Спасское - до 2005 г. село Суздальского района. С 2005 г. входит в состав г. Владимира в качестве микрорайона (Ленинский район).
Село Спасское принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В 1504 г. великий князь Иоанн Васильевич пожаловал несудимую грамоту монастырям и селам вотчины митрополита Симона. В числе митрополичих сел упомянуто и Спасское. Впоследствии село Спасское числилось в числе дворцовых патриарших сел, а после состояло в ведении Святейшего Правительствующего Синода. По упразднении церковных вотчин крестьяне переименованы были в государственных. В 1891 году в Спасском селе сгорело 12 домов на сумму 1274 рубля 43 копейки.
Спасское 1859 год: число дворов - 70; число душ мужского пола - 191; женского пола - 222. Спасское кон. XIX в., село казенное: расстояние отъ губернского города (Владимирский уезд) – 9 верст; число дворов - 68; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 188, женского пола - 224; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 185, женского пола - 217; действительное население: мужеского пола - 186, женского пола - 219; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; при каменной церкви священник и дьякон с причтом. При нем: Деревня Варламов Починок (сейчас мкр. Юрьевец) 1859 год: число дворов - 30; число душ мужского пола - 93; женского пола - 120. Варламов Починок, казенная кон. XIX в.: расстояние от губернского города – 9 верст; число дворов - 33; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 82, женского пола - 107; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 90, женского пола - 101; действительное население: мужеского пола - 91, женского пола - 100; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; кузница. Деревня Лахань 1859 год: прописано как сельцо; число дворов - 10; число душ мужского пола - 41; женского пола - 40. Лахань, помещичья кон. XIX в.: расстояние отъ губернского города – 12 верст; число дворов - 5; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 25, женского пола - 27; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 21, женского пола - 26; действительное население: мужеского пола - 20, женского пола - 27; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; 2 деревянных дома гг. Булгаковых. Деревня Немцово 1859 год: прописано как сельцо; число дворов - 9; число душ мужского пола - 18; женского пола - 19. Немцово, помещичья кон. XIX в.: расстояние от губернского города – 7 верст; число дворов - 9; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 23, женского пола - 25; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 29, женского пола - 32; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 34; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой. Сельцо Оборино, помещичье, кон. XIX в.: расстояние от губернского города – 10 верст; число дворов - 11; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 36, женского пола - 50; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 31, женского пола - 37; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 38; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; деревянный дом г. Вевер; кузница.
«Знахарка». В с. Спасском, Владимирского уезда, к Прасковье Тарасовой зашла соседка ее Алексеева и попросила у нее штоф для молока. Тарасова, заподозрев Алексееву, что она «сглазила» ее корову и теленка вместо штофа стала бить Алексееву. Алексеева подала на Тарасову в суд за нанесение побоев, заявив, что Тарасова занимается знахарством. На предварительном дознании Првасковья Тарасова созналась, что лечила людей и скот святой водой и маслицем. Тарасову Прасковью привлекли к суду за совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения. Дело это разбиралось в порядке показательного процесса в о. Спасском 17 ноября нарсудов 3-го участка Владимирского уезда. Tapaсoва Прасковья была приговорена к 6 мес. лишения свободы» («Призыв», 25 ноября 1924).
«Колхоз «Вперед», Владимирского района, весной и сейчас показал пример дружной и организованной работы. Надежда кулаков на развал колхоза лопнула. Колхоз окреп и завербовывает друзей из среды единоличников. Во время покоса более десятка единоличников — крестьян (особенно из молодежи) помогали колхозу косить. Кулацкая свора ведет явное и скрытое наступление на колхоз. По селу размножаются в рукописном виде песни, содержание которых направлено против колхозов. Нашептывают колхозницам, что все имущество, отобранное у кулаков, отдадут обратно, а колхозников привлекут к судебной ответственности. Отделенный кулак, бывший крупный помещик и эксплуататор Самойлов сколачивает вокруг себя верующих, всячески вооружая их „против безбожников и захватчиков чужой собственности — колхозников". Он распространяет по селу слух, что его скоро восстановят в правах. Домовладелец и бывший акционер Нестеров, родственник помещика Самойлова (также раскулаченный) обивает пороги в высших инстанциях с целью возврата ему имущества. Освобожденный от раскулачивания сын бывшего торговца Крякушин высказывается о колхозе, кап о заразе и придирается к колхозу. Ожил и бывший священник Лавров, помимо церковной службы, имевший кулацкое хозяйство. Он везде говорит, что на днях его освобождают от раскулачивания. Как видно, вся кулацкая свора объединена определенной идеей, стремится разъединить колхозников и развалить колхоз, сорвать подготовку к очередным сельхоз-кампаниям» («Призыв», 10 августа 1930).
«Поджог дома и построек у председателя спасского сельсовета В ночь на 26-е марта, во втором часу ночи, сделан поджог во дворе председателя Спасского сельсовета А.В. Смирнова. Двор, дом и весь скот погиб в огне, жена и маленькие дети председателя в одном нижнем белье успели выскочить из окна: сам Смирнов в это время был в гор. Владимире на пленуме РИК-а. Нет сомнения, что поджог сделан представителями кулацко-зажиточной части деревни» («Призыв», 29 марта 1931). «В селе Спасском, после беседы в избе-читальне о сущности и происхождении «рождества», где присутствовало 75 человек, были созданы антирелигиозные бригады. Решено было 7 января объявить ударным днем по мобилизации средств и по вывозке дров. За этот день бригады собрали 1000 рублей денег и действительно по-ударному работали на вывозке дров, за что получили от леспромхоза 100 руб. промтоварами и деньгами. В день «рождества» сельсовет получал до 200 подписей граждан о передаче пустующего молитвенного здания в колхоз для ссыпки семян» («Призыв», 27 января 1933). «Спасский сельсовет вместо того, чтобы помочь новым колхозам организационно-хозяйственно укрепиться, наоборот этому противодействует. Вот факт. В селе Мосино организовался колхоз из 90 дворов. В этом же селе есть с обширной усадьбой и большим двором дом, отобранный у попа. Колхоз много раз обращался к предсельсовета Родину, чтобы дом передали ему, но Родин его передал свинкоопхозу, а тот перепродал частнику Данилову, несмотря на то, что к представителю свинкоопхоза Трухину обращались колхозники, чтобы тот продал дом колхозу» («Призыв», 1 февраля 1933). «8 мая на совещании председателей сельсоветов, секретарей партячеек и уполномоченных РК ВКП(б) спасский сельсовет получил от райисполкома переходящее красное знамя, как лучший сельсовет по проведению весеннего сева» («Призыв», 12 мая 1933).
«Автопробег им. призыва 1911 г. Вчера из спасского сельсовета во Владимир прибыл обоз с хлебом им. призыва 1911 г. Обоз был организован бригадой автопробега и он доставил 280 пуд. зерна спасского колхоза» («Призыв», 6 августа 1933).
«17 и 19 сентября спасский колхоз не работал. Колхозники праздновали престольный праздник «чудо». В эти дни, в хорошую ясную погоду, председатель колхоза Афанасьев, бригадир Бахирев и счетовод Кукушкин вместо того, чтобы по-ударному работать на полях и мобилизовать на это колхозников, занялись пьянством, тогда как в колхозе неблагополучно обстоит дело с уборкой урожая. Ржаной скирд находится в поле ничем непокрытый, отчего верхние два ряда, до 200 снопов, совершенно проросли, много рассорено вокруг него зерна, которое также прорастает. В складах до 100 пудов ржи и она находится в согретом виде. 50 пудов гороха покрыты плесенью и уже на 15 — 20 процентов его сгнило. В колхозе имеется много пустых сараев и амбаров, но они почему то не используются под зерно. Жмутся в четырех складских помещениях и куда ссыпают зерно толщиной на полтора метра. Спрашивается, где же секретарь партячейки Семенов, чего он делает? 17, 18, 19 и 20 гуляет в гор. Владимире. А председатель сельсовета Родин? — Празднует у тещи в Брутово. Так-ли Родин и Семенов, нужно бороться за большевистский колхоз, за зажиточность колхозника?» («Призыв», 22 сентября 1933). «Вишневый сад уничтожается Правление спасского колхоза к саду и садовому урожаю относится бесхозяйственно: сад не огорожен, нет сторожа. Ягоды расхищаются, уничтожаются вишневые деревья. Виновников в бесхозяйственности к ответу» («Призыв», 30 июля 1934). «При Спасском колхозе просторный удобный клуб. Но оборудован этот клуб очень бедно. Недостаточно скамеек, слабо освещение. Во время вечеров молодежь бросает свою одежду на скамьи. А ведь при клубе есть раздевальня, почему бы ее не использовать. В красном уголке холодно, и посетителям приходится сидеть одетыми. Газет выписывается очень мало, а журналов совсем нет. Клуб не объединил колхозный актив. Культурник Иполитова работает одна. Поэтому в клубе и скучно» («Знамя», 23 февраля 1937).
«УСПЕХИ СПАССКОГО КОЛХОЗА Если три года подряд Спасский сельсовет сильно отставал и в 1940 году стоял на 28 месте в районе, то в текущем году по темпам сева вышел на четвертое место. В чем же тут секрет, что помогло сельсовету сделать такой энергичный шаг вперед, ускорить темпы выполнения плана? Дело в руководстве. Самым крупным колхозом этого сельсовета является Спасский — «Вперед к заветам Ильича». За последние годы, до 1940 года, в нем и в других колхозах сельсовета сменилось несколько председателей, которые и не умели и не хотели по-большевистски руководить, направлять работу коллектива. Но вот в 1940 году собрание колхозников избирает председателем Спасского колхоза энергичного хозяйственника тов. Смирина. Он с первого дня смело и уверенно, по-хозяйски стал руководить колхозом. Прежде всего т. Смирин ликвидировал задолженность государству, накопившуюся в порядочном количестве за прошлые годы. Еще зимой т. Смирин сделал точный расчет того, сколько может колхоз при самой высокой производительности обработать на колхозных конях, а на остальную площадь заключил договор с Владимирской МТС. Чтобы обеспечить выполнение тракторных работ, т. Смирин проявил большую заботу о создании для трактористов хороших бытовых и производственных условий. Организовал общественное питание, оборудовал специальную кузницу, своевременную доставку горючего и т.д. Результаты сказались полностью. Бригада т. Клочкова вышла первой в районе по темпам и качеству тракторных работ, выполнила план пахоты, сева, культивации и перебрасывается на помощь в Семязинский и Юрьевецкий колхозы. Путем ежедневного личного контроля т. Смирин добился твердой дисциплины и хорошего качества работ и от большинства колхозников. В прошлом году на весенний сев ранних яровых был затрачен 21 день. В нынешнем году, при менее благоприятных условиях, сев закончен в 18 дней, а главное по качеству гораздо лучше прошлогоднего, на более высокой агротехнике. Агроном А. Сорокин» («Призыв», 24 мая 1941).
«В спасской бригаде колхоза «Вперед к заветам Ильича» было организовано звено каучуководов. Члены звена горели желанием вырастить хороший урожай и весной навели порядок на своем участке. Но нашлись дельцы из правления и решили расформировать звено. Сказано — сделано. Бригадир Ипполитов перевел звеньевую Анну Мичурину и членов звена т.т. Митрохину и Баранову на другую работу. Пока Мичурина с подругами занималась другим делом, их участок так зарос сорняками, что растения кок-сагыза и не видно. » («ВК», 10 августа 1950).
«Спасская изба-читальня готовится к зиме. Отепляются стены, окна, полы. Вместе с плотниками ремонтными работами занимается избач тов. Ипполитов. Плотники спешат. Они знают, что в избе-читальне будет оборудован, агитпункт по выборам в местные Советы. Для него готовится книжная выставка, лозунги и плакаты. Организуются кружки художественной самодеятельности. В них охотно записывается сельская молодежь. А. Клочкова, колхозница сельхозартели «Вперед к заветам Ильича» («ВК», 12 октября 1950).
«Увлекательные сборы Е. СЕЛИВЕРСТОВА - старшая пионервожатая Спасской семилетней школы Четвертый год я работаю старшей пионервожатой. Работу свою люблю и строю ее так, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе беззаветной любви и преданности Родине. На сборах и звеньях пионеры знакомятся с жизнью и деятельностью Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. Недавно для учащихся третьих-четвертых классов мы провели сборы на тему: «И.В. Сталин — знаменосец мира во всем мире». Один из последних сборов пионерской дружины был посвящен теме: «Пионер — надежный товарищ». В заключение сбора ребята выступили с интересным литературно-художественным монтажом. Но у нас еще есть недостатки. Нередки случаи, когда отдельные пионеры не успевают. Выполняя постановление ѴII пленума Центрального комитета комсомола, мы будем всемерно улучшать деятельность пионерской организации» («ВК», 29 ноября 1951).
«В нашем селе Спасское есть изба-читальня. Она призвана вести культурно-массовую работу среди населения, организовать досуг колхозников. Однако эту задачу читальня не выполняет. Молодежь приходит сюда после трудового дня, чтобы отдохнуть, послушать беседу, почитать свежие газеты, журналы, поиграть в шахматы, шашки, потанцевать. Но вместо этого посетители избы-читальни нередко вынуждены наблюдать грубость, бескультурье. Не известно, почему мирится с этим исполком сельсовета? Группа комсомольцев - колхозников» («ВК», 14 мая 1952).
«На окраине села Спасского высится новый скотный двор. Он построен с помощью коллектива одного из промышленных предприятий города Владимира. В нём имеется кормоцех, рядом — две силосных башни. В ближайшее время начнётся монтаж подвесной дороги» («ВК», 7 ноября 1954).
«В Спасском имеется неплохое помещение, занимаемое избой-читальней. Однако здесь, кроме показа кинокартин, никакой культурно-массовой работы почти не проводится. Доклады и лекции — редкое явление, хотя в селе насчитывается много интеллигенции, способной это сделать. Не организована и кружковая работа. В избе-читальне холодно, неуютно, и не случайно сюда не ходят не только пожилые колхозники, но и большая часть молодёжи. Сельскому Совету следовало бы позаботиться о том, чтобы помещение отапливалось, а партийная и комсомольская организации обязаны помочь наладить культурно-просветительную работу. Н. АЛЕКСАНДРОВ» («ВК», 15 марта 1955).
«Директор Спасской семилетней школы тов. Невский прочитал для избирателей лекцию на тему: «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Колхозники задали лектору много вопросов» («ВК», 24 февраля 1955). «Как в Спасском пожар тушили Противопожарная охрана в селе Спасском целиком и полностью отдана в руки Казимира Казимировича Колотонова. И председатель сельсовета тов. Куликова, и районный пожарный инспектор тов. Данилов совершенно не прикасались к противопожарному хозяйству в Спасском. В такой обстановке полного невнимания и Казимир Казимирович под конец забыл о существовании этого хозяйства. И вот что из этого получилось. Ударили в набат: — Горит! Занимался дом. Разумеется, люди бросились к пожарному сараю и вскоре доставили из него к месту пожара помпу. Но для тушения огня, как известно, нужна ещё вода, а ей поблизости не оказалось. Вновь метнулись в пожарный сарай — за бочкой, а там и духу её не было. Бочку нашли около сельсовета. Но едва до неё дотронулись, как колёса, на которых она стояла, рассыпались в прах. Загремели вёдра, и вода стала поступать к месту пожара. Ho тут вдруг оказалось, что помпу пустить нельзя. Без недостающей детали она никак не хотела заводиться. Наконец пожарную машину кое-как направили. Однако, где же рукава? Кто-то подсказал, что они на каком-то складе. Склад найти удалось, но поиски ключей, чтобы отпереть замок, успехом не увенчались. В пожарном порядке выломали дверь. И верно, рукав обнаружили, но только один. Второй оказался на ферме. Рукава собрали, пристроили. Раздались голоса: — Качай! — Постойте! — крикнул вдруг главный спасский пожарник Казимир Казимирович. — А где же брандспойт?! Стали думать-гадать, где он может быть? Кто-то вспомнил, что однажды видел эту «штуку» в колхозном складе. На складе, конечно, висел замок. Ключей опять нигде не нашли и снова пришлось выламывать дверь. Наконец, привели всё в «боевую» готовность, но тушить было уже нечего. Дом сгорел дотла. — Вот так случай, — качали люди головами, расходясь по домам. А Казимир Казимирович глубокомысленно изрёк: — Надо быть осторожными с огнём. ДМИТРИЕВ» («ВК», 11 августа 1956).
Водохранилище Спасское
ДК мкр. Спасское
«В селе имеется клуб, сцена, по культработы не ведется. Шеф ни разу за лето не был у подшефных. А надо противопоставить кулацкой агитации свою большевистскую пропаганду. Условия для этого имеются» («Призыв», 10 августа 1930). «В Спасском сельском клубе кинокартины демонстрирует киномеханик Виктор Сидоров. Работает он добросовестно, вовремя начинает киносеансы, отдельно организует их для детей. Сейчас члены сельхозартели «Вперёд к заветам Ильича» с удовлетворением смотрят сельскохозяйственные фильмы. В последние дни показаны фильмы «Пути повышения продуктивности молочного скота» и «Кукурузу — на поля». Перед началом сеансов зоотехник тов. Васильева и агроном колхоза тов. Ефремов провели с колхозниками беседы на эти же темы» («ВК», 31 января 1956). «Недавно в Спасском вновь открыта сельская библиотека. В её фонде уже около двух тысяч книг. Молодой библиотекарь Аня Кочеткова старается привлечь к чтению литературы больше колхозников. Сейчас книги берут около ста человек» («ВК», 6 октября 1956). В 1958 году открыт Спасский сельский клуб. В 1958 году при Спасском клубе оборудован парк.
«Концерт в Спасском клубе За последнее время оживилась кружковая работа в Спасском сельском клубе. Участники кружков художественной самодеятельности выступили недавно с большим концертом. Хор исполнил песни «Родина», «Расцветай Сибирь», «Жди солдата». Хорошо спела песни «Волжанка» и «Куда бежишь тропинка милая» солистка Лидия Сорокина. Тамара Бабурина исполнила песню из кинофильма «Поддубинские частушки». В концерте участвовали танцоры А. Капралова и В. Сидоров, которых, как и певцов, тепло встречали зрители. Л. БУЙНОСОВА» («ВК», 22 января 1959).
Магазин "Продукты" в мкр. Спасское
Магазин "Продукты", «Разливное пиво» в мкр. Спасское
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела 1728 г. мкр. Спасское. Фото 2013 года.
Церковь Михаила Архангела, мкр. Спасское. Фото 2015 года.
Название Спасского селом еще в первой грамоте указывает на то, что здесь была уже церковь; но сведения о церкви в этом селе имеются только с нач. XVIII в. В патриарших окладных книгах 136 г. (1628) значится: "церковь Архистратига Михаила въ патриарше вотчине въ селе Спасскомъ... дани 11 алтынъ 4 денги, наместничьихъ и заезда гривна". «Въ 154 и 155 (1647) г. деньги платилъ попъ (этой церкви) Деомидъ». Теплая церковь Михаила Архангела была построена в 1799 г. на средства помещицы Языковой. По ходатайству Владимирского Епархиального Начальства пожалован 23 февраля 1868 года, Орден Св. Станислава 3-й степени, старосте при Архангельской церкви в с. Спасском, отставному штабс ротмистру Константину Веберу. «Въ теплой церкви престолъ въ честь Архистратига Михаила». Церковь Михаила Архангела сейчас действует.
Никольская церковь
Адрес: г. Владимир, мкр. Спасское
Никольская церковь в мкр. Спасское
В 1679 г. в селе Спасском была выстроена другая новая церковь во имя Николая Чудотворца и из казны патриаршей сюда были выданы безденежно сосуды церковные оловянные резные. Каменная холодная церковь была построена в 1772 г. на средства г. Лопухина. Каменная колокольня построена в 1859 г. Вблизи церкви - среди кладбища находилась маленькая часовня. Можно думать, что она построена на месте прежней церкви, но когда неизвестно. При церкви имелась каменная сторожка... Николай Михайлович Доброхотов († 1881) в 1845 году определен во диакона в село Спасское, Владимирского уезда, на такую же должность через год был перемещен в гор. Владимир в женскую обитель.
«В холодной церкви престол во имя Николая Чудотворца. В алтаре холодной церкви на небольшом деревянном кресте сохранилась следующая надпись: «освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храм Святителя Николая Чудотворца при державе благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни императрицы Екатерины Алексиевны и при наследнике ея благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским и Муромским 1772 г. октоврия 6 дня. В числе святых икон обращают на себя внимание: 1) в Николаевском храме Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, украшена бриллиантами, топазами, изумрудами, яхонтами и аметистом, жемчужными звездами. Убрус жемчужный с кораллами; в оплечьи находится часть ризы Господней. На сей же иконе имеется серебряный вызолоченный старинный крест, в коем помещены святыни из Иерусалима; на оконечностях креста висят два большие изумруда, а внизу белый топаз. Икона эта почитается в приходе за чудотворную. 2) Копия с этой иконы, освященная в Иерусалиме на гробе Господнем. 3) Икона Святителя и Чудотворца Николая в житии, в серебряной ризе в венце; крест с 5 драгоценными камнями. В этой иконе хранится миро из раки мощей Святителя Николая. 4) Икона Успения Божией Матери, древняя в серебряной вызолоченной ризе с бриллиантовой звездой в оплечьи, одежда из жемчуга, в венцах стразы. В ризе ковчежец, в средине коего большой изумруд, по краям стразы; в ковчежце 9 частиц мощей Киевских Угодников и часть мощей Варвары Великомученицы. Внизу иконы надпись: «истинное изображение и мера счудотворнаго образа, яже обретается в лавре Киево-Печеры над царскими враты». 5) Икона Богоматери Каплуновская в серебряной вызолоченной ризе с топазом в убрусе. 6) Икона св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, с частью камня от гроба Господня. 7) Икона резная из белого мрамора – Воскресение Христово. 8) Икона – Нерукотворенный Образ, писанная на камне из Св. Земли. 9) Образ Усекновения Главы Иоанна Крестителя с надписью: «написан сей святый образ по обещанию Якова Иванова сына Лопухина в лето от Рождества Христова 1747 месяца октоврия против чудотворнаго образа, который стоит в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы в мужском монастыре в Коширском уезде». Из святых крестов замечательны: перламутровый напрестольный с еврейскою надписью, и крест из корней с берегов Иорданских. В церковной ризнице сохранилось Евангелие времен патриарха Иосафа, изд. 1637 г. (дски переделаны вновь). Евангелие издания 1694 г. с следующею надписью по листам: «1702 г. июня в 1 день дому светлейшаго патрирха дворянин Леонтей Марков сын Лопухин дал сию книгу, глаголемую святое евангелие, вкладу пообещанию своему в вотчину светлейшаго патриарха Володимерскаго уезду сула Спасскаго в церковь во имя Николая Чудотворца Леонтей Лопухин». Из богослужебных книг сохранились следующие древние книги: 1) пентикостарион, изданный при царе Алексее Михайловиче 1670 г. 2) Следованная псалтирь 1695 г. с надписью: «сия книга, глаголемая псалтирь, благословена схимонахом Лвом Марковичем Лопухиным Тита Иванова сына Лопухина» – подписана его рукою 1733 г. 3) Пролог за сент. – ноябрь месяцы издания 1796 г. с надписью на листах: «сия книга глаголемая пролог Володимерскаго уезду Ополскаго стану вотчины дому светейшаго патриарха церкви чудо архистратига Михаила а подписал сию книгу тоя церкви Иереи Василии и куплена на церковныя денги в прошлом 1702 г. марта в первый день». Сохранились два деревянные подсвечника в виде тумб – с надписью: «в лето 7007 поставлена свеча пред. Божиим милосердием… Причта по штату положено: священник и псаломщик. Доходов от земли и прихода получалось до 460 руб. в год. Дома у причта собственные деревянные, на церковной земле. Приход состоял: 1) из села Спасского и деревни Варламов починок (Деревня Варламов починок вотчина святейшего патриарха Московского упоминается в писцовых книгах Владимирской Ямской слободы 1642), деревни Владимирки (В грамоте великого князя Ивана Васильевича от 1504 г. в числе сел принадлежащих Сновицкому монастырю упомянуто село Володимирское. Деревня Владимирка видимо прежде была селом, церковь в ней могла исчезнуть по разным причинам.), сельца Оборина (Сельцо Оборино существовало в XVII в., упоминается в «зарядной записи 163 (16550), сельца Лахани, сельца Пиганова, деревни Юрьевца, деревни Немцовой. В приходе 622 души мужского и 660 душ женского пола; из них - раскольников нетовцев 7 душ, перекрещенцев 5 душ, неотписных 46 душ» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.)
В селе Спасском была церковно-приходская школа, открытая в 1883 г.
«Посреди села Спасского — кладбище. Оно не огорожено. По нему ходит скот. Некоторые могилы провалились. Нужно немедленно огородить кладбище и вообще воспретить похороны на нем. Оно расположено не на месте и служит источником заразы. Слово за райисполкомом и сельсоветом» («Призыв», 21 июня 1934). Церкви села были закрыты после войны в 1947 г. Священнослужитель репрессирован. Помещения церквей использовались под механическую мастерскую и склады. В августе 1995 г. церкви и село Спасское получили статус памятников архитектуры, а в декабре 1995 г. церковь Архангела Михаила была передана общине Русской православной Церкви. Храм возрождается; община следит и за Никольской церковью, помещения освобождены от складов очищены от мусора, поддерживается в порядке территория.
Владимирские депутаты в 2017 г. на заседании комитета по градостроительству, архитектуре, земельным отношениям утвердили названия новых улиц в микрорайоне Мосино, предложенные топонимической комиссией. Названия «Хлебодарная», «Каравайная» и «Яровая» выбраны на основании архивных изысканий жительницы Мосино Елены Громовой. Ее исследование показало, что основным видом деятельности на этой территории было хлебопашество. Еще одну улицу назовут «Ручейная», так как улица проходит вдоль водоема.
Микрорайон Оборино
Оборино - в говорах средней полосы России встречается слово обора: завязка, с помощью которой держатся на ноге лапти, другими словам и, обрывок веревочки. Прозвище - Обора - было дано или отдельному человеку, или жителям деревни за их недостаточность, бедность. Слово образовано по тому же принципу - с суффиксом - ин.
Оборино, сельцо помещичье: расстояние от губернского города - 10 верст; число дворов – 11 (1857); число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 36, женского пола - 50; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 31, женского пола - 37; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 38; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; деревянный дом г. Вевер; кузница. Оборино 1859 год: число дворов - 11; число душ мужского пола - 38; женского пола - 48. В приходе села Спасское.
Бывшая д. Оборино Суздальского района. С 2005 г. территория г. Владимира (Ленинский район).
Мкр. Оборино. Вид со стороны мкр. Немцово.
В микрорайоне Оборино одна улица: Полевая ул.
Полевая улица мкр. Оборино
Микрорайон Немцово
Немцова - кто из «иноземцев» мог жить в этой деревне или владеть ею - вопрос не изученный. Во всяком случае, это не обязательно был немец, т.е. житель Германии. В старину немцем могли назвать любого иноземца, чужака, не говорившего по-русски, т.е. он был для местных жителей как бы немой (немец). Немцово, помещичья деревня: расстояние от губернского города – 7 верст; число дворов - 9; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 23, женского пола - 25; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 29, женского пола - 32; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 34; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой.
Немцово 1859 году прописано как сельцо; число дворов - 9; число душ мужского пола - 18; женского пола - 19.
В приходе села Спасское.
До 2005 г. деревня Немцово была в составе Суздальского района.
С 1 января 2005 года территория г. Владимира - микрорайон Немцово. В микрорайоне Немцово две улицы: Новая ул.; Полевая ул.