Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
12:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Павлов-Русинов Сергей Николаевич

Сергей Николаевич Павлов-Русинов

Родился 14 июля 1893 года во Владимире в семье потомственных дворян. Его отец Николай Леонидович Павлов-Русинов (1864-1949) до революции служил губернским следователем, а в послереволюционное время – секретарем земского отдела в Москве. Его дядя Александр Леонидович Павлов-Русинов служил губернским секретарем. «С прошением губернского секретаря Александра Леонидовича Павлова-Русинова о выдаче ему на руки 300 руб., назначенных собранием на стипендию сыну его Владимиру. Губернский секретарь Александр Леонидович Павлов-Русинов в поданном в управу прошении изложил следующее: «в 1898 году Юрьевское земское собрание за 20-ти слишком летнюю службу мою в Юрьевском земстве назначило стипендию сыну моему Владимиру в количестве 300 руб. до окончания образования его в земледельческой школе, то есть на 5 лет, каковая сумма и внесена в смету. В настоящее время сын мой оставляет земледельческую школу и переходит в другое учебное заведение, где должен быть приходящим и жить на квартире, а так как он пользуется стипендией только два года, то я имею честь покорнейше просить земскую управу выдавать на будещее время в продолжение оставшихся еще трех лет назначенную собранием стипендию мне на руки, если же управа принять на себя этого распоряжения не может, то всепокорнейше прошу это мое ходатайство доложить предстоящему очередному земскому собранию» (Журналы очередного Юрьевского уездного земского собрания 1900).
Мать будущего музыканта Александра Васильевна Павлова-Русинова (в девичестве Секавина) (1870-1942) – дворянка, дочь придворного врача. Окончила Институт благородных девиц с Золотой медалью. Занималась воспитанием детей.
У Николая Леонидовича и Александры Васильевны было трое детей: сын Василий Николаевич – юрист, прекрасный пианист, защитил диссертацию (по юриспруденции) на немецком языке, умер в 1955 году в Москве; дочь – Евгения Николаевна, в совершенстве владела французским языком. Одно время работала переводчицей, но в основном занималась воспитанием дочери. И младший сын – Сергей.


Сергей Николаевич Павлов-Русинов

Ранние детские годы Сергея прошли в Суздале, где его отец одно время служил судебным следователем по уголовным делам. Суздаль с его величественными храмами произвел на Сергея неизгладимые впечатления. А колокольные звоны, которые часто ласкали его слух, просто завораживали музыкально одаренного мальчика.
В 1902 году Николая Леонидовича (отца) перевели следователем в Вязники. Родители большое внимание уделяли воспитанию Сережи, дали ему всестороннее домашнее начальное образование, обучали русской словесности, музыке, иностранным языкам. Не случайно уже к моменту завершения среднего образования Сергей в совершенстве владел французским, немецким и латинским языками. Но особенно он все-таки увлекался музыкой. Тяга к ней у него появилась годам к пяти. В квартире Павловых-Русиновых часто играли на фортепиано, исполнялись старинные романсы, русские народные песни. Естественно, музыкально одаренный мальчик впитывал в себя все, как губка, и, соответственно, рано обучился игре на фортепиано.
В 1906 году Сергей поступил во Губернскую мужскую гимназию, в которой обучался по 1916 год включительно. Параллельно все эти годы он занимался на курсах при Владимирском отделении Московской консерватории. В 1909 году Сергей сочинил первое в своей жизни произведение – вальс «Песня скорби», один из лучших его вальсов. Учебу по классу скрипки и теории музыки он завершил в том же 1916 году и получил квалификацию преподавателя музыки.
Но, по-видимому, Николай Леонидович не считал музыку главным делом жизни сына и посоветовал ему идти по своим стопам. Так это или не так, но только Сергей Николаевич осенью 1916 года поступает на юридический факультет Московского университета. Но проучился он там недолго. Университетского образования Русинов не получил, и, вероятно, поэтому, смеясь, называл себя «недорослем из дворян».
Хочется отметить, что юношеские годы музыканта были омрачены разводом родителей. До своей женитьбы Сергей Николаевич жил вместе с отцом и мачехой, к которой относился с огромным уважением. Значит, задумке о получении Сергеем высшего юридического образования не суждено было сбыться. По прошествии некоторого срока учебы Сергея Николаевича, студента первого курса юридического факультета Московского университета, в том же году мобилизовали в армию и отправили в Нижний Новгород в 1-й подготовительный учебный батальон, где он прослужил два месяца, после чего был направлен во вторую школу прапорщиков в Москву. Через четыре месяца С.Н. Павлов-Русинов был произведен в прапорщики. Весной 1917 года он получил назначение в 253-й пехотный запасной полк, расквартированный в Гороховце, в котором прослужил несколько месяцев.
В этот период состоялось его знакомство с Татьяной Сперанской, ставшей впоследствии его женой.
Летом 1917 года прапорщик Павлов-Русинов был переведен в 215-й пехотный полк во Владимир, в котором прослужил до Октябрьской революции, после свершения которой был освобожден из полка и уехал в Вязники.
Вскоре после революции С.Н. Павлова-Русинова призывают в Красную Армию и распоряжением штаба Южного фронта направляют в город Козлов на должность военного капельмейстера. Революцию Сергей Николаевич, несмотря на свое дворянское происхождение, принял с пониманием, к Советской власти относился лояльно. Проникся он и идеями Красной Армии, армии трудового народа. Они вдохновили его на создание таких сочинений, как «Революционный марш», марши «Красный Октябрь», «Вперед!», «На парад», «Возвращение с парада» и другие. Они были взяты на вооружение многими духовыми оркестрами Красной Армии. Впоследствии исполнялись на военных парадах в Москве сводными и отдельными образцовыми духовыми оркестрами, в том числе под управлением военного дирижера и композитора, генерал-майора С.А. Чернецкого. Еще в 50-70-х годах вязниковские оркестранты, служившие в армии, находили в репертуарах духовых оркестров воинских частей те или иные марши вязниковского композитора и сами их исполняли.
Служба капельмейстера Павлова-Русинова в новой армии была непродолжительной. Уже в начале 1918 года он был демобилизован по болезни и вернулся в Вязники.
В начале января 1918 года С.Н. Павлов-Русинов незамедлительно приступил к созданию первого в Вязниках и районе духового оркестра, в который стал собирать музыкально одаренных молодых людей. Собирание любительских сил происходило в крайне тяжелых обстоятельствах, обусловленных гражданской войной, разрухой и голодом, охватившими страну. Собрались любители-учащиеся в одну группу, составили список желающих заниматься и приступили к занятиям под руководством Павлова-Русинова. Подбор музыкантов оказался удачным, и в скором времени результаты выявились, оркестр понемногу стал выступать на своих ученических вечерах в учебном заведении. Большим препятствием к планомерной работе оркестра явился всем известный голод 1918 года. Музыканты сплошь и рядом приходили голодными на игру, слабли телом, но не падали духом и не бросали начатого дела.
Надо добавить к этому, что поначалу ни дирижер, ни оркестранты не имели никакой зарплаты, а если им и была установлена небольшая плата, то они не всегда могли еѐ получить. Но этим трудности на пути формирования оркестра не ограничивались. Из рядов только что созданного коллектива происходила утечка кадров, так как многие из среды музыкантов не имели куска хлеба, и поэтому часть, более слабая, вышла из состава оркестра и разъехалась на поиски работы, которая обеспечила бы им существование. К голоду присоединилось еще одно препятствие – это гражданская война. Вновь созданный оркестр понес урон с призывами в Красную Армию.
И вот, несмотря на все эти колоссальные трудности и лишения, оркестр был создан, начал успешно выступать в трудовых коллективах, расширять свой репертуар. Музыканты постоянно повышали свой профессиональный уровень. Чем объяснить эти успехи? В первую очередь, талантом и одержимостью организатора С.Н. Павлова-Русинова, созданием им творческого косяка коллектива оркестра.
Вторым фактором, позволившим создать оркестр и обеспечить его живучесть, была опора на профессиональный союз. Подумать только! В условиях гражданской войны, в первый год существования Советской власти был создан профсоюз работников искусства страны (Всерабис), в том числе и его вязниковское отделение. Сергей Николаевич тотчас вступил в этот профсоюз, в котором состоял всю последующую жизнь. И, конечно, еще одной из немаловажных причин успехов в создании и развитии духового оркестра являлся революционный энтузиазм, охвативший молодежь, породивший непреодолимое желание у молодых людей овладеть знаниями и другими культурными ценностями. Они не жалели ни сил, ни времени в достижении доступных, в меру одаренности, вершин в искусстве.
Такова история основания и становления первого в Вязниках и районе духового оркестра, послужившего мощным толчком к развитию здесь всей музыкальной культуры.

Так же большое значение для дальнейшей музыкальной деятельности С.Н. Павлова-Русинова имело его знакомство с Александром Васильевичем Дунайским-Бадановым (1890-1976), начавшим в конце июля 1919 года службу в Красной Армии в качестве председателя культурно-просветительной комиссии и режиссера драматической труппы Вязниковского артиллерийского дивизиона, а с апреля 1920 года – режиссера и артиста красноармейского клуба, открытого тогда в Вязниках. А.В. Дунайский является родоначальником русского реалистического театрального искусства в Вязниках. В созданном им в 1926 году Вязниковском городском театре было сыграно более ста ролей, «являющихся подлинными образцами настоящего творчества». В послевоенное время А.В. Дунайский успешно продолжил театральную деятельность в клубах, техникуме, доме пионеров. Как режиссёр он поставил спектакли «Воробьёвы горы» (1951), «Дом прокурора», «Дети Ванюшина» (1956-1957 гг.), «Невсё коту масленица» (1968), «Васса Железнова» (1970). Его лебединой песней можно считать постановку в июле 1969 года в доме культуры им. 50-летия Октября пьесы В. Розова «Вечно живые».

С 1919 года началось их активное творческое содружество, длившееся по 1967 год – год кончины С.Н. Павлова-Русинова. Эти два выдающихся человека решили объединить усилия по развитию культуры в городе и районе. В тот период у них и возникла идея создать в городе музыкальную школу, в которой Сергей Николаевич преподавал по классу скрипки и духовых инструментов. Официально его должность называлась «инструктор-организатор музыкальной школы 1-й ступени».
Разумеется, деятельность Сергея Николаевича не ограничивалась только рамками музыкальной школы и руководством оркестром. Он работал над созданием новых произведений, активно выступал в концертах. На концертах он уже представлял два оркестра: духовой и симфонический, созданный им в те годы.


Братский корпус Вязниковского Благовещенского монастыря

Мемориальная доска Сергею Николаевичу Павлову-Русинову

С 1954 по 1967 гг. проживал в г. Вязники на ул. Музейный проезд, на территории Благовещенского монастыря. На здании келейного корпуса монастыря установлена мемориальная доска.

Талант Сергея Николаевича Павлова-Русинова широк и многогранен. Творческое наследие композитора велико. Но, к сожалению, он не публиковал своих сочинений, а многие нотные записи утрачены. Только по этой причине имя необычайно одаренного музыканта не стало известным более широко. Но вклад этого человека в развитие духовой музыки в Вязниках, его заслуги как воспитателя молодежи непререкаемы.

Работа написана на основе материалов, собранных вязниковским краеведом А.Ф. Каржиным, материалы были переданы им в музей песни ХХ века в 2007 году. Также были использованы материалы из архива музея.
Ануфриева О.В., г. Вязники

Вязниковская музыкальная школа

Первый опыт создания в Вязниках музыкальной школы относится к 1918 году. Руководителем музыкальной секции при отделе народного образования, получившей вскоре статус музыкальной школы, был назначен вязниковский музыкант С.Н. Павлов-Русинов. Количество учащихся достигало 102 человек – в основном рабочие и дети из рабочих семей. Эта форма музыкального образования просуществовала недолго.
Официальной датой образования школы является 17 июня 1951 года. Решением № 766 исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся была открыта Вязниковская детская музыкальная школа. Первым директором стал Дмитрий Ксенофонтович Моисеенков. Занятия проводились в Доме пионеров, затем в здании городской общеобразовательной школы № 5. С 1961 года школа располагалась в двухэтажном здании по улице Сергиевских, где занимала в основном 2-й этаж. Помещение было отремонтировано, оборудованы учебные кабинеты.


Детская школа искусств им. Л.И. Ошанина Вязниковского района

Сайт школы: http://dshi.vld.muzkult.ru/istoriya/
Высотская Ольга Николаевна (15 декабря 1885, Москва — 18 января 1966, Тирасполь) — литературный и театральный деятель, актриса театра Мейерхольда, подруга поэта Николая Гумилёва, мать их общего сына Ореста. В Вязниках Ольга Высотская вела драмкружок в городском Доме учителя, а с открытием музыкальной школы в 1951 году стала ее преподавателем по классу фортепиано.
Город Вязники
Фатьянов Алексей Иванович
Уроженцы и деятели Владимирской губернии

Категория: Вязники | Добавил: Николай (08.03.2019)
Просмотров: 1494 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru