Главная
Регистрация
Вход
Суббота
15.12.2018
21:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 551

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [336]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [189]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [42]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 22
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Село Горицы Шуйского уезда Владимирской губернии

Село Горицы

Село Горицы (Шуйский р-н) - одно из наиболее старых и живописных сел Ивановской области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому.

На правом берегу реки Тезы, напротив Дунилова, на прекрасном и возвышенном месте, находится село Горицы. По местоположению, оно и носит свое название. Верхняя часть села, на которой красуются каменные храмы Божии, обведенные каменною обширною оградою, пленительна.
Церковь в Горицах во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Сия церковь первоначально построена деревянная, в 1624 году, окольничим Васильем Васильевичем и братом его Иваном Коробьиными. Они-то и написали в церковь икону Рождества Пресвятой Богородицы с подлинника, который находится в Переяславском (Залеском) Горицком монастыре (Это списал я с записки 80-ти-летнего Горицкого старца Зосимы Подгорнова.). Икона сия сохраняется в храме и доныне. Деревянная церковь около 1760 года за ветхостью сломана, и на место ее построена настоящая каменная, усердием богатых крестьян сего села Цыгановых и Холшевниковых. Вся утварь и колокола — усердием тех же крестьян. На колокольне один колокол и доселе слывет под названием «Цыганова».
При Богородице-Рождественской церкви кладбище. Из числа нескольких надгробных камней, есть один древний, с следующей надписью: «Лета 7152 (1644), ноября 14 дня, на память Святаго Апостола Филиппа, преставися раб Божий Евгений». Кто такой Евгении, — за испорченностью камня разобрать нельзя.
Вторая церковь теплая каменная-же, во имя Вознесения Господня. Есть предание, будто бы Горицы находились прежде на возвышенной горе, доселе называемой Вознесенской. Молва прибавляет, что на этой горе в незапамятные времена существовал женский Вознесенский монастырь. На эту гору прежде бывали и ныне бывают каждогодно, в Вознесеньев день, крестные ходы.
Древность села Гориц очевидна, но время основания его неизвестно. Из духовной грамоты Царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 году, Шартомскому-Николаевскому монастырю, видно, что село Горицы с волостью принадлежало тогда потомкам удельных князей Суздальских, братьям Дмитрию и Василью Горбатым, проживавшим в отчине своей — селе Горицах. Место, на коем был дворец Горбатых, указывают там, где теперь находится небольшая ненаселенная возвышенность, на берегу Тезы, называемая Поляною. Тела сих князей покоятся на родовом их кладбище — в Шартомском Николаевском монастыре. По смерти князей Горбатых, неизвестно, почему — Горицы перешли во владение князя Александра Ивановича Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 году в город Буй. Это видно из старинного следственного дела о мельницах и рыбных ловлях на реке Тезе. Когда пресекся род Шуйских, Горицы перешли в Государственное владение.
В нашествие Литовцев это село потерпело разорение. Об этом сохранилась следующая, 1616 года, допросная сказка: «В 124 году, перед Николиным днем, зимним, за неделю, пан Лисовский шел со многими Литовскими людьми и Русскими воры от Костромы, и стоял в селе Горицах два дни, в Васильеве да в Иванове, в вотчине Коробьиных — в селе Горицах ночевали, и Горицкие деревни в загоны гоняли, и на Горицах на боярском дворе людей пересекли, и лошади боярские поймали, и из житницы боярской хлеб вытравили, и животину всякую приели, и крестьян на Горицах и в деревнях многих присекли, и недорослей многих в полон поимали, и крестьянские лошади пограбили, и хлеб и сено потравили, и животы, остатки крестьянские, пограбили, и дворы крестьянские пожгли. А за Литовцами шли бояре и воеводы, князь Василей Иванович Туренин, да князь Михаийло Петрович Борятинской, с товарищи, со многими ратными людьми, с Казаки, и с Немцы, и с Татары. И в том Васильеве, да в Иванове — вотчины Воробьиных — в селе Горицах, и досталь, Татарове, мелкую животину, хлеб и сено, потравили, и крестьянские животы, достальные лошади и мелкую животину, потравили, и крестьян перемучили. То наши и речи; а речи писал Шуи посаду земской дьячек Вторышка Григорьев».
В 1613 году, село Горицы было подарено, как видно из некоторых бумаг, за Московское осадное сиденье, братьям Воробьиным. В 1637 году часть села принадлежала боярину Андрею Ивановичу Голицыну. В 1695 году дано было во владение боярину Петру Васильевичу Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Около 1700 года половина Гориц принадлежала стольнику Андрею Кенбулатовичу Черкасскому. Ныне Горицы принадлежат гг. Митькову и Богданову; Горицы считались в Матнинском стану.
В 1823 году 16 сентября сгорело в Горицах 120 домов. В прошлом 1849 году Горицы также опустошены были пожаром. Теперь считается в селе Горицах около 160 домов, в том числе до 20 купеческих, мещанских и Государственных крестьян; все они проживают на собственных землях.
В старину село Горицы было значительно богато: в нем лет за сто, и едва ли не раньше Иванова, заведена была купцами Холшевниковыми первая набивная, по холсту, масляными красками, фабрика. В 1817 году в Горицах Шуйским купцом Иваном Посылиным заведена была первая бумагопрядильная фабрика. Пряжа выпрядывалась из Бухарского хлопка.
Настоящая жителей Горицких промышленность — скорняжная. Звериных шкур преимущественно заячьих, в течение года, выделывается здесь до 600 000 шкур, на сумму около 65 000 рублей серебром. Некоторые из жителей занимаются тканьем пестряди, миткаля и холста. Означенного товара сбывается в год на сумму до 15-ти тысяч рублей серебром.
В Горицах бывает годовая, в день Рождества Пресвятой Богородицы, ярмарка, существующая около 200 лет.

/Борисов, Владимир Александрович (1809-1862). Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. Сост. соревнователем Имп. Моск. о-ва истории и древностей рос. Владимиром Борисовым. - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1851./

***

«Село Горицы расположено на правом возвышенном берегу реки Тезы и находится от уездного города в 17 верстах, а от губернского города во 130 верстах».
В первой пол. XVI века село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, как видно из его «духовной грамоты», писанной в 1535 году, в которой, сказано: «по душе моей прикащики мои дадут к Пречистой на Горицу три рубли».
Богородицерождественская церковь в первый раз упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году; но основание ее относится к более древнему времени.
В 1553 году село принадлежало братьям Дмитрию и Василию Горбатым, как видно из духовной грамоты Царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 году Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. Дворец, по преданию, располагался на высоком мысу берега, отделенном оврагом от центра села. В настоящее время это место, называемое "Поляна", находится за южной околицей современного села.
Тела этих князей покоятся на родовом их кладбище в Николо-Шартомском монастыре.
После смерти князей Горбатых, Горицы перешли во владение князя Александра Ивановича Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 году в гор. Буй.
Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в Государственное владение.
В 1613 году царь Михаил Феодорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сиденье». Окольничий Василий Васильевич Коробьин с братом Иваном Коробьиным поставили здесь в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.
В нашествие литовцев это село потерпело страшное разорение. Об этом «допросная сказка 1616 года» сообщала: «В 124 году, перед Николиным днем, зимним, за неделю, пан Лисовский шел со многими Литовскими людьми и русскими воры от Костромы, и стоял в селе Горицах два дни, в Васильеве да в Иванове, в вотчине Коробьиных – в селе Горицах ночевали, и Горицкие деревни в загоны гоняли, и на Горицах на боярском дворе людей пересекли, и лошади боярские поймали, и из житницы боярской хлеб вытравили, и животину всякую приели, и крестьян на Горицах и в деревнях многих присекли, и недорослей многих в полон поимали, и крестьянские лошади пограбили, и хлеб и сено потравили, и животы, остатки крестьянские, пограбили, и дворы крестьянские пожгли. А за Литовцами шли бояре и воеводы, князь Василий Иванович Туренин, да князь Михайло Петрович Борятинской, с товарищи, со многими ратными людьми, с Казаки, и с Немцы, и с Татары.
И в том Васильеве, да в Иванове – вотчины Коробьиных – в селе Горицах, и достал Татарове, мелкую животину, хлеб и сено потравили, и крестьянские животы, достальные лошади и мелкую животину, потравили, и крестьян перемучили. То наши и речи; а речи писал Шуи посаду земской дьячек Вторышка Григорьев».
В 1637 году часть села принадлежала боярину Андрею Ивановичу Голицыну.
В 1695 году село было дано во владение боярину Петру Васильевичу Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева.
Около 1700 года половина Гориц принадлежала стольнику Андрею Кенбулатовичу Черкасскому.
Около 1760 года деревянная церковь за ветхостью была сломана, и вместо нее была построена каменная, с такой же колокольней, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь были приложены храмоздателями. На колокольне один колокол слывший под названием «Цыганова». Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Теплая церковь была построена в 1800 году усердием прихожан. Престолов в ней два: в честь Вознесения Господня и придельный – в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Церкви и колокольня обнесены обширной каменной с железными решетками оградой, внутри которой находилось приходской кладбище.
В холодной церкви имелась древняя, особо чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, написана с подлинника, находящегося в Переславско-Залесском Горицком монастыре, братьями Коробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 году церковь. В этой же церкви хранилась старинная бархатная священническая риза,- вклад преосвящ. Питирима, Архиепископа Нижегородского.
Последними владельцами села были гг. Митьков и Богданов.
16 сентября 1823 года село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов.
В 1849 году село снова выгорело и многие крестьяне были приведены в разорение.
«Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причта дохода получает в год до 600 рублей. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Тимофеевка и Бородино,- обе в 1 версте от церкви. Домов в приходе 145, душ мужского пола 455 и женского пола 474 души».
/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./

Александр Яковлевич Невский

А. Я. Невский был сын причетника села Позднякова, Муромского уезда. Рано лишившись отца, он испытал все невзгоды сиротства. Тяжелые семейные обстоятельства готовили ему скромное место покойного отца, но Бог помог ему благополучно пройти курс учения, — училищный и семинаpский, и добиться лучшего положения, хотя и не с той быстротой, с которою достигают его некоторые счастливцы. По окончании курса, он четыре года служил причетником в селе Новошине, потом семь лет исполнял туже должность в селе Васильевском, Шуйского уезда, и только в 1863 году, 20-го июля, был определен священником в село Горицы.
Кроме приходской службы, о. А. Я. Невский с 1865 г. проходил и проходит должность Законоучителя, — сначала он был законоучителем в земской школе, а потом занял эту должность в церковно-приходской.
Между прихожанами о. А. Я. Невский пользуется славой пастыря доброго, ревностного и усердного. Своим радушием, миролюбием и простотой, он приобрел себе любовь и уважение и со стороны всего окружного духовенства. Выражением этой любви и уважения было в 1883 г. избрание его духовником.
За свои многолетние труды о. А. Я. Невский не раз был удостаиваем признательности со стороны Епархиального Начальства, — он награжден камилавкой и орденом Св. Анны 3-й степени.

20-го июля 1898 года, с разрешения Его Высокопреосвященства. Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, духовенство 2-го Шуйского округа, при участии прихожан села Гориц, Шуйского уезда, отпраздновало тридцати-пятилетие священства своего духовника, священника о. Александра Яковлевича Невского.
Когда стало известно, что в 20-й день июля 1898 года исполнится тридцатипятилетие священства о. А. Я. Невского, то духовенство и прихожане села Гориц решили ознаменовать этот день особым торжеством. Испросив на торжество разрешение у Высокопреосвященнейшего Сергия, духовенство 2-го Шуйского округа приобрело икону Св. Бл. Великого Князя Александра Невского, а прихожане села Гориц приобрели храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы, обе иконы — в дорогих, сребро-позлащенных ризах.
Накануне празднества. 19-го июля, в присутствии многих прихожан села Гориц, совершено было о. А. Я. Невским Всенощное бдение, в котором принимали участие свящ. о. В. Семеновский и свящ. о. М. Миловидов. В сам день празднества. 20-го июля, сначала совершено было водоосвящение и освящены были иконы, приготовленные духовенством и прихожанами в дар своему духовному отцу, — потом с подобающею честью встречен был виновник торжества всем собравшимся духовенством, и наконец, по прочтении входных молитв, началась Божественная литургия, в конце которой сказана была свящ. о. В. Семеновским приличная случаю речь.
После литургии, когда духовенство вышло на средину храма для совершения молебного пения, почетный прихожанин села Гориц, В. А. Юдин, приветствовал о. А. Я. Невского краткой речью и поднес ему икону Св. Бл. Великого Князя Александра Невского, а церковный староста, Шуйский купец Иван Ефимов Кодельков, — вручая о. А. Я. Невскому храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы, прочитал от лица всех прихожан адрес следующего содержания:
«Ваше Высокоблагословение, досточтимый Отец Александр! Сегодня исполнилось тридцатипятилетие вашего пастырского служения при церкви Рождества Богородицы, прихожанами которой мы состоим. Глубоко почитая и уважая вас, как духовного пастыря, мы с благодарною признательностью позволяем себе засвидетельствовать о вашем примерном пастырском служении и отеческом отношении к духовным детям вверенной вам паствы. Благолепное отправление вами церковных служб, ваши пастырские беседы, которые руководствовали нас в жизни, а также заботы ваши о духовных нуждах наших, — все это заставляло и заставляет нас живо чувствовать уважение и благодарность к вам. В знак нашей благодарности и глубокого уважения к вам, благоволите принять от нас сию Св. икону Рождества Пресвятой Богородицы, при искреннейшем пожелании вам духовных сил и здоровья к продолжению вашего пастырского служения».
Выслушав сей адрес и приложившись к Св. иконе, о. А. Я. Невский обратился к прихожанам приблизительно с следующими словами:
«Возлюбленные о Христе чада! Мое пастырское служение в семь храме началось с 20-го июля 1863 года. С того времени я начал и поучать вас, как христианину должно созидать свое спасение, и вы к моим поучениям были всегда внимательны. Помоги же вам, Господи, и на будущее время быть такими же ревностными, благоразумными слушателями, какими вы были доселе. В течении моего тридцатипятплетнего служения все, что я мог, при помощи Божией, вам с любовью передал: идите же путем указанным, держитесь неуклонно веры Христовой, будьте послушны уставам и учению Св. Православной Церкви, дорожите ее Святыми таинствами, очищайте себя чаще покаянием, освящайте себя чаще пречистыми тайнами Тела и Крови Христовой, и да будет благословение Божие на нас к утверждению в вере, к совершению добрых дел, к достижению вечного спасения. С глубочайшею благодарностью и величайшею радостью принимаю поднесенный вами священный дар, — икону Рождества Богородицы и Св. Бл. Великого Князя Александра Невского. Да будут сии иконы постоянным напоминанием мне о вашей любви и искренней признательности».
После этого начат был благодарственный молебен, за которым, по прочтении Евангелия, свящ. о. В. Семеновский обратился к о. Духовнику с приветственною речью следующего содержания:
«Ваше Высокоблагословение, досточтимый наш отец духовный! 35 лет ты прослужил во святом храме сем пред престолом Божиим. 35 лет раздавался здесь голос проповеди твоей в назидание душ христианских; 35 лет изливалась через тебя благодать Божия во спасение чад церкви Христовой. Да будет же благословен Бог, сохранивший тебя до маститой старости и даровавший тебе крепость твердо и непреткновенно пройти тридцатипятилетний период многотрудного служения пастырского!
Насколько велики, сложны и ответственны труды пастыря, особенно сельского, — это всем нам известно и по требует доказательств. Честно и безукоризненно прожить 35 лет в этих трудах — это подвиг, достойный своей награды. Но наряду с трудами пастырства ты нес еще, в течении тридцати-трех лет, труд законоучительства, Это другой подвиг в твоей жизни, не менее трудный и не менее достойный своей награды, ибо и труд законоучительства, как и труд пастырства, неизбежно сопровождается страшным чувством, ответственности перед Богом за каждую юную душу, за каждое юное сердце.
Кроме должности законоучителя, ты нес еще должность ведомственного духовника. Твое ревностное служение церкви, твои заботы о школе, твоя добрая жизнь, твоя прямота в обращении, твоя всегдашняя готовность послужить ближнему искренно расположили к тебе все окружное духовенство, и оно избрало тебя своим отцом по духу, руководителем в недоуменных случаях пастырской деятельности и целителем от язв совести.
Все эти многосложные и нелегкие обязанности ты нес в течении 35 лет, неуклонно, безукоризненно и примерно, не только в молодые годы, но и в годы старости. Желая почтить день твоего тридцати-пятилетия, мы, духовные дети твои, сочли своим долгом ознаменовать этот день поднесением Св. иконы Бл. Великого Князя Александра Невского. Да послужит тебе эта икона наглядным выражением и памятником нашей любви, сердечной признательности и глубокого уважения к тебе. Молим при сем Господа, да укрепит Он твои старческие силы, да продлит твою жизнь на многие годы в добром здравии и благополучии, ко спасению вверенных тебе чад Божиих».
По окончании этой речи, вручена была о. А. Я. Невскому Св. икона. Приняв ее и приложившись к ней, о. А. Я. Невский благодарил духовенство краткою речью.
По окончании молебна, все священно-служащие и почетные прихожане сопровождали виновника торжества в его дом, где он встречен был своею супругою и сыном, И. А. Невским. После этого сказана была краткая эктения с провозглашением многолетия виновнику торжества, а затем радушным хозяином были предложены духовенству и почетным прихожанам чай и трапеза.
Свящ. В. Семеновский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 24.15 Декабря 1898 года).
Село Дунилово
Владимирская губерния
Шуйский уезд
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Jupiter (15.03.2017)
Просмотров: 806 | Теги: Шуйский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика