Весной 1956 г. был создан Союз журналистов СССР. К тому времени объединения журналистов уже существовали во всем цивилизованном мире. Формально областной Союз журналистов был образован 27 мая 1957 года, но реальная работа по созданию организации началась ближе к осени. Организация замысливалась как сильно идеологизированная, за создание ее региональных отделений взялись областные комитеты компартии, а председателями становились редакторы местных партийных газет. Главную роль в этой работе отвели журналистам газеты «Призыв» - ведущей газете Владимирской области, печатному органу Владимирского областного комитета ВКП(б) и Владимирского облисполкома Совета народных депутатов. Кроме партийного «Призыва» в то время издавалась еще одна областная газета - орган владимирских обкома и горкома ВЛКСМ «Сталинская смена», впоследствии переименованная в «Комсомольскую искру». В городах и районах выходили местные партийные газеты, на крупных предприятиях - заводские многотиражки, а единственным электронным СМИ было областное радио. Первоочередное право на вступление в Союз предоставили журналистскому начальству - редакторам, их заместителям, членам редколлегий и зав. отделами областных, городских и районных газет. С каждым кандидатом проводилось серьезное собеседование. На первых порах в Союз принимались только газетчики, работников радио стали принимать значительно позже. Пока в Москве готовили документы, подробно регламентирующие деятельность Союза, при владимирских редакциях стали создавать «первички». Работой в городах и районах руководили Бюро - как правило, во главе с редактором местной газеты. На областном уровне построили журналистскую «властную вертикаль». Из числа наиболее опытных и авторитетных журналистов избиралось Правление. В те годы в Правление входило до 50 человек, причем не только штатные работники газет, но и активные внештатные авторы - рабкоры и селькоры. Правление выбирало еще одну надстройку - Бюро, а Бюро - «главного журналиста области» - Председателя. Впоследствии к Бюро добавили Президиум Правления. По партийной традиции Председателем Союза становился главный редактор «главной областной газеты» - «Призыв». Таким образом, в доперестроечный период руководителями областной журналистской организации были главные редакторы «Призыва»: А.И. Троицкий (6 марта 1952 г. - 1 декабря 1958 г.), Кузьмин Леонид Алексеевич (23 декабря 1958 г. - 1 января 1980 г.), Н.И. Демьянов (29 декабря 1980 г. - 16 ноября 1985 г.), В.В. Чернов (16 ноября 1985 г. - 30 января 1990 г.).
Первыми членами Союза журналистов Владимирской области стали принятые в сентябре 1957 года владимирцы В.И. Акулинин, А.С. Атабекова, А.П. Кобзев, В.Н. Ляпунов, К.Н. Панфилов, В.А. Привезенцев и петушинец Я.Я. Гунявин. В октябре 1957 года Союз пополнился муромлянином В.И. Богатовым, владимирцами Демьяновым Н.И. и П.П. Шерышевым.
Работа областного Союза журналистов впервые стала стабильной и плановой к началу 60-х годов, с приходом на должность главного редактора «Призыва» Леонида Алексеевича Кузьмина. Являясь профессиональным партийным работником, Л.А. Кузьмин привнес в деятельность Союза жесткие принципы партийной работы. В городах и районах образовалась устойчивая структура: редакционная «первичка» - районное Бюро - руководитель Бюро. Эти триумвираты подчинялись областному Правлению, которое возглавлял Председатель Союза журналистов области. Такая твердая структура дисциплинировала журналистов и налагала немалую ответственность. Особое внимание уделялось планированию. Это требование было обязательным для всех «первичек». Самое интересное из их планов включали в программу работы областного Правления. Разумеется, журналистские планы доводились до сведения сектора печати обкома КПСС и отделов пропаганды и агитации на местах. Но это не означало давления с их стороны, а лишь придавало большую значимость работе первичных журналистских организаций.
Немалая роль в проведении работы СЖ принадлежала Г.Л. Саловой. Вступив в Союз журналистов в 1968 году, Галина Леонидовна уже через год была принята на работу в аппарат Союза в качестве ответственного секретаря. Некоторое время она трудилась на общественных началах. Но вскоре в СЖ ввели оплачиваемые должности ответственного секретаря и бухгалтера, и Г.Л. Салова продолжила свою работу уже на платной основе и с успехом выполнила ее почти четверть века.
Конечно, во многом деятельность СЖ определялась средствами, которыми он располагал. На первых порах денег просто не было. Точнее, были только членские взносы, но их хватало разве что на почтовые конверты с марками. Между тем, запросы журналистов возрастали. Провести экскурсию, семинар, выехать куда-то по обмену опытом - всюду нужны средства.
Еще с приходом Л.А. Кузьмина стали подумывать о собственной материальной базе. И придумали: создали свою фотостудию. Человек для ее руководства нашелся подходящий - бывший директор Владимирского книжного издательства Леонид Михайлович Мацкевич, хорошо знакомый с хозяйственной деятельностью. Студия оказалась востребованной. В те времена не было цифровых фотоаппаратов, поэтому профессиональная фотосъемка стоила немалых денег. Посыпались заказы на организацию всевозможных фотовыставок, оформление фото-стендов на предприятиях, показ передовиков труда. Все это давало Союзу хорошие деньги и оживляло его работу. Организация получила возможность проводить семинары, ознакомительные поездки, принимать делегации.
Участники выездных семинаров знакомились с работой редакций и местными достопримечательностями. Например, в Юрьев-Польский район ехали за изучением сельскохозяйственного опыта, в Александров - по делам культуры, в Ковров - на заводы - флагманы машиностроения. Впечатления обсуждались тут же, на месте, люди ближе знакомились друг с другом, пополнялся авторский актив редакций. В советское время делегации нашего Союза побывали по обмену опытом в Волгограде, Белгороде, Бресте, Риге, Ленинграде. Лучшим удалось съездить на мастер-классы в Москву, в творческие командировки в Узбекистан и Молдавию.
Появилась возможность сочетать работу с отдыхом. В советскую эпоху государство особо заботилось о тружениках пера и микрофона, и журналисты могли беспрепятственно купить санаторно-курортные путевки в обкоме профсоюза работников культуры. Кстати, в 1972 году обком принял долевое участие в строительстве местного санатория-профилактория. Путевки в наш санаторий меняли на путевки, имевшиеся в распоряжении журналистов Москвы и других областей. Таким образом, владимирские журналисты получали возможность отдыхать не только на своей малой родине, но и в других регионах.
Бюджет СЖ существенно пополнялся и за счет издания собственных газет. Тогда областная пресса была представлена только «Призывом» и «Комсомольской искрой». Никакой конкуренции! Поэтому в начале 1970-х годов при участии Союза появилась первая рекламная газета «Владимирская неделя», выходившая как приложение к «Призыву». С приходом горбачевской гласности для прессы наступили «золотые времена». Истосковавшись по правдивой информации, читатели выстраивались в очереди к газетным киоскам. У государства не хватало бумаги и типографских мощностей, чтобы печатать газеты гигантскими тиражами. Подписка на издания была лимитирована. И тогда областной СЖ стал выпускать еще одну газету - дайджест самых популярных публикаций центральной прессы «Калейдоскоп». Редактором востребованного дайджеста стал Е.Х. Зарецкий. Впоследствии он сделал «Калейдоскоп» своим частным изданием, а затем и вовсе прекратил его выпуск.
В советские времена средств, получаемых Союзом от продажи своих газет, хватало не только на внутрисоюзную работу, но даже на строительство жилья для членов СЖ. Так, были внесены деньги на строительство квартир для членов Союза журналистов во Владимире, Гусь-Хрустальном, Камешково и Собинке.
СЖ всегда уделял большое внимание повышению квалификации журналистов, организуя творческие конкурсы в разных газетных жанрах: на лучшие очерки, репортажи, фельетоны. За давностью времени не могу привести имена победителей, но свою первую победу в конкурсе на лучший очерк помню хорошо. Он был посвящен городу Владимиру и так и назывался - «Мой город».
Конкурсы и обучение работников проводились и для редакций многотиражных газет. Обособленно вели работу с сотрудниками радиовещания. Лучшие журналисты награждались почетными грамотами, памятными подарками и представлялись к награждению Почетными грамотами обкома КПСС и облисполкома.
Удостоверение Владимирского областного отделения Союза журналистов СССР о занесении в областную Книгу Почета члена Союза журналистов СССР Гиляревского Павла Вячеславовича. 1967 г.
«Для того, чтобы лучше знать наших земляков-уроженцев, творческая фотохудожественная студия «Владимир-фото» областной организации Союза журналистов СССР выпустила фотовыставку «Наши знатные земляки» (уроженцы Владимирской области). В выставке 28 портретов размером 30x40 см. Стоимость выставки 30 рублей. Желающим приобрести выставку следует обращаться по адресу: гор. Владимир, ул. III Интернационала, 41, «Владимир-фото». А. ЛАРИОНОВ, директор студии» («Знамя», 16 марта 1971).
К 1982 году 340 членов Союза журналистов были объединены в 20 первичных организациях. Самые крупные организации были созданы при редакции газеты «Призыв» (83 человека), а также при областном комитете по телевидению и радиовещанию. Вопросы, которыми занималась в те годы областная журналистская организация, были многообразны: подготовка и переподготовка работников средств массовой информации, активизация творческого поиска, обмен опытом с коллегами из других областей и республик, содействие рабселькоровскому движению и т. д. Наиглавнейшим делом Союза журналистов было оказание всестороннего содействия редакциям газет и радиовещания в решении практических и творческих задач, стоящих перед ними.
Ул. III Интернационала/Б. Московская, 41. Владимирское отделение Союза журналистов СССР
1983 г. «За 25 лет численность ее увеличилась с 35 до 340 человек. Многим журналистам области присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Основными направлениями деятельности журналистской организации являются: всемерное содействие в работе редакциям газет и радиовещания, подготовка и переподготовка работников печати и радио, обмен опытом с другими областями, развитие сотрудничества с зарубежными журналистскими организациями, осуществление мер по расширению и углублению рабселькоровского движения. Широко практикуются пресс-конференции с партийными и советскими работниками, проводятся семинары журналистов, областные творческие конкурсы, научно-практические конференции. Функционирует университет рабселькоров с филиалами в районах. Поддерживается активное творческое сотрудничество с Северо-Чешской областной журналистской организацией, производится обмен материалами для публикаций, служебной информацией, делегациями журналистов. Проводимые областной журналистской организацией разносторонние мероприятия позволили повысить уровень работы многих журналистских коллективов, улучшить освещение в областной, городской и районной печати борьбы трудящихся за реализацию поставленных партией задач по дальнейшему экономическому и социальному развитию» («Владимир вчера, сегодня, завтра». Ярославль 1983).
Виктор Викторович Чернов некоторое время руководил «доперестроечным» Союзом журналистов не как Председатель, а как ответственный секретарь, поскольку был сотрудником «Призыва» на общественных началах. И лишь заняв в газете штатную должность главного редактора, он был избран Председателем СЖ.
С 30 января 1990 г. по 1 августа 1991 г. «Призыв» возглавлял Ю.В. Корнилов - правда, Союзом он, по сути, не руководил. Его сменил В.Б. Бурылин, отработавший на посту главреда «Призыва» меньше месяца - с 1 по 26 августа 1991 г. А с 26 августа 1991 г., после невнятного путча ГКЧП, на «Призыв» «заступил» приехавший из Коврова М.А. Буянов, который тут же возглавил областной Союз журналистов - как говорится, по традиции.
На рубеже 90-х гг. XX в. в России произошли серьезные экономические изменения, в результате областной Союз журналистов был лишен абсолютно всех источников финансирования. Одно из крупных творческих формирований - Владимирская областная организация Союза журналистов почти прекратила свою деятельность, оказавшись на грани финансового банкротства. Имущество и средства СЖ куда-то растворились, его деятельность была практически парализована, а Председатель занимался чем угодно, только не Союзом. У областного СЖ не осталось даже кабинета в Доме печати, который тогда располагался во Владимире на улице Офицерской, 33-а.
В сентябре 1994 г. Михаил Анатольевич Буянов написал заявление об отставке: «Учитывая мнение журналистов области, считаю вполне обоснованными претензии лично к себе и к членам Президиума, самоустранившимся от руководства организацией. Готов разделить с коллегами ответственность».
20 января 1995 года журналисты области созвали восстановительную отчетно-выборную конференцию СЖ. Впервые на этой конференции была сломлена старая традиция ставить во главе организации главного редактора самой большой областной газеты. Конференция единогласно избрала председателем руководителя Владимирского городского пресс-клуба Александра Карпиловича. Было избрано правление, ревизионная комиссия, принят устав. Новый Союз журналистов Владимирской области был создан с целью объединения журналистов области, отстаивания их прав, социальных и экономических интересов, содействия подготовке кадров работников печати.
Александр Карпилович сумел в короткие сроки «реанимировать» СЖ и наладить его работу.
Слева направо: М. Филиппов - оператор КТВ «Доброе», В. Турков (в очках) - ведущий телепрограмм ГТРК «Владимир», В. Будник (стоит) - директор влад. изд-ва «РЕКО», В. Самойлов - корр. обл. газеты «Призыв», Е. Скляров - гл. редактор город. газеты «Молва», Е. Смирнова - зам. редактора газеты «Аргументы и факты - Владимир», А. Карпилович - пред. СЖ области, Н. Демьянов, ветеран журналистики (бывший гл. редактор газеты «Призыв»), А. Сухарев - пред. Совета по профессион. журналистской этике, В. Кузнецов - зам. гл. редактора обл. газеты «Владимирские ведомости», Е. Викулов - директор обл. радиовещания.
г. Владимир, Дом прессы, 1999 г.
С 1999 г. во Владимирской организации Союза журналистов действует Совет по профессиональной этике. В своей деятельности Совет исходит из основных принципов Кодекса профессиональной этики российского журналиста, а именно: - соблюдает законы своей страны; - распространяет и комментирует только достоверную информацию и т. д.
18 июля 2001 года во владимирском «Белом доме» губернатор Николай Виноградов и председатель регионального Союза журналистов Александр Карпилович подписали первое в новейшей российской истории Соглашение о сотрудничестве между Союзом журналистов и областной администрацией. Подписание происходило в присутствии авторитетных областных и районных редакторов и видных руководителей местной власти, в президиуме находился секретарь Союза журналистов России Павел Семёнович Гутионтов (это событие запечатлено на фотографии, которой открывается настоящая книга). Павел Семёнович напомнил всем присутствующим, как он приезжал осенью прошлого года во Владимир, чтобы представить 1000-страничный фолиант «Анатомия свободы слова в России». Согласно этому исследованию, из всех российских регионов Владимирская область вместе с Москвой и Санкт-Петербургом вошла в тройку лидеров по свободе слова и прессы. По окончании церемонии Александр Карпилович сказал: - Всякая церемония должна быть торжественной и даже приятной. Тем более что, заключая Соглашение о сотрудничестве, ни губернатор, ни я не посягнули ни на свободу слова, ни на независимость СМИ, ни на право журналистов говорить правду.
Из решения Секретариата Союза журналистов Владимирской области от 12 августа 2003 г. Рассмотрев предложение членов Союза журналистов об участии в издательской программе к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Секретариат СЖ Владимирской области решил: Поддержать инициативу членов СЖ об издании сборника воспоминаний участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла "Великий подвиг", посвященного 60-летию Победы.
В 2005 г. Союз журналистов Владимирской области открыл Школу молодых журналистов (ул. Большая Московская, 57а, каб. № 2). Организаторы - председатель областного Союза журналистов А. Карпилович и зав. кафедрой телерадиожурналистики Владимирского государственного университета В. Титов - убеждены, что студенты получат дополнительное образование, наладят контакты с местными СМИ, поймут логику их требований.
ВЛАДИМИРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "Союз Журналистов Владимирской области" зарегистрирована 12 июля 2012 г.
Сайт: https://union33.ru/ Секретариат Союза журналистов Владимирской области: ул. Большая Московская, 57а
Ул. Большая Московская, 57а
Воронцовский переулок, д. 4. Областной Дом Прессы
Председатель - Карпилович Александр Арнольдович (с 12 июля 2012 г.).
Карпилович Александр Арнольдович
КАРПИЛОВИЧ Александр Арнольдович родился в 1967 году, в журналистике с конца 1980-х годов. Был юнкором в газете «Комсомольская искра», работал во Влад. комитете по телевидению и радиовещанию (молодёжная редакция), газете «Молва», гл. редактором регион. выпуска газеты «Экономика и жизнь», директором книжногазетного изд-ва. С 2003 г. - руководитель Влад. радиовещательной компании. Впервые избран председ. Союза журналистов Влад. обл. в 1995 году.
26 января 2001 года в Москве в Центральном Доме журналистов состоялось подведение итогов журналистского года. Победителям традиционных конкурсов были вручены премии по шестнадцати номинациям. Лучшими в номинации «Журналисты против коррупции» были признаны Анна Политковская («Новая газета»), коллектив холдинга «Совершенно секретно». «Золотое перо» завоевал Леонид Парфёнов (НТВ) и другие. В номинации же «За организацию творческой работы в региональных Союзах» лауреатом стал председатель Союза журналистов Владимирской области Александр Карпилович.
В феврале 2005 года он лауреат премии Союза журналистов России во второй раз - за журналистские работы.
С 2012 года - начальник управления по связям с общественностью и СМИ администрации города Владимира.
8 августа 2016 г. состоялся съезд Союза журналистов Владимирской области. Делегаты избрали руководящие органы СЖВО — состав правления и председателя. Делегаты съезда Союза журналистов Владимирской области при одном воздержавшемся избрали Александра Карпиловича председателем организации на очередные пять лет.
Совет ветеранов СЖ
Совет ветеранов действует в структуре Союза журналистов Владимирской области. В рамках Клуба ветеранов владимирской журналистики проводит встречи, праздники, юбилеи журналистов старшего поколения.
Руководитель Совета ветеранов СЖ - Светлана Алексеевна Цветкова (Биткина), в 2003-2018 гг. работавшая собкором «Российской газеты», а ранее - во владимирских газетах «Автоприборовец», «Комсомольская искра», «Трибуна», «Владимирские ведомости».
Сегодня Союз журналистов Владимирской области - это:
Бал прессы
Большой праздничный сбор журналистов Владимирской области, их многочисленных друзей и союзников из органов исполнительной и законодательной власти, родственных творческих союзов, структур гражданского общества. Проводится Союзом журналистов, как правило, в декабре, накануне новогодних праздников. На Бале прессы вручаются главные награды и премии Союза журналистов Владимирской области. Фестиваль МассМедиа
Ежегодный конкурс Союза журналистов, определяющий самых успешных журналистов, наиболее авторитетные региональные СМИ и проекты в медийной сфере. Среди главных номинаций - «За верность профессии», «Журналист года», «Редактор года», «Газета года», «Телекомпания года», «Радиокомпания года», «Союзник прессы года» и другие. Пресс-центр
Актуальные пресс-конференции, презентации, выставки. Неформальные клубные встречи «без галстуков» с востребованными спикерами. Гостями Пресс-клуба Союза журналистов Владимирской области были М. Горбачев, Г. Зюганов, В. Жириновский, В. Лукин, Е. Гайдар, И. Хакамада, А. Руцкой, Б. Немцов, А. Муталибов, Р. Хасбулатов и др. федеральные и региональные политики, российские и зарубежные журналисты, ученые, политологи, кинематографисты, художники, артисты. МедиаЦентр
Прямые интернет-трансляции из пресс-центра Союза журналистов. Программы «Самовар-ТВ». Любая полиграфия, имиджевые проекты, презентационная, информационная и рекламная продукция на бумажных и электронных носителях. Информационная служба в структуре Пресс-центра и Пресс-клуба СЖ, с которой сотрудничают влиятельные юридические и физические лица. Золотые перья
Проведение тематических творческих конкурсов, учрежденных Союзом журналистов совместно с партнерскими организациями - администрациями Владимирской области и города Владимира, Законодательным Собранием, управлением Роскомнадзора, областным судом, прокуратурой, Судебным департаментом, УМВД, УГИБДД, военным комиссариатом и др. Каникулы прессы
Двух-трехдневные выезды на загородные площадки для неформального общения и отдыха. На «Каникулах прессы» журналисты совмещают приятное с полезным, обсуждая профессиональные проблемы и подтверждая дух корпоративности журналистского сообщества. «Владимирский Бастион»
Курсы по подготовке журналистов к работе в экстремальных и кризисных условиях: при освещении стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, массовых беспорядков. Наряду с теоретическим курсом участники проходят практическую подготовку на полигоне, где моделируются условия, приближенные к боевой обстановке. Организуются Союзом журналистов совместно с антитеррористической комиссией и оперативным штабом Владимирской области, при участии спецподразделений УФСБ, УМВД, УФСИН. Юридическая и правовая поддержка
Оказание правовой помощи журналистам и редакциям, юридические консультации. Комитет по защите свободы слова и прав журналистов. Совет по профессиональной этике (региональная коллегия Большого жюри СЖ России, Общественная коллегия по жалобам на прессу). Учеба журналистов
Школа молодых журналистов, организация семинаров и круглых столов на профессиональные темы, взаимодействие с кафедрой журналистики Владимирского государственного университета, учебно-методическим центром факультета журналистики МГУ им. Ломоносова. Клуб ветеранов журналистики
Встречи ветеранов СЖ, организация праздников, юбилеев, материальная поддержка пенсионеров. Библиотека СЖ Региональная периодика; книги, изданные владимирскими журналистами и литераторами; учебные пособия и популярные издания о СМИ и журналистике.
Источник: Председатель Совета ветеранов СЖ Владимирской области
Антонина Степановна Атабекова, Апрель 2010 года https://union33.ru/about/history/
МОИ ДРУЗЬЯ-ЖУРНАЛИСТЫ
Николай БАРАНОВ Однажды у меня в мастерской раздался звонок в дверь. Открываю. — Николай Михайлович, можно вам? — Да, пожалуйста, входите, — приглашаю я. На пороге в дверях появляются два человека: один — высокий помоложе, второй — постарше и ростом пониже. Узнаю — это журналисты А. Карпилович и А. Сухарев. Оба они — члены правления Владимирской областной организации Союза журналистов. Александр Карпилович является его председателем. Гостям рад — с журналистами у меня старые добрые отношения. Спрашиваю, что привело их ко мне. — Да вот, — говорят, — зашли посмотреть портретные зарисовки наших журналистов. Действительно, у меня есть эти рисунки и не только портреты журналистов, я рисовал многих. Немыслимо представить себе жизнь художника без его общения с творческими людьми, независимо от их профессиональной принадлежности. Видимо по этой, а может быть и по другим причинам, ко мне в мою мастерскую заглядывали многие. Чаще всего это были коллеги-художники. Частыми гостями были также артисты, писатели, журналисты и просто любители изобразительного искусства, а иногда даже чиновники. Такое общение мне было не только приятно, но и полезно. Все эти люди, так или иначе, выделялись из обычной толпы. Каждый из них представлял собой более или менее яркую личность в своей сфере деятельности. Все это было так интересно, что я стал делать зарисовки со своих посетителей. Как потом оказалось, это привлекло внимание. Некоторые из тех, кого я рисовал, ушли из жизни. Их образ в сознании людей постепенно тускнел, забывался. Считаю, что в моих рисунках они останутся в памяти людей. Я понял, что мне нельзя останавливаться, надо работать дальше. Конечно, это не «большое искусство», но то, что это полезное дело, я тоже понял. На ум пришли примеры из истории изобразительного искусства далекого прошлого, когда еще не изобрели фотографию. Тогда только искусство художника помогало оставить потомкам внешний облик людей разных сословий своего времени, его зримую историю в лицах. Вряд ли мы могли бы сейчас представить того или иного политического и общественного деятеля прошлых эпох, если бы художники не оставили их изображений. Тут надо учесть, что эти изображения нередко представляли собой настоящие произведения искусства, которые сейчас составляют гордость многих знаменитых музеев мира. В воспоминаниях великого артиста Федора Шаляпина есть строки, в которых он рассказывает, как искал образ царя Ивана Грозного. Он должен был сыграть эту роль в опере Римского-Корсакова «Псковитянка». Как выглядел грозный царь? Его прижизненных изображений почти не сохранилось. Есть немного что-то очень приблизительное, портретное искусство в России в то время еще не проявило себя. Конечно, он читал историческую литературу, общался с историками, но образ царя никак не давался. Ему необходимо было видеть его изображение. Помог знаменитый русский художник Виктор Васнецов. Он изобразил Ивана Грозного таким, в образ которого Шаляпин поверил. И роль ему удалась. Впоследствии Шаляпин часто обращался к художникам за советом. Это позволяло ему создавать яркие достоверные образы на сцене. А разве мы могли бы себе представить ту или иную эпоху из русской истории без портретов Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Тропинина, Перова, Крамского, Репина и многих других, в том числе нередко безвестных художников. Все это можно отнести к «большому искусству». Но большого, как я понимаю, без малого не бывает. Есть очень много вспомогательных, черновых материалов. Без них не обойтись. А иногда эти черновые подготовительные материалы становятся самостоятельными серьезными произведениями искусства. На память приходит работа выдающегося русского художника конца XIX века Валентина Серова. Он замыслил портрет Федора Шаляпина, которого решил изобразить в полный рост. Эта работа находится в Третьяковской галерее. Шаляпин изображен на большом холсте углем так, как это делают художники, обычно готовясь к живописному продолжению работы. Однако Серов от живописного решения в дальнейшем отказался. Это был тот редкий случай, когда живопись, по мнению автора ничего бы не добавила. Тут, конечно, сказалось и то, что Серов был блестящим рисовальщиком-виртуозом. Вообще говоря, без рисунка, порой самого, казалось бы, небрежного, чернового, мы бы лишились очень многого в нашей истории и культуре. Вспомним хотя бы рукописи А.С. Пушкина, в которых встречается много беглых рисунков, набросков персонажей, о которых он пишет. Как бы между прочим, он изобразил и себя. Казалось бы, — пустяк, улыбка гения! Но как это отозвалось в наше время, как это обогатило нашу историческую память! Кстати сказать, многие литераторы в своих работах, рукописях прибегали к рисункам, как будто им не всегда хватало слов. Я думаю, это не случайно. Изобразительный язык иногда может сказать если не больше, то, во всяком случае, добавить что-то такое, без чего авторская мысль не бывает полной. Возвращаясь к моим зарисовкам, следует сказать, что ни о чем подобном, конечно, я и не думал. Видел интересный типаж, — надо нарисовать. Дальше — больше. Кто-то сам предлагал себя изобразить. В конце концов, дело стало заметным. Поступали предложения, пожелания, советы. Появилась идея издать эти зарисовки в виде небольшого альбома в честь 300-летия российской журналистики. Было предложено добавить к уже имеющимся работам несколько новых персонажей. Мне работа нравилась, и делал я ее с увлечением, тем более что с некоторыми из тех, кого пришлось рисовать, меня связывали искренние, вполне дружеские отношения. Журналисты — народ очень интересный, контактный. Я часто ловил себя на том, что разговариваю с ними не всегда так, как нужно. Они ведь ко всему прислушиваются очень внимательно, вникая в/любую информацию. Информация для них — хлеб насущный. Многих из них я знаю немало лет. Среди них; Григории Латышев, Владимир Александров, Юрий Шаталов, Владимир Самойлов, Евгений Викулов, Светлана Баранова, Петр Соколов, Виктор Стохальский, Михаил Коншин, Виталий Турков, Евгений Скляров и др. Длительное время я пользуюсь их расположением и вниманием. Не один раз они публиковали свои материалы обо мне и моем творчестве в средствах массовой информации. Рассказывая о близких мне людях, нельзя не сказать самые добрые слова о Василии Ивановиче Акулинине. Как-то, в теперь уже далеком прошлом, я зашел в редакцию областной газеты «Призыв» и встретился там со своим старым приятелем - журналистом Владимиром Александровым. Он сказал, что их давний сотрудник, долгое время исполнявший обязанности заместителя редактора, В.И. Акулинин отмечает свой юбилей и предложил поздравить Василия Ивановича. Василий Иванович встретил меня приветливо, пригласил к столу. С тех пор у нас установились очень хорошие отношения, которые с годами только крепли. Впоследствии мы часто встречались с ним в высоких кабинетах наших областных начальников в качестве руководителей творческих организаций: он — Союза писателей, я — Союза художников. Многие обсуждавшиеся там вопросы касались нас в то время почти одинаково. Я отметил про себя, как Василии Иванович, несмотря на кажующуюся мягкость характера, твердо отстаивал свою творческую и профессиональную позицию. Василий Иванович очень хороший организатор. Во многом именно ему мы обязаны появлением музыкального Фатьяновского праздника в г. Вязники «На солнечной поляночке». Писательскую организацию он возглавлял длительное время, владимирские писатели отдавали свое предпочтение именно ему. А когда он ушел на отдых по болезни, писатели избрали его в знак особого уважения Почетным председателем организации. В литературном творчестве Василий Иванович добился многого. Он обрел свое поэтическое лицо, он узнаваем. Его позиция отличается эпически-повествовательным строем стиха, ощущается какая-то неразрывная связь стихосложения с давно прошедшими временами. Когда читаешь его поэмы, невольно чувствуешь некое созвучие, ну, скажем, с поэзией XIX века. Какая-то у него спокойная, с романтическим уклоном манера построения стихотворчества. В то же время он - поэт наших дней. Особенно хочется выделить ветеранов владимирской журналистики — Антонину Атабекову и Николая Демьянова. Их я рисовал и надеюсь опубликовать. Очень неплохие отношения сложились с Александром Карпиловичем. Для меня — это человек новой формации, нового времени. Он совсем не похож на прежних руководителей Владимирских журналистов. Я отметил для себя какое-то бережливое, уважительное отношение, тактичность и внимание с его стороны к людям. Во всяком случае, я это ощутил на себе и благодарен ему за это. Сравнительно недавно я познакомился с журналистами и писателями супругами Кларой и Александром Сухаревыми. Когда Александр Петрович оказался в моей мастерской, то в разговоре выяснилось, что мы с ним почти земляки. Во всяком случае, моя молодость связана в некоторой степени с г. Муромом, а он там родился, о чем впоследствии опубликовал книжку «По Муромской дорожке». Мне понравилось, как он сделал эту вещь. Она написана просто, без претензий на что-то большое, крупное. Понравился хороший язык, достоверность быта военного времени, о котором пишет, атмосфера его детских лет. Все это изложено тепло, искренне. С Кларой Семеновной, его женой, я познакомился позднее. Мне она показалась человеком совершенно уникальным. Врач по профессии, она с годами проявила себя талантливым художником и литератором. Одной из первых во Владимирской губернии она занялась шитьем, стала создавать иглой иконы, пейзажи и даже экслибрисы, которых в этой технике никто никогда не делал. К ней потянулись люди, и возникла школа мастериц шитья, которой она стала руководить. Вот недавно вышла ее книжка, которую она назвала «Владимирская живопись иглой». Название говорит само за себя. Это действительно явление владимирское. Дело не только в названии. Эта техника шитья и вышивания была известна много раньше в мастерских русских монастырей, а затем была утеряна. В свое время, когда я работал в молодости во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, я любовался там удивительного качества шитьем русских рукодельниц и удивлялся их мастерству. Это было и есть, безусловно, самое высокое искусство. Я позволил себе остановиться на этих примерах не случайно. Получилось так, что они как бы ненароком объясняют связь литературы и искусства. Одно без другого быть не может. Другой составляющей журналистики является фотография. Фотография моментально фиксирует событие. Это привлекает. Но здесь бывают и издержки. Часто в кадр попадает много лишнего, и фотографу необходимо бывает приложить максимум усилий избежать многословия — лишних деталей. Я вспоминаю дореволюционную — поры первой мировой войны — газету «Нива», которую листал с большим интересом. Каким-то чудом часть ее издания в подшивке сохранилась в семье моих родителей. Еще тогда я обратил внимание на рисунки фронтового корреспондента художника Самокиша. Обычно он изображал батальные сцены, конные атаки и т. д. Делал он это здорово. Куда там тогдашней фотографии. Однако время идет вперед. И теперь впору сказать, — куда сейчас Самокишу! Но, справедливости ради, надо заметить, что с появлением фотографии изобразительное искусство, живопись, рисунок не потеряли своей актуальности. Более того, мы являемся свидетелями огромного влияния живописи на искусство фотографии. Она (фотография) все время видоизменяется. Фотохудожники постоянно ищут и находят новые формы выражения, новые технологии, часто приближаясь по форме выражения непосредственно к живописи. Периодические средства массовой информации и электронные в том числе широко используют разные формы изобразительного искусства. И это нормально. Однако главную роль в журналистике играют все же сами журналисты. Кто они, как работают, что представляют собой в реальной жизни, как у них складываются отношения со своей профессией? Немного я уже ответил на эти вопросы. Но позволю себе, в связи с этим, остановиться на примере еще некоторых друзей-журналистов. Долгие годы меня связывают узы дружбы с журналистом, который весьма отличается от многих прочих. Это Владимир Владимирович Самойлов. А отличает его многое. Обладая университетским образованием (окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова), он ведет жизнь, можно сказать, этакого свободного художника. Володя, как я зову его по-приятельски, смертельно ненавидит работу за столом в редакции газеты, которая сковывает его желание мчаться куда-то из кабинета в жизнь, кипящую за окном. У него поразительно много знакомых среди людей разных профессий, разного общественного положения, возраста, наконец. Влюблен в природу, знает край Владимирский не понаслышке — побывал, можно сказать, во всех уголках области, знает, где и какая живность — в каких угодьях водится, где, какая и в каких водоемах водится рыба. Он — непременный участник соревнований по рыбной ловле, является общественным инспектором рыбоохраны. Очень много и охотно пишет об этом. Иногда я его спрашивал: — Володя, почему бы тебе не издать сборник своих очерков и рассказов о природе, рыбалке, охоте, о людях, с которыми встречаешься в этих случаях. Ведь это так интересно! Обычно он отмалчивается. Я думаю, ему претит сама мысль заниматься какой-то организационной работой по этому случаю, сидеть за столом, подолгу не вылезая из-за него, чтобы закончить работу. Он — вольная птица (куда хочу...). Пишет он и о художниках, которых хорошо знает. В этих случаях вынашивает в себе замысел публикации подолгу, не решаясь изложить на бумаге материал незрелый. Он — профессионал и потому требователен к себе. Очень хорошие отношения связывают меня с Григорием Васильевичем Латышевым. Сейчас он целиком погрузился в поэзию, издает свои поэтические произведения. Трудится много и упорно, он — очень нацеленный и целеустремленный человек. Но вышел он из журналистики, — помнится время, когда он работал в редакции газеты «Комсомольская искра». Тогда он помогал публиковать в газете мои рисунки, за что ему до сих пор сердечно благодарен. Такая помощь была нужна художнику, которого еще плохо знала общественность. Запомнился на всю жизнь один случай, когда мы с ним поехали зимой в Ярославль на машине нашего товарища, художника Валентина Васильевича Гусева. Григорий тогда работал редактором Верхне-Волжского издательства по Владимирской области и ехал в Ярославль по своим служебным делам. Я же, будучи к тому времени председателем правления ВОСХ (Владимирской организации Союза художников России), отправился в издательство, чтобы попытаться договориться об издании альбома произведений владимирских графиков. Все шло хорошо, пока мы не доехали до Костромы и не сделали поворот в сторону Ярославля. Дорога была более или менее свободна, ничто не предвещало ничего необычного. Впереди нас маячил небольшой автобус, который Валентин Гусев решил обогнать. Но надо сказать, что в машине Гусева отсутствовало зеркало, в которое обычно водитель следит за ситуацией позади своей машины. И случилось то, что должно было случиться. Наш водитель во время маневра не увидел, что происходит сзади. А сзади шла машина, водитель которой так же решил совершить обгон, не ведая, что Гусев этого не видит. В результате — от удара шедшей за нами машины произошло касательное столкновение с автобусом, отчего нас отбросило на противоположную сторону шоссе и там ударило о березу и развернуло в обратную сторону. Машина встала, Гусев успел выключить двигатель. Он сидел белый, намертво вцепившись в руль, и не шевелился — был в шоке. Я не успел даже испугаться. Григорий сидел сзади и его, видимо, хорошо ударило головой о переднее сиденье при резком торможении. Автобус также остановился, его водитель бежал к нам с одним вопросом; все ли живы?! Увидев нас практически невредимыми, облегченно вздохнул и забрал нас с Латышевым до Ярославля. Гусев остался у своей машины. Кстати, он потом привел ее домой своим ходом. Позднее, оценивая это происшествие, мы пришли к выводу, что нам еще крупно повезло. Во-первых, в тот момент на дороге не было встречного транспорта, во-вторых, наша машина не перевернулась, а осталась на колесах, в противном случае из бензобака потекло бы топливо и, как следствие, — пожар. Да мало ли чем еще неприятным это могло кончиться? Как ни странно, можно считать удачей, что на пути оказалась береза. Именно она не позволила нам перевернутся. Много позже Григорий, узнав о моей работе над книгой воспоминаний, говорил мне: — Коля, напиши про этот случай. Тогда ведь все это могло закончиться трагически. Интересным человеком для меня оказался Юрий Витальевич Шаталов. Это журналист высокого уровня, работает в основном в центральных изданиях. Сейчас он сотрудник «Парламентской газеты», а до того был корреспондентом «Российской газеты». Печатается, конечно, и в наших местных изданиях. Очень живо реагирует на всю новую информацию. Я замечал, что он моментально брал на заметку то, на что другие коллеги-журналисты не обращали внимания. Он чутко вбирает в себя все новые сведения, которые слышит, видит. Я отметил, что о себе Юрий Витальевич весьма высокого мнения. А почему бы и нет? Он знает себе цену. У него всегда свое мнение, своя позиция. Горячится, когда его текст подвергают цензуре. На этой почве у меня с ним произошел некий казус. Однажды он решил опубликовать в «Парламентской газете» свой материал о моей персоне, где повествовал о связях с моей «малой родиной», как теперь принято говорить. Когда я узнал о его замысле, то попросил: — Юрий Витальевич, прежде чем печатать, покажи мне, чтобы не было неточностей. Он тут же раскричался: — Вот еще, опять цензура! Не показал. Потом читаю публикацию, нахожу искажения. Говорю: — Юра, что же плохого было бы, если бы ты сверил со мной факты? Молчит, сказать нечего. Своеобразное понимание свободы творчества доводит его, по моему мнению, иногда до абсурда. Уж очень дорожит своей независимостью. Вместе с тем, это очень порядочный, чуткий, обидчивый и ранимый человек. Настоящая творческая личность. Как-то позвонил Александр Петрович Сухарев: — Николай Михайлович, к вам должен заехать губернатор. Если бы вы нарисовали его портрет? Он — большой друг журналистов. Я изумился: — Как, он едет ко мне в мою маленькую тесную мастерскую? Вроде не солидно? Сухарев подтвердил, что едет. Однако я немного слукавил. Губернатор Николай Владимирович Виноградов уже бывал в моей мастерской. Человек он простой, доступный, своим высоким положением не кичится. К людям расположен. С ним легко и приятно общаться. Приехал он не один, а со своим заместителем — вице-губернатором Евгением Александровичем Завьяловым, который по должности курирует областную культуру. Получилось совсем хорошо, когда к нашей компании присоединились Александр Петрович Сухарев и мой сосед по мастерской, председатель правления Владимирского Союза художников профессор, заслуженный художник РФ Владимир Иванович Рузин. Получился очень хороший и полезный, как говорится, контакт с властью. Всех я нарисовал, и их портретные зарисовки теперь находятся в моей коллекции. Примеров контактов с журналистами можно бы привести много, но я бы не хотел, чтобы мой материал воспринимали как некий обзор о состоянии Владимирской журналистики в целом. Думаю, что мне это не по силам, и задачи я такой не ставил. Другое дело — показать на некоторых примерах ее характер, ее неоднозначность и зависимость от влияния творческих личностей разного уровня и наклонностей авторов. По-моему мнению, журналист, и этому много примеров в истории, способен поднять искусство слова и информационной содержательности до высокого уровня. Для этого необходимы — талант и трудолюбие. Все остальное — дело техники, как и в любой сфере творческой деятельности. Закончить мне бы хотелось мыслью о том, что настоящая журналистика — это часть большой литературы. Не случайно из рядов владимирских журналистов выросли крупные русские писатели С. Никитин, В. Солоухин, Г. Никифоров, С. Ларин и др. С ними бок о бок были и художники.
Газета «Призыв» Владимирское региональное отделение Союза Писателей России Департамент культуры администрации Владимирской области Филиал ВГТРК ГТРК «Владимир» Радио во Владимире