Главная
Регистрация
Вход
Пятница
18.01.2019
10:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 570

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [998]
Суздаль [321]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [340]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [7]
Собинка [54]
Юрьев [127]
Судогда [50]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [108]
Вязники [214]
Камешково [57]
Ковров [283]
Гороховец [81]
Александров [166]
Переславль [96]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [87]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [17]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [28]
Владимирская губерния [26]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [23]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Деревня Пески, Вязниковского района Владимирской области

Дер. Пески, Вязниковского района Владимирской области

Пески — деревня в Вязниковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Город Вязники».
Деревня расположена в 9 км на юго-восток от райцентра города Вязники. «Село Пески, при речке Кряковке, находится в 7 верст, от уездного города и в 110 от губернского».

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Олтушевской волости Вязниковского уезда.
В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Илевниковского сельсовета, центральная усадьба колхоза «Заря».
Численность населения: в 1859 г. – 479 чел., в 1905 г. – 261 чел., в 1926 г. -285 чел., в 2002 г. – 498 чел., в 2010 г. – 487 чел.
В деревне расположены Дом Культуры, Песковская начальная общеобразовательная школа, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи.

По писцовым книгам 145—155 (1637—47) гг. сельцо Пески значится за Львом Ждановым Шиповым (московский дворянин и "болярин"); в нем тогда были двор помещиков, 2 дв. крестьянских, 1 бобыльский и 1 пустой (в 1897 г. здесь 59 дворов).
В дальнейшем сельцо переходило от владельца к владельцу. В 90-е годы XVIII века у Песков было сразу два обладателя: Марья Никитична Кравкова и Анна Алексеевна Буркова. Здесь описан "дом господской деревянной и при нём сад с плодовитыми деревьями". Реформу 1861 года сельцо встретило, будучи частью в государственных владениях, частью в руках помещиков.
В 1868 году отсюда хоронили Петра Васильевича Любецкого – бывшего вязниковского городничего, купившего в Песках имение.

Церковь в Песках в первый раз построена в 1871 г., а приход открыт с 1873 года.

Торжество освящения храма в селе Песках

В 1867 г. крестьяне деревни Песков, Вязниковского уезда, состоявшей до того в приходе села Пировых Городища, не более как на трехверстном расстоянии от него, обратились к Владимирскому епархиальному начальству с просьбою о разрешении им построить в своей деревне храм по случаю будто бы не удобного сообщения с своим приходским храмом.
Епархиальное начальство, видя настойчивую просьбу Песковских «ходатаев», не замедлило дать на постройку разрешение. Желание прихожан было обще и единодушно, так что, не имея в своем распоряжении решительно никаких материальных средств, они все-таки принялись за дело весьма дружно. Частью денежная раскладка «с мира», частью посторонние жертвы, приобретаемые сборщиками, и главное собственный личный отбываемый «натурою» труд в начале подвинули дело быстро, — к 1871-му году в Песках возник хотя небольшой теплый храм, готовый к совершению в нем Богослужения; но епархиальное начальство, несмотря на это, по неимению в виду материальных средств, которыми был бы обеспечен быт Песковского церковного причта, на освящение теплого храма разрешения не давало; — положение песковцев было самое критическое, тем более, что деревня Пески, хотя по количеству населения и довольно значительна (около 200 душ.), но материальные средства этого населения как были, так и поныне чрезвычайно ничтожны, — требовалась неотложная посторонняя помощь и Господь Бог послал эту помощь в лице бывшего Вязниковского купца Михаила Григорьевича Тараканова, урожденного из Песков, любителя благолепия храмов Божиих, много потрудившегося при построении Вязниковского теплого Николаевского Собора, созданного иждивением О. О. Сенькова. Г. Тараканов, состоя в то время в должности Церковного Старосты Вязниковского собора, так сказать сроднился с церковностью и душа его болела о храме на его родине. Бездетный, располагавший сравнительно не малым капиталом, Михаил Григорьевич, приобрел у г. Лопатина в Песках бывший господский прекрасный дом и значительный участок земли, часть которой, совокупно с землею, отделенною из своих наделов крестьянами села Песков, и отдана была в пользу Песковского причта, для которого г. Тараканов пожертвовал и сам дом, отделив почти половину оного под помещение местной народной школы, основание которой было положено тем же г. Таракановым. Таким образом для священника было готово помещение в большом доме, а для причетника рядом с ним в бывшем барском флигеле. Чтобы усилить средства причта, прихожане назначили оному известную ругу и дали разные обязательства.
23 мая 1871 г. теплый Песковский храм был освящен к совершению в нем Богослужения.
Затем постройка холодного храма, в котором была неизбежная потребность по случаю маловместимости теплого, была отложена на неопределенное время, в продолжение которого первый благотворитель Песковского храма М. Г. Тараканов скончался, завещав на постройку холодного храма в Песках 500 — руб. В последнее время дело построения холодного в Песках храма и его украшения принял на себя потомственный почетный гражданин, Вязниковский 1-й гильдии купец Сергей Иванович Сеньков. Возобновление постройки основного объёма церкви состоялось в 1877 году, и через два года она полностью закончена. Сеньков был утвержден Церковным старостой при отстроенном им Песковском храме и Почетным попечителем Песковского Училища.
В 26-й день сентября 1879 г., вследствие ходатайства г. Сенькова через Вязниковского о. Протоиерея — местного Благочинного И.М. Смирнова, было назначено епархиальным начальством и освящение холодного Песковского храма, построенного в честь Преподобного Сергия Родонежского Чудотворца...
В самый праздник Преподобному Сергию ежегодно бывает крестный ход из Вязниковского Казанского собора с иконой Божией Матери, именуемой Казанской, в село Пировы Городищи по случаю храмового здесь праздника. Икону, обыкновенно приносят в Пировы Городищи перед поздней литургией, после которой она возвращается в Вязники; но ныне, вместо Вязников, она перенесена была в село Пески и поставлена в новоотстроенном храме, где с вечера и было отправлено всенощное бдение. Утром 26-го числа к 8-ми часам прибыли в Пески: все вязниковское городское духовенство, настоятель вязниковского Благовещенского монастыря иеромонах Герман, множество вязниковских граждан, и жителей окрестных сел и деревень, несколько должностных лиц гражданского ведомства и сам строитель храма С. И. Сеньков... Пески отстоят от Вязников в 7-ми или 8 верстах. В 9 часов начался благовест к водосвящению, в след за которым, по известному чиноположению, и было совершено освящение храма 9-ю священнодействовавшими при четырех диаконах. Предстоятелем был протоиерей И. М. Смирнов.
По окончании храмосвящения местный священник о. Ал. Лавров сказал слово из текста: «От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших» (Псал. 117 ст. 23.). Коснувшись кратко истории своего храма, о. Александр призвал благословение Божие на создателей и благоукрасителей оного, за тем говорил о значении храма для христианина. Печален ли кто, говорил о. Ал., идет в храм излить в молитве свою душевную тугу и получает облегчение в силу обетования Спасителя: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы» (Мф. 11. 28), — радость ли кто получил, идет сюда же воспеть благодарное Господу Богу молебствие; болезнь постигла кого, и тот приходит в храм молиться Богу о выздоровлении; дитя у кого родилось, в храме над ним совершается таинство крещения, возрождающее его в жизнь духовную; — причащаясь пречистых Тела и Крови Христовых здесь же в храме, мы соединяемся со Христом; здесь же совершаются браки, служат напутственные молебны и пр. наконец дверями храма мы проходим на вечный покой — в недра земли своим грешным телом, — а душей — в небесные обители, — словом храм есть истинное средоточие, — сердце нашей христианской жизни... В заключение своего слова о. Лавров пригласил всех возблагодарить Господа Бога за Его великие милости и усердно помолиться за тех, кто на устроение освященного храма щедрою рукою тратил средства, быть может, усиленным трудом приобретаемые.
По окончании этого слова немедленно было приступлено к совершению Божественной Литургии — протоиереем Вязниковского собора Казанской иконы Божией Матери, Строителем Благовещенского монастыря и пятью городскими и сельскими священниками. Вместо причастного стиха, Вязниковской Троицкой церкви священник Константин Веселовский, произнес следующее слово:
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Перенесемся мысленно слишком за десять лет тому назад и вспомним то приснопамятное для вас жители села Песков событие, когда на сем месте, был положен первый камень в основание храма, ныне благодатью Божиею освященного. Что чувствовала тогда дума ваша? Радость и восторг тогда овладевали ею, потому что в тот день осуществлялась ваша заветная священная мечта создать храм Божий в своем селении. И вы движимые глубоким чувством святой веры в Бога, сначала крепко взялись за устроение дома Божия. Тяжелый, иногда почти непосильный труд вы одолевали. Бог благословлял этот труд, и дело спело. Чрез не особенно продолжительное время у вас был теплый, готовый к совершению Богослужения храм. Но чтобы достичь желаемой цели, чтобы услышать в этом храме голос Божий, призывающий вас ко спасению чтобы воочию узреть совершение в нем величайшего таинства Евхаристии, для сего еще требовалось многое в материальном отношении и что главное, согласно существующим. Десницею Державного Государя нашего утвержденным законоположением, нужно было обеспечить быт будущих священно-и-церковно-служителей вашего храма. Полагать нужно, что ваша материальная бедность, а быть может и утомление в деле начатом обессилили ваше усердие, и над вами исполнилось слово Писания: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии»... Между тем, богоугодная мысль об окончании начатого храма крепко лежала на сердцах ваших. Всеведущий Бог, испытующий сердца человеков внял этой молитвенной мысли, на помощь к вам явился с своим усердием, некогда односельчанин ваш, раб Божий Михаил, при значительном материальном пособии которого положено начало Богослужения в теплом вашем храме. Прошло несколько времени и Господу Богу снова было угодно испытать Вас, — Он отозвал к себе великого пособника вашего Михаила Григорьевича, на вечный покой. Да упокоит Господь душу его со Святыми Своими! — По-видимому, рухнула ваша последняя надежда: тогда холодный храм еще едва только был начат постройкой. Но снова чьи-то из вас горячие и чистые, как огонь, молитвенные слезы были услышаны Богом, — Он послал вам Своего избранника — потомка рода, известного в нашей местности благотворительностью храмам Божиим. Довершив то, что в продолжение слишком 10-ти лет не могло быть вполне окончено, раб Божий Сергий, согласно Вашему избранию, даже взял на себя, судя по многосложности его занятий, не легкую обязанность церковного ктитора. И вот при его усердном сочувствии к вашему насущному делу наконец и совершилось ныне торжественное освящение вашего холодного храма, посвященного имени Преподобного Сергия, чудотворца Радонежского.
Не без основания я напомнил вам историю этого храма. В ней весьма много назидательного, особенно для вас Песковские прихожане. Слишком десять лет забота об нем не оставляла вас; а это такой продолжительный период времени, в течение которого каждый из вас мог вполне убедиться, что всякий подвиг во Имя Божие не без трудностей совершается. Подвиги добродетели, возможны и вне храма; но правильное понятие о добродетели всего удобнее и способнее приобретается в св. храме. Здесь вы приобретаете правильные познания о святой вере в Бога, во Святой Троице покланяемого. Здесь вы знакомитесь с обрядовою стороною св. таинств нашей веры и церкви, установленных для нашего вечного спасения. Здесь вам толково и внятно служители алтаря Христова объясняют существенное значение сих таинств. Здесь вы не редко назидаетесь рассказами из жизни святых и по их примеру научаетесь Богоугождению. Здесь наконец приносится Бескровная Жертва за грехи наши. Словом: здесь все необходимое для ищущих себе вечного спасения по отшествии из земной юдоли плача и стенаний.
Но, по изречению Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, некогда, сказавшего: «дом мой, домом молитвы наречется» (Мф. 21. 13.), каждый храм или иначе дом Божий имеет особенное свое назначение собственно для молитвы. Так и сей храм, ныне благодатью Божиею освященный. Собирайтесь же в нем по возможности чаще и «молитесь друг за друга№ (Иак. 5. 16), молитесь во всякое время (Еф. 6. 18), молитесь за всех человеков, молитесь за Царя, как Отца нашего отечества, все свои силы посвящающего на пользу и благо Его верных подданных, — но глубоко огорчаемого совершающимися в наше время злодействами, молитесь за Его царственный дом и верных слуг Его (1 Тим. 1 и 2.), молитесь вместе с церковью за всех благотворящих и добродеющих святому храму вашему и особенно за того, чьим старанием и усердием он приведен к такому вожделенному окончанию. Вы скоро, — чрез несколько минут, услышите в первый раз в сем храме слова церковной молитвы к Богу: «освяти Господа любящие благолепие дому твоею». Здесь, под любящими благолепие дома Божия можно разуметь и всех любящих ходить в храм Божий, молящихся, трудящихся и поющих в нем, но преимущественно строителей храма, как более других к нему внимательных и усердствующих. Молитесь же и вы особенно усердно за устроителя и благоукрасителя вашего храма, — вы сами испытали, что ваши личные заботы, как они велики ни были, оказались малоуспешными. Вспоминайте на молитве и других благотворивших и добро деявших при построении вашего храма. Если сознаете себя недостойными в молитвах к Господу Богу, — просите молитвенного ходатайства у преподобного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца, предстательство которого за вас будет принято Спасителем нашим Богом.
Несколько последних слов моих хочу обратить я к тебе, раб Божий Сергий, удостоившийся милости Божией — довершить благое дело построения св. храма. Да возрадуется ныне душа твоя о Боге Спасителе нашем, — да пребудет над твоим смирением во вся дни до скончания века твоего покровительство Пресвятой Матери Божией, особенным присутствием здесь пребывающей в лике всеми в нашей местности чествуемой чудотворной Ее иконы, да будет за тебя вечным ходатаем пред Господом Богом покровительствующий тебе Преподобный Сергий Чудотворец, имени которого посвящен благоукрашенный тобою храм сей; — да почиет спасительная благодать Божия на семье твоей и всем роде твоем!..
Радуйтесь и вы прихожане св. храма сего, — радуйтесь и благодарите Бога, совершившего ваше благое начинание, пославшего вам великого в нем помощника, — радуйтеся, но радостью во Имя Божие, — святою, — непорочною.
Ты же, Премилосердый Господи Боже наш, — призри с небесе и виждь и посети виноград сей, его же насади Десница Твоя. Аминь.

По окончании литургии всем наличным духовенством было совершено молебное пение Преподобному Сергию с провозглашением после оного многолетий: Государю Императору и всему царствующему дому, Святейшему Синоду и Преосвященнешему Епископу Владимирскому Феогносту, строителю храма, всем благотворителям и всем православным христианам.
Песковский храм вместимостью не велик, но изящно благолепен и при том так, что ремонтировка его будет доступна и не богатым прихожанам. Особенно красив и изящен не большой иконостас, изображающий собою правильный четвероконечный крест «с предстоящими». Над крестом этим в арке, отделяющей алтарь от храма золотыми буквами написано изречение Спасителя: «Приидите ко мне вcu труждающиися и обремененнии и Азъ упокою вы».
После литургии все возвратились в г. Вязники, где г. Сеньковым в его собственном доме духовенству и гостям был предложен обеденный стол.
Священник Константин Веселовский.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Часть неофициальная 1-го Августа № 15 1880 года./

Изначально небольшая, устроенная так для облегчения дальнейшего ремонта, Сергиевская песковская церковь ввиду возрастающего числа прихожан вскоре потребовала существенной реконструкции. Хлопоты по перестройке церкви вновь легли на плечи Сергея Ивановича Сенькова и его супруги Ольги Андреевны, которые уже пережили на тот момент смерть своего сына и были на краю развода. В 1893-1894 году на их средства трапеза, выстроенная местными крестьянами и освящённая двадцать с лишним лет назад, была почти вся сломана и, значительно расширенная, возведена заново, сделав церковь просторнее. Был устроен, помимо Богословского, второй придельный престол, освящённый в честь Рождества Христова.
С самого начала устройства в Песках церкви планировалось выстроить колокольню, и даже был заложен фундамент под неё. Но вскоре из-за нехватки средств было решено отложить её возведение до будущих времён. Даже после освящения церкви 1879 года колокольня так и не была построена, а появилась она в последующее десятилетие. Но конструкция оказалась неудачной: звонница, наподобие известной башни в Италии, сильно накренилась и стала угрожать падением. В 1914 году колокольня, вследствие уклонения к западу, была разобрана до основания и на средства С. И. Сенькова выстроена вновь в том же году.
Храмовое строение довершила каменная церковная ограда со Святыми вратами.
Престолов в храме три: главный во имя преп. Сергия Радонежского, в трапезе теплой во имя св. ап. Иоанна Богослова и в честь Рождества Христова.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось — жалованья из государственного казначейства 400 р. в год, процентов с причтового капитала (1300 р.), от служб и требоисправлений и от хлебного сбора до 420 р. в год. Дома для членов причта церковные.
Земли при церкви: усадебной 4 дес. 930 саж., пахотной 15 дес. 1960 саж., сенокосной 3 дес., кустарника 2 дес., перелогу 6 дес. 1764 саж., под церковью и оградой 1 дес. 1650 саж.
Приход состоял из села Песков и деревень: Свинова (1 вер. от церкви), Мишурова (1 вер.), Кузмина (4 вер.) и Третьякова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 401 душа мужского пола и 389 женского.
В селе Песках и дер. Мишурове имелись две земских народных школы; учащихся в первой в 1897 году было 40, а во второй 50 (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897 г.).

В 1928 году храм опустел, хотя официально продолжал значиться "молитвенным зданием". В 1930 году Ивановский Облисполком признал (уже вовсю пользуемую как склад) церковь недействующий и передал его Песковскому сельскому совету. Образованный в том же году колхоз "Заря" использовал церковное здание в качестве цеха по производству кормов и как хранилище кормовых добавок и химикатов. Для проезда сельхозтехники и установки оборудования были разломаны дверные проёмы, даже демонтирована часть стен и разобран свод трапезы. Не уцелело и внутреннее убранство, включая иконостас. Сохранилась частично роспись алтарной части холодного храма, но и она оказалась сильно повреждена везде одинаковыми святотатцами, в первую очередь наносящих удары по ликам изображённых святых и Божиих угодников...
Вот уже несколько лет трудами прихожан храм в Песках постепенно восстанавливается.


Храм Сергия Радонежского. 2012 год


Вязниковский уезд
Город Вязники

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.02.2017)
Просмотров: 784 | Теги: Вязниковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика