Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.06.2018
08:20
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 474

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [898]
Суздаль [303]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [224]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [94]
Вязники [178]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Состояние Владимирского Епархиального женского Училища за 1883—84 учебный год

Отчет о состоянии Владимирского Епархиального женского Училища в учебно-воспитательном отношении за 1883 — 84 учебный год

1) Личный состав служащих.
В отчетном 1883 — 84 учебном году в составе Совета Училища перемен не произошло, — в составе же лиц воспитательного надзора и обучающих в Училище произошли следующие перемены:
а) Воспитательница Воскресенская Е., по случаю выхода в замужество, уволена из Училища 29-го октября 1883 года и на ее место 8 ноября того же года определена Преображенская Е. из окончивших курс Епарх. ж. Училища,
б) Преподававший в Училище Геометрию, преподаватель этого предмета в местной духовной Семинарии, Крылов И., по невозможности совместить училищные уроки с Семинарскими, оставил уроки в училище и на его место, 17 сентября, определен в училище преподаватель естественных наук и математики в местной женской Земской Гимназии Вердеревский В. и
в) Преподавательница Арифметики во II классе Боголюбова Л. и учительница Чистописании во всех классах Училища Белтова Е., вышедшие из училища в начале учебного года, были в тоже время заменены — первая студентом Семинарии Розановым А., а вторая — окончившею курс в Училище Миловзоровой Н.
Вследствие этих перемен, к концу отчетного года, состав служащих в Училище лиц был следующий: Совет Училища составляли: председатель, священник Еленевский, законоучитель местной мужской Гимназии, магистр Богословия; начальница Училища Островзорова, окончившая курс в Елизаветинском московском Училище; инспектор классов и законоучитель, протоиерей Сервицкий, кандидат богословия; члены от духовенства: г. Владимира священники — Спасский и Альбицкий. Начальница Училища, при квартире и столе, получала положенное по штату жалованье 500 рублей в год, а инспектор классов, вместе с прибавочными от епархиального духовенства, 300 руб. в год. Председатель Совета и члены от духовенства служили безмездно.

Воспитательницами в Училище состояли:
Моркина, окончившая курс во Владимирской Земской женской Гимназии, Виноградова, Ивановская, Лекторская, Лебедева, Товарова и Преображенская, окончившие курс во Владимирском Епархиальном женском Училище с правом по 111 § Устава Епархиальных женских Училищ. Все воспитательницы получили по 205 рублей в год, при квартире и столе от Училища, и из них Виноградова наведывала училищной библиотекой, с прибавкой к жалованью воспитательницы 50 рублей в год.

Преподавателями и преподавательницами были:
1) Протоиерей Сервицкий, законоучитель и инспектор классов училища; за 3 урока в Y классе по Катихизису и богослужению и за 2 урока в YI классе по Педагогике и Дидактике получил 250 рублей.
2) Белояров, преподаватель Семинарии, кандидат богословия; за 3 урока в YI классе по Церковной Истории получил 150 рублей.
3) Соболев, преподаватель Семинарии, кандидат богословия, за 4 урока по Катихизису в IY штатном и параллельном классах получил 180 рублей.
4) Остроумов, протоиерей, студент Семинарии, за 8 уроков в I и II классах по Священной Истории получил 320 рублей.
5) Красовский, священник, студент Семинарии, за 4 урока в III классе по Священной Истории и за 2 урока по Богослужению в IV классах получил 240 рублей.
6) Нарбеков, штатный преподаватель Училища, кандидат богословия, за 21 урок по Русскому языку и Словесности во всех штатных классах и за 3 урока в IV параллельном классе получил 1170 рублей.
7) Веселовский, штатный преподаватель Училища, кандидат богословия, за 12 уроков по Географии и за 9 уроков по Гражданской Истории в штатных классах и за 3 урока по Географии и за 2 по Истории в IV параллельном классе получил 1250 рублей.
8) Гомеров, преподаватель мужского училища, студент Семинарии, за 7 уроков в III и У классах но Арифметике получил 280 рублей.
9) Миловзорова М., окончившая курс в Земской Гимназии: за 10 уроков во II и IV параллельном классах получила 340 рублей.
10) Рудольф, преподаватель Семинарии, за 5 уроков в V и VI классах по физике получил 250 рублей.
11) Вердеревский, преподаватель Земской женской Гимназии; за 2 урока по Геометрии в VI классе получил 100 рублей.
12) Розанов, студент Семинарии; за 4 урока по Арифметике в I классе получил 146 рублей 66 коп. (с 14 сентября 1883 года).
13) Кинешемская, окончившая курс в Земской Гимназии, учительница приготовительного класса по всем предметам, получила 360 рублей.
14) Миловзорова Н., окончившая курс во Владимирском Епарх. ж. Училище, учительница Чистописания во всех классах с ноября 1883 года получила 118 руб. 75 коп.
15) Соколов, диакон, учитель пения во всех классах получил 150 рублей.
Почетной блюстительницей была вдова мануфактур-советника Каретникова.
Врачом при училище состоял статский советник Якубовский, с жалованьем 240 рублей.
Эконом Училища, заштатный диакон Кохомский, получил жалованья 240 рублей в год.
Должность делопроизводителя совета Училища проходил священник Красовский за жалованье 200 рублей в год.

Примечание 1-е. Все преподаватели с высшим образованием получали за годичный урок в штатных классах по 50 рублей, а преподаватели и преподавательницы, окончившие курс в средних учебных заведениях, по 40 руб. По постановлению общеепархиального съезда духовенства 1883 г., утвержденному Его Высокопреосвященством, в параллельном классе годичный урок оплачивается но 40 руб.
Примечание 2-е. Приспособительно к штату епархиальных женских Училищ, преподавательницы в низших классах получали по 25 рублей за годовой урок, а учительница приготовительного класса по 20 рублей за урок.
В внеклассное время, по желанию родителей, воспитанницы разных классов обучались французскому языку и музыке. Преподавательницею французского языка была Шафрова, окончившая курс в С.-Петербургском Александровском училище 2-го разряда, а музыке обучала Ащеулова, получившая домашнее образование.

Состав учащихся.
В отчетном учебном году училище состояло из 8 классов: 6 нормальных, одного, при IY классе, параллельного и одного приготовительного. Всех воспитанниц, за увольнением двух, по прошению, при начале учебного года, к началу года, вместе с оставшимися в тех же классах и принятыми вновь в августе было 328, а именно: в приготовительном классе 40, в 1-м 45, II — 48, III — 45, в IV штатном 37, в IY параллельном 26, в Y — 49 и в YI — 38. Из них жило в Училище и содержалось на церковно-епархиальные средства 96 (74 полнокоштных и 22 полукоштных), — стипендиаток, воспитывающихся на средства благотворителей было 5 и своекоштных пансионерок 84 (76 духовных и 8 светских), — приходящих было 143, в том числе духовных 10 7 и светских 36.
В декабре 1883 года, по особоуважительным причинам, принята во 2 класс Училища одна воспитанница — Радугина Надежда — сирота, и к 1884 году в Училище было всех воспитанниц 329.
Из всего числа 329 воспитанниц, обучавшихся в Училище было дочерей духовного звания 285 и других сословий 44.
В продолжение года, по разным причинам, как это указано будет ниже, общее число воспитанниц сократилось на 14, и к концу отчетного года оставалось в Училище 315 воспитанниц.

Учебно-воспитательная часть.
а) Учебно-воспитательное дело и в отчетном году в Училище производилось, согласно Высочайше утвержденным для Епархиальных женских Училищ Уставу и программе, на основании которых в начале учебного года Инспектором классов, совместно с начальницею Училища, составлено было расписание еженедельных и ежедневных уроков по всем классам и предметам, как обязательным, так и необязательным. Расписание это было рассмотрено в общем собрании Совета Училища и утверждено Его Высокопреосвященством. Еженедельное число уроков было 18, а ежедневное в большинстве дней и в большинстве классов по 3 урока, так что сравнительно с прежними годами, в отчетном году распределение уроков по дням недели было более равномерным, а в наступившем учебном году, с увеличением при местной Семинарии числа наставников, стало возможным еще более сообразить расписание учебных часов не столько с удобствами преподавателей, сколько с действительными педагогическими требованиями. В промежуточные между действительными уроками часы воспитанницы младших классов, под руководством своих воспитательниц, упражнялись в диктанте, а воспитанницы классов старших занимались рукодельем, и чрез исполнение необходимых рукодельных работ в свободные от уроков классные часы, они имели более свободного послеобеденного времени на приготовление уроков к следующему дню, для письменных упражнений и чтения книг.
По необязательным предметам - французскому языку уроки были по три раза в неделю от 3 до 5 часов и ему обучались 22 воспитанницы за плату с каждой по 10 рублей в год, — музыке обучались от 32 до 40 воспитанниц и каждая из них имела не менее 2 уроков в неделю с платою по 25 копеек за урок и сверх сего по 25 копеек в месяц за пользование училищными инструментами.
Классные уроки в Училище всегда начинались с ½ 9 часа утром и кончались или в ¼ 1 или в 2 часа пополудни, с обычными отдыхами.
б) Учебные руководства и пособия, употреблявшиеся в Училище, были большей частью те самые, какие указаны установленной программой, или из числа рекомендованных впоследствии Учебным при Св. Синоде Комитетом, кроме следующих:
В I классе по Закону Божию вместо «начатков христианского учения» употреблялось «начальное наставление в православной христианской Вере» — протоиерея Дмитрия Соколова и «Священная История» — его же, — по Русскому языку в I классе «элементарный курс Грамматики» — Тихомирова, во II и III классах — Грамматика Говорова, в IV и V вместо теории Словесности — Петрова — теория Словесности Белоруссова и в VI классе по Отечественной Географии учебником была География Лебедева, а учебник по Церковной Истории Рудакова пополнялся из истории Русской церкви — протоиерея Лаврова. Но к следующему учебному году, вследствие замечания ревизовавшего в 1883 — 84 учебном году Училище Члена Учебного Комитета д с. с. И. К. Зинченко о трудности для воспитанниц Грамматики Говорова и определения о том Учебного Комитета, она, по постановлению Совета от 23-го июня 1884 года, утвержденному Его Высокопреосвященством, заменена для I и II класса Грамматикой Антонова, а для III класса Грамматикою Перевлесского, из которых первая в программе преподавания предметов в Епархиальных женских Училищах, приложенной к Уставу Училищ, указана руководством, а вторая — пособием.
в) В отчетном году, как и в прежние годы, учебные программы по всем предметам и во всех классах были выполнены без всякого нарушения состава их, с тем только отступлением, что в IV классе по Русскому языку повторен синтаксис сложного предложения, и в том же классе, за оставшимся от прохождения назначенного для этого класса курса по Географии (Америка и Австралия — при 3 уроках в неделю Свободным временем сделано подготовительное ознакомление с курсом V и VI класса.
г) В I и II классах письменные упражнения воспитанниц были только классные — по Русскому языку и состояли в течение всего года в письме под диктовку, которую, кроме преподавателя Русского языка, вели и воспитательницы этих классов, и кроме того, во II классе воспитанницы занимались письменным этнологическим и синтаксическим разбором данной русской речи, а со второй половины года делали и самостоятельное изложение мыслей о предметах, хорошо известных или о рассказанном и прочитанном им, при чем особенно имелось в виду образовать в детях навык в правописании, в употреблении знаков препинания и выработать правильность речи. В III, IV, V и VI классах письменные работы были и классные и домашние и состояли в составлении сочинений на данные темы по тому или другому предмету, соответственно программе теоретического курса, проходимого в классе. Эти упражнения имели целью — с одной стороны запечатлеть в сознании воспитанниц тот или другой вопрос программы, а с другой приучить самостоятельно и последовательно развивать свои мысли и точно, складно и литературно выражать их и излагать на бумаге. Для таких упражнений давались темы по всем предметам, кроме математики, на определенные сроки, по предварительно составленному Инспектором классов расписанию, рассмотренному в общем собрании Совета и утвержденному Его Высокопреосвященством. Этим расписанием в течение года назначено было, для III класса 10 упражнений, а для IV, V и VI по 12-ти, и темами для них в III и IV классах были предметы по преимуществу повествовательного или описательного характера и в начале учебного года сочинения писались по плану, предварительно разработанному ученицами в классе, при пособии преподавателя, а в V и VI и отвлеченные и план сочинения вырабатывали сами воспитанницы.
Для примера выписываем несколько тем, на которые писали домашние сочинения воспитанницы старших классов: «Церковь Христова в Антиохии по книге Деяний св. Апостолов» (по Церковной истории); «общий характер и направление древне-книжной Словесности» (по Истории литературы); «промышленность на моей родине» (по Географии); «политика Ришелье» (по Гражданской истории); «Родители и няня, как воспитатели детей» (по Педагогике); «Историческое содержание Богослужения утрени»; «Фантазия, как созидательница и как разрушительница счастия людей» — по образцу (по словесности); «Часы» (по физике); «значение гор для рек» (по географии); «Деятельность Патриарха Филарета» (по истории); «Средства к исполнению 5-й заповеди для блаженства и как каждый из нас может пользоваться ими» (но Катихизису); «учение о лице Пресвятой Девы Марии и о лице Иисуса Христа по догматикам 3, 6 и 8 гласов». «Судьба русской женщины по народным лирическим песням» (по словесности); «учение Спасителя о милостыне, посте и молитве по нагорной беседе (по Священной Истории).
Кроме чередних, в течение года, домашних сочинений, воспитанницы старших классов написали еще по экзаменскому сочинению: в VI классе на тему: «характеристика Бориса Годунова по драме Пушкина того же имени», в V классе — «старайся не только не делать, но и не мыслить и не желать худаго», в IѴ классе — «можно ли допустить, что чрез Греческих оракулов боги открывали людям свою волю»? Воспитанницы III класса писали для экзамена изложение прочитанной статьи, а II — диктант.
В чтении, исправлении и оценке письменных работ воспитанниц участвовали все преподаватели, по предметам которых они были назначаемы и затем все они были просматриваемы Инспектором классов. В чтении экзаменных сочинений принимали участие Председатель Совета и Члены от духовенства.
д) Учебная деятельность Училища за отчетный учебный год началась с 18-го августа 1883 года производством приемных экзаменов и переэкзаменовок и производилась до 24-го июня 1884 года, когда окончены были годичные экзамены, на большинстве которых особенно в старших классах присутствовал Высокопреосвященнейший Архипастырь наш Феогност.
е) За поступлением после начала учебного года в Училище одной воспитанницы, всех воспитанниц в отчетном году было 329, — но из них в течение года умерло 2 и 12 уволено по прошениям родителей. За тем к годичному экзамену в мае и июне 1884 года допущено 315 воспитанниц, из коих 4 не держали экзамена по болезни и им отложен он был до августа, а 6 заявили желание остаться в тех же классах на 2-й год. Действительно же держали экзамен в мае и июне 305 воспитанниц и в августе 2, а всего 307, и 2 не явились к экзамену в августе. После экзаменов в мае и июне и переэкзаменовок в августе, число воспитанниц, переведенных из низших классов в высшие, оказалось следующее: все 35 воспитанниц приготовительного класса переведены в I класс, из 42 воспитанниц I класса 40 переведены во II класс, одна оставлена по малоуспешности и одна уволена по прошению родителей, из 47 — II класса 41 переведена в III класс, одна уволена по неспособности к учению и 5 оставлены в том же классе, из них 2 по малоуспешности и 3 по просьбе родителей, из 45 — III класса 43 переведены в IV класс, одна уволена и одна оставлена по малоуспешности, из 37 — IV штатного класса 36 переведены в V класс и одна уволена за продолжительною — более года — болезнью, из 25 — IV параллельного класса 22 переведены в V класс и 3 оставлены в том же классе, из них одна по малоуспешности и две по прошению родителей, все 46 воспитанниц V класса переведены в VI и 38 воспитанниц VI класса окончили полный училищный курс с правом домашних учительниц по 111 § Устава Епархиальных женских Училищ. Итого из 315 воспитанниц, бывших в Училище к концу отчетного года 263 переведены в высшие классы, 38 окончили полный курс училищный с аттестатами, 10 оставлены в тех же классах и 4 уволены по указанным выше причинам.
Сравнительно с прошлым отчетным годом в настоящем году обучалось в Училище более на 11 воспитанниц.
В августе 1884 — 85 учебного года принято в Училище вновь в разные классы 63 воспитанницы и к сентябрю 1884 года, вместе с прежними, всех воспитанниц в Училище было 336.
ж) Успехи воспитанниц в течение года можно признать очень хорошими.
Поведение воспитанниц в течение года было отличное. Из всего числа их, в годичном выводе, только 12 воспитанниц имели по поведению балл 4, а все прочие 5. Ни за живущими в Училище воспитанницами, ни за приходящими важных проступков не было. Вообще воспитательное дело в Училище, при надлежащем к нему внимании Начальницы Училища и воспитательниц, велось правильно и успешно. В отношениях между собою, и в частности старших к младшим в воспитанницах всегда видны доброе расположение и искренняя любовь, — равно как и в своих отношениях к Начальнице, воспитательницам и преподавателям они постоянно внимательны, вежливы и скромны. Христианские обязанности исполнялись всеми воспитанницами неопустительно и благоговейно. Утренние и вечерние молитвы, на которых выслушивалось и дневное Евангелие, молитвы пред началом и окончанием уроков, пред обедом и ужином и после них, совершались с должным вниманием и благоговением. В воскресные и праздничные дни, а также в дни, установленные в Училище в поминовение усопших благотворителей Училища, воспитанницы слушали всенощное бдение и литургию в своей церкви, при чем пение и чтение исполнялось ими самими. Два раза в год пред праздником Рождества Христова и на 1 неделе великого поста они говели, исповедывались и приобщались св. Таин.

Для здоровья воспитанниц отчетный год был благоприятнее прошлого, как потому, что в городе не было сильного распространения заразных болезней, так и потому, что при общих благоприятных гигиенических условиях, в которых находится Училище, отлично устроенная при нем больница дает удобства разделять заболевающих детей по роду и качеству болезней, чем естественно облегчается их лечение. В течение года на 329 — общее число воспитанниц — было 212 всех, и самых неважных, случаев заболеваний, значительная часть которых надает на одних и тех же воспитанниц. Более частыми болезнями были простудные и они падают преимущественно на приходящих воспитанниц, часто живущих вдали от Училища и в весеннее и осеннее время года легко подвергающихся простуде по дороге в Училище и из него на свои квартиры. Умерших в Училище было 2, — одна (светская) померла в доме своих родителей от тифоидальной горячки, а другая (духовного звания) в Училищной больнице от воспаления сердца.

3) Учебно-воспитательная часть в Училище организована вполне удовлетворительно, как в отношении состава преподавателей и воспитательниц, так и в отношении порядка ведения учебного и воспитательного дела. Наибольшее число преподавателей Училища состоит из лиц, получивших высшее образование и вместе с усердием отличающихся знанием дела и педагогическою опытностью. Двое из них, по предметам которых в Училище существует большее количество уроков (по Русскому языку и Словесности и по Истории и Географии) служат исключительно в Училище и безраздельно ему преданы. Относительно порядка собственно учебной части можно отметить следующее: объем задаваемых учителями и учительницами уроков более или менее соответствовал времени, какое могло быть употреблено на изучение оных, без обременения воспитанниц слишком большими уроками и не в ущерб изучения одного предмета другому. На своих уроках все старались держаться области своего предмета и границ данного урока, старались отчетливо объяснять задаваемые уроки, вести свои объяснения в форме доступной для воспитанниц и с должною живостью, а при требовании от учениц отчета обращали преимущественное внимание на понимание данного урока, на правильную и складную его передачу и на связь этого предмета с предшествующими, при чем Инспектор классов имел особое наблюдение за тем, чтобы наставники или по отделам науки, или за известное время, делали связные повторения пройденного.
В отчетном году приняты и проектированы и некоторые новые меры к возвышению учебно-воспитательного дела в Училище, — и именно:
1) Так как установленная Св. Синодом общая программа преподавания предметов в Епархиальных женских Училищах, распределяя учебный материал по классам, не исчерпывает всего его содержания, а только как бы разграничивает его и намечает вообще и этим не исключает своеобразного понимания преподавателями их права и обязанностей при преподавании предметов относительно их объема и содержания, а с другой стороны, чтобы воспитанницы всегда имели пред собой подробный конспект того, что должно быть ими усвоено в течение всего курса, а также — имея в виду настоятельный запрос со стороны родителей, желающих поместить дочерей своих в Епархиальное женское Училище с указанием при ней надлежащих руководств и учебных пособий, — было признано нужным составить подробные программы по всем обязательным предметам Училищного курса в руководство преподавателям к точному исполнению указанной программы, в облегчение воспитанниц при слушании и приготовлении уроков и в пособие родителям при приготовлении детей их к поступлению особенно в старшие классы Училища. Составление таких программ составляло особенное занятие преподавателей и Инспектора классов в 1882 и в 1883 году. Последним все частные программы приведены были в один общий состав, представлены на рассмотрение Совета и по рассмотрении и утверждении Его Высокопреосвященством отпечатаны в 1883 году в Епархиальных ведомостях и отдельной брошюрой. Один экземпляр программ преподавания предметов во Владимирском Епархиальном женском Училище был представлен Инспектором классов ревизовавшему в 1883 году Училище Члену Учебного Комитета И. К. Зинченко и с его стороны никаких замечаний на программы не было сделано.
2) Вследствие заявления Инспектора классов, совместно с преподавателем Географии о том, что в VI классе Училища только при 2 уроках в неделю трудно с достаточною полнотой проходить назначенный для этого класса курс отечественной географии, с повторением общей Географии математической и физической, а между тем в IV классе для курса Географии Америки и Австралии при 3 уроках — времени остается, Советом Училища, на основании определения Св. Синода от 3 — 11-го мая 1878 года, постановлено перенести из курса VI класса в курс IV класса изучение Азиатской России и Кавказа, каковое постановление утверждено Его Высокопреосвященством, 28-го октября 1883 года.
3) В следствие заявлении Инспектора классов о том, что для образования в воспитанницах более ясного, точного и определенного отвлеченного мышления и для обогащения их психологическими знаниями он полагал бы ввести в состав предметов преподавания в Училище сообщение элементарных сведений из Логики и Психологии, для чего и прибавить в IV классе 1 урок по Русскому языку, взявши его от уроков по Чистописанию, Советом постановлено: не вводя специального преподавания элементарных сведений из Логики и Психологии, но находя нужным для большого успеха воспитанниц в Русском языке усилить преподавание этого предмета в IV классе, ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о прибавке 1 урока в IV классе по Русскому языку, вместо 1 урока по Чистописанию, и в случае утверждении сего постановлении, привести его в исполнение с 1884 — 85 учебного года. Постановление это утверждено и в исполнение с настоящего года введено.
Всегда заботясь о том, чтобы все воспитанницы Училища с усердием и успехом занимались своим делом, преподаватели и преподавательницы Училища сами добросовестно и усердно относились к исполнению своих обязанностей, являлись на уроки своевременно и без самых уважительных причин не опускали их.
В течение отчетного года всеми преподавателями и преподавательницами было опущено 96 уроков, менее против прошлого года на 42, и именно:
1) Законоучителем и преподавателем Педагогики протоиереем А. Сервицким - 1 урок.
2) Преподавателем Русского языка и Словесности В. Нарбековым - 5 уроков.
3) Преподавателем Церковной истории П. Белояровым - 1 урок.
4) Преподавателем Катихизиса в IV классах И. Соболевым - 4 уроков.
5) Преподавателем Священной истории прот. А. Остроумовым - 5 уроков.
6) Преподавателем Священной Истории свящ. И. Красовским - 11 уроков.
7) Преподавательницей арифметики М. Миловзоровой – 5 уроков.
8) Преподавателем физики М. Рудольфом - 21 урок.
9) Преподавателем геометрии В. Вердеревскнм - 2 урока.
10) Учительницей приготовительного класса О. Кинешемской - 8 уроков.
11) Учительницей чистописания Н. Миловзоровой - 5 урока.
12) Учителем пения диаконом Ф. Соколовым - 28 уроков.
Итого - 96 уроков.

Библиотека и физический кабинет.
Библиотека и в отчетном году пополнялась необходимыми и полезными книгами, и сверх сего в нее приобретены новые стенные карты полушарий и всех частей света, а также атласы Симашко и Ильина и картины по Русской Истории Рождественского. Вообще надобно заметить, что Училищная библиотека, как фундаментальная и учебная, так и ученическая, находятся вполне в удовлетворительном состоянии. Пожертвованием в библиотеку в отчетном году поступили от Преосвященнейшего Епископа Иакова следующие сочинения Евсевия, Архиепископа Могилевского: Беседы на Евангельские чтения в 2-х частях, Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола в 2-х частях и Проповеди в 2-х частях. Для чтения воспитанницам, воспитательницам, преподавателям и преподавательницам выписывались периодические издания:
1) Христ. Чтение с Церк. Вестником, 2) Душеполезное Чтение, 3) Семья и Школа с Педагогической Хроникой, 4) Женское Образование, 5) Детское Чтение, 6) Народная Школа, 7) Русский Народный Учитель, 8) Детский Отдых, 9) Игрушечка, 10) Нива, 11) Задушевное Слово.
Для пополнения физического кабинета при Училище Советом постановлено приобрести несколько приборов, нужных для изучения отделов физики о свете и звуке, всего на 72 рубля.
Пользование из библиотеки как учебниками, так и книгами для чтения производится по правилам, составленным Инспектором классов, рассмотренным Советом и утвержденным Его Высокопреосвященством…

6) Дополнительные сведения.
Как и в прежние годы, в отчетном году Училище пользовалось полной отеческой заботливостью нашего Высокопреосвященнейшего Архипастыря Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского и весьма часто в течение года им было посещаемо 21-го ноября, в храмовой праздник Училища Владыка совершил в Училищной церкви Литургию, на которой произнес к воспитанницам Слово и после которой с своим бывшим Викарием, Преосвященнейшим Епископом Иаковом и многими высокопоставленными как духовными, так и светскими лицами мужеского и женского пола, присутствовал на Училищном акте. Большинство экзаменов, как сказано выше, особенно в старших классах, производилось при самом Высокопреосвященнейшем Архипастыре, — Он же закончил и учебный год в Училище Своею молитвою на последнем благодарном молебствии воспитанниц, окончивших курс, напутствовал их глубоким словом и благословил в жизненный путь каждую св. крестиком и Евангелием. В течение года Владыка не раз, в большие праздники поощрял воспитанниц присылкой им гостинцев.
Особенно дорогим, как для нашего Архипастыря, так и для всего Училища была окончательная отделка Училищной больницы и закладка новой Училищной церкви.
Как значится в прежних отчетах, построенная в 1882 году новая при Училище, каменная больница на средства исключительно изысканные Высокопреосвященнейшим Архипастырем, без всяких сборов с духовенства, в 1883 году требовала окончательной, чистой отделки, при чем, по указанию опыта, в распорядке помещений ее оказалась надобность в некоторых изменениях. Всегда искренно благодетельствовавший Училищу Владимирский городской Голова, надворный советник А. Н. Никитин взял отделку больницы на себя и исполнил это дело к полному нашему утешению, так что больница наша, не по нашему выражению, а по выражению ревизии, представляет отлично устроенное заведение. В начале нынешнего учебного года, по указанию Его Высокопреосвященства, в нее проведена вода.
Еще с 1879 года, когда, с постройкой и перестройкой разных Училищных помещений, а равно и вследствие преобразования Училища из 3-х классного в 6-ти классное и улучшения в нем учебной, воспитательной и экономической частей, количество воспитанниц, с каждым годом, стало увеличиваться, — сказалась нужда или в расширении существующей в Училище церкви, или в постройке новой, более обширной. В три последние года Училище состояло не менее, как из 185 воспитанниц, живущих в Училище и от 120 до 140 приходящих, которых Училищное начальство всегда располагает ходить к богослужению в Училищную церковь, которая однако ж малопоместительна (25 кв. сажен, кроме алтаря). По неоднократном обсуждении, при участии архитектора, вопроса о перестройке существующей церкви, или о постройке новой Совет, осенью 1883 года, пришел к следующим предположениям:
1) Вместо существующей в настоящее время церкви, заключающей в себе площадь в 25 кв. сажен, построить новую церковь над Училищною залою, от чего получится площадь в 33 ½ кв. сажени и к ней, по пробивке арки в восточной стене большей спальни, прибавить по направлении к западу 14 2/3 кв. сажени площади этой спальни, отгородив спальню от предполагаемой церкви особой перегородкой. Таким образом площадь всей церкви будет около 48 кв. сажен, на которых, по выделении 8 сажен для алтаря, просторно будет помещаться до 360 человек
2) Внутренний вход в церковь будет чрез дверь в перегородке спальни, а для наружного входа должно быть устроено крыльцо с лестницей, с южной стороны.
3) 14 2/3 кв. сажени, отнимаемые от спальни для церкви, вознаграждаются 25-ю саженями пространства теперешней церкви, при чем, — так как здание ее еще прочно и требует незначительного исправления, — кроме прибавки на 11 кв. сажен общего помещения по надобностям Училища, Совет сделает весьма значительные сбережения по постройке новой церкви над залою, так как в этом случае не нужен новый бут и целая новая крыша.
4) Помещение, в настоящее время занимаемое церковью, с удобством будет приспособлено по надобностям Училища.
Эти предположения Совета утверждены Его Высокопреосвященством, и весной 1884 года Совет, при наблюдении Епархиального архитектора и участии Училищного церковного старосты — потомственного почетного гражданина В.В. Жинкина, приступил к постройке новой церкви, на средства из остаточных Училищных сумм, к которым прибавились личные пожертвования, до 800 рублей от Епархиального духовенства и 1000 руб. от старосты Училищной церкви. В 1885 году церковь должна быть достроена и освящена, в чем Совет имеет полное основание быть уверенным. Закладка новой церкви, по установленном молебствии, совершенном Инспектором классов, происходила в радостнейший день Священного Коронования ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА — 15-го мая, в присутствии всех воспитанниц Училища, и этот день был для Училища особенно молитвенно-торжественным.
В отчетном учебном году Училище было обревизовано с 20-го сентября по 23-е октября 1883 года назначенным от Св. Синода членом-ревизором Учебного при Св. Синоде Комитета д. с. с. Н.К. Зинченко. По отчету г. ревизора, рассмотренному Учебным Комитетом и утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором, Училище найдено в весьма удовлетворительном состоянии.
Пожертвований в Училище, сверх указанных в статье о приходе училищных сумм, поступило: от Высокопреосвященнейшего архипастыря Феогноста 35 рублей на гостинцы воспитанницам и билеты на духовный концерт о лучших из них в старших классах; от почетной блюстительницы Училища Ю. И. Каретниковой 1 пуд 8 ф. чаю и 7 пудов 33 ф. сахару, 10 кусков брилиантину, мерой 606 аршин, 38 евангелий и 100 рублей для окончивших в 1884 году воспитанниц, — от архимандрита Владимира, Инспектора классов Училища и протоиерея Харизоменова 16 рублей на гостинцы воспитанницам в Рождественские праздники, от Владимирского губернатора И.М Судиенко 1 пуд конфет к Училищному празднику; от протоиерея К. Нарбекова 4 куска полотна для белья воспитанницам младших классов; от настоятельницы Муромского монастыря игуменьи Персиды 1 ф. чаю и 33 ф. сахару; от настоятельницы Александровского монастыря игуменьи Ефрасии 1 ф. чаю и 10 ф. конфет и орехов, — от настоятельницы Переславского монастыря игуменьи Евгении 10 рублей на чай воспитанницам, — от игумена Митрофана 200 аршин холста, — от казначея Боголюбова монастыря о. Иеронима 300 аршин холста, — от старосты Училищной церкви 168 аршин батисту на платья воспитанницам Училища из певчих, — от священника села Орехова Рождественского 25 рублей и от священника гор. Кинешмы Клиентова 100 рублей на приобретение нового музыкального инструмента для Училища, каковой в августе 1884 года и куплен с присоединением этих 125 рублей к скопившимся у начальницы Училища от платы воспитанниц за пользование инструментами деньгам, за 425 рублей.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 6-й. 15-го марта 1885 года).
Женское епархиальное училище
Владимирская епархия.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (11.06.2018)
Просмотров: 16 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика