МБУК «ЦГБ» филиал №8 – «Экологическая библиотека».
Адрес: г. Владимир, ул. Сурикова, д. 26.
Режим работы:
с 11:00 до 19:00.
Суббота — выходной день.
Последнее число каждого месяца — санитарный день.
Группа ВКонтакте: https://vk.com/filial8cgb
Филиал №8 осуществляет работу по экологическому воспитанию и просвещению жителей города, повышению их экологической грамотности. Для выполнения задач разработаны программы естественно — научного направления: «Человек в современном мире», «Мир живой природы», «О чем поведал календарь», «Моя зеленая планета», лекторий «Сад. Огород».
Ежегодно библиотека обслуживает более 6 000 пользователей.
Фонд Экологической библиотеки составляет 53,3 тысячи печатных изданий из них более 4,8 тысяч естественно — научного направления.
Структура библиотеки: - Младший абонемент, который ждет в гости самых маленьких читателей (дошкольников и учащихся 1-5-х классов). - Средний абонемент, рассчитанный на учащихся 5-9-х классов школ города. - Взрослый абонемент, где читатели с 15-летнего возраста могут взять книги на дом. - Универсальный читальный зал, открыт всегда для пользователей всех возрастов и дающий ответы на любые запросы. Читальный зал обладает экологической видеотекой из 120 российских и зарубежных фильмов, рассказывающих о различных экологических проблемах и путях их решения;
- Центр компьютерной информации, предоставляющий ПК для самостоятельной работы, доступ в Интернет для оперативного поиска информации. Также можно воспользоваться нормативно-правовой информацией по законодательству РФ в СПС Консультант Плюс, электронным каталогом и полнотекстовыми краеведческими изданиями, хранящихся в фондах библиотек МБУК «ЦГБ».
3 марта 1993 г. начала свою работу экологическая библиотека-филиал № 8 МУК «Центральная городская библиотека г. Владимира». Ее создание было требованием времени, так как острота экологической ситуации заставила человечество повернуться к этой проблеме лицом и понять важность решения экологических проблем. Библиотека, располагая определенным потенциалом и участвуя в экологическом воспитательном процессе, становится важным звеном в системе экологического просвещения. Перед библиотекой встали следующие задачи: - проведение целенаправленной и комплексной работы с пользователями всех возрастов с целью овладения ими основных понятий и научных факторов о природе; - формирование навыков работы с естественнонаучной и художественной литературой, способствующей пониманию многогранной ценности природы; - содействие повышению уровня экологической грамотности пользователей, воспитанию хорошего вкуса и навыков поведения человека в природе, экологической культуры пользователей. На решение этих задач и была направлена вся практическая деятельность филиала. В библиотеке появились специализированные отделы: «Центр экологической культуры» и «Зеленая гостиная». Работа этих подразделений помогает библиотеке выполнять функции центра экологической информации.
Каждого входящего пользователя встречает информационный стенд «Экологическая библиотека». Он знакомит горожан с работой филиала, с мероприятиями текущего месяца, с образовательными программами. Рубрика
стенда «Наша информация» содержит координаты городских экологических организаций, помогающих решать вопросы природоохранного характера. В фойе библиотеки можно познакомиться с информацией по экологии нашего региона, отраженной на карте экологической обстановки Владимирской области. Рядом с картой, в кармашке «Обратите внимание», размещена актуальная информация СМИ по вопросам экологии, здоровья населения области. Система ссылок помогает заинтересовавшемуся пользователю обратиться к нужным изданиям экофонда библиотеки.
В работе библиотеки главная роль отводится литературе, составу и структуре библиотечного фонда. За эти годы библиотекой собран обширный экологический фонд, включающий в себя уникальные издания.
На сегодняшний день экофонд библиотеки содержит разнообразные носители информации: компакт-диски, видеофильмы, обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные базы данных. Любой житель города, пользователь библиотеки может воспользоваться им, посетив Центр экологической культуры.
Выиграв грант Программы Европейского Союза TACIS «Повышение информированности населения о проблемах окружающей среды», библиотека стала обладателем единственной в городе экологической видеотеки. На сегодняшний день в коллекцию входят более 120 российских и зарубежных фильмов. В доступной для широкой читательской аудитории форме они рассказывают о различных экологических проблемах и путях их решения. Все иностранные фильмы профессионально дублированы на русский язык.
Для привлечения внимания горожан к экологической тематике в библиотеке выделены функциональные зоны. Обратившись к материалам зоны, увлеченный читатель сможет пополнить свои знания и найдет немало интересных фактов.
Темы функциональных зон: «Окно в мир природы», «Через экологию - в XXI век».
На тематических полках взрослого абонемента «Царство цветов», «Огород по науке» читатель познакомится с литературой по уходу за комнатными растениями, по агротехнике выращивания садовых культур, новых сортов растений, срокам посева и сбора урожая.
Для пользователей среднего абонемента, учащихся 5-9 классов, оформлены иллюстративные выставки: «По страницам Красной книги», «Заповедные острова». Малышей встречают красочные стеллажи-викторины «Экологические сказки», «Наши домашние любимцы», «Твой четвероногий друг». Здесь всегда много детей. С огромным интересом маленькие читатели разгадывают кроссворды и ребусы, отвечают на вопросы викторин, делятся своими впечатлениями и ситуациями из личных событий.
Не менее увлекательно раскрыт фонд читального зала. Тематические выставки «Экология: повестка дня XXI века», «Календарь экологических дат», «Мой край на планете Земля», «Экологический вестник», «Книга человеческой совести», «Соседи по планете» помогают читателям осознать ответственность за судьбу человечества в целом и возможность каждого предотвратить надвигающуюся опасность экологической катастрофы.
Незаменимыми в экологическом образовании являются периодические издания. В читальном зале собирается периодика естественнонаучной направленности. Это в первую очередь издания законодательного характера: «Экос-информ», «Экологическое право», «Экологический вестник России», публикующие указы президента РФ и документы российского правительства об охране и использовании природных ресурсов.
Проблемам охраны жизни человека, охраны природы посвящены публикации журналов: «Экология человека», «Здоровье населения и среда обитания», «Экология и жизнь». Юным читателям много интересного и познавательного расскажут экологические журналы: «Свирель», «Муравейник», «Свирелька», «Юный натуралист». Именно они освещают экологические вопросы на доступном для этой читательской группы языке. Наиболее остро для каждого человека стоят вопросы экологического состояния региона, в котором он живет. Публикации в местной печати содержат такую информацию.
Картотеки «Экология и современность», «Экология и жизнь», «Экология и быт», «Цветы в доме», «Во саду ли, в огороде», библиографические списки литературы «Новое в преподавании естественнонаучных предметов», «Изменение климата в настоящем: что нас ждет в будущем» - все это позволяет увеличить информационную насыщенность представленных материалов.
Рубрики картотеки «Экология и современность»:
- «Система «Человек - окружающая среда»;
- «Экология и право»;
- «Экология и культура» и др.
отражают экологическую информацию общего характера и отдельные, узкие аспекты экологии.
Интерес представляет и фактографическая картотека «Экология и жизнь». Она содержит данные об учебных учреждениях города, имеющих экологические факультеты, адреса и телефоны природоохранных организаций, координаты специалистов-экологов.
Филиалом собраны уникальные методические материалы для подготовки экологических мероприятий: лекции, беседы, сценарии круглых столов, игр и викторин, биоКВН. Так, лекция «В плену у монитора» пользуется огромным спросом среди учителей школ города. Содержание лекции развеивает миф о безвредности компьютерных технологий. БиоКВН «Знатоки природы» - сценарий занимательного экологического праздника. Информацию о разработках можно найти в тематической картотеке «Справочные и методические материалы».
Библиотека издает и ежеквартально распространяет информационный бюллетень «Экология и современность» для всех инстанций города, занимающихся природоохранной проблемой. На страницах бюллетеня можно найти сведения по всем отраслям деятельности человека, так или иначе связанным с экологией. Его активно используют в работе управление образования администрации г. Владимира, областной центр экологического образования, кафедра экологии ВлГУ, технический лицей № 25. Среди образовательных учреждений города бюллетень распространяет городской методический центр управления образования администрации г. Владимира. Практика все больше убеждает нас в том, что библиотека выбрала правильное направление своей деятельности. Преподаватели вузов, профессиональных лицеев, школ города глубоко заинтересованы в информационных экологических материалах, составляемых библиотекой.
Все теснее становятся контакты библиотеки с учреждениями, участвующими в процессе экологического воспитания и образования. Можно смело сказать, что у библиотеки прочно сложилась система взаимодействия с природоохранными службами города. Результатом экологического сотрудничества явились следующие программы: - совместная программа по проведению лабораторных работ для студентов факультетов ФХЭ, АТФ ВлГУ;
- совместная программа экологического образования учащихся школы «Юного эколога» городской станции юннатов: лекция «Что нужно знать о радиационной безопасности»; экологический час «Генетическая опасность: что ждет наших потомков»; час экоинформации «Что мы знаем о себе?»; пресс-курьер «Экология больших городов»; экологическое обозрение «Что видно из озоновой дыры»; экологический диалог «Свалка как символ жизни»; дискуссия «Лес умирает стоя»; экологический пресс-курьер «Природа храм, а не мастерская»;
- совместная программа экологического образования воспитанников детских клубов «Былина» и «Ракета»;
- совместная программа по проведению цикла экологических чтений «Тревоги планеты нашей» для учащихся технического лицея № 25: экологический час «Генетическая опасность: что ждет наших потомков?»; круглый стол «Урбанизация - узел проблем»; беседа «Салаты и нитраты» (экология питания); экологический салон «Этика природы и культуры личности»; час-размышление «Плач природы - смех сатаны» (экологический прогноз); урок экологической катастрофы «Второй Чернобыль стучится в дверь»; экологический час «Во имя их спасения».
Заинтересовавшись большой и серьезной работой филиала, отдел экологии и природопользования администрации г. Владимира включил ряд мероприятий библиотеки в городской «План мероприятий, направленных на экологическое образование и воспитание населения г. Владимира». В соответствии с ним библиотекой по заказу отдела экологии администрации г. Владимира проведены городские: конференция «Экология, валеология: вопросы и их решения»; круглый стол «Отходы: вчера, сегодня, завтра», круглый стол «Демографические парадоксы».
Благодаря финансовой поддержке департамента природопользования самые активные участники этих мероприятий получили ценные призы и подарки, а фонд библиотеки пополнился новыми экологическими изданиями.
В стенах областного Дома природы (Закрыт. Находился по адресу: ул. Гагарина, 31) прошел круглый стол на тему: «Экологические ценности и массовое сознание», участником которого стала и экологическая библиотека. Были затронуты вечные темы эконравствеиности и экокультуры.
В общероссийские Дни защиты от экологической опасности библиотека совместно с Владимирской областной организацией Всероссийского общества охраны природы провела городские праздники «Жить на Земле как люди», «Мать водица - всему царица». Ко Дню памяти Чернобыля библиотека проводит ставшие традиционными уроки экологии «Боль и память Чернобыля».
На протяжении нескольких лет филиал оказывает методическую помощь отделу по делам молодежи администрации г. Владимира, Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Владимира, участвовал в подготовке и проведении городского финала детско-юношеских оборонно-спортивных игр юнармейского движения, Один из туров игры «Зарница» посвящен правилам экологически безопасного поведения в природе. Организаторам «Зарницы», библиотека предоставляет сценарии биоКВН «Наш русский лес», экологической игры «Справочное бюро природы», часа экологии «Азбука природопользования» и др.
Много лет библиотека сотрудничает с владимирским городским Дворцом творчества юных, принимает активное участие в проведении городского эколого-краеведческого конкурса «Ты - владимирец» для учащихся 1-6 классов школ города. Специально к этому мероприятию разработан конкурс «Дом, в котором мы живем». Ребята, отвечая на вопросы, узнают неожиданные сведения о предметах домашнего обихода, создают макет экологически чистой квартиры. В финале игры жюри, в состав которого входят сотрудники библиотеки, определяет лучшую команду.
Библиотека, Владимирский эколого-образовательный центр и детские клубы «Былина», «Аврора» и «Данко» провели городской конкурс детского рисунка «Мы хотим, чтоб жили звери». На конкурс в различных номинациях было представлено более 100 работ. Рисунки лауреатов конкурса составили экологическую экспозицию Центра экологической культуры.
Накопленный информационный опыт экологической деятельности позволяет библиотеке стать активной. участницей областной научно-практической конференции «Флора Владимирской области».
Немалые усилия направлены библиотекой на оказание информационной поддержки образовательному учебному процессу. Совместно с городским методическим центром управления образования проводятся методические семинары для учителей-предметников города - биологов, химиков, ботаников: «Информационно-образовательные возможности экологической библиотеки в помощь образовательному процессу», «В поисках перемен: экологическая библиотека сегодня» и др.
Методическим подспорьем для учителей города стал доклад «Экологическая библиотека в помощь учебному процессу», сделанный на научно-практической конференции «Экологические проблемы Владимирской области в конце XX века». Она подготовлена городским методическим центром управления образования г. Владимира совместно с экологической библиотекой. В докладе представлены информационные ресурсы филиала, обзор литературы знакомит с периодикой экологической направленности.
Сотрудничество с природоохранными организациями осуществляется не только путем проведения мероприятий, но и их участия в пополнении фонда библиотеки. Департамент природопользования ежегодно дарит филиалу литературу по экологическим проблемам региона, а также предоставляет подписку на детские журналы о природе: «Свирель», «Тошка», «Свирелька».
На сегодняшний день в экологической библиотеке создана многоуровневая система усвоения экологических знаний и умений: начав со знакомства с многообразием растительного мира, младшие школьники продолжают свое путешествие по миру природы в средних и старших классах - от «Школы экологической культуры» до чтений «Тревоги планеты нашей».
Программа мероприятий библиотеки состоит из тематических блоков и рекомендует разные формы занятий - от игровых до познавательно-дискуссионных.
Дети-читатели ступенька за ступенькой постигают азы экологии от простого к сложному, от изучения мира; их окружающего, до активных действий в его защиту. Экологическое образование читателей библиотека начала с дошкольного возраста. Используя детские специализированные журналы, программу воспитания в детском саду, составили экологическую азбуку «Лучик» для самых маленьких читателей библиотеки. Снятия построены на игровых моментах в виде игр-путешествий, викторин, составляются биолого-экологические ребусы и кроссворды. Ну а знакомство с интересной книгой или статьей из журнала - основное.
С помощью «Лучика» ребята изучают окружающий мир, учатся уважать и любить природу. В её рамках 22 марта проводится ежегодный весенний праздник "Жаворонки весну кличут". В ходе праздника ребята знакомятся с обычаями проводов зимы и встречи весны, поют песни, отгадывают загадки, кроссворды, участвуют в викторинах, читают стихи, посвященные празднику.
Для дошкольников и младших школьников в библиотеке проводятся экологические беседы «В дружбе с природой», экокласс «Знай и берега природу», экологическая азбука «Ключи к природе». Именно с этих увлекательных занятий начинается интерес к самостоятельному изучению экологической литературы. Среди изучаемых тем «Как вести себя в природе», «Птичьи и звериные гнезда», «Сохраним природу Земли». Занятая проводятся в форме громких чтений. Сообщения сопровождаются показом иллюстраций, демонстрацией видеофильмов, чтением стихов, обзором книг, отгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов.
Тематика экологических занятий постепенно усложняется для 2-3 классов. Факультативный курс «Планета загадок» принимает детей этого возраста. Маленькие слушатели подводятся к понятию «экология», знакомятся с волшебным миром природы. «Планета загадок» прививает учащимся интерес к самостоятельному изучению экологической литературы. Экологические часы, игры-путешествия, занятия-загадки сопровождаются показом слайдов и обязательным кратким рассказом об имеющейся литературе.
Многое делается библиотекой для развития интереса к чтению естественнонаучных источников. Далеко не все пользователи, особенно среднего школьного возраста, читают или проявляют интерес к чтению экологической литературы, часто и вовсе плохо ее знают. Ликвидировать этот пробел помогают занятия «Зеленой гостиной природы». Она приглашает на свои встречи всех, кто хочет узнать о тайнах и загадках природы, о занимательных приключениях домашних животных, поближе познакомиться с заповедным миром нашей области.
Творчески подошли работники к её созданию. Придуманы самые увлекательные формы работы: биологические аукционы, поле чудес, био-КВН, игры-путешествия. Наиболее яркие из них: калейдоскоп загадок «Справочное бюро причуд природы», игра-викторина «Срочно выдана охранная грамота» и «Путешествие по реке Клязьме». Сегодня как никогда судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Именно этот тезис стал ведущим в работе филиала, организовавшего «Школу экологической культуры».
Школа имеет двухступенчатую структуру. Первая рассчитана на учащихся среднего школьного возраста и освещает вопросы культуры поведения в природе. Ее темы: видео лекторий «Великие загадки Земли», конкурс экологических проектов «Мусор - выгодное дело», тревожные сообщения «Мой дом - моя крепость?», экологическая сказка «Мертвая и живая вода». Вторая ступень адресована студентам вузов и лицеев. Она ориентирована на необходимость ответственного отношения к окружающей среде, уроки этой ступени заставляют задуматься над вопросом, что может сделать каждый человек для улучшения состояния окружающей среды: экологический урок «Нам нет места в природе?», дискуссия «30 лет до Апокалипсиса», размышления эколога «Наказание за ego».
В рамках «Школы» стал ежегодным круглый стол «Свалка по имени Земля». На нем высказывается мнение специалистов о влиянии отходов на здоровье человека, окружающую среду, а также поднимается проблема отходов и свалок г. Владимира. Хочется отметить следующую, не менее интересную и значимую форму работы - факультатив «Экология человека», рассчитанный на старшую возрастную категорию читателей.
Факультатив способствует овладению знаниями о влиянии окружающей среды на человека, Занятия факультатива носят серьезный лекционный характер. На них рассматриваются глобальные проблемы экосостояния озонового слоя, загрязнения атмосферы, воды, почвы. Обязательный элемент занятий - экодиалог со слушателями. Вопросы самые различные: как влияет радиационное загрязнение на генетику будущих поколений, что такое видеоэкология и в чем вред архитектурных излишеств? Занятия сопровождаются тематическими обзорами, видеозарисовками и экологическими тестами. Тематика курса увлекательна и полезна каждому человеку. Его слушателей ожидают экологический урок «Секреты здоровья и долголетия» и ток-шоу «Берегите ваши уши» и др. Особенность факультатива в том, что в его подготовке принимают активное участие сами учащиеся. Они выступают в роли следующих специалистов: архитектор, инженер, врач, физик, биолог, гигиенист. «Специалисты» проводят поиск и изучают материал по данной проблеме, что имеет важное практическое значение. Будущее планеты сегодня следует связывать с воспроизводством экологической культуры в молодом поколении. Поэтому не первый год в библиотеке функционируют экологические чтения «Тревоги планеты нашей». Они проводятся в форме дискуссий, размышлений эколога, экологических прогнозов, ток-шоу, лекций и бесед. Каждое занятие сопровождается просмотром видеофильмов, информационным обзором. Чтения способствуют повышению экологической грамотности учащихся города. На них поднимаются самые глобальные проблемы экологического состояния окружающей среды, рассматриваются вопросы загрязнения атмосферы: лекция «У порога катастрофы», экологический проект «Модель будущей цивилизации», дискуссия «Кто спасет планктон?». Обязательный элемент занятий - диалог со слушателями. Молодежь активно включается в дискуссию, равнодушных на чтениях не бывает. Часть чтений проводится для студентов ВлГУ, часть - для профессионального лицея № 25. В результате такого контакта появилась совместная программа по проведению лабораторных работ для студентов этих учебных заведений.
Не оставлены библиотекой без внимания и городские экологические проблемы. В рамках созданных программ библиотекой организуются круглые столы «Демографические парадоксы» и ток-шоу «Шум и здоровье человека».
Большой популярностью среди читателей пользуется лектории «Сад. Огород» Его цель - информационная помощь читателям, любящим землю, сад-огород.
Об этом клубе многие знают в городе. Горожане, объединившись по интересам, не только сблизились между собой, но стали активными читателями и настоящими друзьями библиотеки. Теперь они собираются каждый первый понедельник месяца в стенах экологической библиотеки, ездят друг к другу на садовые участки, устраивают совместные праздники. Ведется видео- и фотоархив, создана тематическая папка «Кулинарные советы». Экологическим событием года стали выставки-экспозиции «В гостях у книг весны цветенье» и «Ароматы лета - к зимнему столу». В фойе библиотеки на празднично украшенных столах экспонируются композиции из цветов, коллекции комнатных растений, овощи, фрукты. Приготовленные из овощей и фруктов блюда с рецептами их изготовления, рекомендательные аннотированные списки литературы по кулинарии представлены здесь же, Внимание посетителей мероприятия привлекает популярная литература «Урожайный огород», «Живая палитра красок» по садоводству и цветоводству. По наиболее интересным экспонатам дана библиографическая информация: аннотации, адреса хозяев - авторов необычных рецептов. Обязательны сведения о садоводах-любителях, вырастивших экзотические экземпляры, адреса магазинов, продающих элитные семена. Дежурный консультант-садовод дает советы по выращиванию плодов и овощей, а библиотекарь знакомит с литературой на тему «Осенние фантазии», Как правило, в такое событие включается мини-конкурс «Отвечают знатоки трав», конкурс эрудитов «Фитозагадки», игра-викторина «Праздник овощей».
Местная периодическая печать неоднократно писала об опыте работы клуба, Обмен информацией, семенами, рецептами, встречи со специалистами, местными фермерами и просто увлеченными людьми - все это объединяет любителей-садоводов под крышей библиотеки.
Тесный контакт со средствами массовой информации, местными газетами, областным радио позволяет знакомить жителей города с огромной работой, проводимой в библиотеке. Это информация о круглых столах, выставках-экспозициях, это интервью с сотрудниками на областном радио, телевизионные сюжеты.
Став центром экологической информации, имея огромный опыт работы с населением, библиотека стремится к дальнейшему сотрудничеству с природоохранными учреждениями и учебными заведениями города.
Достичь высокого уровня в работе библиотеке позволило внедрение новых технологий. Компьютерная сеть, Интернет, услуги ксерокопирования привлекают пользователей в библиотеку, дают нам возможность быстро, эффективно и грамотно выполнять любые запросы наших читателей.
Эколого-просветительская, гуманитарная деятельность библиотеки, поддерживающая библиотечными средствами все городские экологические акции и инициативы, привлекает внимание местного сообщества. В 2003 году экологическая библиотека стала лауреатом городской премии в области культуры, искусства и литературы за «Инновационно-творческую деятельность и внедрение новых методов библиотечно-информационной работы».
Составители: директор МУК «ЦГБ г. Владимира» Н.Г. Ступина, гл. библиотекарь ф. № 8 Е.В. Лабаева. 2004 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ»
В конце XX столетия перед человечеством возникла проблема, представляющая некую пороговую величину, за которой общественный прогресс был бы крайне затруднен, если вообще возможен. Проблема эта экологическая, Она затрагивает интересы всего пятимиллиардного населения планеты, интересы всех государств без исключения и, наконец, интересы каждого человека, живущего на Земле.
Как выйти из создавшейся ситуации, какие шаги предпринять, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, эту прекрасную планету Земля, доведенную до отчаяния неразумным «цивилизованным» миром, неизбежно придется решать всем нам. Слово «экология» означает «наука о жилище, местопребывании». Ввел его в научный оборот выдающийся немецкий ученый З. Геккель в 1866 г, который считал предметом исследования экологии отношение живых организмов между собой и окружающей их природной средой.
Как наука экология сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни.
Активная деятельность человека, его вторжение в мир природы значительно изменили этот первоначальный смысл.
Экология сегодня - это наука о взаимоотношениях живых существ с окружающей их природой, о связях в организованных системах, о структуре и функционировании этих систем. Чаще всего экология понимается как взаимоотношения человека и природы. Научный прогресс приносит колоссальный ущерб природе. Природа стала терять свою уникальную способность к самовосстановлению, нарушаются естественные биологические циклы, тормозящие процессы развития, природа все чаще ощущает модные «залповые» воздействия общества.
Помочь человеку осознать ответственность за все существующие формы жизни на Земле, противостоять разрушительным процессам призваны сегодня экологическое образование и воспитание.
Принят ряд правительственных документов и федеральных законов:
- Указы Президента «Об охране природных ресурсов, территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ» (1992 г.), "Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1992 г.);
- Федеральные законы «Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), "О недрах" (1995 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.);
- постановления правительства "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" (1994 г.). В новой Конституции РФ предусматриваются меры по охране и рациональному использованию земли и ее недр, растительного и животного мира, сохранению в чистоте воздуха и воды, обеспечению воспроизводства природных ресурсов и улучшению окружающей среды. Конституция РФ обязывает каждого гражданина "сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам".
XXVII сессия Генеральной ассамблеи ООН в 1972 году объявила 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды. Цель этого решения - вовлечь все государства, всех людей планеты в активный природоохранный процесс.
Принятые законы указывают на необходимость распространения среди населения знаний по охране природы и разъяснения важности рационального использования ее богатств, Эти документы обязывают работников культуры, библиотекарей уделять большое внимание формированию современного научно обоснованного взгляда на природу у широких масс населения, и в первую очередь молодежи.
Успешной деятельности библиотек с экологической тематикой способствует тесное взаимодействие с природоохранными структурами города,
эколого-биологическим центром, структурными комитетами по охране природы, общественным движением «зеленых», лесничеством, экологическими классами, созданными в ряде школ. Вестись она должна планомерно и целенаправленно. В работе с экологической литературой целесообразно выделить ряд аспектов: - указы президента и документы российского правительства об охране и использовании природных ресурсов;
- естественнонаучный, связанный с распространением знаний о природе и ее законах, основах общей биологии;
- нравственно-социальный, включающий такие вопросы как взаимоотношение природы и человека, нравственное, духовное, эстетическое содержание понятий «любовь к природе», «охрана природы», «воспитание экологической культуры человека»;
- краеведческий, связанный с воспитанием любви к природе родного края, использованием ее богатств и их охраной; - правовой аспект пропаганды знаний об охране природы.
Начать работу с экологической темой целесообразно с изучения фонда, с определения, в какой литературе отражаются экологические проблемы, вникнуть в их суть, многоаспектность, выделить книги, которые способны наиболее доходчиво рассказать читателям об экологии.
Для успешной работы с темой «Человек, природа и цивилизация» нужно предусмотреть пополнение фонда различными изданиями, что позволит дифференцированно удовлетворять возникающий спрос читателей.
Экологическую информацию можно найти в энциклопедиях, словарях и справочниках общего характера, в справочных изданиях, посвященных отдельным отраслям знаний (биологических, географических, философских и др.), желательно иметь справочники, непосредственно связанные с экологией. Таковыми, например, являются словари-справочники известного ученого-эколога Н.Ф. Реймерса «Природопользование», «Охрана природы и окружающей среды». Экологической проблеме посвятили свои труды ученые-естествоиспытатели Карл Линней, К. Тимирязев, Н. Вавилов, В. Вернадский.
Незаменимыми в экологическом просвещении являются периодические издания как наиболее оперативный источник информации, разносторонне представляющий весь комплекс экологических знаний. Наличие в библиотеке 5-7 газет и журналов экологического профиля, а также использование общеинформационных изданий даст возможность удовлетворять читательские запросы по многим экологическим направлениям.
Прежде всего, надо позаботиться о поступлении в библиотеку тех периодических изданий экологической ориентации, которые публикуют серьезную аналитическую информацию, статьи ведущих ученых-экологов. Это такие издания как газета «Зеленый мир», журналы «Экос», «Зеленый крест», «Вестник АСЭКО», «Зов», «Свирель», «Муравейник», «Свет. Природа и человек». На подготовленного читателя рассчитаны журналы Российской Академии наук, выходящие по отдельным отраслям естествознания: «Экология», «Природа», «Радиационная биология. Радиоэкология» и др.
Проблемам охраны жизни человека, охраны природы посвящен журнал «Экос». Он публикует данные экологической экспертизы товаров и услуг, содержит обширную информацию по правовым вопросам экологии, обобщает опыт разумного природопользования в регионах страны и за рубежом.
«Экос-информ» - приложение к журналу «Экос», печатает законы, правительственные постановления, распоряжения президента, официальные документы, научные прогнозы, репортажи с места событий. На его страницах обсуждаются проблемы экологических последствий подземных ядерных взрывов, судьбы Каспия и территорий, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы, истощение морских богатств. «Зеленый мир» публикует правовые, тематические и экологические материалы по охране природы. В числе проблем, поднятых газетой, - будущее атомной энергетики, опыт исследования и решения экологических задач в России и за рубежом. Особенностью «Зеленого мира» является публикация писем читателей из «горячих» экологических точек, сигналов о ситуациях, которые требуют безотлагательного вмешательства. Газета подает материал по рубрикам: «Воздух», «Лес», «Климат», «Земля», «Отдых», «Экология и право», «Проблема», «Мнение».
Бюллетень «Остановить катастрофы» обсуждает темы охраны здоровья населения, опыт предупреждения катастроф.
Рассчитан на специалистов-экологов и доступен читателю с любым уровнем подготовки журнал «Евразия-мониторинг». Он печатает все основные международные и российские документы по экологическим проблемам, постоянно публикует материалы о «зеленом движении» в России и в зарубежных странах.
Задачей «Зеленого креста» является информирование российской и мировой общественности о социальной и экологической обстановке в России, об обеспечении безопасной жизнедеятельности.
Один из самых известных журналов, наиболее ориентированный на молодежную читательскую среду - «Энергия». Содержание журнала охватывает весь аспект экологических проблем. Приоритетные темы: ядерная энергетика, изменение глобального климата, отходы и сточные воды, экологические проблемы быта.
Единственное специализированное издание по вопросам экологического образования - «Вестник АСЭКО». Он публикует разработки семинаров, конкурсов, литературно-художественные сценарии, авторские программы для дополнительного экологического образования, печатает рассказы, стихотворения, рисунки детей.
Экологическую информацию для управленческих кадров, для специалистов хозяйства, техники, культуры и образования библиотекари найдут в изданиях, профилированных по соответствующим отраслям. Например, в журнале «Государство и право», рубриках «Охрана окружающей среды».
В библиотеках незаменимы журналы для детей и юношества, ориентированные на экологическое воспитание, к сожалению, их совсем немного. Прежде всего обратите внимание на журналы для чтения в кругу семьи «Свирель» и «Муравейник», издающиеся в Москве. Это журналы о природе, о месте человека в мире природы и природы в человеческом сердце. Их отличает великолепный дизайн, богатый иллюстративный материал.
Среди экологических литературно-художественных журналов для детей 7-12 лет возрожденный с 1995 года журнал «Светлячок». Он предлагает читателю материалы, перепечатанные из старинных журналов, игры, викторины, приглашает мастерить оригинальные поделки публикует новинки отечественной и зарубежной литературы. Вопросов истории и современного состояния движения в защиту животных касается газета «Зов». В ней масса советов о том, как содержать домашних животных, как помочь при их недугах, куда устроить бездомных и брошенных братьев наших меньших.
В специализированных экологических библиотеках целесообразно комплектование периодикой, обучающей прикладному природопользованию: «Лесоводство», «Пчеловодство», «Рыболов», «Растительные ресурсы», «Цветоводство» и другими изданиями.
Особую группу изданий составляют журналы и газеты, рассчитанные на краеведов, туристов-экологов: «Вестник детско-юношеского туризма», «Мир путешествий», «Вольный ветер», «Туринформ». Периодика открывает свои страницы для экологического творчества юных читателей. Предложите детям послать рассказы, зарисовки, стихотворения о природе, кроссворды, загадки в «Свирель», в газету общества охраны животных «Зов», в газету «Глагол», которая издается подростками, в журнал «Вместе».
Вопросы охраны природы, ее бережного использования постоянно освещаются в научно-популярных журналах, на страницах газет. Постоянные разделы печатают материалы о современных экологических проблемах в философских и социальных аспектах…
Работать с такой литературой сложно. Первое, что нужно сделать, - раскрыть фонд, представить круг источников, в которых отражаются экологические проблемы. Здесь все должно быть продумано до мелочей. Можно подготовить списки литературы и оформить книжные выставки на темы: «Великие естествоиспытатели», «Открытия и судьбы», «В поисках истины», «Я и Вселенная», «Человек, философия и природа», «Мироздание постигая», «Сокровищам Земли - надевшую охрану», «Наши следы в природе», «Набат тревога нашей», «Земля в беде: SOS уже прозвучал». В фонде абонемента можно выделить экологические зоны: «Что мы знаем о нашей планете», «Проблема цивилизации: экология», «Наш дом и мы в нем», «Человек и ноосфера», «Сохранить для потомков», «Великие проблемы Земли», «Природа в нашем мире», «Фауна приглашает всех», «Пути выживания планеты», «Тревога на корабле «Земля», «Экология на рубеже веков», «Среда нашего обитания», «Ноосфера: 10 условий выживания», «Нужна ли нам такая экология?» и др.
Литературу, рассматривающую экологические вопросы, собирают в одном месте, на одном стеллаже-витрине, выполняющем роль информационного стенда или функциональной экологической зоны. Например: «Экологические проблемы XX века»; «Экология и современность»; «Человеки окружающая среда»; «Муза природы - флора и фауна»; «Вода - самое удивительное вещество Земли»; «Чем мы дышим?»; «Экология природных ресурсов».
Каждая из перечисленных выше тем может быть детально разработана или состоять из самостоятельных разделов.
Неплохо оформить постоянно действующую экспозицию «Экология и современность». В нее можно включить мини-музей с природоведческими экспонатами, зеленый уголок с экзотическими растениями, крупномасштабную карту РФ с обозначением кризисных экологических очагов. На каждый из этих «очагов», обозначенных красным кружком, составить список литературы «Среда нашего обитания» и расположить его в отдельном кармане на карте.
Можно разработать экологический дайджест из наиболее актуальных публикаций года и поместить его рядом с карманом.
Центральное место среди экспонатов занимает выставка самодеятельного творчества «Вернисаж»: рисунки, кроссворды, фотографии, корреспонденции, рассказы, письма пользователей экологической информацией.
Здесь же следует выделить уголок для слайдов и экологических репродукций. По мере накопления читателей (или во время массовых мероприятий) диапозитивы воспроизводить на экран через диапроектор,
Рекомендуем подготовить для экспозиции экологическую стенгазету «Эко», В стенгазете - статьи о движении «зеленых» и других объединениях под флагом «Гринпис», советы по уходу за четвероногими друзьями и комнатными растениями. В ней же уголок читательского отзыва «Мои советы»: рекомендации, предложения, экологические мнения читателей, публикации из местной прессы.
Весь этот материал должен сочетаться с представленной выставкой литературы "Экология: тревога нарастает». Уместна картотека «Экология нашего края», рубрики которой подбираются по наиболее интересным злободневным темам с учетом возрастных потребностей читателей.
Картотека «Экология Владимирского края».
Рубрики:
«Наша родословная», «Исторические места г. Владимира и области», «Климат, погода», «Растения», «Водоемы», «Животный мир», «Красная книга области», «Экология культуры», «Экология человека», «Способы охраны природы», «Промышленность», «Почвы Владимирской области», «Природные ископаемые», «Заповедные зоны, охраняемые территории города, области» «Природные сообщества (луг, лес, водоемы)», «Экологические катастрофы на территории области».
При выполнении тематических запросов по экологии прежде всего приходится обращаться к систематическому каталогу и систематической картотеке статей. Однако сложность поиска заключается в том, что ни десятичная, ни библиотечно-библиографическая классификация не отражает в полной мере содержание экологических проблем. Выявление экологической информации очень часто требует аналитической росписи литературы. Поэтому мы рекомендуем вести тематическую картотеку по проблемам экологии. Основой для ее создания может послужить предметно-тематический рубрикатор, разработанный отделом экологической культуры Государственной Российской юношеской библиотеки Тематическая картотека дает большой простор для полного и оперативного отражения экологической информации, содержащейся как в книгах, так и периодических изданиях и, что особенно важно, - материалов местного характера…
Ориентация на экологические проблемы меняет характер справочной работы, в которой появляется новая приоритетная тематика. Картотеки «Экоглобус», «Земля и мы - единое целое», папки-досье «Мы и окружающая среда», «Леса я растительность края», «Животный мир края», «Мой край родной: заповедные места и памятники культуры», информационные листки «Новости зеленого мира», «Экология - это важно» позволяют оперативно и качественно выполнять тематические запросы читателей, совершенствовать культуру информационного обслуживания.
При этом немаловажную роль в справочной работе должна играть фактографическая социально-экологическая информация. Она может; носить самый разнообразный характер: адреса и телефоны экологических организаций, ветеринарных служб, санитарного надзора, адреса и телефоны издательств экологической периодики и природоохранных организаций, ответить на вопросы, какие магазины продают одеты, кто из горожан выращивает редкостные комнатные растения, где купить семена, сколько стоит экзотическое растение, кто подскажет, как его вырастить, как ухаживать за животными, садом и огородом, рецепты салатов, кулинарные советы, к кому обратиться за консультацией по уходу за аквариумом и где приобрести рыбок. Фактографическая информация экологического характера рассматривается как необходимый вид библиотечных услуг во многих публичных библиотеках Запада. Блок экологических тем возможно объединить под общим названием «Экзамен разума» и адресовать его самым разным читательским категориям. Деятельность библиотек должна быть направлена не только на усвоение знаний, но в большей степени на развитие ума и общественную позицию читателей.
Библиотекарю необходимо выделить те аспекты экологического просвещения, где есть возможность представить целостность природы; ее красоту и пользу, удивительность оригинальных изобретений самого разного рода, ее целительное влияние на настроение, здоровье и работоспособность человека. Помогут в этом музыка, живопись, театрализованные представления, панно «Цветы - нам радость», вернисажи репродукций, фотоколлажи, выставки поделок, сделанные читателями из корней деревьев и камней, объединенных общим названием «Природа в человеке и человек в природе». Это и есть «живая» экологическая этика в действии.
Сегодня как никогда судьбу природы решает уровень экологической культуры человека, общества, в котором он живет.
Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно начиная с дошкольного возраста. При этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды.
Именно этот аспект должен стать ведущим в работе экологической направленности. Следует раскрыть перед читателями проблему экологической культуры, дать представление о слагаемых этой необъятной темы.
Неплохо создать «Школу экологической культуры», раскрыв такие проблемы (темы): - что мы знаем о нашей планете;
- экология человечества глазами ученых;
- человек - природное существо и член общества; - экология начинается с человечности (взаимоотношения общества и природы); - экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой; - войди в природу другом (культура экологического поведения); - эстетика природы и культура личности; - труд и поведение человека в окружающей среде; ~ книга человеческой совести (Красная книга); - сохранить для потомков (о защите природы); - дом, в котором мы живем (экология быта); - исцеление без лекарств: гомеопатия без тайн; - ваша дачная аптечка. Маленькая планета вашей свободы: огород; - природа в вашем доме; - природа в изобразительном искусстве; - природа в музыке, - экологические проблемы в художественной литературе; - времена года в русском искусстве.
Воспитательную работу по охране природы нужно вести так, чтобы каждый читатель понял и осознал свою причастность к процессу взаимодействия природы и общества и свою личную ответственность за нанесение ей ущерба, чтобы каждый нашел формы своего участия в деле охраны природы.
С учащимися старших классов школ города можно провести круглый с тол «Свалка по имени Земля» с приглашением специалистов: экологов, инженеров-химиков, преподавателей кафедры экологии ВлГУ, врачей-эпидемиологов. На мероприятии возможны сообщения и доклады на тему: «Влияние отходов на окружающую среду», «Современные методы переработки отходов», «Проблемы отходов и свалок г. Владимира». Желательно включить в программу дискуссию «Культура общества и экологические проблемы Земли», просмотр видеофильма «Червяк учит школу», тест «Сколько будет гнить носок?».
Помочь читателям овладеть умением анализировать свои поступки, поступки других людей по отношению к окружающей их среде призваны экологические чтения «Диалог с природой», которые организует и проводит библиотека.
Ниже приводятся темы, которые входят в экологические чтения:
- «Экологический бумеранг» (теш раскрывает сущность экологических проблем, с которыми столкнулось человечество); - «Живая нить - природа» (экологические проблемы Владимирской области);
- «Возмутители спокойствия, или Экология и политика» (экологические движения, организации, их влияние на политику, власть);
- «Экологический маркетинг» (экологические технологии. Экологически чистая продукция); - «Я строю дом» (проблема экологизации городского жилья); - «Красная книга» (проблемы сокращения многообразия видов); - «За кулисами зоопарка» (горожане и природа, функции и роль зоопарков, национальных парков, заповедников).
Основные тезисы этих лекций опубликованы на страницах журнала «Биология в школе» 1995 г. № 4-6: 1996 г. № 1-4 под общим названием «Десять занятий по экологии».
Рекомендуется для старших групп читателей организовать экологический факультатив «Тревоги планеты нашей».
Сущность этого факультатива состоит в создании целостной системы взаимоотношений человека с окружающим миром. С помощью этого курса читатели должны подойти к сознанию необходимости для человека жить в гармонии с природой.
Предполагаемые вопросы для обсуждения:
«ТРЕВОГИ ПЛАНЕТЫ НАШЕЙ»:
1. Демографический кризис планеты.
2. Загрязнение воды или что мы пьем? Деградация почвы. Ее влияние на организм человека.
3. Атмосферный воздух, Озоновые дыры.
4. Исчезающие леса планеты.
5. Давайте поможем им выжить (сохранение фауны и флоры Земли).
6. Экологические движения «Гринпис» и «Зеленое движение».
7. Экология больших городов и мутационный процесс.
8. Свалка как символ жизни. Станет ли Россия всемирной свалкой.
9. Химическое загрязнение среды и здоровье человека.
10. Страшный отзвук радиации.
11. Экология и сельскор хозяйство.
12. Заповедники, заказники, национальные парки.
13. Охотничьи и промысловые птицы и звери.
14. Когда растения кричат (редкие и исчезающие растения).
15. Шаг в будущее (наука и техника в решении проблем охраны окружающей
среды).
16. Хватит ли человечеству земных ресурсов?
17. Сокровищам Земли - надежную охрану.
18. Пути выживания планеты.
В работе библиотек по экологической тематике следует обратить внимание на взаимосвязь окружающей среды со здоровьем человека. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят посетителей библиотеки задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать умению правильно оценивать свои действия на работе, в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Формированию экологического сознания, воспитанию ответственного отношения к окружающей среде и здоровью способствуют экологические мероприятия комплексного характера, проводимые с определенной последовательностью.
Можно порекомендовать организовать в библиотеке экологический лекторий: Цель создания такого лектория - помочь слушателям уяснить влияние естественной среды на здоровье человека.
Примерная программа лектория «Окружающая среда и здоровье человека»:
- Человек - хозяин природы или ее часть (в теме затрагивается исторический аспект: человек-собиратель, человек-охотник; как с развитием цивилизации менялось отношение человека к природе, как менялось его здоровье. Болезни XX века); - Человек и климат (влияние климата на здоровье человека, магнитные бури, метеочувствительность и т.д.); - Химические вещества и здоровье человека (об источниках загрязнения: транспорт, промышленность и т.д., примеры влияния ртути, фенола, свинца и т.д. на здоровье человека. Понятие о предельно допустимых концентрациях);
- Город и здоровье (демографическая ситуация, особенности городской среды: состав атмосферы, воды, грунта; архитектура и экология; влияние шума; стрессы); - Загрязнение пищевых продуктов (нормы содержания химических веществ в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Ядохимикаты и здоровье. Пестициды, нитраты и т.д.); - Экология в быту (микроклимат квартиры» материалы для обустройства квартиры, обращение с бытовыми химикатами и т.д.); - Азбука природы (растения, продукты животного происхождения - мед,
молоко и др. и здоровье человека, рецепты народной медицины); - Есть, чтобы жить (о рациональном питании, о пользе и вреде различных диет и т. д.); - Животворящая сила (нетрадиционные методики лечения П. Иванова. Бутейко, Н. Буланова, Г. Малахова и др.). Праздник здоровья «Секреты вашей бодрости» проводится как заключительное обобщающее занятие лектория…
Составители: директор МУК «ЦГБ» Ступина Н.Г.
гл. библиотекарь ОМО Смирнова Л.А.