Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
08:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Ельтесуново Собинского района

Село Ельтесуново

Ельтесуново — село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Рождественского сельского поселения.
Село расположено в 6 км на север от центра поселения села Рождествено и в 36 км на север от райцентра города Собинка. «Село Ельтесуново, от Владимира (Владимирский уезд) в 35 вер., при пруде и колодцах».
В церковной летописи сказано: «Ельтесуново» - название греческое, оно примерно означает "зоопарка". По преданию, село принадлежало супруге великого князя Всеволода, дочери греческого царя Мануила.

Общества крестьян с. Ельтесунова, Морозова, Степанихи и Чагановой, в Чековской вол. имели мельницу с 5-ми верхненаливными колесми, 11,6 сил, при 2-х рабочих.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Стопинской волости (волостной центр с. Калитеево) Владимирского уезда.

«(Село Ельтесуново). 20 мая в 10 ч. утра произошел пожар в селе Ельтесунове. От пожара пострадало около 150 строений, из них около 50 домов, 60 сараев, и около 40 амбаров. В огне погибли двое детей и одна женихи на; убытки пострадавших не поддаются учету.
Если ранее горимость нашей деревни подрывала экономическое благосостояние страны, то при данных условиях нашей экономической жизни горимость деревни должна рассматриваться, как национальное бедствие и соответственно этому взгляду нужны экстраординарные меры как по борьбе с пожарами, так и по оказанию помощи погорельцам.
Прежде всего не на бумаге, а на деле необходимо организовать нечто в роде районных дружин.
Показателем неорганизованности противопожарных мероприятий служит с. Ельтесуново. На пожар съехались около 20 машин, но не было достаточно багров, ведер и других инструментов; это обстоятельство не могло способствовать быстрой локализации пожара…» (Призыв», 4 июня 1921).
С 1929 года село входило в состав Алепинского сельсовета Ставровского района, с 1965 года — в составе Рождественского сельсовета Собинского района.

Численность населения: в 1859 г. – 918 чел.; в 1897 г. – 927 чел.; в 1926 г. – 934 чел.; в 2010 г. – 104 муж. и 111 жен., всего 215 чел.

МОУ "Ельтесуновская НОШ" действует с 3 августа 1998 г. Директор Кулакова Татьяна Борисовна. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕЛЬТЕСУНОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" СОБИНСКОГО РАЙОНА ликвидирована 1 сентября 2010 г. Причина: ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ. Правопреемник: МБОУ Рождественская СОШ.
МБДОУ Детский Сад № 16 "Солнышко" зарегистрирована 1 сентября 2010 г. Заведующий Пегова Ирина Николаевна. Адрес: село Ельтесуново, Октябрьская улица, 35. Основным видом деятельности является «Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)». Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД № 16 "СОЛНЫШКО" ликвидирована 18 июля 2014 г. Причина: ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ. Правопреемник: МБДОУ Детский Сад № 15 "Колосок" (с. Рождествено).
МБУК "Ельтесуновский СДК" зарегистрирована 16 декабря 2004 г. Директор Ющенко Нина Николаевна. Адрес: Первомайская улица, 4. Основным видом деятельности является «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа». Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СОБИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕЛЬТЕСУНОВСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ" ликвидирована 18 марта 2014 г. Причина: ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ. Правопреемник: МБУК "Рождественский СДК".

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В книгах патриаршего казенного приказа Ельтесуновская церковь под 1628 годом записана так: «Церковь Успение Пречистые Богородицы в вотчине Орины Никитичны в селе Ельтесунове дани 5 алтын 5 денег».
Под 1677 годом Ельтесуново показано вотчиной Спаса Нового монастыря (в Москве).
В половине XVIII столетия упоминается о дани с церкви в этом селе, но не говорится, какая была церковь – деревянная или каменная.
«1746 г. церковь Успения Пресвятыя Богородицы в селе Ельтесунове дани 2 рубля 57 коп. с половиною».
Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и при ней такая же колокольня – когда и кем построены, неизвестно. Надписи на церковных антиминсах показывают, что теплая церковь во имя Святителя Чудотворца Николая освящена в царствование императрицы Елизаветы Петровны (6 декабря 1741 - 5 января 1762), а холодная – в честь Успения Пресвятой Богородицы – в царствование императора Павла Петровича (6/17 ноября 1796 — 12/24 марта 1801).
Василий Алексеевич Грамматин, после окончания в 1818 г. Владимирской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда, состоял священником с. Ельтесунова Владимирского уезда, скончался в 1855 г.
С 1835 г. священником в с. Ельтесуново был Алексей Иванович Благосклонов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1834 г. Служил на этом месте до своего выхода за штат в 1866 г. В 1868 г. он был назначен ко храму с. Мисаилово Ковровского уезда. В 1876 г. уволен.
В 1866 г. ко храму с. Ельтесуново был рукоположен во священника окончивший в 1864 г. Владимирскую семинарию со званием студента Александр Иоаннович Крылов.


Успенская церковь с. Ельтесуново

Из святых икон особенным почитанием и уважением народа пользовалась Галицкая икона Божией Матери, которой местные жители приписывали избавление от холеры 1848 года.
В числе богослужебных книг имелось старинное Евангелие с надписью: «приложили сию книгу Евангелие в дом Пречистой… Успению напрестольное печатное… поп Василе Василев, да крестьянин Матвей Иванов, да Козьма Иванов, да Василей Логинов, да Михайло Мелентьев, да Иван Борисов по своих душах и своих родителях лета 1653».
Копии метрических книг с 1801 года, а исповедных росписей с 1824 года хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1881 году и хранилась в церкви.
Земли церковной имелось: усадебной 330 квадрат. сажен, пахотной и сенокосной 36 десятин 320 кв. сажен.
Причт по штату: священник, диакон и псаломщик. На содержание от земли, с процентных бумаг и за требоисправления причт получал до 1242 рублей в год. Дома причт имел собственные, на церковной земле.
Приход состоял: из села (161 дв.) и деревень: Стефанихи, Мельниц, Чаганова, Морозова и Корнилковой. Расстоянием от церкви деревни не далее 3 верст; препятствий к сообщению с ними не было. Всех дворов в приходе 376; душ мужского пола 1106, женского пола 1249.

Священнику Александру Крылову 10 января 1867 г. разрешено открыть училище в своем доме.
В 1884 г. в селе была открыта церковно-приходская школа. С 1889 года она помещается в доме, построенном попечителем школы, временным Владимирским купцом Иваном Симаниным.

5 июня 1934 г. ВЦИК пишет в Собинский райисполком: «Граждане с. Ельтесунова жалобой во ВЦИК указывают на запрещение с Вашей стороны «пасхальных» хождений по домам верующих при отсутствии эпидемических заболеваний и на развивающееся хулиганство вокруг церкви, битье стекол в окнах здания, поломку решеток и дверей в ограде и проч. Комиссия поручает Вам с получением сего принять меры к прекращению этих явлений. Виновных привлеките к ответственности».
9 апреля 1935 г. была произведена проверка вверенного имущества религиозной общины с. Ельтесунова Небыловского района; во время проверки не оказалось серебряных риз с икон, 3 крестов, «корок» с Евангелий и др., всего на сумму 8260 рублей. Из этой суммы верующие смогли сразу внести 800 рублей. 17 октября того же года состоялось судебное заседание о взыскании оставшихся 7460 рублей. Староста Феофанов предоставил суду книгу записей церковных ценностей, составленную 22 февраля 1880 г., где под номером 48 значилась серебряная риза весом 16 фунтов 48 золотников, вместо указанных по акту недостачи имущества 22 фунтов. Иск сократили на 1540 рублей, тем самым подлежало возмещению в пользу истца 5920 рублей и 149 рублей судебных издержек.
21 ноября собрание группы верующих и церковного совета постановило: «Группа двадцатки не в силах содержать эту церковь в виду того, что остальные верующие 528 членов отказались по мощи содержать церковь, а поэтому группой двадцатки постановили закрыть церковь и передать ключи в распоряжение Ельтесуновского сельсовета».
6 января 1936 г. Ельтесуновский сельсовет предложил «верующим, желающим вновь открыть церковь, подавать заявления в Ельтесуновский сельсовет; срок подачи 15 января 1936 г. на ниже следующих условиях: 1) необходимо создать новый состав церковного совета и двадцатки; 2) со внесением полностью задолженности за церковное имущество и ремонт помещения» . Желающих вновь открыть церковь при условии внесения полностью задолженности за церковное имущество не нашлось.
12 января состоялось общее собрание молодежи Ельтесуновского сельсовета (78 человек), на котором единогласно постановили закрыть данную церковь и отдать под культурные нужды.
13 января прошло общее собрание учеников Ельтесуновской школы, на котором, заслушав председателя сельсовета Н.И. Орлова, постановили единогласно «просить … сельсовет и Небыловский Р.И.К. о закрытии церкви и ее под школу и клуб».
15 января состоялось общее собрание колхоза «Прим. Пахарь», на котором также единогласно постановили закрыть церковь с целью открытия школы и культурных помещений.
12 февраля состоялось общее собрание колхоза «Путь к социализму» с. Ельтесунова (168 человек), на котором большинством голосов (157 человек) постановили «церковь закрыть, учтя важность, что посещаемость церкви доходило не более как 10-15 человек всего прихода и одне старики» и «открыть в … церкви очаг культуры – школу семилетнего образования».
22 марта сельсовет сообщил в Небыловский райисполком: «1) здание бывшей церкви технически годное на постройку школы и прочих культурных учреждений; 2) время постройки бывшей церкви примерно 150 лет; 3) расстояние от ближайшей церкви до Ельтесунова 1 км».
26 июня 1936 г. было постановление Ивановского облисполкома о закрытии храма за долги.
10 июля 1936 г. верующие опротестовали постановление облисполкома во ВЦИКе, причем опровергали они именно аргументы, указанные в постановлении. В письме они указывали, что необходимости в здании для клуба нет, т.к. клуб располагается в 2 зданиях (каменном и деревянном). Опровергали они и утверждение о полной возможности удовлетворять религиозные потребности в с. Калитово (с. Калитеево), т.к. хотя до него действительно 2 км., но между селами протекает р. Еза, а моста через нее нет, да и спуски к ней с обеих сторон довольно крутые. Это делало крайне проблематичным, например, похороны, для жителей с. Ельтесуново, Чаганово, Мельничной, Степанихи и Кормилково. Указывалось, что из примерно 320 домохозяйств свыше 270 за оставление храма. О задолженности верующие умолчали.
17 июля Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК затребовала у облисполкома все дело о закрытии храма, что 22-го облисполком и сделал.
13 сентября Комиссия составила заключение на церковь: «Церковь закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 26/7 – 36 г. Здание предполагается использовать под клуб. Средства на переоборудование выделяет колхоз. Ближайшая действующая церковь остается в 2 км. Основания закрытия: общество отказалось от содержания церкви. Массовая работа вокруг закрытия церкви проведена. Верующие в жалобе указывают, что церковью в 2 км. им неудобно пользоваться (речка, овраги). Полагаю: церковь закрыть под клуб».
20 октября 1936 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление президиума Ивановского облисполкома от 26/7 – 36 г. о ликвидации церкви в с. Ельтесуново.

Церковь была полностью разрушена в 1950-1960-х гг.
«...Доехав до Ельтесунова, я оставил машину на въезде в село, а сам пошел пешком посмотреть на руины церкви, сохранившие на внутренних частях остатки голубизны. Было вечатление, что тяжелый снаряд пробил церковь навылет, а потом танки прокатили сквозь церковь, и вот теперь в останках гуляет ветер. От колокольни не осталось никакого следа. А ведь именно она, колокольня, обозначала раньше издали село Ельтесуново для всех проезжих и прохожих людей…» (Владимир Солоухин. Черные доски. 1969).

В 2004 году силами жителей села с помощью спонсора А.С. Прохорова в Ельтесуново построена и освящена деревянная часовня в честь Галатской иконы Божией Матери.


Часовня Галатской иконы Божией Матери часовня в селе Ельтесуново

Деревня Чаганово

Чаганово — деревня в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Рождественского сельского поселения
Деревня расположена на берегу реки Колокша в 5 км на северо-восток от центра поселения села Рождествено и в 29 км на север от райцентра города Собинка.

Селище Крутец (11-13, 14-17 вв.) расположено в 2.5 км. к юго-востоку от д. Чаганово, левый берег р. Колокша, урочище Крутец. Протянулось вдоль берега с севера на юг, площадь ок. 2 га., высота над рекой 12-13 вв. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая.

В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Стопинской волости Владимирского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Рождественского сельсовета Ставровского района.
«На Чагановской овцеферме колхоза «Путь к коммунизму» Ставровского производственного управления овцы содержатся из рук вон плохо. Сарай, в котором они находятся, не оборудован, здесь нет тепляка для маленьких ягнят. Зимой ягнята гибли от холода.
Не лучше обстоит дело и сейчас. В овцеферму стекают талые воды, образуя в сарае лужи. Животные стоят в воде. Кормят их овцеводы как попало, хотя корма есть.
Пора бы руководству колхоза устранить подобное безобразие и навести порядок на Чагановской овцеферме.
А. РЕПКОВА, колхозница» («Вперед», 15 апреля 1964).
С 1965 года — Собинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 438 чел. (59 дворов), в 1897 г. – 500 чел., в 1905 г. – 551 чел. (95 дворов), в 1926 г. – 426 чел., в 2002 г. – 13 чел., в 2010 г. – 10 чел.

Деревня Мельничная


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«В старину по берегам Колокши было разбросано несколько помещичьих имений. Самое крупное из них — Фетинино — принадлежало владимирскому губернатору Леонтьеву. По соседству с этим имением селение Мельничное разделялось небольшой речкой на две части — на коренную деревню и выселок или слободку.
В деревне крестьяне искони занимались хлебопашеством. А в слободке тогда дома были с каменными кладовыми, палисадами и фронтонами — на городской лад. Жили здесь подрядчики — маленькие и большие. Но подрядами они не довольствовались а прибирали к рукам и землю по ту сторону речки, у хлеборобов.
Когда слободские богатеи воспользовались столыпинским законом и вышли на отруба, еще труднее стало с землей у деревенской общины. В лугах между слободскими и деревенскими межа все время была спорной. От потравы не убережешься. Дело обходилось без суда, но зато за потраву отрубники заставляли общинников отрабатывать.
Большую выгоду приносили луга богатеям из слободки. Каждый год к «петрову дню» приезжали подрядчики из городов на сенокос, но их луга косили деревенские «из третьей копны». Своих пожен у общинников было мало. Поневоле приходилось хлеборобам до кровавых мозолей работать на слободку.
Так продолжалось до 1918 года, когда был опубликован ленинский декрет о земле. Притаились тогда собственники скупленных у бедноты земельных наделов и самых лучших лугов. А безлошадные, многосемейные крестьяне и батраки воспрянули духом и... взяли губернаторскую и слободскую землю себе.
Потом в деревне Мельничной организовалась сельскохозяйственная артель. Стерлись границы между слободкой и деревней.
Обо всем этом в июльскую утреннюю зорю вспомнил бригадир колхоза «Свободный труд» Ефим Степанович Быков, сидя на косилке, за которой ровными и пышными рядами ложился густой пырей и «кашка». Ефим Степанович был лучший косец. Но на берегах Дуная он лишился трех пальцев правой кисти. Косить вручную стало нельзя. Он сел на пароконную машину и на ней показал высокие темпы уборки лугов.
Вот и сегодня. Солнце только что поднялось над перелесками, а Быков уже выполнил норму. Бригадир сошел с косилки и решил дать отдых лошадям. Косцы-ручники тоже собирались к шалашам на завтрак.
Бригадир смотрел на колхозников и думал:
— Вот здорово, лошадь слободская, а кучер — заречный. Косцы — деревенские, а гребеи —все больше из слободки. А ведь как враждовали! Кто бы тогда поверил, что слободские с заречными одной семьей и работать и урожай делить будут...
За завтраком бригадир опять не удержался от воспоминаний:
— Вы думаете, ребята, мы все время так дружно жили?— обратился он к молодым косцам.— И луга эти нам так просто достались?.. Нет, тут дело до страшного доходило. Луга, можно сказать, с бою у помещика Леонтьева и у слободских подрядчиков взяли. Здесь, вот, где мы сидим, на берегу Колокши, межевого чуть не убили.
Колхозники заинтересовались, и Ефим Степанович рассказал эпизод, хорошо сохранившийся в его памяти с тех пор, как он был еще подростком.
— Случилось это в 1919 году. Покос был в разгаре, а барские луга перестаивали. Ходили слухи, что приедут из земельного отдела нарезать помещичьи пожни всем деревням поровну, — рассказывал Ефим Степанович.
- Только, помню, сидел я на берегу реки, глядь — по нескошенным барским лугам прямо к нам землемер с рабочими идет и рулетку тянет. Домеряли до берега, яму для межевого столба стали рыть. В это время на горе послышались людские голоса, и скоро на луг высыпала вся слободка.
— Дело нехорошее,— подумал я.— Как раз только перед этим слышал, переругивались слободские богатеи. Их науськивала губернаторская челядь:
— Наше, кровное берут! Старики, деды-прадеды косили.
— Все пойдем на межу. Лугами только и дышали, не дадим!
Как и в прежние времена, слободские хотели силой, испугом взять. Шли они на землемера с косами и вилами. Уже ясно были слышны возгласы:
— К самой деревне лезет...
— Не иначе подкуплен заречными...
Подвигаясь к землемеру, толпа перестраивалась. Впереди очутились женщины, истерично кричавшие, размахивающие граблями. А с боков и сзади, блестя косами, толпились мужики, окружая мерщиков.
Напрасно землемер старался внешне сохранить спокойствие. Лицо его выдавало. Он хотел свернуть папироску, но руки плохо повиновались, и табак разнесло ветром.
Неожиданно сквозь шум толпы прорезался стальной звук сломанной рулетки. Землемер вздрогнул. Кто-то окосьем толкнул треножник, и теодолит, падая на землю, загрохотал, испуская запах эфира из разбитых уровней.
— Кидай в реку всю «стрелябию» вместе с межевыми! — кричали из толпы.
— Я помню,— продолжал рассказывать бригадир, — как землемер глазами смерил высоту обрывистого берега реки и немного стал спокойнее, очевидно, решив в случае чего, прыгать в Колокшу.
Толпа все прибывала, а в небе густела надвигавшаяся свинцово-черная туча. В несколько минут, потемнел весь горизонт. Послышались раскаты грома. Кто-то крикнул:
— Дождик будет!.. А у нас сено на усадьбах развалено...
И сразу же несколько женщин побежали в слободку.
Еще раз ударил гром, и разразился ливень. Толпа быстро редела.
— Домой, — с трудом выговорил землемер, нахлобучивая башлык плаща. Он с благодарностью взглянул кверху на спасительницу-тучу и широкими шагами направился в сторону имения, где тогда уже был совхоз. Рабочие молча понесли сломанный инструмент.
— Только гроза и отвела беду от межевого. Злющий тогда народ в слободке был. А вот теперь, видите, деревенские и слободские — одна семья, — закончил свой рассказ бригадир.
К шалашам подошли гребеи. Они доложили бригадиру, что в обед сено будет готово, можно метать стога.
— Эх, погода-то для уборки, благодать. Ничего, до вечерней росы сметаем,— ответил он.
Н. БОГОСЛОВСКИЙ, с. Ельтесуново» («Призыв», 20 июля 1946).
Деревня Мельничная, Кишлеевского сельсовета, решением № 773 от 26.06.1974 г. признана, как фактически не существующая.
Город Собинка.
Село Калитеево
Село Пречистая Гора
Село Черкутино
Ставрово
Категория: Собинка | Добавил: Николай (30.09.2016)
Просмотров: 3384 | Теги: Владимирский уезд, Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru