Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
07:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Алепино Собинского района

Село Алепино

Алепино — село, входит в Рождественское сельское поселение Собинского района Владимирской области.
Находится на высоком округлом холме. Вблизи села, у подножия холма, протекает река Ворша. Южнее Алепино, в 3,5 км, проходит автомобильная трасса Р-75 Владимир-Кольчугино. «Село Олепино – от Владимира (Владимирский уезд) 40 верст, при пруде и колодцах». [1]

В первой пол. XVI века село Олепино принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю; но царь Иоанн Грозный взял эту вотчину в царскую казну в обмен на село Никульское; об этом в «царской жалованной несудимой грамоте Московскому Новодевичьему монастырю 1662 года апреля 2» говорится: «в Володимерском уезде, в Полском стану село Микулинское с деревнями, а пожаловал их (игуменью и и наместницу монастыря с сестрами) тем селом и деревнями блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевчи всеа Русии против их села Олепина с деревнями».
Дворцовым имением Олепино остается и в XVII столетии; в начале XVIII столетия в книгах патриаршего казенного приказа под 1712 годом, оно записано уже вотчиной «стольников Петра и Ивана Самойловых детей Салтыковых». Основная усадьба князя Николая Ивановича Салтыкова находилась в пяти километрах от Алепина в селе Снегиреве. С тех пор осталось название леса — Самойловского и в некоторых оврагах, примыкающих к лесу, видны были остатки плотин барских прудов. Фамилии князей Салтыковых Олепино принадлежало в XVIII и XIX столетиях.

В советское время, в 1930 году, хозяйство сельчан вошло в колхоз «Культурник».
Численность населения: в 1859 г. – 235 чел.; в 1905 г. – 270 чел.; в 2010 г. – 7 муж. и 9 жен., всего 16 чел.

Церковь Покрова Божией Матери

Когда в 1860 г. была разобрана ветхая деревянная церковь в Олепине, то при сожжении престола найдены были в столице его три антиминса, из коих самый древний дан был в Покровскую церковь села Олепина в княжение Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, другой - при царе Иоанне Грозном и третий - при царе Борисе Годунове.
В книгах Патриаршего казенного приказа под 1656 г. записано: «церковь Покрова Пречистые Богородицы в приселке Алипине того ж приселка Алипина на крестьянех за оброк данью семнадцать алтын заезда гривна и августа в 31 день платил те деньги староста поповский Фома».
«187 (1679) г. церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в государеве дворцовом приселке Алепине дани 22 алтына 4 деньги заезда гривна».
«1746 года церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Петра да Ивана Самойловых детей Салтыковых в селе Алепине рубль 8 копеек».

В 1812 г. из богословского отделения Владимирской семинарии в с. Олепино был назначен во священники Лев Евгеньевич Соколов. В 1829 г. его перевели в с. Городища Суздальского уезда, в 1834 г. - в с. Алексине потом в с. Волствиново Юрьевского уезда.
В 1830 г. ко храму с. Олепино был рукоположен во священника Иван Алексеевич Лепорский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1824 г. После Олепина, о. Иоанн Лепорский служил в с. Знаменском Покровского уезда.
До 1849 г. приход состоял из села и трех деревень; но в тот год, по прошению помещика князя Салтыкова, Преосвященный Парфений к Оленину причислил из Черкутинского прихода семь деревень. Деревни: Брод, Останиха, Курьяниха, Калинине Оленинцо, Кривцо, Никомотино, Зольники, Щуково и Борисово. Дворов в приходе 175; душ мужеского пола 501 и женского пола 551.
В 1846 г. в с. Олепино был назначен священник Иоанн Яковлевич Сахаров, окончил Владимирскую семинарию в том же году. В 1873 г. он скончался.
В 1860 г. была разобрана ветхая деревянная церковь в Олепине.
В 1874 г. в с. Олепино был назначен священник Алексей Павлович Тихомиров. Он окончил Владимирскую семинарию в 1871 г. и с. Олепино было первым местом его служения.

Каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1850 г. усердием прихожан; при ней каменные колокольня и ограда. [1]



Церковь Покрова Божией Матери

В 1881 г. в селе открыта церковно-приходская школа.

Престолов в церкви три: в холодной - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезе - в честь Святых бессребреников Космы и Дамиана и Крестителя Господня Иоанна. [1]
Из богослужебных книг, бывших в храме, замечательно старопечатное Евангелие, изданное при патриархе Иосифе. [1]
Земли церковной: усадебной половина десятины, пахотной 30 десятин и сенокосной одна десятина. [1]
Причт по штату состоял из священника и псаломщика. На содержание причта от земли, процентных бумаг и за требоисправления ежегодно получалось до 400 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]

Во второй день Пасхи 1905 года в небольшом селе Олепино, Владимирского уезда, происходило небывалое торжество: прихожане сего села единодушно чествовали своего священника о. Алексея Тихомирова поднесением ему св. икон, приобретенных на общие средства. Мотивом к такому чествованию послужило, кроме предшествующей полезной службы о. Тихонравова, приобретение нового большого колокола, слитого в г. Балахне на заводе Чарышниковой. В избранный для чествования день, когда литургия кончилась, о. диаконом прочитан был разрешительный указ Епархиал. начальства. Затем приблизились представители прихожан для поднесения икон, при чем одним из них прочитан был следующий адрес.
«Достопочтеннейший Батюшка, отец Алексей! В нынешний знаменательный день, с разрешения Епархиального Начальства, сейчас прочитанного, позвольте мне, от лица прихожан, приветствовать Вас и выразить признательность за Ваше долговременное и полезное служение на пользу церкви Божией и прихода. Ровно тридцать лет прослужили Вы среди нас, и это время не прошло даром: все молодые годы Вы потратили для пастырского дела и не щадили их, если приходилось для сего вставать ночью, идти пешком через реку с опасностью для жизни. Кажется, не было ни одного случая, когда бы кто остался не крещен, не напутствован или задержан в какой-либо требе. Всякое наше желание исполняли Вы охотно и поспешно. С наибольшим усердием Вы относились и к службе церковной, и проповеданию слова Божия. Нередко мы видели, как Вы сами ударяли в колокол, чтобы поскорее собрать богомольцев на молитву. С той же неослабной энергией Вы заботились и о внешнем церковном украшении. За время Вашего служения очень много сделано поновлений; так, помнится нам, когда Вы поступили, едва ли не одна была только праздничная риза для богослужения. Что же видим мы потом? Постепенное и быстрое улучшение, при чем истовое служение нашло усердных жертвователей. Ризница скоро исправилась, иконостасы покрылись золотом, вся церковь украсилась прекрасной живописью, приводящей соседей в восхищение; положен красивый мозаичный пол, местные иконы вызолочены, расширена ограда и кладбище, кресты вызолочены, а венцом всех дел и забот для храма Божия служит приобретение нового прекрасного колокола, который своим приятным звоном услаждает наш слух, радует сердце и будит религиозный дух. Здесь достойно внимания еще то, что несмотря на все капитальные расходы, церковь не обеднела, но обогатилась приращением неприкосновенного капитала более тысячи руб., чего, конечно, раньше не было. Все это такие дела, которые неминуемо требовали забот и трудов: ведь известно, что даром ничто не дается. Если Бог поможет с таким успехом вести церковное дело и впредь, то лучшего нельзя и требовать. Но говоря все это, мы многое не докончили, справедливость требует сказать еще об одном обширном и гуманном деле, которое единственно принадлежит Вашей инициативе. Вы усмотрели, что наши дети бродят, как овцы, неимущие пастыря, негде им было приютиться, негде учиться грамоте; и вот Вы, призвав в помощь Бога, напрягли все усилия к тому, чтобы выстроить особое школьное здание. И что же? Труды увенчались успехом, явилась новая прекрасная школа, которая приютила для науки всех детей. Этот незабвенный памятник Ваших трудов будет вспоминаться дотоле, доколе самое здание будет красоваться. Дело грандиозное, приводящее многих в удивление. Итак, вот те заслуги, кои при настоящем случае приходят нам на память. «Достоин делатель мзды своея» (Мф. 10 г. 10 ст.). Все эти дела привели нас, прихожан, к мысли поблагодарить Вас за труды и почтить поднесением сей св. Иконы Богоматери. Примите оную, как знак нашей признательности, с пожеланием, чтобы Царица Небесная хранила Вашу жизнь впредь на многия лета на пользу Церкви, радость прихода и на спасение наших душ».
В ответной речи о. настоятель благодарил прихожан за внимание и щедрый дар, как знак взаимной любви и доброй памяти, кои ныне особенно дороги, затем просил на будущее время снисхождения к своим немощам и в конце слова пригласил к общей благодарной молитве Богу, как источнику всякого доброго дела. Торжество закончилось многолетием (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1-го июня 1905).

Музейно-выставочный центр им. В.А. Солоухина


В этом доме родился писатель Солоухин В.А.

Рядом с церковью - дом, в котором жил писатель, поэт и публицист Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). Он родился в Алепино в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 - 1942 гг. См. В.А. Солоухин о селе Алепино.
Что привлекает в жизни и творчестве писателя? Прежде всего, его неподдельная любовь к родной земле, тревога за настоящее и будущее Родины. Он один из первых открыл для читателя родной край в книге «Владимирские просёлки», написанной в результате сорокадневного путешествия по Владимирщине. Одним из первых Владимир Алексеевич заговорил о разрушении русской деревни, культуры, её духовных ценностей.
Под влиянием чего формировался характер писателя и складывалась его творческая судьба? Истоки судьбы любого человека в детстве. Вот и детская пора была для Владимира Алексеевича той благоприятной почвой, взрастившей в нём любовь к природе, дому, малой родине, к семье. В многодетной крестьянской семье, в которой он был последним (десятым) ребёнком, с детства приучился к делу. Совместный труд, пример старших, жизнь семьи по православным традициям, уроки матери, общие трудности и невзгоды, которые переживали крестьяне в период коллективизации, - всё способствовало его раннему взрослению.
Лирика Солоухина подкупает задушевностью, лиризмом, обострённым чувством любви к родной земле, активной гражданской позицией лирического героя:
Себя другим в угоду не иначь,
Души от ветра времени не прячь!
Хранится в сердце мужества запас,
И свет во тьме, как прежде, не погас,
И тьма его, как прежде, не объяла!
Несмотря на то, что Владимир Солоухин считал себя в первую очередь именно поэтом, наибольшую известность он поточил как прозаик, автор книг «Владимирские просёлки», «Kaшля росы», «Смех за левым плечом», «Письма из русского музея», «Чёрные доски», «Время собирать камни» и других. У некоторых из них непростая судьба. Он много писал «в стол». Так, написанные в середине 70-х годов произведения «Смех за левым плечом», «Последняя ступень» увидели свет лишь в конце 80-х - в середине 90-х годов. «Чаша» стала последним произведением, посвящённым судьбам людей русской эмиграции. Писатель умер 4 апреля 1997 года, похоронен в с. Алепино.
Сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что творческое наследие Владимира Алексеевича Солоухина востребовано и способствует духовному обновлению общества.
Ежегодно в селе проводится Солоухинский литературный праздник, посвященный творчеству писателя Владимира Солоухина.
14 июня 2014 года на 90-летие В.А. Солоухина в Алепино собрались многочисленные гости, а на могиле поэта отслужил панихиду митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.
Собинская городская школа № 2 носит его имя. В Собинке в Доме культуры ежегодно проходит конкурс чтецов «Певец Владимирских просёлков», а многие школьники города стали обладателями учреждённой администрацией района премии имени Владимира Солоухина за исследование его творчества.
В Алепино в 2021 году открылся Музейно-выставочный центр им. В.А. Солоухина, который посвящён жизни и творчеству великого русского писателя.


Музей имени Владимира Алексеевича Солоухина

Экспозиции, посвящённые творчеству писателя, расположены в доме, который построен по образцу типичного трудолюбивого крестьянства XIX века — каменный первый этаж и деревянный второй.
На втором этаже, в большом зале, где стоит старинный рояль, посетители могут принять участие в творческих музыкально-литературных вечерах, конкурсах чтецов, встречах с интересными людьми. В отдельном зале с камином проводятся мастер-классы по изготовлению свечей, шитью славянских кукол оберегов.
Сайт музея: https://muzey-alepino.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Город Собинка.
Ставрово
Собинский район.
Село Черкутино
Категория: Собинка | Добавил: Николай (30.09.2016)
Просмотров: 3438 | Теги: Владимирский уезд, Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru