Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых
Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Адрес: Владимирская область, г. Александров, ул. Военная, д. 2 (офис, Зал под сводами, «фабрика Барановых») Цветаевский домик - г. Александров, Военный пер., д. 5; Дом Лебедевых - г. Александров, Военный пер., д. 6;
Зал камерной музыки (выставочный зал) - г. Александров, ул. Институтская, д. 6, корп. 2;
филиал «Дом-музей Алексея Мусатова»: Александровский р-н, Каринское сельское поселение, дер. Лизуново.
Дата основания: 1991 г.
Директор музея: Л.К. Готгельф.
Дом Лебедевых. Музей Марины и Анастасии Цветаевых.
В 50-х годах XIX столетия в село Талицы Шуйского уезда Владимирской губернии был прислан священник Владимир Васильевич Цветаев. «... Для прихода погоста Талиц, пришедшего в крайнее расстройство по делам веры, потребен Пастырь образованный, благоразумный, деятельный и безукоризненный в нравственности» - говорилось в указе Шуйского духовного правления. В этом селе настоятель поселился в приходском доме с женой, Екатериной Васильевной, и четырьмя сыновьями: Петром, Иваном, Федором и Дмитрием: «У первой бабки - четыре сына, Четыре сына - одна лучина, Кожух овчинный, мешок пеньки, - Четыре сына - да две руки! Как ни навалишь им чашку - чисто! Чай, не барчата! - Семинаристы...» Первоначальное обучение сыновья прошли в Шуйском духовном училище, а потом все закончили Владимирскую духовную семинарию. Однако только один из братьев, Пётр, стал священником в Талицах, заняв место отца, умершего в 1884 году. Как и отец, он преподает в земской школе, создает в приходе хор мальчиков, сам обучает их церковному пению. Этот хор мальчиков был замечен самим императором на открытии Нижегородской ярмарки. По инициативе Петра Владимировича в 1895 году в Талицах открывается церковно-приходская женская школа. Иван, Дмитрий и Фёдор получили университетское образование. Фёдор Владимирович преподавал в гимназиях Шуи, Орла, был инспектором Московского учебного округа. Дмитрий Владимирович стал профессором Варшавского, потом Московского университетов, доктором русской истории. После революции 1917 года был одним из создателей и первым управляющим Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) в Москве.
Марина и И.В. Цветаев, 1905 г. Из фондов Культурного центра Дом-музей Марины Цветаевой г. Москва
С владимирской землей связаны судьбы детей Ивана Владимировича Цветаева. Его младшая дочь, писательница Анастасия Ивановна Цветаева (1894-1993) в 1915-1917 гг. проживала в городе Александрове Владимирской губернии. В город Александров в начале Первой мировой войны на строительство военного завода был направлен инженер-химик Маврикий Александрович Минц, второй муж Анастасии Ивановны Цветаевой. Осенью 1915 года Маврикий Минц, Анастасия Цветаева и её трехлетний сын Андрюша живут в находившемся на Базарной площади доме трактирщика Ефима Никифоровича Иванова. Об этом Анастасия Цветаева пишет: «...кирпичный новый четырехэтажный дом Ивановых, где на четвертом этаже мы сняли три комнаты - справа по коридору Маврикий, слева напротив - я и рядом с моей - Андрюшина с няней».
Затем Маврикий Александрович снял для своей семьи уютный домик на тихой Староконюшенной улице. Он принадлежал потомственному почётному гражданину, учителю математики Алексею Андреевичу Лебедеву. Анастасия Ивановна Цветаева в своих воспоминаниях так описывает это событие: «...мы переезжаем в отдельный домик - на Миллионную улицу, он стоит в конце Староконюшенной, его сдают старички Лебедевы, бывшие учитель и учительница, там перед домом - лужайка... Покинуть кирпичный дом трактирщика, оказаться в особнячке. в природе!».
Сестры Цветаевы с детьми, С.Я. Эфрон, М.А. Минц (стоит справа) г. Александров 1916 г.
Здесь прошло лето 1916 года - «александровское лето Марины Цветаевой», по определению ведущего российского цветаеведа Анны Саакянц, так можно назвать дни с 22 июня по 8 июля, когда Цветаева написала пятнадцать стихотворений; из них двенадцать были обращены к Ахматовой.
Колмогорцева И.К. «М. Цветаева и О. Мандельштам в Александрове» (лето, 1916). 1993 г. Бумага, офорт; из собрания ГМИИ РТ
Именно тогда, в «Александровское лето» в июне, в гости к М.И. Цветаевой приезжал Осип Мандельштам. Она водила его по городу, были они и на её любимом месте - старинном городском кладбище. Об этих прогулках Мандельштам говорит в стихотворении «Не веря воскресенья чуду», посвящённом Цветаевой:
«...От монастырских косогоров Широкий убегает луг. Мне от владимирских просторов Так не хотелося на юг, Но в этой темной, деревянной И юродивой слободе С такой монашкою туманной Остаться - значит быть беде...» Стихотворение послужило Цветаевой поводом к созданию в 1931 году в Париже очерка «История одного посвящения», в котором она подробно рассказывает о своём пребывании в Александрове и встрече с Мандельштамом. «Город Александров Владимирской губернии, - пишет М. Цветаева в очерке - он же Александровская Слобода, где Грозный убил сына... Красные овраги, зеленые косогоры, с красными на них телятами. Городок в черемухе, в плетнях, в шинелях. Шестнадцатый год. Народ идет на войну... Домок на закраине, лицом крыльцом в овраг. Домок деревянный, бабь-ягинский. Зимой - сплошная печь (с ухватами, с шестками!), летом - сплошная дичь: зелени, прущей в окна. Балкон (так напоминающий плетень!), на балконе на розовой скатерти - скатёрке - огромное блюдо клубники и тетрадь, локти - мои...». Время, проведенное в Александрове, стало для Марины Цветаевой и ее семьи счастливым временем - духовного и творческого подъема. Пожалуй, это были последние безоблачные дни жизни поэтессы. «Дайте мне быть счастливой! Вы увидите, как я это умею», - скажет Марина Цветаева много лет спустя.
Цветаевские праздники поэзии (сейчас Цветаевские фестивали поэзии) проводятся в городе Александрове с 1982 года. В 1988 году был образован общественный Фонд музея Марины Цветаевой. Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в городе Александрове на территории бывшей городской усадьбы учителя математики А.А. Лебедева был основан общественным Фондом в июне 1991 года.
Он был первым из цветаевских музеев, появившихся в России. В том же 1991 году музей был передан Фондом в управление администрации города Александрова и стал муниципальным музеем. Над первой экспозицией музея работал заслуженный художник России Авет Александрович Тавризов - создатель разнообразных по профилю экспозиций - литературных, мемориальных, художественных, в России и за рубежом. Его художественные проекты носят авторский характер, где основная идея заключается в том, что музей - произведение искусства, как картина или книга, а посетитель - участник художественного процесса со всеми его составляющими и финальным катарсисом. Достигнуть этого можно художественными средствами - с помощью образа, основанного на философско-эстетической концепции.
Художнику очень близка тема русской литературы Серебряного века. Именно Авет Александрович является разработчиком и реализатором художественной концепции музея Серебряного века, одного из самых ярких литературных музеем Москвы.
Комплекс рассматриваемой экспозиции музея-метафоры посвящен Анастасии Цветаевой. Одну из стен маленькой комнаты художник полностью закрыл зеркалом, тем самым раздвинув пространство, придав ему иллюзорность и таинственность. В комнате все белое: белые стены, потолок, цветочные горшки на подоконниках, искусственные растения в них. К стене-зеркалу приставлена половина 8-гранной стеклянной призмы, в ней - также придвинутые вплотную к зеркальной поверхности половина круглого стола на половине подиума, на столе - половина вазы с половиной букета искусственных цветов; отражение в зеркале возвращает этим объектам их цельность. У стола - белый стул; весь подиум покрыт белыми цветами. В данном музейно-образном антураже раскрываются подлинные мемориальные вещи: яркая шаль, брошенная на спинку стула, маленькая икона и другие предметы - свидетели жизни Анастасии Цветаевой.
Принцип музея — экскурсия для каждого посетителя. Этот музей по задумке его устроителей является музеем-метафорой, то есть средствами музея воспроизводит атмосферу того времени, в котором жили Цветаевы. Экспозиция охватывает 1915—1917 годы — время, когда Анастасия и Марина Цветаевы жили в Александрове. Фонды музея в настоящее время составляют около двадцати шести тысяч единиц хранения и имеют в своем составе коллекции материалов выдающихся деятелей культуры, творчество которых непосредственно связано с Александровским краем. Это Марина и Анастасия Цветаевы, Осип Мандельштам, Ариадна Эфрон, Аделаида и Евгения Герцык, граф Дмитрий Хвостов, Елпатьевский Сергей Яковлевич (1854—1933), Александр Солженицын, Марченко Анатолий Тихонович, доктор Сергей Маслеников, венгерской писатель XX века Йожеф Лендел, Лев Лагорио, венгерский художник Виктор Тоот, швейцарская гражданка Эльза Рутгерс и многие другие. Среди фондовых собраний выделяются уникальные предметы музея: записка М.И. Цветаевой, адресованная Лебедевым (обнаружена Л. Готгельфом при разборе семейного архива Лебедевых); книга Das verlorene Paradies, das wiedergewonnene Paradies von John Milton (Дж. Мильтон «Потерянный рай. Обретенный рай», книга принадлежала матери Цветаевой); рояль фирмы «PLEYEL», принадлежавший А.И. Цветаевой (подарен музею О.А. Трухачевой, внучкой А.И. Цветаевой); Amor (рукопись приобретена у О.А. Трухачевой, внучки А.И. Цветаевой); Коктебельский пейзаж (графическая работа приобретена у А.А. Саакянц, литературоведа, исследователя творчества М.И. Цветаевой); Скрипка (датирована - конец XVIII века. Принадлежала С.А. Коршункову) и пр.
Выставочные проекты: - "Время Марины Цветаевой" - г. Шумен, Болгария, март 1994 г. - "Литовцы в России. Судьбы семьи Герцык" - г. Вильнюс, Литва, март 1999 г. - "Двойные узы. Йожеф Вендел и Виктор Тоот в России и Венгрии" - г. Александров, июнь-июль 1999 г.; г. Москва, ноябрь 1999 г.; г. Будапешт, Венгрия, октябрь 2000 г. - Передвижная выставка "Тайны старого города" - г. Александров, август 2001 г.; г. Будапешт, Венгрия, сентябрь 2001 г.
Основные экскурсии: Александровское лето Марины Цветаевой История появления в Александрове семьи Цветаевых, рассказ о плодотворнейшем в творческом отношении периоде жизни Марины Цветаевой, о приезде в Александров Осипа Мандельштама, о взаимоотношениях двух великих поэтов. Анастасия Цветаева - последний писатель Серебряного века Младшая сестра Марины Цветаевой - сама по себе личность уникальная, со смертью которой в 1993 г. закрылась последняя страница Серебряного века в России. В музее существует огромный фонд А. Цветаевой - ее вещи. фотографии, документы, рукописи, произведения искусства, ей посвященные. Аделаида и Евгения Герцык - друзья Цветаевых, уроженцы Александрова Поэтесса Аделаида Герцык и писательница Евгения Герцык - подруги сестер Цветаевых. Они родились и провели свое детство в Александрове, где из отец руководил постройкой железной дороги. Рассках об их творчестве иллюстрируется многочисленными экспонатами музея.
Несколько лет назад можно было посетить еще один дом Лебедевых, где жили Цветаевы, или цветаевский домик (г. Александров, Военный пер., д. 5). В нем тоже располагалась музейная экспозиция. Она была посвящена александровскому периоду жизни сестер Цветаевых, творчеству поэтессы М.И. Цветаевой и ее младшей сестры – писательницы А.И. Цветаевой. Сейчас цветаевский домик закрыт, т. к. он находится в аварийном состоянии.
Цветаевский домик
При музее открыт Зал камерной музыки (выставочный зал), в котором ежегодно проходят фестивали, концерты и выставки.
Зал камерной музыки цветаевского музея.
Городской Александровский муниципальный театр драмы был учрежден администрацией города Александрова при поддержке Е. Паниной - Общественная организация "Российское земское движение" 9 июля 1993 г. г. Александров, ул. Институтскаая, д. 6/2.
Основные экспозиции Александровского литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых размещаются в двух находящихся неподалеку друг от друга зданиях: - в отреставрированном доме Лебедевых, входящем в состав усадьбы Лебедевых (г. Александров, Военный пер., д. 6); - в части производственного корпуса усадьбы Барановых (г. Александров, ул. Военная, д. 2).
Дом Лебедевых
Одна из основных экспозиций музея Марины и Анастасии Цветаевых находится в доме Лебедевых (расположенном по соседству с цветаевским домиком). Александровский музей сестер Цветаевых представляет собой музей-метафору, где сделана попытка средствами музейного искусства воссоздать атмосферу, окружавшую александровцев в начале ХХ века, быт горожан, а также познакомить с «Александровским летом Марины Цветаевой», местными жителями, общавшимися с Цветаевыми во время их пребывания в Александрове. Первая часть экспозиции дома Лебедевых позволяет получить представление об облике Александрова начала ХХ века и образе жизни горожан. Причем, это знакомство осуществляется путем «прогулки по улицам города с заглядыванием в окна александровских домов». Как тут не вспомнить стихотворные строки М.И. Цветаевой:
Вот опять окно, Где опять не спят. Может – пьют вино, Может – так сидят. Или просто – рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое.
Так, в одном из «окон» мы видим, как проводит время семья богатых александровских железнодорожников Мацкевичей (молодые люди ухаживают за единственной в их обществе девушкой). За другим «окном» «коротает вечер» семейная пара. Во время «прогулки по улицам Александрова» перед нами предстают цветаевский домик, трактир Е.И. Иванова (располагавшийся рядом с Торговыми рядами, не сохранился), Боголюбская церковь на городском кладбище и т. д.
Вторая часть экспозиции посвящена «Александровскому лету Марины Цветаевой» и александровцам, с которыми общались Цветаевы. Попасть туда можно, воспользовавшись мостиком, переброшенным через «речку жизни».
Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать – куда Вам путь И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля, И Вы – на палубе… Вы – в дыме поезда… Поля В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе, Над ними – вороны… – Благословляю Вас на все Четыре стороны!
Здесь особого внимания заслуживает огромная фотография, на которой запечатлены сестры Марина и Анастасия Цветаевы, их мужья Сергей Эфрон и Маврикий Минц, а также дети Ариадна и Андрей. Это полный состав семей Марины и Анастасии Цветаевых. Именно в Александрове в 1916 году состоялась последняя встреча всех членов семьи сестер Цветаевых, во время которой они сфотографировались (в 1917 году скоропостижно умрет М.А. Минц).
Выставка «Александров – столица 101 километра»
Корпус Барановых
В ХVI–ХVII вв. на этом месте располагались царские конюшни (долгое время об их существовании напоминало название улицы – Староконюшенная). Позднее вместо упомянутых царских конюшен в другой части Александровской слободы был построен Конный завод (который функционировал до 1817 года). До настоящего времени сохранилось одно из зданий конного завода (г. Александров, ул. Революции, д. 45). Музейная экспозиция Выставка «Александров – столица 101 километра» располагается в двух перекрытых лотковыми сводами залах-палатах здания бывшего мануфактурного корпуса усадьбы александровских промышленников XIX века – Барановых. В середине XIX в. красильная фабрика Барановых была одной из крупнейших в России. В 1878 г. на Всемирной Парижской выставке мануфактура Баранова удостоилась серебряной медали за высококачественные хлопчатобумажные ткани. Данная экспозиция была создана на грантовые средства. Первый грант от Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), который получил музей, был потрачен на создание базы данных о людях, живших на 101-ом километре. Выяснилось, что среди них было много выдающихся личностей - писателей, художников, композиторов, политиков, деятелей иностранной культуры из Венгрии, Польши, Германии, Швейцарии. Второй грант музей получил от президента РФ В.В. Путина уже на создание экспозиции «Александров - столица 101-го км». Экспозиция посвящена трагедии многих людей - ученых, представителей творческой интеллигенции, и обычных рабочих и крестьян. Это рассказ о судьбах более 80 человек. В их числе А.И. Цветаева и её сын Андрей Трухачёв, Ариадна Эфрон - дочь М.И. Цветаевой, доктор С.Н. Маслеников и многие другие. И эта тема для музея не случайна, директор музея отмечает, что «с конца 20-х и до середины 60-х годов прошлого века город Александров и его жители предоставляли кров, работу, средства к существованию не одной сотне людей, которые были лишены одного из главных конституционных прав - права на свободу места жительства. Люди, у которых семьи оставались в Москве, искали для проживания места, максимально приближенные к столице. При этом учитывался и печально знаменитый „минус", то есть минус 100 км от Москвы».
В отличие от экспозиции «Александровское лето Марины Цветаевой» посетители попадают в необычный интерьер - помещение, из окон которого они выглядывают на городские улицы Александрова периода «101 километра». Данный прием «экспозиция в окне» позволяет, как бы, взглянуть в иное пространство и время, изнутри понять повседневную жизнь горожан. Удачно вписаны в музейное пространство работы бывших узников ГУЛага коллекция работ скульптора Анатолия Григорьева и лагерные картины выдающегося художника Александра Колоскова. Дизайнерская находка - символические пятиконечные звезды, установленные в центре малого зала и служащие витринами.
Валентина Григорьевна Иевлева-Павленко
Одними из запоминающихся экспонатов являются – книжки писательницы и актрисы Валентины Иевлевой-Павленко «Непричесанная жизнь» и удивительная, сделанная заключенными икона Николая Чудотворца, привезенная в «александровскую ссылку» актрисой с объекта 501503 - заброшенной ныне железной дороги Салехард-Игарка. Валентина Григорьевна Иевлева-Павленко - прямой потомок адмирала времен Петра I Сильвестра Петровича Иевлева, строившего в 1702 году верфь в Соломбале. Он явился одним из главных героев романа Ю. Германа «Россия молодая». Во время войны Валентина жила в Архангельске, где часто базировались иностранные морские конвои. В 1945 году она родила дочь Беллу, отцом который был американский офицер. А это в те времена означало, что она является агентом американской разведки. Валентина Григорьевна была осуждена за антисоветскую агитацию и получила срок шесть лет лагерей. Её жизнью стал - лагерь, строительство железной ветки, шедшей в никуда, участие в лагерной художественной самодеятельности. Освобождение в 1952 году, затем замужество за солагерником. В своих воспоминаниях Валентина Григорьевна пишет: «...Только приехала на Ярославский вокзал - меня встречает Геннадий со своей сестрой Алей. Едем к нему в Подлипки. Вхожу в дом, большая семья за столом. Празднично накрыт стол. Не успела я сесть за стол, входит милиция, у меня проверяют документы, забирают в милицию. Испуганные Геннадий и его мать идут со мной. Мне дают 24 часа выехать на 101-й километр. Геннадий и его мать едут со мной. В Струнино». Так Валентина Григорьевна оказалась в 1953 году на 101-ом километре, в Струнино. В 1959 году была полностью реабилитирована.
Экспозиция «Александров - столица 101 километра», наряду с отбывшими наказание вынужденными переселенцами, также знакомит с замечательным местным жителем - доктором Сергеем Никитичем Маслениковым. В экспозиционном комплексе представлены его фотографии, некоторые личные вещи. Инсталляция, в основной действующей экспозиции музея, сделана также из фотографий доктора.
С.Н. Маслеников занимал должность главного санэпидемиолога, работал терапевтом - принимал пациентов в поликлинике и на дому. В 1958 году он получил авторское свидетельство на свое изобретение. В описании говорится о «симптоматическом средстве, облегчающем состояние раковых больных, на основе гриба чаги». По переписке Сергей Никитич спас в числе прочих и только что освободившегося из лагеря А.И. Солженицына, жившего в казахстанской ссылке, о чем тот рассказал в романе «Раковый корпус». При этом все имена в романе вымышленные, подлинно только имя «доктора Масленникова»: «...Про доктора Масленникова тот прежний больной рассказал мне, что это старый земский врач Александровского уезда, под Москвой. Что он десятки лет, так раньше это было принято, лечил в одной и той же больнице. И вот заметил, что, хотя в медицинской литературе все больше пишут о раке, у него среди больных крестьян рака не бывает. Отчего 6 это? <...> Стал он исследовать... И обнаружил такую вещь: что, экономя деньги на чай, мужики во всей этой местности заваривали не чай, а чагу, иначе называется березовый гриб... Так вот Сергею Никитичу Масленникову и пришло в голову: не этой ли самой чагой русские мужики уже несколько веков лечатся от рака, сами того не зная? <...>».
Доктор С.Н. Маслеников Доктор С.И. Маслеников. Фото из экспозиции «Александров - столица 101 километра»
Логическим продолжение экспозиции является «Цветаевский сад». Данная концепция позволяет вовлечь в музейное пространство культурно-природный ландшафт, который объемно раскрывает тематику утраченного прошлого «поэтически-духовного мира» интеллигенции прошлых столетий.
Тема сада, деревьев, растений, их жизни, отношения человека к деревьям и растений к человеку - одна из ведущих в творчестве Марины Цветаевой. Огромная любовь к растительному миру, саду присуща и Анастасии Цветаевой. Она счастлива, что возле дома в Александрове есть сад и считает его буквально частью жилища. Для Цветаевых сад - важная составляющая жизненного пространства. Первоначально тема сада была представлена в выставочных проектах музея. Первая выставка была продемонстрирована широкой публике в 1994 году в Болгарии. Эта площадка также использовалась для экспонирования выставки «Александровское лето Марины Цветаевой» в 2002 г. в Праге, а затем с 22 октября по 2 ноября 2002 г. в Братиславе. Данный экспозиционный проект реконструировал повседневную жизнь провинции с конца XIX и почти до 60-х годов XX века. В данном случае был представлен образ сада (парка), вокруг которого концентрировалась развлекательная культура города. Это было излюбленное место встречи горожан. Здесь мужчины обсуждали политические проблемы, женщины сплетничали, играл духовой оркестр, была танцплощадка. При финансовом содействии Института Открытое Общество - Фонд Сороса были разработаны сотрудниками музея, местным художником Паниным А.И. и музейным дизайнером А. Тавризовым, концепция и дизайн площадки. Практическая реализация выставочного проекта заключалась в следующем: было решено на площади в 100 кв. м. в закрытом помещении выставлять декорацию из гофрокартона, изображающую уголок старого парка. Была беседка, увитая лианами, деревья, птички, бабочки. Все это монтировалось в течение 24 часов. Декорации можно было вывезти в любую точку земного шара. А внутри этой площадки размещалась любая выставка - художественная, литературная, фото и т.д. Директор музея заметил, что «например, в Польше хозяин сувенирного магазинчика, увидев наш парк, предложил свои садовые скамейки. Они удивительно вписались в ансамбль. В Чехии рядом с нашей выставкой располагался духовой оркестр, мы сделали раковину для них, и в нашем картонном парке играла живая музыка. Люди во всем мире понимают эту мысль, поддерживают ее и начинают обыгрывать». Из выставки идея выросла в проект «Мемориального сада сестер Цветаевых» под открытым небом. Открытие сада стало возможным благодаря победе музея в 2008 году в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК)».
Торжественное открытие мемориального сала состоялось в июне 2009 года в рамках XXVIII Цветаевского фестиваля поэзии. На презентацию сада приехала внучка Анастасии Цветаевой - Ольга Трухачева. По словам куратора проекта, директора музея, Льва Готгельфа: «Главное свойство сада - многослойность, многогранность, множественность образов, мощь ассоциативных связей. В пространстве сада появится беседка, в которой Цветаева любила писать стихи. В убранстве - элементы стиля модерн (сад как метафора времени). Породы деревьев - из цветаевской поэзии: рябина, бузина, жимолость, - воплощение России». Проект был разработан молодым ландшафтным архитектором Вячеславом Льяновым. Сад представляет собой двухуровневую площадку - две террасы, соединенные лестницей и пандусом, альпийские горки, водоем. Верхняя терраса - это пространство для проведения музейных мероприятий. В выходные дни там будет играть духовой оркестр, устраиваться концерты, демонстрироваться фильмы. Нижняя терраса - рекреационная зона. Здесь устроены уютные уголки для отдыха с водоемами. Террасы соединены между собой лестницей и пандусом для детских и инвалидных колясок. Сад стал многофункциональным объектом. Прогулка по нему входит как составная часть в экскурсию. Экспозиционному пространству музея сад придает полноту и завершенность в раскрытии поэтического образа и духовно-нравственного облика интеллигенции прошлых столетий. Кроме того сад - удобная площадка для проведения разнообразных музейных мероприятий. Таким образом, сад станет важной частью экспозиционно-выставочного и культурно-развлекательного пространства музея. Отметим, что музей отличается не только активной инновационной деятельностью в рамках развития и создания постоянных экспозиций, но и представления новых выставочных проектов. Выставки Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых широко известны не только во Владимирском регионе, они получили общественное признание в Москве и других городах России, а также во многих зарубежных странах. Крупнейшими выставочными проектами музея являются: «Время Марины Цветаевой» - (г. Шумен, Болгария, март 1994 г.); «Литовцы в России. Судьбы семьи Герцык» (г. Вильнюс, Литва, март 1999 г.); «Двойные узы. Йожеф Лендел и Виктор Тоот в России и Венгрии» (г. Александров, июнь-июль 1999 г.; г. Москва, ноябрь 1999 г.; г. Будапешт, Венгрия, октябрь 2000 г.); передвижная выставка «Тайны старого города» (г. Александров, август 2001 г., г. Будапешт. Венгрия, сентябрь 2001 г.). В 2012 году музей представил в Москве две выставки, одна из которых «Земский доктор Маслеников и А.И. Солженицын». Здесь экспонировались фотоснимки и фотоаппаратуpa начала XX в., старинный медицинский инструментарий, охотничье снаряжение, собственноручно переплетенные книги, тетради Сергея Никитича с записями результатов лечения, письма от больных, садовые и столярные инструменты, переплетный станок, материалы, связанные с посещением А.И. Солженицыным после возвращения на Родину могилы героини его великого рассказа «Матренин двор».
Культурно-образовательная деятельность
В культурно-образовательной деятельности Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых выделяются как традиционные формы работы с аудиторией - экскурсии и лекции, так и новационные комплексные мероприятия. Так, по данным отчета за 2012 год, в этот год было проведено более двухсот экскурсий по предварительным заявкам, а также музей посетили многочисленные индивидуальные зрители. Всего было принято посетителей за год 9127 человек. Активно развиваются и внедряются в деятельность музея новационные комплексные формы работы с аудиторией. Именно они позволяют раскрыть более объемно тематику музея, выразив это в музыкальных, поэтических, театральных образах. Сейчас музей является куратором и организатором грех широко известных фестивалей: старейшего и крупнейшего в России поэтического фестиваля - Цветаевского фестиваля поэзии, Международного фестиваля камерной музыки имени Сергея Коршункова и фестиваля «Александровские сезоны Большого театра».
Ежегодный (последняя неделя июня) Цветаевский фестиваль поэзии, учреждённый в 1982 г., является старейшим и крупнейшим поэтическим фестивалем в России. С самого начала фестиваль позиционировал себя как «антисекретарский»: для участия в нём приглашались в первую очередь не функционеры Союза писателей, а поэты и прозаики, чьё творчество было любезно широкому читателю. Это обстоятельство, так же как и то, что с самого первого фестиваля залы были переполнены публикой, приезжавшей со всех концов СССР (во время второго фестиваля самый большой зал города был забит до отказа и пришлось выводить трансляцию в его коридоры и на улицу), и что после окончания организованной части фестиваля публика перемещалась на площадку возле «цветаевского домика», где был установлен немыслимый в советское время свободный микрофон, крайне перепугало областное коммунистическое начальство. Была предпринята, сорванная началом перестройки, попытка запретить фестиваль. С 2011 года Цветаевский фестиваль стал проходить под эгидой Администрации г. Александров Владимирской области. Литературно-художественного музея и Союза писателей XXI века. Программа этого мероприятия обширна - творческие вечера поэтов и композиторов, моноспектакли, концерты камерной музыки, устраиваются выставки, презентации и многие другие события. Каждый год фестиваль имеет особую атмосферу и изюминку. Открывается фестиваль по сложившейся за много лет традиции выступлениями солистов Большого театра, которые каждый год участвуют в «Александровских сезонах». Следующие дни посвящаются выступлениям театральных артистов, которые приезжают в Александров из российских и зарубежных городов. Эти поэтическо-театральные вечера имеют камерное настроение. Здесь стихи Марины Цветаевой исполняются на разных языках и в разной интерпретации - это и моноспектакли, музыкальные зарисовки, песни под гитару. В разные годы были представлены следующие театральные постановки в рамках фестиваля: спектакль по стихам и биографии Марины Цветаевой «Голос мой крылатый» московского театра «КомедиантЪ». Сценарий и постановка - Ирины Егоровой и Алёны Чубаровой; Литературно-музыкальная композиция «Ремесло» - стихи, проза, романсы в исполнении заслуженной артистки России актрисы театра им. Ермоловой Ольги Фомичёвой; моноспектакль «Русский Париж» по произведениям М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова, Н. Лохвицкой (Тэффи) и других поэтов Серебряного века в исполнении народной артистка России Антонины Кузнецовой; спектакль «Мужчина и женщина» Владимирского областного театра им. А.В. Луначарского; спектакль: Марина Цветаева «Метель» московского театра «Без вывески»; спектакль Государственного театра киноактера «Улица Мандельштама» по произведениям О. Мандельштама и воспоминаниям Н. Мандельштам. Исполняли заслуженная артистка России Елена Муратова и заслуженный деятель искусств России Евгений Радомысленский; спектакль «Я любовь узнаю по боли...» - театральная композиция о любви в жизни Марины Цветаевой, приуроченная к 120-летию со дня рождения поэта. Моноспектакль представила Анна Гланц-Маргулис (Израиль). Традиционной частью фестиваля является - цветаевский семинар, на котором представляются доклады ведущих литераторов, литературоведов, искусствоведов, глубоко занимающихся изучением творчества Марины и Анастасии Цветаевой, а также «и других талантливых людей, имеющих отношение к городу Александрову». Неотъемлемой частью фестивальной программы являются номера артистов Большого театра - это своеобразный подарок одного фестиваля другому. Согласно регламенту в один из дней поэтического фестиваля должен состояться концерт под рубрикой «Фестиваль «Александровские сезоны Большого театра» Цветаевскому фестивалю поэзии». Перед началом концерта происходит очередное вручение премии «Признание», присуждаемой участнику фестиваля «Александровские сезоны Большого театра», сникавшему наибольшее зрительское признание в течение прошедшего сезона. Фестиваль «Александровские сезоны Большого театра» проводится с 1996 г. по договору о сотрудничестве между администрацией Большого театра и администрацией города Александров. Фестивальные мероприятия проходят, как правило, по одному разу в сезон: весна, лето, осень, зима. Весенний концерт проводится в один из дней последней недели перед международным женским днем. Летний концерт совпадает по времени с Цветаевским фестивалем. Зимний концерт должен происходить в последнюю неделю перед Новым годом. В концертной программе принимают участие солисты Государственного Большого театра: лауреаты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты РФ. Многие артисты утверждают, что после концертов в Александрове им повсюду сопутствует удача. Поэтому молодые артисты, наряду с прославленными профессионалами с удовольствием приезжают на фестиваль. Бессменной ведущей концертов, визитной карточной фестиваля является Валентина Вахрушева. Валентина Ивановна - вице-президент Фонда возрождения культуры и традиций малых городов, организованного в 2006 году. Председателем фонда является Владимир Маторин - народный артист России, солист Большого театра. Отметим, что фонд вырос из «Программы поддержки культуры малых городов России», которая по инициативе и при участии энтузиастов работала с 1996 года. В рамках этой программы прошли благотворительные концерты во многих городах России, в т.ч. Александрове, Владимире и др. В рамках программы все средства от благотворительных концертов направлялись на восстановление храмов, музеев, на детские приюты и помощь талантам. Так, в мае 2000 года Владимир Маторин дал благотворительный концерт в г. Александрове и собранные средства передал на развитие музея. В 2003 году с участием артистов Большого театра был проведен очередной благотворительный концерт, все средства от которого - более 200 тысяч рублей - были перечислены на создание обновленной экспозиции. Впоследствии за активную благотворительную деятельность Владимир Маторин, в рамках фестиваля, был удостоен звания лауреата премии «Признание».
Продолжением сохранения музыкальных традиций русской провинции является Международный фестиваль камерной музыки имени Сергея Коршункова. Его уникальность состоит в том, что это единственный в мире профессиональный международный фестиваль камерной музыки, носящий имя музыканта-любителя. Домик Сергея Коршункова располагался по соседству с тем домом, в котором жили Цветаевы. Учитель математики Сергей Коршунков организовал в своем доме любительский струнный квартет, просуществовавший около семидесяти лет. Ежедневно в его доме собирались учителя и врачи, приносили с собой скрипки, альты, виолончели и музицировали. Причем они играли на инструментах ручной работы лучших европейских и российских мастеров. На эти музыкальные вечере не раз приходили Анастасия и Марина Цветаевы, Музей Цветаевых сделал попытку, которая оказалась очень успешной, возродить прерванную некогда семейную традицию «домашнего музицирования». Для проведения музыкальных вечеров и концертов при музее в 1994 г. были открыты Зал камерной музыки и «Зал под сводами». А изюминкой этих музыкальных программ в том, что музыка исполняется на смычковых инструментах из коллекции музея, на которых в 1916 г. играли александровские музыканты. В Зале камерной музыки установлен единственный во Владимирской области рояль фирмы «С. Bechstein», а Зал под сводами - это старинные палаты с лотковым сводом. В 1995 г. был основан Международный фестиваль камерной музыки имени С.А. Коршункова. Согласно регламенту он проходит в первую полную неделю апреля. Ежегодно проводится более сорока концертов камерной музыки с участием известных российских и зарубежных музыкантов. Подбором участников занимается художественный руководитель фестиваля, народная артистка России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Александра Евгеньевна Францева. Первый концерт в рамках этого фестиваля дают молодые исполнители студенты и аспиранты Российской Академии музыки им. Гнесиных. Фестиваль имеет международный статус, в нем обязательно участвуют иностранные исполнители. Карта фестиваля обширна, здесь выступали словацкие, венгерские, немецкие, американские, польские, корейские, китайские, вьетнамские музыканты; приезжал оркестр из Азербайджана. Каждый год для фестиваля особенный, посвященный одному из самых выдающихся композиторов земного шара, например, Роберту Шуману, Йозефу Гайдну, Феликсу Мендельсону и др. Помимо музыкальных концертов в программу фестиваля ежегодно включаются различные презентации, выставки, встречи. Одна из таких выставок была посвящена жизни православного священника Андрея Сергеенко, самоотверженно служившего Богу и Отчизне, несмотря на многочисленные испытания, долгие годы жизни заграницей и ссылку в Александров (где он и завершил свой земной путь). В течение двадцати лет отец Андрей был настоятелем храма во имя святого мученика Иоанна Воина в Медоне (Meudon). Это ближний пригород Парижа, где в 20-30-е годы XX века нашла себе приют русская эмигрантская колония, насчитывавшая в ту пору около двух тысяч душ. Не удивительно, что храм стал местом, куда стекались все эмигранты. Именно здесь отец Андрей познакомился с Мариной Цветаевой, стал духовным отцом ее сына Георгия. Затем по прихоти судьбы отец Андрей в 1960 г. становится клириком Свято-Троицкого собора города Александрова (Александровской Слободы), где в 1915-1917 гг. жили сёстры Марина и Анастасия Цветаевы. Об этом он узнаёт от Ариадны Эфрон, дочери Марины Цветаевой, встретившись с ней в доме своей двоюродной сестры А.Я. Артоболевской. Поэтому организацию такой выставки музей считает не просто данью памяти, а делом чести. На презентации присутствовали и потомки священника, предоставившие для выставки часть экспонатов. Можно констатировать, что целью этого фестиваля является привлечение широкой аудитории к прекрасной музыке. Все исполнители являются первоклассными мастерами своего дела, и такая уникальная возможность услышать музыку Баха, Моцарта, Шумана, а также современных композиторов в профессиональном живом исполнении. Кроме того, мемориальная атмосфера музея позволяет окунуться в духовное прошлое российской интеллигенции.
Александровский цветаевский музей выполняет роль научно-исследовательского центра, основное направление - это изучение творческого наследия Цветаевых. Являясь единственным литературным музеем во Владимирской области, в научно-исследовательской деятельности уделяется внимание темам, раскрывающим жизнь и творчество и других выдающихся персоналий провинциальной культуры. Музеем изданы десятки книг, презентация одной из которых - первого выпуска альманаха «Александровская слобода», - состоялась в Оружейной палате Московского Кремля. По результатам исследований, выполненных сотрудниками музея, опубликованы многочисленные научные работы и рекламно-просветительские буклеты. Например, в 2004-2008 гг. вышли в свет следующие буклеты: «Цветаевы в Александрове», «Александров - столица 101 километра»; «Венгры в Александрове»; «Земский доктор Сергей Никитич Маслеников». В 2012 году директор музея Л.К. Готгельф принял участие в Волошинских чтениях в г. Коктебель (Крым) и в Герцыковской конференции (г. Судак). Ученый секретарь музея Э.Б. Калашникова участвовала в конференциях в музеях М.И. Цветаевой в г. Москве, в г. Болшево, в г. Иваново, в г. Елабуге, в г. Тарусе, в музее Якуба Ко ласа (г. Минск). Музей активно сотрудничает с «Цветаевскими музеями» России, ближнего и дальнего зарубежья. Оказывает помощь в создании новых экспозиций и выставок, посвященных творчеству Цветаевых. В январе 2013 г. в Славянском культурном центре г. Павлодара состоялось открытие музея писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой, помощь в организации экспозиции оказал и александровский музей. Из Александрова было передано в Павлодар много книг, брошюр, фотографий и небольшой фильм о музее.
"Дом-музей А.И. Мусатова"
Филиал музея Цветаевых "Дом-музей А.И. Мусатова" расположен в деревне Лизуново.
В музее деревни Лизуново воссоздан интерьер дома, в котором прошли детские и юношеские годы известного советского писателя Алексея Ивановича Мусатова (1911–1976 гг.). Здесь собраны и бережно сохраняются личные вещи писателя, его архив, прижизненные издания мусатовских книг, книги известных детских писателей, подаренные Алексею Мусатову авторами. Восстановлен интерьер столярной мастерской, в которой работал отец писателя, в том числе деревянные игрушки, изготовленные самим писателем. Новой комплексной культурно-образовательной программой музея, ориентированной на детскую аудиторию, стал Мусатовский праздник детской литературы «Стожары». В нескольких километрах от дома-музея находится знаменитый Гремячий ключ – святой источник Сергия Радонежского.
Сайт музея: http://www.museum.ru/M2359
Валерий МАШКОВЦЕВ Из книги «СЛОБОДА В СТА ЛИЦАХ, ИЛИ СЕМЬ ПИСЕМ ВНУЧКЕ» ПИСЬМО ШЕСТОЕ. ЦВЕТАЕВСКИЙ МАВР К 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой
Начало Старо-Конюшенной улицы - это не только место купеческих фабричных усадеб, но и поэтический центр Александрова, поскольку волею судеб небольшой домик через дорогу от усадьбы купцов Барановых стал на короткое время пристанищем сестер Анастасии и Марины Цветаевых. Когда мы с бабушкой Ириной только начали планировать эти письма, то были уверены, что всю историю Александрова можно написать по воспоминаниям и стихам этих знаменитых сестер. В Александрове сейчас очень часто о них говорят и пишут, но сам город остался им неинтересен. Достаточно скоротечный мимолетный эпизод жизни сестер не впечатлял по причине сложного военного времени и их внутрисемейных неурядиц. И мы ограничимся несколькими замечаниями об этом, только впоследствии оказавшемся важным для города событии, оставив все во власти существующего музея Цветаевых (ул. Военная, д. 5) и литературоведов-исследователей. Марина и Анастасия были дочерьми известного филолога и искусствоведа, основателя «Музея изящных искусств имени Александра III» (1912) Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), чей род «из села Талицы, близ города Шуи». Один только перечень его человеческих качеств, почетных званий и заслуг мог бы занять не одну страницу убористого текста. Его профиль навечно запечатлен на фасаде знаменитого клейновского здания на Волхонке. Их мать, вторая супруга И.В. Цветаева, Мария Александровна Мейн (1868-1906), любимая ученица Николая Григорьевича Рубинштейна, долгие годы была - помощницей супруга в деле создания музея. К сожалению, она рано умерла, оставив дочерей на попечении отца. Важной датой для семьи Цветаевых стал 1912 год. Обе дочери вышли замуж, а отец завершил музейный проект, начатый еще в 1899 году, но прожил после этого чуть более года. Молодые женщины остались один на один с жизненными реалиями. Замужества оказались неудачными, и к началу 1915 года с детьми на руках они продолжали творить, спрятав в себе мечты о переменах. Именно тогда и появился вдруг, случайно, поздно вечером в московской квартире, как запоздалый Дед Мороз, в гостях у двух одиноких и мечущихся женских сердец мужчина с «сочетанием ума и доброты» — Маврикий Александрович Минц (1886-1917). Появился и остался в этом семействе на два коротких и долгих года, став опорой и связующим звеном одиноких сестер со знаменитыми знакомыми, друзьями, бывшими мужьями и странными подругами. Если бы Маврикия не было, его необходимо было бы найти или придумать. Именно ему, большелобому «маленькому рыжему еврею со странной фамилией» и забавными большими черными усами, Марина посвящает стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной...», разъяснив историкам навеки, кто в кого был влюблен, а кого из сестер только затронуло такое понятное и узнаваемое волнение любви: Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши негулянья под луной, За солнце, не у нас над головами, — За то, что вы больны - увы! - не мной, За то, что я больна - увы! - не вами! 3 мая 1915 Правда, в день написания этих тончайших и таких проникновенных строк еще никто не знал, что именно с ним, инженером-химиком, Цветаевы и окажутся вскоре в Александрове, на западной окраине Владимирской губернии, родине их предков, и Анастасия станет «невенчанной» женой, а Минц молчаливой опорой в этом женском непростом и беспокойном семействе. Ему, любимому мужчине, будет посвящена её первая книга, её «Королевские размышления», сигнальный экземпляр которой они увидят 25 марта. И только потом, летом 1916-го, сразу после рождения второго сына, выйдет книга Анастасии «Дым, дым и дым» с посвящением сестре. Маврикий Александрович был прикомандирован к воинской части, казармы которой располагались в полуподвальном помещении дома Иванова. А еще мы знаем, что в этом необычном «столичном» доме были почта, телеграф и редкий для тех времен - телефон. Именно в нем, за узкими высокими окнами верхнего этажа, осенью 1915-го поселились Анастасия с трехлетним сыном от первого брака Андреем и Маврикий Александрович. В этом доходном доме бывала и Марина Цветаева. Сюда летом 1916 года звонил Осип Мандельштам о разрешении приехать. Мы с бабушкой Ириной прочитали все воспоминания Цветаевых об этом городе, но нам не удалось найти ни одного радостного, «не грустного» возгласа о древнем городе. Вот как пишет Анастасия о пейзаже из окна доходного дома на Красной Стороне: «...За белой оградой - монастырь, а в другую сторону - маленькой базе - навозная застойная жижа базарной площади и редкие прохожие. Вымер город». А еще она вспоминает Миллионную уже семнадцатого года, на которой «от прохожего(?) или извозчика(?) услышала «А царя-то и нет...» (вполголоса)». Произошло это в преддверии надвигающихся потрясений. Конечно, сестры Цветаевы не могли не знать истории, в том числе и своего рода, но их воспоминания предреволюционных лет об этом городе ограничиваются школьной «страшилкой» о том, что здесь Иван Грозный убил сына. Однако в 1931-м во французском Ментоне у Марины Цветаевой появляется пусть пафосное, но проникновенное и незабвенное: «Город Александров Владимирской губернии, моей губернии, Ильи Муромца губернии. Оттуда - из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Оттуда - сердце, не аллегория, а анатомия, орган, сплошной мускул, сердце... Сердце не поэта, а пешехода. ...Пешее сердце всех моих лесных предков от деда о. Владимира до прапращура Ильи. ...Оттуда (село Талицы Владимирской губернии, где я никогда не была), оттуда - всё». Сестры Цветаевы - другие, и мир их иной. Молодых женщин не интересует древняя история города, они не чувствуют ее уникальной красоты, для них вокруг просто «красные овраги, зеленые косогоры, с красными на них телятами. Городок в черемухе, в плетнях, в шинелях. Шестнадцатый год. Народ идет на войну». Цветаевы живут в предчувствии беды - уже уверены, что беда набирает силу и неотвратима. По-другому они чувствовать не могут. Но рядом с сестрами - он, чуть смешной и заботливый Маврикий Александрович. Это он ищет и вскоре снимает для семьи «уютный домик на тихой и зеленой окраине», бывшей Старо-Конюшенной улице у потомственного почетного гражданина города титулярного советника Алексея Андреевича Лебедева. Тот самый деревянный домик, с которого когда-то начиналась экспозиция Музея сестер Цветаевых. Анастасия вспоминала, что с конца июня и до середины июля «Марина вместо меня жила в Александрове с Алей Эфрон и Андрюшей Трухачевым в том «цветаевском домике в квартале №47», только что стертом из-за ветхости с лица Александровской земли, чтобы возродиться новодельным срубом из наших мещерских вековых сосен. В добрый путь! А пока в 1916 году влюбленная и счастливая Анастасия вспоминала: «Город Александров. Лето. Наискосок от дома, под гору, кладбище. Любимая прогулка детей, трехлетних Али (Ариадны, дочери Марины) и Андрюши, сына Анастасии. Точка притяжения - проваленный склеп с из земли глядящими иконами. - Хочу в ту яму, где боженька живет!» Городское кладбище, как тому и положено, было отделено от близлежащих улиц пустырем. Оно-то и стало местом прогулок для Цветаевых. Казалось бы, до собора на Царевой горе и огромного парка - такое же расстояние для прогулок. Разве что идти чуть в гору. А ведь еще весной приезжала Марина, и сестры были в Христо-Рождественском соборе на пасхальной службе. Но их тянуло к краю, с которого вниз, в котловину, уходили пастбища, сады, постепенно превращаясь в низину с вечным болотом и камышами. Здесь, у края низины, и располагалось городское кладбище, а при нем была построена в 1800 году от Христо-Рождественского собора на пожертвования Боголюбовская церковь (Красный пер., №2). В 1829 «иждивением купцов Александра Михайловича Каленова и Федора Баранова устроены приделы во имя Боголюбовской иконы Божией Матери, Федора Стратилата и св. муч. Варвары». Изначально храм представлял из себя вытянутый с севера на юг четверик. Заниженный алтарь, западный вход с трапезной на всю ширину создают крест, центр которого увенчан большим световым барабаном с куполом и небольшим глухим барабаном с главкой навершия. Арочные окна большого светового барабана сродни нишам верхнего. Вокруг кладбища была необычная ограда с надвратной колокольней и двумя симметричными входами, слева - сторожка, а за ней, в глубине, на старой открытке чуть видна церковь. Сейчас от кладбища осталось несколько надгробий у стен перестроенной и вновь действующей церкви. А тридцатилетний цветаевский «мавр» продолжает охранять, успокаивать, выслушивать, а после работы стирать и мыть полы, хотя должен бы ревновать «по-африкански». Его благородству удивляются «старички Лебедевы», жившие в доме по-соседству, «должно быть флигеле», когда «до весны 17-го» в Александров после ранения приезжает Борис Александрович Трухачев, первый муж Анастасии, и подолгу беседует с Маврикием. Анастасия вышла замуж за 19-летнего Бориса в 1912 году. Венчание состоялось в храме при Александровском убежище для увечных воинов села Всехсвятское (ныне район станции московского метро «Аэропорт»). Даже инициалы Маврикия Александровича в сочетании с фамилией каждому напомнят самое дорогое для человека. А для сестер они еще и повторяют инициалы их рано умершей матери. И он становится для них как мать и отчий дом. Летом 1916 года по-отечески беседует с гостем Сергеем Эфроном, мужем Марины, а через день и с Осипом Мандельштамом, не понимающим, зачем он сюда приехал, и покинувшим вдруг в ночь эту «темную, деревянную и уродливую слободу», вымолвив на века зловещее: «Остаться - значит быть беде...». Был еще один человек, почти втрое старше, с которым Анастасия состояла в дружбе и переписке. В марте 1916 года в газете «Новое время» вышла его заметка «Задумалась» об Анастасии Цветаевой. Мы говорим о Василии Васильевича Розанове, который в некоторых посланиях явно забывался в выражении своих чувств, чем несомненно вызывал справедливое негодование Маврикия Александровича. Тем не менее, философ Розанов стал «виртуальным» крестным отцом, так никогда и не увидевшим крестника, второго сына Анастасии Цветаевой и Маврикия Минца. Алеша родился 25 июня 1916 года, крещен 23 октября в Преображенской церкви, что на старинном печатном дворе Александрова. Возможно, что столь длительное откладывание крестин объясняется желанием Анастасии иметь крестным отцом Василия Васильевича Розанова. При таинстве крещения присутствие крестного отца у мальчика и крестной матери у девочки обязательны. Философ согласился, но сообщал из Петрограда, что «обременен трудами, приехать не может». Анастасия упросила священника указать его в виде исключения в качестве крестного. Тогда же они «уговорились о поездке в Петроград для свидания с ним на весну (1917 года)». В метрической книге Преображенской церкви от 23 октября 1916 года значатся родители: «Дворянин Борис Сергеевич Трухачев (первый супруг) и замужняя жена его Анастасия Иоаннова оба православные», воспреемники: «Коллежский Советник Василий Васильевич Розанов и жена окончившего Петроградский Университет юридического факультета София Иаковлева Волькенштейн». Приезжала ли поэтическая подруга Марины и крестная маленького Алеши в Александров, неизвестно. Бедный Маврикий, его сын был, во-первых, крещен, а во-вторых, официально он не стал отцом! В жизни много мистического. В жизни человека творческого без знаков судьбы не обойтись. После рождения сына в семье Анастасии Цветаевой случится странная череда событий. Летом выходит вторая ее книга «Дым, дым и дым», а после крещения сына она, теряя сознание, спасает детей и себя от невидимого дыма - печного угара. После возвращения в жизнь первое, что видит она — «длинные хорошие глаза Мора (Маврикия)»... Мы с бабушкой приводим только малую толику событий этих двух лет. В марте 1917 года Анастасия «по совету докторов поехала отдохнуть в Петроград. Встретиться с крестным отцом Алеши - Розановым», и вот он - предел! Затем, как вспоминает сама Цветаева, «Маврикий требует, чтобы я собиралась с детьми в Крым ... поправиться после кормления». Семья покидает неуютный Александров, городок «в черемухе, в плетнях, в шинелях». Маврикий с большим трудом покупает билет первого класса и 15 мая отправляет семью в Феодосию. Но приходят беды! 1917-й, изменивший эру в России, как лавина бедствий, сорвался и захлестнул, и переломал. Не уберегся и Маврикий Александрович, 24 мая умер от коварного перитонита. Вряд ли он думал о себе. Семейство, конечно, приручило его за два года, но не уберегло. Только его мудрость, терпение и благородство остались в чудесном стихотворении Марины Цветаевой, написанном еще до всех этих событий. Дольше всех коротала век Анастасия Ивановна Цветаева, пережив и своего первенца Андрея, и больше никогда не выходившая замуж. Помня всех и те трагические минуты, когда умирал в июле 1917-го в Крыму годовалый Алеша, сын Маврикия Александровича Минца, она уничтожила рукопись книги о крестном и дневники об именитом философе Розанове за несколько лет. Твоей бабушке, когда ей было 13 лет, приходилось совершать путь от Александровского вокзала по Военной улице почти до фабрики с ее бабушкой Варварой Сергеевной Катковой-Кошелевой. Они ходили в гости к Таисии Сергеевне Катковой-Барановой летом 1964 года. Запомнился зеленый городок, тихие спокойные улицы, улыбчивые люди и было твоей бабушке невдомек, что она проходит мимо дома Цветаевых, усадеб Зубовых и Барановых.
Город Александров Свято-Успенский женский монастырь Музеи Владимирской области