Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Торжество освящения теплого Николаевского Собора в городе Вязниках. 1874 г.

Торжество освящения теплого Николаевского Собора в городе Вязниках

В половине минувшего месяца октября 1874 г. жители города Вязников переживали такие священные минуты, которые им никогда не доводилось переживать, и видели такое церковное торжество, которого дотоле никогда не видали. То было торжество освящения теплого Николаевского Собора нашего, совершенное 14 и 15 числа самим Архипастырем нашим, Высокопреосвященнейшим Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским. Освящение храма, совершаемое и простым священником, обыкновенно бывает торжественно, многознаменательно и глубоконазидательно. Но Архиерейское совершение сего свящ. обряда, при своих высокознаменательных особенностях, поразительно торжественно. Величие святительского сана, сугубая благодать Архиерейства, величественная и благолепная обстановка, подобающая святительскому сану, особенная чинность и благоговение в священном служении, стройное и сладкозвучное хоровое пение, руководимое безукоризненным знанием духовно-певческого искусства,— все это и т. п., доселе не виданное у нас, совершенно пленяло нас, восторгало от земли и переносило как бы в другой мир. Все это заставило нас забыть временное и земное в самих себе, и дало нам обильно предвкусить сладость жития небесного. Сколько при сем испытано нами чувств, одно другого глубже, одно другого сладостнее! Как волны речные переливались и одно другим сменялись в нас чувства — то благоговения и умиления, то радости и восторга, то смирения и трепета перед святыней, перед церковью и перед Господом славы. Высокой торжественности священнослужения вполне соответствовало и благолепие самого храма освящаемого, который как по наружности, так и по внутреннему украшению составляет, можно сказать, совершенство, особенно в сравнении с тем храмом, в замену которого он создан. Вдвойне отрадно было нам смотреть на сей храм: всего отраднее, конечно, то, что в него благоволил войти Царь Славы для особенного благодатного присутствования в нем во благо и спасение молящихся; но весьма отрадно и то, что созданием и благоукрашением этого храма положен конец разным недоумениям, пререканиям, заботам и затруднениям, лежавшим некогда тяжелым бременем на совести Вязниковских граждан, вполне сознававших как нужду иметь новый храм, так и недостаток средств, потребных для сооружения его.
Прежний теплый соборный храм в Вязниках давно уже обветшал, а в последнее время в некоторых арках и на стенах появились трещины, так что продолжать в нем Богослужение было уже небезопасно. Тогда у граждан родилась мысль или перестроить прежний, храм, или выстроить весь новый, тем более, что и самая архитектура прежнего Собора была далеко неприглядна. Потребность в новом Соборе еще более усилилась после посещения Вязников бывшим Владимирским Преосвященным Феофаном в конце августа 1864 года, который нашел храм этот опасным, и почти вменил в обязанность как гражданам, так и духовенству озаботиться или перестройкой этого, или постройкой нового теплого Собора. С этого времени и духовенство и граждане решились непременно исполнить которое либо из двух означенных предположений. Главная забота состояла в том, где найти средства к осуществлению такого предприятия. Пусть в Соборе был довольно значительный капитал на этот предмет (около 40 тысяч руб.); но по соображениям людей опытных в деле храмовых построек, он далеко не мог покрыть расходов по храмозданию. И вот осенью 1865 года, на одном из общественных собраний в городской думе, куда между прочим было приглашено и старшее Вязниковское соборное духовенство, граждане совокупно с духовенством заявили просьбу покойному потомственному почетному гражданину, Вязниковскому первой гильдии купцу, мануфактур-советнику Осипу Осиповичу Сенькову, как ревностному любителю благоукрашения храмов Божиих не только в городе Вязниках, но и в окрестных селах: не примет ли он на себя труд по постройке и нового Собора. Всегда готовый на подобные дела, г. Сеньков сочувственно отнесся к заявленной ему просьбе,— и 13-го июля 1866 года было положено основание нового Николаевского Собора. Как весьма опытный в деле построек и знакомый с делом храмоздания, покойный Осип Осипович весь предался постройке этого храма. Забота о нем составляла с того времени, можно сказать, цель его жизни. «Вот бы Бог помог последнюю дочь устроить да Собор достроить, а там готов и умирать»,- говаривал много раз покойный в кругу своих знакомых. И действительно, постройка Собора шла почти с неимоверным успехом и быстротой. У него делалось все вместе: и каменная кладка соборного здания, и иконостас, и многие другие украшения, заказанные преимущественно в Москве у лучших мастеров... Но по неисповедимым судьбам Божиим храмоздатель наш 14-го октября 1872 г. помер в Москве. Первая весть о смерти Осипа Осиповича в сердце каждого из наших граждан невольно породила, кроме глубочайшего сожаления о потере благоукрасителя наших городских храмов, тревожную мысль о том: кто же будет доканчивать уже выведенный постройкой вчерне и покрытый теплый Николаевский Собор, и будет ли он окончен постройкой так, как думал это сделать покойный? Но эта тревога оказалась напрасною. В самый день похорон Осипа Осиповича, наследники его имущества объявили, что Собор будет достроен и в таком именно благолепии, в каком думал устроить его покойный. Успокоились Вязниковские граждане,— и скоро увидели самое исполнение успокоительного обещания: в половине лета следующего 1873 года, на девяти главах вновь построенного Николаевского Собора засияли отлично вызолоченные через огонь кресты и под ними массивные, тоже позлащенные, металлические яблоки.
Почти в продолжение всего истекшего лета Вязниковские граждане ожидали торжества освящения теплого Николаевского Собора. В конце августа ожидания их особенно усилились от того обстоятельства, что в этих именно числах исполнилось 200 лет после освящения холодного Казанского Собора, почему и предполагали, что на это время падет освящение и нового Собора. Но эти ожидания оказались напрасны. И только за несколько дней Вязниковцы обрадованы были известием, что освящение этого храма будет совершено, и притом самим Архипастырем нашим, 14 октября — в день смерти храмоздателя, покойного О.О. Сенькова.
12-го октября с вечера местный о. протоиерей И.А. Павлушков распорядился, чтобы с половины дня 13 числа на Ярополческой колокольне, с которой весьма отчетливо видно направление железной дороги к Вязниковской станции, кто либо из причетников следил за движением поезда и, лишь только оный будет приближаться к станции, дал бы повестку несколькими ударами в большой колокол. В час по полудни раздалась эта повестка по городу, и через несколько секунд начался благовест на всех городских колокольнях. Не прошло десяти минут от начала благовеста, как не только холодный Казанский Собор был уже полон народа, а и вся соборная ограда и значительная часть площади около торговых рядов. Вскоре прибыл сюда Высокопреосвященнейший Антоний. Местный протоиерей о. Павлушков со всем городским духовенством в облачениях уже ожидал Архипастыря под самым сводом святых врат, где и встретил Его следующею речью:
«Высокопреосвященнеший Владыко!
Сугубо обрадованы мы Твоим настоящим пришествием. Наш град исходит в сретение Тебя с особенным радостным ожиданием, что тобою отверзутся для него врата давно желаннаго новаго Соборнаго храма. Гряди во имя Господне, благословляемый Твоею паствою, Архипастырь; вниди первее под кров двухвековой заветной святыни нашего града воззри и на сей новый памятник древняго благочестия и, когда придет час, положи на нем освятительную печать храма Божия;— воздей свои преподобныя руки в святительской молитве о нем и о всем граде нашем! Нас же смиренных служителей Алтаря Господня удостой соутешиться радостию недостойнаго сослужения с Тобою, и благослови обрадованную Тобою паству!»
Затем, сопровождаемый несметною толпою народа, Владыка вошел в Казанский (холодный) Собор, где по обычном кратком молебствии и многолетиях, преподал свое Архипастырское благословение множеству людей — желавших получить оное. И в губернских городах мы видали силу стремления православного народа, ищущего архипастырского благословения, но проявление этой силы в чрезвычайных размерах особенно заметно бывает там, где посещение Архипастырем своей паствы считается пасомыми за особенный христианский праздник. Так было 13 сего октября в нашем городе в те незабвенные для нас минуты, когда встретили мы Архипастыря, прибывшего отверзсти для нас врата давно желанного нового Соборного храма. Особенно отрадно было смотреть на детей, приведенных матерями посмотреть на Владыку и получить от Него благословение.
Из холодного Казанского Собора, сопровождаемый духовенством, наследниками покойного О.О. Сенькова и громадною толпою народа, Владыка прошел в теплый — новый, приготовленный к освящению, для обозрения его. Здесь пробыл он довольно долгое время: обозревал внутренность здания, иконостасы, иконы, церковную утварь и т. п., а потом, благословив духовенство и народ, отправился в Благовещенский монастырь, где в настоятельских келлиях для Его Высокопреосвященства была приготовлена квартира. Вместе со Владыкою, по просьбе гг. наследников Сенькова, прибыл для присутствования при торжестве освящения Собора и господин Владимирский губернатор, генерал-лейтенанте Владимир Николаевич Струков.
В 6 часов вечера 13 октября на нашей Соборной колокольне раздался благовест ко всенощному бдению в новом храме. Жители нашего города после первого удара колокола с особенно-благоговейным настроением духа изобразили на себе крестное знамение. Около нового Собора в это время народ толпился в небывалом здесь множестве. Всякому хотелось пробиться сквозь толпу, чтобы занять место в храме на время всего всенощного богослужения. Между тем в самом храме пять вызолоченных паникадил блистали яркими огнями. На средине храма на особо-приготовленном столе под прозрачной кисеей была разложена вся новая, высокой работы, массивная сребропозлащённая напрестольная утварь; духовенство в блестящих облачениях стояло посреди храма, ожидая входа Святителя.
В половине 7-го часа в храм вошел Архипастырь; архиерейский хор певчих встретил Его Высокопреосвященство стройным пением: «Достойно есть». Как только Владыка вошел в алтарь, начато было всенощное бдение одним из священников, ставшим пред напрестольной утварью, находившеюся среди храма. При словах священника: «Приидите, поклонимся и проч.» на глазах многих, предстоявших в храме, навернулись искренние слезы умиления; неслыханное здесь, стройное и громкое пение псалма: «Благослови душе моя Господа» сменило эти слезы духовно-торжественным восторгом... И так, наконец началось служение Господу Богу в давно желанном, великолепно украшенном новом храме. На литию и величание выходил сам Высокопреосвященнейший Антоний; сослужащими были: Вязниковский протоиерей и три священника. После величания и прочтения Евангелия, Владыка сам на долгое время оставался посреди храма для помазания св. елеем предстоявших в храме, в числе которых, кроме местных представителей города, был и г. Владимирский губернатор В.Н. Струков. Всенощное бдение окончилось в 9 часов и 15 м. вечера. Служба отправлялась обновлению храма и святому Угоднику Божию Николаю Чудотворцу, имени которого посвящен главный средний престол новоустроенного храма.
На утро 14-го числа, в 8 ½ часов по полуночи начался благовест «в перезвон» к водоосвящению. Его Высокопреосвященство прибыл в храм в 9 ½ часов, и тотчас же по облачении приступил к освящению храма. Это были самые торжественные минуты. Крестный ход, совершенный из теплого в холодный Собор, где хранились святые мощи для новых престолов, довершил величие торжества. В нем участвовало все градское духовенство. Но внимание и взоры всех сосредоточены были на особе нашего Святителя, несшего на главе своей драгоценную святыню.... По окончании храмоосвящения были провозглашены многолетия: Государю Императору и Всему Царствующему дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Высокопреосвященнейшему Архиепископу Антонию, Правительствующему Синклиту, Военачальником, Градоначальником и проч.— и вечная память рабу Божию Иосифу, положившему основание храма и столько потрудившемуся при построении его,— наконец многолетие: наследникам г. Сенькова, много потрудившимся в довершении устройства и благоукрашения храма.
Божественная Литургия началась уже в 12-м часу, и совершилась с потрясающею душу торжественностью. Храм, могущий вместить в себе более двух тысяч молящихся, до того был переполнен народом, что занявшие места ближе к иконостасу, едва ли могли бы выйти из оного без содействия полиции; а между тем снаружи — из ограды соборной все еще стремились пройти в самый храм... Архиерейское служение в нашем православном городе, как необычайная редкость, само по себе составляло уже христианский праздник, а потому оно выслушано было предстоявшими в храме с особенным благоговением и усердием. В конце Литургии, пред чтением псалма: «Благословлю Господа», Высокопреосвященнейший Антоний говорил назидательное слово, в котором, прежде всего возблагодарив Господа Бога, что Его помощью окончен зданием величественный сей храм и Его же благодатью ныне освящен, Владыка сказал: «Вечная память рабу Божию Иосифу, положившему начало создания сего храма и много потрудившемуся в благоустроении его. Хвала и честь и всем тем, кто принял на себя труды окончить здание и святолепно украсить его».
Затем высказав, что обитатели нашего града в новоустроенном храме во время молитвы не встретят уже тех неудобств, какие встречали в прежнем храме, пригласил к общей радости и благодарению Господу, что нашлись люди, которые не пощадили ни сил, ни издержек для того, чтобы создать сей храм. «Возрадуйтесь и Вы, принесшие столь великую жертву Богу и спасению ваших ближних, согласно воле почившаго! Всегда будет возноситься молитва к Богу о Вас, доколе будет стоять этот храм», сказал Владыка обратясь к наследникам покойного Сенькова. Потом сказал всем предстоявшим, что Господь Бог, избрав новоосвященный храм в жилище себе, требует от нас, чтобы мы чаще, сколь возможно чаще ходили в него, слушали бы песнопения, участвовали в молитвах, возносимых здесь к Богу, так как в храме все напоминает нам о священных обязанностях наших к Богу Творцу и Спасителю нашему... Здесь в храме при священных службах христианин яснее сознает свое духовное призвание, крепнет нравственно и приобретает решимость твердо идти против порока: здесь постоянно читается и объясняется слово Божие; здесь совершаются таинственные священнодействия, через кои низводится на нас и на ближних наших благодать Божия; здесь христианин рождается в новую жизнь, раскрывает пред служителем Божиим свою душу; здесь он приобщается тела и крови Господней и делается причастником Божества; здесь мы находим и успокоение нашей совести и утоление нашей печали и приличное наставление во всех важнейших случаях нашей жизни. «Слушая проповедание слова Божия, говорил Владыка, не будем роптать ни на строгое обличение порока, ни на особенность изложения мыслей, ни на слабое их развитие, потому что и в таких поучениях можно найти назидание, если мы будем слушать их со вниманием, со смирением и верою в Божественныя истины». Затем Владыка разъяснил, как нужно держать себя в храме Божием во время Богослужения, указав,
а) что храм Божий есть место особенного присутствия Божия, где во время совершения Богослужения да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет…
б) храм Божий есть врачебница, где неуместны ни рассеянность, ни наблюдение за другими — где кто стоит, как молится, во что одет; а требуется только одно раскаяние во грехах и желание освободиться от них,
в) храм Божий есть училище благочестия: как в школе требуют от учеников, чтобы они сидели тихо и скромно, внимательно слушая преподаваемое им учение, иначе не будет успеха в науке; так и в храме нужно стоять благоговейно, чтобы не возмутить совесть молящихся соседей., не развлечь внимание и не воспрепятствовать им с назиданием слушать чтение, пение и проповедь Слова Божия,
г) храм Божий есть судилище, где молящийся должен быть сосредоточен и углублен в себя, чтобы сознать свою виновность пред Богом и испросить у Него помилование.
«Христиане братия», сказал Владыка в заключение, ведя себя благоговейно и благообразно в храме Божием, мы чрез это будем созидать и себя самих и друг друга в храм духовен, святительство свято, чтобы приносить Богу благоприятныя жертвы. Обращаясь таким именно образом в храме во время богослужения, мы будем удостоиваться больших и больших милостей от Бога и соделаемся наследниками царства небеснаго, царства истины, правды и вечнаго блаженства, котораго да сподобит Он всех нас о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь».
По окончании Литургии, Высокопреосвященнейший, преподав свое Архипастырское благословение множеству народа, удостоил своим посещением местного о. протоиерея Павлушкова и церковного соборного старосту, Вязниковского 2-й гильдии купца Мих. Гр. Тараканова; а к 2 ½ часам по полудни изволил прибыть в дом жены покойного храмоздателя Анны Дмитриевны Сеньковой, где уже собралось множество гостей, во главе которых был и наш уважаемый господин Владимирский губернатор. Его Превосходительство как за Литургией, так и здесь был в парадной форме, а все гости, имеющие знаки отличия, с этими знаками. Роскошный дом, выстроенный покойным Осипом Осиповичем, — несмотря на то что был день кончины бывшего хозяина дома и храмоздателя,— принял совершенно праздничную обстановку. В этом доме едва ли не в первый раз собрались вместе знаменитые гости — Его Высокопреосвященство, Владимирский Епархиальный Архиепископ, и Его Превосходительство, господин Владимирский губернатор. Обеденный стол был достоин праздника, и усердие гостеприимства соответствовало величию церковного торжества. За обедом, после первого тоста в честь Его Величества Государя Императора Александра Николаевича, архиерейским хором был пропет Русский народный гимн: «Боже Царя Храни».
В 6 часов вечера снова раздался на Соборной колокольне благовест ко всенощному бдению. Служба отправлялась святым: Великомученику Феодору Стратилату и Великомученице Екатерине, так как на утро 15-го числа предполагалось освящение боковых приделов храма — правого во имя Великомученицы Екатерины и левого во имя Великомученика Феодора Стратилата. На литию и величание выходил местный протоиерей Павлушков с двумя соборными священниками. Его Высокопреосвященство слушал всенощное бдение в настоятельских келлиях Благовещенского монастыря.

В 6 часов утра 15-го числа в Соборе начался благовест к ранней Литургии, пред которою Соборным духовенством совершено освящение левого придельного храма во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата. Стечение народа и за ранней Литургией было громадное, и многие по окончании ее не выходили из храма, чтобы не лишить себя возможности попасть к поздней, пред которою имело быть совершено освящение храма во имя Святой Великомученицы Екатерины самим Высокопреосвященнейшим Антонием.

В 9 часов новый благовест на Соборной колокольне возвестил Вязниковским гражданам о скором освящении третьего престола в новоустроенном храме — во имя Святой Великомученицы Екатерины. День был базарный; народу собралось в городе, кажется, еще больше, чем 14-го числа, и при первом ударе колокола толпа хлынула к Собору, чтобы посмотреть на порядок освящения храма, совершаемого Святителем. Владыка прибыл в Собор в 9 ½ часов. Таже последовала торжественная встреча, тоже величие священнодействий и храмоосвящения и литургии, как в предыдущий день. Освящение храма во имя Святой Великомученицы, равно как и Литургию Владыка совершал в сослужении с Ним Вязниковского Благовещенского монастыри настоятеля, иеромонаха Германа, и трех градских священников. Вместо причастного стиха, соборный протоирей И.А. Павлушков, произнес слово, в начале которого, обратившись к своим согражданам с пастырским приветом по поводу освящения храма, совершенного самим Архиепископом, сказал: «По милости Божией совершено освящение и последняго храма, и в нем принесена безкровная жертва о здравии и спасении живущих и о памяти и оставлении грехов почивших отцев и братий наших. Таким образом вполне совершилось торжество обновления, и с сего самаго времени это новое здание получило высокое значение для нас дома Божия».
«Какое же значение имеет для пнас храм Божий?» Вот основная тема слова, сказанного о. Протоиереем. Развивая ее, проповедник прежде всего обратил внимание слушателей на то значение храма, которое усвоил ему Сам Спаситель наш, сказав: Дом мой, дом молитвы наречется. Храм Божий есть молитвенный дом для христиан, сказал проповедник, так как в храме Божием при совершении общественного Богослужения и предмет и способ молитвы указуется самою Св. Церковью в храме предначинает молитву и руководит молящихся служитель алтаря, поставленный на сие Самим Богом и облеченный от Него даром и властью. Молитва многих свята и благоприятна Богу, Который но своему неложному обещанию присутствует и при двоих или троих, собравшихся для прославления Его святого имени. Молитвам в храме внимают сонмы Ангелов и Святых, и соединяют с нами свои молитвы. В храме все располагает к молитве: и окружающие священные предметы, и примеры других, и самое содержание богослужения и мысль о присутствии здесь Самого Бога и с Ним горнего мира. А потому и не нужно лишать себя общения с храмом Божиим, особенно в дни воскресные и праздничные с верою и любовью нужно посещать обновленный храм сей».
Далее о. протоиерей говорил, что для человека, как странника на земле, храм Божий может служить и указанием пути к цели нашего странствования, и отдыхом; здесь путник найдет и подкрепление себя пищей и питием и врачество от болезней, и защиту от врагов,— и развив этот отдел но возможности подробно, перешел к вопросу: а к чему обязывает и чего требует от нас, сл. бл., настоящий торжественный день обновления? Вот слово Св. Церкви на сей случай: «К себе восходи человече, буди нов, вместо ветхаго, и души празднуй обновления, дондеже время жития: да обновляется тебе всякаго жития путь, древняя бо преидоша, се быша вся нова. Сие празднику плодопринеси, добрым изменением изменяем: сице обновляется человек, тако чтится обновлений день». «К себе восходи человече», т.е. от сего видимого храма Божия возведите, бр. мысль свою к самим себе, так как, но слову Божию, вы есте храм Божий, вы сете церкви Бога жива. «Буди нов вместо ветхаго». На языке библейском это значит: измени прежнюю греховную жизнь на жизнь новую, по учению закона Евангельского, и будет человеком новым. А кто из нас может сказать пред Богом, что он не обветшал грехами? Всмотримся же внимательнее в свою жизнь и испытаем, что в ней есть нехорошего, свойственного человеку ветхому, греховному, и поспешим начать наше духовное обновление. Нужно изменить не только наши действия, привычки и обычаи греховные, но и слова и мысли и чувствования. Тогда только мы исполним заповедь Св. Церкви, принесем достойный плод Господу, и достойно почтим настоящий день обновления храма Божия, когда сознаем греховную ветхость храма души своей и положим, при помощи Божией, начало обновления нашего духовного жития.
В заключение слова о. Протоиерей призывал всех к благодарению Господа за дарование нашему граду сего нового, сияющего благолепием, храма Божия. Помолимся, говорил он, о приснопамятном рабе Божием Иосифе, оставившем в числе многих, обогащенных от его щедрот, храмов Божиих и сей последний незабвенный памятник его святой ревности о благолепии дома Божия. При этом не можем по человечески не выразить сожаления о том, что не суждено видеть ему сего храма во всей его красоте. Но и святому царю Израильскому и пророку Давиду также не дано осуществить мысли о создании величественного храма Богу; а выполнил его желание сын и приемник его на царском престоле. Слава Богу, что и приснопамятный раб Божий Иосиф, оставил по себе таких наследников, которые с внешним его достоянием унаследовали и его святую ревность о благолепии дома Божия. Наш долг — с молитвою о почившем соединять молитвы наши о здравии, благоденствии и спасении совершителей сего великого и святого дела. Да воздаст им Господь Бог «вместо тленных нетленная, вместо временных — вечная».
По окончании литургии, Высокопреосвященнейший на непродолжительное время заезжал в Благовещенский монастырь — на свою квартиру, откуда к 2 часам пополудни изволил прибыть опять в дом г-жи Сеньковой, где снова гостям был предложен столько же роскошный, как и вчера, обеденный стол, во время которого один из зятьев покойного Осипа Осиповича, женатый на средней его дочери, Московский 1-й гильдии купец Андрей Николаевич Ленивов обратился к Его Высокопреосвященству с следующими словами:
«Высокопреосвященнейший Владыко!
Позвольте мне от имени наследниц храмоздателя выразить Вам душевную благодарность за Ваши труды, понесенные в святом деле освящения здешнего нового Соборного храма. Вы как добрый Архипастырь, как ревностный исполнитель церковных преданий, при первом нашем приглашении сочувственно отозвались на него, и в назначенное время немедленно явились украсить своим присутствием настоящее духовное торжество и благословить и освятить возросший плод, насажденный покойным Осипом Осиповичем. Повторяя Вам свою глубокую благодарность, имею честь предложить тост за здоровье Вашего Высокопреосвященства и пожелать Вам многолетия!»
По окончании обеденного стола, певчие архиерейского хора были приглашены в главную залу дома, где ими исполнено несколько духовных концертов и в заключение пропет народный гимн: «Боже Царя храни!»

Так кончился торжественный праздник освящения вашего Николаевского собора,— торжество доселе здесь еще не бывалое.
Но нет слов, достаточных к изображению всего того, что мы созерцали и чувствовали в минуты совершения среди нас боголепного торжества. О святые незабвенные минуты! И вы пролетели, как мечта, как мгновение, как мысль!
Освящение теплого Николаевского собора в летописи Вязниковской жизни составляет эпоху. А самый новоосвященный храм, храм прекрасный и боголепный — храм, который мог бы составить украшение и столицы, служит красноречивым свидетельством как об усердии наших граждан к благоустроению храмов Божиих, так и том, что в нашем городе господствущим и общим религиозным началом остается истинное православие: ибо первоначальная мысль о новом храме и первые заботы об изыскании средств потребных для сооружения его, принадлежат вообще всем гражданам. Но исполнение сей благочестивой мысли вечно будет соединено с именем незабвенного Осипа Осиповича Сенькова и с именами его наследников. Много им нужно было иметь веры и любви к Богу, чтобы жертвовать и неусыпными заботами и достоянием своим на дело общее и столь многоценное. Цифра стоимости постройки и украшения храма благотворителями сокрыта от вопрошающих,— и мы, не проникая в эту тайну людей, совершенно далеких от мысли блеснуть своею благотворительностью, скажем одно только, что эта цифра должна быть громадна. Пусть поймут Вязниковцы, чем обязаны они этим по истине добрым людям... Теплая молитва к Богу о упокоении почившего и таковая же о благоденствии здравствующих храмоздатетей, да не иссякнут никогда в сердцах наших граждан. О если бы на святой Руси, особенно в наше время лжемудрований и очень заметного оскудения веры было побольше таких добрых и благонамеренных людей, как покойный О.О. Сеньков и его достойные наследницы и их супруги!
Священник Константин Веселовский. («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 22 (15 ноября 1874).
Вязниковский собор Николая Чудотворца
Город Вязники

Категория: Вязники | Добавил: Николай (25.11.2016)
Просмотров: 1630 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru