Алепино — село, входит в Рождественское сельское поселение Собинского района Владимирской области.
Находится на высоком округлом холме. Вблизи села, у подножия холма, протекает река Ворша. Южнее Алепино, в 3,5 км, проходит автомобильная трасса Р-75 Владимир-Кольчугино. «Село Олепино – от Владимира (Владимирский уезд) 40 верст, при пруде и колодцах». [1]
В первой пол. XVI века село Олепино принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю; но царь Иоанн Грозный взял эту вотчину в царскую казну в обмен на село Никульское; об этом в «царской жалованной несудимой грамоте Московскому Новодевичьему монастырю 1662 года апреля 2» говорится: «в Володимерском уезде, в Полском стану село Микулинское с деревнями, а пожаловал их (игуменью и и наместницу монастыря с сестрами) тем селом и деревнями блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевчи всеа Русии против их села Олепина с деревнями». Дворцовым имением Олепино остается и в XVII столетии; в начале XVIII столетия в книгах патриаршего казенного приказа под 1712 годом, оно записано уже вотчиной «стольников Петра и Ивана Самойловых детей Салтыковых». Основная усадьба князя Николая Ивановича Салтыкова находилась в пяти километрах от Алепина в селе Снегиреве. С тех пор осталось название леса — Самойловского и в некоторых оврагах, примыкающих к лесу, видны были остатки плотин барских прудов. Фамилии князей Салтыковых Олепино принадлежало в XVIII и XIX столетиях.
В советское время, в 1930 году, хозяйство сельчан вошло в колхоз «Культурник». «Комсомольцы села Алепино За селом лежал пустырь. Николай Чернов ещё с осени не раз осматривал его, советовался с товарищами, беседовал с молодыми и старыми сельчанами. — Я думаю, без сада нам не обойтись. А этот пустырь — лучшее место для него. Предложение было ценным, правильным. И решили сельские комсомольцы посадить весной плодовые деревья. С этой мыслью пришли они в райком комсомола. — Очень хорошее дело затеваете, товарищи, — сказала секретарь райкома Мария Исаева. — Поддержим ваш почин, распространим его. В райкоме созвали совещание молодых садоводов. Больше восьмидесяти комсомольцев пришло на него. Секретарь райкома пригласила поделиться знаниями старейших опытных садоводов Ивана Григорьевича Иванова, Ивана Ивановича Нефедова, Андрея Михайловича Парфенова. Выступили агрономы. Райком приобрел литературу по садоводству. Фруктовый сад в Алепине был заложен. Много потрудилась молодежь, и уже радуют первые результаты — все деревья прижились и хорошо разрастаются. По почину алепинских комсомольцев сады заложили во многих селах. На тридцати гектарах растут молодые яблони и вишни в Ставровском районе. Любовно ухаживают за ними комсомольцы. Сейчас молодежь готовится к осенней посадке плодовых деревьев. В деревне Юрино на участке будущего сада уже вырыли ямы. Приготовлена земля под посадку яблонь и в селах Клементьево, Кишлеево, Подвязье. В ставровских колхозах хорошо знают комсомольцев села Алепино. Они неутомимые организаторы и зачинатели многих интересных дел. Алепинцы первыми заложили у себя сад, раньше других подготовили к уборке машины, задают тон в работе на колхозных полях. Еще весной они увидели, что конюх Василий Солоухин относился к работе плохо, о лошадях не заботился, корм транжирил. Комитет комсомола посоветовал правлению снять с должности нерадивого работника, а назначить на его место активного комсомольца Юрия Солоухина. Так и сделали. Молодые колхозника взяли шефство над конем, стали приходить на конюшню, чтобы дать коням овес и сено, напоить их, почистить. Лошади заметно поправились. Они хорошо работали во время пахоты, а сейчас ходят в жнейках, возят хлеб на ссыпные пункты. Среда комсомольцев, шефствующих над конем, есть девушки — Капитолина Кузова и Юлия Солоухина. Этот почин нашел много последователей. Теперь шефство над конем приняла молодежь двадцати семи колхозов. Комсомольцы села Алепино — передовики производства — работают лучше других. Так, Юлия Солоухина, Юрий Воронин имеют почти по 300 трудодней, секретарь организации Николай Чернов — 360. Николай Чернов — настоящий вожак молодежи. Он всегда, начиная какое-либо дело, доводит его до конца. Однажды он вычитал в газете, что в соседнем Петушинском районе есть замечательный сорт картофеля «Ранняя роза». Чернов поехал в Петушки и привез полторы тонны семян. Нынешней осенью в Алепинском колхозе снимут богатый урожай этого сорта картофеля. По инициативе комсомольцев в селе создана кузница. В ней работает молодой мастер Владимир Кулаков. За короткое время кузнец отремонтировал 16 плугов, 14 борон, три жнейки, две молотилки. Машины работают безупречно. Успешно справились в артели с заготовкой кормов — заложили семьдесят тонн силоса. Но не только в хозяйственных вопросах успешно выступает молодежь. Она любит учиться, читать, весело проводить досуг. Каждую неделю занимается пoлиткружок. Двадцать юношей и девушек посещают его. Занятая наладились не сразу. В первые дни некоторые товарищи стеснялись: «Задам я вопрос, а может быть он понятен для всех, неудобно мне будет». Тогда Николой Чернов стал первым поднимать руку и расспрашивать преподавателя о самых простых вещах. В эту беседу постепенно вступали другие, и уроки стали проходить живее, активнее. Теперь в Алепине устраиваются беседы на политические, научные и исторические темы. По воскресеньям молодежь собирается на вечера отдыха. Драматический кружок ставит спектакли, выступает хор, показывают свое умение танцоры. Комсомольцы осла Алепино не ограничиваются работой в своем колхозе, они интересуются жизнью соседей — приглашают к себе молодежь деревень Алепинец и Шуново, сами приходят к ним в гости. В результате этой дружбы в Шуново и Алепинце недавно созданы комсомольские организации. Страдная пора стоит в деревне — идет уборка, обмолот хлебов. И в эти дни комсомольская жизнь бьет ключом. В Алепине регулярно созываются собрания членов ВЛКСМ, обсуждается работа молодых бригадиров и звеньевых. Комсомольцы глубоко вникают в артельные дела, помогают быстрее убрать урожай. Н. СТУРИКОВ» («Призыв», 16 августа 1946).
Численность населения: в 1859 г. – 235 чел.; в 1905 г. – 270 чел.; в 2010 г. – 7 муж. и 9 жен., всего 16 чел.
Церковь Покрова Божией Матери
Когда в 1860 г. была разобрана ветхая деревянная церковь в Олепине, то при сожжении престола найдены были в столице его три антиминса, из коих самый древний дан был в Покровскую церковь села Олепина в княжение Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, другой - при царе Иоанне Грозном и третий - при царе Борисе Годунове. В книгах Патриаршего казенного приказа под 1656 г. записано: «церковь Покрова Пречистые Богородицы в приселке Алипине того ж приселка Алипина на крестьянех за оброк данью семнадцать алтын заезда гривна и августа в 31 день платил те деньги староста поповский Фома». «187 (1679) г. церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в государеве дворцовом приселке Алепине дани 22 алтына 4 деньги заезда гривна». «1746 года церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Петра да Ивана Самойловых детей Салтыковых в селе Алепине рубль 8 копеек».
В 1812 г. из богословского отделения Владимирской семинарии в с. Олепино был назначен во священники Лев Евгеньевич Соколов. В 1829 г. его перевели в с. Городища Суздальского уезда, в 1834 г. - в с. Алексине потом в с. Волствиново Юрьевского уезда. В 1830 г. ко храму с. Олепино был рукоположен во священника Иван Алексеевич Лепорский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1824 г. После Олепина, о. Иоанн Лепорский служил в с. Знаменском Покровского уезда.
До 1849 г. приход состоял из села и трех деревень; но в тот год, по прошению помещика князя Салтыкова, Преосвященный Парфений к Оленину причислил из Черкутинского прихода семь деревень. Деревни: Брод, Останиха, Курьяниха, Калинине Оленинцо, Кривцо, Никомотино, Зольники, Щуково и Борисово. Дворов в приходе 175; душ мужеского пола 501 и женского пола 551.
В 1846 г. в с. Олепино был назначен священник Иоанн Яковлевич Сахаров, окончил Владимирскую семинарию в том же году. В 1873 г. он скончался. В 1860 г. была разобрана ветхая деревянная церковь в Олепине. В 1874 г. в с. Олепино был назначен священник Алексей Павлович Тихомиров. Он окончил Владимирскую семинарию в 1871 г. и с. Олепино было первым местом его служения.
Каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1850 г. усердием прихожан; при ней каменные колокольня и ограда. [1]
Церковь Покрова Божией Матери
В 1881 г. в селе открыта церковно-приходская школа.
Престолов в церкви три: в холодной - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезе - в честь Святых бессребреников Космы и Дамиана и Крестителя Господня Иоанна. [1] Из богослужебных книг, бывших в храме, замечательно старопечатное Евангелие, изданное при патриархе Иосифе. [1] Земли церковной: усадебной половина десятины, пахотной 30 десятин и сенокосной одна десятина. [1] Причт по штату состоял из священника и псаломщика. На содержание причта от земли, процентных бумаг и за требоисправления ежегодно получалось до 400 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]
Во второй день Пасхи 1905 года в небольшом селе Олепино, Владимирского уезда, происходило небывалое торжество: прихожане сего села единодушно чествовали своего священника о. Алексея Тихомирова поднесением ему св. икон, приобретенных на общие средства. Мотивом к такому чествованию послужило, кроме предшествующей полезной службы о. Тихонравова, приобретение нового большого колокола, слитого в г. Балахне на заводе Чарышниковой. В избранный для чествования день, когда литургия кончилась, о. диаконом прочитан был разрешительный указ Епархиал. начальства. Затем приблизились представители прихожан для поднесения икон, при чем одним из них прочитан был следующий адрес. «Достопочтеннейший Батюшка, отец Алексей! В нынешний знаменательный день, с разрешения Епархиального Начальства, сейчас прочитанного, позвольте мне, от лица прихожан, приветствовать Вас и выразить признательность за Ваше долговременное и полезное служение на пользу церкви Божией и прихода. Ровно тридцать лет прослужили Вы среди нас, и это время не прошло даром: все молодые годы Вы потратили для пастырского дела и не щадили их, если приходилось для сего вставать ночью, идти пешком через реку с опасностью для жизни. Кажется, не было ни одного случая, когда бы кто остался не крещен, не напутствован или задержан в какой-либо требе. Всякое наше желание исполняли Вы охотно и поспешно. С наибольшим усердием Вы относились и к службе церковной, и проповеданию слова Божия. Нередко мы видели, как Вы сами ударяли в колокол, чтобы поскорее собрать богомольцев на молитву. С той же неослабной энергией Вы заботились и о внешнем церковном украшении. За время Вашего служения очень много сделано поновлений; так, помнится нам, когда Вы поступили, едва ли не одна была только праздничная риза для богослужения. Что же видим мы потом? Постепенное и быстрое улучшение, при чем истовое служение нашло усердных жертвователей. Ризница скоро исправилась, иконостасы покрылись золотом, вся церковь украсилась прекрасной живописью, приводящей соседей в восхищение; положен красивый мозаичный пол, местные иконы вызолочены, расширена ограда и кладбище, кресты вызолочены, а венцом всех дел и забот для храма Божия служит приобретение нового прекрасного колокола, который своим приятным звоном услаждает наш слух, радует сердце и будит религиозный дух. Здесь достойно внимания еще то, что несмотря на все капитальные расходы, церковь не обеднела, но обогатилась приращением неприкосновенного капитала более тысячи руб., чего, конечно, раньше не было. Все это такие дела, которые неминуемо требовали забот и трудов: ведь известно, что даром ничто не дается. Если Бог поможет с таким успехом вести церковное дело и впредь, то лучшего нельзя и требовать. Но говоря все это, мы многое не докончили, справедливость требует сказать еще об одном обширном и гуманном деле, которое единственно принадлежит Вашей инициативе. Вы усмотрели, что наши дети бродят, как овцы, неимущие пастыря, негде им было приютиться, негде учиться грамоте; и вот Вы, призвав в помощь Бога, напрягли все усилия к тому, чтобы выстроить особое школьное здание. И что же? Труды увенчались успехом, явилась новая прекрасная школа, которая приютила для науки всех детей. Этот незабвенный памятник Ваших трудов будет вспоминаться дотоле, доколе самое здание будет красоваться. Дело грандиозное, приводящее многих в удивление. Итак, вот те заслуги, кои при настоящем случае приходят нам на память. «Достоин делатель мзды своея» (Мф. 10 г. 10 ст.). Все эти дела привели нас, прихожан, к мысли поблагодарить Вас за труды и почтить поднесением сей св. Иконы Богоматери. Примите оную, как знак нашей признательности, с пожеланием, чтобы Царица Небесная хранила Вашу жизнь впредь на многия лета на пользу Церкви, радость прихода и на спасение наших душ».
В ответной речи о. настоятель благодарил прихожан за внимание и щедрый дар, как знак взаимной любви и доброй памяти, кои ныне особенно дороги, затем просил на будущее время снисхождения к своим немощам и в конце слова пригласил к общей благодарной молитве Богу, как источнику всякого доброго дела. Торжество закончилось многолетием (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1-го июня 1905).
Музейно-выставочный центр им. В.А. Солоухина
В этом доме родился писатель Солоухин В.А.
Рядом с церковью - дом, в котором жил писатель, поэт и публицист Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). Он родился в Алепино в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 - 1942 гг. См. В.А. Солоухин о селе Алепино.
Что привлекает в жизни и творчестве писателя? Прежде всего, его неподдельная любовь к родной земле, тревога за настоящее и будущее Родины. Он один из первых открыл для читателя родной край в книге «Владимирские просёлки», написанной в результате сорокадневного путешествия по Владимирщине. Одним из первых Владимир Алексеевич заговорил о разрушении русской деревни, культуры, её духовных ценностей.
Под влиянием чего формировался характер писателя и складывалась его творческая судьба? Истоки судьбы любого человека в детстве. Вот и детская пора была для Владимира Алексеевича той благоприятной почвой, взрастившей в нём любовь к природе, дому, малой родине, к семье. В многодетной крестьянской семье, в которой он был последним (десятым) ребёнком, с детства приучился к делу. Совместный труд, пример старших, жизнь семьи по православным традициям, уроки матери, общие трудности и невзгоды, которые переживали крестьяне в период коллективизации, - всё способствовало его раннему взрослению. Лирика Солоухина подкупает задушевностью, лиризмом, обострённым чувством любви к родной земле, активной гражданской позицией лирического героя: Себя другим в угоду не иначь, Души от ветра времени не прячь! Хранится в сердце мужества запас, И свет во тьме, как прежде, не погас, И тьма его, как прежде, не объяла! Несмотря на то, что Владимир Солоухин считал себя в первую очередь именно поэтом, наибольшую известность он поточил как прозаик, автор книг «Владимирские просёлки», «Kaшля росы», «Смех за левым плечом», «Письма из русского музея», «Чёрные доски», «Время собирать камни» и других. У некоторых из них непростая судьба. Он много писал «в стол». Так, написанные в середине 70-х годов произведения «Смех за левым плечом», «Последняя ступень» увидели свет лишь в конце 80-х - в середине 90-х годов. «Чаша» стала последним произведением, посвящённым судьбам людей русской эмиграции. Писатель умер 4 апреля 1997 года, похоронен в с. Алепино. Сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что творческое наследие Владимира Алексеевича Солоухина востребовано и способствует духовному обновлению общества. Ежегодно в селе проводится Солоухинский литературный праздник, посвященный творчеству писателя Владимира Солоухина. 14 июня 2014 года на 90-летие В.А. Солоухина в Алепино собрались многочисленные гости, а на могиле поэта отслужил панихиду митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.
Собинская городская школа № 2 носит его имя. В Собинке в Доме культуры ежегодно проходит конкурс чтецов «Певец Владимирских просёлков», а многие школьники города стали обладателями учреждённой администрацией района премии имени Владимира Солоухина за исследование его творчества. В Алепино в 2021 году открылся Музейно-выставочный центр им. В.А. Солоухина, который посвящён жизни и творчеству великого русского писателя.
Музей имени Владимира Алексеевича Солоухина
Экспозиции, посвящённые творчеству писателя, расположены в доме, который построен по образцу типичного трудолюбивого крестьянства XIX века — каменный первый этаж и деревянный второй.
На втором этаже, в большом зале, где стоит старинный рояль, посетители могут принять участие в творческих музыкально-литературных вечерах, конкурсах чтецов, встречах с интересными людьми. В отдельном зале с камином проводятся мастер-классы по изготовлению свечей, шитью славянских кукол оберегов.
Сайт музея: https://muzey-alepino.Город Собинка Ставрово Село Черкутино