Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Муравьев Петр Матвеевич

Муравьев Петр Матвеевич

Владимирцы по праву гордятся своим земляком – адмиралом Михаилом Лазаревым. Но почти никто не знает, что с владимирской землей связана судьба другого моряка, оставившего заметный след в летописи отечественного флота, – Петра Муравьева.

Лазарев родился во Владимире в семье губернатора, но вся его жизнь прошла вдалеке от этих мест на флотской службе. А уроженец Петербурга Муравьев вначале отдал почти 30 лет морю, а уже потом оказался во Владимире, где занял вице-губернаторский пост. Биография Петра Муравьева – непридуманный сюжет для приключенческого романа. Сын начальника Аляски, двоюродный брат декабристов, участник плавания вокруг света, герой турецкой войны, командир царской яхты, владимирский вице-губернатор, родственник и друг графа Амурского, человек твердых правил и высоких моральных качеств, он заслуживает нашей памяти.

Петр Муравьев был потомственным моряком. Его отец Матвей Иванович с юных лет бороздил моря-океаны, совершил кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка", а потом с 1820 по 1825 год занимал высокую должность главного правителя российских колоний в Америке. Капитан I ранга Муравьев управлял огромной территорией в составе Аляски, Алеутских островов и даже северных пределов Калифорнии. Муравьев много сделал для развития Ново-Архангельска – столицы Русской Америки, старался установить дружеские связи с алеутами и индейцами, покровительствовал православным миссионерам, среди которых был причисленный позже к лику святых преподобный Герман Аляскинский.
Родившийся в 1805 году Петр Муравьев почти не видел своего отца. Однако письма с описанием далеких морей и экзотических островов покорили сердце мальчика. Вскоре двери Морского корпуса распахнулись перед кадетом Муравьевым. Несколько лет он постигал там азы флотской службы, а также навыки человека большого света – иностранные языки, танцы, музыку и основы этикета. В 1817 году уже в качестве гардемарина он совершил первое дальнее плавание на корабле "Мироносец" из Кронштадта до французского порта Кале.
А в 1822-м г. мичман Муравьев получил назначение на шлюп "Предприятие", во многом схожий со шлюпом "Мирный", который за год до того под командой Михаила Лазарева возвратился из кругосветного плавания. Теперь подобная задача стояла перед "Предприятием". Командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Отто Коцебу, уже обогнувший земной шар на бриге "Рюрик".
В июле 1823 года, шлюп "Предприятие" поднял якоря и покинул Кронштадтский рейд. Экспедиция предназначалась для географических открытий, кроме того, "Предприятию" поручалось отвезти разные грузы на Камчатку и охранять русские колонии на Аляске. Через Балтийское и Северное моря шлюп "Предприятие" вышел в Атлантику, пересек океан и после непродолжительной стоянки в Бразилии на рейде Рио-де-Жанейро пустился в плавание вдоль побережья Патагонии. Обогнув мыс Горн, корабль Муравьева 3 марта 1824-го г. открыл остров в Низменном архипелаге, названный в честь шлюпа Предприятие.
26 марта экспедиция Коцебу открыла новую группу островов в Тихом океане, получивших название островов Беллинсгаузена, а еще через несколько дней – небольшой остров Курдюкова.
Шлюп пересек просторы Тихого океана и 8 июня того же года прибыл "в Камчатку" – в порт Петропавловский. Там Коцебу сдал грузы и отправился в Ново-Архангельск – столицу русской Америки. Радость мичмана Муравьева от встречи с отцом за тысячи верст от столицы была поистине неописуема. В начале октября с разрешения начальника колонии М. Муравьева Коцебу совершил поход в Сан-Франциско и к Сандвичевым островам.
В августе 1825 года шлюп покинул Аляску и взял курс домой. На нем возвращался и Муравьев-старший, получивший новое назначение (он закончил карьеру в Кронштадте контр-адмиралом). На обратном пути экспедиция Коцебу открыла неизвестные ранее острова, получившие название Римского-Корсакова – в честь лейтенанта с "Предприятия", а также острова Эшшольца.
Пройдя штормивший Индийский океан, шлюп "Предприятие" достиг острова Святой Елены. Менее пяти лет назад на нем в ссылке скончался император Наполеон Бонапарт, и могила бывшего завоевателя Европы стала местом паломничества моряков всего мира. 25 июля 1826 года шлюп "Предприятие" возвратился в Кронштадт. Кругосветка заняла 3 года и 6 дней.
За это время в России сменился император, отгремело восстание декабристов, в котором участвовали многие из рода Муравьевых. Впрочем, к команде "Предприятия" Николай I был милостив, пожаловав каждому моряку двойное годовое жалованье. Петр Муравьев за участие в плавании был награжден орденом св. Анны III степени, чином лейтенанта (соответствовал тогда капитану армии) и пожизненным пенсионом.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов лейтенант Муравьев добился перевода на эскадру вице-адмирала графа Гейдена, которая направлялась из Кронштадта в Средиземное море на блокаду Дарданелл. На корвете "Львица" Муравьев успел принять участие в боевых действиях против турок и в 1830-м г. получил орден св. Георгия IV степени.
Отлично зарекомендовавший себя офицер был назначен командиром посыльного корабля "Ораниенбаум" на Балтике, на котором часто путешествовали члены царской семьи. В 1834 году пассажиром Муравьева оказался прусский король Фридрих-Вильгельм III фон Гогенцоллерн. Покоренный мастерством и светским тактом русского капитана монарх наградил его одним из высших прусских орденов. А русский государь произвел Петра Муравьева в капитан-лейтенанты, дав ему под начало только что построенный 52-пушечный фрегат "Мельпомена" – "близнец" знаменитого фрегата "Авроры" (в честь которого получил имя легендарный крейсер). Командуя фрегатом, Муравьев совершил несколько дальних походов, в том числе переход из Белого в Балтийское море, и был награжден орденом св. Станислава II степени "на шею". Однако более четверти века, отданные морю, дали о себе знать. По состоянию здоровья капитан II ранга Муравьев покинул флот.
Получив гражданский чин коллежского советника, Муравьев был зачислен в Министерство внутренних дел и в 1847 году назначен вице-губернатором во Владимир. Муравьев возглавил Владимирскую казенную палату, ведал сбором податей, курировал развитие промышленности и торговли, отвечал за множество вопросов.
Порой вице-губернатору приходилось руководить местной полицией. В 1849 году он лично раскрыл убийство станового пристава Аксенова (примерно ранг нынешнего заместителя начальника УВД), совершенное в Гороховецком уезде. Злоумышленники были найдены и предстали перед судом.

После губернатора Синельникова исправлял должность Владимирского гражданского губернатора.
«В Боголюбовском монастыре, хранится особо чтимая народом икона Боголюбской Божией Матери, написанная при Князе Андрее Юрьевиче Боголюбском. Эта икона, по указу Императрицы Екатерины II, со времени бывшей в Империи в 1771 году моровой язвы, всякий год приносится 21 мая во Владимир, сопутствуемая народом, число которого доходит иногда до 15000. После обедни, совершаемой в монастыре 20 мая, икона, в 4 часа по полудни, шествует в Доброе село, находящееся на 6-й версте от Владимира, где, в приходской церкви (бывший Царевоконстантиновский монастырь) служится всенощная и затем, на другой, день, икону несут во Владимир, куда она прибывает около 10 часов утра, 21-го мая. Так было и в 1851 году. Едва икона, вынесенная из монастыря, и сопровождаемая многочисленным духовенством перешла находящийся под самым монастырем деревянный мост, вышиной в 5 саж. длиной 16 саж., построенный через сухой овраг, едва совершавший в это утро литургию в монастыре преосвященный епископ Иустин пересекал мост, как мост обрушился и увлек в своем падении всю массу народа, в это время на нем находившуюся. Замечательно что мост обрушился не какою-нибудь своею частью, но упал весь, так что почти ни одна свая, на которых он был построен не возвышалась над землей, и овраг представлял поверхность, усеянную обломками бревен и досок, на которой даже трудно было вообразить какую постройку. Убитых оказалось 149, раненых 58; из последних многие умерли.
Ни начальник отделения подполковник В. А. Запольский, ни начальник дистанции штабс-капитан А. А. Яхимовский не были тогда у моста и, зная его ветхость, за переходом народа не наблюдали. Покуда известие дошло до Владимира, покуда собирались, покуда ехали, прошло много времени. Наконец на место происшествия прибыли вышеназванные лица, и с ними управлявший губернией вице-губернатор П. М. Муравьев, жандармский штабс-офицер И. М. Богданов и кто—то из Владимирских врачей. Трупы и раненые были вынесены из оврага; последним подана возможная помощь, а над первыми отслужена панихида. Зрелище было ужасающее и величественное. Полтораста лежащих рядами трупов, освященные тысячами свечей; престарелый настоятель монастыря, архимандрит Феофил совершающий с братией последнюю молитву над погибшими; печальное, строгое пение; сгущающиеся сумерки, вопли страдальцев и осиротевших,— все это способствовало торжественности картины, потрясавшей и самые холодные души...
Полетели донесения и, по первому известию о происшествии в Петербург и Ярославль, где находилось окружное управление, прибыл по Высочайшему повелению флигель-адъютант, полковник Ахматов, приехал и начальник округа, генерал-майор Шуберский. Начались дознания, следствие. Но как взглянуло на это дело высшее начальство, лучше всего можно судить из приказа главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа Клейнмихеля из Москвы, от 29 мая 1851 года, № 106. Приводим его вполне, как документ, не лишенный интереса:
«Заведывающий II отделением V округа путей сообщения, инженер подполковник Запольский, № 2,141, донес мне:
Что 20 числа сего мая, при перенесении во Владимир иконы Боголюбовской Божией Матери из Боголюбовского монастыря, в 11 верстах г. Владимира находящегося, толпа народу, огромною стесненною массою бросилась за иконою по устроенному на шоссе возле монастыря, через сухой овраг, мосту и разрушила его.
Что мост этот, построенный в 1839 году, обрушился не от ветхости, но от груза, который он не был назначен выдерживать.
По важности этого происшествия, и дабы открыть всю истину, я послал на место происшествия начальника IV округа путей сообщения, инженер-генерал майора Лаврова.
Генерал-майор Лавров, обследовав все обстоятельства, донес:
Что обрушившийся мост устроен через сухой овраг и имеет длины 16 саж. и ширины 4 саж. 5 фут; высота моста над дном оврага, в прежнее время была в пять сажень, 5 ныне же 5 саж. 3/4 арш.;
Что мост этот, стропильной системы, построен в 1839 году по проекту, утвержденному советом главного управления путей сообщения; а по окончании, был освидетельствован инженер-генерал-майором Матусевичем;
Что мост существовал более двенадцати лет без видимых изменений системы от осадок и перекосов, но не соответствовал нормальным чертежам, изданным в 1843 году, по которым в мостах подобной системы, назначены подкосные подпоры в сваи быков с обеих сторон моста, а в береговых устоях со стороны берегов стропильные связи, дабы уничтожить боковую шаткость моста и одностороннее боковое движение на береговые их устои;
Что мост этот, в видимых частях его, представлял достаточную прочность для обыкновенного проезда;
Что в 1846 году произведена была перестилка полов и перемена решетин и перил, и работы эти были надлежащим образом освидетельствованы. —Такие же исправления в мосте произведены и в 1850 году и также были освидетельствованы; но ни при этих свидетельствах, ни при ежегодных осмотрах, повреждение свай не было замечено;
Что в марте сего 1851 года, начальник 6-й дистанции II отделения V округа путей сообщения, инженер-штабс-капитан Яхимовский, донес, что мост этот требует освидетельствования, и заведывающий отделением, инженер-подполковник Запольский, освидетельствовав мост, донес окружному правлению 27 марта сего года, что в частях свай в земле находящихся, оказалась гнилость, и что необходимо мост перестроить ныне же;
Что по сему, предположено было перестроить мост по улучшенной системе, и 5 сего мая месяца перестройка эта, по распоряжению окружного правления, отдана уже с подряда;
Что за таковыми распоряжениями, о перестройке моста особенных мер к поддержанию его временными боковыми упорами, местным начальством предпринято не было, и проезд по оному производился без малейшего видимого повреждения, почти до самого его разрушения, так, что не более как за три часа до того, два почтовые брика на восьми лошадях проехали через мост благополучно.
Что по подробном осмотре генерал-майором Лавровым разрушившегося моста оказалось, что сваи подверглись гнилости наиболее в частях, находившихся в земле; на поверхности же оной наружная их оболочка сохранила свой вид и сваи сгнили только внутри на незначительное к верху от земли расстояние.
Что по размеру леса, при шести вершковой толщине и при надлежащем хорошем его качестве, не должно бы произойти, в течение двенадцати лет, гнилости свай в такой степени; но как, при сооружении в 1839 году моста, с разрешения главного управления путей сообщения и публичных зданий, допущено было употребить на сван лес рубки того же года, то есть сырой, то это и было причиной, что сваи подверглись гнилости в большей степени, чем по времени сооружения ожидать было можно, и это обстоятельство, ускорившее повреждение свай во внутренности земли и необыкновенный народный натиск на мост, были причиной его разрушения.
Рассмотрев таковое донесение инженер-генерал-майора Лаврова, вполне обнаружившего все обстоятельства настоящего происшествия,— я признаю виновными:
Начальника 6-й дистанции II отделения Y округа путей сообщения, инженер-штабс-капитана Яхимовского, и заведывающего сим отделением инженер-подполковника Запольского — в том, что они при освидетельствовании моста, в марте месяце сего года, найдя основания онаго сгнившими и представив окружному правлению, о необходимости перестройки моста по его гнилости, не превратили по нем езду, в тоже время сделав объезд, к устройству которого потребно было токмо несколько часов, как это ими исполнено после происшествия.
Инженер-подполковника Запольского, и — в том, что донес мне 21 мая № 2,141, ложно, что мост обрушился не от ветхости, тогда как сам же представлял окружному правлению, что основания моста сгнили.
Начальника V округа путей сообщения инженер-генерал-майора Шуберского — в том, что получив представление о гнилости основания моста и, в следствие того, назначив перестроить мост и сделав все по сему распоряжения окончательно еще 5-го числа сего мая, не предписал в тоже время прекратить по мосту езду и сделать объезд.
Вследствие сего, инженер-штабс-капитана Яхимовского и инженер-подполковника Запольского, предаю военному суду при Московском ордонанс-гаузе. Военному суду вменяю в обязанность сделать заключение и об инженер-генерал-майоре Шуберском, не исполнившем, в сем случае, своей обязанности, по званию начальника округа.
Подписал: Граф Клейнмихель».
Вследствие конфирмации решения военного суда, подполковник Запольский и штабс-капитан Яхимовский наказаны месячным арестом, с содержанием на гауптвахте; генералу Шуберскому сделан выговор, без внесения в формулярный список» (Труды Владимирского губернского статистического комитета. Выпуск 8. 1869).

В 1852 году Муравьев лично участвовал в археологических раскопках в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, во время которых была найдена гробница князя Дмитрия Пожарского.
Петр Матвеевич поддерживал тесные отношения со всеми родственниками, в том числе и с попавшими в опалу декабристами, не боясь попасть в немилость при царском дворе. Постоянную переписку он поддерживал с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым. В определенной степени Петр Муравьев заинтересовал кузена Николая проблемой освоения устья Амура и Сахалина. За успехи на этом поприще Н. Муравьев позже получил титул графа Амурского. Сегодня памятник графу Николаю Муравьеву-Амурскому (работы скульптора Опекушина) установлен в Хабаровске. С учетом того, что граф был похож на своего кузена (троюродного брата) Петра, а портрет самого Петра Михайловича не сохранился, памятник и дает представление об облике бывшего владимирского вице-губернатора.
П. Муравьев скоропостижно скончался в 1857 году в Новгороде, куда был переведен из Владимира на тот же вице-губернаторский пост в возрасте 52-х лет.

Автор: Николай Фролов
Владимирская губерния
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Категория: Владимир | Добавил: Николай (26.08.2017)
Просмотров: 1631 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru