Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
11:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Церковь Флора и Лавра в селе Суворотское

Церковь Флора и Лавра в селе Суворотское

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Мучеников Флора и Лавра села Суворотское Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 10 июля 2017 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Анфалов Андрей Александрович (с 10 июля 2017 г.).
Адрес: Суздальский район, село Суворотское, Красная улица, дом 33а.

Когда в первый раз в селе Суворотском была построена церковь, с точностью не известно. В патриарших окладных книгах 1628 г. значится: «церковь св. муч. Флора и Лавра что в вотчине Боголюбова монастыря в селе Суворовском… дани 6 алтын 4 денги». Затем в писцовых книгах «Волод. уезда Юрьевской приписы польскаго писма и меры кн. Григорья Щехонскаго 153, 154, 155» (1648, 1649 и 1650) гг. записано: «в селе Сурвоцком на опчей земле церковь Флора и Лавра древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение монастырское, место пономарево, место дьячково, место просфирницино; пашни паханые добрые земли двадцать четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен». В 1656 г. дань с церкви была увеличена: «положено дани рубль 10 алтын 5 денег». По описи 1650 г. в селе Суворотском было 66 человек крестьян и 26 бобылей; по описи 1687 г. крестьянских и бобыльских 36 дворов.
В 1687 г. была составлена опись существовавшей в селе церкви. В описи говорится: «в с. Сурвоцком церковь во имя св. муч. Флора и Лавра древяна клетцки крыта тесом; на церкви крест древяной обит железом белым, у креста чепи железныя; в церкви царския двери, сень и столпцы писаны краски, по правую сторону образ Спасов в киоте деревянном, у того же образа престол и одежда писаны на золоте, у него венец серебряной золоченой; образ св. муч. Флора и Лавра в киоте деревянном писан на красках и обложен серебром басемным, венцы и цата серебряны золочены резные да в прикладе золотой червонной да дробных денег серебряных золоченых 5 алтын 2 ден. Да незолотых 4 алт. 2 ден., 2 креста серебряных не большие; образ Архистратига Михаила осмилистовой в киоте древянном обложен серебром золоченым басемным, венец и цата серебряные резные золочены; полевую же сторону образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия в киоте древянном писан на золоте, венец и цата серебряные золочены, пред образы лампады на чепях медныя луженыя, кисти нитяныя с мишурою, а пред муч. Флора и Лавра и арх. Михаила свечи восковыя поставныя писаны краски, у образов пелены деисус с праздники на одних цках 11 икон деисусов; 12 праздников писаны краски, паникадило медное в шандалях, кисть нитяная, в алтаре на престоле индития выбойчатая, на престоле Евангелие печатное, евангелисты серебряные басемные, другое Евангелие письменное в полдесть, евангелисты медные, крест благословенный серебряный золоченый гладкой, распятие литое, другой крест медной, покров крашенинной, за престолом образ Пресв. Богородицы писан на краске, венцы и цата серебряные золоченые, убрусь и пелена дорогильные, сосуды оловянные, покровы и воздухи кандячные, колокольница столп крыта тесом ветха, по ней крест железный да 2 колокола».
Храм, по данным местной церковной летописи, существовал до 1698 г. В этом году был построен новый деревянный храм, который существовал до 1780 г. В этом году село Суворотское получило в дар теплую церковь во имя Николая Чудотворца из села Баглачева, из которой с прибавлением леса от бывшей в селе Суворотском церкви и был выстроен новый холодный храм во имя святых Флора и Лавра. Новый храм имел кровлю скатом на обе стороны с крытыми переходами от северной до южной двери; такой же переход был устроен до колокольни, стоявшей отдельно от церкви. Эти переходы и колокольня были разобраны в 1838 г. за ветхостью. В 1861 г. был разобран верх церкви, на нем устроен восьмиугольный трибун, и церковь была покрыта железом. В 1862 г. была построена новая деревянная колокольня в связи с церковью.
В 1872 г. приход был приписан к с. Суходолу. В 1882 г. открыт вновь.

В 1650 г. священник Иван Никитин, 1687 г. поп Василий да дьячек Ромашка, 1710-1733 гг. Гаврил Васильев, Иван Васильев, Гавриил Иванов, Дорофей Гаврилов, Савва Дорофеев, Андриян Саввин (1811-1825), Василий Андреев Милоглядов (1826-1835), Козьма Орлов, Филипп Ильинский (1838-1848), Колоколов (1844-1854), Матфей Рябиновский, Андрей Цветаев.

Каменная церковь Флора и Лавра с колокольней была построена в 1890 г. в «русском» стиле из красного не оштукатуренного кирпича, узорчато и разнообразно украшена. Особенность храма в едином пространстве основного объема и трапезной, благодаря чему и внутренний объем совершенно един и чрезвычайно просторен. Церковь имела техническое подполье, фактически цокольный этаж, и деревянный пол первого этажа. По всей видимости перекрытие опиралось на кирпичные столбы. В настоящее время пол и перекрытие и несущие его столбы не сохранились, и весь объем раскрыт вместе цокольным этажом.
«Внутри церковь утратила в значительной степени свой древний характер. Настоящий иконостас устроен около 1807 г. Иконы почти все нового письма или переписаны вновь с древних. Из последних сохранились две иконы св. мучеников Флора и Лавра и Архистратига Михаила. Престолов в церкви один в честь св. мучеников Флора и Лавра. Над престолом и жертвенником имеются деревянные резные сени.
Помещицей Петровой церкви завещан капитал в 3000 р.
Земли при церкви для причта: усадебной 2 дес. 60 саж. Пахотной и сенокосной 33 дес. Земля значилась в общем плане села Суворотского.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Для причта выстроены обществом церковные дома. Приход состоял из одного села Суворотского, в коем 692 души обоего пола (316 муж. и 346 жен.), из них раскольников 1 д. муж. и 6 д. жен. пола. [1]

Священник Иоанн Павлович Цветков

29 июля 1914 года скончался 80 лет от роду заштатный священник Иоанн Цветков в селе Суворотском, Владимирского уезда. Усопший был причетнический сын села Крутца, Покровского уезда. По окончании курса во Владимирской духовной семинарии, определен был в 1854 году во диакона в погост Андреевский, Покровского уезда.
Будучи диаконом, о. Иоанн занимался оспопрививанием, и все ценили его трудовую и полезную службу. Любимым же его занятием было пчеловодство, которое он вел с умением и получал чрез это значительную пользу. С течением лет он приобретал все более и более практических сведений в этой отрасли хозяйства и сообщал их всем желавшим воспользоваться его опытностью. В сане диакона прожил ровно 20 лет. В последние годы его пребывания в погосте Андреевском его семейство состояло из 9 человек. Он умел отлично распоряжаться своим хозяйством и править свой дом, а потому, несмотря на многочисленную семью, не слышно было от него каких либо жалоб на трудное положение в жизни.
В 1874 году переходит на священническое место в село Беречино, Покровского уезда. Дети подросли, нужно было возить их для обучения в губернский город Владимир. Много тяжелых трудов и забот перенес он при обучении детей на чужой стороне, так как обучалось одновременно трое сыновей. Кто имеет своих детей и недостаточно обеспечен — хорошо понимает всю неприглядность положения о. Иоанна, как многосемейного отца. В с. Беречине, не надеясь на одни доходы, которые большей частью и состояли в сборах хлебом, священническое семейство трудилось наравне с крестьянами. Знакомый с хозяйственным делом, о. Иоанн шел рука об руку с крестьянами и нес все нелегкое бремя хозяйственных работ. Мало этого. До крайности стесненный материальными средствами, о. Иоанн набирает от своих прихожан малолетних детей и обучает ребят целую зиму за самую ничтожную плату. Так или иначе, но все необходимое детям-сыновьям было доставлено с Божией помощью. В настоящее время (1915 г.) четыре сына, окончившие полный семинарский курс, занимают священнические места. Но кроме четырех сыновей было у о. Иоанна еще пять дочерей. Родительское сердце не могло не беспокоиться и за них; хотелось и их судьбу устроить надлежащим образом, — вопрос не менее трудный, при скудости средств, как и содержание детей — сыновей. Как сумел справиться о. Иоанн, затрудняемся сказать, но и женская половина не осталась неустроенной.
Но вот в селе Беречине постигло о. Иоанна несчастье: сгорел у него дом, и о. Иоанн стал жить в крестьянской избе. С полной покорностью Провидению принял он постигшую его невзгоду и с неослабным вниманием продолжал свое пастырское дело, а вместе с тем прилагал попечения и хлопоты о своих детях.
В 1882 году о. Иоанн перемещен в село Суворотское, где для священника было церковное помещение.
Где бы ни жил о. Иоанн, везде любили его, искренно, глубоко. Да и нельзя было не любить его. Кроткий и незлобивый характер его, непритворная простота и доброта, искренняя любовь к пастве, готовность служить всякому, — все эти качества невольно привлекали к нему сердца всех и каждого. При глубоком благоговении и усердии к своей службе, о. Иоанн оказывал и великую ревность к благолепию дома Божия. В селе Суворотском храм и колокольня были деревянные и от долговременного существования пришли в ветхость. О. Иоанн расположил своих прихожан к постройке каменного храма и колокольни. Прихожане видели, как он заботился о сооружении храма, как много трудился в этом богоугодном деле, и Господь благословил его труд и увенчал полным успехом. В непродолжительном времени на возвышенном месте села Суворотского, к удивлению окрестных жителей, явились, вместо деревянных, каменные и благолепные храм и колокольня.
Приступил он к сему великому делу с несколькими рублями, а окончил, издержавши несколько тысяч. Откуда же, спрашивается, взялась значительная сумма денег? О. Иоанн писал убедительные письма к зажиточным людям, и от них получал пожертвования на построение храма; сам ездил по городам, где личною просьбою приобретал немалые пожертвования от любителей благолепия дома Божия. Главным же сотрудником о. Иоанна по устроению нового храма был усердный церковный староста — помещик Леонид Николаевич Лоскутов, который почти двадцать лет сряду и до самой смерти прослужил в этой должности с великою пользою для храма и прихода.
Епархиальное начальство ценило отлично-усердную и полезную службу о. Иоанна и награждало его. Последнею из наград был наперсный крест. Но самой лучшей наградой ему и лучшим выражением и доказательством его достоинств была та любовь и то уважение, которые питали к нему знавшие его.
Бог помог о. Иоанну воспитать девять человек — детей. Будучи священником в селе Суворотском, он устроил остальных дочерей, последней из них сдал свое место, а сам поступил на должность викарного священника в Скорбященский женский монастырь, Покровского уезда (сейчас с. Хмелево Киржачского района). С монашествующими он был смиренным отцом. За свою добрую и примерную жизнь о. Иоанн пользовался нелицемерным уважением со стороны их. Последние два года своей жизни о. Иоанну пришлось отдыхать от своих служебных трудов, так-как ему стало изменять зрение, и он был принужден возвратиться в село Суворотское, где у него был собственный дом, в котором жила его больная супруга — старушка слепая со вдовою дочерью и внуками. Получая пенсию, жил он безропотно, лишившись за последнее время зрения, имея на своем попечении супругу и вдову дочь с сиротами.
Наконец жизненный день о. Иоанна склонился к западу. Довольно крепкий силами, во всю жизнь не подвергавшийся серьезным болезням, он последний год жизни начал, видимо, слабеть. Постигшая его болезнь быстро сокрушила силы старца. Он предвидел смертный исход болезни, почему во время болезни и приготовлял себя в вечную жизнь, сподобляясь Св. Таинств покаяния, причащения и елеосвящения, и отошел в вечность мирно и тихо...
Погребение усопшего совершено было 31 июля. В 8 ½ часов начался вынос тела, который совершали дети усопшего и двое из его внуков. Народ стоял по обеим сторонам пути ко храму. По внесении в храм, литургию совершили два сына и два внука. Во время литургии и отпевания произнесены были речи детьми усопшего. Тело о. Иоанна положено в церковной ограде. Чрез две недели скончалась и его супруга — страдалица слепая, лежавшая в расслаблении несколько лет...
Доброе имя почившего пастыря на долго останется в сердцах его пасомых, и да не угаснет их горячая молитва о спасении его души! Наверно, не оставят своими молитвами покойного и все знавшие его! «Упокой, Господи, душу раба твоего со святыми, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но — жизнь безконечная!»
Священник Александр Цветков (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел Неофициальный. № 2-й 10-го января 1915 года).

Константин Константинович Богородский родился в Сновицах 5 июля 1876 г. в семье чиновника Владимирской духовной канцелярии Константина Петровича Богородского. В сновицком Вознесенском храме в 1895 г. он начал служить псаломщиком (с 13.08.1895 г. до 28.02.1900 г.). Священником там тогда служил отец Алексий Альбицкий. Супругу о. Константина звали Надежда Яковлевна Богородская, в девичестве — Тихомирова. Венчание их состоялось 11.01.1898 г. В метрической книге Сновицкого храма записано: «Жених Владимирского уезда, села Сновицы – псаломщик Константин Константинович Богородский, сын чиновника Владимирской духовной канцелярии, православный». Служил дьяконом в Вознесенской церкви города Владимира.
Людмила Дмитриевна Василисина рассказывает: «Когда было гонение на церковнослужащих ему [отцу Константину] надо было этот дом продать. Но продать не могли. Потому что никто не покупал в те времена. Такое было время. И здесь жила его дочь - тетя Надя. И муж у нее был Семен. И их трое детей. С одной из их дочерей, Тамарой, мы были приятельницы. Мы и работать вместе ходили и - на пляж и - гулять. Все вместе ходили. А теперь, ее дочь Марина,когда сюда, во Владимир, приезжает - раза два, три в год - мне звонит и ко мне приходит. Моей подруги дочка. Она искала своих предков. Тамара, моя подруга, была 1926 года рождения. Когда еще она была жива у них была жива тетка, тетя Зоя, они стали искать могилу деда. Ведь из своего дома он уехал. Его попросили, чтобы он не жил. Он уехал, чтобы дать возможность детям жить. Потому что зятю, дяде Сене, на работе строго сказали: «Или партийный билет положите на стол или разводитесь со своей женой». Узнав о том, что семье дочери из-за него грозят проблемы, отец Константин принял решение уйти сам. Он стал искать — куда уйти жить. По одним данным он был вынужден поселиться в сторожке при храме в Сновицах: «Там храм был не закрыт. А при храме была сторожка, маленькая будочка. Сновицкий священник разрешил ему там жить. Несмотря на это, советские власти выселили их всех из дома, так как глава семьи был священнослужитель, а.дочь с семьей переселили в дом № 17». По другим данным, хоть и очень дешево, но дом они продали. А отец Константин не жил в Сновицах, а сразу был назначен служить приходским священником в храм Флора и Лавра в селе Суворотском и со своей матушкой переехал туда. Пасху 1931 г. за усердное служение он был награжден камилавкой. Отец Константин в это время жил в селе Суворотском. Там они и прожили до конца своих дней.


Константин Константинович, Надежда Яковлевна Богородские и их внучка Евгения Александровна Волкова на фоне храма Флора и Лавра в селе Суворотском.

Умер отец Константин в 1951 году. Его похоронили во Владимире на старом (Князь-Владимирском) кладбище на почетном месте — у северной стены Князь-Владимирского храма.

Приход в Суворотском по имеющимся данным действовал не позже конца 1930-х годов. Храм был закрыт, ограду разобрали на строительство коровника, дом священника убрали за ненадобностью, была сломана часовня. Колокола с колокольни были сняты. Все село собралось смотреть, как снимать будут. Ефросинья крестом стала перед входом в церковь:"Не дам зорить, безбожники!"… Тракторами и канатами стаскивали купола. В бывшем храме устроили хранилище. Подпол женщины, на коленках ползая, углубляли. В фартуках землю выволакивали, а вниз картофель ссыпали.
В здании хранили зерно и овощи. В 60-е и 70-е годы еще оставались росписи. За зданием следили. Когда колхоз убралзерно, церковь стала никому не нужна, и она пришла в упадок.


Церковь Флора и Лавра с колокольней в с. Суворотское

Одна интересная особенность сооружения, - это очень редкие в строительстве церквей бочарные своды больших пролетов. Это архитектурное решение очень смелое, и одно из самых прогрессивных на момент строительства, яркое свидетельство высокого строительного искусства зодчих. Спустя полвека и в наши дни оно получило развитие в авангардном строительстве из железобетона, ввиду колоссальной сложности кладки таких сводов из кирпича никем более не повторяется.
В настоящее время завершений основного объема и колокольни нет.
Росписи стен практически полностью утрачены. Состояние церкви неудовлетворительное.
Местные жители мечтали храм Флора и Лавра восстановить. Молебны и панихиды верующие служили на улице, около церкви.
Восстанавливать храм жители села решили самостоятельно. Первые шаги уже сделаны. Закуплены стройматериалы, кирпичи, установлена входная дверь. На эти цели пенсионеры складывались по тысяче рублей с каждого дома. Перед началом строительных работ жители вырубили деревья и скосили траву. На территории храма проводятся субботники. Убрали мусор около храма, поставили леса, по которым поднялись на крышу. На крыше спилили деревья, закрыли вход в храм дверьми, чтобы туда не лазили дети, чтобы не было несчастного случая.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Село Суворотское

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (07.10.2023)
Просмотров: 256 | Теги: церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru