Цветаев Иван Владимирович (1847-1913) - ученый-филолог, специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства.
Цветаев Иван Владимирович
Иосиф (сер. XVIII в.), вероятно, сын пономаря села Матренино Покровского уезда Владимирской губернии Никифора Андриянова (упом. 1715).
Петр Иосифович (I759 - 08.04.1811, похоронен в с. Матренино), пономарь Воскресенской церкви села Матренино Покровского уезда Владимирской губернии. Жена Елизавета Петровна (1761 - после 1815), дочь священника села Воинова Гора Покровского уезда Петра Михайловича и его жены Авдотьи Епифановны.
Василий Петрович (1790 - ок. 1853), окончил Влад. дух. семинарию (1814), диакон Спасской церкви в Шуе (1816-1820), учитель Спасского училища в Шуе (1816-1820), с 1820 г. священник с. Стебачсво Суздальского уезда. Жена Евдокия Михайловна (1800 - 18.08.1876, похоронена в с. Зиновьево Александровского уезда Владимирской губ.).
Иван Владимирович Цветаев родился 4 (16) мая 1847 г. в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника Владимира Васильевича Цветаева (октябрь 1818 - 19.03.1884).
Дом Цветаева И.В., с. Дроздово, Шуйский уезд, Владимирская губерния. кон. 19 - нач. 20 в.
Священнический дом Цветаевых в с. Дроздово разобрали, а часть его перевезли в Китово и перестроили.
Перестроенный дом Цветаевых в с. Китово, Шуйскго района. Июль 1970 г.
Владимир Васильевич окончил Суздальское дух. уч-ще (1834) и Влад. дух. сем-ию (1840), священник с. Дроздово Шуйского уезда (1841-1853). Жена Екатерина Васильевна Сакулина (ноябрь 1824 - 1858, похоронена в с. Талицы), дочь диакона с. Карачарово Владимирского уезда Василия Лаврентьевича Сакулина (1792 - 1837) и его жены Матрены Кондратьевны (1793 - ?). Отцу Владимиру не исполнилось и сорока, когда он потерял жену. Позже в статье «Памяти отца Владимира Васильевича Цветаева, священника погоста Талиц», его брат Александр писал: «С полной покорностью Проведению принял он постигшую его невзгоду, продолжал свое пастырское дело; и вместе с тем отдался всей нежностью своего мягкого сердца воспитанию своих детей. <…> Будучи вообще серьезным, неразговорчивым, о. Владимир всегда воодушевлялся, когда в кругу его родных или близких заходила речь о счастливом положении его деток. Взор его в эту пору просветлялся, лицо покрывалось румянцем, развязывался его язык, и он говорит — не наговорится о том, как радельны и нежны к нему дети, как радеют об его здоровье, — какие шлют ему подарки и т.п.».
В январе 1853 года из села Дроздово на освободившийся приход в Николаевскую церковь погоста Талицы (ныне Ново-Талицы в пригороде Иваново), прислали нового настоятеля, Владимира Васильевича Цветаева. «…Для прихода погоста Талиц, пришедшего в крайнее расстройство по делам веры, потребен Пастырь образованный, благоразумный, деятельный и безукоризненный в нравственности» — говорилось в указе Шуйского духовного правления. В Талицах священник поселился в приходском доме с женой, Екатериной Васильевной, и четырьмя сыновьями: Петром (22.06.1842 - 4.02.1902), Иваном, Федором (29.08.1849 - 11.02.1901) и Дмитрием (30.01.1852 - 1920).
Талицы. Приходский дом, в котором с 1853 по 1928 год жили три поколения семьи Цветаевых. Фото 1900-х годов
Этот большой рубленый дом и сегодня стоит на краю живописного обрыва с видом на маленькую речку Вергуза и на ее другую, низменную сторону, которую прежде по весне заливало, оттуда, видимо, и название — Талицы (ныне — Ново-Талицы). Точная дата постройки дома неизвестна. Его возраст принято считать с момента приезда сюда семьи Цветаевых, три поколения которой жили тут с 1853 по 1928 год. Здесь 18 мая 1995 года был открыт Музей семьи Цветаевых. И.В. Цветаев в конце ХIХ века отмечал, что все население погоста Талицы составляют семьи церковного причта и сторожа; домашние постройки их не обширны и кажутся еще меньше от соседства с храмом, который был выстроен в стиле тронутого классицизмом барокко, и объемом, и изяществом высокой колокольни славился по всей округе. Владимир Цветаев слыл образованнейшим человеком своего времени, знал несколько языков, был обладателем большой библиотеки, выписывал периодические издания — не только религиозные, но и светские. В доме читали художественную литературу, научные статьи, публицистику, отчеты Географического общества. Владимир Цветаев священник с. Талицы Шуй. у. (1853 - 1884), с 1875 г. благочинный, протоиерей (1884). Духовные награды: набедренник (17.11.1853), наперсный бронзовый крест к память войны 1853 - 56 гг. (1859), скуфья (25.04.1867), камилавка (13.04.1872), наперсный крест от Св. Синода (15.04.1878). Отец с ранних лет приучил детей к систематическому труду. От него же они получили первые уроки грамоты. Затем все они учились в Шуйском духовном училище и Владимирской семинарии. Иван окончил Шуйское дух. училище в 1862 г. (Петр в 1858 г. Дмитрий учился в Шуйском дух. у. с 1860 по 1862 г., переведен к брату во Владимир, в 1866 г. окончил Влад. дух. училище. Федор окончил Влад. дух. училище в 1866 г.). Закончив в 1866 г. общеобразовательный курс семинарии, Иван Владимирович не остался в ней для прохождения богословского курса, а поступил в Медико-хирургическую академию. Вскоре из-за слабого зрения и склонности к изучению гуманитарных наук он перешел на классическое отделение историко-филологического Факультета Петербургского университета, который в 1870 г. закончил со степенью кандидата, а через 2 года защитил магистерскую диссертацию.
Свою дипломную работу в Петербургском университете «О "Германии" Тацита» он посвятил отцу и после публикации ее в журнале «Вопросы философии и психологии» прислал в Талицы с надписью: «Милому отцу первые литературные опыты сына».
В 1872-1873 гг. он – профессор римской словесности в Варшавском, а затем в Киевском университетах. В 70-х гг. он совершил поездки в Германию и Италию, начал научные исследования. В 1877 г. И.В. Цветаев защитил докторскую диссертацию и стал профессором Московского университета. В 1882 г. он возглавил Кабинет изящных искусств и древностей, являвшийся одновременно учебным музеем. 23 июня 1880 г. Иван Цветаев женился на оперной певице Варваре Дмитриевне Иловайской (1858-10.05.1890), дочери известного русского историка Дмитрия Ивановича Иловайского (11.02.1832-15.02.1920). Она родила ему двоих детей — Валерию (22.01.1883-1966) и Андрея (19.04.1890-08.04.1933). В 1890 году, сразу после рождения сына, Иловайская умерла. В книге воспоминаний Марина Цветаева называла ее первой и вечной любовью, вечной тоской своего отца. Во второй раз Иван Цветаев женился через год, венчание состоялось в мае 1891 г. Его избранницей стала Мария Александровна Мейн (1868-05.07.1906), дочь Александра Дмитриевича Мейн (1836-1899) и его жены Марии Лукиничны Бернацкой (1841-1869). Она была творчески одаренной женщиной, великолепно играла на рояле и гитаре, писала стихи на двух языках, увлекалась живописью. У супругов родились дочери — Марина (26.09.1892-31.08.1941) и Анастасия (14.09.1894-28.08.1993). «Двадцати двух лет мама вышла за папу, с прямой целью заместить мать его осиротевшим детям. <…> Папу она бесконечно любила, но два первых года ужасно мучилась его неугасшей любовью к В.Д. Иловайской» (Марина Цветаева). Мария Цветаева занималась воспитанием всех четырех детей, их творческим образованием, продолжала музицировать. Но самым ценным было для ее мужа то, что она разделила его мечту о создании в Москве публичного музея, где любой житель города мог бы познакомиться с лучшими образцами античного и европейского искусства.
Когда в 1889 г. И.В. Цветаев возглавил в университете кафедру истории и теории искусств, у него, наконец, появилась возможность начать осуществление своей заветной мечты - создания при университете коллекции произведений античного искусства. Начались энергичные поиски и сбор экспонатов. И это целеустремленное собирательство продолжалось почти 25 лет. Были собраны многочисленные слепки и прекрасно выполненные копии с шедевров античного искусства и приобретено много оригинальных произведений, среди которых находились замечательные коллекции Древнего Египта, легендарной Трои, Помпеи и из других исторических мест. Так начал создаваться художественный музей, первоначально задуманный как вспомогательное учреждение при университете, но впоследствии переросший в общедоступное просветительное учреждение. Для размещения всех собранных сокровищ необходимо было построить и соответствующее здание.
В состав «Комитета по устройству музея» кроме представителей промышленного и торгового мира вошли известные русские художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, П.В. Жуковский, архитекторы Р.И. Клейн, Ф.О. Шехтель и другие. Первое заседание комитета состоялось 28 апреля 1898 года. Академия Наук объявила конкурс на проект здания музея. Победил проект Р.И. Клейна. Иван Владимирович Цветаев проявил исключительную настойчивость и энергию, чтобы строительство и отделка здания точно соответствовали проекту. А это было нелегко. Ведь только для знаменитой колоннады музея монолиты доставлялись с Урала.
Строительство здания длилось 14 лет, одновременно формировалась его коллекция. Строился музей главным образом на частные средства. Собирая их И.В. Цветаев обращался ко многим меценатам, что требовало труда, терпения и невероятной энергии. Основным жертвователем был вице-президент Общества поощрения художников Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913). Ю. С. Нечаев-Мальцев был известен в придворных и деловых кругах как один из богатейших промышленников России. В среде ученых, и художников его знали как покровителя и любителя наук и искусств. За благотворительную деятельность он был избран почетным членом Московского университета, который в свое, время окончил, почетным членом Академии художеств, президентом Петербургского общества поощрения художников. Прибыли от своих промышленных предприятий он имел немалые. Капитал ему зарабатывал трудовой народ. В том числе и гусевские рабочие. Но и то верно, что он мог истратить свои капиталы не на строительство музея и не на благотворительность, а как-нибудь иначе. Отказала ведь в денежной помощи по строительству музея Мария Федоровна Морозова, владелица Никольской мануфактуры Покровского уезда Владимирской губернии. Отказала, даже не ответив на письмо И.В. Цветаева. Прочитав его, вымолвила лишь, что она и ее покойный муж Тимофей Саввич — только богатые мужики и потому им незачем устраивать какой-то музей. Нелегко приходилось Ивану Владимировичу «выбивать» деньги на музей у богатеев, сношения с которыми, по его собственному выражению, были «подчас тяжелы, утомительны и бесплодны». В письме к жене архитектора Р.И. Клейна, Наталье Андреевне, он с болью писал 21 марта 1898 года, имея в виду многих московских богачей: «...Проедают и пропивают чудовищные деньги, а на цель просветительную жаль, и пятиалтынного... Оделись в бархат, настроили палат, засели в них — а внутри грубы как носороги. И не проймешь их никакими возвышенными целями и никакими речами. Скорее столкуешься с татарином, чем с этими зазнавшимися всезнайками, которым кроме повара, Депре и Ливе, в сущности, на все наплевать».
Но как бы ни было порой трудно, И.В. Цветаев верил, что его благородная цель — строительство музея изящных искусств в Москве—будет понята многими, а следовательно, и достигнута.
Зимой 1904–1905 годов в еще не открывшемся музее случился пожар, серьезно пострадали и коллекция — было уничтожено 175 ящиков с экспонатами из Европы, — и залы. Это подорвало здоровье Марии Цветаевой, которая в тот момент лечилась от туберкулеза. В 1906 году она скончалась в деревне под Тарусой. Открыли Музей изящных искусств имени императора Александра III (сегодня Музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина) 31 мая (13 июня) 1912 г. при участии Николая II и императорской семьи. И.В. Цветаев стал его первым директором.
Облицованный светло-серым гранитом, украшенный снаружи стройной ионической колоннадой, отделанный внутри мрамором и художественной лепкой, музей стал одной из достопримечательностей столицы. Посетители, поднимаясь по каменным ступеням, видят на стене музея, по сторонам от входных дверей, два медальона. На барельефе слева — портрет архитектора Романа Ивановича Клейна (1858—1924), справа — профиль основателя музея Ивана Владимировича Цветаева (1847—1913).
Открытие Музея изящных искусств. На церемонии присутствовал император Николай II в сопровождении императрицы Александры Федоровны, великих княгинь и цесаревича. На ступеньках, чуть ниже – И.В. Цветаев
Музей Изящных искусств им. императора Александра III. Москва
За время своего существования, особенно за годы Советской власти, музей вырос в крупнейшее просветительное и научно-исследовательское учреждение нашей страны. Здесь хранятся богатейшие коллекции произведений искусства всех времен и народов. Музей стал и крупным выставочным центром. С 1921 г. в нем было уже более тысяч выставок из собраний Советского Союза и других стран. В нем «гостили» «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, сокровища гробницы Тутанхамона и шедевры из музеев Болгарии, ЧССР, ГДР, ФРГ, Испании, Франции, США и других стран Европы и Америки. И в этом прекрасном музее по-прежнему сохраняется благодарная память о его основоположнике. И теперь посетитель, входящий в аванзал музея, обращает внимание на установленный у стены бюст и на мятную доску с надписью на ней: «Основатель музея профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев (1847-1913 гг.)».
Имя И.В. Цветаева связано также с московским Румянцевским музеем: в 1882-1889 гг. он – сотрудник музея, в 1900-1910 гг. – директор.
В 1884-м году умер отец. Петр стал священником в Талицах, заняв место отца. Федор Владимирович преподавал в гимназиях Шуи, Орла, был инспектором Московского учебного округа. Он пользовался большим авторитетом среди преподавателей и учащихся. В 1901 году в Москве умер Федор и по завещанию был похоронен в Талицах у стен храма. 4 февраля 1902 года умер старший брат Петр. Иван Владимирович заказал четыре одинаковые мраморные надгробные плиты и установил их на могилы ушедших родителей и двух братьев.
Прежде в ограде Никольского храма, у алтарной части, лежали гранитные плиты на могилах Владимира Цветаева, его жены, сыновей Петра и Федора, а также Ивана, малолетнего сына Петра Владимировича. Перед ними — статуя ангела из бело-розового мрамора. В годы разграбления храма плиты исчезли. Удалось вернуть три плиты с могил Цветаевых.
Иван Владимирович не раз приезжал в Талицы, Шую и Иваново-Вознесенск вместе с женой Варварой Дмитриевной. Гостили они у отца и старшего брата в Першине, где Петр получил свой первый приход. В августе 1892 года Иван Владимирович был приглашен в Иваново-Вознесенск на освящение Ильинского храма. Приехал он вместе со второй супругой, Марией Александровной, которая в то время ждала ребенка (через месяц родится Марина).
Несколько раз, уже став известным ученым, И.В. Цветаев посещал Владимир. Здесь у него были друзья - местные историки и краеведы, которые избрали его почетным членом Владимирской ученой архивной комиссии.
Автограф И.В. Цветаева. 31 марта 1905 г.
В документах Владимирской ученой архивной комиссии находятся три письма Ивана Владимировича Цветаева, филолога-искусствоведа, деятеля культуры, основателя и первого директора музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Все они адресованы архивной комиссии.
Первое письмо написано 6 ноября 1900 года. В нем И.В. Цветаев сердечно благодарит «ученое братство», имея в виду членов комиссии, за поздравление с тридцатилетним юбилеем его профессорской службы. Второе письмо датировано 10 октября 1903 года и послано попечителю архивной комиссии владимирскому губернатору И.М. Леонтьеву.
«Милостивый государь
Иван Михайлович
Прежде всего почитаю своим долгом принести Вашему Превосходительству и всей Ученой Архивной Комиссии родного мне города сердечное извинение в упорном молчании моем на все столь милостивые знаки внимания, которыми я незаслуженно пользуюсь со стороны Владимирского ученого учреждения уже несколько лет. Некоторым объяснением сего молчания, давно меня гнетущего, могут служить, как тяжелые семейные обстоятельства последних лет, так и большое количество разнообразных забот, лежащих на мне по делам моим в Москве. Заботы сии в значительной степени служат причиной того, что я остаюсь должником в корреспонденции перед многими учреждениями и многими очень хорошими людьми. Пребывание в течение последнего года за границей также отделяло меня от моих многочисленных кредиторов указанного рода. Я питаю надежду на исправление, как только Музей Изящных Искусств в Москве, на созидание которого уходят у меня и думы, и силы, и время, будет года через два доведен до благополучного конца. Не откажите, Ваше Превосходительство, в милости быть истолкователем моих наилучших чувств в отношении Владимирской ученой архивной комиссии и вместе с нею примите мою глубокую благодарность за сообщение мне великолепных томов ее изданий.
Считаю нелишним прибавить, что высокое достоинство этих Трудов обуславливает первенствующее место Владимирской Комиссии среди остальных однородных учреждений во всей России.
Примите уверения в моем истинном уважении и преданности.
Иван Цветаев».
Весь текст письма напечатан на машинке на специальном директорском бланке. В ту пору Иван Владимирович был директором Румянцевского музея в Москве. И только подпись «Иван Цветаев» сделана черными чернилами. Его автограф. Он довольно разборчиво написан, хорошо читается. И рассказать о самом автографе больше нечего.
Третье письмо И.В. Цветаева в комиссию было написано 31 марта 1905 года. В нем профессор, по его выражению, «спешил принести признательность ученому Обществу родного Владимира» за шестую книгу Трудов комиссии, которую он получил.
Приветственные письма, полученные Владимирсной Семинарией по случаю ее 150-летнего юбилея: «13. От заслуженного ординарного профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева. «Принося почтительнейшую признательность Начальству дорогой мне Семинарии за почетное приглашение принять личное участие в юбилейных празднествах, назначенных на 29 и 30 сего января, я, к глубокому сожалению, не имея возможности прибыть на них, имею честь покорнейше просить Правление Семинарии вписать меня в число пожизненных членов Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Семинарии и известить меня, какую сумму, раз на всегда, я должен для того выслать. По получении сего, я вышлю оную немедленно». С чувством глубокой признательности и высокого уважения к almne matri — питомец 1862 — 66 гг. Ив. Цветаев. 14. От ординарного профессора Императорского Варшавского университета, доктора русской истории Дмитрия Владимировича Цветаева. «Обязанности службы и дальность расстояния не дозволяют мне прибыть на юбилейное торжество Семинарии; но к дружным приветственным голосам сердечно присоединяю свой искренний привет и всякие добрые пожелания и воспитанникам и наставникам ее. Из прежних питомцев невольно, как живая, восстает теперь в моем сознании могучая личность, ценимая всей образованной Россией. Если Царско-Сельский Лицей, возбуждавший воображение и чувство, по справедливости прославляется своим бывшим воспитанником, великим Пушкиным, то наша Владимирская Духовная Семинария, дисциплинирующая и укрепляющая ум и волю, с бесспорным правом должна гордиться Сперанским. Из моих бывших наставников живо воспоминаются мне ныне Матвей Иванович Жудро, как преподаватель словесности, Александр Ильич Сервицкий, как, преподаватель философии, Павел Алексеевич Белояров и ректор о. архимандрит, впоследствии епископ Павел, как преподаватели церковно-исторических и богословских наук; с благодарностью вспоминаются и другие наставники, почти все уже отошедшие в иной мир. Вечная память усопшим, честь и слава живым!
16. От братьев Цветаевых. «Рассеянные судьбой по разным местам нашего отечества мы, ниже поименованные братья, питомцы Владимирской Духовной Семинарии, соединяемся ныне сердцем и помыслами в сыновнем привете дорогой матери кормилице нашего духовного образования. С глубокою признательностью вспоминая давно почивших наставников наших, радостно приветствуя ныне родную нам Владимирскую Семинарию, в лице ее Начальства, преподавателей и питомцев, с великой годовщиной ее продолжительного служения отечественному просвещению и сыновне желая ей дальнейшей счастливой деятельности на пользу и славу Владимирского края, мы почтительнейше просим Ваше Высокопреподобие вписать нас в число пожизненных членов общества вспомоществования недостаточным питомцам Владимирской Духовной Семинарии».
Студент Владимирской Духовной Семинарии, священник погоста Талиц Шуйского уезда Петр Владимирович Цветаев (выпуска 1866 г.), заслуженный ординарный профессор Императорского Московского университета, доктор римской словесности Иван Цветаев (питомец 1862 — 66 гг.), инспектор Московской 2-й женской гимназии, кандидат С.-Петербургского университета Федор Цветаев (питомец 1866 — 1870 гг.), студент Владимирской Духовной Семинарии, ординарный профессор Императорского Варшавского университета, магистр богословия и доктор Русской истории Дмитрий Цветаев (выпуска 1872 г.)» (см. 150—летний юбилей Владимирской Семинарии (29-31 января 1900)).
И.В. Цветаев был избран действительным членом Петербургской Академии художеств (1903), членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (1904), почетным членом Болонского университета (1888).
Умер Иван Владимирович Цветаев 12 сентября (30 августа) 1913 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В середине 1980-х годов в Талицах образовалась инициативная группа по созданию цветаевского музея, в которую вошли учителя местной школы, краеведы, ученые и исследователи Ивановского государственного университета, например профессор П.В. Куприяновский, литераторы, журналисты, в том числе земляк Цветаевых, поэт М.А. Дудин. В 1987 году Ивановский облисполком принял постановление об установке на приходском доме мемориальной доски И.В. Цветаеву, а в следующем году решением Ивановского районного суда дом был изъят у прежних владельцев (с возвращением стоимости). Прежие хозяева не изменяли планировку дома: как и в цветаевские времена здесь оставались те же четыре комнаты, мансардный этаж с балконами, а также обширный хозяйственный двор. Однако дом был полностью перебран и приспособлен для нужд музея. При реставрации удалось сохранить 78 процентов старого «документального» дерева. Одновременно со строительством шла работа по сбору экспозиционного материала. Основная часть цветаевской мемориальной коллекции сохранилась у старшей дочери И.В. Цветаева Валерии. После ее смерти коллекция оказалась у Евгении Михайловны Цветаевой, вдовы Андрея, сына И.В. Цветаева от первого брака. Она и передала коллекцию музею. Другая часть, включающая предметы быта и религиозного смысла, например, оклады икон, сохранившиеся в старом доме, была приобретена у семьи Смирновых вместе с домом. Коллекция насчитывает свыше десяти тысяч единиц хранения. Среди мемориальных экспонатов — часы, купленные Иваном Владимировичем на первую зарплату магистра и прослужившие ему всю жизнь; личная печать для деловых бумаг и писем; футляр, в котором И.В. Цветаев носил мелкую разменную монету; знаменитое пенсне и чехол к нему и многие другие вещи. Хранятся в музее и предметы, привезенные Иваном Владимировичем с раскопок Помпеи, мебель из дома в Трехпрудном переулке. Фонд документов включает издания с автографами ученого, фотографии, книги Цветаевых. Автографы ученого, оставленные им на книгах и адресованные дорогим ему людям, а также документы, связанные с родными местами, — это малоисследованные материалы, рассказывающие о жизни И.В. Цветаева. Был он человеком, что называется, пишущим, им оставлены тысячи писем, сотни научных статей, десятки книг; вел он и дневниковые записи. Надписи на книгах — особая страница его творческого наследия. Например, на книге «Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг.» (Москва, издание книгопродавца А.Л. Васильева, 1883) обнаруживаем такую: «Его Сиятельству Графу Алексею Сергеевичу Уварову в знак глубокого уважения // автор». 37-летний будущий основатель Музея изящных искусств преподнес ее учредителю Исторического музея за год до его кончины. Книга «Путешествие по Италии» занимает особое место в литературном наследии И.В. Цветаева. Путешествующий по Европе русский человек, пытающийся проникнуть в тайны древности, щедро делится приобретенными знаниями с соотечественниками и своими размышлениями побуждает читателя задумываться над судьбой России. Античность представлена в книге как непреходящее, длящееся в истории явление.
Ново-Талицы. Музей семьи Цветаевых, открытый 18 мая 1995 года.
Перед домом-музеем стоит памятник И.В. Цветаеву, созданный скульптором Николаем Ивановым.
Ново-Талицы. Памятник И.В. Цветаеву перед Музеем семьи Цветаевых. Скульптор Николай Иванов.
На территории музея, посажены деревья по случаю знаковых событий, например, в честь 150-летия переезда Цветаевых в Талицы, 160-летия со дня рождения И.В. Цветаева. Саженцы привезены потомками семьи Цветаевых из Тарусы, Коктебеля, Болшева, Елабуги, Ясной Поляны и родины Константина Бальмонта, усадьбы Гумнищи, также находившейся в Шуйском уезде Ивановской губернии.
С владимирской землей связаны и судьбы детей И.В. Цветаева. Его младшая дочь, писательница Анастасия Ивановна Цветаева (1894-1993) в 1915-1917 гг. проживала в городе Александрове Владимирской губернии. В 1916–1917 гг. у нее гостила ее старшая сестра, русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева (1892–1941). Именно тогда, в Александровское лето, в гости к М.И. Цветаевой приезжал Осип Мандельштам. Этому событию посвящено его стихотворение «Не веря воскресенья чуду…», где есть такие строки:
«Мне от владимирских просторов
Так не хотелося на юг,
Но в этой темной, деревянной
И юродивой слободе
С такой монашкою туманной
Остаться - значит быть беде»…
В доме учителя математики А.А. Лебедева, где когда-то жили сестры Цветаевы, проводя лето в городе Александрове Владимирской губернии, в 1990 г. был открыт литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых.
Дом Лебедевых. Музей Марины и Анастасии Цветаевых.
Проект «Имя. Символ 33», Цветаев Иван Владимирович
Источники: Власкина Ю. Иван Цветаев [Электронный ресурс] / Юлия Власкина // Артхив : [сайт]. – URL: https://artchive.ru/artworkers/647~Ivan_Tsvetaev (03.04.2018). Цветаев Иван Владимирович (1847-1913), филолог, искусствовед, основатель музея изящных искусств в Москве // Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2017 год. – Владимир, 2016. Б.Д. Гиляревский. «Призыв» 31 июля 1982 г.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии Владимирская губерния.