Смышляев Валентин Сергеевич (14 марта 1891, Пермь — 3 октября 1936, Москва) — русский и советский актёр, театральный режиссёр, педагог, театровед. Заслуженный артист РСФСР (1935).
Смышляев Валентин Сергеевич
Валентин Смышляев родился 14 марта 1891 г. в Перми.
В детстве жил во Владимире; учился во Владимирской Губернской мужской гимназии.
Из воспоминаний Михаила Васильевича Касаткина. «В гимназии усилилось стремление учащихся к искусству при всемерном поощрении его начальством, выражением чего явились ежегодные открытые концерты учащихся. Программу одного из них мы и приведем в рецензии о нём в газете «Старый владимирец». Он состоялся 21 ноября 1910 года в день храмового праздника гимназии. Вот эта рецензия: «7 часов вечера... Помещение Дворянского собрания залито электрическим светом. Большие высокие комнаты заполнены публикой, полны движения, говора, звуков. Посетители вечера преимущественно зелёная молодёжь: гимназические куртки и белые передники. Сотни молодых лиц радостных, оживлённых... Вечер открылся оркестром мандолинистов. Взоры устремлены на мандолинистов. Часть зрителей волнуется: как бы не сбились - какой конфуз. Юный дирижер взмахнул рукой, и мандолинисты наполнили зал красивыми уверенными звуками вальса. Всплыло старое и вечно новое настроение, властное стремление сердца жить и любить. Последние звуки вальса подхватил гром аплодисментов. Гимназист Бессонов довольно удачно исполнил на рояле серенаду Гензелетта. Байцуров сильное впечатление произвёл исполнением романса "Война" Кюи. С удовольствием прослушали скрипачей Лебедева и Дормидонтова. Цеханович прекрасно прочёл хорошо известное переводное стихотворение "Призраки". Первое отделение закончилось выступлением хора под управлением учителя пения В.И. Леонтьева. Второе отделение оставило по себе также красивое впечатление, ещё раз подчеркнув серьёзное отношение исполнителей к своей роли. Выступление струнного оркестра под управлением известного во Владимире капельмейстера Вановича дало возможность с удовольствием прослушать музыку Шумана ("Детский праздник") и Бизе ("Искатели жемчуга"). Успешно исполнил на рояле рапсодию Валенгаузена Дреер, а Студенецкий спел "Где вы, последние дни". Приятно было принято выразительное чтение "Бурлака" В.С. Смышляевым. Большое удовольствие вызвало появление маленького Кашкина, выразительно прочитавшего стихи Алексея Толстого "Князь Михаил Репин" и на "бис" две басни. Хор спел "Ой у лузи" и др. Вечер закончился исполнением вне программы "Славься”, выслушанною стоя. В материальном отношении вечер, устроенный в пользу недостаточных учеников гимназии, также имел прекрасный успех». Автор этой заметки в газете «Ст. владимирец» за 23.11.1910 г. - всё тот же неугомонный М. Левицкий. Приятно вспомнить, что большинство участников этого концерта, как то Коля Байцуров, Аполлинарий Цеханович, Саша Лебедев, Витя Дpeep и Толя Дормидонтов были ученики нашего класса, очень способного в целом. Саша Лебедев даже нелегально участвовал в постановке новой тогда пьесы М. Горького «Дети солнца» с участием красавицы гимназистки, талантливой любительницы театра Лёли Рябиковой. Этот спектакль из-за опасности внезапного ареста ставился на сцене в доме на Садовой улице, где жил Валя Смышляев, в явочной конспиративной тогда квартире местной социал-демократической группы, куда меня зазвали тогда на этот спектакль и Валя, и Саша, и Лёлечка. Смышляев был режиссёром спектакля и до такой степени увлёкся театром, что не раз оставался на второй год в одном и том же классе и даже в последнем, восьмом, предпочитая всему театральное искусство. Впоследствии, будучи ещё юношей, он стал известен К.С. Станиславскому, и был выдвинут им в режиссёры Второй студии Московского Художественного театра, но, к сожалению, умер очень рано, как и его учитель Е. Вахтангов».
В 1912—1917 годах учился на юридическом факультете Московского университета. С 1913 года был сотудником Художественного театра, в 1915 году стал актёром МХТ, с того же года участвовал в спектаклях 1-й Студии МХТ.
В дальнейшем работу в 1-й Студии Валентин Смышляев совмещал с педагогической и театрально-общественной деятельностью: в 1917—1919 годах руководил фронтовыми бригадами, заведовал секцией массовых представлений театрального отдела Наркомата просвещения; активно участвовал в деятельности Пролеткульта: организовал и возглавил театральный отдел в его московском отделении, заведовал художественной частью Центральной арены Пролеткульта, где в 1921 году дебютировал как режиссёр, поставив вместе с Сергеем Эйзенштейном спектакль «Мексиканец» по Дж. Лондону.
В 1924 году, после преобразования 1-й студии МХТ в театр МХАТ 2-й, Валентин Смышляев стал актёром и режиссёром этого театра, где поставил ряд заметных спектаклей, в том числе «Укрощение строптивой» (1923) и «Гамлета» с Михаилом Чеховым в заглавной роли (1924). Одновременно работал как оперный режиссёр в Московской консерватории.
В 1931 году Валентин Смышляев покинул МХАТ 2-й и до 1933 года был художественным руководителем театра «Семперанте», а в 1933 году основал и возглавил Московский драматический театр (известен как Московский драматический театр под руководством В.С. Смышляева).
В 1936 году театр был расформирован. Смышляев получил приглашение в Малый театр, но к работе приступить не успел — умер от инфаркта 3 октября 1936 г. в Москве.
Творчество
Актёрские работы Московский Художественный театр:
«На дне» М. Горького. Постановка К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Алёшка
1915 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина — Слепой старик;
1-я Студия МХТ:
1915 — «Потоп» Г. Бергера. Режиссёр Е. Вахтангов — Чарли,
1917 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. Художественный руководитель постановки К. Станиславский, режиссёр Б. Сушкевич — сэр Эндрью;
МХАТ 2-й:
1929 — «Чудак» А. Афиногенова. Режиссёры А. Чебан и И. Берсенев — Рогачёв. Режиссёрские работы
1-я Студия МХТ:
1923 — «Укрощение строптивой» У Шекспира;
МХАТ 2-й:
1924 — «Гамлет» У. Шекспира (совместно с В.Н. Татариновым и А.И. Чебаном),
1926 — «Орестея» Эсхила,
1927 — «Взятие Бастилии» Р. Роллана,
1928 — «Митькино царство» Липскерова (совместно с С.Г. Бирман);
Театр «Семперанте»:
1932 — «Цвет радости» Ю.В. Болотова,
1932 — «Особое мнение» О.М. Брика и О.Л. Леонидова;
Московский драматический театр:
1933 — «Евгений Базаров» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»,
1934 — «Красное и чёрное» по Стендалю,
1935 — «Скупой» Ж.Б. Мольера,
1935 — «Шестеро любимых» А. Арбузова,
1936 — «Далёкое» А. Афиногенова. Сочинения: Теория обработки сценического зрелища (1921).