Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Деревня Воскресенье Петушинского района

Деревня Воскресенье

Воскресенье — деревня в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Нагорного сельского поселения.
Деревня расположена в 9 км на северо-запад от города Покров и в 27 км на северо-запад от райцентра города Петушки. «Село Воскресенское находится в 85 верстах от губернского города и в 10 от уездного (Покровский уезд)».[1]

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Покров-Слободской волости Покровского уезда.
Разработка торфа на Воскресенском болоте потом. почетн. гражданина Ивана Никитича Зимина, близ с. Воскресенского. В 1890 г. «рабочих: 106 муж., 75 жен.; 2 локомобиля, 20 сил».

С 1929 года деревня входила в состав Горского сельсовета Петушинского района, в 1945—1960 годах деревня входила в Покровский район (Владимирская область).
«В пионерском лагере, расположенном в селе Воскресенье, где отдыхают дети работников сельского хозяйства нашего управления, в торжественной обстановке состоялось открытие лагеря для детей, приехавших в следующую очередь. Начальник лагеря тов. Воспельникова разрешает поднять флаг на мачте. Заместитель секретаря комитета ВЛКСМ управления, В. Акимова вручает ребятам знамя комитета комсомола» (З. Старчак, директор Дома пионеров. Газета «Вперед», 1 августа 1964 г.).
Вплоть до 2005 года — в составе Панфиловского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 268 чел.; в 1905 г. – 206 чел.; в 2002 г. – 11 чел.; в 2010 г. – 8 чел.

СНТ "Воскресенье" действует с 23 июня 1992 г. Председатель Жиангеров Руслан Тахирович.
СНТ "Здоровье" действует с 19 ноября 1992 г. Председатель Курза Галина Петровна.

Воскресенский приход

В писцовых книгах 1628 —31 гг. в Борисоглебском стану Переславль-Залесского уезда значится за стольником князем Иваном Никитичем Хованским (перешло к нему от князя Сицкого) «погост Воскресенский Аргуновской волости, а на погосте церковь Воскресения Христово — древяна клецки, а в церкви деиеус и двери царские и образы местные и ризы и книги и клепало—железное—и всякое церковное строение мирское».
Князь Иван Никитич Хованский в 1635-1637 гг. командовал большим полком в Туле. В год вступления на престол царя Алексея Михайловича князь Хованский был сослан в Сибирь и возвращен только в 1649 г., тогда был пожалован в бояре. В 1650 г. без кровопролития ликвидировал восстание в Новгороде и Пскове. В 1652 г. князь сопровождал патриарха Никона в Соловецкий монастырь, участвовал в переносе мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля. В 1654 г. сопровождал царя Алексея Михайловича в Польском походе. Участвовал в штурме Смоленска и был оставлен там воеводой. В 1660 г. разбил поляков под Мальчами.
При церкви показаны священник, дьячок («Ивашко Сибирской») и пономарь; на церковной земле живут нищие — бобыли (5 дворов), питаются от церкви Божией; земли церковной пахотной по 7 четвертей в поле, перелогу и лесом поросло 3 четв., сена 200 копен, лесу непашенного 18 ½ десятин.
В тех же писцовых книгах показаны и почти все деревни, входящие в нач. ХХ века в состав Воскресенского прихода: 1) деревня Панфилово, в ней тогда были — 1 крестьянский двор, 2 бобыльских и 1 пустой, 2) д. Олехово — 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских, 3) д. Яковлево - 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских, 4) д. Жолудьево — 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских и 5) д. Заболотье.
С Воскресенской церкви, как видно из патриарших окладных книг, взималось дани в 1628 г.— пять алтын 3 деньги, десятильничьих гривна, заезда 10 денег, а с 1654 г. — два рубля 13 алтын 5 денег, заезда гривна.
В 1707—09 гг. в приходе Воскресенской церкви числилось 98 дворов.
В 1711 г. в Воскресенском была построена новая церковь, что видно из отметки в патриарших книгах о выдаче антиминса в новопостроенную церковь.
В 1811 г. из богословского отделения Владимиpской духовной семинаpии во священника ко храму с. Воскресенья был рукоположен Иоанн Иоаннович Ремезов. В 1845 г. он был переведен ко храму Кумошенского Погоста. В 1855 г. священник Иоанн Ремезов скончался.
В 1818 г. вместо доселе бывшей деревянной церкви в Воскресенском начат постройкой каменный храм; постройка была окончена и храм освящен в 1827 г. во имя Воскресения Христова.
Престолов в этом храме три: главный в честь Воскресения Христова., в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1857 г. село принадлежало помещику Попову. В селе был деревянный господский дом и мукомольная мельница.
В с. Воскресенском с 1891 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1895/6 году было 58.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) от служб и требоисправлений до 800 руб., б) процентов с причтового капитала (1400 р.) — 56 р. и от земли пахотной и сенокосной до 50 р. Дома у членов причта собственные на пожертвованной помещичьей земле. [1]
Земли при церкви: усадебной не имелось, пахотной 16 дес. 1528 саж., сенокосной 19 дес. 2314 саж., неудобной 2 дес. 630 саж.; на сенокосной земле было 1 дес. строевого леса. [1]
Приход состоял из села Воскресенского и деревень: Желудьева (1 вер. от церкви), Яковлева (1 вер.), Олехова (4 вер), Панфилова (4 вер.), Заболотья (3 вер.) и Пустынки (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 641 душа муж. пола и 745 женского; кроме того раскольников-беспоповцев 5 душ. [1]

Дмитрий Никольский служил в храме села Воскресенского (Покровского уезда до революции и Киржачского района Ивановской промышленной области после) с 1910 по 1938 год, исключая 1930-34 годы, когда он отбывал ссылку в Северном крае.
Дмитрий Петрович Никольский родился в г. Шуе в 1885 г. в семье кондуктора министерства путей сообщения. В 1908 году окончил Владимирскую духовную семинарию, некоторое время служил псаломщиком-регентом в селе Ваганово Владимирского уезда, а в октябре 1910 года был рукоположен в священники архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) к церкви села Воскресенское, где и прослужил до своего ареста в 1930 г., вернулся на служение после ссылки.
И.о. председателя Желудьевского с/с Забегаев Алексей Иванович рассказывает следователю, что на выборах в Верховный совет в декабре 1937 г. на избирательном участке в д. Панфилово священник Дмитрий Никольский выражался иронично по поводу единственного кандидата на выборах: «Какая же здесь демократия, когда в бюллетене стоит одна кандидатура, и стоит ли мне ходить в кабину для голосования, бюллетень я могу сложить при вас и опустить его в урну», а также сообщает, что «немедленно поручил секретарю Смирнову сообщить об этом в органы НКВД в письменном виде».
Вновь был арестован в сентябре 1938 года. По делу этому были арестованы 5 служителей церкви: священник погоста Данутина Киржачского района Василий Павлович Соловьев (1884 г.р., 54 лет), священник Заболотской церкви г. Киржача Михаил Васильевич Соловьев (1882 г.р., 56 лет), проживающий в д. Корытово Киржачского района, диакон Воскресенской церкви Якиманский Михаил Васильевич и священник села Овчинино Соловьев Михаил Николаевич (1874 г.р., 64 лет). Из материалов следствия мы узнаем, что все они были знакомы, ходили друг другу в гости, обсуждали разные церковные вопросы. Кроме этого, мы узнаем, что они общались с епископом Юрьев-Польским Хрисогоном (Ивановским), игуменом Павлом (Балябиным), служившим в церкви погоста Андреевского, священником села Санино Николаем Смирновым, священником Георгиевской церкви села Ильинского Иваном Орловым, монахиней Екатериной (Рязановой) (монашеское имя неизвестно) из села Овчинино, монахинями Александрой и Матроной Куликовыми из д. Олехово, относящейся к Воскресенскому приходу.
“С епископом Хрисогоном и священниками, проживающими в Киржачском районе я знаком как с духовенством одной епархии. Епископа Хрисогона посещал по разрешению духовных и религиозных вопросов, связанных с церковью и общиной. Остальных священников, поименованных выше знал как соседей” (из показаний при допросе Д. Никольского).
На допросе от 23 сентябре 1938 г. Дмитрий Петрович рассказывает о встрече с епископом Хрисогоном по поводу его посвящения в сан протоиерея, которая состоялась в марте 1938 года в г. Юрьев-Польском. После церемонии посвящения владыка пригласил отца Дмитрия к себе домой, где они беседовали, очевидно, о положении церкви в сложившихся условиях, о роли священства. В следственных документах рассказ об этом разговоре приобретает характерные акценты (как он происходил на самом деле — неизвестно, но вероятно, встреча эта могла состояться, и разговор о церковной жизни тоже) (дело П-341, т.1, л. 47 об). В этом же разговоре указывается, что связаться с иеромонахом Павлом и поддерживать с ним отношения предложил владыка Хрисогон.
Вскоре Дмитрий Петрович побывал дома у иеромонаха Павла, вероятно, беседа их имела те же цели и темы, что и с владыкой. Можно предположить из записанного на допросе, что игумен Павел встречался со священниками Николаем Смирновым, Иоанном Орловым, Михаилом Соловьевым, “с которыми он имеет связь и их периодически посещает”.
О двух монахинях Дмитрий Петрович сообщает (т. 1, л. 49 об), что “опирался до 1938 года на монахинь, проживающих в д. Олехово Александру Ивановну и Матрону Ивановну Куликовых”. Как записано в протоколе, они “вели контрреволюционную деятельность…, обрабатывая не только взрослых, но и детей школьного возраста, привлекая их к себе в дом внушали антисоветские взгляды”. Дмитрий Петрович упоминает так же, что они общались с Михаилом Соловьевым (вероятно, имеется в виду овчининский священник). Обращение их к Михаилу Соловьеву, как следует из материалов дела, было связано с тем, что Никольский высказал им свое намерение перейти к епископу Алексию (Сергееву): “перейти к автокефалии и подчиниться епископу Ивановскому и Владимирскому Алексию”. Местные жители рассказывали, что они знали какие-то особые молитвы — всегда из леса баба Матреша возвращалась с лукошком ягод-грибов, даже в самые неурожайные и голодные годы. Следили за ней: дойдет до кромки леса, перекрестится и исчезает. Другой рассказ связан с авторитетом и силой слова, которой обладала баба Саша. Она могла подойти к группе гуляющей советской молодежи и строго сделать им замечание, что канун церковного праздника, «расходитесь, мол, по домам» — ее слушались. В храм села Воскресенского они ходили пешком через лес напрямик 3 км. Дожили они почти до ста лет, скончались уже в 60-е годы. После войны за «пение с ними псалмов» сняли с должности директора местной школы.


Диакон Михаил Якиманский (крайний слева), священники Алексий Успенский, Сергий Руфицкий, псаломщик Дмитрий Рудаков

До декабря 1938 года их держали в Александровской тюрьме и допрашивали по отдельности и перекрестно, обвиняя в антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации церковников. В декабре было предъявлено соответствующее обвинение. Но весной 1939 года обвиняемые решение областного суда обжаловали перед коллегией Верховного суда, дело вернули на дополнительное расследование. На допросах в ноябре 1939 года обвиняемые отказались от данных ранее показаний.
В результате с них сняли обвинение в причастности контрреволюционной организации, подтвердив обвинение в антисоветской агитации на основании показаний свидетелей. После тщательного допроса свидетелей, как следует из материалов дела, показаний свидетелей против Якиманского и Соловьева М.Н. не удалось собрать, поэтому их отпустили на свободу. Остальных священников — Дмитрия Никольского, Василия Павловича Соловьева и Михаила Васильевича Соловьева приговорили к заключению в лагерь сроком на 5 лет.
Дмитрий Никольский скончался 19 июля 1942 г. в исправительно-трудовой инвалидной колонии в г. Юрьевце при неизвестных обстоятельствах
Дмитрий Никольский был женат на Вере Павловне Соколовой, на момент ареста их взрослая дочь Лидия была замужем и проживала с мужем на станции Электросталь в Ногинском районе.

С 1930 по 1933 годы в с. Воскресенье служил протоиерей Николай Васильевич Поспелов (1885-1938). Жил он в то время у Веры Павловны Соколовой, супруги отца Дмитрия. Во время Сужения в с. Воскресенье его часто вызывали на допросы в Киржач. Он был учителем, рукоположен во священника в 1914 г. ко храму с. Заколпье Владимирской губернии. С 1922 по 1930 г. служил в с. Житенино (ныне Орехово-Зуевский район), в 1932 г. - недолго в Орехово-Зуевской церкви, летом 1932 г. - в церкви с. Пустое Поле (в наше время 8 Шатурском районе, село больше не существует, церковь стоит среди Леса), в 1934-1935 гг. - в с. Каменка (ныне г. Электроугли), последним Местом служения о. Николая было с. Былово (Подольского района Московской области), где он был арестован 28 января 1938 г. и 17 феврали того же года расстрелян. У о. Николая было 8 детей, один из них, apxимандрит Нафанаил (род. 1920) - насельник Святоуспенского Псково-Печерского монастыря. Архиерейским Юбилейным Собором Русской Православной Церкви и Постановлением Священного Синода 17.07.2001 г. протоиерей Николай Поспелов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

В. Солоухин видел здешнюю церковь в 1956 г. Она сама и крыша ее были недавно выкрашены и выглядели как новые.
Окончательно церковь закрыта в 1956 г.


Воскресенский храм. 1987 год

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Воскресения Христова Деревни Воскресенье Петушинского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 10 апреля 2003 г.
Первая служба состоялась в День Светлого Христова Воскресения в 2004 г.
Здание Церкви реставрируется с сер. 2000-х годов при помощи московского вагоностроительного завода им. Войтовича.
В сентябре 2012 года Свято-Воскресенский приход был передан под попечительство Свято-Успенского храма г. Петушки, настоятель которого, благочинный Петушинского благочиннического округа, более года возглавлял и духовно опекал приход в с. Воскресенье.
С ноября 2013 года в храме новый настоятель. Трудами прихожан удалось подготовить восстановленный храм к началу богослужения. В Великую Субботу на Пасху 2014 года первую Божественную литургию в восстановленном храме совершил высокопреосвященнейший Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский.
Настоятель председатель приходского совета Черепанов Дмитрий Александрович.
Юридический адрес: Петушинский район, деревня Воскресенье, 20.

Справа от дороги из Воскресенья в Овчинино - две деревни, Большие и Малые Горки. В Больших Горках раньше была каменная часовня, которую уже после войны разобрали до основания. Крестьянином д. Большие Горки был крепостной Владимира Григорьевича Орлова архитектор Осип Иванов. Он строил в усадьбе Юсуповых Архангельское, бельведер и стропила главная дома в 1817 г., он же восстанавливал дом после пожара 1820 г.(по проекту архитектора Е Д Тюрина), в Архангельском им построен деревянный на каменном фундаменте театр.
В Малых Горках сохранилась придорожная часовня начала XX в., что особенно редко встречается, - с иконными досками. Стекла, защищавшие иконы от непогоды, давно разбиты, изображения Святителя Николая Можайского, Божией Матери полностью смяты, остался только золотой фон. Создается впечатление, что святые как бы вышли из иконных досок и покинули этот край, где все церкви были разорены.
В д. Лакиброво сохранилась часовня.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Петушки | Добавил: Николай (19.03.2019)
Просмотров: 1861 | Теги: Петушинский район | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru