Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:57
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Туманский Сергей Константинович, Герой Социалистического Труда

Туманский Сергей Константинович

Туманский Сергей Константинович (08(21).05.1901 - 09.09.1973) — советский учёный, конструктор авиационных двигателей, Герой Социалистического Труда (1957), академик АН СССР (1968).


Туманский Сергей Константинович

Туманский Сергей Константинович родился 8 (21) мая 1901 года в Минске в семье инженера. Рано остался без отца, который умер в 1903 году.
Детство и юность прошли в городе Владимир, где учился в мужской гимназии.
В 1918 г. из Владимира добровольцем ушел в Красную Армию. Служил сначала красноармейцем, затем в должности младшего моториста в минской авиагруппе, сформированной братом лётчиком А.К. Туманским. Группа была включена в эскадру «Гром», и Гражданскую войну Сергей Туманский прошёл в этой эскадре, выполняя работу моториста, пулемётчика и бомбардира. В одном из боевых вылетов на самолёте возник пожар. Сергею Туманскому пришлось вылезти на плоскость и, рискуя жизнью, гасить огонь. Самолёт благополучно вернулся на свой аэродром.
В 1919 г. он окончил школу радиотехников во Владимире.
В 1921 году поступил в Петроградскую военно-техническую школу ВВС, после окончания которой в 1922 г. служил техником в частях Красного Воздушного Флота.
В 1927 году поступил в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. В академии он с большим трудолюбием постигал учебную программу, и не только обязательную, но и факультативную. Кроме того, он являлся активным членом научного общества, которое в академии имело большое влияние на формирование молодых инженеров. Одна из групп разрабатывала по конкурсу Осоавиахима авиационный двигатель ТУПФСЕН (Туманский, Пономарёв, Фёдоров, Сеничкин). Проект был признан лучшим, и всей группе присуждена денежная премия — первая награда за конструкторское творчество, которое для С.К. Туманского стало основным делом жизни.
Время окончания академии в 1931 г. совпало с широким развертыванием работ в отечественном авиационном двигателестроении, и С.К. Туманский был направлен в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) на должность старшего инженера, где в 1931-38 годах занимался вопросами исследования и конструирования авиационных двигателей различных типов. За время работы в ЦИАМ С.К. Туманский создал несколько оригинальных схем маслопитания, силовых передач и систем запусков авиадвигателей. Работая в ЦИАМ, он параллельно начал читать лекции в Московском авиационном институте.
В 1938 году был выдвинут на руководящую должность - назначен Главным конструктором авиамоторного завода №29 в городе Запорожье. За два года (1938-40) под его руководством было завершено освоение 14-цилиндрового звездообразного мотора воздушного охлаждения М-87. Этот мотор широко применялся и успешно эксплуатировался на самолётах С.В. Ильюшина. В 1939 году на одном из этих самолётов лётчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил беспосадочный перелёт протяженностью 8000 км из Москвы через Гренландию в Соединенные Штаты Америки.
В 1939 году под его руководством успешно прошёл государственные испытания более мощный и более высотный мотор М-88, который был силовой установкой на самолётах-бомбардировщиках Ил-4, прошедших всю войну.
В 1940 г. С.К. Туманский вернулся на работу в ЦИАМ, был назначен главным конструктором и работал в этой должности два года. Занимался изучением опасных резонансных крутильных колебаний на эксплуатационных режимах работы двигателей.
С 1941 по февраль 1943 года - начальник моторного отделения института лётных исследований (ЛИИ). В годы войны коллектив, возглавляемый С.К. Туманским, совместно с коллективами других самолётостроительных заводов проводил доводочные испытания силовых установок для истребителей Ла-5, Як-3 и штурмовика Ил-2.
В феврале 1943 года основоположник отечественного авиадвигателестроения А.А. Микулин пригласил С.К. Туманского на создаваемый завод № 300, где он работал заместителем Главного конструктора, с января 1955 года – главным конструктором. Работал над созданием поршневых и реактивных авиационных двигателей. Им созданы двигатели для скоростных бомбардировщиков, пассажирских лайнеров, учебно-тренировочных самолётов, сверхзвуковых истребителей, в том числе типа МиГ.
В 1946 г. за создание нового образца авиамотора С. К. Туманский стал лауреатом Сталинской премии.
Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года.
С декабря 1956 года - Генеральный конструктор авиационных двигателей. На этой работе полностью развернулся его талант как выдающегося конструктора.
При его активном непосредственном участии были созданы поршневые и турбореактивные двигатели АМ-39/АМ-39НФ2, АМТКРД-01, АМРД-02, АМ-3, АМ-5, РД-9Б. Доведён и внедрён в широкое производство ТРД Р11-300 (АМ-11), проектирование и создание первых образцов которого велось (с мая 1953 по январь 1955) под руководством А.А. Микулина. Государственные 100-часовые стендовые испытания двигателя Р11-300 с форсажной камерой были успешно завершены в мае 1956 года. На двигателе применены шестиступенчатый осевой компрессор, трубчато-кольцевая камера сгорания, двухступенчатая турбина, форсажная камера с всережимным реактивным соплом. На нём впервые в практике отечественного авиадвигателестроения применён двухвальный сверхзвуковой компрессор, обеспечивающий в шести ступенях степень повышения давления воздуха 8.6, осуществлена конструкция двухвального ротора компрессора и турбины без выносных опор, разработаны основные принципы регулирования двухзальных ТРДФ при полётах на больших сверхзвуковых скоростях, применён воспламенитель с кислородной подпиткой.
ТРД Р11-300 и его многочисленные модификации предназначались для самолётов МиГ и Як. Одним из них был широко известный истребитель с треугольным крылом МиГ-21, вписавший яркую страницу в историю развития авиации.
При рекордно малом взлетном весе 7570 кг максимальная скорость МиГ-21 на высоте 12500 м составляла 2115 км/час. Такие отличные качества нельзя было получить без превосходного двигателя Р11-300 разработки С.К. Туманского. В октябре 1959 года на самолёте Е-66 с двигателем Р11Ф2-300 лётчик-испытатель Г.К. Мосолов установил абсолютный мировой рекорд скорости - 2388 км/ч. Он же в апреле 1961 года на самолёте Т-66 с двигателем Р11Ф2-300 и ускорителем У-2 установил абсолютный рекорд высоты - 34714 м. Всего на самолётах МиГ-21 было установлено 17 мировых мужских и женских рекордов.
Двигатель Р11-300 также устанавливался на самолёты-перехватчики Су-15 Главного конструктора П.О. Сухого и на ряд самолётов Генерального конструктора А.С. Яковлева: на всепогодный разведчик ЯК-25РВ, самолёт-перехватчик ЯК-28П и бомбардировщик Як-28Б. В июле 1959 года на самолете ЯК-25РВ с двумя двигателями Р11-300 лётчик-испытатель В.П. Смирнов установил мировые рекорды высоты с грузом 1000 кг. - 20456 м. и с грузом 2000 кг. - 20174 м.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за большие успехи в создании авиационной техники Туманскому Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1957 г. за работу по созданию скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104 он был удостоен Ленинской премии.
В июле 1958 года под руководством С.К. Туманского началось проектирование, а уже в ноябре 1960 года был закончен комплекс доводочных испытаний ТРД РУ19-300 и в феврале 1961 года двигатель успешно прошёл Государственные испытания. Этот компактный и очень надёжный турбореактивный двигатель был использован для учебно-тренировочных самолётов Як-30 и Як-32.
Когда после первых успехов в космосе Н.С. Хрущёв стал меньше уделять внимания авиации, С.К. Туманский принял решение освоить проектирование ЖРД. В ОКБ были созданы двигатели Р201-300 для ракеты "воздух-земля" и Р209-300 для ракеты-мишени главного конструктора А.Я. Березняка.
В 1962-1963 годах конструкторский отдел, занимавшийся ЖРД, начинал разработку жидкостных ракетных микродвигателей, предназначенных для ориентации и стабилизации космических аппаратов. Поскольку эта тематика считалась очень перспективной, С.К. Туманский добился организации специального ОКБ на правах филиала завода №300. Под его руководством были созданы первые микродвигатели Р210Д-300 и Р210Е-300 тягой 1,3 и 16,5 кгс, соответственно.
Широкий диапазон интересов и возможностей позволил коллективу завода № 300 под его руководством наряду с созданием двигателей заняться принципиально новым направлением - холодильной техникой. Конструкторами был предложен новый термодинамический цикл (за рубежом он известен как "русский цикл"). Используя высокий к.п.д. осевого компрессора и воздушной турбины, удалось создать оригинальную воздушную холодильную машину ТХМ-300, в которой достигался уровень температур ниже -80 °С. Коллектив создателей этой машины был выделен в отдельную организацию.
Ещё одно нетрадиционное направление в деятельности С.К. Туманского - руководство в 1960-х годах работами, связанными с созданием ядерной энергетической установки ТУ-5 ("Тополь", впоследствии "Топаз") с электрической мощностью 5 кВт. Коллектив её разработчиков также выделился в отдельное ОКБ.
В 50-х-60-х годах в ЛИИ приступили к созданию экспериментальных и опытных самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП), и конструкторами был создан "турболёт". С.К. Туманский предложил установить на него модифицированный двигатель АМ-5.
В 1962 году главный конструктор А.С. Яковлев предложил С.К. Туманскому и его КБ-300 разработать необходимый ему ТРД для самолёта вертикального взлёта. Туманский предложил паллиативное решение: переделать в двигатель для СВВП одну из модификаций двигателя Р11-300. В процессе переделки был создан ТРД Р27-300. Он был установлен на самолёт Як-36. В июле 1967 года на авиационном параде в Домодедово СВВП Як-36 продемонстрировал способность вертикально взлетать и садиться, что в то время воспринималось, как чудо.
Возникла идея применить этот самолёт на советском авианосце. Был построен крейсер "Киев" и новый СВВП Як-36М с более мощным подъёмно-маршевым двигателем Р27В-300 и двумя подъёмными двигателями РД-36- 35ФВ, созданными С.К. Туманским и его ОКБ за 2 года. 25 февраля 1972 года лётчик-испытатель М.С. Дексбах на опытном Як-36М впервые совершил полёт "по полному профилю": вертикальный старт, горизонтальный полёт и вертикальная посадка. 18 ноября 1972 года он же произвёл первую посадку на корабль, а 22 ноября слетал на "полный профиль" с палубы. Этот день явился днём рождения палубной авиации.

Помимо конструкторской деятельности проводил фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, много внимания уделял изучению оптимальных способов регулирования компрессоров, форсажной камеры и реактивного сопла. Значительные работы проводились по устранению опасных вибраций лопаток компрессоров и турбин и по внедрению оригинальных конструктивных элементов для борьбы с этим явлением, которое доставляло немало хлопот в эксплуатации и снижало надёжность реактивных двигателей.

Много лет читал лекции и руководил дипломным проектированием на моторном факультете МАИ. Он воспитал целую плеяду научных работников, конструкторов, инженеров и других специалистов.
С 1968 года - академик АН СССР, совмещал руководство конструкторским бюро с работой в институте Академии наук СССР.
Жил в Москве.
Умер 9 сентября 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён: 4 орденами Ленина (02.07.1945; 24.01.1947; 12.07.1957; 27.05.1961), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Красной Звезды (28.10.1967), медалями. Лауреат Ленинской премии (1957) и Государственной премии СССР (1945).

Память:
- В 1973 г. имя С.К. Туманского присвоено Московскому авиационному моторостроительному техникуму (ныне Московский колледж авиационного моторостроения).

Литература:
1. Сергей Константинович Туманский : [некролог] // Вестник АН СССР, - 1973. - № 11. - С. 84-85.
2. Туманский Сергей Константинович // Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М., 1977. - Т. 26. - С. 300 - 301.
3. Туманский Сергей Константинович // Советская военная энциклопедия. - М., 1980. - Т. 8. - С. 135 - 136.
4. [О С. К. Туманском] // Пономарёв А. Н. Советские авиационные конструкторы / А.Н. Пономарёв. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1990. — С. 268-283.
5. Туманский Сергей Константинович // Авиация : энциклопедия. - М., 1994. - С. 590.
6. Порцевский, В. А. Туманский Сергей Константинович / В. А. Порцевский // Владимирская энциклопедия : биобиблиогр. словарь : А-Я. - Владимир, 2002. - С. 441.
7. Туманский Сергей Константинович // Большая российская энциклопедия. - М., 2016. - Т. 32. - С. 495 - 496.
Владимирцы – члены академии наук
Культура Владимирской губернии в нач. ХХ века
Владимирская энциклопедия

Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.02.2021)
Просмотров: 714 | Теги: гимназия, академик, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru