Главная
Регистрация
Вход
Вторник
18.12.2018
20:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 553

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [990]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [338]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [120]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [191]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Село Дунилово, Шуйского уезда Владимирской губернии

Село Дунилово

« Село Дунилово расположено при реке Тезе и находится от уездного города в 17 верстах, а от губернского города в 130 верстах».
В первой пол. XVI в. село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, как видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 году; в этой грамоте князь «село Дунилово с деревнями и со всеми угодьи и с ея хлебом» завещал «жене своей Анне до ея живота, а после ея живота, в том селе и в деревнях ведает Бог да Государь». После смерти супруги князя, Дунилово перешло в Государево дворцовое ведомство.

Опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова 1632 года гласила: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинскаго стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нем церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клетка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь – Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь,- строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц. Да в селе ж Дунилове, на реке на Тезе, мельница, на оброке у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; а откупу платят по 16 рублев, по 10 алтын с деньгою,- на год; кабак за пашенным крестьянином, за Михаилом Васильевым с товарищи; оброку они платят с того кабака по пятисот по девяносту рублев по четыре деньги на год, в приказ большаго двора. Да на реке на Тезе, с половины мосту рыбныя ловли, у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; оброку, пошлин, тринадцать рублев четыре алтына две деньги; да с другова мосту, что промеж села Дунилова, и Благовещенскаго монастыря, в откупу за пашенным крестьянином Ваською Вадлиным; и откупу он платит в приказ большаго дворца, по два рубля по 24 алтына по две деньги на год. А всех дворов в Дунилове 178, из них 120 дворов крестьянских пашенных, 37 бобыльских; остальные церковных причетников и монастырские. На площади ряд – 37 лавок, 7 анбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни. Да под селом Дуниловым и к селу принадлежащей земли пашенной, церковной худой, 48 четей; лесной порости по пашням – 16 четей в одном поле, еще в двух по тому ж. Сена церковнаго 70 копен. Государевы десятильныя пашни 50 десятин, сена 30 копен мерных. Да крестьянской пашни пахатныя худой 512 четей,- перелесом и лесом поросло, по пашне 1,281 четь; сена крестьянскаго 1.208 десятин, лесу дровяного и болотнаго 346 десятин; лесу чернаго вообще с деревнями 23 версты, поперег тож, а инде больше, и инде меньше».

В 1685 году Царями Иоанном и Петром Алексеевичами Дунилово было пожаловано в вотчину тестю Царскому, боярину Федору Абрамовичу Лопухину, как видно из писцовой книги Кондырева, в которой записано: «193 г. Великие Государи, Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали то село Дунилово и Мордовскую волость, со крестьяны, и с бобыли, и со всеми угодьи, в вотчину боярину Феодору Абрамовичу Лопухину; и ся выпись выписана из приказу большаго дворца; дати ему, Федору Абрамовичу, по челобитной его и по помете на челобитной дьяка нашего Григорья Посникова, за справкою ивашки Лисина».
Последними владельцами села были князь Н.С. Менщиков и г. Нарышкин.

Дуниловская почтово-телеграфная контора (кон. XIX века):
Начальник – тит. сов. Александр Константинович Румянцев.
Дуниловская земская больница:
Попечительница – потом. поч. гражд. Илария Николаевна Балина.
Заведывающий больницей – врач неим. Чина Петр Семенович Романов.
Фельдшер – Александр Михайлович Соколов.
Женская богадельня при Дуниловской единоверческой церкви: Попечитель – куп. Михаил Гаврилович Дудин. Помощники: куп. Александр Михайлович Дудин; купч. Евфросинья Семенова Шуваева.

Предприятия в 1890 году

В 1857 году открыта контора фабрик товарищества мануфактур «А.Я. Балина».
Раздаточная контора для выделки заячих шкурок купца Григория Дмитриевича Синицина.
В 1875 году открыта раздаточная контора крестьянина Гаврила Яковлевича Дудина.
В 1880 году открыта раздаточная контора купца Василия Петровича Гуськова.
«Признательность прихожан церковному старосте. 12-го Апреля 1898 г. прихожане села Дунилова, Шуйского уезда. Успенской единоверческой церкви, во главе со священником о. Феодором Надеждиным, — почтили, — с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, — своего церковного старосту, Шуйского 2-й гильдии купца Василия Петровича Гуськова, поднесением ему икон, - от священника, — иконы Успения Пресвятой Богородицы, а от прихожан, — иконы Св. священномученика Василия, Епископа Парийского. Это чествование вызвано было тридцатой годовщиной усердного и весьма полезного служения Василия Петровича Гуськова храму Божию в должности церковного старосты и приурочено было ко дню Ангела его.
По вознесении Господу Богу молитвы, священник о. Ф. Надеждин приветствовал своего церковного старосту следующей благодарственною речью за все его труды и щедрые жертвы на пользу храма Божия. «Многоуважаемый Василий Петрович! Мы единодушию собрались сегодня в святой храм, чтобы в день вашего Ангела составить молитвенное торжество и здесь, на святом месте, выразить вам свою признательность и искреннюю благодарность за тридцатилетние усердные труды ваши в должности старосты нашего Успенского храма. Возлюбив сердцем и душою храм сей, вы в течении 30-ти лет с неустанною энергией трудились для пользы и благолепия его.
За все это слава вам от Бога, честь и благодарность от меня, смиренного служителя алтаря Господня, и от всех прихожан храма сего. Доброе имя ваше с почтением будет передаваться из рода в род и благодарная память о вас будет жить многия и многия лета. Да сподобит вас Господь Своего сладостного гласа: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многима тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21). Да почиет на вас Божие благословение от ныне и до века. В знак же моего искреннего уважения к вам прошу принять от меня, смиренного служителя престола Господня, Св. Икону Успения Божией Матеря, и да сохраняет вас Царица Небесная от всех бед и напастей во все дни жизни вашей».
После речи священника, от прихожан прочитан был церковному старосте следующий благодарственный адрес. «Глубокоуважаемый Василий Петрович! В настоящем году исполняется тридцатилетие служения вашего в должности церковного старосты сего Святого храма. В этот продолжительный период вы проходила свою должность с великим усердием и ревностию, не щадя ни трудов своих, ни средств, и весьма много сделали для благолепия храма нашего. За все ваши труды, заботы и жертвы в пользу сего храма мы, избрав день Ангела вашего, с благодарностию подносим вам Св. Икону Святого священномученика Василия, Епископа Парийского, в знак неизменного почтения и любви нашей к вам; да продлит Господь жизнь вашу в добром здоровья и благополучии на благо и пользу Святого храма нашего еще на долгие годы».(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июнл 1898 года).
В 1881 году открыто красильное заведение купца Василия Петровича Константинова. Конный привод на 2 лошади. Освещается керосином. Работает днем. Рабочие: 10 мужчин, 5 малолетних.
Об избрании завидывающим военно-конским участком Дуниловского пункта крестьянина дер. Семейкина Алексея Егорова Кобешова. «Уездное земское собрание в экстренном заседании своем, бывшем 6-го числа марта 1882 г., по докладу управы, вследствие соединения в Шуйском уезде волостей, избрало и утвердило до трехлетия с 1883 года в должности заведывающих военно-конскими участками 18 лиц, по числу оставшихся за соединением 18-ти волостей. Выбор этот был произведен из тех лиц, которые были уже избраны по числу прежде существовавших в уезде 32-х волостей и утверждены в сих должностях на трехлетие с 1880 года земским собранием в очередную сессию 1879 года. После чего Дуниловское волостное правление, рапортом от 2-го апреля сего года за № 527, довело до сведения управы, что избранный для заведывания Дуниловским военно-конским участком крестьянин деревни Никульникова Василий Козьмин Кочин в настоящее время состоит в должности Дуниловского волостного старшины; почему вместо его, Кочина, для заведывания военно-конским участком волостным сходом назначен крестьянин той же волости деревни Семейкина Алексей Егоров Кобешов, об избрании коего и утверждении в этой должности волостное правление и вошло с ходатайством.
Принимая во внимание, что, на основании 12 ст. Полож. о комплектовании войск лошадьми на случай войны, лица, занимающие должность волостного старшины, не могут быть одновременно и заведывающими военно-конскими участками, и имея в виду, что, согласно 11 ст. того же Положения, заведывающие военно-конскими участками в уездах избираются и утверждаются земскими собраниями,— уездная управа имеет честь доложить об этом земскому собранию, для зависящего распоряжения» (Владимирский земский сборник 1882 г. № 10).

Благовещенский женский монастырь

Опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова 1632 года гласила: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинского стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нем церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клетка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь – Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь,- строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц …».

Благовещенский приход

В этом приходе было две каменные церкви: холодная – Благовещенская и теплая – Казанская.
Благовещенская церковь построена, вместо бывшей деревянной церкви, и освящена в 1675 году, как гласит о том стенная надпись: «освятися храм сей в лето от сотворения мира 7183, от воплощения Бога Слова 1675 года марта 21 дня на память пр. отца нашего Иакова исповедника, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, при Преосвященном Епископе Стефане Суждальском и Юрьевском».
Церковь эта пятиглавая, обширная, византийской архитектуры, стоит на крутом берегу Тезы.
Красив ее декор – по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного обема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками.
Благовещенская церковь была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля.

Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 году. До 1831 года при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря.
Престолов в церкви три: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
«Из старинных священных вещей в церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило,- вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной).

Теплая Казанская церковь с колокольней и оградой была построена в 1888 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Казанской иконы Божией Матери, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни.
Церкви принадлежат здания: каменная церковная сторожка и две деревянных часовни в деревнях: Борячихе и Бутыреве.
«При церкви земли 36 десятин 2,034 кв. саж.
Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: процентов с церковнаго капитала 245 руб., от земли 100 руб., от сбора хлебом 15 руб. и за требоисправления 560 руб., а всего в год 920 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход: в селе 134 двора и деревни: Пырьевка, Дворишки большие, Дворишки малые, Высоково, Орлиха, Савкино, Бутырево, Семейкино, Иванино, Торопиха, Михонино, Лаврово, Владышнево, Калинкино, Ананкино, Грибаниха, Обухово, Воронеж, Качалово, Борячиха и Никульниково. Деревни от церкви находятся разстоянием от 6 до 11 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Домов в приходе 452, душ мужского пола 1,685 и женского пола 1,747 душ; в том числе раскольников: душ мужского пола 227 и женского пола 238.
При сей церкви имеется школа грамоты и земское народное училище».

К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская.


Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в селе Дунилово

Крестовоздвиженская церковь, на торговой площади, была перестроена в 1821 году из каменной древней часовни, сооруженной по случаю холеры, свирепствовавшей в селе в 1654 году. В 1870 году церковь была расширена на средства купца Балина. Колокольня при церкви была построена в 1867 году, а ограда – в 1871 году, средствами того же купца Балина.
Престол в церкви один – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.
В этой церкви находились два деревянных креста: один устроен в память избавления от холеры, а другой, как видно из надписи, сооружен боярином Федором Абрамовичем Лопухиным.
Сейчас Крестовоздвиженская церковь - подворье Успенского монастыря, что в Дунилове.

Преображенская церковь была построена в 1821 году усердием прихожан: зданием каменная, с такой же колокольней. Престолов в ней три: в честь Преображения Господня и придельные: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя Св. Жен Мироносиц.

Покровский приход

В Покровском приходе в кон. XIX века имелись две каменные церкви: холодная – Покровская и теплая – Всехсвятская. Колокольня и ограда тоже каменные.


Храмовый комплекс: Покровская церковь и церковь Всех Святых

Холодная Покровская церковь построена в 1704 году усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина.
Престол в ней один – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс освящен Суздальским Митрополитом Иларионом.
«В сей церкви хамечательны две иконы: первая – Святых Апостолов Петра и Павла и Св. Евдокии, покровителей Петра Великаго и его первой супруги Евдокии, дочери боярина Федора Абрамовича; вторая икона – Христа Спасителя. Обе сии иконы – дар Царской фамилии – присланы в Дунилово из Москвы. В сей же церкви находятся двои старинные богослужебные серебряные сосуды: одни, по преданию, пожертвованы в церковь каким-то архимандритом Троице-Сергиева монастыря; по краям сих сосудов вырезаны вязью слова Спасителя: «Приидите, ядите, сие есть тело Мое, и пр.»; а вторые – приложены в церковь Стольником Абрамом Федоровичем Лопухиным; на них имеется надпись: «сии сосуды по обещанию Стольник Абрам Федорович Лопухин построил в вотчину свою, в Суздальском уезде, в село Дунилово к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы … году марта … день, весу … фунта без пяти золотников».


Всехсвятская церковь

Теплая церковь была построена в 1742 году усердием прихожан. Престолов в ней два: в честь Всех Святых и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
«В этой церкви весьма замечательна резная икона Святителя и Чудотворца Николая, в рост человека, украшенная сребропозлащенной ризою и жемчужной митрою на голове Святителя. К этой святыне жители Дунилова имеют особенное благоговение».
На колокольне Покровской церкви был колокол в 600 пудов, вылитый в память изгнания французов из России в 1812 году. На нем были вылиты следующие стихи:
«В сей грозный год Галл дерзновенный,
Собрав врагов от всей вселенной,
Россию тщился раззорить,
Низвергнуть трон и покорить…
Москва во пламени пылала;
Страна сия в слезах рыдала;
Повсюду были трепет, страх.
Но Бог, живущий в небесах,
Внял воплям и моленьям.
И не по нашим согрешеньям
Благую помощь ниспослал:
Врагов разсыпал, покарал;
Вознес Россию на верх славы;
Смирил премногия державы.
Толь дивны блага созерцая,
Делам монарха подражая,
Во славу всех Царя царей,
Мы памятник воздвигли сей;
Да возвестит он в дальни роды,-
Кто мир дает, хранит народы».

Покровской церкви принадлежали здания: в папертях холодной церкви две палатки, под церковью два подвала. При теплой церкви – каменная сторожка с двумя палатками, в оградной стене – четыре палатки; вне ограды – каменная часовня с палаткой (Каменная часовня в стиле позднего классицизма построена на средства фабриканта Балина А.Я. Была приписана к Покровской церкви.) и церковный каменный дом, в котором жил священник. За отдачу палаток в арендное содержание получалось в пользу церкви 300 руб. в год.
«Земли при церкви: усадебной одна десятина 371 квадр. саж., пахатной 28 десятин 520 квадр. саж., в том числе неудобной 9 десятин, сенокосной по реке Тезе 6 десятин 1,200 квадр. саж., под болотом 3 десятины и под рекою Тезою и Шуйским Потоком одна десятина 400 квадр. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви.


Часовня

Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковнаго капитала 145 рублей, а всего в год до 700 рублей.
Священник живет в церковном доме, а диакон и псаломщик имеют собственные дома.
Приход: в селе – 85 дворов и деревни: Овсяниково, Чернево, Озерково, Пантелеево, Федорково, Панютино, Перемывкино, Ломки, Поприхино, Сенниково, Стогово и Тюфяково. Означенныя деревни от церкви находятся разстоянием от 2 до 11 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется.
Дворов в приходе 248, душ мужского пола 749 и женского пола 760 душ; в том числе раскольников: душ мужского пола 17 и женского пола 19 душ.
В Покровском приходе с 1868 года существует двух-классное земское народное училище и школа грамоты, помещающаяся в доме учительницы, крестьянской девицы Ульянии Петровой Кадыковой».

Воробьевская мужская пустынь

В церковно-исторической литературе о Воробьевской пустыни сообщаются лишь самые отрывочные сведения, что отчасти объясняется непродолжительностью существования названной пустыни. Возникшая в конце XVII века, она закончила свое бытие вместе со многими другими малообеспеченными монастырями в год введения монастырских штатов.

Пустынь основана приблизительно между 1650 г. и 1700 г. стольником Илларионом Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. Ранее того момента, когда он стал тестем царя; после венчания Петра Первого на дочери Лопухина Евдокии Илларион стал Федором и получил боярство.
Н.В. Малицкий, ссылаясь на описание Анания Федорова, характеризовал положение монастыря, как "место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи..."
Первый историк Суздальской епархии ключарь Анания Феодоров в своем сочинении «Историческое собрание о граде Суждале» в таких выражениях описывает топографическое положение пустыни и средства ее материального обеспечения к половине XVIII века.
«От показанных сел (Дунилова и Гориц) в полнощь Расстоянием версты с две есть монастырь мужской, именуемый Воробьевская пустынь, имеющий начальствующаго строителя, содержащийся коштом села Дунилова обывателей, тако ж и подаянием села Гориц жителей довольствующийся, место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи и кроме объявленных сел довольствия небольшое число пашни и лесных покосов имеется, от котораго как строитель, так и братия потребную себе получают пищу и довольство».
Холодная Покровская церковь построена в 1704 году усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина.
Архив Суздальской духовной консистории дает возможность восполнить описание Анании Феодорова и воспроизвести картину внешнего состояния Воробьевской пустыни к половине XVIII века в более точном виде. К этому времени на монастырском дворе стояло две церкви, — одна соборная, во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа, об одной главе, — другая теплая, во имя Успения Пресвятой Богородицы, и при ней придельная во имя св. преподобномученицы Феодосии. Обе церкви были деревянные. При церкви Всемилостивого Спаса стояла небольшая колокольня, на которой висело три колокола больших, — один весом в 11 пудов, другой в 6 и третий в 3 и шесть маловесных. Пустынь обнесена была деревянной оградой со святыми деревянными вратами, на которых глава крыта была деревянной чешуей. На вратах написан был образ Всемилостивого Спаса с предстоящими. Вокруг этого образа написано было еще несколько других образов.
В ограде Воробьевской пустыни, кроме церквей, стояло несколько монастырских построек, но в высшей степени убогих и ветхих. Именно: одна келья настоятельская, другая монашеская, между ними сени; третья келья — келарская. Кроме погреба, имелось два сарая для сена и житница. Все это было крыто дранью и сильно обветшало.

Монастырь впервые упоминается в документах в апреле 1684 г., когда его настоятель игумен Илларион возглавлял расследование поведения архимандрита Шуйско-Троицкого монастыря Никона. Гонения на Лопухиных со стороны Петра Первого и отправка главного вкладчика монастыря Федора Лопухина на воеводство в Тотьму (кон. XVII века) очевидно подорвали материальную сторону жизни обители, которая стала заметно ухудшаться.
Устроив монастырь, Лопухин, несомненно, на первых порах взял на себя и заботы по обеспечению его нужным содержанием. Им, вероятно, и пожаловано было то «небольшое число пашни и лесных покосов», о которых упоминает Анания Феодоров. Можно думать, что в первое время Ф. Лопухин оказывал основанной им обители и более существенную материальную поддержку в виде денежных пожертвований и что вообще жизнь обители вначале поставлена была на более широких началах, чем впоследствии, на что указывает и предстояние в обители игумена, а не строителя. Если и действительно было так, то во всяком случае такое положение монастыря и такая материальная поддержка со стороны Лопухина продолжались недолго.
В 1707 году пред отъездом за границу, когда Петр Великий удалял из Москвы всех ненадежных людей, он удалил на воеводство в Тотьму и отца царицы Феодора Лопухина. Едва-ли после этого Ф. Лопухин стоял в близких отношениях к основанной им обители. Как бы то ни было, восемнадцатое столетие застает Воробьевскую пустынь в состоянии крайней малообезпеченное.
В 1720 г. в соборной церкви случился пожар.
В Суздальском архиве от 1721 года сохранилась одна челобитная строителя Воробьевской пустыни Дионисия с братьей к Преосвященному Варлааму, епископу Суздальскому, в которой челобитчики пишут:
"В прошлых Государь годах, волею Божиею от печи Успения Пресвятой Богородицы иконы местныя и Деисус погорели, и ныне местные иконы построены, а Деисус и праздники построить нечем, потому что та пустынь скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде..." В заключение челобитья Дионисий с братией просит пожаловать им «память для сбора денег во всей архиерейской пастве для украшения тех святых икон и всякой церковной утвари». Монастырские приходо-расходные книги 20-х годов XVIII столетия вполне подтверждают справедливость жалоб строителя. С 1721 года, напр., по 1725 год включительно все расходы по разнообразным монастырским нуждам выразились лишь всего в скромной цифре 93 руб., 1 алтын и 2 деньги.
В 1724 г. Успенскую Пустынь впервые упразднили по причине малообеспеченности, Воробьевская пустынь была приписана к Николаевскому Шартомскому монастырю, куда и перешли монахи Воробьевской пустыни в количестве семи человек, свезена была вся утварь и наличный хлеб.
7-го января 1725 года получен был новый указ из Суздаля, изменявший прежнее распоряжение. Этим указом велено было приписать Воробьевскую пустынь к Юрьев-Польский Архангельский монастырь. В силу указа монахи и утварь доставлены были в Юрьев.
Но этим их скитания не закончились. Через два года, в 1727 году, Воробьевская пустынь была восстановлена в своем значении, и монахи из Юрьева перешли на место своего прежнего обитания.
Такие скитания не могли, понятно, благоприятно отразиться на благосостоянии Воробьевской обители. Судя по отрывочным известиям консисторского архива, к 30-м годам XVIII столетия она пришла в большое запустение. Начальником ее в звании строителя в 1730 году видим иеромонаха Моисея. Неизвестно, по каким причинам, но в 1731 году февраля 3-го дня Моисея сменил эконом иеромонах Авраамий, которому и поручено было заведывание монастырем в качестве его начальника, Моисей же сделан был при архиерейском доме конюшим иеромонахом. Чрез год 23 марта в архиерейский духовный приказ на эконома Авраамия поступила жалоба от казначея пустыни монаха Ионы и выборных крестьян села Дунилова. «Другой год, писали они, живет иеромонах Авраамий, а рачения к той обители, кроме разорения не имеет, и имеет при себе трех свойственников внучат, из коих один с женою и тремя детьми, и по многие дни времени из обители отлучается и бывает в отлучении недели по три и по четыре, а церковь Божия всегда без пения... вкладчики подаяния не дают и оттого обитель весьма оскудела и разорилась». Челобитчики просили о возвращении им снова иеромонаха Моисея, «который в той Воробьевской пустыни строителем был и рачение и строение к святой обители имел не малое, и церковь Божия без пения никогда не бывала». Произведенное расследование подтвердило справедливость жалобы; иеромонах Авраамий был удален из Воробьевской пустыни, а указом от 22 июня 1732 года строителем назначен был оставивший такую добрую память у иноков обители иеромонах Моисей.
О последующей жизни пустыни сохранились лишь отрывочные сведения. Известно, напр., что в 1744 году строителем ее состоял иеромонах Макарий. В 50-х годах строителем некоторое время состоял иеромонах Герасим, а в 1759 году велено было, неизвестно почему, сменить его иеромонахом Никодимом. В 1760 году начальником пустыни состоял иеромонах Иоанн, а в год упразднения пустыни Евтихий. Частая смена настоятелей, вероятно, объясняется стремлением самих настоятелей оставить скудную содержанием обитель и найти место более обеспеченное.

В 1764 году Воробьевская пустынь упразднена была, как малообеспеченная материально, содержащаяся только в счет доброхотных подаяний. Церкви велено было приписать к Благовещенскому храму с. Дунилова. Священнослужителям этого храма предписано было принять под расписку и все монастырское строение и имущество. Строения при передаче найдены были совершенно обветшалыми, как и храмы. Оставшееся движимое имущество говорило также о крайней скудости упраздненной обители. Священники Благовещенской церкви приняли под расписку имущество пустыни - две коровы, две телицы, одного быка, два хомута, две узды, седло, вожжи, две телеги, двое саней. Лучшие предметы богослужения были посланы в Суздальскую соборную церковь в ризницу на хранение. Старинные грамоты в монастыре на момент закрытия отсутствовали. За деревянными постройками монастыря присматривали священники Благовещенской церкви, жившие неподалеку.
Дальнейшая история оставшихся без непосредственного призора церквей была такова, как и в других упраздненных обителях. Церкви ветшали, разваливались, и возможно, что материалом их воспользовались на какую-нибудь другую стройку. Борисов в своем труде «Гор. Шуя и его окрестности» (1851. М., стр. 161) сообщает, что «оне по обычаю были сожжены». Но, кажется, сообщение это, со ссылкой на обычай, является одним предположением автора.

В 1831 году на месте прежних храмов выстроена была Успенская единоверческая каменная церковь, один из приделов которой посвящен в честь Всемилостивого Спаса в воспоминание прежде находившегося на этом месте монастырского холодного храма этого имени. О самой Воробьевской обители сохранились ныне лишь смутные воспоминания.

Свято-Успенский женский монастырь

В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять.
В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.
В 1998 году начаты реставрационные работы в Благовещенском женском монастыре. Летом 1998 года на зимнем храме обители, в честь Казанской иконы Божией матери сооружен купол и установлен крест. Девочки-старшеклассницы, обучающиеся иконописи в Гимназии Свято-Успенского монастыря, с благословения Игуменьи Ольги написали иконы в иконостас храма.

Село Горицы (Шуйский р-н) - одно из наиболее старых и живописных сел Ивановской области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому. См. Село Горицы
Владимирская губерния
Шуйский уезд
Город Шуя

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Jupiter (28.12.2016)
Просмотров: 1647 | Теги: Шуйский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика