Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
18:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Пастырский союз в Покровском уезде (1917 год)

Пастырский союз

В настоящее время пастыри Православной Церкви поставлены в очень тяжелое положение и в материальном и правовом отношении. Необычайная дороговизна жизни и недостаток жизненных продуктов при необеспеченности духовенства для многих пастырей создали положение, граничащее с голодом. Некоторые священники вынуждены членов своей семьи определить в число рабочих на заводы; есть случай, когда священник для прокормления своей семьи вынужден был собирать хлеб под окнами своих прихожан. Правовое положение священников со времени революции изменилось не к лучшему, а к худшему. Духовенство избавилось от произвола и деспотизма сверху, но подверглось давлению, а иногда и произволу снизу. Применение выборного начала до издания общего закона по этому вопросу поставило духовенство в полную зависимость от минутного настроения толпы; священник, пользующийся доверием и любовию прихожан, из-за случайного, неосторожного поступка или по возбуждению случайного агитатора, может сразу лишиться доверия прихожан и навлечь на себя репрессивные меры или совершенное удаление из прихода. Бывший в прошедшем мае сего года Владимирский епархиальный Съезд духовенства и мирян некоторыми постановлениями как бы дал повод к своего рода неустройствам в приходской жизни. Особенно остро отражаются и вносят расстройство три постановления епархиального Съезда, которые вынесены Съездом по настоятельному требованию некоторых из мирян и низших членов клира. Вопросы эти следующие: о изменении правил раздела братских доходов в смысле увеличения долей дохода диаконов и псаломщиков, об удалении неугодных членов клира по приговорам 2/3 прихожан и немедленное прекращение взносов с церквей на содержание учебных заведений и епархиальные нужды. Последнего постановления в собственном смысле сделано не было, но заявление священников, поданное на Съезд по настоянию некоторых членов Съезда из мирян об обращении на содержание духовно-учебных заведений страхового капитала, дало повод мирянам и церковным старостам думать и сделать заключение, что налогов с церквей уже платить не следует. Может быть, эти постановления и не получат утверждения Свят. Синода, но при настоящем политическом положении остановить применение их вне воли Синода, а тем более духовенства.
Все эти обстоятельства создают такое мрачное положение, что не только убивают всякое желание лиц, получивших полное семинарское образование, идти на должность священника, но и посвятивших большую часть своей жизни служению Православной Церкви и народу священников заставляют искать новые пути жизни, ничего не имеющие общего с служением Церкви. Особенно прискорбное разделение в среду духовенство вносит постановление о немедленном введении новых правил раздела дохода. Идея эта неправильна по самому существу и она проводится именно с целью внести раздор в среду духовенства. По этой идее имеется в виду улучшить положение одних служащих на счет других — их сослуживцев. Союз диаконов и псаломщиков хочет не только улучшить свое материальное положение на счет священников, но и правовое положение. Собрание диаконов и псаломщиков 3-го благочиния, Покровского уезда, предъявило священникам своего благочиния такие требования, что если их принять, то уже во главе приходской жизни окажется не священник, а псаломщик. Идея эта имеет совершенно ложное предположение — как будто псаломщики и диаконы друзья народа и их нужно наградить правами и обеспечить, а священники наряду с правящим классом враги народа. Нелепость этой идеи очевидна. Бедственное положение пастырей и вследствие этого постепенное их удаление от служения церкви и народу будет иметь весьма печальные последствия и для Православной Церкви и для сельского населения. И церковь и население лишатся в лице священников, получивших полное семинарское образование, культурных работников. Тогда место образованных пастырей займут малограмотные псаломщики и полуобразованные диаконы, а за неимением их и простецы из крестьян. До сего времени среди всеобщего церковного развала, при всеобщем почти отрицательном отношении к большинству наших Архипастырей, которые связали свою репутацию с мрачными сторонами павшего режима, только многие из священников своим искренним и безропотным несением своего служения снискивали симпатии и среди народа и среди образованного общества и печати и, можно сказать, только авторитетом священников поддерживалась связь с церковью многих членов ее. Кому дороже интересы и судьбы Православной Церкви, как не пастырям, всю свою жизнь посвятившим на служение церкви.
При настоящих условиях каждый из пастырей в отдельности бессилен и при неблагоприятном изменении своего служебного положения может погибнуть сам, погубить свою семью и навсегда потерять возможность быть пастырем церкви. Другое дело, если пастыри объединятся и будут общими силами помогать оказавшемуся в несчастии товарищу, на время поддержат его семью, на время и ему дадут посильное для него дело и помогут ему пережить трудный момент жизни, чтобы потом снова возвратиться к своему пастырскому служению. Священники 3-го округа, Покровского уезда, взяли на себя смелость созвать священников своего уезда для организации пастырского союза, который бы своими общими средствами и общими усилиями помог пережить пастырям тяжелые дни настоящего переходного времени.
Состоявшееся 6-го июня 1917 года собрание священников Покровского уезда единодушно откликнулось на призыв к объединению и выразило согласие немедленно организовать уездный пастырский союз.
Признавая, что за краткостью времени трудно сразу всесторонне выработать подробности устава, собрание священников, Покровского уезда, принимая этот устав, имеет в виду на благочиннических и уездных собраниях членов союза дополнить его разрешением тех вопросов, какие будет выдвигать сама жизнь.
Председатель собрания священников, Покровского уезда свящ. села Беречина Алек. Глориозов.

Воззвание пастырей Покровского уезда Владимирской губернии

Собратья пастыри! Без того тяжелое наше положение в последнее время морально стало особенно тяжелым. Многие из наших собратий уже лишены священнических мест, а многие, хотя еще и остаются на приходах, но терпят несправедливые обиды и унижения от прихожан, боясь остаться с многочисленной семьей без крова и куска хлеба. Они послушны, они безличны, потому что чувствуют полную свою зависимость от прихожан (нередко даже от одного), они кротки не потому, что имеют пред собой идеал кроткого Евангельского Пастыря, а потому что они рабы, потому что не чувствуют никакой поддержки со стороны и знают, что они предоставлены самим себе. Такое непрочное положение, такое безличное существование в связи с рабским послушанием и скудным материальным обеспечением многих из пастырей заставляет думать о снятии сана, а будущих достойных кандидатов священства удержит от принятия его.
Мы пастыри Покровского уезда объединились в Пастырский Союз, для того, чтобы сохранить Церкви Христовой пастырей достойных образованных, а сохранить их можно прежде всего тем, что нужно упрочить их положение на приходе, чтобы пастыри были независимы от произвола и прихотей прихожан, чтобы они были не рабы, а кроткие пастыри, голос которых бы овцы слушали. Все это мы можем сделать, если все объединимся в Пастырский Союз. Зная о существовании Союза, берущего под свою защиту обиженного несправедливо священника и его семью, надеясь на его моральную поддержку, каждый из пастырей в несчастье не будет себя чувствовать одиноким, не будет в безвыходном положении, не будет в полном рабском подчинении, но будет достойно, плодотворно и спокойно трудиться на ниве Христовой в образе Пастыря.
К Вам собратьям своим обращаемся с призывом. Мы просим Вас всех объединиться в Пастырский Уездный Союз и образовать Уездное Бюро.
Председатель Покровского Уездного Бюро Прот. Н. Соколовский.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 24-25. 30-го июня 1917 года).

УСТАВ Пастырского Покровского Союза

1. Православные Пастыри Покровского уезда, Владимирской Епархии, в интересах Церкви, нуждающейся в пастырях, соответствующих своему высокому религиозно-нравственному и культурно-просветительному назначению, объединяются в Пастырский Союз, имеющий целью защиту интересов своих членов и оказание материальной и моральной помощи тем из них, которые признанием Пастырского Союза окажутся вынужденными оставить приходскую пастырскую службу без всякой с их стороны вины и желания.
2. Членами Пастырского Союза могут быть только священники уезда, пожелавшие сделать единовременный взнос при вступлении 10 руб. и ежемесячно делающие взнос 2 руб., начиная с июля 1917 года.
3. Священники Покровского уезда должны в продолжении месяца Июня заявить о своем желании вступить в Союз уплатой единовременного взноса.
4. Священники, не пожелавшие почему-либо вступить в члены Союза в указанный выше срок, а затем изъявившие желание присоединиться, могут быть приняты в члены Союза при условии полного денежного взноса единовременного и ежемесячного.
5. Ежемесячный взнос для священников Покровского уезда обязателен с Июля месяца. (Примечание: священник вступающий в Союз в Октябре месяце должен сразу внести за июль, Август, Сентябрь и Октябрь).
6. Вновь рукоположенные и вновь поступившие на приходы священники делают также единовременный взнос 10 и ежемесячный со дня поступления на приход.

Управление делами Пастырского Союза

7. Общее Управление делами Пастырского Союза принадлежит общему Собранию членов Союза, а ближайшее заведывание делами Союза, в качестве Исполнительного Органа общего Собрания, Уездному Бюро, находящемуся в гор. Покрове.
Примечание 1. С развитием деятельности Союза и увеличением членов его священниками других уездов Епархии учреждается Епархиальное Бюро, а в каждом уездном городе Уездное Бюро.
Примечание 2. Если же подобные Союзы будут образованы священниками другой Епархии, то должно быть образовано Всероссийское Бюро Пастырского Союза.
8. В Уездное Бюро входит по одному члену от каждого благочиния. Члены Уездного Бюро избираются на благочиннических собраниях сроком на 1 (один) год.
9. Председатель Уездного Пастырского Союза, он же и Председатель Уездного Бюро, избирается на общем собрании всех уездных членов Союза закрытой баллотировкой на 1 год.
10. Казначей Союза избирается также Общим Собранием и также на один год из членов Уездного Бюро.
11. Уездное Бюро собирается по приглашению Председателя не менее раза в месяц.
12. Для действительности заседания Уездного Бюро необходимо присутствие в нем не менее ½ членов его, кроме Председателя.
13. Решения Уездного Бюро постановляются простым большинством голосов; при равенстве голосов, голос председательствующего дает перевес.
14. Уездное Бюро занимается разработкой вопросов, относящихся к целям и задачам Союза, заботится об увеличении средств Союза и представляет Общему Собранию годичные отчеты, оклады и сметы.
15. Председатель Союза назначает время Общих Собраний (не менее двух раз в год), и заседаний Уездного Бюро не менее раза в месяц, определяет порядок обсуждения вопросов в заседаниях Уездного Бюро, руководит прениями и ведет все сношения с различными общественными учреждениями и частными правлениями.
16. Союз имеет печать, которая всегда хранится у Председателя Союза.
17. Члены Уездного Бюро разделяют труды Председателя по Союзу, а во время его отсутствия избирают от своей среды заместителя Председателя.
18. Казначей Союза заведывает всеми денежными делами Союза, принимает все поступления и взносы, выдает пособия пострадавшим членам Союза и представляет Уездному Бюро ежемесячные отчеты.
19. Кроме Уездного Бюро в каждом благочинии должно быть благочинническое Бюро из двух или трех членов Союза.
20. Члены благочиннического Бюро избираются на благочиннических Собраниях на один год.
21. Как помощники Уездного Бюро, члены Благочиннического Бюро должны ведать делами Союза на местах, производить расследования, собирать взносы и направлять их казначею Союза.
22. Благочинническое Бюро обо всем происшедшем в благочинии должно доносить Уездному Бюро.

Общие Собрания

23. Общие Собрания Членов Союза бывают очередные и чрезвычайные и происходят под Председательством особого лица, каждый раз избираемого Собранием.
24. Очередные Общие Собрания созываются не менее двух раз в год: для а) рассмотрения и утверждения отчета за истекший год и сметы на будущий год, б) избрания Председателя Уездного Бюро и казначея, в) избрания членов ревизионной комиссии, г) рассмотрения и разрешения всех вопросов относящихся к ведению дел Союза.
25. Чрезвычайные Общие Собрания созываются в случаях не терпящих отлагательств.
26. Собрания считаются состоявшимися, если в них присутствуют не менее 1/3 всех членов Союза.
27. Для решения дел, касающихся изменения Устава, исключения из членов Союза требуется присутствие в Собрании не менее ½ всех членов Союза.
28. Решения Общего Собрания постановляются простым большинством голосов, а в случае равенства голос председательствующего дает перевес.

Способ деятельности

Союз имеет целью удержать от снятия сана пастырей, отвечающих своему высокому религиозно-нравственному и культурно-просветительному назначению, но обстоятельствами времени вынужденных оставить пастырскую приходскую службу без всякой с их стороны вины и желания, а потому и оставшихся без всяких средств к жизни.
29. В этих целях Союз через своих членов Благочиннического Бюро производит расследование на местах возникших недоразумений между священником и прихожанами. Руководясь голосом пастырской совести, члены благочиннического Бюро должны произвести товарищеский суд чести над своим собратом.
30. Если обвинения, предъявленные к священнику со стороны прихожан, членами благочиннического Бюро будут найдены справедливыми, а священник останется недоволен приговором соседей священников, то ему предоставляется право апеллировать Уездному Бюро.
31. Если и члены Уездного Бюро установят виновность священника, то Уездное Бюро осведомляет об этом всех членов Пастырского Уездного Союза, который на Общем Собрании исключает из членов Союза провинившегося, возвращением ему всех сделанных им взносов, осуждает недостойный образ действий собрата своего и тем самым подтверждает справедливость требования прихожан об удалении такого пастыря с прихода.
32. Если же причиной увольнения священника прихожанами будет служить физический недостаток как то: глухота, слепота и т. п., то члены Союза, проверив обвинение и найдя его справедливым, передают Епархиальному Попечительству заботу о священнике и его семье.
33. Если же предъявленные священнику прихожанами обвинения окажутся несущественными, не заслуживающими внимания, придирчивыми или даже ложными и невиновность священника будет установлена членами благочиннического бюро, то последнее дает знать о потерпевшем в Уездное Бюро, которое доводит до сведения всех членов Союза и немедленно принимает заботы о невинно потерпевшем собрате и его семье.
34. Члены Благочинническ. и Уездн. Бюро выезжают на место и обращаются к прихожанам с увещанием о примирении.
35. Если прихожане не пожелают примириться с обиженным невинно пастырем и будут упорствовать в своем требовании, а ни в чем невинному священнику придется оставить приход, то об этом приходе Бюро доводит до сведения всей Епархии.
36. Никто не может занять освободившееся таким образом место священника без согласия всего Уездного Союза пастырей.
37. Удовлетворение религиозных нужд приходов изгнавших своих пастырей Союз берет на себя.
38. Вновь поступивший священник в этот приход без согласия Уездного Пастырского Союза лишается права быть членом Союза, лишается всякого духовного общения с пастырями уезда и не принимается ни в одно благочиние уезда.
39. Пострадавшему же священнику и его семье Союз обязывается немедленно оказывать денежную помощь в размерах: живущим при доме 10 руб., учащимся детям 30 руб. в месяц.
40. В целях изыскания средств к существованию потерпевшего священника и его семьи Союз заботится о предоставлении нового свободного священнического места потерпевшему, рекомендует его, просить за него, как за достойного пастыря.
41. Если нет свободных священнических мест, Союз заботится о приискании потерпевшему другого рода занятий, сообразно его способности и прежде всего должности учителя, как наиболее подходящей для священника, получившего полное среднее образование.
42. Такой учитель в скромной священнической рясе и со крестом Спасителя на груди может быть и законоучителем своей школы.
43. В виду малого содержания, получаемого учителями (около 70 р.), Союз ходатайствует и пред Обер-Прокурором и пред начальствующими лицами о зачислении на прибавки прежней учительской и законоучительской службы священника.
44. Все освобожденные места в Консистории и канцелярии Духовного Ведомства должны быть предоставлены священникам незаконно лишенным мест.
45. Союз будет обращаться и в другие Ведомства, Правительственные Учреждения, Земства, где только будет нужда в культурных и честных тружениках, и будет ходатайствовать о зачислении на службу своих неправильно обиженных членов Союза пастырей.
46. Учредить должность одного запасного священника на уезд, каковую предоставить одному из потерпевших членов Союза.
47. Так как почти все священники имеют склонность к сельско-хозяйственному труду, предоставить им возможность трудиться и работать на свободных монастырских землях.
48. Учредить в уезде образцовую и промышленную пасеку и должность смотрителя предоставить специалисту по пчеловодству, священнику оставшемуся без места.
49. В случае же приемлемости организации Союзов во всех уездах Епархии или даже и иных Епархиях является возможность завести на юге свои виноградники и устроить виноделие, чтобы таким образом вино и воск были прежде всего свои и не сомнительного достоинства, а главное — чтобы православные храмы и службы не находились в зависимости от людей не православного и даже не христианского исповедания.
50. Только тогда Союз прекращает свою заботу о потерпевшем своем собрате и его семье, если удастся ему пристроить священника, лишившегося места, к заработку не менее 100 руб. в месяц.
51. Таким образом временно согретый братской любовью и пастырским сочувствием каждый из несправедливо обиженных пастырей может снова через несколько лет возвратиться к прежнему пастырскому приходскому служению где либо на другом месте, в чем Союз и будет особенно проявлять свою заботу и оказывать возможные содействия.

Братство о.о. диаконов и псаломщиков Покровского уезда

3 августа 1917 года организовано Братство о.о. диаконов и г. г. псаломщиков уездного Покровского района, Владимир. Епархии.
3 августа 1917 г. состоялось второе собрание о. о. диаконов и псаломщиков Покровского уезда. Собрание велось под председательством пс. г. Орехова А. В. Авдиева. Пред началом собрания несколькими участниками его было пропето Киевским распевом, но в оригинальном строго молитвенном изложении протодиак. В. И. Северовостокова: стих. во глас 6-ый «Днесь благодать Св. Духа нас собра...», и молитва Св. Духу «Царю Небесный»... По открытии Собрания был заслушан и детально рассмотрен выработанный Комиссией «Устав Братства», который и решено было представить на утверждение Епархиального начальства. Рассмотрев «Устав»..., Собрание приступило к избранию Совета Братства и Ревизионной Комиссии. В Совет избраны: свящ. о. Владимир Горский, протодиак. В. И. Северовостоков, пс. А. В. Авдиев, пс. В. Ф. Соколов, А. Н. Гайгеров и М. А. Журавлев. Кандидатами к ним: пс. М. П. Поспелов, пс. Н. Г. Смирнов и Муратов. В Ревизионную Комиссию избраны: диак. о. Никольский диак. о. Дроздов и пс. В. К. Никольский. По предложению свящ. о. В. Горского Собрание тут же избрало Председателя Совета и Казначея: первым — А. В. Авдиева, а вторым В. Ф. Соколова. Избрание Секретаря Совета Собрание предоставило самому Совету.
По избрании должностных лиц Братства, протодиак. В. И. Северовостоковым был прочитан доклад «О церковном пении». Затем под его руководством были спеты следующие песнопения в его изложении для мужского хора: «Союзом любве связу еми апостоли»... «Ныне силы небесныя», древнего распева и догматик 5-го гл. «В Чермнем мори»..., знаменного распева.
Собрание закончилось общим пением молитвы «Достойно есть»...

Доклад Протодиакона В. Северовостокова

Всколыхнувшаяся жизнь свободной великой нашей Родины вызвала множество новых запросов и вопросов в переустройстве всей церковно-приходской жизни, и в частности, жизни православно-русского духовенства. Для освещения и уяснения тех или других сторон этой новой жизни необходимо объединенное содружество лиц, понимающих всю важность переживаемого времени для строительства Церкви Христовой, сознающих всю ответственность тех, кому так или иначе дороги и близки интересы церковной и вообще христианской жизни, духовенства и нашего народа.
В этих целях мы,— служители алтаря Господня и клирики церквей Покровского уезда, Владимирской епархии,— решили незамедлительно образовать из себя «Братство». Да поможет нам Бог в устроении нашей жизни и нашего вящшего служения Церкви! Да будет Он помощником нам, не по нам, а по, чистоте намерений, к которыми мы будем трудиться во славу Православной Его Церкви!
Никто не станет отрицать того, что наша православная Русь основалась религией и что наш народ желает видеть в детях своих людей верующих и молящихся. Наилучшею школою в деле воспитания народа в Православной Церкви являются чины, обряды и уставы богослужебные.
По меткому слову почившего Херсонского святителя Никанора, «наше Богослужение в обрядовой стороне заменяет для нас благороднейший театр, при том возвышающий не только ум и сердце к Богу, но и дающий полное удовлетворение чувству красоты».
Один англичанин, знаток России, раз десять посещавший ее, изучавший наше Богослужение так, как не многие из иереев его изучают: это известный Биркбек — друг России, всегда восхищался красотою наших обрядов и говорит, что ничего подобного он не видел ни у себя — в англиканской церкви, ни у католиков. Если так могущественно действует наша обрядность на иностранца на неправославного человека, то как же она должна действовать на душу православного? Не напрасно же один учитель Церкви сказал: прекраснее нашей литургии мы что-нибудь увидим разве только на небе.
«Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных,— говорит Иоанн Златоустый,— ничто так не наполняет любовию к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная ..., под действием их мысль человека невольно отрешается от всего земного, чувственного и стремится в высь — туда, где обитает правда, истина, кротость, где обитает самый источник красоты и гармонии — Бог».
Действительно, представляя одну из главных составных частей праздничного и будничного богослужения, церковное пение вместе с чтением составляют его душу, делают его благолепным или томительным, властно увлекающим массу присутствующих в храме, объединяя их в чувстве религиозного воодушевления,—или, в случае небрежного выполнения, низводя радость и торжество праздника к будничной обыденности.
Ввиду такого громадного влияния церковного пения на душу человека, я беру на себя смелость указать членам открывающегося Братства на необходимость приложить деятельнейшее усилие к благолепной постановке церковного пения при богослужении. Пусть православная Община в лице церковных приходов уездного Покровского района вспомнит тогда в храме, каким путем в душу ее с детства западало, столько сладких религиозных чувств, что послужило для приготовления ее сердца к молитве, какое из могучих орудий заставляло отложить житейское попечение — пусть вспомнит то Община и будет искать в храмах духовное благолепие в истовом церковном пении.
Сообразно с таким назначением, от церковного пения требуется особый склад, особенный, располагающий к молитве, характер. Все, что развлекает молящегося, нарушает его молитвенное настроение, следовательно и пение, которое излишним своим сладкозвучием или сложными музыкальными настроениями приковывав и внимание молящихся только к одним звукам в ущерб пониманию текста, такое пение не может быть допускаемо в храме, как не оправдывающее своего назначения — способствовать молитве.
Для уяснения этого вопроса постараемся осветить, насколько можем, современное нам положение церковно-певческого дела.
В настоящее время в музыкальном мире церковное пение рассматривается, как особый тип музыки, как отдельная форма музыкального творчества. В каталогах opus-ов современных композиторов не редкость встретить сочинения для церковных хоров в соседстве с вальсами, некоторыми романсами и т. п. Церковному пению усвояется звонкое название «церковной музыки». Сочинения для церковного хора именуются обыкновенно «духовно-музыкальными сочинениями»; церковные песнопения превращаются в музыкальные «нумера», запечатленные авторским именем и правом. Мы постоянно слышим выражения: Литургия—Чайковского, Отче Наш - Бортнянского, Верую — Березовского и т. п. Наконец, знакомясь с самыми партитурами сочинений, предназначенных для церковного употребления, мы видим, что они составлены по всем правилам общей музыкальной теории. Не говорим уже о том, что партитуры эти обыкновенно испещряются техническими указаниями касательно музыкального исполнения. Все это не оставляет сомнения в том, что в современном обществе утвердился взгляд на церковное пение, как на особый род музыки.
Справедлив ли взгляд этот? Согласуется ли он с мыслью Церкви о сем предмете? Или, составленный не по ее указаниям и вопреки ее намерением, он есть привнесение чуждого огня в ее святилище? Мы думаем, что весьма благовременна попытка, выяснить это недоумение.
Почтеннейшие коллеги! Убедительно прошу Вашего серьезного внимания к моему освещению затронутого вопроса с точки зрения взглядов Церкви на музыку и на истинный характер и значение церковного пения.
Что такое музыка?
Она есть искусство выражать идею сочетанием музыкальных звуков. Таким образом, в области психологической она может быть до некоторой степени сравниваема с языком, поскольку последний есть также «способность человека воплощать идею в слове». Но область музыки и область слова не совпадают по своему содержанию: все, что легко и удобно выражается в слове, не может быт выражено музыкой и, наоборот, музыка большею частью стремится выразить то, что трудно выразить словом. Музыка не в состоянии передать объективную мысль, или факте, она может лишь выразить отношение субъекта к мысли, или факту. Самая мысль и самый факт должны быть известны слушателям: только тогда им может быть понятно музыкальное их воспроизведение. Поэтому музыка пишется на готовые словесные сюжеты, и поэтому же так называемая «программная музыка» нуждается в словесном объяснении слушателям устно, почему ей дано право занимать внимание слушателей, нуждается в программе.
Отсюда открывается новая глубокая черта различия между музыкой и словом. Язык естественный всеобщ, т. е. одни и те же слова у разных лиц вызывают одинаковые идеи: если бы этого не было, язык не достигал бы своей цели и не имел бы смысла. Язык музыки, язык искусственный, не может быть всеобщим: одни и те же звуки у разных лиц могут вызвать несходные толкования. Полная условность музыки обнаруживается особенно в тех случаях, когда она стремится выразить без помощи слова какую-нибудь вполне конкретную идею, как бы пытаясь соперничать с словом. В этих случаях музыка выходит за пределы своей области.
Далее. Слово выражает идею, а потому и вызывает в уме нашем ту же идею. Разговаривая, мы в сущности, меняемся мыслями; читая литературное произведение, мы проникаемся мыслями автора. — Музыка выражает отношение автора к идее, или к факту жизни; в ней выливается личное, субъективное настроение, или чувство артиста, или композитора; цель ее — передать это настроение слушателю. Соответственно с этим реакция, вызываемая музыкой, состоит не в появлении у человека новой мысли, не в просветлении его сознания, но лишь в перемене его настроения, в неясном, но часто в неотразимом волнении. Впечатление, производимое музыкой, довольно удачно называют чарующим, или пленяющим. Музыка, действительно, способна захватить все существо человека: она волнует его чувство, изменяет настроение и, что всего важнее, часто подчиняет себе даже и работу сознания. Древние греки недаром выразили действие музыки в поэтическом образе сирены. Мы,— в наше время,— могли бы усматривать в музыке элементы гипнотические.
Обладая такими свойствами, хорошая музыка может быть прекрасным педагогическим средством, как искусство, наиболее способное увлечь; может способствовать возвышению нравов общества, как искусство, дающее чистые эстетические наслаждения; она может наконец, служить утехою жизни, услаждая жизненные горечи.
Но есть ли для нее место в церковном богослужении?
Какова цель православного богослужения?
Апостол Павел в 1-й послании к Коринфянам (XIV, 12,—26) говорит: «ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть истолкование,— все сие да будет к назиданию».
Давая эти наставления, апостол имел в виду тех членов Коринфской церкви, которые не во благо употребляли данный им дар языков: они любили говорить на иностранных языках во время богослужебных собраний церкви. Их апостол осуждает: «Когда я молюсь на незнакомом языке, говорит он, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать?— Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего; я более всех вас говорю языками, но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чем тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. XIV).
Приводя эти простые по смыслу и глубокие по силе рассуждения апостола, мы полагаем, что они могут пролить свет и на занимающий нас вопрос об отношении музыки к церковному богослужению.
Православная Церковь, следуя заветам апостолов, всегда прилагала заботы к тому, чтобы богослужение назидало верующих, т. е созидало из них живых членов Церкви. Все обряды и установления Церкви направлены только к этой общей цели. Очевидно, что в виду этой же цели Церковь не могла принять в состав богослужения музыку, ибо язык музыкальный, как условный и не всеобщий, для многих из слушателей пришедших в собрание для назидания, являлся бы тем незнакомым языком, о котором писал ап. Павел. Одаренный музыкальным талантом человек, может быть, и сумел бы выразить в звуках инструмента свое «благодарение» ко Господу, ко выраженное этим способом благодарение не назидало бы Церкви.
Лучшим и незаменимым средством и для выражения христианских мыслей и стремлений, и для возбуждения духа молитвы Церковь признала—слово. Только слово может вполне назидать ум и сердце. Вследствие этого Церковь все свое внимание устремила на развитие словесной стороны богослужения. Церковные песнопения суть прежде всего словесные произведения. Самые их названия обозначают собою или разные литературные формы (напр. тропарь, кондак, стихира), или же, указывают на содержание (наприм. богородичен, догматик, мученичен, троичен, величание и т. п.) и только в редких случаях они указывают на способ пения (антифоны). Творческая деятельность Церковных песнотворцев была направлена к тому, чтобы вероучительные истины выразить в слове наиболее назидающим образом.
Самое богослужение на языке церковном называется словесною службою нашей Богу. Напр. «Вечернюю песнь и словесную службу Тебе, Христе, приносим» (Воскр. стихира гл. 8). «Еще приносим Ти словесную службу» (Молитва на божеств, литургии). Святый Иустин Философ называет христианское богослужение «словесным торжеством» (Апология § 60).
Западная церковная музыка последовательнее нашей; она стремится выразить то, что не выражено или невыразимо в слове, т. е. те глубокие молитвенные настроения, которые в богослужении западной Церкви не нашли словесного выражения. С другой стороны, римско-католическая церковь мало заботится о назидании чад своих словом. Известно, что самое богослужение римско-католическое совершается на чуждом народу, латинском языке (как бы наперекор приведенным нами выше наставлениям Апостола Павла). Миряне не могут принимать деятельного участия в церковном богослужении: оно есть для них нечто таинственное, мистическое, и этой таинственностью оно производит впечатление. Музыка, со своими чарами, является, поэтому, самым уместным искусством в латинском богослужении.
У нас тк. наз. «церковная музыка» берется выражать своими звуками то, что Церковью давно уже выражено в словах песнопений, или в богослужебных действиях (обрядах). Вследствие этого она обрекает себя на труд переводить ясный и понятный язык богослужебных песней на туманный и непонятный язык музыки. Для наших церковных композиторов создалось крайне затруднительное положение в вопросе о том, каково должно быть отношение между музыкой и текстом.
В истории нашей «церковной музыки» мы замечаем двоякое отношение к этому вопросу. Одни композиторы почти игнорируют текст: они начинают с сочинения музыки. Композитор создает мелодию или музыку не под влиянием известного содержания церковной песни, а под влиянием свободного музыкального вдохновения, согретого религиозным чувством. При этом может быть и так, что пьеса, как музыкальное произведение, уже создана, а композитор еще не знает, какие слова подпишет он под нотами. Текст нужен ему лишь для того, чтобы применить музыку к вокальному исполнению, ибо для пения нужно слово. В качестве примера подобного творчества укажем на причастен: Чашу спасения прииму и имя Господне призову,— в композиции Березовского. В беспокойной и немножко страстной музыке этого сочинения выражается какое-то неудовлетворенное желание, неулегшееся волнение и т. п., но не та простая, невыразимая музыкой мысль, которая заключена в стихе псалма: таким образом, связь между текстом и музыкой чисто формальная. Это видно и из того, что славословие «аллилуиа» в этом же сочинении поется совершенно так же, как и стих, хотя по содержанию это совсем не одинаковые выражения.
Указанное направление в композициях на богослужебные тексты еще может быть отчасти оправдано и с точки зрения церковного взгляда. Если композитор заботится не о том, чтобы создаваемая им мелодия выражала какую-нибудь мысль, а лишь о том, чтобы она была благоговейна и легко усвоилась слухом верующих, то он в сущности не противоречит тому взгляду, по которому „мелодия" должна помогать сердечному вниманию и объединять верующих в молитве. Поэтому, многие умилительные напевы, вошедшие в церковное употребление сверх осмогласия (напр. напевы Киевопечерской лавры, Симоновского монастыря и т. под.), одобряются Церковью.
Но в настоящее время, вероятно, под влиянием господства реализма в общей музыке, явилось новое направление и в нашей так называемой „церковной музыке". В основе этого нового направления лежит требование, чтобы музыка соответствовала тексту и свойственными ей средствами изображала содержание текста.
Почтеннейшие коллеги! В доказательство несостоятельности и этого нового музыкального направления, нужна особая и обстоятельная статья. Чтобы не наскучить Вам, разрешение последнего вопроса я оставляю до будущего более благоприятного времени.
Заключая свою заметку по глубоковажному вопросу о церковном пении, я позволяю себе еще лишь одно замечание.
Христиане первых веков не нуждались в искусственных средствах для возбуждения молитвенных чувств и настроений; напротив, своим единодушием в молитве и своею твердостью в вере они производили сильнейшее впечатление на язычников... В наше время говорят о необходимости музыкальных эффектов и впечатлений в храме: не свидетельствует ли это об упадке духа веры и любви?.. Мы боимся сделать такое заключение... Но если бы и в самом деле упадок веры и любви в современном православно-христианском обществе был существующим фактом,— мы не верим, чтобы восстановлению этих добродетелей послужило такое слабое средство, как музыка...
Протодиакон Василий Северовостоков.

А. Цель Братства.
1. Братство имеет своею целью объединение своих членов на почве: а) одинаково-истинного понимания Евангельского учения в отношении его к современной действительности и точного ясного самоопределения к настоящему движению; б) обновления, пополнения и расширения своих познаний вообще и связанных с званием диакона и псаломщика в особенности и в) взаимной нравственной и материальной поддержки.
Б. Задачи Братства.
2. В задачи Братства входит: а) устройство уездных и районных собраний для изъяснения свящ. Писания в отношении к выдвинутым жизнью вопросам и объяснения их с христианской точки зрения, — оценки учений и действий как отдельных лиц, так и целых групп (партий), — разбора брошюр и статей светской повременной печати разрушительного характера; б) устройство курсов общеобразовательного характера и курсов регентуры, церковного пения и чтения; в) устройство библиотек; г) устройство лекций и духовных концертов; д) издание листков, брошюр и книг по вопросам, входящим в круг деятельности Братства; е) установление суда чести; ж) организация взаимопомощи в экстренных, по признанию Совета, случаях обязательной для всех членов подпиской помимо членских взносов; з) учреждение богаделен и других заведений, необходимых для целей Братства.
Примечание к лит. ж. Желающий получить пособие должен письменно заявить о том Совету Братства, обозначив в заявлении как причину, по которой пособие испрашивается, так и размер пособия, если пособие испрашивается безвозвратно, а также порядок и срок возврата оного, если оно испрашивается заимообразно. Заявление это должно быть рассмотрено не позднее 3-х дней со времени подачи. Все члены Братства обязаны внести в кассу последнего авансом не менее 3 руб., из которых и зачитывается следуемая с них сумма. Внесенные авансовые деньги должны быть пополняемы по мере израсходования и по уведомлении о том повесткой от Совета.
В. Состав Братства.
3. Братство составляется из о.о. диаконов, псаломщиков и других лиц уезда, интересующихся делами Братства и желающих принять в нем участие, не исключая и священников.
4. Члены Братства делятся на почетных и действительных.
5. Почетные члены избираются из лиц особенно содействующих развитию и преуспеянию деятельности Братства или оказавших ему ценные услуги своим трудом, пожертвованиями и проч.
6. Действительными членами состоят по желанию о.о. диаконы и псаломщики. Другие лица принимаются в действительные члены Советом по рекомендации одного члена Братства и по внесении членского взноса.
7. Исключение из числа членов производится Советом. Член может быть исключен: а) за невзнос платы и б) по его собственному заявлению о желании выйти из числа членов Братства.
8. Каждый член вносит в кассу Братства под квитанцию при вступлении единовременно 5 р. и ежемесячно по 50 к. Лицо, внесшее не менее 100 р., считается пожизненным членом Братства.
Г. Средства Братства.
9. Средства Братства составляются: а) из членских взносов, б) пожертвований, в) доходов от изданий Братства, г) доходов от устраиваемых в пользу Братства лекций, духовных концертов и т. п.
10. Свободные средства Братства хранятся на текущем счету в государственной сберегательной кассе с. Орехово, Покр. у.
Д. Права Братства.
11. Братству предоставляется право приобретать и отчуждать недвижимое имущество, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде.
12. Для дел Братства употребляется своя печать с надписью: «Покровское уездное Братство о.о. диаконов и псаломщиков».
Е. Район деятельности Братства.
13. Совет Братства находится в с. Орехове, Покровского уезда, район деятельности Братства — Покровский уезд.
Ж. Заведывание делами Братства.
14. Делами Братства заведывает Общее Собрание и Совет.
З. Общие Собрания.
15. Общие Собрания бывают очередные и чрезвычайные, Очередные Собрания созываются один раз в год, в конце января или начале февраля. Чрезвычайные Собрания созываются по мере надобности Советом Братства или по собственной инициативе, или по заявлению 10 членов Братства или Ревизионной Комиссии. Общее Собрание созывается Советом повестками за три недели до назначенного срока, с указанием вопросов, подлежащих обсуждению Собрания.
16. Общее Собрание открывается Председателем Совета или его Товарищем, затем избирает из числа присутствующих членов председательствующего.
Примечание. В собраниях, на которых рассматривается годовой отчет Совета и Ревизионной Комиссии, председательствующим никто не может быть из членов Совета и Ревизионной Комиссии.
Общее собрание считается состоявшимся, если на нем присутствует не менее 2/3 членов Братства. В случае неявки означенного количества членов, созывается в тот же день через 3 часа вторичное Общее Собрание, которое считается действительным при всяком числе явившихся членов, о чем члены извещаются в одной общей повестке. Вопросы на Общем Собрании решаются простым большинством.
17. Общее Собрание выбирает членов Совета, кандидатов к ним и Ревизионную Комиссию, рассматривает и утверждает отчеты Совета и Ревизионной Комиссии, смету прихода и расхода сумм, обсуждает все вопросы, касающиеся деятельности Братства и вносимые на рассмотрение Собрания, как Советом, так и отдельными членами.
И. Совет Братства.
18. Ближайшее заведывание делами Братства возлагается на Совет Братства. Совет Братства состоит из членов в количестве не менее 6 человек. К ним, на случай выбытия, избираются 3 кандидата. Совет избирается Общим Собранием закрытой подачей голосов на 3 года и при новом избрании его могут выбираться и прежние члены Совета, но в случае нерадения или неспособности их или убыточности их действий могут быть постановлением Общего Собрания членов Братства устраняемы от своей должности и досрочно.
19. Совет из своей среды избирает Председателя, Товарища Председателя, Секретаря и Казначея, и распределяет между всеми членами Совета возложенные на них обязанности по взаимному соглашению.
20. Председатель созывает членов Совета в заседания, руководит ими при решении дел Братства, приводит в исполнение постановления Совета, ведет все письменные сношения по делам Братства и, наконец, вместе с остальными членами Совета составляет годичный отчет о деятельности Братства, который и представляется на обсуждение Общего Собрания.
21. Товарищ Председателя в отсутствие последнего вступает во все его права, а в остальное время присутствует в Совете наравне со всеми его членами.
22. Секретарь Совета ведет журналы заседаний Совета и Общих Собраний, скрепляет своею подписью бумаги и записи и вообще ведет всю письменную часть, касающуюся Братства.
23. Казначей заведует денежной частью Братства: он принимает под свою расписку все денежные суммы, поступающие в Братство, производит расходы, согласно письменному разрешению Председателя Совета, под собственноручные расписки получателей и предъявляет ежемесячно Совету отчет о приходе и расходе сумм, а также годовой отчет для представления очередному Общему Собранию.
24. Совет созывается Председателем не менее двух раз в месяц; в случае же надобности Председатель имеет право созвать членов Совета на заседание во всякое время.
25. Заседания Совета считаются состоявшимися при наличности Председателя или его Товарища, Секретаря и двух членов Совета. Решения Совета записываются в особый журнал, который подписывается присутствующими членами.
26. Совет, если найдет нужным, может приглашать в свои заседания с правом совещательного голоса не только членов Братства, но и посторонних лиц.
27. Совет может поручать заведывание отдельными отраслями своей деятельности или хозяйство одному или нескольким из своих членов, которые тогда образуют особые комиссии с правом приглашения к участию в них других членов Братства.
28. Совету предоставляется суд чести над членами, действующими прямо или косвенно во вред интересам Братства.
29. Совет приглашает и увольняет всех должностных лиц Братства и его учреждений. Все должностные лица действуют или по инструкциям Совета, или под непосредственным наблюдением лиц, уполномоченных Советом для заведывания той или другой отраслью Братства.
30. Все дела в Совете решаются простым большинством голосов; при одинаковом же числе голосов принимается то мнение, с которым согласен Председатель. Недоразумения, возникающие в Совете, разрешаются Общим Собранием.
31. Поступающие в пользу Братства денежные взносы и пожертвования записываются Казначеем в приходо-расходную шнуровую книгу, с выдачей жертвователям квитанций.
32. Расход сумм производится по определению Совета на те или другие нужды и записывается в приходо-расходную книгу. Все статьи расхода должны быть, по возможности, оправданы документами.
33. Все книги, как-то: квитанционная, а также приходо-расходная должны быть прошнурованы и скреплены печатью, подписью Председателя или его Товарища и Секретаря Совета.
34. Остаток от сумм, находящихся в распоряжении Совета Братства, могущий образоваться в конце года, зачисляется в запасный капитал, если Общее Собрание не признает нужным причислить его к доходам следующего года.
35. Братство имеет право по постановлению Общего Собрания открывать отделения в районах Покровского уезда. Все члены Братства, проживающие в данном районе или местности, входят в состав этого Отделения. Отделение может принять на себя выполнение в своем районе намеченных Уставом Братства его задач полностью или частью с ведома Общего Собрания, которое дает отделениям и своему Совету инструкции, определяющие порядок ведения дел в отделении и тот способ, при помощи которого Совет должен руководить деятельностью Отделения.
I. Ревизионная Комиссия.
36. Ревизионная Комиссия Братства избирается Общим Собранием на 1 год, в числе по усмотрению самого Собрания. Ревизионная Комиссия: а) поверяет суммы, поступающие в кассу Братства, и правильность их расхода Советом и Казначеем по приходо-расходным книгам, протоколам Совета и оправдательным документам; б) составляет протокол о результатах этой поверки и представляет таковой на рассмотрение Общего Собрания.
К. Ликвидация дел Братства.
37. В случае закрытия Братства или прекращения его деятельности все имущество его и могущие остаться от ликвидации его дел средства распределяются по усмотрению Общего Собрания.

Собрание о.о. диаконов и псаломщиков Покровского уезда 3-го июля 1917 года.

3-го июля сего 1917 года в гор. Покрове состоялось первое собрание о.о. диаконов и псаломщиков уезда. На собрание прибыло 29 человек, при чем некоторые из них были делегированы целыми округами. После приветственной речи инициатора собрания, псаломщика собора гор. Покрова В. Ф. Соколова, собрание приступило к избранию президиума. Избранными оказались: председателем — диакон с. Аргунова о. Никольский, товарищем председателя — псаломщик собора гор. Покрова В. Ф. Соколов и секретарем — псаломщик того же собора П. И. Недешев. По избрании президиума, собранию была предложена псаломщиком В. Ф. Соколовым на обсуждение следующая программа: 1) Церковь и государство. 2) Реформа церковного управления. 3) Реформа духовно-учебных заведений. 4) Реформа прихода. 5) Взаимные отношения членов причта. 6) Раздел братских доходов, земли, покоса и леса. 7) Церковное письмоводство. 8) Запасные члены причта. 9) Поддержание связи с организациями о.о. диаконов и псаломщиков других уездов. 10) Избрание делегатов на епархиальный Съезд о.о. диаконов и псаломщиков. 11) Избрание представителя от о.о. диаконов и псаломщиков в Покровский Уездный Исполнительный Комитет.
Собрание одобрило эту программу, но, ознакомившись из доклада о. председателя с работами Всероссийского Съезда духовенства и мирян и обменявшись мнениями по поводу их, исключило из нее первые три вопроса и занялось обсуждением вопроса о реформе прихода. С речью по этому вопросу выступил псаломщик села Орехова А. В. Авдиев. Основные мысли ее таковы: «Для возрождения церковно-приходской жизни одного внешнего преобразования приходского строя мало. Возрождение церковно-приходской жизни нельзя достигнуть без возрождения личного состава прихода, без перерождения и перевоспитания прихожан. Средства к этому: проповедь, внебогослужебные беседы, чтения, богослужение и др. Но вся сила, весь успех возрождения, обновления, оживления прихода, таится в личности пастыря, так как возрождение жизни совершается личностью. Где добрый пастырь, там и одушевленная, деятельная приходская жизнь. Но «один в поле не воин». И кто же лучше всего поможет батюшке, как не о. диакон, как не псаломщик? А готовы ли мы к этому? Не нуждаемся ли мы в пополнении, расширении, обновлении своих познаний? В этом нуждаются теперь и сами батюшки".
Обменявшись мнениями по поводу этой речи, собрание единодушно решило теперь же учредить братство о.о. диаконов и псаломщиков уезда, с целью поднятия умственного уровня, а также нравственной и материальной поддержки членов его. Участие в Братстве необязательно для всех о.о. диаконов и псаломщиков уезда. Членами Братства могут состоять и миряне. О.о. диаконы вносят в кассу Братства при вступлении — единовременный взнос в количестве 10 руб. и ежемесячный в размере 2 р., а псаломщики в половинном размере. Для мирян взнос не определен. Лица, оказавшие Братству ценные услуги или сделавшие крупные пожертвования, могут быть избираемы Общим Собранием Братства почетными членами последнего. Казначеем избран псаломщик гор. Покрова В. Ф. Соколов, которому тут же многие и сделали свои взносы, Выработать подробный устав Братства поручено Собранием особой Комиссии.
При обсуждении вопроса о взаимных отношениях членов причта выяснилось, что в уезде нет почти ни одного прихода, где члены причта жили бы между собою согласно, дружно... Все зло, по общему мнению, в том, что батюшки забывают, что они именно батюшки, пастыри и не для одних прихожан, а и для о.о. диаконов и псаломщиков. Нет у них близости, искренности, доброжелательности по отношению к последним. Каждому из присутствовавших хотелось привести живую иллюстрацию из этой темной области своей жизни.
По вопросу о разделе братских доходов, земли, покоса и леса состоялось такое постановление: «Просить Епархиальный Исполнительный Комитет предложить батюшкам немедленно приступить к разделу братских доходов, земли, покоса и леса на началах, установленных Всероссийским Съездом духовенства и мирян, в противном случае о.о. диаконы и псаломщики обращаются к содействию прихожан». По постановлению Всероссийского Съезда духовенства и мирян братские доходы должны делиться так: священник получает 2 доли, диакон — 1 ½ доли и псаломщик 1 долю, земля и покос должны быть разделены пропорционально доходам, а лес поровну.
По вопросу о церковном письмоводстве собрание выразило пожелание, чтобы епархиальным начальством были исключены из церковного письмоводства, как совершенно излишние, следующие книги: 1) исповедные ведомости, 2) книга для записи богослужений и 3) клировые ведомости. Исключение означенных книг из церковного письмоводства освободит причты от бесполезной работы и даст им возможность больше времени заниматься своим прямым делом, не говоря уже о том, что церковный расход уменьшится.
Собранием выражено пожелание, чтобы в каждом округу были открыты должности запасных членов причта на случай болезни и отпусков, с отнесением содержания их за счет казенных средств.
В целях ознакомления со своими работами организаций о.о. диаконов и псаломщиков других уездов епархии, собрание решило печатать в Епархиальных Ведомостях протоколы своих собраний. Собрание выразило, между прочим, желание, чтобы речь А. В. Авдиева о реформе прихода была полностью отпечатана в Епархиальных Ведомостях. В виду же заявления некоторых о.о. диаконов и псаломщиков, что их батюшки не дают им Епархиальных Ведомостей, собрание постановило просить Епархиальный Исполнительный Комитет разъяснить батюшкам, что они не вправе этого делать, что Епархиальные Ведомости, равно и все другие журналы и газеты, выписываемые на церковные средства, должны обслуживать не только всех членов причта, но и мирян. За лучшее собрание считает, чтобы батюшки по прочтении Епархиальных Ведомостей и других журналов и газет сдавали бы их в церковь, а на руках у себя держали бы их не больше трех дней по получении.
На предполагаемый Епархиальный Съезд о.о диаконов и псаломщиков собрание избрало о. диакона Никольского, псаломщика В. Соколова и псаломщика В. Никольского. Последнего в качестве кандидата.
Собрание признало желательным участие своего представителя в Покровском Уездном Исполнительном Комитете и просило президиум войти в означенный Комитет с ходатайством о том.
Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 28-й. 22-го июля 1917 года.
Братский Союз о. о. диаконов и псаломщиков Иваново-Вознесенского и Шуйского церковных округов образован в марте 1917 года.
В июле 1917 года в среде духовенства открылся «Кружок» законоучителей города Шуи.
В мае 1917 г. был организован Муромский Кружок религиозно-нравственного Просвещения.
Владимирский Епархиальный Исполнительный Комитет
Владимирская епархия.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Петушки | Добавил: Николай (15.02.2019)
Просмотров: 849 | Теги: Покровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru