Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
22:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Слово Епископа Феогноста к воспитанникам Семинарии в 1879 г.

Слово к воспитанникам Семинарии, сказанное в церкви при Владимирской Духовной Семинарии Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским

«Блюдите, како опасно ходите» (Еф. V, 15).

В первый раз приступая к беседе с вами, возлюбленные чада мои о Господе, в храме Божием, полагаю в основание моей беседы с вами воззвание Св. Апостола Павла к христианам: «блюдите, како опасно ходите».
Смотрите, будьте внимательны и осторожны. Ныне — время не безопасное. Дух нашего времени не благоприятен для веры и благочестия. В нем замечается стремление поколебать, основанные на слове Божием и учении св. церкви, религиозные убеждения, и вековые здравые понятия о церкви и ее правилах и уставах, о предержащей власти, об основных условиях жизни общественной и семейной.
Наш век — это век замечательных успехов просвещения, весьма важных открытий и усовершенствований, в месте и век вольномыслия. Гордясь успехами своих рассуждений и соображений и своими обширными познаниями природы и ее сил, ум человеческий ныне во многих личностях забывает пределы, далее которых ему нельзя идти, не обращает внимания на свою ограниченность слабость и повреждение, не хочет пленять себя в послушание веры, пренебрегает словом Божиим и учением св. церкви, полагается только на свои начала, убеждения и соображения, только по ним судит о всем, и в частности об истинах веры и благочестия. Но может ли ум человеческий, слабый и ограниченный, — быть судией истин веры и благочестия, — этих произведений ума Божия, ума высочайшего, неограниченного, и может ли быти верным и непогрешимым судиею их? Особенно может ли он судить об истинах веры, превышающих его разумение и непостижимых для него? А подобных истин между истинами веры весьма много. Вот почему нередко и бывает так, что, как только ум человеческий начинает по своим началам, убеждениям и соображениям легкомысленно и произвольно рассуждать об истинах правилах веры, он тотчас или искажает их, или совсем отвергает. Переходя с своими началами и соображениями от истин веры к здравым, основанным на слове Божием, понятиям о церкви и ее уставах, о пре Держащей власти, об основных условиях общественной и семейной жизни, ум человеческий нередко и об них рассуждает по-своему и их извращает. Вообще, кажется, нет вводной истины, — самой дорогой и священной для нас, которой бы ныне не коснулось вольномыслие, которой бы оно не извратило.
Воображая себя призванными к просвещению народа и преобразованию его миросозерцания и быта, современные вольнодумцы и их последователи ныне отнюдь не скрывают своих убеждений, а напротив всеми способами, — и устно, и письменно и печатно, — оглашают и распространяют их. И, чтобы легче увлечь за собою кого-либо из народа, они стараются прикрывать яд своих учений мнимою новостью и кажущеюся свежестью их, разными правдоподобными соображениями, начинают и заключают их то преувеличенным, то измышленным описанием разных недостатков современной жизни, бедствий и страданий народа, обещанием всем ничем не стесняемой свободы, спокойствия, довольства, всевозможных благ житейских. Особенно же суемудрые и лжеименные просветители народа стараются рассеевать семена своих учений в среде юношей и вообще молодых людей, правильно рассчитывая, что юноши, как только развивающиеся, но еще не зрелые умом, еще не искушенные опытами жизни, еще не успевшие приобрести крепких убеждений и твердого характера, и как вообще по живости своих чувств способные увлекаться, скорее могут принять и усвоить их учения. Но горе тем, которые увлекаются учениями современных вольнодумцев. Увлекаться этими превратили и учениями значит прерывать единение с церковью Христовою и учением, содержимым ею, и становиться на сторону противников ее, значит уклоняться от того света веры, которым Спаситель, Восстановитель и Обновитель человечества просвещает всякого человека, грядущего в мир и погружаться в мрак недоумений и гибельных заблуждений, значит с поприща истинной свободы, стремящейся к доброму и прекрасному и состоящей в разумном, охотном, происходящем от любви к Богу, исполнении святой и совершенной воли Его переходить на путь произвола в жизни, не управляемая ни совестью, ни законом Божиим и водящегося только самолюбием, похотями и страстями; значит терять страх Божий, который есть начало премудрости и предохраняет нас от всяких грехов, и приобретать бесстрашное поползновение на дела, противные закону Божию и человеческому; значит отказываться от благ общественной жизни, установленной на законных основаниях и подвергать себя всем опасностям темной, чуждой всякого законного порядка, жизни.
«Блюдите же, како опасно ходите», — будьте внимательны и осторожны, чтобы не увлечься какими-либо превратными и зловредными учениями. Для этого всегда неуклонно руководствуйтесь словом Божиим, в котором заключаются «глаголы живота вечнаго», в котором все — «ей и амин», и учением св. церкви, которая самим Духом Святым наставляется на всякую истину. В слове Божием и учении св. церкви, конечно, нельзя найти ответов на все запросы ума человеческого, которые особенно ныне так многочисленны. Тем не менее учение слова Божия и св. церкви дает нам главные и основные начала для правильного разрешения вопросов, касающихся Бога, мира, человека, обществ человеческих, семейств и проч. С доверием относитесь к руководствам и пособиям к изучении наук, указываемым и предлагаемым вам высшею церковною властью, с готовностью пользуйтесь ими и усердно изучайте их. С полным вниманием усвояйте учение, преподаваемое вам наставниками вашими, поставленными церковною властью. Располагая себя и поступая таким образом, вы будете стоять, так сказать, на крепкой скале, которой буря вольномыслия, свирепствующая ныне, никогда не сокрушит; как-бы велико и сильно ни было вольномыслие, оно не в состоянии будет поколебать ваших убеждений, крепко основанных на слове Божием и учении св. церкви, разумно и основательно усвоенных вами из учения, преподаваемого вам в воспитывающем вас заведении.
Особенно же всеми мерами храните себя от стремлений к гибельному произволу в жизни, от похотей, страстей и вообще порочных наклонностей. Вольномыслие обыкновенно рассчитывает на эти человеческие недуги, оно потворствует стремлению к произволу в жизни, угождает самолюбью, похотям и страстям людей, обещая caмую обильную пищу им. От этого люди, жаждущие произвола в жизни, преданные похотям и страстям и вообще потерявшие чистоту души, скоро увлекаются вольномыслием. Но крепкие по нравственности, не раболебствующие похотям и страстям и чистые душою не могут сочувствовать учениям вольнодумцев, всегда более или менее возмущающих доброе нравственное чувство.
Храня себя от похотей, страстей и порочных наклонностей, старайтесь, чтобы сердце ваше пламенело любовью к Господу, утверждайте и питайте в себе это святое чувство, служащее началом и основанием всего доброго, памятованием о Господе, размышлением о Его совершенствах, молитвенным собеседованием с Ним, благоговейным и разумным учением и изучением слова Божия. Равным образом старайтесь воспринимать истины веры и правила благочестия не только умом, но и сердцем, возбуждайте в себе искреннее сочувствие к истинам веры и правилам благочестия размышлением об их спасительности и необходимости для вас и возчуствованием их благодатной силы. Сердце, пламенеющее любовью к Богу и питающее искреннее сочувствие к истинам и правилам веры, невольно отвращается от мнений и стремлений вольнодумцев, и никогда не увлечется ими.
Возлюбленные питомцы священного Вертограда наук! Вы в громадном большинстве происходите от служителей веры и церкви. Вы воспитываетесь здесь под особенным руководством и попечением власти церковной, воспитываетесь на средства, частью изыскиваемые церковью, частью испрошенные ею от щедрот Благочестивейшего Государя нашего. Вы постоянно просвещаетесь здесь светом слова Божия и учения св. церкви. Существенный предает знаний, преподаваемых вам, составляют истины веры и правила благочестия. Главное ваше назначение — быть проповедниками слова Божия, учителями веры и благочестия и служителями св. церкви, хотя тем, которые по окончании учения, не почувствуют в себе призвания к служению в сане священно-служителей, и не препятствуется избирать другое поприще жизни. «Молю убо вас достойно ходити звания, в неже звани бысте (Ефес, IV, 1).
За все попечения о вашем воспитании и просвещении св. церковь ожидает от вас одного, — чтобы вы были верными и преданными чадами ее, и, если Господь благословит, усердными служителями ее, не посрамите же чаяний и надежд св. церкви. Неуклонно держитесь и в мыслях, и в словах и делах православного разумения истин веры и правил благочестия. Будьте всегда верны учению слова Божия и св. церкви. «Блюдитеся, да никто же вас будет прельщая философиею и тщетною лестью, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе» (Кол. II, 8). «Да не бываете ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения (Еф. IV, 14). Аминь.

«Владимирские Епархиальные Ведомости» Часть Неофициальная № 23 (1 декабяр 1879 года).
Феогност, архиепископ Владимирский
Владимирская духовная семинария
Владимиро-Суздальская епархия

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (24.12.2016)
Просмотров: 1129 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru