Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
19:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Воскресенский погост, Вязниковский район

Село Воскресенское

У когда-то очень большой, а ныне понемногу умирающей деревни Галкино Вязниковского района, с брошенными даже двухэтажными кирпичными домами, в Тетрух впадает речка Нула — левый приток. Оттуда Тетрух становится уже настоящей рекой. В старину там на левом берегу Тетруха находился Воскресенский погост, что на Гоголевой горе. Когда-то он входил в обширную Ярополческую вотчину боярина князя Федора Мстиславского. Сегодня от бывшей многоприходной Воскресенской церкви не осталось и следа.
«Село Воскресенское при рч. Тетрухе находится в 65 вер. от уездного города Судогды (Судогодский уезд) и в 100 верстах от губернского».

Воскресенский-Тетрухский женский монастырь

В истории Российской иерархии (т. III, стр. 620) отмечено, что существовал здесь Воскресенский Тетрухский женский монастырь, который был упразднен в 1764 г. Но об этом монастыре каких-либо других сведений не имеется. В патриарших окладных книгах в отметках о Воскресенской церкви не упоминается о существовании здесь монастыря.

Церковь Воскресения Христова

Первая отметка о Воскресенской церкви в патриарших окладных книгах сделана под 1628 г. «Церковь Воскресение Христово въ вотчине боярина князя Федора Ивановича Мстиславскаго княгини Ирины въ Ерополче на Гоголеве горке на Тетрухе».
По писцовым книгам 1653 г. при этой церкви значится «три двора поповыхъ, дворъ дьяконовъ, пономаревъ и просвирницынъ, церковныхъ бобылей 13 дворовъ, 3 двора нищихъ, въ приходе 351 дворъ крестьянский, 35 дворовъ бобылей и подсоседниковъ, пашни церковной «середние земли» 33 четв. в поле, сена 100 копенъ».
Из этой выписи видно, что Воскресенский приход и в то время был весьма многолюдным приходом. Как на выдающуюся черту, можно указать и на то, что в составе причта был дьякон, что было чрезвычайно редко при приходских церквях того времени.
В 1710 г. при Воскресенской церкви было 7 священников.
В 1712 г. здесь была построена новая деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и св. муч. Параскевы. В 1735 г. этот храм сгорел от удара молнии и вместо него в 1736-1764 гг. в Воскресенском был построен каменный храм.
«Престолов в этом храме три: главный во имя Воскресения Иисуса Христа, в трапезе теплой в честь Казанской иконы Божией Матери и св. вел. муч. Георгия Победоносца (устроен в 1888 г.).
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается от земли церковной и от служб и требоисправлений до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из села Воскресенского и деревень: Крюковки (2 вер. от церкви), Кошкина (2 вер.), Ильина (2 вер.), Андреевской (4 вер.), Мелехова (4 вер.), Малахова (7 вер.), Серкова (6 вер.), Вощина (2 вер.), Коровина (2 вер.), Малого Высокова (5 вер.), Голобокова (3 вер.), Абросимова (3 вер.), Матюкова (5 вер.), Голобокова (3 вер.), Абросимова (3 вер.), Матюкина (3 вер.), Концева (4 вер.), Эдона (4 вер.), Табачихи (4 вер.), Торчихи (4 вер.), Степанцева (8 вер.), Дьяконова (8 вер.), Коровинцева (8 вер.), Сенина (7 вер.), Ямок (7 вер.), Сосновки (8 вер.), Рябихи (8 вер.), Пономарева (5 вер.), Елисеева (2 вер.), Захарова (4 вер.), Грибастова (4 вер.) и Игнатцева (4 вер.). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 505 дворов, 1802 души муж. пола и 1859 женского, в том числе раскольников 124 души муж. пола и 156 женского».
»/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

В Воскресенском с 1841 г. существовала народная школа. В кон XIX века содержалась на средства земства. Учащихся в 1896 г. было 35.

Церковь во имя св. муч. Параскевы Пятницы

Кроме каменной Воскресенской церкви в Воскресенском была еще деревянная церковь во имя св. муч. Параскевы, нарицаемой Пятница. Построена эта церковь в 1773 г. на средства прихожан; эта церковь построена была в память прежде бывшего придела главной церкви.

Открытие памятника Императору Александру II

В погосте Воскресенском, Судогодского уезда храмовый праздник в честь мученицы Параскевы 28 октября в 1913 году прошел с особым торжеством. В этот день было освящение и открытие памятника в Боге почившему Государю Императору Александру II в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Со дня дарования свободы 19 февраля 1861 года в сердцах многомиллионного русского народа затеплился луч благодарения к Царю-Освободителю. Луч этот не потухает и доселе, а время от времени вспыхивает все ярче и ярче, и надо ожидать, что широким пламенем разгорится в будущем и в дальнейших поколениях. Иначе и быть не может. Дары гражданской свободы так ценны, широки и многообещающи в прогрессе жизни народа русского.
Под влиянием чувств благодарения, население Воскресенской волости, Судогодского уезда, в увековечение дня свободы соорудило памятник Императору Александру II. Памятник установлен на площади перед Волостным Правлением против другого памятника-часовни, построенного волостью в 1891 году в воспоминание чудесного спасения драгоценной жизни Императора Александра III с Августейшей Семьей при крушении поезда 17 октября 1888 года.
Торжество освящения и открытия памятника, при многочисленном стечении прихожан и иноприходных, совершилось в следующем порядке. Праздничное бдение отслужено было утром настоятелем-священником Павлом Титовым в старой деревянной Пятницкой церкви. На литию и величание, кроме служащего, выходили: Благочинный протоиерей Павел Лебедев, местный священник Феодор Снегирев и села Копнина священник Василий Сиротский. Всех молящихся елеем помазал предстоятель. Пел местный хор с участием нарочито прибывших учительниц народных школ под управлением учителя Нарбекова. Надо отдать справедливость любителям церковного пения за его стройность, плавность: пение было восторгающее и влекущее всех к молитве Богу. В том же храме совершена была ранняя литургия священником Феодором Снегиревым и праздничный молебен. Ровно в 9 часов утра раздался благовест к поздней литургии. Быстро наполнился народом очень поместительный и недавно реставрированный каменный Воскресенский храм, куда перешло дальнейшее церковное богослужение. Началось оно освящением воды, а затем собором участвовавших в бдении священнослужителей, за исключением священника, служившего раннюю литургию, совершалась поздняя литургия. Сослужили диаконы из погоста Никологор о. Чижов и местный о. Ландышев. Хор певчих помещался на устроенных по западной стене хорах. В обычное время благочинным протоиереем Павлом Лебедевым произнесено было нижеследующее поучение на текст: «Идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3, 17).
«Из священных книг Ветхого Завета нам известно об освобождении еврейского народа от рабства Египетского, в котором евреи пребывали 200 лет. Также мы знаем из тех же священных книг об освобождении иудеев из плена Вавилонского, продолжавшегося 70 лет. В оба раза, по лишении свободы, евреи переносили тяжкий гнет как от египтян, так и от вавилонян, и с нетерпением ожидали освобождения своего от рабства и плена. Дождались желаемого, возвратились в родные края святой Палестины, где жизнь их и пошла лучшим путем в религиозном и экономическом отношении. При Моисее получен Закон Божий, устроена скиния, открылось богослужение, установились гражданские порядки, так что в дальнейшем царство еврейское стало славным верой в Бога и богатым во внешней жизни. По возвращении из плена Вавилонского иудеи обратились первее всего к Богу, устроив храм Ему для богослужений и жертвоприношений, и затем занялись благоустройством жизни своей под управлением первосвященников и князей. И мирно, благоденственно потекло у них время.
С этими событиями жизни народа еврейского побуждалось сопоставить и наше историческое гражданское освобождение 22-х миллионов народа русского от крепостной зависимости. Силой случайно сложившихся обстоятельств образовалось у нас на святой Руси крепостничество. Князья раздавали землю, которой было весьма много, боярам и дворянам, а к тем и пристраивались бедные крестьяне, сначала в качестве арендаторов, а потом незаметно перешли и в положение закрепощенных. Правительство, конечно, с этим на первых порах мирилось и препятствий к тому никаких не поставляло. Крепостная зависимость – это горькая участь людей, это оковы для самодеятельности и развития подпавших ему. История описывает крепостное право самыми мрачными и черными красками. Крестьяне, по указанию и требованию своих господ, несли тяжелый физический труд. При неугождении своим господам, им часто приходилось переносить и терпеть всякого рода побои от них, истязания и пр. Мрачное то время! При таковом состоянии естественно не могло быть процветания государства во всех его отношениях и оно обрекалось на застой. Это созналось правительством. Годы текли и текли. И вот заря свободы загорелась; стала подготовляться великая реформа освобождения крестьян от крепостной зависимости. По долгой заре появилось лучезарное солнце – воцарился на русском престоле Государь Император Александр II. По Его мановению и приказу был изготовлен милостивейший манифест и Ему представлен. Император Александр II, оставшись один в своем кабинете, вознес молитву к Господу Богу и, под осенением святым, взял перо и подписал манифест. Давно ожидаемое всем русским народом совершилось. Священная минута Царского благоволения, минута эта неизгладимая из памяти облагодетельствованного народа! С этой минуты спали оковы с закрепощенных, и они стали свободными к выполнению обязанностей православной веры, свободными к своему нравственному усовершенствованию и свободными к личной работоспособности, долженствующей отразиться на процветании всего государства. При условии дарованный 19 февраля 1861 года свободы протекает жизнь русского народа и до настоящего времени. Мы видели, что после рабства Египетского еврейское царство стало славным, и что жизнь Иудеев после плена Вавилонского стала лучшей. То же самое можно усмотреть и в нашем Государстве по уничтожении крепостной зависимости. Действительно, с этого времени благоденствие России возвысилось, она приобрела славу и уважение всех народов. Таковое состояние православной Руси да не померкнет и впредь, но общими усилиями нашими да усовершается она, наша Русь, все более и более в верности православию, преданности Самодержавию и в улучшении культуры жизни.
Ценя освободительную реформу и за нею и многие другие последовавшие реформы, благодарная Россия почитает своею священною обязанностью увековечивать в памяти народной знаменательные события. Так, лучший день в жизни Императора Александра II, как выразился сам он о дне дарования свободы, увековечивается не одними историческими письменами, но и вещественными памятниками. Ко многому числу таковых в православной России присоединяется ныне и ваш, населением Воскресенской волости сооруженный памятник в боге почившему Государю Императору Александру II. Да напоминает он вам, детям вашим, внукам и правнукам в роды родов о долге благодарной молитвы за Царя-Освободителя и о долге непрестающих трудов в свое собственное благоденствие и всего отечества нашего.
Но бр., с церковного сего амвона необходимо сказать, даже и постоянно поучать, что есть у нас высшая свобода, свобода христианская. Перед этой свободой бледнеют и меркнут те упоминаемые нами свободы, о которых речь была выше. Свобода христианская состоит в искуплении Сыном Божиим падшего человечества. Господь наш Иисус Христос крестной смертью Своей примирил нас с Богом, очистил от грехов и источил бессмертие. Сия высшая свобода вселяется в нас верой и действует благодатию. По вере во Христа и по благодати возрождения, все мы православные христиане Богу усыновленные, святи и живи. Но что скажем о себе в отношении жизни по Христу? Со скорбью должно сказать, что мы более рабы греха (Иоан. 8, 34), чем свободные, ибо не имеем в себе плодов Духа Божия – христианских добродетелей и подвигов (Гал. 5, 23). Мы малодеятельны в приобретении любви, радости, мира и прочих христианских идеалов, и мало того, что малодеятельны, но еще многие и очень порываются, так сказать, освободить себя от спасительного ига Христова. Прислушаешься к речам христиан, даже и не интеллигентов, а просто малообразованного селянина, и часто услышишь: да есть ли Бог-то, есть ли жизнь по смерти, не суеверие ли православие и т.д. Да! Нынешнее разрушительное время сильно колеблет умы православных христиан. Злонамеренные люди зарождают сомнение в спасительности православия и вот плод – появление безблагодатного старообрядчества. Злонамеренные люди проводят мысль, что нужна одна вера во Христа без добрых дел, и вот плод – усиление сектантства. Злонамеренные люди говорят, что должно следовать велениям совести (вернее собственной бессовестности), и вот плод – начало безверия, развращения нравов, попрания прав ближнего, проявления всякого хулиганства и многих темных сторон жизни. Но не перечесть всех ужасов разрушения. Отвратим слух и сердце от всего подобного. Станем мы добры в свободе христианской, и потщимся всякое зло побеждать добром, состоя под осенением спасительной православной церкви Божией. «Идеже Дух Господен, ту свобода»».

По литургии совершена была вселенская панихида по в Боге почившем Государе Императоре Александре II, с провозглашением вечной памяти, вызвавшая на глазах многих умиленные слезы. Собрался в церкви крестный ход, который и последовал к месту памятника с пением Пресвятой Богородице «Отверзу уста моя». Крестный ход – религиозная процессия сердце захватывающая! Громадою шествующего народа, при развевающихся хоругвях, при святых иконах и при соборе священнослужителей, невольно чувствовалась сила православия, как оплота престола царского и мощи Державы русской. У памятника перед святыми иконами совершен был молебен Спасителю и Божией Матери с провозглашением многолетия Государю Императору Николаю Александровичу с Государынями Императрицами, Наследником Цесаревичем и всем Царствующим Домом. По многолетии провозглашена «вечная память» Государю Императору Александру II. При пении «вечной памяти» спала завеса с памятника, и он был предстоятелем окроплен святой водой со всех сторон. Окроплены и венки, возложенные на памятник от Воскресенской, Большегригоровской и Смоленской волостей. В этот момент как бы живым предстал образ мученически скончавшегося Царя-Освободителя перед всеми присутствующими, и народ крестился, переживая ту историческую радость, когда лично сам Император возвещал Милостивейший Манифест о гражданской свободе. Затем провозглашены обычные многолетия и в конце многолетие членам комитета по сооружению памятника и всем жертвователям на него. Громогласно сказанное и певчими пропетое «многая лета» раздалось по всей площади. Затем предстоятелем сказана была краткая речь: «Православный русский народ! Сей освященный и открытый памятник Императору Александру II есть непрестанный видимый свидетель дарования свободы 19 февраля 1861 года. В данном Царем-Освободителем манифесте заключается золотое и вечное Его царское нам завещание. Девиз его таков. Освобожденный русский народ! В дарованной тебе свободе Богу служи и молись и в той же дарованной тебе свободе работай и трудись. Пусть же в роды родов созерцаемый памятник будет уверением исполнения заветов Царя, но не послужит укором нам и потомству ни теперь и никогда». Послышался народный гимн «Боже, Царя храни» и «Коль славен наш Господь». Крестный ход возвратился обратно в церковь.
В здании Воскресенского начального училища прикосновенным к делу и приглашенным на торжество были предложены чай и закуска. Первый тост за здравие Государя Императора возгласил земский начальник Борис Петрович Рост. Ответом было громкое «ура»! Он же возгласил и второй тост за начальника губернии, Владимирского Губернатора. Благочинный, протоиерей Павел Лебедев, предварительно высказав, что ни одно патриотическое торжество православного русского народа не обходится без благословения и молитв церкви, произнес тост за Архипастыря Владимирской церкви, Высокопреосвященного Архиепископа Николая. Пропето «многая лета». Произносились и многие другие речи по предмету торжества. Трапеза прошла оживленно в воспоминаниях о великих и благодетельных реформах Императоров Александра II, Александра III и ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая II. По желанию и просьбе присутствующих, была составлена и оглашена земским начальником г. Рост всеподданнейшая телеграмма с выражением верноподданнических чувств любви и преданности Государю Императору со всем Его Августейшим Семейством, которая и направлена через Владимирского губернатора.
Протоиерей Павел Лебедев.
Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (10.09.2016)
Просмотров: 104 | Теги: Вязниковский район, Судогодский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика