Село Дунилово, Шуйского уезда Владимирской губернии
Село Дунилово
Дунилово — село в Шуйском районе Ивановской области России. Входит в Введенское сельское поселение.
Село Дунилово находится в 17 км к северу от города Шуи и в 39 км от областного центра города Иваново. «Село Дунилово расположено при реке Тезе и находится от уездного города в 17 верстах (Шуйский уезд), а от губернского города в 130 верстах». [1]
В первой пол. XVI в. село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, как видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 году; в этой грамоте князь «село Дунилово с деревнями и со всеми угодьи и с ея хлебом» завещал «жене своей Анне до ея живота, а после ея живота, в том селе и в деревнях ведает Бог да Государь». После смерти супруги князя, Дунилово перешло в Государево дворцовое ведомство. Опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова 1632 года гласила: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинскаго стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нем церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клетка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь – Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь,- строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц. Да в селе ж Дунилове, на реке на Тезе, мельница, на оброке у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; а откупу платят по 16 рублев, по 10 алтын с деньгою,- на год; кабак за пашенным крестьянином, за Михаилом Васильевым с товарищи; оброку они платят с того кабака по пятисот по девяносту рублев по четыре деньги на год, в приказ большаго двора. Да на реке на Тезе, с половины мосту рыбныя ловли, у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; оброку, пошлин, тринадцать рублев четыре алтына две деньги; да с другова мосту, что промеж села Дунилова, и Благовещенскаго монастыря, в откупу за пашенным крестьянином Ваською Вадлиным; и откупу он платит в приказ большаго дворца, по два рубля по 24 алтына по две деньги на год. А всех дворов в Дунилове 178, из них 120 дворов крестьянских пашенных, 37 бобыльских; остальные церковных причетников и монастырские. На площади ряд – 37 лавок, 7 анбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни. Да под селом Дуниловым и к селу принадлежащей земли пашенной, церковной худой, 48 четей; лесной порости по пашням – 16 четей в одном поле, еще в двух по тому ж. Сена церковнаго 70 копен. Государевы десятильныя пашни 50 десятин, сена 30 копен мерных. Да крестьянской пашни пахатныя худой 512 четей,- перелесом и лесом поросло, по пашне 1,281 четь; сена крестьянскаго 1.208 десятин, лесу дровяного и болотнаго 346 десятин; лесу чернаго вообще с деревнями 23 версты, поперег тож, а инде больше, и инде меньше».
В 1685 году Царями Иоанном и Петром Алексеевичами Дунилово было пожаловано в вотчину тестю Царскому, боярину Федору Абрамовичу Лопухину, как видно из писцовой книги Кондырева, в которой записано: «193 г. Великие Государи, Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали то село Дунилово и Мордовскую волость, со крестьяны, и с бобыли, и со всеми угодьи, в вотчину боярину Феодору Абрамовичу Лопухину; и ся выпись выписана из приказу большаго дворца; дати ему, Федору Абрамовичу, по челобитной его и по помете на челобитной дьяка нашего Григорья Посникова, за справкою ивашки Лисина». Последними владельцами села были князь Н.С. Менщиков и г. Нарышкин.
Предприятия в 1890 году
В 1857 году открыта контора фабрик товарищества мануфактур «А.Я. Балина». Раздаточная контора для выделки заячих шкурок купца Григория Дмитриевича Синицина. В 1875 году открыта раздаточная контора крестьянина Гаврила Яковлевича Дудина. В 1880 году открыта раздаточная контора купца Василия Петровича Гуськова.
В 1881 году открыто красильное заведение купца Василия Петровича Константинова. Конный привод на 2 лошади. Освещается керосином. Работает днем. Рабочие: 10 мужчин, 5 малолетних.
Об избрании завидывающим военно-конским участком Дуниловского пункта крестьянина дер. Семейкина Алексея Егорова
Кобешова. «Уездное земское собрание в экстренном заседании своем, бывшем 6-го числа марта 1882 г., по докладу управы, вследствие соединения в Шуйском уезде волостей, избрало и утвердило до трехлетия с 1883 года в должности заведывающих военно-конскими участками 18 лиц, по числу оставшихся за соединением 18-ти волостей. Выбор этот был произведен из тех лиц, которые были уже избраны по числу прежде существовавших в уезде 32-х волостей и утверждены в сих должностях на трехлетие с 1880 года земским собранием в очередную сессию 1879 года. После чего Дуниловское волостное правление, рапортом от 2-го апреля сего года за № 527, довело до сведения управы, что избранный для заведывания Дуниловским военно-конским участком крестьянин деревни Никульникова Василий Козьмин Кочин в настоящее время состоит в должности Дуниловского волостного старшины; почему вместо его, Кочина, для заведывания военно-конским участком волостным сходом назначен крестьянин той же волости деревни Семейкина Алексей Егоров Кобешов, об избрании коего и утверждении в этой должности волостное правление и вошло с ходатайством. Принимая во внимание, что, на основании 12 ст. Полож. о комплектовании войск лошадьми на случай войны, лица, занимающие должность волостного старшины, не могут быть одновременно и заведывающими военно-конскими участками, и имея в виду, что, согласно 11 ст. того же Положения, заведывающие военно-конскими участками в уездах избираются и утверждаются земскими собраниями,— уездная управа имеет честь доложить об этом земскому собранию, для зависящего распоряжения» (Владимирский земский сборник 1882 г. № 10).
Благовещенский женский монастырь
Опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова 1632 года гласила: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинского стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нем церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клетка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь – Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь,- строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц …».
Благовещенский приход
В этом приходе было две каменные церкви: холодная – Благовещенская и теплая – Казанская. Благовещенская церковь построена, вместо бывшей деревянной церкви, и освящена в 1675 году, как гласит о том стенная надпись: «освятися храм сей в лето от сотворения мира 7183, от воплощения Бога Слова 1675 года марта 21 дня на память пр. отца нашего Иакова исповедника, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, при Преосвященном Епископе Стефане Суждальском и Юрьевском». Церковь эта пятиглавая, обширная, византийской архитектуры, стоит на крутом берегу Тезы. Красив ее декор – по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного обема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками. Благовещенская церковь была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля.
Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 году. До 1831 года при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря. Престолов в церкви три: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. «Из старинных священных вещей в церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило,- вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной).
Теплая Казанская церковь с колокольней и оградой была построена в 1888 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Казанской иконы Божией Матери, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни. Церкви принадлежат здания: каменная церковная сторожка и две деревянных часовни в деревнях: Борячихе и Бутыреве. При церкви земли 36 десятин 2,034 кв. саж. [1] Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получал: процентов с церковного капитала 245 руб., от земли 100 руб., от сбора хлебом 15 руб. и за требоисправления 560 руб., а всего в год 920 руб. Дома причт имел собственные на церковной земле. [1] Приход: в селе 134 двора и деревни: Пырьевка, Дворишки большие, Дворишки малые, Высоково, Орлиха, Савкино, Бутырево, Семейкино, Иванино, Торопиха, Михонино, Лаврово, Владышнево, Калинкино, Ананкино, Грибаниха, Обухово, Воронеж, Качалово, Борячиха и Никульниково. Деревни от церкви находятся расстоянием от 6 до 11 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. Домов в приходе 452, душ мужского пола 1,685 и женского пола 1,747 душ; в том числе раскольников: душ мужского пола 227 и женского пола 238. При сей церкви имелась школа грамоты и земское народное училище. [1] К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская. [1]
Религиозная Организация "Благовещенско-Казанское Подворье Успенского Дуниловского Женского Монастыря села Дунилово Шуйского района Ивановской области Шуйской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" зарегистрирована 11 августа 2006 г. Настоятельница - Соколова Надежда Николаевна.
Адрес: Ивановская область, Шуйский район, село Дунилово, Родниковская улица, 6а.
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в селе Дунилово
Крестовоздвиженская церковь, на торговой площади, была перестроена в 1821 году из каменной древней часовни, сооруженной по случаю холеры, свирепствовавшей в селе в 1654 году. В 1870 году церковь была расширена на средства купца Балина. Колокольня при церкви была построена в 1867 году, а ограда – в 1871 году, средствами того же купца Балина. Престол в церкви один – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. [1] В этой церкви находились два деревянных креста: один устроен в память избавления от холеры, а другой, как видно из надписи, сооружен боярином Федором Абрамовичем Лопухиным. Сейчас Крестовоздвиженская церковь - подворье Успенского монастыря, что в Дунилове.
Преображенская церковь была построена в 1821 году усердием прихожан: зданием каменная, с такой же колокольней. Престолов в ней три: в честь Преображения Господня и придельные: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя Св. Жен Мироносиц. Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Преображения Господня села Дунилово Шуйского района Ивановской области Шуйской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 марта 2002 г. Священник - Христинов Юрий Владимирович. Адрес: Ивановская область, Шуйский район, село Дунилово, Васильевская улица, д. 46.
Покровский приход
В Покровском приходе в кон. XIX века имелись две каменные церкви: холодная – Покровская и теплая – Всехсвятская. Колокольня и ограда тоже каменные.
Храмовый комплекс: Покровская церковь и церковь Всех Святых
Холодная Покровская церковь построена в 1704 году усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина. Престол в ней один – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс освящен Суздальским Митрополитом Иларионом. «В сей церкви хамечательны две иконы: первая – Святых Апостолов Петра и Павла и Св. Евдокии, покровителей Петра Великаго и его первой супруги Евдокии, дочери боярина Федора Абрамовича; вторая икона – Христа Спасителя. Обе сии иконы – дар Царской фамилии – присланы в Дунилово из Москвы. В сей же церкви находятся двои старинные богослужебные серебряные сосуды: одни, по преданию, пожертвованы в церковь каким-то архимандритом Троице-Сергиева монастыря; по краям сих сосудов вырезаны вязью слова Спасителя: «Приидите, ядите, сие есть тело Мое, и пр.»; а вторые – приложены в церковь Стольником Абрамом Федоровичем Лопухиным; на них имеется надпись: «сии сосуды по обещанию Стольник Абрам Федорович Лопухин построил в вотчину свою, в Суздальском уезде, в село Дунилово к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы … году марта … день, весу … фунта без пяти золотников».
Всехсвятская церковь
Теплая церковь была построена в 1742 году усердием прихожан. Престолов в ней два: в честь Всех Святых и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. «В этой церкви весьма замечательна резная икона Святителя и Чудотворца Николая, в рост человека, украшенная сребропозлащенной ризою и жемчужной митрою на голове Святителя. К этой святыне жители Дунилова имеют особенное благоговение». На колокольне Покровской церкви был колокол в 600 пудов, вылитый в память изгнания французов из России в 1812 году. На нем были вылиты следующие стихи: «В сей грозный год Галл дерзновенный, Собрав врагов от всей вселенной, Россию тщился раззорить, Низвергнуть трон и покорить… Москва во пламени пылала; Страна сия в слезах рыдала; Повсюду были трепет, страх. Но Бог, живущий в небесах, Внял воплям и моленьям. И не по нашим согрешеньям Благую помощь ниспослал: Врагов разсыпал, покарал; Вознес Россию на верх славы; Смирил премногия державы. Толь дивны блага созерцая, Делам монарха подражая, Во славу всех Царя царей, Мы памятник воздвигли сей; Да возвестит он в дальни роды,- Кто мир дает, хранит народы».
Покровской церкви принадлежали здания: в папертях холодной церкви две палатки, под церковью два подвала. При теплой церкви – каменная сторожка с двумя палатками, в оградной стене – четыре палатки; вне ограды – каменная часовня с палаткой (Каменная часовня в стиле позднего классицизма построена на средства фабриканта Балина А.Я. Была приписана к Покровской церкви.) и церковный каменный дом, в котором жил священник. За отдачу палаток в арендное содержание получалось в пользу церкви 300 руб. в год. «Земли при церкви: усадебной одна десятина 371 квадр. саж., пахатной 28 десятин 520 квадр. саж., в том числе неудобной 9 десятин, сенокосной по реке Тезе 6 десятин 1,200 квадр. саж., под болотом 3 десятины и под рекою Тезою и Шуйским Потоком одна десятина 400 квадр. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви.
Часовня
Благословением Высокопреосвященнейшего Владыки Феогноста Семеновский Василий Николаевич 8-го сентября 1882 г. был рукоположен во священника к Покровской церкви села Дунилова, на место заштатного священника о. Афанасия Порфирьевича Никольского, породнившись с ним через брак с его дочерью Марией Афанасьевной.
Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получал: процентов с церковного капитала 145 рублей, а всего в год до 700 рублей. [1] Священник жил в церковном доме, а диакон и псаломщик имели собственные дома. [1] Приход: в селе – 85 дворов и деревни: Овсяниково, Чернево, Озерково, Пантелеево, Федорково, Панютино, Перемывкино, Ломки, Поприхино, Сенниково, Стогово и Тюфяково. Означенныя деревни от церкви находятся расстоянием от 2 до 11 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. [1] Дворов в приходе 248, душ мужского пола 749 и женского пола 760 душ; в том числе раскольников: душ мужского пола 17 и женского пола 19 душ. [1] В Покровском приходе с 1868 года существовала двух-классное земское народное училище и школа грамоты, помещающаяся в доме учительницы, крестьянской девицы Ульянии Петровой Кадыковой. [1]
Воробьевская мужская пустынь
В церковно-исторической литературе о Воробьевской пустыни сообщаются лишь самые отрывочные сведения, что отчасти объясняется непродолжительностью существования названной пустыни. Возникшая в конце XVII века, она закончила свое бытие вместе со многими другими малообеспеченными монастырями в год введения монастырских штатов. Пустынь основана приблизительно после 1650 г. стольником Илларионом Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. Ранее того момента, когда он стал тестем царя; после венчания Петра Первого на дочери Лопухина Евдокии Илларион стал Федором и получил боярство. Н.В. Малицкий, ссылаясь на описание Анания Федорова, характеризовал положение монастыря, как "место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи..." Первый историк Суздальской епархии ключарь Анания Феодоров в своем сочинении «Историческое собрание о граде Суждале» в таких выражениях описывает топографическое положение пустыни и средства ее материального обеспечения к половине XVIII века. «От показанных сел (Дунилова и Гориц) в полнощь Расстоянием версты с две есть монастырь мужской, именуемый Воробьевская пустынь, имеющий начальствующаго строителя, содержащийся коштом села Дунилова обывателей, тако ж и подаянием села Гориц жителей довольствующийся, место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи и кроме объявленных сел довольствия небольшое число пашни и лесных покосов имеется, от котораго как строитель, так и братия потребную себе получают пищу и довольство». Холодная Покровская церковь построена в 1704 году усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина.
Архив Суздальской духовной консистории дает возможность восполнить описание Анании Феодорова и воспроизвести картину внешнего состояния Воробьевской пустыни к половине XVIII века в более точном виде. К этому времени на монастырском дворе стояло две церкви, — одна соборная, во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа, об одной главе, — другая теплая, во имя Успения Пресвятой Богородицы, и при ней придельная во имя св. преподобномученицы Феодосии. Обе церкви были деревянные. При церкви Всемилостивого Спаса стояла небольшая колокольня, на которой висело три колокола больших, — один весом в 11 пудов, другой в 6 и третий в 3 и шесть маловесных. Пустынь обнесена была деревянной оградой со святыми деревянными вратами, на которых глава крыта была деревянной чешуей. На вратах написан был образ Всемилостивого Спаса с предстоящими. Вокруг этого образа написано было еще несколько других образов. В ограде Воробьевской пустыни, кроме церквей, стояло несколько монастырских построек, но в высшей степени убогих и ветхих. Именно: одна келья настоятельская, другая монашеская, между ними сени; третья келья — келарская. Кроме погреба, имелось два сарая для сена и житница. Все это было крыто дранью и сильно обветшало.
Монастырь впервые упоминается в документах в апреле 1684 г., когда его настоятель игумен Илларион возглавлял расследование поведения архимандрита Шуйско-Троицкого монастыря Никона. Гонения на Лопухиных со стороны Петра Первого и отправка главного вкладчика монастыря Федора Лопухина на воеводство в Тотьму (кон. XVII века) очевидно подорвали материальную сторону жизни обители, которая стала заметно ухудшаться. Устроив монастырь, Лопухин, несомненно, на первых порах взял на себя и заботы по обеспечению его нужным содержанием. Им, вероятно, и пожаловано было то «небольшое число пашни и лесных покосов», о которых упоминает Анания Феодоров. Можно думать, что в первое время Ф. Лопухин оказывал основанной им обители и более существенную материальную поддержку в виде денежных пожертвований и что вообще жизнь обители вначале поставлена была на более широких началах, чем впоследствии, на что указывает и предстояние в обители игумена, а не строителя. Если и действительно было так, то во всяком случае такое положение монастыря и такая материальная поддержка со стороны Лопухина продолжались недолго. В 1707 году пред отъездом за границу, когда Петр Великий удалял из Москвы всех ненадежных людей, он удалил на воеводство в Тотьму и отца царицы Феодора Лопухина. Едва-ли после этого Ф. Лопухин стоял в близких отношениях к основанной им обители. Как бы то ни было, восемнадцатое столетие застает Воробьевскую пустынь в состоянии крайней малообезпеченное. В 1720 г. в соборной церкви случился пожар. В Суздальском архиве от 1721 года сохранилась одна челобитная строителя Воробьевской пустыни Дионисия с братьей к Преосвященному Варлааму, епископу Суздальскому, в которой челобитчики пишут: "В прошлых Государь годах, волею Божиею от печи Успения Пресвятой Богородицы иконы местныя и Деисус погорели, и ныне местные иконы построены, а Деисус и праздники построить нечем, потому что та пустынь скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде..." В заключение челобитья Дионисий с братией просит пожаловать им «память для сбора денег во всей архиерейской пастве для украшения тех святых икон и всякой церковной утвари». Монастырские приходо-расходные книги 20-х годов XVIII столетия вполне подтверждают справедливость жалоб строителя. С 1721 года, напр., по 1725 год включительно все расходы по разнообразным монастырским нуждам выразились лишь всего в скромной цифре 93 руб., 1 алтын и 2 деньги. В 1724 г. Успенскую Пустынь впервые упразднили по причине малообеспеченности, Воробьевская пустынь была приписана к Николаевскому Шартомскому монастырю, куда и перешли монахи Воробьевской пустыни в количестве семи человек, свезена была вся утварь и наличный хлеб. 7-го января 1725 года получен был новый указ из Суздаля, изменявший прежнее распоряжение. Этим указом велено было приписать Воробьевскую пустынь к Юрьев-Польский Архангельский монастырь. В силу указа монахи и утварь доставлены были в Юрьев. Но этим их скитания не закончились. Через два года, в 1727 году, Воробьевская пустынь была восстановлена в своем значении, и монахи из Юрьева перешли на место своего прежнего обитания. Такие скитания не могли, понятно, благоприятно отразиться на благосостоянии Воробьевской обители. Судя по отрывочным известиям консисторского архива, к 30-м годам XVIII столетия она пришла в большое запустение. Начальником ее в звании строителя в 1730 году видим иеромонаха Моисея. Неизвестно, по каким причинам, но в 1731 году февраля 3-го дня Моисея сменил эконом иеромонах Авраамий, которому и поручено было заведывание монастырем в качестве его начальника, Моисей же сделан был при архиерейском доме конюшим иеромонахом. Чрез год 23 марта в архиерейский духовный приказ на эконома Авраамия поступила жалоба от казначея пустыни монаха Ионы и выборных крестьян села Дунилова. «Другой год, писали они, живет иеромонах Авраамий, а рачения к той обители, кроме разорения не имеет, и имеет при себе трех свойственников внучат, из коих один с женою и тремя детьми, и по многие дни времени из обители отлучается и бывает в отлучении недели по три и по четыре, а церковь Божия всегда без пения... вкладчики подаяния не дают и оттого обитель весьма оскудела и разорилась». Челобитчики просили о возвращении им снова иеромонаха Моисея, «который в той Воробьевской пустыни строителем был и рачение и строение к святой обители имел не малое, и церковь Божия без пения никогда не бывала». Произведенное расследование подтвердило справедливость жалобы; иеромонах Авраамий был удален из Воробьевской пустыни, а указом от 22 июня 1732 года строителем назначен был оставивший такую добрую память у иноков обители иеромонах Моисей. О последующей жизни пустыни сохранились лишь отрывочные сведения. Известно, напр., что в 1744 году строителем ее состоял иеромонах Макарий. В 50-х годах строителем некоторое время состоял иеромонах Герасим, а в 1759 году велено было, неизвестно почему, сменить его иеромонахом Никодимом. В 1760 году начальником пустыни состоял иеромонах Иоанн, а в год упразднения пустыни Евтихий. Частая смена настоятелей, вероятно, объясняется стремлением самих настоятелей оставить скудную содержанием обитель и найти место более обеспеченное. В 1764 году Воробьевская пустынь упразднена была, как малообеспеченная материально, содержащаяся только в счет доброхотных подаяний. Церкви велено было приписать к Благовещенскому храму с. Дунилова. Священнослужителям этого храма предписано было принять под расписку и все монастырское строение и имущество. Строения при передаче найдены были совершенно обветшалыми, как и храмы. Оставшееся движимое имущество говорило также о крайней скудости упраздненной обители. Священники Благовещенской церкви приняли под расписку имущество пустыни - две коровы, две телицы, одного быка, два хомута, две узды, седло, вожжи, две телеги, двое саней. Лучшие предметы богослужения были посланы в Суздальскую соборную церковь в ризницу на хранение. Старинные грамоты в монастыре на момент закрытия отсутствовали. За деревянными постройками монастыря присматривали священники Благовещенской церкви, жившие неподалеку.
Воробьевская пустынь. Гравюра XIX века.
Дальнейшая история оставшихся без непосредственного призора церквей была такова, как и в других упраздненных обителях. Церкви ветшали, разваливались, и возможно, что материалом их воспользовались на какую-нибудь другую стройку. Борисов в своем труде «Гор. Шуя и его окрестности» (1851. М., стр. 161) сообщает, что «оне по обычаю были сожжены». Но, кажется, сообщение это, со ссылкой на обычай, является одним предположением автора.
В 1831 году на месте прежних храмов выстроена была Успенская единоверческая каменная церковь, один из приделов которой посвящен в честь Всемилостивого Спаса в воспоминание прежде находившегося на этом месте монастырского холодного храма этого имени. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1911 г.).
Гуськов Василий Петрович (1829 - 1908.08.02) был старостой Успенской единоверческой церкви с. Дунилова с 1 января 1869 г.
«Признательность прихожан церковному старосте. 12-го Апреля 1898 г. прихожане села Дунилова, Шуйского уезда. Успенской единоверческой церкви, во главе со священником о. Феодором Надеждиным, — почтили, — с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, — своего церковного старосту, Шуйского 2-й гильдии купца Василия Петровича Гуськова, поднесением ему икон, - от священника, — иконы Успения Пресвятой Богородицы, а от прихожан, — иконы Св. священномученика Василия, Епископа Парийского. Это чествование вызвано было тридцатой годовщиной усердного и весьма полезного служения Василия Петровича Гуськова храму Божию в должности церковного старосты и приурочено было ко дню Ангела его. По вознесении Господу Богу молитвы, священник о. Ф. Надеждин приветствовал своего церковного старосту следующей благодарственною речью за все его труды и щедрые жертвы на пользу храма Божия. «Многоуважаемый Василий Петрович! Мы единодушию собрались сегодня в святой храм, чтобы в день вашего Ангела составить молитвенное торжество и здесь, на святом месте, выразить вам свою признательность и искреннюю благодарность за тридцатилетние усердные труды ваши в должности старосты нашего Успенского храма. Возлюбив сердцем и душою храм сей, вы в течении 30-ти лет с неустанною энергией трудились для пользы и благолепия его. За все это слава вам от Бога, честь и благодарность от меня, смиренного служителя алтаря Господня, и от всех прихожан храма сего. Доброе имя ваше с почтением будет передаваться из рода в род и благодарная память о вас будет жить многия и многия лета. Да сподобит вас Господь Своего сладостного гласа: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многима тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21). Да почиет на вас Божие благословение от ныне и до века. В знак же моего искреннего уважения к вам прошу принять от меня, смиренного служителя престола Господня, Св. Икону Успения Божией Матеря, и да сохраняет вас Царица Небесная от всех бед и напастей во все дни жизни вашей». После речи священника, от прихожан прочитан был церковному старосте следующий благодарственный адрес. «Глубокоуважаемый Василий Петрович! В настоящем году исполняется тридцатилетие служения вашего в должности церковного старосты сего Святого храма. В этот продолжительный период вы проходила свою должность с великим усердием и ревностию, не щадя ни трудов своих, ни средств, и весьма много сделали для благолепия храма нашего. За все ваши труды, заботы и жертвы в пользу сего храма мы, избрав день Ангела вашего, с благодарностию подносим вам Св. Икону Святого священномученика Василия, Епископа Парийского, в знак неизменного почтения и любви нашей к вам; да продлит Господь жизнь вашу в добром здоровья и благополучии на благо и пользу Святого храма нашего еще на долгие годы» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июня 1898 г.). 2-го августа 1908 года скончался на 81 году своей жизни после продолжительной и тяжкой болезни староста Успенской Единоверческой церкви села Дунилова, Шуйского уезда, потомственный почетный гражданин Василий Петрович Гуськов. В.П. в течение 40 лет состоял церковным старостой и много потрудился в деле благоустройства и благоукрашения приходского храма, так что храм если не всецело, то много и много обязан своим великолепным видом почившему. Погребение Василия Петровича Гуськова происходило 5-го августа. В отпевании и похоронной процессии принимало участие духовенство всех церквей села Дунилова. При погребении покойного Настоятелем Успенской Единоверческой церкви священником Феодором Надеждиным было сказано прочувствованное надгробное слово, в котором после общих рассуждений о часе смертном, о неведении его нами н возникающей отсюда необходимости жить так, чтобы всегда быть готовым чистым и невинным предстать пред судом божиим, — обращаясь к личности почившего, о. Феодор сказал приблизительно следующее:
«Ты, повинуясь Промыслу Божию, в течение 40 лет служил в должности церковного старосты сего великолепного храма. Ты знал, что храм ость убежище и место духовного упокоения для всех несчастных и убитых горем; ты знал, что храм есть училище небесной мудрости, которая преподается здесь в чтении Божественных и отеческих писаний, в содержании и чине всякого богослужения, и даже в форме и устройстве самого храма всякому, и малому и большому, богатому и бедному, ученому и неученому... Всегда памятуя и сознавая это, ты не жалел ни сил, ни средств для благоустройства и благоукрашения храма сего, и мы надеемся, что Царица Небесная, ради славы которой ты трудился в течение 40 лет, не оставить труды твои даром... Она украсит и возвеличит имя твое славою в царствии Сына Своего. Мы же с своей стороны исполним все, что может содействовать восхождению твоему в обители Отца небесного. Владыко Господи Иисусе Христе, его же избрал оси со избранными твоими, упокой душу раба твоего, ктитора Василия, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 35-й. 1908 г.).
В 1911 году преподано Архипастырское благословение потомственному почетному гражданину Александру Асигкритовичу Балину за пожертвование 200 руб. на устройство помещения для священника Успенской единоверческой, села Дунилова, церкви.
В конце XIX - начале XX века в Успенском приходе числились священник, диакон, псаломщик, 69 дворов и 577 прихожан.
В 30-40-е годы ХХ века все Дуниловские храмы были закрыты. На месте Успенского прихода разместился психоневрологический интернат, действовавший до 1991 года.
Свято-Успенский женский монастырь
Религиозная Организация "Успенский Дуниловский Женский Монастырь Шуйской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 июня 2002 г.
Игумения - Соколова Надежда Николаевна.
Адрес: Шуйский район, село Дунилово, Родниковская улица, д. 15.
Сайт монастыря: http://dunilovo.prihod.ru/
В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию. Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря. В 1998 году начаты реставрационные работы в Благовещенском женском монастыре. Летом 1998 года на зимнем храме обители, в честь Казанской иконы Божией матери сооружен купол и установлен крест. Девочки-старшеклассницы, обучающиеся иконописи в Гимназии Свято-Успенского монастыря, с благословения Игуменьи Ольги написали иконы в иконостас храма.
Село Горицы (Шуйский р-н) - одно из наиболее старых и живописных сел Ивановской области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому. См. Село Горицы.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Владимирская губерния Шуйский уезд Город Шуя