Житинкин Андрей Альбертович (род. 18.11.1960) - российский режиссер, театральный деятель, актер.
Житинкин Андрей Альбертович
Андрей Житинкин родился 18 ноября 1960 года во Владимире, в семье сотрудников Всесоюзного НИИ синтетических смол. Родители Андрея, Альберт Александрович и Анастасия Константиновна Житинкины, имеют совместный патент на метод переработки отходов полиуретановых производств в пеноматериал.
Самое яркое его детское впечатление – съемки «Андрея Рублева» во Владимире. Его поразило, как режиссер фильма может, по сути, заново формировать пространство. Отсюда, пожалуй, все и началось…
Закончил владимирскую школу №29.
Андрей Житинкин вспоминал: «Когда я заканчивал 29-ю школу на перекрестке улиц Усти-на-Лабе и Каманина, Владимир был театральным городом. Я не пропускал ни одной премьеры нашего театра. Тогда в нем играли звезды: Евстигнеев, Табаков, Меркурьев, Толубеев, Киндинов, Вертинская… Во Дворце пионеров театральной студией руководил Василий Павлович Ляскало, великолепный актер и педагог. Музыкальную часть вела его супруга. Кружковцы участвовали в массовках, время от времени доводилось выходить на сцену театра Луначарского. Учился я хорошо. И хотя стал лауреатом областного конкурса чтецов, родители не думали, что я свяжу свою судьбу с театром».
Любимым занятием мальчика в школьные годы было чтение. Поэтому после получения аттестата зрелости Житинкин приехал в столицу СССР поступать на филологический факультет МГУ. Но Андрей в 1978 г. поступил в Щукинское училище на актерский факультет. Актерскую группу, в которой оказались Е. Дворжецкий, В. Сотникова, И. Малышева, вела Л.В. Стовская. В 1982 году с отличием окончил актерский факультет. Затем он учился у Е.Р. Симонова, в 1988 году с отличием окончил режиссерский факультет. Дипломную практику проходил в Московском театре «Современник».
Еще в студенческие годы поставил громкий спектакль «Цена» по пьесе А. Миллера.
Одногруппники Житинкина Евгений Князев и Евгений Дворжецкий называли его Житухой и удивлялись целеустремленности и скромности провинциала. В студенческие годы Андрей не пил, не курил и никогда не опаздывал на утренние занятия. Юноша не употреблял нецензурных слов и вставал, когда в помещение входила дама.
Житинкин, получивший с легкой руки Князева за аккуратность конспектов, которыми пользовался весь курс, прозвище Наш Пимен, не жил в студенческом общежитии. Усердный студент снимал комнату в коммунальной квартире на Пречистенке, в доме, где некогда жил Сергей Есенин. Соседями Андрея, как и героя фильма «Покровские ворота» Костика Ромина, были московские интеллигенты: аккомпаниатор солиста Большого театра Александра Огнивцева, художник, писавший по ночам, и мать поэта Эдуарда Асадова.
Однокурсники Житинкина были потрясены, когда узнали, что именно их товарищ, столь целомудренный в молодости, стал пионером появления обсценной лексики и «обнаженки» в российском театре. Но до этого Андрей Альбертович под руководством Евгения Симонова переродился из актера в режиссера. В интервью уроженец Владимира утверждает, что он — единственный из шести последних учеников Евгения Рубеновича, кто после перестройки не уехал за рубеж и остался верен режиссуре.
На экране, как актер Житинкин дебютировал в 1982 году в комедии постановщика «Джентльменов удачи» Александра Серого «Берегите мужчин». Выпускник Щукинского училища сыграл безымянного парня в приемной. В дальнейшей фильмографии Житинкина-актера преобладали эпизодические роли. Андрей Альбертович неоднократно создавал на экране образы постановщиков: от Лукино Висконти в картине Кирилла Мозгалевского «Искушение Дирка Богарда» до режиссера Житинкина в российско-украинской комедийной мелодраме «Удачный обмен».
Сын инженеров-химиков неоднократно снимался в документальных фильмах об актерах и картинах-лидерах советского кинопроката, а также адаптировал для телевидения свои спектакли.
В 1988 году А.А. Житинкин участвовал в создании Центра Реабилитации (с участием глухонемых актеров поставил спектакли по пьесам С. Мрожека «Танго», «Трое в открытом море» и др.).
С 1988 по 1992 год работал очередным режиссером в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой, где поставил заметные спектакли: «Снег. Недалеко от тюрьмы…» по пьесе Н. Климонтовича с Еленой Яковлевой в главной роли, «Роковые яйца» М. Булгакова, «Калигула» А. Камю с Александром Балуевым в роли Калигулы.
В 1992 году был приглашен режиссером-постановщиком в Московский академический театр им. Моссовета. За эти годы выпустил знаменитые спектакли 90-х с участием ведущих артистов театра: «Собачий вальс» Л. Андреева, «Внезапно прошлым летом» Т. Уильямса с Валентиной Талызиной в главной роли, «Желтый ангел» по произведениям Н. Тэффи и А. Аверченко с Ниной Дробышевой и Анатолием Адоскиным, «Он пришел» Д.Пристли с Георгием Жженовым, «Мой бедный Марат» А. Арбузова (к 50-летию Великой Победы) с Андреем Ильиным и Александром Домогаровым, «Милый друг» Г. Мопассана с Маргаритой Тереховой, «Венецианский купец» У. Шекспира с Михаилом Козаковым, «Черная невеста, или Ромео и Жанетта» по пьесе Ж. Ануя с Татьяной Бестаевой и Евгенией Крюковой.
В этот же период режиссер осуществляет постановки и в других московских театрах. В Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова А.А. Житинкин выпускает спектакль-бенефис Юрия Яковлева «Веселые парни» по пьесе Н. Саймона; в Московском академическом театре сатиры – «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского с Александром Ширвиндтом и Людмилой Гурченко в главных ролях; в Театре п/р Олега Табакова выходят четыре спектакля режиссера: «Псих» по роману А. Минчина, «Старый квартал» Т. Уильямса, «Признание авантюриста Феликса Круля» по роману Т. Манна с Сергеем Безруковым в главных ролях, «Идеальный муж» О. Уайльда с Татьяной Догилевой.
В 1993 г. создает культовый спектакль «Игра в жмурики» по пьесе М.Волохова (Москва, Париж – Театр «Де Женвилье»).
К юбилею гениального русского танцовщика Вацлава Нижинского в Московском театре на Малой Бронной А.А. Житинкин выпускает спектакль по пьесе Г. Бламстейна «Нижинский, сумасшедший божий клоун» с Александром Домогаровым в главной роли. Под патронажем Правительства Москвы в 1998 г. режиссер осуществляет постановку первого московского мюзикла «Бюро счастья» с участием популярных артистов - Л. Гурченко, Н. Фоменко, А. Свиридовой, А. Михайлова.
В 2000 г. выпускает Международный проект «Вышка Чикатило» по пьесе М. Волохова для фестиваля авангарда в Сант-Аманд Моронд (Франция) и театра студии Рене Герра в Париже.
С 2001 по 2003 год – главный режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной, где поставил спектакли по классическим произведениям мировой литературы: «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда с Даниилом Страховым в главной роли, «Лулу» Ф. Ведекинда, «Метеор» Ф. Дюрренматта (к семидесятилетию народного артиста СССР Льва Дурова), «Анна Каренина» Л. Толстого (к 175- летию со дня рождения Л.Н. Толстого). За это время возглавляемый А.А. Житинкиным театр на Малой Бронной, стал одним из самых посещаемых зрителями театров Москвы, выезжал на гастроли в страны ближнего и дальнего зарубежья, представлял Россию на Днях культуры в Польше и странах Балтии.
Его считают одиозным режиссером. У него устойчивая репутация модного и скандального режиссёра.
Марина Райкина в книге «Москва закулисная-2», приводит запись рассказа Евгения Дворжецкого: «Андрей Житинкин (по прозвищу „Житуха“). Был худенький мальчик-одуванчик. (…) Абсолютно правильный, наш домашний компьютер, который сидел на всех лекциях и всем потом давал списывать. Он вставал, когда мимо проходила женщина, что особенно умиляло старых педагогов. Не пил, не курил, не всё остальное. Никакой богемы. В этом смысле он был идиот: когда отрываться, как не в студенческие годы. Между прочим, он был очень смешной артист, смешно играл Робинзона в «Бесприданнице». А на нашем дипломном спектакле «Сенсация» с ним вышла дикая история. Его герой должен был идти на сцену через зал и по дороге со всеми здороваться — так, по мнению режиссёра Е. Симонова, нарабатывалось обаяние. И вот на одном спектакле он сунул руку какому-то мужику, а тот в ответ выставил „пушку“. Оказалось, что это был охранник Шеварднадзе, который решил, что на его шефа покушаются. С тех пор Житинкин старался иметь дело только с дамами. И вдруг шок — наш мальчик-одуванчик сделал спектакль „Жмурики“, где разговаривают только матом…
Об одуванистости режиссёра Андрея Житинкина, похоже, забыли даже его друзья. У него устойчивая репутация модного и скандального режиссёра. Модный — потому что много ставит (десять спектаклей идут только в столице). Скандальный — потому что ходит по лезвию ножа между разрешённым и запрещённым, потому что любит обнажённое тело в сценическом пространстве и остроту драматургии. Его клянут на каждом шагу, потому что завидуют. Завидуют, потому что не умеют так, как он. Один из немногих режиссёров, кто не притворяется в своей любви к артистам».
По его мнению, "в искусстве не может быть "священных коров". Важно новое зрение, поэтому приходится ломать каноны.
Каждая театральная постановка Житинкина-режиссера становилась сенсацией. Андрей Альбертович первым в России поставил «Калигулу» Альбера Камю и пьесы Михаила Волохова, зажигал театральные звезды (в частности Дмитрия Дюжева и Даниила Страхова) и раскрывал новые грани талантов корифеев сцены — например, Элины Быстрицкой и Татьяны Бестаевой.
Он постоянно идет на риск. Морг, психушка, маньяки, гомосексуалисты и лесбиянки, неформальная лексика — все это в нашумевших спектаклях: "Псих", "Игра в жмурки", "Старый квартал", "Милый друг", "Вышка Чикатило"…
Для пожилых актеров Житинкин придумывал сценические решения, позволяющие играть, несмотря на старческие недуги. Так, Людмиле Касаткиной режиссер посоветовал отбивать чечетку каждый раз, когда она забывала текст в спектакле «Школа любви» на сцене Театра Российской армии.
В 2004 году режиссер выпустил спектакли «Свободная любовь» с Ириной Купченко и Дмитрием Дюжевым, «Случайное счастье милиционера Пешкина» с участием Людмилы Гурченко и Сергея Шакурова. Последний спектакль был удостоен премии МВД России «За большой вклад в развитие отечественного искусства и активную гражданскую позицию».
В 2005 году в Московском академическом Театре сатиры АА. Житинкин поставил спектакль острого социального направления «Хомо эректус» («Человек прямоходящий») по пьесе Юрия Полякова, который прошел уже более 400 раз и продолжает идти с неизменными аншлагами.
Под патронажем Патриархата в 2006 г. поставил в Храме Христа Спасителя в Москве современную мистерию И. Друце «Апостол Павел».
В 2006-2007 гг. режиссер выпустил премьеры к юбилеям выдающихся отечественных актрис – народной артистки СССР Людмилы Касаткиной («Школа любви» в Центральном академическом театре Российской Армии) и народной артистки СССР Элины Быстрицкой («Любовный круг» С. Моэма в Государственном академическом Малом театре России).
В 2007 г. в «АРТ СОЗВЕЗДИИ» А.А. Житинкин осуществил постановку «Казанова. Уроки любви» по Г.Крамскому с лауреатом премии «Оскар» Владимиром Меньшовым в роли старого Казановы.
Премьера фильма «Форсаж да Винчи», апрель 2008 года. Фото: Валерий Лукьянов
В 2008-2010 гг. – режиссер поставил впервые в России аншлаговые спектакли в Московском академическом театре сатиры «Распутник» Э. Шмитта о великом французском философе Дени Дидро с участием народных артистов России Алены Яковлевой и Юрия Васильева, и к 85-летнему юбилею народной артистки России Ольги Аросевой – «Идеальное убийство» в авторской редакции.
В Государственном академическом Малом театре России состоялись громкие премьеры режиссера – «Пиковая дама» Пушкина с народной артисткой СССР Верой Васильевой в роли графини (2012 г.) и «Маскарад» Лермонтова (к 200-летию со дня рождения поэта) с участием народных артистов России Бориса Клюева и Бориса Невзорова (2014 г.).
В 2015 г. к 90-летию со дня рождения народной артистки СССР Веры Васильевой режиссер выпустил премьеру в Московском академическом Театре сатиры - спектакль «Роковое влечение».
Особые отношения сложились у Житинкина с Людмилой Гурченко: Андрей Альбертович — единственный театральный режиссер, с которым актриса сделала 4 совместных постановки. Как правило, сотрудничество Великой Люси с постановщиками заканчивалось после первого спектакля. В 2017 году Житинкин выпустил в память актрисы, не умевшей играть «в полноги», моноспектакль по пьесе Михаила Волохова «Людмила Гурченко Живая», костюмы для которого создал Вячеслав Зайцев.
Весной 2019 года в Санкт-петербургском театре музкомедии состоялась премьера мюзикла «Бал воров», поставленного Андреем Житинкиным по пьесе Жана Ануя.
К 75-летию Победы постановщик готовил в Малом театре спектакль «Большая тройка» (Ялта-45)» о переговорах лидеров СССР, Великобритании и США в Ялте. Главные роли в спектакле по произведению шведского драматурга Лукаса Свенссона «Ялта» должны были играть Василий Бочкарев (Сталин), В. Носик (Рузвельт), В. Афанасьев (Черчилль). Премьера намечалась на 9 мая 2020 года.
Однако из-за пандемии коронавирусной инфекции зрители увидели «Большую тройку» только осенью 2020-го в Государственном академическом Малом театре России. До премьеры не дожил исполнитель роли Франклина Рузвельта — Борис Клюев. В итоге в американского президента, прикованного к инвалидному креслу, перевоплотился Владимир Носик.
В день, когда Андрею Альбертовичу исполнилось 60 лет, телеканал «Культура» показал программу «Линия жизни», построенную в форме диалога со зрителями. Житинкин рассказал о творчестве, актерах, с которыми ему доводилось работать, — Георгии Жженове, Ольге Аросевой, Людмиле Касаткиной и Борисе Клюеве, игравшем в спектакле «Маскарад» и репетировавшем в «Большой тройке», несмотря на онкологическое заболевание.
За период своей режиссерской деятельности Андрей Житинкин поставил более семидесяти спектаклей в Москве, Петербурге, Магнитогорске, Челябинске, Тель-Авиве, Бостоне, Париже и других городах ближнего и дальнего зарубежья. Активно сотрудничает с Российским телевидением – был автором и ведущим программ «Актерское купе» и «Актерская студия (Дом актера)», режиссер-постановщик фильма «Удачный обмен».
В 1999 году А.А.Житинкину присвоено почетное звание «Заслуженный артист России». В 2007 году Андрей Альбертович был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации».
Режиссер-постановщик Андрей Житинкин – Лауреат Премии СТД за дебют, Лауреат международных театральных фестивалей: «Оризонти» (Италия), «Современный андеграунд» (Париж), «Перспектива» (Израиль) и др. Награжден Серебряной медалью Вацлава Нижинского (Франция). Член Правления Гильдии режиссеров России. Член Всемирной ассоциации писателей Международный ПЕН-клуб.
Андрей Альбертович пишет стихи и прозу. В серии "Жизнь за кулисами" выпустил книгу "Плейбой московской сцены". Автор нескольких пьес и двух книг по теории режиссуры.
Режиссер живет на Малой Дмитровке, которую называет московским Бродвеем, ходит на работу пешком и очень любит старую Москву. В отличие от юности, сейчас в жизни Житинкина присутствуют в небольшом количестве сигары и виски.
У режиссера есть супруга Жанна, и он носит обручальное кольцо. Впрочем, фото Житинкина с женой найти труднее, чем совместный снимок с Валерием Золотухиным, а в интервью Народный артист РФ говорит:
«Моя личная жизнь — это театр».