Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.10.2021
13:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1407]
Суздаль [431]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [448]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [237]
Судогодский район [108]
Москва [42]
Петушки [156]
Гусь [167]
Вязники [315]
Камешково [105]
Ковров [398]
Гороховец [125]
Александров [273]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [110]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [152]
Промышленность [93]
Учебные заведения [133]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [76]
Медицина [55]
Муромские поэты [5]
художники [34]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [1882]
архитекторы [8]
краеведение [51]
Отечественная война [255]
архив [6]
обряды [20]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [30]
Оргтруд [26]

Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 32
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Цветаев Дмитрий Владимирович

Цветаев Дмитрий Владимирович

Дмитрий Владимирович Цветаев (1852, Дроздово, Владимирская губерния — 1920, Москва) — российский педагог-историк, управляющий архивом Министерства юстиции и участник создания Центрального государственного архива древних актов в Москве (ныне — РГАДА), автор первой монографии о царе Василии Шуйском; тайный советник.

Дмитрий Цветаев родился в семье священника Владимира Васильевича Цветаева (1818—1884) и его жены Екатерины Васильевны (Сакулиной) (1824—1858).
В январе 1853 года из села Дроздово на освободившийся приход в Николаевскую церковь погоста Талицы, прислали нового настоятеля, Владимира Васильевича Цветаева. «…Для прихода погоста Талиц, пришедшего в крайнее расстройство по делам веры, потребен Пастырь образованный, благоразумный, деятельный и безукоризненный в нравственности» — говорилось в указе Шуйского духовного правления. В Талицах священник поселился в приходском доме с женой, Екатериной Васильевной, и четырьмя сыновьями: Петром, Иваном, Федором и Дмитрием.
Этот большой рубленый дом и сегодня стоит на краю живописного обрыва с видом на маленькую речку Вергуза и на ее другую, низменную сторону, которую прежде по весне заливало, оттуда, видимо, и название — Талицы (ныне — Ново-Талицы). Точная дата постройки дома неизвестна. Его возраст принято считать с момента приезда сюда семьи Цветаевых, три поколения которой жили тут с 1853 по 1928 год. Здесь 18 мая 1995 года был открыт Музей семьи Цветаевых.
В семье было 7 детей, однако, трое из них умерли в младенческом возрасте; оставшиеся — Пётр, Иван, Фёдор и Дмитрий.


Цветаев Петр Владимирович (1842-1902). Старший сын священника В.В. Цветаева.

Цветаев Федор Владимирович (1849-1901). Третий сын священника В.В. Цветаева.

Цветаев Иван Владимирович (1847-1913). Средний сын священника В.В. Цветаева.

Д.В. Цветаев учился в Шуйском дух. училище с 1860 по 1862 г., был переведен к брату Федору во Владимир, где вместе с братом окончил в 1866 г. Владимирское духовное училище, в 1872 г. окончил Владимирскую духовную семинарию и Петербургской духовной академии, по окончании которой (1876) закончил педагогические курсы при 2-й петербургской военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и Императрицы Марии в Орле и Москве. После защиты магистерской диссертации «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках» (Москва, 1886), Цветаев поступил в приват-доценты Московского университета.


Цветаев Дмитрий Владимирович. Фото 1880 г. Экспозиция МСЦ.

С 1887 года — профессор Варшавского университета по кафедре русской истории, затем — профессор Московского университета (1897—1900).
С 1895 года — действительный статский советник.


Цветаев Дмитрий Владимирович (1852-1920). Младший сын священника В.В. Цветаева.

Приветственные письма, полученные Владимирсной Семинарией по случаю ее 150-летнего юбилея:
«13. От заслуженного ординарного профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева. «Принося почтительнейшую признательность Начальству дорогой мне Семинарии за почетное приглашение принять личное участие в юбилейных празднествах, назначенных на 29 и 30 сего января, я, к глубокому сожалению, не имея возможности прибыть на них, имею честь покорнейше просить Правление Семинарии вписать меня в число пожизненных членов Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Семинарии и известить меня, какую сумму, раз на всегда, я должен для того выслать. По получении сего, я вышлю оную немедленно».
С чувством глубокой признательности и высокого уважения к almne matri — питомец 1862 — 66 гг. Ив. Цветаев.
14. От ординарного профессора Императорского Варшавского университета, доктора русской истории Дмитрия Влад. Цветаева.
«Обязанности службы и дальность расстояния не дозволяют мне прибыть на юбилейное торжество Семинарии; но к дружным приветственным голосам сердечно присоединяю свой искренний привет и всякие добрые пожелания и воспитанникам и наставникам ее.
Из прежних питомцев невольно, как живая, восстает теперь в моем сознании могучая личность, ценимая всей образованной Россией. Если Царско-Сельский Лицей, возбуждавший воображение и чувство, по справедливости прославляется своим бывшим воспитанником, великим Пушкиным, то наша Владимирская Духовная Семинария, дисциплинирующая и укрепляющая ум и волю, с бесспорным правом должна гордиться Сперанским.
Из моих бывших наставников живо воспоминаются мне ныне Матвей Иванович Жудро, как преподаватель словесности, Александр Ильич Сервицкий, как, преподаватель философии, Павел Алексеевич Белояров и ректор о. архимандрит, впоследствии епископ Павел, как преподаватели церковно-исторических и богословских наук; с благодарностью вспоминаются и другие наставники, почти все уже отошедшие в иной мир.
Вечная память усопшим, честь и слава живым!
16. От братьев Цветаевых. «Рассеянные судьбой по разным местам нашего отечества мы, ниже поименованные братья, питомцы Владимирской Духовной Семинарии, соединяемся ныне сердцем и помыслами в сыновнем привете дорогой матери кормилице нашего духовного образования. С глубокою признательностью вспоминая давно почивших наставников наших, радостно приветствуя ныне родную нам Владимирскую Семинарию, в лице ее Начальства, преподавателей и питомцев, с великой годовщиной ее продолжительного служения отечественному просвещению и сыновне желая ей дальнейшей счастливой деятельности на пользу и славу Владимирского края, мы почтительнейше просим Ваше Высокопреподобие вписать нас в число пожизненных членов общества вспомоществования недостаточным питомцам Владимирской Духовной Семинарии».
Студент Владимирской Духовной Семинарии, священник погоста Талиц Шуйского уезда Петр Владимирович Цветаев (выпуска 1866 г.), заслуженный ординарный профессор Императорского Московского университета, доктор римской словесности Иван Цветаев (питомец 1862 — 66 гг.), инспектор Московской 2-й женской гимназии, кандидат С.-Петербургского университета Федор Цветаев (питомец 1866 — 1870 гг.), студент Владимирской Духовной Семинарии, ординарный профессор Императорского Варшавского университета, магистр богословия и доктор Русской истории Дмитрий Цветаев (выпуска 1872 г.)» (см. 150—летний юбилей Владимирской Семинарии (29-31 января 1900)).


Братья Цветаевы, Дмитрий и Иван. Москва.1900-е гг. Экспозиция МСЦ

С 1911 года до конца своей жизни — управляющий Московским архивом министерства юстиции. Был преподавателем Александровского коммерческого училища.

Специальные научные изыскания Цветаева по русской истории были посвящены главным образом «немецкому» вопросу в России и состояли в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношения русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности. Сюда относятся статьи и монографии: «Марья Владимировна и Магнус Датский» («Журнал Министерства Народного Просвещения» (ЖМНП, 1878, III); «Протестантство в Польше и Литве, в его лучшую пору» («Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1881, XII); «Вновь открытый закон Петра Великого о протестантах» («Московские Ведомости», 1882, № 319); «Положение протестантов в России до Петра Великого» (ЖМНП, 1883, IX—X); "Протестантство в России в правление Софьи" («Русский Вестник», 1883, XI); «Из истории брачных дел в царской семье московского периода» («Русский Вестник», 1884, VII—VIII и отдельно); «Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке» (Москва, 1884); «История сооружения первого костела в Москве» (Москва, 1886); «Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках» («Русский Вестник», 1885 и отдельно); «Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве» (Москва, 1886); «Положение западного иноверия в Московском государстве» («Московские Ведомости», 1886, № 273—274, вступительная речь, читанная в Московском университете); «Литературная борьба с протестантством в Московском государстве» (Москва, 1887); «Иностранцы в России в XVI—XVII веках» («Русский Вестник», 1887, XII); «Памятники к истории протестантства в России» (часть I, Москва, 1888); «Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра» («Варшавские Университетские Известия», 1889, VIII и «Православное Обозрение», 1890, V—VII и отдельно); «К истории культуры в России в XVI и XVII веках» (Воронеж, 1890); «Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований» (Москва, 1890, докторская диссертация); «История основания русского флота» («Русская Старина», 1896, VII и отдельно); «Медики в Московской России и первый русский доктор» («Труды Русского Медицинского Общества при Варшавском университете», 1896, II и отдельно); «Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте» («Московские Ведомости», 1899, № 316) и другие.
В 1890 году в журнале «Филологические записки» была издана статья Цветаева «К истории культуры в России в XVI и XVII веках», а ещё раньше, в 1883 году, А.А. Хованский опубликовал отзывы критики о его книге «Баллады Шиллера».
Из статей Цветаева по другим предметам: «Сношения с Абиссинией» («Русский архив», 1888, I); «Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве» («Христианское чтение», 1896, I); «Новые материалы к истории Москвы» («Московские Ведомости», 1885, № 75); «Петр Великий во Франции» («Русское Обозрение», 1894 и «Московские Ведомости», 1901, № 252).
Основные взгляды Д.В. Цветаева на русскую историческую жизнь наиболее цельно были сформулированы им в статье «Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях» («Русское обозрение», 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что по своей природе и истории Россия, как самостоятельное государство, безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей её от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своём в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов…
В педагогической литературе из работ Д.В. Цветаева наиболее известны «Баллады Шиллера. Опыт объяснения их» («Филологические Записки» 1881—1882 и отдельно).

Умер в 1920 году в Москве.

Семья:
Жена — Елизавета Евграфовна (ур. Попова), дочери — Елена и Александра, сын — Владимир (1891—1937).

Библиография:
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Записка об ученых трудах Е.В. Барсова. 1887.
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Из истории брачных дел в царской семье московского периода. 1884.
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Мария Владимировна и Магнус Датский. 1878. (ЖМНП)
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Медики в Московской России и первый русский доктор. 1896.
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Обрусение западноевропейцев в Московском государстве. 1903.
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Памятники к истории протестантства в России. 1883-1884. (из ЧОИДР)
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра. 1889. (Варшавские университетские известия, 1889, №8)
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Пленение царя Василия Ивановича Шуйского с братьями. 1905. (ЖМНП)
- Цветаев Дмитрий Владимирович. По поводу статьи профессора Д.И.Багалея об историвеском исследовании "Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований". 1891. (Варшавские университетские известия, 1891, №4)
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Положение протестантов в России до Петра Великого. 1883. (ЖМНП)
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований.
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше. Т.2. Приложения к историческому исследованию.
- Цветаев Дмитрий Владимирович. Царь Василий Шуйский с братьями на Варшавском сейме. 1905.

Литература:
Сомов А. И. Цветаев, Дмитрий Владимирович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Выдающиеся выпускники Владимирской духовной семинарии

Категория: Шуя | Добавил: Николай (09.10.2021)
Просмотров: 12 | Теги: шуя, духовная семинария, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту






Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru