Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
11:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Религия

Единоверие (Единоверческая Церковь)

ЕДИНОВЕРИЕ

Единоверие (другие самоназвания — «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Возможность сохранения дореформенного чина в богослужении была подтверждена самим инициатором церковных новшеств — Патриархом Никоном. После воссоединения с господствующей церковью старообрядца Григория (Иоанна) Неронова ему было позволено совершать службы по старопечатным книгам. Сам же Никон после отхода от патриаршей власти напечатал в 1658 году в Иверском монастыре Часослов в котором употреблялись сохраняемые старообрядцами сугубая (двойная) аллилуия и дореформенный текст Символа Веры. В период конца XVII—XVIII веков единичные случаи присоединения к господствующей церкви старообрядческих общин с сохранением ими древних богослужебных чинов происходили во многих местах и были дозволяемы местными архиереями: митрополитом Суздальским Иларионом, архиепископом Новгородским Димитрием (Сеченовым), епископом Псковским Гедеоном (Криновским), архиепископом Астраханским и Ставропольским Никифором (Феотоки).

Деятельность инока Никодима

В связи с вымиранием священников дореформенного поставления положение старообрядцев, приемлющих священство (поповцев), делалось всё более и более затруднительным, ввиду чего в конце XVIII века возникло сильное течение на поиск компромиссов с господствующей церковью. Одним из инициаторов этого движения стал настоятель Успенского старообрядческого монастыря на р. Каменке в Стародубье (Черниговская губерния) инок Никодим. В 1781 году по совету графа Румянцева Задунайского через инока старообрядческого Рождественского монастыря Герасима (Князева) Никодим направил в Санкт-Петербург письмо с изложением своего видения проблемы. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) и князь Г. А. Потёмкин поддержали устремления инока Никодима и обещали ему свою поддержку. Имея согласие 1500 старообрядцев, инок Никодим в 1783 году изложил в 12 пунктах в прошении на имя Императрицы и Святейшего Синода условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с господствующей церковью.

Главных условий было несколько:
а) чтобы были отменены клятвы прежних русских соборов на старые обряды;
б) чтобы старообрядцам был дарован хорепископ, находящийся в зависимости непосредственно от Святейшего Синода;
в) чтобы этот епископ поставлял для них священников и все богослужения совершались по старому, дониконовскому чиноположению;
г) чтобы святым миром их снабжал Святейший Синод;
д) чтобы всей пастве этого хорепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья.

Неожиданная кончина 12 мая 1784 года инока Никодима несколько затормозила, но не остановила процесс. Единомысленные с иноком Никодимом стародубские старообрядцы подали в 1787 году новое прошение, но уже из 10 пунктов в котором не было упоминания об отдельном хорепископе: просили лишь священников, которые были присланы в 1788 году.
Новым вдохновителем идей «новоблагословенного согласия» после инока Никодима стал протопоп Андрей Иоаннов, сам обратившийся из старообрядчества в единоверие, он стал известен как автор первого после «Розыска» Димитрия Ростовского систематического труда «Историческое известие о раскольниках», составленного на основании редких первоисточников.
Из Стародубья движение за единоверие стало распространяться широко по стране: в 1788 году появился приход в Елизаветграде; в 1791 году — в Троицкой слободе на р. Днестре; в 1794 году — в Перми; в 1797 году — в Казани; в 1798 году — в г. Александрии, Иркутской губернии, в Твери, Торжке, Тверской губернии, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и, наконец, в 1800 году — в Москве. С 1787 году в 30 верстах от Херсона действовал также единоверческий монастырь.


Церковь св. Симеона Столпника в Нижегородском Кремле (единоверческая с 1844, разрушена).

Церковь Введения (зимняя) в Лефортове, ранее принадлежавшая введенским единоверцам

Церковь Троицы (летняя) в Лефортово (1819), ранее принадлежавшая введенским единоверцам

«В московской Троицкой единоверческой церкви, 3-го июня, происходило небывалое доселе торжество: два старообрядческие епископа – Онуфрий Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии, и Пафнутий Коломенский, с тремя другими лицами из раскольничьей иерархии, белокриницким священно-иноком Иосафом, архидиаконом митрополита Кирила Филаретом, и белокриницким же иеродиаконом Мелхиседеком, торжественно присоединены к Православной церкви на правилах единоверия. Слухи о намерении некоторых раскольников епископов обратиться к Православной церкви давно уже ходили в Москве, особенно в старообрядческом обществе, которое было сильно встревожено этими слухами. Упомянутые выше лица, действительно, еще в начале нынешнего года, заявили о намерении своем оставить раскол преосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, прося его святительского благословения своему начинанию и отеческого содействия к приведению его в исполнение. Маститый архипастырь Москвы принял самое живое участие в их положении. После неоднократного свидания и продолжительных бесед с ними, оценив по достоинству побуждения, расположившие их отказаться от раскола, и вполне убедившись в совершенной искренности их расположения к православной церкви, он с особым вниманием занялся устроением дела о их присоединении…» (1865 г. «Московские Ведомости»).

По предшествующим 1800 году просьбам старообрядцев отношения и положение соединенно-старообрядческих церквей в границах Русской православной церкви не были регламентированы в подробностях и предоставлялись на усмотрение местного епископа. В мае1799 года московские старообрядцы, потерпев неудачу при переговорах с митрополитом Платоном (Левшиным), обратились с просьбой лично к императору, в которой ходатайствовали о даровании отдельного епископа с местопребыванием в Рогожской слободе. По мысли просителей данный епископ должен был бы управлять всеми присоединившимися к Русской церкви старообрядцами.
3 июня 1799 года император издал указ, по которому предписывал управлять делами московских старообрядцев архиепископу Казанскому Амвросию (Подобедову). Последний высказал ряд требований (поминовение на Великом входе царя, Синода и правящего архиерея) выполнить которые старообрядцы отказались. Новый императорский указ от 22 августа 1799 года предписывал прекратить с московскими старообрядцами всякие отношения. Жесткая линия Павла I заставила старообрядцев Москвы вновь искать сближения, но уже на ограниченных митрополитом Платоном (Левшиным) условиях. Позже, на основании «ходатайства о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских, единоверие, как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью», было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года.

9 ноября 2000 года исполнилось двести лет официального учреждения Государем Императором Павлом I и Святейшим Синодом в лоне Русской Православной Церкви единоверческих (старообрядных) приходов. Они возникли по инициативе старообрядцев, желающих выйти из раскола при сохранении за ними права на древлеправославные богослужебные традиции. Единоверческие приходы являются неразрывной частью Православной Церкви и канонически подчиняются ее архиереям. Они сохраняют древние богослужебные уставы, двуперстие, средневековое унисонное знаменное пение.
С учреждением Единоверия начался трудный и не всегда успешный процесс преодоления Русского Церковного раскола, уходящего своими корнями в середину XVII века. Единоверие служит задаче примирения и воссоздания Церковного единства на Руси. Оно исповедует принципиально важную мысль о том, что при общности догматического учения обрядовые различия не являются достаточным основанием для разделения верующих. Старый и новый обряды равночестны и могут сосуществовать в рамках единой Церкви. Всей своей исторической судьбой Единоверие воплощало стремление к преодолению разделения. При сохранении до настоящего времени разделения верующих по обрядовому признаку в целом ситуация существенно изменилась. На смену былому взаимному неприятию и бессмысленным упрекам, пришло взаимное уважение, стремление к пониманию и диалогу между сторонниками старого и нового обрядов. И в этом заслуга в частности и Единоверия.
8 августа 1832 года было издано постановление Святейшего Синода, которое облегчало переход в единоверие т. н. «незаписным старообрядцам», но это не меняло общего прохладного отношения иерархов Русской православной церкви к идее единоверия. Большинство архиереев придерживались взгляда на единоверие по которому оно допускалось в смысле «благой надежды, что старообрядцы-единоверцы со временем просветятся Богом и ни в чем в не разнствующее с Церковью приидут согласие». Такой позиции придерживались: митрополит Платон (Левшин), митрополит Московский (позже Санкт-Петербургский) Серафим (Глаголевский), архиепископ Рязанский Филарет (Амфитеатров), митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В 1906-1907 годах IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов. Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв.
В 1910 году в Москве собрался I Всероссийский единоверческий съезд, собравший более сотни депутатов от клириков и мирян. Представителем от Синода на съезде единоверцев был архиепископ Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский).
С 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге состоялся II Всероссийский единоверческий съезд председательствовал на котором архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). На повестке дня работы съезда были: пересмотр правил единоверия; вопросы богослужения в единоверческих церквах; вопросы, касавшиеся организации общества единоверцев и общего управления единоверием в России; вопрос о клятвах московских Соборов XVII века; проблема привлечения в лоно Православной Церкви старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий. 31 января1912 года группа депутатов съезда была принята Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев — «православными старообрядцами».
К 1918 году на территории Российской империи действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.
Поместный Собор 1917-1918 годов утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, имеющих статус викарных:
- Симон (Шлеев) (3 июня 1918 — 12 сентября 1921), епископ Охтенский, в ведении Митрополита Петроградского (с 1920 епископ Уфимский);
- Амвросий (Сосновцев) (1918—1926) епископ Мстёрский, викарий Владимирской епархии;
- Иов (Рогожин), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии (9 мая 1920 — лето 1922), епископ Мстерский, викарий Владимирской епархии (1927 — 20 апреля 1933);
- Никанор (Кудрявцев) (1921 — 30 октября 1923) епископ Богородский, викарий Московской епархии;
- Павел (Волков) (17 июля 1922—1929) епископ Керженский, викарий Нижегородской епархии;
- Ириней (Шульмин) (27 января — 2 ноября 1923) епископ Кушвинский, викарий Свердловской епархии;
- Петр (Гасилов) (21 декабря 1922 — 11 февраля 1924) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии;
- Руфин (Брехов) (7 мая 1925 − 1930) (расстрелян в 1937) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии;
- Вассиан (Веретенников) (20 сентября 1926 — март 1937) епископ Саткинский, викарий Уфимской епархии.

Постановление («Деяние») Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 10 (23) апреля 1929 года признало равноспасительность старого обряда, снимало клятвы со староверов и признаются недействительными постановления Большого московского собора 1666-1667 годов. Это Постановление было подтверждено Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность не только единоверия, но и старообрядчества православию: «Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, Собор, повторимся ещё раз, дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.

В советское время не закрытыми оказались только 3 единоверческих прихода (с. Малое Мурашкино, в Латвии и Кировоградской епархии Украины). Последним храмом московских единоверцев до 1960-х гг. была Никольская церковь на Рогожском кладбище, после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма (прекратились в 1988).
После краха коммунистической системы единоверие в РПЦ начало возрождаться в несколько ином виде — инициатива создания приходов идёт снизу, представляя своего рода «внутреннюю эмиграцию» в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений Никона и представляют из себя консервативную часть РПЦ (достаточно часто современные единоверцы не имеют прямой преемственности от прежних).

В 2000 году Русская Православная церковь отмечала две крупные юбилейные даты: двухсотлетия христианства и двухсотлетия учреждения Единоверия в Русской Православной Церкви.
В 1999 году Единоверческие приходы России приняли решение о создании организационной комиссии для подготовки и проведения праздничных торжеств. Была разработана программа юбилейных мероприятий, которую утвердил и благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Архиереи Русской Православной Церкви оказывали большую помощь единоверцам в процессе подготовки к юбилею. Особенную заинтересованность в этой работе проявили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Официальным юбилейным торжествам предшествовало сослужение настоятелей основных Единоверческих приходов России, которые утром 26 ноября 2000 года отслужили праздничную литургию в церкви святителя Николы в Студенцах. По окончании службы была организована экскурсия по единоверческим местам Москвы и Подмосковья, а так же решались организационные вопросы.

В день памяти святого апостола Филиппа и святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, 27-го ноября 2000 г. в Москве начались торжества, посвящённые 200-летию Единоверия в России. В них приняли участие представители большинства старообрядческих /единоверческих/ приходов Московской патриархии, а так же других староверческих согласий:
1. Приход церкви Святителя Николы в Студенцах, город Москва, настоятель священноинок Пётр.
2. Приход церкви Михаила архангела, село Михайловская Слобода, Московской области, настоятель священноинок Иринарх.
3. Приход церкви Спаса-Преображения Господня, город Куровское, Московской области, настоятель Священноиерей о. Дмитрий.
4. Приход церкви Владимирской иконы Божией Матери, село Осташево, Московской области, настоятель священноиерей о. Сергий.
5. Приход церкви Святителя Николы на улице Марата, г. Санкт-Петербург, настоятель священноиерей о. Пётр.
6. Приход церкви г. Нижний Тагил, Екатеринбургской области, настоятель священноиерей о. Леонтий.
7. Приход церкви Покрова Богородицы, село Малые Мурашки, Нижегородской области, настоятель священноиерей о. Василий.
8. Единоверческий священник священноиерей о. Антоний, г. Ростов.
9. Приход часовни Тихвинской иконы Божией Матери, посёлок Павлово на Неве, Ленинградской области, председатель приходского совета Чиж С. З.
10. Представители единоверческих общин Пскова, Нижнего Новгорода.
11. Приход храма Рождества Христова, город Ири, штат Пенсильвания, С.Ш.А. - РПЗЦ., о. Иоанн.
12. Представитель Поморской старообрядческой Гребенщиковой общины город Рига (Латвия), старший наставник Иоанн Миролюбов.
13. Представители Древлеправославной Поморской церкви Белоруссии. 14. Председатель Поморской старообрядческой общины город Минск - Клементьев В. Е.
15. Представители Поморских старообрядческих общин Литвы.
16. Представители поморских общин г. Москвы и других городов России.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, в стенах Успенского Собора Московского Кремля единоверческие священники по древнему чину совершили молебен Спасу. Возглавлял богослужение священноинок Пётр, настоятель храма Николы в Студенцах.
На службе присутствовали иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Со всей России прибыли в Московский Кремль верующие, на которых незабываемое впечатление произвела красота древнего знаменного пения сводного хора единоверцев и староверов в стенах Успенского Собора (головщик церкви Николы в Студенцах - Устинов А. Г.).
Молящиеся испытывали чувства большой значимости происходящего, понимая, что за последние 350 лет это первое древлеправославное богослужение в Успенском Соборе, в который вернулось исконное древнее благочестие.

Богослужение завершилось проповедью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в которой он тепло поздравил присутствующих с юбилеем. Отметив, что его радует единение в Соборе старообрядцев разных согласий, что является залогом преодоления церковных разногласий. Владыко подчеркнул ошибочность русской государственной и церковной политики, приведшей к разделению верующих в середине 17 века. Им было отмечено: "Сегодня, с высоты веков, прошедших с момента разделения, многое выглядит иначе, чем в то время, когда происходило трагическое разделение в недрах нашей церкви. С дальнего расстояния исторические события выглядят яснее потому, что всякого рода муть, поднимаемая сильным историческим движением, оседает, историческая толща веков становится более прозрачной, события выглядят более ясными, и судить о них можно более беспристрастно и верно...
Мы знаем, что это явление (Единоверие) имеет разное к себе отношение, но, пройдя определённую историческую дистанцию, мы можем с большей вероятностью говорить о большом, непреходящем историческом значении этой ветви в жизни Русской Православной Церкви. Я хотел бы от всего сердца приветствовать всех Вас, дорогие братья и сестры, и единоверцев, и старообрядцев, которые не находятся в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью, но являются органической частью той великой духовной традиции, опираясь на которую только и выживет сегодня наш народ и наше Отечество".
В завершении, прощаясь с Успенским Собором, верующие приложились к мощам святых первоиерархов Русской Православной Церкви.
Затем, в Свято-Даниловом монастыре прошла юбилейная конференция. Её открыл приветственным словом Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: "Чадам Русской Православной церкви, сохраняющим в богослужении древние русские обряды в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата".

Единоверческая община Санкт-Петербурга - http://edinoverie.narod.ru/history_vozniknovenie.html
Русская Православная Церковь (РПЦ)
Русская Старообрядческая Церковь

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Религия | Добавил: Николай (02.06.2017)
Просмотров: 2168 | Теги: религии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru