Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Шостак Михаил Соломонович

Михаил Соломонович Шостак

Г.Г. Мозгова. НЕИЗВЕСТНЫЙ ВЕТЕРАН ВЛАДИМИРСКОЙ КОМСОМОЛИИ

Родился Михаил Соломонович в 1902 г., судя по всему, в одной из западных губерний России. Скорее всего, семья Миши Шостака оказалась во Владимирской губернии в ходе Первой мировой войны, когда граница черты сначала была нарушена в связи с необходимостью дать евреям возможность эвакуироваться из прифронтовой полосы, затем отменена законодательно, и местные власти были избавлены от обязанности устраивать «переписи» евреев. Именно поэтому фамилии большинства евреев-беженцев, нашедших приют во владимирском крае, так и остаются неизвестными.
Крайне мало мы знаем о происхождении и юности М.С. Шостака.
Рахмиэль Шостак обучался во Владимирском реальном училище. Не вызывает сомнений, что Михаил (очевидно, русифицированный вариант еврейского имени) продолжил начатое ранее обучение.
По всей видимости, как и многие его соплеменники, Миша желал серьёзных перемен в устройстве жизни, был склонен к ниспровержению тех порядков, которые были регламентированы в России так называемым «еврейским» законодательством.
В декабре 1917 г. организован «Союз Учащихся ІІІ-й Интернационал» в г. Владимире.
Михаил Шостак - один из первых владимирских комсомольских активистов. При его участии во Владимире был основан союз учащихся «III Интернационал», реорганизованный вскоре в союз молодёжи «III Интернационал», явившийся прямым предшественником городской комсомольской организации. Шостаку тогда было шестнадцать лет, и он учился в 6-м классе реального училища.
Цитаты из его письма Д.М. Васильеву о периоде между образованием Союза «III Интернационал» и октябрём 1918 г., когда был образован РКСМ: «Ночью (вероятно в дни Ярославского мятежа) мы охраняем телефонную станцию. Мы - это Геня Нейман и я. В эти же дни, с группой вооружённых ребят, мы сопровождали уполномоченных ЧК, проверяли документы пассажиров в поездах из Москвы (на Нижний), снимали с поезда офицеров, пробиравшихся на Волгу и Дон. В бывшем Дворянском собрании, где был наш комитет, писал лозунги. Почему-то запомнилось, что оставшийся в наследство повар иногда кормил нас очень вкусными картофельными котлетами. <...> Какая была жажда в деревне мира, земли и новых порядков! Бородатые дяди быстро расставались с недоверием, дружелюбно и тепло смотрели на мальчишку-агитатора. Мы разъезжали по деревням, помогали организовывать на сходах Советы и комбеды».
Союзы с названием «III Интернационал» возникали, начиная с весны 1917 г., по всей стране и объединяли не только учащуюся, как во Владимире, но и рабочую молодёжь. Именно на первом Всероссийском съезде этих союзов в октябре 1918 г. и было принято решение о создании Российского коммунистического союза молодёжи
М.С. Шостак писал Д.М. Васильеву и о том, что был делегатом I Всероссийского съезда РКСМ («с решающим или совещательным голосом - не помню»). Работая над книгой по истории комсомола, Д.М. Васильев, безусловно, подробно расспрашивал своих адресатов - ветеранов владимирской комсомолии - о событиях 1918-1919 гг., в том числе о первых съездах РКСМ, как Всероссийских, так и губернских, и Шостак ему ответил: «Видел напечатанное в журналах фото 1-го съезда. В группе торчит наверху слева бровь и кусок белой папахи - как будто я (может, рядом владимирцы?). Если видел и верно - напиши мне (всё та же папаха, что на 1-м губернском съезде)». Благодаря этому разъяснению М.С. Шостака удалось установить его в группе делегатов I Владимирского губернского съезда РКСМ.
Шостак вспоминал, что участники съезда, «возвратившись из Москвы, позаботились о созыве 1-го Владимирского уездного и 1-го губернского съездов комсомола». По словам Михаила Соломоновича, губком партии и губотдел народного просвещения оказали первым комсомольцам большую помощь.
1-й Владимирский уездный съезд Р.К.С.М. открылся 12 декабря 1918 года в час дня в помещении «народного собрания»… Рассказывая про уездный съезд ещё в начале 1920-х гг., Д.М. Васильев (Дмитрий Рабочий) писал: «В Президиум съезда избираются т. т. А. Кудрявцев (председатель), Егоров (товарищ председателя), Светлов (товарищ председателя) и секретарями: Найман и Побединский». На повестке съезда стояли, как тогда говорили, отчёты с мест, и Найман рассказывал делегатам о владимирской организации, практически об истории Союза «III Интернационал». Далее Дмитрий Рабочий писал: «В заключение съезд переходит к выборам уездного комитета. Избираются т. т. Кудрявцев А., Найман, Завадский, Егоров, Шостак, Кулышев, Роганков. Кандидатами: Кощков, Светлов и Вольфсон».
Шостак вошёл в состав Владимирского уездного комитета РКСМ, теперь на очереди стояло проведение IV губернского съезда рабоче-крестьянской молодёжи, ставшего в итоге I Владимирским губернским съездом РКСМ. Роль Шостака в его подготовке нашла отражение в документах. На заседании так называемого узкого состава губкома РКСМ (президиума) 19 декабря 1918 г. был поставлен вопрос о текущей работе. Среди постановлений президиума было и такое: «б) поручить т. Осину принять отчёт хозяйственной части по созыву съезда от т. Шостака».


Первый владимирский губернский съезд РКСМ. Владимир, декабрь 1918 г. М.С. Шостак стоит в третьем ряду второй справа. Фотография из фондов ГАВО

15—17 декабря 1918 г. прошел I Владимирский губернский съезд РКСМ, делегаты которого представляли 4900 комсомольцев. Делегаты одобрили решения I Всероссийского съезда РКСМ. Создана губернская комсомольская организация, в составе которой действовали 146 организаций РКСМ. В губком избраны А. Безыменский, А. Кудрявцев, А. Кулаков, Г. Нейман, Е. Фокин (председатель).
Активно участвовал Михаил Шостак в мероприятиях, проводимых первым губкомом комсомола. Наиболее серьёзной для губкома проблемой было отсутствие денежных средств, поэтому было решено провести во Владимире 1 января 1919 г.
День молодежи 1-го января 1919 г. Д.М. Васильев свидетельствовал: «Был устроен в Гарнизонном клубе «митинг-концерт», в котором участвовал весь Губком в качестве ответственных распорядителей, и товарищи из городской (Владимирской) организации: Шостак, Лалогин, Львов, А. Никитин (впоследствии секретарь Владимирского губкома комсомола), Лепилов, Чекина, Бирюков, Воронова, Гусев, Гудинов и Свердлов, которые исполняли обязанности контролеров, кассиров в кассе по продаже билетов и в буфете».
Памятен был этот день и для М.С. Шостака, именно с его упоминания он продолжал в письме Д.М. Васильеву рассказ о своём жизненном пути: «Вскоре после Дня молодёжи, проводившегося 1 января 1919 года, первая небольшая группа, кажется, 6-8 человек, добровольцами ушла на фронт. Почему-то в разных направлениях Нейман и я по направлению Всебюрвоенкома (Москва) - на Запад, там получили назначение кто куда, и наши пути разошлись). В день отъезда из Владимира пришли домой, - жили мы тогда с Нейманом в одном доме, кажется Фаворского, около Золотых ворот. Вошёл, сказал матери: „Сделай мне какие-нибудь пирожки в дорогу". Мать заплакала, но пирожки испекла и собрала бельё в дорогу. Много лет спустя мать говорила, что уехал, так как дома не было мужчин (отца и старшего брата), а то меня бы выпороли и не пустили. Думаю, что не помогло бы».
Для первых комсомольцев вообще были свойственны суровость и нежелание считаться с мнением родителей и семьи, которых они воспринимали как обузу, нечто отжившее, мешавшее им строить новую жизнь.
Судя по упоминанию Шостаком направления Всебюрвоенкома, он, как и большинство его товарищей, отправился в действующую армию не рядовым солдатом. В то время практически все 17-18-летние мальчишки, состоявшие в рядах РКСМ и зачастую бывшие уже членами РКП(б), становились политработниками, комиссарами.
Как складывалась жизнь М.С. Шостака в дальнейшем - где он учился, где и кем начал работать? Здесь мы можем полагаться только на сведения, изложенные Д.М. Васильевым, очевидно, со слов самого М.С. Шостака. Вот как вкратце описывал Д.М. Васильев жизненный путь моего героя после ухода на фронт: «Ну, а дальше что? Западный фронт (белополяки). Инструктор Пинского военкомата, красноармеец 1-го Минского батальона, инструктор штаба 52-й стрелковой дивизии. В 1920 году отозван в Москву - зам. начальника административного управления полевого штаба Реввоенсовета республики, член центральной комиссии по сокращению Красной Армии. После демобилизации ряд лет совершенствовался и работал как пианист в Москве (работать пианистом в Москве он мог только в том случае, если происходил из обеспеченной, интеллигентной семьи и получил в юности, в том числе во Владимире, начальное музыкальное образование), затем заведовал музыкальной частью Ленинградского отделения Совкино, а с 1931 года на кинопроизводстве - директором картин <...>. Одно время был уполномоченным Министерства кинематографии в Монголии и награждён там за проделанную работу орденом Монгольской Народной Республики. За заслуги в деле развития советской кинематографии ему торжественно вручили орден „Знак Почёта", несколько медалей и грамоту ЦИК СССР».
Практически вся трудовая деятельность М.С. Шостака была связана со старейшей российской кинокомпанией, которая, начиная с 1934 г., с выхода на экраны страны фильма «Чапаев», носит название «Ленфильм».


М.С. Шостак. Фотография из музея киностудии «Ленфильм»

Именно в 1932-1933 гг., перед окончательным появлением названия и марки «Ленфильм», М.С. Шостак возглавлял ленинградскую киностудию.
В последующие годы его должность была скромнее, он являлся киноорганизатором, директором целого ряда кинокартин: «Великий перелом» (1945), «Дон Кихот» (1957), «Балтийская слава» (1957), «Повесть о молодожёнах» (1959), «Пиковая дама» (1960), «Три толстяка» (1966), «Король Лир» (1970). Это так, если следовать фильмографии М.С. Шостака, изложенной в интернет-энциклопедии «Википедия». Д.М. Васильев, по всей вероятности со слов самого М.С. Шостака, добавлял к перечисленным ещё три замечательных фильма, директором которых был М.С. Шостак - «Чапаев» (1934), «Выборгская сторона» (1938; третья серия популярной у многих поколений советских людей кинотрилогии о Максиме, рассказывающая о первых месяцах жизни в Петрограде после революции 1917) и «Гамлет» (1964).
Премьера фильма «Чапаев» прошла 5 ноября 1934 г. в ленинградском кинотеатре «Титан», и зрителей на утреннем сеансе было немного, поскольку монтаж фильма был закончен так быстро, что до премьеры не успели сделать рекламу, не подготовили афиши. Однако уже перед вечерним просмотром в кассы кинотеатра стояла очередь, а затем фильм вызвал настоящий ажиотаж: его вынуждены были показывать на протяжении нескольких недель во многих кинотеатрах Ленинграда одновременно, а в ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет.
Фильм «Чапаев» был высоко оценён не только на родине. На I Московском международном кинофестивале в 1935 г., жюри которого возглавлял Сергей Эйзенштейн, главный приз - Большой серебряный кубок - получила киностудия «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне». Национальный совет кинокритиков США в 1935 г. наградил «Чапаева» как «Лучший фильм на иностранном языке». В 1937 г. «Чапаев» взял Гран-при Парижской Всемирной выставки, в 1941 г. режиссёры и исполнитель главной роли были удостоены Сталинской премии I степени, в 1946 г. фильм награждён бронзовой медалью на кинофестивале в Венеции, а в 1961 г. - золотой медалью на третьем смотре фильмов в Италии, посвящённом «борьбе народов за свободу и независимость» в честь 100-летия объединения Италии. Фильм шёл в прокате в США (1935), Дании (1937), Польше (1945), ЧССР (1946), Германии (1946), Австрии (1946), Финляндии (1947), Италии (1961).
Если учесть, что упомянутый Д.М. Васильевым Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР, грамотой которого был награждён М.С. Шостак, являлся высшим органом государственной власти СССР в 1922-1938 гг., то скорее всего грамоту Михаил Соломонович получил именно за работу над фильмом «Чапаев».
Д.М. Васильев свой рассказ о М.С. Шостаке начинал воспоминаниями об этом фильме: «Уходят годы, десятилетия, а слава легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева не меркнет, и не сходит с экрана замечательный фильм "Чапаев". За руководство производством этого фильма Михаил Соломонович Шостак награждён именным оружием».
Итак, тот факт, что М.С. Шостак с 1935 г. не занимал пост директора киностудии в целом, вовсе не умаляло его роль в создании кинофильмов. Директор картины - это, что нам сейчас ближе и понятнее, продюсер в кинематографе, то есть доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный (совместно с режиссёром) и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма, а также принимающее активное участие в подборе актёров и технического персонала. Эта многогранная и сложная работа не видна зрителям, но также лежит в основе создания фильма.
Другими словами, без активной, весьма хлопотной деятельности М.С. Шостака перечисленные выше фильмы могли не выйти на киноэкраны страны.
Киностудия «Ленфильм» продолжала работать и в годы Великой Отечественной войны. Летом 1941 г. она выпускала боевые киносборники. Первой реакцией ленфильмовцев на войну был выпуск короткометражных фильмов «Подруги, на фронт!» (вып. 14-то июля 1941 г., реж. В. Эйсымонт) и «Чапаев с нами» (вып. 31-го июля 1941), в которых действовали герои полюбившихся зрителям ленфильмовских «Фронтовых подруг» (1941, реж. В. Эйсымонт) и «Чапаева». Были выпущены боевой киносборник (БКС) № 1 «Победа за нами» (вып. 2-го августа 1941), БКС № 2 «Победа за нами» (вып. 11-го авг. 1941).
27 августа 1941 г. было принято решение об эвакуации киностудии в Алма-Ату. Выбор города был определён в том числе и тем, что «Ленфильм» в течение многих лет сотрудничал с казахстанскими кинематографистами: первый художественный фильм на казахстанском материале был снят по роману Дмитрия Фурманова «Мятеж» ещё в 1928 г., а 10 лет спустя на «Ленфильме» сняли первый казахстанский художественный фильм «Амангельды».
15 ноября 1941 г. основные работники киностудии были эвакуированы в Казахстан, где вместе с коллегами из «Мосфильма» вошли в состав Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). Несмотря на объединение, фильмы под маркой «Ленфильм» выходить продолжали, его операторы вели документальные съёмки на фронтах и в осаждённом Ленинграде.
ЦОКС работала в Алма-Ате до 1944 г., выпустила за годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов, в частности такие известные, как «Воздушный извозчик», «Актриса», «Небесный тихоход». После возвращения «Мосфильма» и «Ленфильма» в родные города в 1945 г. Алма-Атинская киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов начала работать самостоятельно.
О том, как разворачивалось кинодело в трагическом 1941 г. на новом месте, можно судить по приказам председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. Вот, например, приказ от 5 октября 1941 г. № 490 «Об организации Алма-Атинской киностудии художественных фильмов». В нём говорится: «На базе помещений, предоставленных Алма-Атинской киностудией художественных фильмов постановлением СНК Казахской ССР от 12 сентября 1941 г. № 762, временно разместить киностудию „Ленфильм", а также съёмочные группы других киностудий, направленных Комитетом по делам кинематографии на работу в город Алма-Ата, впредь до полного развёртывания производства киностудии „Ленфильм". Возложить на художественного руководителя киностудии „Ленфильм" художественное руководство Алма-Атинской киностудией. Директору киностудии „Ленфильм" обеспечить на своей технической базе производство кинокартин Алма-Атинской киностудии. Управлению капитального строительства Комитета и финансовому отделу Комитета выделить немедленно в распоряжение директора киностудии „Ленфильм" 500.000 рублей на IV квартал 1941 года для финансирования расходов, связанных с приспособлением к производственным нуждам помещений, предоставленных для киностудии СНК Казахской ССР, а также расходов, связанных с передачей кинотеатра „Алатау" Временно исполняющему обязанности директора киностудии „Ленфильм" тов. Шостаку М.С. и исполняющему обязанности директора Алма-Атинской киностудии тов. Толыбекову немедленно приступить к производству всех строительных и монтажных работ с целью быстрейшего приспособления предоставленных СНК Казахской ССР помещений под киностудии».
Из документа видно, какую роль на студии играл М.С. Шостак в это крайне трудное время и какие важные и сверхсложные обязанности на него возлагались. Надо помнить о том, что в период Великой Отечественной войны срыв сроков развёртывания любого производства в том месте, куда оно было эвакуировано, карался «по законам военного времени» крайне жёстко.
Первый послевоенный фильм киностудии «Великий перелом» (первоначальное название «Генерал армии») был закончен производством в 1945 г. и запущен в показ 29 января 1946 г. Фильм рассказывал о судьбах тех, кто командовал войсками в 1942 г. во время Сталинградской битвы, действительно ставшей переломом в ходе Великой Отечественной войны, правда, в диалогах фильма слово «Сталинград» не произносилось. Фильм воспевал мудрость Верховного командования, сосредоточившего резерв для решительного удара, смелость и мужество командиров всех уровней, получивших безоговорочный и, казалось, невыполнимый приказ - защищать город.
Жюри Первого международного кинофестиваля в Каннах в 1946 г. высоко оценило работу ленинградских кинематографистов: фильм получил Гран-при кинофестиваля, а также стал его лауреатом в номинациях «Лучший сценарий» и «СССР».
А вот как отзывались о работе своих коллег, в том числе директора фильма М.С. Шостака, сами работники киностудии, что зафиксировано в стенограмме обсуждения художественным советом «Ленфильма» картины «Генерал армии» («Великий перелом»), состоявшегося 24 ноября 1945 г.: «Это очень большая, абсолютно честная и принципиальная работа. Здесь нет ни штукарства, ни стремления сделать что-то поэффектнее. С огромной глубиной авторы картины вникают в материал, в материал страшно трудный, не имеющий за собой никакой литературной традиции <...> С моей точки зрения, эта картина - гигантский труд, который увенчался полным успехом»; «Эта картина доказывает, что „Ленфильм" имеет определённое творческое лицо <...> Эта картина - настоящая большая работа, и я поздравляю весь коллектив и студию»; «Я без прикрас говорю, что если бы Борис Фёдорович Чирсков был бы только автором, который написал сценарий и ушёл от картины, картина была бы намного хуже. Если бы не было оператора, художника, звукооператора, директора <...>, не было бы такой картины».
Если внимательно вслушаться в то, что отмечали коллеги М.С. Шостака, то становится понятно, какая огромная работа была проделана всеми создателями фильма и, разумеется, его директором: возвращение в Ленинград из эвакуации в буквальном смысле слова «на пепелище», развёртывание вновь процесса создания фильмов, подбор актёров, помещений, реквизита, организация съёмочного процесса - и всё это в условиях разрухи, отсутствия продуктов, одежды, очевидно, жилплощади, уничтоженной постоянными бомбёжками Ленинграда фашистской авиацией, в городе, в котором ещё недавно умерло по разным данным от 600000 до полутора миллионов человек, среди которых, безусловно, были родные, близкие, знакомые, сослуживцы ленфильмовцев.
За свою историю киностудия «Ленфильм» сняла 1500 игровых полнометражных фильмов, среди которых есть известные всей стране и многим поколениями зрителей - от «Чапаева» до «Свадьбы в Малиновке», «Влюблён по собственному желанию» и «Особенностей национальной охоты», знаменитые экранизации, в частности «Гамлет» и «Король Лир». В съёмках двух последних экранизаций участвовал и М.С. Шостак. Д.М. Васильев свидетельствовал: последнее письмо к нему Шостака (получено 13.11.1968) было написано «на бланке киностудии „Ленфильм" - картина „Король Лир". В нём Шостак, в частности, писал: «В остальном - без перемен, пока сил хватит - тружусь, как видишь, „с повышением" - от принца Гамлета к „Королю Лиру"».
В течение многолетней кинематографической жизни М.С. Шостаку пришлось сотрудничать на съёмочной площадке со многими режиссёрами, сценаристами, композиторами, актёрами. Музыку к фильму «Выборгская сторона» писал сам Дмитрий Шостакович. Режиссёрами фильмов, директором которых являлся М.С. Шостак, были известные стране по этим и другим кинокартинам: братья Васильевы (творческий псевдоним советских кинорежиссёров и сценаристов, однофамильцев - Георгия и Сергея Васильевых) («Чапаев»), Г.М. Козинцев («Выборгская сторона», «Дон Кихот», «Гамлет»), Л.З. Трауберг («Выборгская сторона»), Б.Ф. Чирсков («Великий перелом»), В. А. Чеботарёв («Дон Кихот»), Ян Фрид (Яков Борухович Фридланд; «Балтийская слава»), С.И. Сиделёв («Повесть о молодожёнах»), Р.И. Тихомиров («Пиковая дама»), А.В. Баталов («Три толстяка»), И.С. Шапиро («Три толстяка», «Король Лир»). М.С. Шостаку в разное время довелось участвовать в организации съёмочного процесса и в отборе на роли таких известных актёров театра и кино, как Борис Бабочкин, Борис Чирков, Марк Бернес, Михаил Жаров, Максим Штраух, Михаил Державин-старший, Сергей Карнович-Валуа, Николай Черкасов, Серафима Бирман, Георгий Вицин, Бруно Фрейндлих, Лидия Вертинская, Галина Волчек, Вера Пашенная, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Алиса Фрейндлих, Олег Стриженов, Алексей Баталов, Рина Зелёная, Евгений Моргунов, Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская, Игорь Дмитриев, Юри Ярвет, Олег Даль, Донатас Банионис, Алексей Петренко, Юозас Будрайтис. Разумеется, это далеко не полный перечень тех, с кем приходилось сотрудничать на съёмочной площадке М. С. Шостаку.
Конечно же, интересно было бы услышать отзыв кого-либо из тех, кто видел М.С. Шостака в работе непосредственно во время съёмок кинофильма. И нам повезло. Такой отзыв оставил режиссёр Борис Моисеевич Фрумин, который дебютировал на «Ленфильме» в 1975 г., а сейчас является профессором киношколы Нью-Йоркского университета. Отвечая на вопросы интервьюера, Б.М. Фрумин говорил о своём поступлении во ВГИК в мастерскую С.А. Герасимова, о том, чему учил его мастер, как важна была для него практика у Г.М. Козинцева на съёмках фильма «Король Лир» (Г.М. Козинцев был сценаристом и постановщиком фильма). Считаю, что рассказ Б.М. Фрумина об участии в съёмках указанного кинофильма стоит привести полностью, поскольку он работал под руководством М.С. Шостака и хорошо запомнил директора киноленты: «Во ВГИКе дали список фильмов, запускающихся в производство. И можно было выбрать, куда хочешь поехать на практику. Были две интересные картины: „Ватерлоо" Бондарчука и „Король Лир" Козинцева. Мне было интереснее поехать в Ленинград к Козинцеву. В первом разговоре директор картины Михаил Соломонович Шостак сказал: «Молодой человек, у нас есть ассистент, который очень быстро бегает по площадке. Если будете бегать быстрее, будете работать хорошо. Мы вас зачисляем в окружение Короля Лира, с тем чтобы платить вам сто рублей в месяц». Так началась практика. Козинцев, Грицюс, Еней (Йонас Грицюс - главный оператор, Евгений Еней - художник-постановщик)... Замечательная группа актёров... День за днём площадка. Спустя некоторое время случился инфаркт у Иосифа Соломоновича Шапиро, второго режиссёра. И тогда директор Шостак сказал мне: „Борис, вы знаете наполеоновское выражение: "В ранце каждого солдата лежит маршальский жезл"? Мы вас назначаем вторым режиссёром картины". Это была очень хорошая практика: до тысячи человек массовка, собаки, лошади, ястребы, факелы, средневековое оружие - стреляющие арбалеты. Нарва, Усть-Нарва, сотый километр, все алкоголики, высланные из Ленинграда, у нас в качестве рыцарей Короля Лира».
1968-й, год последнего письма М.С. Шостака Д.М. Васильеву, был юбилейным в истории комсомола. Естественно, все ветераны комсомола в той или иной степени были вовлечены в праздничные события. Прочитав рассказ о мероприятиях, в которых участвовал Васильев, Михаил Соломонович писал: «Дорогой друг! Спасибо за память. На торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ, наверное, было очень интересно и почётно. Любопытно, что юбиляры-то - владимирцы! (Я других, живых делегатов I съезда - не знаю). У меня всё это было скромнее. Но должен сказать, что, когда по поручению райкома комсомола вручал на юбилейном вечере билет комсомольцу, - очень волновался». Д.М. Васильев свидетельствовал: «Накануне 50-летия Ленинского комсомола он [Шостак] собирался побывать в Москве и, собравшись „владимирской колонией", отчитаться и освежить дорогие воспоминания. Горел желанием „заскочить на денёк-другой" и во Владимир, где началась его комсомольская юность. Не пришлось».
Приводя в статье текст последнего письма М.С. Шостака, Д.М. Васильев писал: «На этом оборвалась наша переписка. Недавно мой старый товарищ и друг по комсомолии Михаил Николаевич Цветаев - тоже владимирец (брат упоминавшегося Николая Николаевича), сообщил мне из Ленинграда нерадостную весть: 9 сентября (1969) скоропостижно умер Шостак Михаил Соломонович, ветеран владимирской комсомолии, мужественный боец за Советскую власть».
История Владимирского союза Молодежных организаций
Безыменский Александр Ильич (1898—1973) — русский советский поэт и журналист.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (18.10.2020)
Просмотров: 843 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru