К портрету Царицы Евдокии Лопухиной История Покровского женского монастыря в г. Суздале тесно связана с именами двух знатных невольных постриженниц этой обители — Соломонии Сабуровой, первой жены великого князя Василия Ивановича III и Евдокии Лопухиной, первой супруги царя Петра Великого.
Соломония Сабурова в иночестве София, постриженная (в 1526 г.) против своей воли великим князем Васильем Ивановичем, разлюбившим ее и женившимся затем на иноземке Елене Глинской, пережила своего неверного мужа (ум. 1533) и, после 17-ти летнего заточения в Суздальском Покровском монастыре, мирно скончалась здесь 16, декабря 1542 г. и погребена здесь же под сводами Покровской церкви. Современники, питая сострадание к этой невольной постриженнице при жизни, окружили память ее по смерти ореолом святости: появились рассказы о чудесах, совершающихся у ее гроба; Соломонию — во иноках Софию скоро стали чтить, как преподобную, стали писать ее иконы, а епископ Суздальский Серапион составил в честь ее канон и службу и исходатайствовал у патриарха дозволение совершать над гробом „новой чудотворицы" молебны и службы, которые и совершались довольно продолжительное время.
Не такова была, как известно, судьба другой царственной постриженницы и невольной обитательницы монастыря Евдокии Лопухиной, в иночестве Елены.
Выданная за муж за 17 летнего Петра Евдокия мало испытала радостей в семейной жизни. Петр рано охладел к своей юной супруге, на которой его женила мать без его особенного желания. Увлечение Петра своими излюбленными делами, путешествиями, вероятно, вызывало постоянное неудовольствие и протесты его супруги, не понимавшей Петра, а вслед затем Петр и окончательно разлюбил жену, увлеченный прелестями Анны Монс, обитательницы немецкой слободы в Москве, в которой так часто бывал Петр, сведя дружбу с немцами. Евдокия тщетно старалась привязать к себе мужа, который во время своего путешествия по Европе окончательно решил отделаться от нелюбимой супруги и советовал ей добровольно постричься. Евдокия не соглашалась и все еще надеялась вернуть к себе мужа; но возвратившийся из-за границы Петр явно показал, насколько опостылела ему жена: он, не заезжая к ней, прямо проехал к Анне Монс, а затем настоятельно потребовал, чтобы Евдокия постриглась. Когда та стала продолжать упорствовать, Петр распорядился отправить ее в Суздаль в Покровский монастырь и там постричь ее против ее воли. В мае 1699 г. окольничий Семен Языков привел в келью казначеи монастыря Маремьяны, где жила царица Евдокия, иеромонаха Иллариона и тот постриг Евдокию тайно за занавеской, нарекши ее Еленой.
В то время как Соломония Сабурова покорно сносила свою долю и до конца своей жизни осталась монахиней, Евдокия не легко примирилась с своей участью. Воспользовавшись тем, что Петр, занятый государственными делами, совсем забыл о ней, Евдокия сбросила иноческую одежду и, пользуясь покровительством окружающих ее лиц и монахинь, оделась в нарядное светское платье и повела жизнь совсем не монашескую. Томимая одиночеством в цвете молодости и силы, развенчанная царица познакомилась с майором Глебовым, приезжавшим в Суздаль для рекрутского набора, и скоро привязалась к нему всем сердцем. Архимандрит Суздальского Спасского монастыря, впоследствии епископ Ростовский Досифей, казначея Покровского монастыря Маремьяна, старица Капитолина и прочие приставленные к царице люди потворствовали любовной ее связи с Глебовым, который часто бывал у царицы, а Досифей не редко устраивал свидания влюбленных у себя в келье. Но обстоятельства скоро прекратили эти свидания. Глебов охладел к царице и уехал по служебным обязанностям из Суздаля, покинув ее, не смотря на ее нежные к нему письма, и царице пришлось утешать себя мечтами и надеждами на будущее, в ожидании, когда воцарится ее сын царевич Алексей Петрович, насильственно разлученный с ней, нелюбимый также отцом, как и она сама. Скучно тянувшееся время царица разнообразила поездками по окрестным монастырям с целью богомолья, да собиранием сведений о том, что делается в Москве.
Разрыв царевича Алексея Петровича с отцом и бегство его за границу вызвали страшный переполох и розыск всех недоброжелателей Петра. Сыщик Скорняков — Писарев, посланный Петром в Суздаль, открыл о тайных сношениях бывшей царицы с сыном, о том, что царица скинула монашескую рясу и ходит в цветном платье; опытный сыщик дознал, что Евдокия ведет себя здесь не как монахиня, а как царица, что ее поминают царицей и на службах,— открыты были и ее сношения с Глебовым, торжественные поездки по окрестным монастырям и многое другое, в чем повинилась и сама Евдокия. Несчастную Царицу увезли из Суздаля и заточили в Ладожский монастырь под крепкий караул, всех ее приверженцев жестоко наказали: Степан Глебов был посажен на кол, ростовский епископ Досифей расстрижен и колесован, игуменья Покровского монастыря Марфа и старица Капитолина были наказаны кнутом и заключены в тюрьму.
В 1725 г. Евдокия была переведена своей соперницей Екатериной I в Шлиссельбургскую крепость и лишь с восшествием на престол внука, царевича Петра II-го, участь ее изменилась к лучшему: она была переведена, согласно своему желанию, в Московский Новодевичий монастырь, где и провела в спокойствии и довольстве все время да своей смерти, последовавший 27 августа 1731 года.
Не смотря на то, что от времени пребывания царицы Евдокии в Суздале протекло около двух столетий, память о ней жива среди монашествующих Покровского женского монастыря.
Любознательному посетителю инокини обители покажут и церковь Благовещения, где молилась, царица Евдокия, и место, где стояли келлии ее, и царицин сад и пруд и даже печку царицы с замечательными расписными изразцами, перенесенную из старых келий царицы в новопостроенную на том же месте келью казначеи.
Кресло царицы Евдокии Лопухиной
В одно из посещений Покровского женского монастыря с целью отыскать здесь новые следы пребывания опальной царицы нам удалось найти старое кресло царицы Евдокии, на котором она сидела во время богослужения в Благовещенской церкви. Кресло это резное деревянное с высокой спинкой, увенчанное короной и двумя резными львами; оно лишилось подушки для сиденья, было вынесено в кладовую и едва не погибло здесь, но затем матушкой казначее Анатолией было перенесено в ризницу, где и находилось до последнего времени. Резьба, хотя и не совсем искусная, украшает, и ножки кресла, между которыми спереди вырезаны те же львы и корона, что и на верху спинки.
На наш вопрос о том, не сохранилось ли в монастыре портретов царственных постриженниц, монахини показали в келье м. игуменьи тот самый портрет молодой монахини в схиме, который покойный М.И. Семевский принял за портрет Евдокии Лопухиной, найдя сходство с известным портретом царицы, находящимся в московском Новодевичьем монастыре, месте кончины ее. На портрете, кажется, реставрированном, была надпись, гласившая, что это портрет Соломонии, в иноках преподобной Софии.
Хотя портрет царицы Евдокии, хранящийся в Новодевичьем монастыре, и не совсем сходен с Суздальским, находящимся в игуменской келье, тем не менее я повторил мнение М.И. Семевского о том, что портрет этот изображает не Соломонию, а царицу Евдокию. Оказалось, что монахини и раньше не раз до меня слышали об этом предположении, но они решительно запротестовали против этого.
- Нет, нет батюшка! это не царица Евдокия, а сама св. угодница... Вы извольте посмотреть внимательнее тут и надпись есть,— да и изображена то она в схиме. Ведь царица Евдокия не принимала схимы, а была просто монахиней, а св. угодница преставилась в схиме — она это и изображена тут... Видя мое недоверчивое молчание, монахини, желая окончательно убедить меня в верности своего мнения добавили:— да вот что, батюшка, у нас есть портрет царицы Евдокии и вы сами увидите, что он нисколько не похож на этот. Матушка казначея не так давно нашла его на подволоке (чердаке) своей кельи, и теперь он висит у нее в келье.
Портрет царицы Евдокии Лопухиной
Крайне заинтересованный, я тотчас же отравился в келью матушки казначеи. На стене кельи казначеи действительно висел тот портрет, который монахини считают за единственный, существующий в монастыре портрет Евдокии Лопухиной.
Портрет писан масляными красками на полотне, натянутом на деревянный подрамник, и вставлен в позднейшую золоченую рамку за стеклом.
Величина портрета 11 ¾ Х 7 7/8 вершк. На оборотной стороне подрамника вырезано ножом „царица евдокия“; буквы надписи не печатного, а письменного шрифта и насколько можно судить, эта надпись сделана гораздо позднее написания портрета. Такого же характера и другая надпись на холсте с обратной стороны портрета, сделанная пером чернилами: „царица евдокия". Судя по почерку, надпись можно отнести к концу XVIII или к началу XIX столетия. Очевидно резная надпись на подрамнике копировала надпись на холсте или на оборот. Кроме этих надписей на оборотной же стороне портрета вверху холста около подрамника сохранилась древнейшая надпись, совершенно выцветшая, сделанная когда то, нужно думать, чернилами и теперь еле видная — она заключает две буквы Ц и Е (?) или Р (?) и между ними что-то такое вроде не искусно начерченной короны. Надпись эта очень плохо сохранилась и усматривается с трудом. В виду того, что весь портрет сохранился очень хорошо, можно предполагать, что эта подпись когда-то как бы намеренно сглаживалась. Не было ли это после страшного кикинского розыска, когда малейшее напоминание о царском звании Евдокии Лопухиной было тяжким преступлением, и когда старая табличка с вписанным для помина именем Евдокии Лопухиной за службами с титулом Царицы, найденная сыщиком Скорняковым—Писаревым в алтаре Благовещенской церкви, послужила одним из важнейших обвинений, как для самой опальной царицы, так и для поминавших ее на эктениях священников монастырских и епископа Досифея?
Самый портрет, изображающий царицу Евдокию, весьма интересен. Он представляет довольно красивую набеленную и нарумяненную молодую женщину с большими глазами, с красиво очерченными густыми бровями, красивым ртом и характерным носом. Одежду ее составляет: темное платье, несколько вырезанное у шеи, закрытое на протяжении всего выреза тюлевым ожерельем — род жабо того времени; на голове черная шелковая кика, в виде небольшой шапочки, прикрывающей гладко причесанные темно-каштановые волосы; сверху кики накинут тюлевый, изящно вышитый „цветочками“ убрусец, спускающийся до самых плеч. К сожалению, треснувшая во многих местах и потемневшая краска, изображающая платье, не дает возможности точно определить, из какой материи сделано платье, всего вероятнее из темно-зеленого бархата. В ушах вдеты золотые серьги с двумя каменьями — изумрудами (?).
Платье на портрете фасона не старорусского и насколько позволяет судить портрет, изображающий молодую женщину только до талии, можно предполагать, что платье кокетливого польского покроя. Сравнивая этот портрет, в подлинности которого никто в монастыре и не сомневался, с несколькими существующими портретами царицы Евдокии, мы нашли наибольшее сходство этой молодой женщины с изображением царицы, хранящимся в Москве в Романовской галерее. Разница между портретами заключается лишь в костюмах да еще в том, что на монастырском портрете изображена молодая женщина, на портрете же Романовской галереи царица Евдокия представлена в зрелом возрасте, довольно пожилой, в шубе и шапке. Нужно думать, что портрет Романовской галереи изображает Евдокию в царствование Императора Петра II-го или Императрицы Анны Иоанновны, когда царица жила, окруженная почетом, имела свой штат и прислугу, на содержание которых отпускалось из казны 60000 рублей в год. Что же касается отдельных черт лица на монастырском портрете, найденном казначеем Покровского монастыря, то многие из них очень напоминают черты лица царицы Евдокии на портрете Романовской галереи. На том и другом портрете одинаковые глаза, рот, очертание бровей,— но всего более сходство усматривается в очертании носа, довольно характерного на тем и другом портрете.
Что касается других портретов, снимки с которых имелись у нас под руками, а именно:
1) портрет царицы в иноческом одеянии, помещенный в «Истории Петра Великаго» А.Г. Брикнера, издание А.С. Суворина 1882 г. т. 1-й стр. 355;
2) портрет-литография в «Русских Достопамятностях» А. Мартынова при статье г. Есипова о Евдокии (также в иноческом одеянии) т. 1-й. М, 1883 г.;
3) портрет, принадлежащий гр. И.И. Воронцову—Дашкову (снимок его в Истории Петра Великаго Брикнера стр. 251), в той же одежде, что. и на портрете Романовской галереи;
4) фотография Лушнева с портрета, находившегося на исторической выставке 1870 г.;
5) портрет у Ровинского в словаре гравиров. портретов (т. II стр. 740),— то все эти портреты, изображающие царицу в разные эпохи ее жизни, отдельными чертами своими напоминают изображение портрета, найденного казначеей м. Анатолией.
Судя по изображению, портрет этот мог быть нарисован или незадолго до ссылки царицы в Суздаль, когда Евдокия с нетерпением ожидала возвращения из-за границы Петра, надеясь вернуть себе его охладевшее сердце, чем и объясняется кокетливость ее наряда, или, что всего вероятнее — портрет этот относится к 1707—1710 году, когда развенчанная царица, сбросила с себя монашеское платье и увлеклась майором Глебовым. Евдокии в то время было около 37 лет она была тогда в полном расцвете своей силы. Судя по письмам ее к майору Глебову, сохранившимся в архивных делах, любовь ее была довольно горяча, в то время как майор Глебов напротив скоро начал охладевать к ней. Желая нравиться избраннику сердца, царица Евдокия очень заботилась о нарядах и о своей красоте. Следственные дела, которые были подняты впоследствии Петром, открыли почти день за день всю ее жизнь в Суздале. Игумены монастырей Суздальского Спасо-Евфимиева, Сновицкого, Боголюбова, Покровского (близ Боголюбова), которые посещала скучающая царица, донесли, что Евдокия в Суздале одевалась очень нарядно в мирские платья — польские зеленые и иных смирных цветов кунтуши и польские шапки. Этими нарядами ее снабжала иногда царевна Марья Алексеевна. Эти же наряды найдены были и в сундуках царицы, как мы выше упоминали, в 1718 г. сыщиком Скорняковым—Писаревым. К этому-то периоду пребывания в Суздале и может относиться новый портрет царицы Евдокии.
В то время в Суздале живописное и иконописное дело было в довольно хорошем состоянии. Хорошие живописцы и иконописцы были при архиерейском доме преосвященного Иллариона митрополита Суздальского, родственника и друга царского изографа Симона Ушакова. Сохранившиеся в Суздале иконы от того времени в иконостасе Покровского монастыря, и в особенности икона Распятия Христова в Ризположенской церкви 1682 г. написанная суздальцем Бабухиным, и другие вполне свидетельствуют об этом, а портрет самого преосвященного Иллариона, писанный не задолго до его смерти (ум. 1707 г.) и находящийся в Суздальском соборе над гробницей святителя, показывает, что и портретное искусство в Суздале в то время процветало. Портрет мог быть исполнен и по желанию самой царицы, а также и по желанию окружающих ее лиц, надеявшихся видеть Евдокию снова царицей и в славе...
По просьбе Владимирской Ученой Архивной Комиссии, благодаря просвещенному содействию настоятельницы монастыря игумении Мелитины с согласия м. казначеи Анатолии, портрет этот в настоящее время передан в Исторический Музей Комиссии вместе с креслом царицы Евдокии.
Прилагаемый при сем снимок с портрета, к сожалению, не передает всецело подлинника: в снимке утратилась живость выражения, лица, которая в значительной степени удалась живописцу, а напротив выступили, благодаря фотографии, такие штрихи живописи, которые в подлиннике не заметны.
В заключение считаем не лишним привести перечень гравированных портретов царицы Евдокии, собранных Д.А. Ровинским в его классическом сочинении: „Словарь русских гравированных портретов" (т. II, стр. 740).
1) Овал в четырехугольнике; грав. резц.; по гр. ¾ Eudoxia / Wife of Peter the Great / Emperor oi Russia / Рrinted for i. Hinton, at the Rings Arms in Paternoster. Row. Вышин. 5. 4, шир. 3. 4 1/2. При книге Perry, The state of Russia under the present Czar. London 1716, 8°.
2) Другой ориг. В овале; грав. пунктиром; поясн., с руками, 3/4 вл. В монашеском платье, лицо на половину прикрыто черным крепом: грав. А. Осипов. Отпечатан в четырехугольной подвижной рамке с двумя амурами, гербом и подписью: царица евдокия-феодоровна первая супруга императора петра вел. дщерь Болярнна Феодора Аврамовича Лопухина / род. 1669 июля 30 сочеталась 1689 ген. 27 в 1698 по воли государя поев, себя в иноческий чин в суз. Бок. Мон. и наречена Еленой 727 по указу Внука Ея Петра II пер. в Москву в новодев. М. где Блаженно оконч. жиз. свою авг. 27. 731. жила 62 и 27 дн.
В 1-х отпечатках внизу посвящение: Его Превосходительству Тайному Советнику Сенатору и Ковалеру Ивану Володимировичу Лопухину приносит Коллежский Советник Филипповский. Вышин. 8. 5 ½ , шир. 5, 11. Во II отпеч., приложенных к Пантеону Филипповского 1810 г. это посвящение стерто. Оригинальная картина масляными красками, с которой сделана гравюра, находится в Московском Новодевичьем монастыре, такая же в Оружейной Палате; в Теремах есть такой же портрет, но здесь Лопухина представлена с петухом на руках.
3) Огромный портрет, гравир. акватинт., по заказу Л.К. Нарышкина; поясн., ¾ впр: Царица и Великая Княжна Наталья Кирилловна qrave par М. Desmadryl. Оригинальная картина находится у Льва Кирилловича Нарышкина Jmprime par Chardon aine et Aze. По замечанию А. Васильчикова это портрет Евдокии Феодоровны; копия масляными красками находится у гр. Воронцова-Дашкова (была на выставке 1870 г.; каталог Петрова № 16), (фотографирован у Клиндера. См. сюиты 1866.). В Эрмитаже этот портрет приписывается Марфе Алексеевне (Этот же портрет помещен, как мы выше упомянули, у Бриннера в его Ист. П. Вел. стр. 251).
4) Картинка, грав. резц.: Jndigne traitement fait a La Princesse Eudoxie pqe 310. Выш. 4, 3., шир. 2, 8. В Nougaret: Beautes de 1’histoire de la Russie. Paris 1814.
У того же Ровинского: Словарь гр. порт. т. IV, стр. 211 упоминается еще портрет Евдокии. Под 1689 годом: „Книга любве знак в честен брак, сочинися через меншаго Иеродиакона Кариона Истомина, типографии справщика, в царствующем граде Москве, мироздания … от воплощения же Бога Иисуса Христа … месяца Ианнуария в … день». Рукопись с изображениями Петра Алексеевича и супруги его Евдокии Федоровны, в древнем царском наряде, и рисунками, представляющими стрельцов, музыкантов и певчих; с посвящениями Кариона Истомина и разными аллегорическими виршами. Рукопись находилась в собрании И.Н. Царского, которое было куплено гр. А.С. Уваровым. Рисунки (5) из нее скопированы и помещены в Очерках Тромонина. М. 1839, очерк 85—89.
Д. член В. Георгиевский. /Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 2. - 1900./ Лопухина Евдокия Федоровна. Свято-Покровский женский монастырьCopyright © 2016 Любовь безусловная |