Главная
Регистрация
Вход
Среда
08.04.2020
19:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1212]
Суздаль [373]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [401]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [6]
Судогда [10]
Собинка [98]
Юрьев [213]
Судогда [94]
Москва [42]
Покров [125]
Гусь [148]
Вязники [267]
Камешково [83]
Ковров [321]
Гороховец [115]
Александров [233]
Переславль [102]
Кольчугино [70]
История [39]
Киржач [80]
Шуя [95]
Религия [4]
Иваново [49]
Селиваново [35]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [89]
Писатели и поэты [95]
Промышленность [88]
Учебные заведения [80]
Владимирская губерния [36]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [43]
Муромские поэты [5]
художники [20]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [4]
краеведение [39]
Отечественная война [218]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Башкиров Виктор Андреевич

Башкиров Виктор Андреевич

Башкиров Виктор Андреевич родился 27 ноября 1920 года в поселке при Лемешенской фабрике (сейчас мкр. гор. Оргтруд), в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал токарем на Владимирском заводе "Автоприбор". С 1938 года учился на рабфаке и в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В мае 1941 года окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. По август 1942 года младший лейтенант В.А. Башкиров служил в 122-м ИАП, летая на МиГ-3 и Як-1. С марта 1943 года по май 1945 года - в составе 519-го ИАП, где летал на Як-7 и Як-9. Воевал на Западном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах.
К декабрю 1943 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 519-го истребительного авиационного полка (283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Белорусский фронт) капитан В.А. Башкиров совершил 233 боевых вылета, провел 31 воздушный бой, в которых уничтожил 14 самолетов противника.
4 февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего произвел 281 успешный боевой вылет, участвуя в 35 воздушных боях, довел счет своих побед до 19.
После войны продолжил службу в ВВС. С 1960 года полковник В.А. Башкиров - в запасе. Жил в Чернигове. Являясь заместителем председателя Черниговского областного комитета ДОСААФ, вел большую общественную работу по воспитанию молодежи на боевых традициях героев Великой Отечественной войны. Умер 27 июля 1991 года.
Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.


В.А. Башкиров

Свою боевую деятельность младший лейтенант В.А. Башкиров начал осенью 1941 года в составе 122-го истребительного авиационного полка.
«ЛЕЙТЕНАНТ БАШКИРОВ
Ему всего 21 год, но в полку его считают старым, опытным летчиком, имеющим на своем счету до десятка сбитых фашистских стервятников. Oн сейчас командует эскадрильей.
...Шел ноябрь 1941 года. Враг был у самых ворот нашей любимицы Москвы. Лейтенант Башкиров В.А., будучи в то время сержантом, со своим другом получил задания — совместно со штурмовиками разгромить, мото-мехколонну врага. Ровно в назначенное время Башкиров на своем верном ястребке «МИГ-3», любовно подготовленном к вылету механиком сержантом Назаренко, вылетел на разгром врага.
Над целью наши штурмовики появились неожиданно, начали громить врага, а два ястребка охраняли их от нападения вражеских истребителей. Штурмовики, удачно отбомбившись, взяли курс на свой аэродром. Тогда в атаку на колонну пошла пара ястребков. Во время атаки самолет Башкирова был поврежден двумя снарядами. В этот момент лейтенант Спицын заметил, что наших штурмовиков атакуют 2 истребителя противника. Он подал сигнал Башкирову «идем в атаку» и Башкиров на своей поврежденной машине ринулся в бой.
Видя подбитую машину, немцы набросились на нее. Вот один немец пошел в атаку сзади, но, не рассчитал, проскочил и попал в прицел Башкирова. Две коротких очереди и немецкий «Мессер», объятый пламенем, рухнул на землю. С другим разделался лейтенант Спицын.
...Это выло в период, когда наши войска погнали врага на запад и освободили от него города Зубцов, Погорелое-Городище и Карманово.
Лейтенант Башкиров в составе 9 самолетов прикрывал свои войска с воздуха над полем боя.
Вдруг ведущий подает сигнал:— «вижу противника». Это шли 9 «Юнкерсов» под прикрытием 12 «Мессершмиттов». Наши летчики, невзирая на численное превосходство врага, пошла в атаку, во время которой лейтенант Башкиров сбивает один самолет.
Вскоре Башкиров получает новую задачу — группой в 6 самолетов прикрыть действия наших бомбардировщиков. В назначенное время все ястребки поднялись в воздух и приняли боевой порядок. На подходе к цели наши самолеты встретились с истребителями противника Башкиров во главе своей группы бросился на врага. В момент ожесточенной схватки Башкиров был зажат в клещи тремя истребителями противника. Но он смело принял бой. Разыгрался неравный поединок — одного советского летчика с тремя немецкими. Черед 3 минуты загорелся один «Мессер» Башкиров еще яростнее атакует врага. Прошло 5 минут напряженного, жаркого боя и еще один «Мессер» комком рухнул на землю.
Так воспитанник Владимирского комсомола вышел из этой неравной схватки победителем.
Бесстрашный большевик, лейтенант Башкиров в любую погоду, в любое время суток беспощадно громит врага. Высоко оценила родина боевые заслуги нашего земляка. На его мужественной груди ярко сияет боевой орден «Красного Знамени».
Политрук Петров» (газета «Призыв», 7 ноября 1942).

В мае - июне 1942 года на Западном фронте установилась оперативная пауза. Советские войска готовились к наступлению, противник усиливал свою оборону. Войска противника в полосе Западного фронта поддерживались крупной авиационной группировкой. Отборные эскадры 2-го Воздушного флота, потерпевшие поражение в битве под Москвой, в срочном порядке были пополнены самолетами и летчиками. Активность вражеской авиации повысилась. Она пыталась вести разведку, наносить бомбовые удары по коммуникациям, аэродромам, районам сосредоточения войск, препятствовать боевым действиям нашей авиации.
В этот период в задачи, поставленные командующим 1-й Воздушной армией перед 201-й истребительной авиационной дивизией, входило; совместно с другими авиационными соединениями армии вести активную борьбу за господство в воздухе, прикрывать боевые порядки частей 20-й армии, вести воздушную разведку. Одновременно частью сил прикрывать группу войск генерала П.А. Белова, которая совершала рейд по тылам врага. Кроме этого ежедневно выделять 10 экипажей, которые находились в распоряжении командарма в двухминутной готовности.
Авиационные части соединения вели боевые действия, базируясь в основном на полевых аэродромах. Штаб дивизии размещался в населенном пункте Новинки (12 км. севернее Можайска).

В этот период истребительные полки 201-й авиационной дивизии произвели 1018 самолето - вылетов. В 29 схватках с противником было уничтожено 42 вражеских самолета. В ходе непрерывных воздушных боев летчики дивизии продолжали совершенствовать боевое мастерство. Они проявляли инициативу и решительность в атаках, мужественно и умело действовали против численно превосходящего врага. Примеров героизма и мастерства, показанных летчиками дивизии, не счесть. Они проявляли ни с чем не сравнимую стойкость в бою с превосходящими силами противника, действовали смело и тактически грамотно.

Так 22 августа, прикрывая наземные войска в районе Ржева, четверка МиГ-3, ведомая старшим лейтенантом В.М. Винокуровым, смело атаковала 2 девятки Ju-88 под прикрытием 10 Ме-109. Вражеские истребители пытались отбить удар наших летчиков, однако Винокуров с товарищами успел завершить атаку, и 2 "Юнкерса", объятых пламенем, упали на землю. Остальные, сбросив бомбы на свои войска, легли на обратный курс. Немецкие бомбардировщики при срыве их бомбометания всегда освобождались от опасного груза, чтобы не взорваться на нем. Тем временем, заняв выгодную позицию, старший лейтенант В. М. Винокуров и лейтенант В. А. Башкиров атаковали первую пару "Мессеров" и сбили ее. После этих потерь действия вражеских летчиков стали нерешительными, и они вышли из боя. Наши летчики, добившись 4-х побед без собственных потерь, благополучно вернулись на аэродром. В этом бою особенно отличился лейтенант В.А. Башкиров, сбивший 2 самолета и повредивший третий.
Особенно Виктор Башкиров отличился в боях на Курско - Орловской дуге летом 1943 года.
Еще в мае, накануне решающего сражения, противник организовал ряд массированных налетов на Курск. Первый налет немецкая авиация произвела ранним утром 22 мая эшелонами в составе 110 бомбардировщиков типа Ju-87, Ju-88, Hе-111 и Ме-110 под прикрытием 60 - 70 истребителей FW-190 и Ме-109. Две группы первого эшелона из 68 бомбардировщиков под прикрытием 60 истребителей достигли железнодорожного узла и бомбардировали его, в основном с пикирования, с высоты 4000 метров.

Наши истребители, поздно оповещенные о налете, встретили первые группы самолетов противника лишь в районе цели, где "Мессеры" и "Фокке - Вульфы" создали плотную завесу вокруг бомбардировщиков. Наши летчики преследовали их при возвращении от цели и вели с ними воздушный бой. Последующим группам бомбардировщиков противника наши истребители оказали сильное противодействие, в результате чего немецкие летчики большинство бомб сбросили бесприцельно - в поле и на окраине города. Последняя группа третьего эшелона нашими истребителями к Курску допущена не была.

Во время этого налета было сбито 76 самолетов противника, из них 38 - истребителями 16-й Воздушной армии, 30 - истребителями ПВО, 8 - зенитной артиллерией. Работа железнодорожного узла Курск была нарушена на 10 - 12 часов. Вот некоторые примеры действий истребителей армии, поднятых на отражение первого налета вражеской авиации.
В 5 часов 5 минут с аэродрома Будановка (283-й ИАД) был замечен подход большой группы немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. "По - зрячему" с аэродромов Будановка, Щигры южные и Курск западный взлетели 10 дежурных Як-1. Набрав высоту, они восьмеркой атаковали бомбардировщики противника, в то время как пара "Яков" связала боем его истребителей. Атака наших летчиков расстроила боевой порядок бомбардировщиков. Воспользовавшись этим, младшие лейтенанты В.Ф. Виноградов, Б.А. Баранов и В.П. Вусиков сбили 3 бомбардировщика Ju-87, а Н. В. Иванов - FW-190. Бой велся преимущественно парами на высотах от 3000 до 600 метров.
В это же время с аэродрома Щигры южные взлетела дежурная эскадрилья в составе 7 Як-7 из 519-го ИАП (283-я ИАД) под командованием старшего лейтенанта В.А. Башкирова. В районе Курска наши истребители встретили группу Ju-87 под прикрытием Ме-109. Три пары "Яков" атаковали бомбардировщики противника и, тесно взаимодействуя между собой, нарушили их боевой порядок, сбили 6 "Юнкерсов".
Старший лейтенант В.А. Башкиров набрал высоту, чтобы связать боем истребителей противника, и одновременно управлял группой по радио. Вскоре он заметил одного "Мессера", который заходил в атаку на пару "Яков". Башкиров поспешил товарищам на выручку и с первой атаки сбил немецкий истребитель...
Особо примечательным и поучительным был воздушный бой, проведенный старшим лейтенантом В.А. Башкировым 3 ноября 1943 года, когда он, перегоняя самолет Як-7 на другой аэродром и имея в отсеке фюзеляжа за бронеспинкой механика самолета, встретил Ju-88. Очевидно, это был разведчик. Башкиров решил атаковать противника и вступил с ним в бой. Противник пытался уйти со снижением, но его настиг советский истребитель. На высоте 100 метров "Юнкерс" загорелся и затем врезался в землю.
При выходе из атаки на Башкирова внезапно обрушились 2 пары FW-190. Один из них оказался несколько ниже, и наш летчик успел поймать его в прицел. Еще один миг - и "Фокке - Вульф", оставляя после себя шлейф дыма, пошел к земле. Тем временем в атаку перешла вторая пара истребителей противника. Советскому летчику было трудно на перегруженной машине вести неравный бой с вражескими пилотами. Однако высокое мастерство, отвага и дерзость помогли ему выйти из сложного положения. Башкиров погасил скорость и дал возможность атакующему истребителю проскочить вперед, а затем открыл огонь из пушки. Вражеский самолет загорелся. Чтобы сбить пламя с машины, немец резко развернулся и неожиданно столкнулся со своим напарником. Оба самолета от удара рассыпались в воздухе. Так закончился поединок Виктора Башкирова, в ходе которого противник лишился 4 самолетов.
К декабрю 1943 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 519-го истребительного авиаполка капитан В.А. Башкиров совершил 233 боевых вылета, провел 31 воздушный бой, в которых уничтожил 14 самолетов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3233).
16 апреля 1945 года, с началом наступления советских войск, успешно развернул боевую деятельность 13-й истребительный авиационный корпус, возглавляемый генералом Б.А. Сидневым. Летчики корпуса за день провели 48 воздушных боев и уничтожили 62 вражеских самолетa. Только истребители 283-й авиационной дивизии одержали 42 победы.

В этих боях 3 немецких самолета сбил Герой Советского Союза капитан Н.А. Найденов, по 2 самолета - майор Чаплинский, старшие лейтенанты В.М. Оганесов и И.Д. Ткаченко, лейтенант В.Е. Третьяков и младший лейтенант Г.А. Чирков. По одному самолету противника уничтожили командир 347-го ИАП подполковник П.Б. Данкевич, Герой Советского Союза майор В.А. Башкиров, майоры А.А. Ефремов и В.И. Шуин, капитан В.Н. Коршунов и многие другие наши летчики...
К концу войны отважный летчик произвел 281 успешный боевой вылет, участвуя в 35 воздушных боях, довел счет своих побед до 19 (М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 2 групповые победы летчика).

После окончания войны Виктор Андреевич продолжил службу в ВВС.
«Владимир. Секретарю Владимирского райкома ВКП(б) тов. Макарову, секретарю Владимирского райкома ВЛКСМ тов. Гладкову
Прошу передать комсомольцам и молодежи Владимирского района, собравшим восемьдесят тысяч рублей на постройку самолета «Владимирский комсомолец» для летчика Героя Советского Союза Башкирова Виктора, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.
И. Сталин» (газета «Призыв», 19 августа 1945).
С 1960 года полковник В.А. Башкиров - в запасе. Жил в Чернигове, почетный гражданин города. Являясь заместителем председателя Черниговского областного комитета ДОСААФ, вел большую общественную работу по воспитанию молодежи на боевых традициях героев Великой Отечественной войны. Скончался 27 июля 1991 года, похоронен на Яцевском кладбище. В Чернигове, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска. В музее средней школы № 47 города Владимир (микрорайон Оргтруд, улица Молодежная, дом 10), в которой когда-то учился В.А. Башкиров, представлены подлинные фотографии Виктора Андреевича и членов его семьи, хранятся письма, которые он писал учащимся школы.


Барельеф В.А. Башкирова на площади Победы во Владимире


Мемориальная доска из черного гранита установлена в 2007 г. на здании средней школы №47. «Башкиров Виктор Андреевич, уроженец п. Оргтруд, в 1944 г. присвоено звание “Герой Советского Союза”».

Список всех известных побед майора В.А. Башкирова

Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.

106 СУТОК В ВОЗДУХЕ

Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Воевать они пошли всей семьей: отец и четыре брата. В первых же боях один из братьев погиб. Но это не надломило духовные силы Виктора Башкирова. «За смерть брата я буду жестоко мстить, — писал он родным, — уже немало фашистов полегло от моих метких пулеметных очередей». И он мстил.
Виктор Башкиров первое боевое крещение принял под Москвой осенью 1941 года. Гитлеровские части любой ценой пытались захватить Москву. Немецкое командование ежедневно подбрасывало по шоссейным и железным дорогам танки, бронемашины, артиллерию. Чтобы сорвать подвоз немецкой боевой техники к столице нашей Родины, на штурмовку эшелонов посылались летчики. Среди них был и Виктор Башкиров. От зари до зари летал Виктор Башкиров на штурмовку эшелонов, танковых колонн, машин с пехотой противника. В одном из полетов его самолет был подбит огнем зенитной артиллерии, а сам Башкиров ранен. Однако и раненый, он благополучно сел на свой аэродром.
Горячая пора была в мае 1943 года, когда враг сосредоточил огромные силы на Курском направлении. 22 мая небо почернело от вражеских самолетов. Сотни бомбардировщиков были брошены в район Курска на оборонительные укрепления советских войск. Вместе со своими питомцами навстречу фашистам вылетел коммунист Башкиров. Недалеко от переднего края он встретил большую группу бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Плотным строем они приближались к нашим траншеям. «Ястребок» Виктора пошел на ведущего. Но «юнкерсы», отстреливаясь, продолжали свой путь. Завершив первую атаку, Башкиров снова взмыл ввысь и камнем ринулся в гущу бомбардировщиков. «Юнкерсы» разошлись по сторонам. Тогда наши истребители навалились на них с флангов и подожгли две машины. А когда закончился бой, фашисты недосчитались восьми самолетов.
3 декабря 1943 года Виктор Башкиров перегонял самолет с вынужденной посадки. Выскочив из облаков, он наткнулся на заблудившегося вражеского бомбардировщика. Зайдя ему в хвост, Башкиров дал очередь, а затем атаковал. Воздушный стрелок бомбардировщика ответил тоже огнем. Но после третьего захода Башкирова немецкий бомбардировщик врезался в землю. Неожиданно из облаков на советского пилота набросились четыре вражеских истребителя. Завязался бой. Башкиров не думал о себе. Его волновала судьба механика, посаженного во вторую кабину. Уклоняясь от пулеметных трасс, Башкиров вышел во фланг неприкрытого «мессера» и почти в упор разрядил пушку. Объятая дымом машина пошла вниз. Но в этот момент на него с разных сторон навалились три остальных истребителя. Мгновенно Башкиров свалил свою машину в штопор и два вражеских самолета врезались друг в друга. Четвертый гитлеровец покинул поле боя. Когда Виктор посадил машину на аэродром, на ней насчитали более пятидесяти пробоин.
За время войны Виктор Андреевич Башкиров прошел путь от рядового пилота до заместителя командира части. Он воспитал целую плеяду талантливых молодых летчиков. После войны Герой Советского Союза Виктор Башкиров за освоение полетов на реактивных самолетах в сложных метеорологических условиях был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени. За двадцать лет службы в авиации он пробыл в воздухе 106 суток.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирцы — Герои Советского Союза
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Мкр. Оргтруд

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (03.11.2015)
Просмотров: 1432 | Теги: люди, Оргтруд, Герой советского союза | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика