Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Погост Саварня в Вязниковском районе

Погост Саварня

Саварня – заброшенный погост на западной окраине Вязниковского района, всего в паре километров к югу от федеральной автотрассы М7 «Волга», в густом и местами почти непролазном елово-березовом лесу. Погост уже не обозначается и на самых подробных топографических картах.
«Погост Саварня находится в 25 верстах от уездного города (Вязниковский уезд) и в 80 от губернского». [1]

По сохранившемуся преданию, этот погост существовал уже в начале XVI столетия при отце Ивана Грозного великом князе Василии III (Государь и Великий князь всея Руси 1505-1533 гг.).
Из храмозданной грамоты, данной патриархом Филаретом (Романов) в 1623 г. вотчиннику Прокопию Измайлову, видно, что в это время на погосте существовал уже ветхий деревянный храм во имя Рождества Пресв. Богородицы. Очевидно, этот храм построен был по крайней мере в начале XVI столетия.
С благословения патриарха в 1623 году построена была новая деревянная церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца. Церковь построил местный вотчинник Прокопий Хрисанфович Измайлов, владевший сельцом Мерзяевым в саварнинском приходе. Известно, что храмоздатель Измайлов несколько лет служил воеводой в Тюмени и заново отстроил тюменский острог.
По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится двор попов, диаконов, пономарев и просвирницын, 2 дв. церковных бобылей (всего 6 дворов), в приходе двор вотчинников (барская усадьба), 153 двора крестьянских и 14 бобыльских; пашни церковной «середние земли» по 10 четей в поле, сена 20 копен.
«1710 г. при церкви Рождества Пресв. Богородицы, что на погосте Саварни: поп Михаил Григорьев, пономарь Андрей Кондратьев, дьякон Михайло Григорьев, дьячок Федор Васильев».
«1721 г. июня 26 запечатан указ о строении церкви по челобитью Волод. уезда Яропольческой десятины погосту Саварни церкви Рождества Богор. церковного старосты вотчины Василья Иванова сына Волынского дер. Семенкова Фадея Петрова с товарищи велено им на погосте Саварне вместо ветхой деревянной церкви построить вновь церковь во имя Пресв. Богородицы Казанския, пошлин гривна взяты».
В 1721—24 гг. в Саварне была построена теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1750 г. обе эти церкви сгорели «все без остатку»: не были даже вынесены антиминсы и запасные Св. Дары. В течение пяти лет в Саварне вовсе не было храма и богослужение Саварнинским причтом отправлялось в церкви села Сарыева.
В 1753 г. построена была новая деревянная церковь во имя Рождества Пресвят. Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца, грамота на освящение была дана епископом Владимирским Платоном. Казанский же храм восстанавливать не стали.
В 1781—85 гг. в Саварне была построена другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В 1823 году вместо деревянных церквей в Саварне начат постройкой каменный храм; постройка его продолжалась весьма долго: трапеза была освящена в 1834 г., а главный храм только в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова).
Каменный храм в Саварне строился при священнике Исидоре Михайлове, сын которого Иван по месту рождения получил фамилию Саваренский. Протоиерей Иван Исидорович Саваренский служил настоятелем Благовещенского собора в Гороховце, а его внук священника затерянного среди лесов погоста Федор Иванович Саваренский занимал должность секретаря Гороховецкого съезда мировых судей, выслужив чин надворного советника и потомственное дворянство.


Академик Федор Петрович Саваренский

Прославил же фамилию Саваренских представитель следующего поколения этого семейства Саваренский Федор Петрович (1881-1946) – инженер-геолог и гидрогеолог, академик, один из основоположников инженерной геологии в России и СССР. При его непосредственном участии и консультациях были осуществлены исследования по реконструкции Днепра, Волги, Оки, Камы, Дона и других рек, проектирование и строительство таких сооружений, как Днепрогэс, Куйбышевский и Соликамский гидроузлы. Федор Саваренский возглавлял научную экспедицию по строительству Московского метрополитена, каналов Волга-Дон, имени Москвы, принимал активное участие в решении всех инженерных вопросов, связанных со строительством и реконструкцией Москвы. Академик был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Скончался он в 1946 году в Москве в 65-летнем возрасте.
Видным ученым-геофизиком и сейсмологом был и сын академика Евгений Федорович Саваренский – член-корреспондент Академии наук СССР, организатор и руководитель сейсмостанции «Москва», на которой действовала служба срочных донесений в правительство СССР обо всех ощутимых колебаниях почвы на территории страны и сильнейших – на всей планете. В течение 30 лет, с 1950-го по 1980 год, Евгений Саваренский занимал должность профессора кафедры физики Земли физического факультета МГУ, был вице-президентом Международной ассоциации сейсмологии и физики земных недр, президентом Европейской сейсмологической комиссии при Международном союзе геодезии и геофизики, председателем Международной комиссии по поискам предвестников землетрясений, вице-президентом Европейской ассоциации по сейсмостойкому строительству и инженерной сейсмологии, членом Консультативного комитета по ослаблению сейсмической опасности при ЮНЕСКО. Фамилия Саваренских, в которой оказалось увековеченным и прославленным название старого погоста, существует до сих пор.

Валентин Александрович Шумилов (19.05.1823–23.11.1902) с 1870 года состоял церковным старостой Богородице-Рождественского храма погоста Саварня Вязниковского уезда, и, по свидетельству его прихожан, «благодаря его постоянной заботе храм… значительно улучшился во всех отношениях: он, староста, расширил тёплую церковь, привёл в благообразный вид все окна и стены храма искусной штукатуркой, устроил отличный вход на колокольню, улучшил иконостасы поновлением икон и новой позолотой, обогатил ризницу прекрасными ризами и другими вещами. Всё сие совершил он отчасти на свои собственные средства и отчасти на пожертвования прихожан и других лиц, непосредственно им самим приглашаемых к улучшению им любимого нашего приходского… храма; кроме сего он устроил при храме на свои собственные средства довольно обширное училище с весьма удобною квартирою для учителя и постоянно заботился об его отоплении и освещении с тою целью, чтобы пролить насколько возможно благотворный свет науки собственно в среду нашу, в былую пору его крепостных людей».
Вязниковского уезда благочинный настоятель Мстерского прихода священник Онисим Мартынович Вишневецкий (1816-1896) при рапорте на имя Его Преосвященства. Преосвященнейшего Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского представил приговор прихожан погоста Саварни, составленный ими во изъявление благодарности за украшение приходского их храма церковному своему старосте помещику титулярному советнику, предводителю дворянства вязниковского уезда, Валентину Александровичу Шумилову. В означенном приговоре прописано: «1879 года октября 22 дня, мы нижеподписавшиеся Владимирской губернии, Вязниковского уезда, Сарьевской волости прихожане Богородице-Рождественской церкви погоста Саварни разных селений, быв сего числа на сельском сходе, и присутствии общественных старост, Симонцевского Кузьмы Ермилова и Мерзлеевского Ивана Владимирова, постановили сей приговор в том, что с 1870 года и по сие время в приходской погоста Саварни церкви ктиторствует наш бывший помещик, титулярный советник, предводитель дворянства, Вязниковского уезда, Валентин Александрович Шумилов, благодаря его постоянной заботе храм наш значительно улучшился во всех отношениях: он, староста, расширил теплую церковь, привел в благообразный вид все окна и стены храма искусной штукатуркой, устроил отличный вход на колокольню, — улучшил иконостасы поновлением икон и новой позолотой, обогатил ризницу прекрасными ризами и другими вещами. Все сие совершал он отчасти на свои собственные средства и отчасти на пожертвования прихожан и других разных лиц, непосредственно им самим приглашаемых к улучшению им любимого нашего приходского в погосте Саварне храма; кроме сего он устроил при храме на свои собственные средства довольно обширное училище с весьма удобною квартирою для учителя и постоянно заботится о его отоплении и освещении с тою целию, чтобы пролить насколько возможно благотворный свет науки собственно в среду нашу, в былую пору его крепостных людей. В знак свидетельства нашей признательности к его заслугам в отношении вышеозначенного храма и училища и составили сей единодушный приговор все мы прихожане Богородице-Рождественской церкви погоста Саварни» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Часть неофициальная. № 24 1879 года.).

Престолов в этом храме два: главный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон замечательна Владимирская икона Божией Матери; в приходе и среди жителей окрестных селений она почиталась чудотворной; 8 сентября и 23 июня в церковь стекалось множество богомольцев; риза и венец на иконе серебряные вызолоченные, убрус жемчужный; время написания иконы неизвестно, но она упомянута уже в церковной описи 1753 года. Сосуды церковные серебряные — одни 1761 г., а другие 1797 года. [1]
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников около 400 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 30 десят., строевого леса 3 дес., мелкого леса и кустарника около 100 дес., под болотом и перелогом 10 десят., под кладбищем и дорогами 2 десят. 41 саж. Вся эта земля приложена на содержание причта кн. Мих. Вас. Долгоруковым в 1872 г.
Приход состоял из деревень: Мокрова (1 верста от церкви), Першина (2 вер.), Симанцева (5 вер.), Сколенова (8 вер.), Михалкова (2 вер.), Семейкина (2 ½ вер.), Шиброва (3 вер.), Серкова (4 вер.), Большого Мерзнева (2 вер.), Малого Мерзнева (2 вер.), Волченок (3 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1896 г. числилось 552 души мужского пола и 587 женского. [1]
В Саварне с 1872 по 1896 год существовала земская народная школа; с 1896 г. перемещена в деревню Мокрово: учащихся в 1897 году было 49. [1]

Последним священником в Саварне был Василий Алексеевич Постников, зять своего предшественника иерея Андрея Петровича Свавицкого, получивший место настоятеля в 1911 году. Возможно, именно он в конце 1920-х гг. спрятал драгоценную церковную утварь в погосте, которую, кажется, до сих пор так и не нашли…
Погост был фактически уничтожен еще в 1930-е годы. Храм там по решению местных властей закрыли, а позже разобрали на кирпич до основания. Полученный таким образом материал пошел на строительные нужды местного колхоза.


Остатки кладбища в Саварне. Фото 2013 года

Сегодня от каменной церкви с колокольней в Саварне не осталось даже следа. Кладбище просуществовало вплоть до 1960-х гг. – там еще продолжали хоронить жителей соседних деревень. А потом исчезли и сами приходские деревни. Из 11 приходских селений, в которых в конце 1890-х гг. проживало 1139 человек, сегодня уцелели лишь 3, причем в двух из них обитают только дачники. Только одна деревня – Симонцево сохранилась в качестве полноценного населенного пункта, и то лишь благодаря тому, что находится на шоссе Москва – Нижний Новгород. Впрочем, соседняя деревня Мокрово, тоже стоявшая на той же трассе, полностью обезлюдела и упразднена как населенный пункт. Теперь там находятся лишь кафе и АЗС.
Николай Фролов


Энтузиасты установили местонахождение старинного погоста в непроходимом лесу.

В 2017 году группа православных ревнителей истории Владимирского края во главе с активным подвижником в деле восстановления храмов Николаем Макаревичем увековечила память о старинном погосте Саварня, местоположение которого в последнее время фактически оказалось затеряно.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Город Вязники

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (01.02.2018)
Просмотров: 2377 | Теги: Вязниковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru