уезда, по донесению священника Виноградова

С Божией помощью и при заступлении Пресвятой Девы Богородицы, при Богородицком храме села Талызина народные чтения и собеседования внебогослужебные ведены были как в прошлом 1881 году, так велись и в настоящем году.
Как для самого священника, так и для прихожан удобнейшим временем для собеседований признано время пред литургией, после утрени, так как, по совершении литургии, в воскресные и праздничное дни священник бывает отвлекаем для исправления треб, а прихожане побывавши в церкви за 4 или 5 верст от своих деревень, к вечеру снова являться в село для слушания чтений находят для себя обременительным; притом в после-обеденное время по праздникам у них обыкновенно бывают мирские сходы для рассуждении о своих делах.
Местом для чтений и собеседований служит находящийся при храме училищный дом, который при простой внешней обстановке может вмещать в себе до 150 человек.
В первую половину 1881 года предметом чтений было объяснение последних 6 заповедей десятисловия, по руководству: «простонародныя чтения» прот. Е. Попова; а к концу года исполнено было несколько ветхозаветных чтений с туманными картинами. Именно: об убиении Каином Авеля, о жертвоприношении Авраама, о наказании городов Содома и Гоморы, о явлении Бога Аврааму в виде трех странников, о благословении Исааком Иакова. С праздника же Рождества Христова предметом народных чтений избрано чтение и объяснение воскресных и праздничных Евангелий, и по опыту замечено, что ветхозаветные чтения и объяснительные чтения Евангелий бывают более удачны сравнительно с другими чтениями и более любимы народом; так что объяснение Евангелий положено у нас уже вести в 2 раза, и это согласно желанию самих слушателей; но чтобы не было это повторением одного и того же, то предположено Евангельские чтения дополнять уроками и примерами свв. Отцов, из книг: «Училище Благочестия»; «Жизнь святых» свящ. Виноградова; «Добротолюбие», «Отечник» Еп. Игнатия; а руководством при чтении и объяснении Евангелия: «Толковое Евангелие» Еп. Михаила и «жизнь Иисуса Христа» Орды и Фаррара. Ветхозаветные чтения велись по «истории В. З.» прот. М. Богословского. При народных чтениях с ноября месяца 1880 года введено пение церковных песней, которое, несмотря на недавнее введение, начинают развиваться довольно успешно; любителей пения, мало-мальски могущих петь в церкви, набралось довольное количество, особенно в великие праздники поющих бывают полны оба клироса, и в известное время для пения: «Тебе поем и Достойно есть» сельско-народные певчие с обоих клиросов сходятся на средину церкви и став перед амвоном все вместе; за ними стоят обыкновенно ученики народной школы и с своими детскими голосами тоже присоединяются к поющим;— за школой в пении принимают участие и некоторые из предстоящих и если не, все, то половина собравшихся в церковь, сообразно возгласу священнослужителя, на самом деле воссылают песнь Богу «едиными усты и единым сердцем»; общее впечатление бывает в высшей степени глубокое. В это время и после этого долго не слышно бывает ни разговоров, ни хождения старосты с колокольчиком, никакой торговли свечами и проч., чего чрез одни словесные наставления не всегда удается достигнуть в сельской церкви. Когда у нас объявлено было, что при чтениях будут туманные картины, то народу стало приходить на народные чтения в таком множестве, что дом, где производились чтения, был совершенно переполнен посетителями и все-таки еще очень многие не могли войти в него; ученики же школы, глядя на картины, по живости своего возраста не удерживались от разговоров и производили иногда шум, а некоторые из них от нестерпимой тесноты кричали и даже плакали. Что же? На следующий раз простой народ сам распорядился так, что детей в училищной дом не пустили на том простом основании, что они интересуются более картинами, а чтений и сами не слушают и другим не дают слушать. Значит простой народ здраво понимает, что туманные изображения составляют только вспомогательное средство к более ясному и живому, наглядному чтению, а суть дела заключается все-таки в самом чтении. В настоящее время у нас туманных картин под руками не имеется; но народные чтения идут по прежнему и посетителей бывает довольно много.
При этом почитаю долгом упомянуть, что всякий раз — когда показывается портрет Государя Императора, Государыни Императрицы, Государя Наследника и других Членов Императорской фамилии, то восторг и умиление крестьян неописанные. Слышались возгласы: «Господи! Да как живо! Батюшка Ты наш! Да где бы нам Вас, благодетели Вы наши, так видеть»!
Вообще после трехлетнего опыта ведения народных чтений стало заметно, что 1) прихожане села Талызина находятся теперь в мирном и спокойном душевном настроении; тогда как года четыре назад половина почти прихода, особенно крестьяне деревень Рожнова и Прудищ, вследствие пропаганды расколоучителей из соседних сел, находились в большом смущении относительно православия, 2) отличаясь прежде холодностью к храму Божию, теперь, по замечанию самих прихожан, они в церковь Божию ходят в большем количестве, и замечательно, что особенною ревностью к храму Божию отличаются крестьяне тех деревень, в которых прежде была раскольническая пропаганда; и 3) приходский храм, по холодности к нему прихожан, был прежде беден и по внешности не благовиден; но теперь мало-по-малу приводится в приличный и более благолепный вид.
В наступающую зиму, по желанию прихожан, предположено исполнить несколько чтений в деревнях Рожнове и Прудищах, имеются дома поместительные и население значительное.
/Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1882 г. № 22 (15 ноября)./
Дубровская волость Муромского уезда
Муромский уезд.
Владимирская губерния.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (24.01.2018)
Просмотров: 149 | Теги: Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика