Безусловная любовь приходит сама собой. Почему же мы так редко испытываем безусловную любовь?
Сначала мы составляли с Богом единое целое и соучаствовали во всемогуществе Его Любви. Для нас не было ничего невозможного. Но потом мы стали задаваться вопросом: а что произойдёт, если мы начнём творить отдельно от Бога? Поскольку мы никогда не делали этого прежде, то были не очень-то уверены в себе. Появились сомнения, и мы стали беспокоиться: а вдруг что-нибудь пойдёт не так? Эти сомнения были всего лишь беспокойством разобщенности, но они породили множество других пугающих мыслей, в том числе и такую: если я всё испорчу, Бог может разозлиться на меня и лишить своей любви. И эта мысль стала решающей. От такой мысли было недалеко до появления чувства вины и оторванности от любящего присутствия Бога. Хотя эта отчуждённость была искусственной и придуманной, но нам она казалась настоящей. Мы поверили в это. Итак, всё созданное нами впоследствии явилось результатом убеждения: «Я не заслуживаю Его любви». И вот, в нашем сознании укрепилась мысль, что мы «отпали от благодати». От соучастия во всемогущей силе Божественной любви мы дошли до того, что стали бояться этой любви. Можно сказать и по-другому: мы устрашились собственной созидательной силы и упрятали её с глаз долой. Мы перестали быть творцами и превратились в жертву. Перестали быть причиной и превратились в следствие. Иначе говоря, мы вывернули реальность наизнанку. Мы сделали любовь пугающей. Чувствуя себя отделенным, трудно вспомнить, как всё было до отделения. Но именно перед этой специфической дилеммой мы, по всей видимости, стоим. Чтобы найти путь назад к Богу, нужно возвратиться по пройденному пути и понять, что «отчуждение» было нашим выбором, а не Его. Мы спрашивали: что, если я злоупотребил этой силой? И, тем не менее, продолжали создавать мир, в котором наша сила стала пугающей. Мы не остановились, чтобы дождаться Божьего ответа на наши сомнения и страхи. Если бы мы прислушались к Его ответу, то услышали бы что-нибудь вроде: «Ты любим без всяких условий. Я никогда не лишу тебя любви. Помня об этом, ты можешь действовать только так, как велит тебе любовь». Стоило прислушаться к ответу Бога - и нашей иллюзии отчуждения пришёл бы конец. Ведь ответ Бога сразу же опровергает наше предположение, будто мы нелюбимы. Это предположение - идея, лежащая в основе всех неврозов. Все представления о том, что мы являемся жертвой, начинаются именно с этой идеи. У нас не может возникнуть «плохих» мыслей, мы не можем совершать «плохих» поступков, если мы не уверовали, что «недостойны любви». Все невзгоды начинаются с одного этого допущения. Тот же вопрос задавали Адам и Ева: «А что, если? Что, если я съем яблоко и стану таким же могущественным, как Бог?» Они тоже дали свой испуганный ответ, устыдились и спрятались от Бога. Сейчас тот же вопрос задаёт большинство из нас. Мы по-прежнему жуём то же яблоко. Мы тоже играем в прятки с Богом. Собственно говоря, именно из-за того, что мы всё время задаём себе этот вопрос и отвечаем на него, мы и остаёмся жертвой. В нашем придуманном мире мы являемся либо жертвами, либо палачами. Играя эти роли, мы замечаем, что разница между ними не столь уж велика. Жертва нуждается в палаче и наоборот. О зле не приходится говорить до тех пор, пока человек не начинает сомневаться в том, что он достоин дарить и получать любовь. А наш образ бытия именно таков. Мы сомневаемся в том, что любимы. И теперь мы стоим перед выбором - единственным выбором, который нам необходимо сделать: будем ли мы сами отвечать на вопрос «любим ли я?» или намерены ждать, пока на него ответит Бог? Всё просто. Позволим ли мы Богу исправить нашу ложную посылку или же хотим признать её истинной и строить свою жизнь на этом основании? Никогда не поздно перестать жевать яблоко. Никогда не поздно осознать, что наш ответ на собственный испуганный вопрос неудовлетворителен. Никогда не поздно обратиться к Богу и сказать: «Боже, мой ответ наполнил мой разум страхом. Мой ответ принёс мне только боль и страдания. Должно быть, это неправильный ответ. Помоги мне, пожалуйста, найти другой». Видите ли, наша духовная жизнь на земле не начнётся, пока мы все не зададим этот вопрос. Неважно, какую религию мы исповедуем. Не имеет значения и наше общественное или материальное положение. В жизни каждого человека наступает момент, когда он готов подвергнуть сомнению собственные ошибочные убеждения и посылки. И это - начало нашего исцеления и восстановления нашей силы и назначения.
Сомнение в собственных сомнениях, отрицание собственной ущербности являются поворотным пунктом, концом погружения в материю и началом восхождения на небеса. Это обновление нашего союза с Богом.
Мы не можем стать «Божьим соратником», пока видим в себе или в любом другом человеке беспомощную жертву. Новый Мир требует осознания Царства Божия в собственном сердце. Это то же самое, что отказаться от представления, будто Бог отделён от нас. Отказаться от представления, что мы нелюбимы или нелюбим наш ближний. Отказаться от идеи зла, как от порождённой страхом. Отказаться от представления, будто сила Бога может быть употреблена во зло.
Новый Мир - это принятие ответа Бога на вопрос «что, если... ?» Это начало твоего личного спасения и начало принятия человечеством Царства Божия на земле. Когда-то, давным-давно, мы отказались от созидательного союза с Богом. Сейчас мы готовы восстановить его. Когда-то, давным-давно, мы увлеклись идеей, будто недостойны любви в глазах Бога. А сейчас восстанавливаем свой вечный союз любви с Ним. Когда мы снова впустим Бога в свою жизнь, изменится всё наше восприятие мира и всех живущих в нём.
Когда сон о несчастье подвергается сомнению и отвергается, он заканчивается. Сомневаясь в том, что мы несчастливы, мы пробуждаемся к безусловной любви, которая обитает в нашем сердце. Если же мы не сомневаемся в том, что несчастливы, то усугубляем это переживание до такой степени, что можем пасть на самое дно. Ведь пока мы не достигнем дна, нас вполне удовлетворяют собственные ответы.
Никто не может заставить другого проснуться. Человек начинает чувствовать, насколько бесполезно давать и получать обусловленную любовь, лишь, когда он готов к этому. Каждый человек цепляется за отчуждённость и контроль, пока боль от них не становится непереносимой. Болевой порог у каждого свой, но, в конце концов, его переступают все.
Друзья, не поучайте других, а только проявляйте к ним любовь. Те, кто готов её получить, последуют за вами и попросят вас о помощи. Те, кто не готов, будут продолжать своё странствие по жизни, не пересекаясь с вами. Служитель «служит» тем, кто в этом нуждается. Молча или словесно, он дарует любовь всем, кто об этом просит. Он не запугивает неверующих речами или учениями, которые сулят спасение в будущем. Для тех, кто жаждет спасения, оно уже здесь. Не судите других, ибо не вам их судить. Те, кто позже пришёл в лоно Божественной Любви, достойны её не меньше, чем те, кто пришёл раньше. Не Бог возвышает нас. Мы самм возвышаем себя по мере того, как совершенствуется наш Эго-разму. Признать своё всемогущество невозможно без примирения с Богом. Ведь вся сила исходит от Него. Мы сопричастны ей, как равные, но никогда не сможем проявить эту силу без Него.
Даже, будучи погружены в сон «что, если... ?», мы никогда не могли полностью отделить себя от Его любви. В том сне мы переступили болевой порог и решили повернуть обратно. Силу Божьей любви нельзя употребить во зло. Её можно отвергать, отрицать, скрывать. Но любой отказ, отрицание и скрытое чувство вины имеют пределы. Истину можно исказить, но никогда нельзя полностью уничтожить или отвергнуть.
Единственный, с кем вы ведёте спор в созданной нами драме, это ваш Эго-разум. Может показаться, что вы ведёте спор с окружающими вас людьми, но это не так. Древо познания добра и зла растёт в вашем сознании. И вопросы неравенства и несправедливости вы решаете в своей собственной голове. Придёт время, когда ваш ответ совпадёт с ответом Бога. И тогда древо познания добра и зла превратится в древо ЛЮБВИ, Единое и неделимое. У Любви больше не будет противоположности, и она начнёт свободно распространяться во всех направлениях.
Если вас когда-либо волновал вопрос о вашем предназначении на земле, то вы вспомните, что ваше назначение состоит только в том, чтобы отзываться на просьбу о любви, когда бы вы её ни услышали. Это нетрудно сделать, если у вас открыто Сердце. Для этого не нужны никакие особые умения и таланты. В любви все «как» и «почему» решаются сами собой, когда вы войдёте в открывающуюся перед вами дверь. Некоторые, как может показаться, легко пройдут сквозь врата, однако они неожиданно поворачивают вспять. Другие, как нам кажется, и близко к ним не подойдут, а они вдруг переступают порог с такой легкостью, какой мы от них никогда не ожидали. Пусть это вас не беспокоит. Не наше дело, кто приходит и кто уходит. Завет заключается в сердце каждого, и только Бог знает, кто готов, а кто нет. Предоставим разбираться Ему.
Тот, кто любит без всяких условий, никогда не бывает озабочен результатом. Жизнь течёт гораздо спокойнее, когда мы исполняем Его волю. И как только мы доверяемся Ему, наши сердца переполняются любовью и признательностью. Именно так мы и осознаём, что поток любви неисчерпаем. У него нет ни начала, ни конца. Когда в наших сердцах утверждается Царство Божие, все земные ограничения исчезают в бескрайней Небесной любви.
Мы постоянно переоцениваем роль ближнего в нашей жизни. С одной стороны, мы готовы обвинить его во всех своих проблемах и распять. Но с другой стороны, мы охотно возводим его на пьедестал и поклоняемся ему…
И, в то же время, нам очень трудно относиться к своему ближнему как к равному. Призывая любить ближнего, как самого себя, Иисус дал очень простое правило поведения. Увы, если мы не любим себя, то вряд ли нам удастся полюбить ближнего.
Любовь к себе и любовь к ближнему идут рука об руку. Мы не можем любить ближнего и ненавидеть себя - или любить себя и ненавидеть его. Чувства к ближнему - просто отражение наших чувств к себе. Как таковые, взаимоотношения с ближним помогают увидеть то, что нам нужно простить себя. Прощая же ближнему его прегрешения против себя, мы помогаем ему только в том случае, если это даёт ему возможность простить нас. Точно так же прощение наших прегрешений по отношению к нему поможет только в том случае, если это даст и нам возможность простить себя.
Прощение со стороны других необходимо, только если мы в него верим. И если вы, как и большинство людей, действительно в него верите - просите прощения.
Обращаясь к другому человеку с просьбой простить, вы заявляете о готовности изменить собственное отношение к тому, что произошло. Это важный первый шаг в данном процессе. Не следует наделять ближнего «властью» прощать вас. Этим вы поместите силу прощения вне себя, где ей не место. Попросите у него прощения, но, если он откажет, не считайте, что прощения вам никогда не будет. На самом деле оно всегда с вами. Те, кто отказывают в прощении, отказывают в нём только себе.
Постарайтесь понять, что осуждая брата, вы осуждаете не его, а какую-то часть самого себя, которой стыдитесь. Вам не станет лучше от того, что вы подчеркнёте несовершенство ближнего, ибо это только усилит в вас ощущение собственной никчемности. Нападая на ближнего, нельзя добиться ни справедливости, ни спасения. Пожалуйста, поймите, что это так.
Каждый гвоздь, вбиваемый в руку ближнего, пригвождает к кресту тебя самого.
В отношении ближнего у нас есть простой выбор: признать его невиновным или же виновным. Такой выбор возникает снова и снова: каждый день, каждый час, каждое мгновение. Раз за разом мы мысленно либо заключаем ближнего в тюрьму, либо освобождаем его. И если мы принимаем решение осудить его, то выносим тот же приговор и себе.
Каждому даны средства обнаружить собственную невиновность. Просто отдайте своему ближнему должное и благословите его на путешествие, в которое он отправляется. Если он попросит о помощи, предоставьте её с радостью. Но не пытайтесь сделать для ближнего то, что он должен сделать для себя сам.
Чтобы преодолеть границы, нужно правильно их видеть. Не возлагайте на ближнего ответственность за собственные покой и счастье, а на себя - за его покой и счастье. Он здесь не для того, чтобы спасать вас, а вы - не для того, чтобы спасать его. С другой стороны, не таите на ближнего никаких обид. Обидиться - то же самое, что нападать на него и отдавать себя во власть страха и вины.
Не уклоняйтесь, когда ближний просит о помощи. Пусть он идёт с вами рука об руку, пока хочет. А когда он будет готов вас оставить, пожелайте ему доброго пути. Не удерживайте его против воли и не давайте ему почувствовать, что он чем-то вам обязан.
Свобода ближнего - не что иное, как символ вашей собственной свободы. Потому благосклонно позволяйте ему приходить и уходить. Приветствуйте его, когда он приходит, и желайте счастливого пути, когда уходит. Большего вы сделать не можете. Но и этого вполне достаточно.
Заботьтесь о каждом страннике на этом пути, и вы увидите мир, в который вернулась вера и где правит милосердие.
Люби ближнего, как самого себя. Относись к нему как к себе. Ничем не жертвуй ради него и не требуй для себя жертв от него, но помогай ему, когда можешь, и с благодарностью принимай помощь, когда нуждаешься.
Такой простой и достойный обмен есть выражение любви и признания. Он демонстрирует взаимное доверие и взаимную заботу.
Большее было бы излишним. Меньшее - недостаточным.