Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
10:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Юрово Собинского района, Владимирской области

Село Юрово

Юрово – село в Собинском районе Владимирской области.
Входит в состав Куриловского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Вежболовка (бассейн Клязьмы) в 4 км на запад от центра поселения деревни Курилово и в 18 км на север от райцентра города Собинка.


Село Юрово. Вид с д. Ваганово

Село Юрово — в 80 верстах от Владимира (Владимирский уезд), при речке Вежболовке.

Юрово было вотчиной Владимирского Рождественского монастыря.
Численность населения в 1859 г. – 394 чел.
На 1888 год прекратил свое существование - Кирпичный сарай в селе Юрово Ефима Николаева.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Кочуковской волости Владимирского уезда.
«Ведь завелся-же такой породы человек глот. И кто его только угораздил родить?
И не будь вот этого самого глота, деревня не в пример стала-бы краше жить: и рад бы что сделал, да, глядишь, глот этого не хочет. Упрется он, как баран в кочку, перед всем обществом и тогда уж крышка... Как ни старайтесь его «спихнуть», все равно духу вашего не хватит, только еще хуже его рассуропите.
Вот, скажем, к примеру, граждане села Юрова, Владимирского уезда, как-то по весне вздумали починить колодец,— он грозил обрушиться. Собрались, значит, они у колодца-то, да и давай высказывать свои мнения:
— Колодец нужно починить во что бы то ни стало, иначе воду негде будет брать — говорили крестьяне. — Если на речке, так разве там мыслимо воду брать? Какая же это речка, когда курица вброд переходит? При том-же там не вода, а кисель, и от нее можно сап подцепить.
А глот слушал-слушал, да и давай всех их крыть чуть-ли не матом.
Са-а-ап можно подцепить! Ко-о-оро- о-остой заразиться! Я протестую... На чорта он нам сдался, колодец-то?..
Делать осталось нечего; раз глот запротестовал, приходится ему подчиниться.
Мелкий деревенский кулачок и наружным своим видом напоминал ехидну. Глаза горят волчьей злобой. Ноздри вздуты, точно у лягушки, когда она квакает. Скулы мускулатые, неустанно вздрагивают, словно жвачку жуют... Говорит он резко (не говорит, а рубит). Собрания посещает аккуратно и по всем вопросам тяпает:
— Вы постановили, а кто вам приказал? Вам прислали... Ну и пущай шлют, им не чорта там делать-то.
А когда глот вздумает «осадить» какого-нибудь мужика-серяка, то берет его нахрапом.
— Заткни глотку-то! Твое дело на печи лежать, да вшей парить.
Или:
- Эй ты, богом убитый, раз в люди не вышел, так сядь там в угол и молчи.
Бывает, что такие же речи слышат от «глота» предсельсовета и даже... поп.
«Глот» загнал всех в тупик. На собраниях «глот» один по всем вопросам рубит сплеча, даже пену на своих лепешках набьет, а доведет до конца, поставит на своем.
И, подчинившись глоту, юровские граждане ковшом черпают желтую, ржавую и жирную воду из крутобережной речки, куда скатываются люди с ведрами.
И это еще не все.
По средине села находится «запруда», в которой летом проживает поражающее множество лягушек, пауков, раковин, полосатых ящериц, жирных червей, пиявок, водяных комаров... Сплошная гниль!
— Давайте вычистим — говорили граждане, глядя на «запруду»,— чтобы ни одна гадина в ней не водилась. Скотине станет приятнее пить свежую воду, да и заразы не будет в селе.
Но и здесь «глот» сказался.
— Вздумали чистить... на кой он нам ляд, глубокий-то?.. Есть вода и ладно,— рявкнул он.
Пришлось и эту затею отложить. Пусть скотина по-прежнему пьет глинистую жижу, а село находится под угрозой пожара... Случись налет «красного петуха», ну и крах настанет селу Юрову: ведь грязью-то его не затушишь?..
И все это есть только потому, что село Юрово, Ставровской волости, находится под пятой «глота» («Призыв», 28 дек. 1927).
С 1929 года деревня являлась центром Юровского сельсовета Ставровского района.
В 1950 г. при объединении небольших колхозов образован колхоз им. Жуковского — центральная усадьба в с. Юрово. Специализировался на мясомолочном производстве. Сельхозугодья занимали 1807 га. В колхозе 5 нас. пунктов.
«Вы в селе Юрово. Ваше внимание не могут не привлечь вывешенные на магазине молнии, боевые листки. Здесь же вы видите «Крокодил идет по селу». Какая-то нерадивая домохозяйка привыкла загрязнять улицу помоями, и она не ушла от зоркого глаза общественности.
У сельсовета стоит доска с графиком работы тракторной бригады. Данные заносятся регулярно каждое утро. На полевом стане в «Календарях сева» каждый может прочитать, как работает тот или другой тракторист. Спросите любого тракториста сколько им вспахано, забороновано, засеяно, он ответит не задумываясь.
- Чья это работа? Учетчика? Нет. Чья же? Любой колхозник вам скажет:
— Заведующей Юровской библиотекой Елизаветы Яковлевны Кальчевской…
В библиотеке радует глаз все. Каждый читатель без труда может выбрать то, что ему надо. Для молодежи книги расставлены в отделе «Для вас, молодежь», для женщин — «Для вас, женщины». Обязательствам колхоза посвящен отдельный стенд, вывешен красиво оформленный «Моральный кодекс строителей коммунизма», бросаются в глаза стенды «Правда о религии» и «Наука о религии».
Интересующийся материалами ноябрьского Пленума ЦК КПСС всегда их может прочитать. Они хранятся в специальной папке. «Календарь трудовой славы» ежемесячно пополняете новыми фамилиями и показателями доярок, занявших первые места.
Книга доведена до каждой семьи, а в деревне Копытово — до каждого читателя. В каждом населенном пункте создана передвижка, а таких пунктов на территории Юровского сельсовета 18.
— Конечно, одна я бы и половины этого не сделала. Мне помогают читатели Валентина Абрамова, Антонина Сергеевна Грунина, Анастасия Ивановна Антипова. Они носят книги из дома в дом, проводят с читателями беседы. Вообще помощники они бесценные — с гордостью отливается Елизавета Яковлевна о своих книгоношах.
Конечно, заслуга книгонош в том, что книгой охвачен каждый дом, велика, но и сама Елизавета Яковлевна потрудилась немало, чтоб добиться этого. Надо ведь было этих людей организовать, многому научить. И она это сделала. Коммунисту это оказалось под силу. Помогли знания, полученные за 14 лет работы в Юровской библиотеке, вера в людей.
...Комсомольцы Анатолий Отдельнов, Вениамин Кумерин и Анатолий Ежов решили создать комплексное звено по выращиванию высоких урожаев пропашных культур. Началась пахота, подготовка почвы к севу, сев. С комсомольским огоньком взялись они за работу.
Ежедневно беседуя с ними в поле, Елизавета Яковлевна узнала о сокровенном желании Анатолия и Вениамина — вступить в партию. Но заикнуться об этом они стеснились: им казалось, что мало еще сделали, чтобы быть членами ленинской гвардии. Елизавета Яковлевна стала настойчиво убеждать их, что они быть в партии достойны и обещала помочь подготовиться. После сева Анатолий Отдельнов и Вениамин Кумерин твердо решили подать заявления. Добрые семена, посеянные щедрой рукой, проросли.
В библиотеку вошла Полина Николаевна Игнатьева.
- Елизавета Яковлевна, я только что с поля. Вот новые данные. Тракторист Николай Улупов за полдня картофелесажалкой СКГ-4 посадил 6 гектаров картофеля.
Они стали об этом писать «боевые листки»...
Идет сев зерновых, пропашных культур и ... добрых семян коммунистической морали. Солнце щедро сыплет в борозды лучи, греет землю. Всходы будут богатыми, и богатым будет урожай. И люди, с такой любовью выращивающие его, соберут и соберут обязательно без потерь.
А. ФЕДОРОВ. Колхоз «Ленинский путь» («Вперед», 22 мая 1963).
С 1965 года — Собинского района, с 1974 года и вплоть до 2005 года входила в состав Куриловского сельсовета.



Дома в селе Юрово

Численность населения: в 1859 г. – 394 чел., в 1905 г. - 406 чел., в 1926 г. – 298 чел., в 2002 г. – 18 чел., в 2010 г. – 21 чел. (7 муж. и 14 жен.).

Церковь Николая Чудотворца

Церковь села в книгах патриаршего казенного приказа под 1628 годом записана так: «церковь Николы чюдотворца в селе Юрове рождественого монастыря дани семь алтын». В писцовых Владимирских книгах 161 и 162 (1653 — 1654) гг. у Николаевской церкви написано: «во дворе поп Иван Тихонов, в приходе 35 дворов, пашни церковныя земли 19 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен»; а в переписных писцовых 1703 года книгах у этой церкви значится: «поп Василий, дьякон Иван, в приходе 44 двора, пашни церковныя земли 14 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен».
В 1735 году, с разрешения синодального казенного приказа, усердием прихожан села Юрова была построена новая деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, вместо старой обветшавшей, и освящена в том же 1735 году архимандритом Рождественского монастыря Павлом.


Церковь Николая Чудотворца в с. Юрово

Каменная церковь, с такой же колокольней, построена в 1823 году также усердием прихожан. Престолов в ней два: в холодной — в честь святителя и чудотворца Николая и в теплом приделе — в честь Божией Матери «всех скорбящих радости»; последний придел устроен в 1856 году старанием священника Иоанна Зверева.
28 января 1866 г. дьячок с. Юрова (Владимирский уезд), Василий Знаменский и дьячок с. Чернокулова (Юрьевский уезд), Павел Альбицкий перемещены один на место другого.
17 марта 1866 г. за усердную и полезную для церкви службу в должности церковного старосты выдан из Консистории похвальный лист старосте села Юрова крестьянину Матвею Федорову. В 1866 г. утвержден в должности церковного старосты с. Юрова, крестьянин Василий Игнатьев.
Копии метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества хранилась в церкви. [1]
Церкви принадлежала каменная часовня, в полуверсте от села, построенная на месте бывшего здесь храма.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось от земли, процентных бумаг и за требоисправления до 750 рублей. [1]
Церковной земли имелось: усадебной около полудесятины, пахотной 32 десятины и сенокосной 3 десятины 768 квадратных сажен, дровяного лесу до 1900 квадратных сажен и молодой заросли до 1700 квадратных сажен. На усадебную землю особого плана не имелось, но границы ее отмечены в общем плане села Юрова; на пахотную и сенокосную землю план и межевая книга имелись.
В 1893 году приход состоял из села (65 дворов) и деревень: Степанкова, Красной Боровинки, Копытовой, Вежболовы и сельца Лихинки. Расстоянием от церкви деревни не далее пяти верст; препятствий к сообщению с ними не было. Всех дворов в приходе 212; душ мужского пола 558, и женского пола 655; в том числе в деревне Красной Боровинке раскольников 3 двора, душ мужского пола 6, и женского пола 10. [1]


Кладбище при церкви

В 1889 году в Юрове открыта церковно-приходская школа и помещается в двухэтажном доме, построенном крестьянином села Ставрова Михаилом Бажановым; отопление школы и жалованье учителю в размере 200 рублей оплачивает тот же крестьянин Бажанов.


Дом бывшей церковно-приходской школы


Церковь Николая Чудотворца в с. Юрово

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Юрово Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г. Руководитель организации: настоятель председатель приходского совета Смирнов Виктор Матвеевич.
Адрес: Собинский район, село Юрово, 17а.

Деревня Кочуково

Кочуково – деревня в Собинском районе Владимирской области. Входит в состав Куриловского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Ворша (приток Клязьмы) в 3 км на юго-запад от центра поселения деревни Курилово и в 11 км на север от райцентра города Собинка.

Помещичья дер. Кочуково: расстояние от губернского (он же уездный) города – 27 верст; число дворов - 15; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 51, женского пола - 58; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 62, женского пола - 67; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством.
1859 год: число дворов - 20, число душ мужского пола - 77; женского пола - 89. Численность населения в д. Кочукове в 2010 году – 1 жен.

В конце XIX — начале XX века деревня являлась центром Кочуковской волости Владимирского уезда.
В состав 4-го земского участка входили волости — Кузнецовская, Кочуковсвая, Ставровская, Жереховская, Черкутинская. «Кочуковское Волостное Правление (Почт. адр. с. Ставрово).
Волостной старшина - кр. Яков Макаров. Писарь - Беневоленский.
Волостной Суд. Председатель - кр. Петр Осипов. Судьи: кр. Иван Кочетов; Григорий Ефимов; Степан Тихонов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Кочуковское училище, Кочуковской волости, в дер. Кочукове, основано в 1872 г. От приходской церкви в 2 вер. Ближайшие училища в 7 вер. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, вместе с волостным правлением; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10 ½ , шириной 8 ½ , вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник с. Юрова Иоанн Изволенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1878 г.; учитель Василий Сапоровский, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1884 г. Попечительница вдова статского советника З.Д. Рахманова, пожертвований не делала. Учащихся к 1-му января 1883 г. 30 м. и 6 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 2 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 20 м. и 2 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 46 м. и 8 дев. Учатся все вместе. Из учащихся — 20 из дер. Кочуковой и 34 из соседних деревень. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 300 р., от общества 80 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 80 руб.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р. Прием в сентябре. Учебный год с 15-го сентября по 31-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию 2, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 6. Получили награды 18. Получившие свидетельства учились 3 года. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
«Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора Святейшего Синода о разрешении крестьянам Кочуковской волости, Владимирского уезда, устроить при местном Училище часовню в память в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича, Всемилостивейше повелеть соизволил: «благодарить отъ Меня» (Влад. Епарх. Вед. № 1, 1882).
С 1903 года учительница – Анастасия Алякринская. С 1904 года законоучитель – отец Аркадий Афонов.

«5-го апреля 1917 г. вновь состоялся волостной сход, на котором была сдана подрядчику поставка скота для нужд армии, при чем для пополнения убытков обложена вся крестьянская и частновладельческая земля по 20 коп. с десятины; при этом постановлено просить уездный комитет увеличить цену за поставляемый скот, так как существующая рыночная цена гораздо выше реквизиционной, а также просить перевести число голов скота на пуды и указать общее число пудов живого веса, поставляемого волостью, вместо поставки головами. Избраны 2 делегата в совет солдатских депутатов и 2 делегата для организации совета крестьянских депутатов. На этом же сходе состав старого волостного суда и волостного попечительства заменен новыми лицами, а секретарю волостного комитета И.А. Булыгину выражено полное доверие.
16 апреля состоялось избрание председателем волостного комитета и волостным комиссаром И.Е. Потапова. Поручено членам волостного комитета немедленно организовать сельские и поселковые комитеты. Дела примирительного характера комитет принял на себя. В настоящее время все сельские комитеты уже организованы. Жизнь волости вполне наладилась по новому, и население спокойно» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Четверг 18-го мая 1917 года).
С 1929 года деревня входила в состав Юровского сельсовета Ставровского района.
С 1965 года — Собинского района.
С 1974 года и вплоть до 2005 года входила в состав Куриловского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 176 чел. (20 дворов), в 1905 г. – 146 чел. (29 дворов), в 1926 г. – 161 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 1 чел.

Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Седакова "Филин" действует с 1 июня 1994 г. Адрес: деревня Кочуково, 1. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО СЕДАКОВА "ФИЛИН" ликвидирована 20 июня 2011 г.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин]. - 1893. - 283 с.
Деревня Ваганово
Город Собинка Село Устье

Категория: Собинка | Добавил: Николай (13.01.2017)
Просмотров: 3059 | Теги: Владимирский уезд, Собинский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru