Конечно, если ваши детки – близняшки или тройняшки, вы сможете придумывать для них гораздо более разнообразные игры, чем для одного ребенка. Кроме того, желательно (как и при любых детских играх), чтобы развлечения оказались еще и полезными. Например, известно, что у близнецов нередко замедлено развитие речи, так как они замыкаются на общении друг с другом (иногда выдумывая собственный «язык») и не стремятся осваивать речь окружающих людей.
Известно, что развитие речи стимулируют игры, которые улучшают моторику детских ручек. Это всевозможные «пальчиковые» игры, когда требуется по-разному двигать мелкие предметы. Можно изготовить игрушки, наполненные крупами, и т.п. Так, М. Кондакова (сайт 7я.ru) предлагает сделать игрушки из… обычных макарон – благо, сейчас их предостаточно самых различных форм и расцветок. Из ракушек, рожков, «ушек», вермишели можно выкладывать самые различные «картинки». А еще разнообразнее станет ваше «творчество» (и одновременно – ручная гимнастика), если добавить разноцветные макароны. Мама в это время может вернуться к своим делам на кухне, а малыши, занятые за соседним столом, будут вести себя смирно.
Играем вместе
У родителей подросших близнецов или тройняшек есть огромное преимущество перед теми, у кого чадо всего одно, - их дети могут играть друг с другом без участия взрослых. Безусловно, они беспрестанно практикуют подвижные забавы - прятки и жмурки, догонялки и щекоталки. Такие игры практически всегда требуют родительского присутствия и присмотра. А вот если вы увлечете детей интеллектуальными и развивающими играми, то они станут хорошей альтернативой подвижной возне и освободят вам немало времени на личные нужды.
Во-первых, позаботьтесь о том, чтобы в доме был достаточный запас настольных игр. Пусть это будут карты, шашки, паззлы, лото, нарды и различные ходилки-бродилки с кубиком и фишками. Во-вторых, обязательно поиграйте с детьми в эти игры, объясните правила и увлеките игрой.
Если ваши детки еще недостаточно взрослые для подобных интеллектуальных развлечений, научите их другим, более простым играм, знакомым нам всем с детства. Просто познакомьте их с нехитрыми правилами и позаботьтесь о том, чтобы у них было все необходимое для игр.
Собери зайку.
Для этой игры нарисуйте на листах цветного картона 6 силуэтов зайчиков (дракончиков, машинок и т.п.), вырежьте их и разрежьте на 4-6 частей. Сделайте кубик с гранями разного цвета (обклейте обычный кубик из строительного набора) и шесть небольших картонных карточек таких же цветов. Пусть малыши сами выберут, зайчиков какого цвета они будут собирать. В качестве напоминания каждый получает карточку этого цвета. Кубик выбрасывается по очереди. Если выпадает нужный цвет, участник берет себе кусочек "своего" зайца, если нет – пропускает ход. Выигрывает тот, кто быстрее сложит картинку своего цвета. Когда малыши будут легко справляться с игрой, предложите им собирать одновременно по два или даже по три зайца.
Силуэты.
Возьмите формочки для песка и печенья, геометрические фигурки от строительного набора, различные столовые приборы, детскую посуду и т.п. На большом листе ватманской бумаги ярким фломастером обведите все эти предметы, что бы получились их контуры. Сложите обведенные предметы в коробку. Все, подготовка закончена. Теперь пусть ваши детки вытаскивают из коробки по одной игрушке, находят нужный силуэт и кладут игрушку сверху. Чем больше всевозможных силуэтов вы нарисуете, тем интересней детям будет играть. Нехитрая, на первый взгляд, игра сослужит вам хорошую службу: она не только займет ваших детей, но также потренирует их наблюдательность, пространственное и образное мышление.
Порядок в доме.
Раскидайте по комнате штук 20 различных вещей (игрушки, книжки, одежду и т.д.). Из цветной бумаги сделайте карточки разного цвета. Два или больше стульев (по количеству игроков) нужно поставить посреди комнаты спинками друг к другу, к каждому стулу прикрепив карточку определенного цвета. Задача: каждый участник должен собрать как можно больше вещей на свой стул, с условием, что вещь будет такого цвета, как карточка на его стуле, либо иметь в своей окраске элементы этого цвета.
Собирать и носить на стул можно только по одной вещи. Кладя предмет на стул, обязательно нужно сказать: "Здесь твой дом, я твой хозяин". Побеждает тот, кто соберет больше вещей «своего» цвета.
Лучший шофер.
К нескольким машинкам привязываем длинные нитки, а на их концы карандаши. Игроки начинают наматывать нитки на карандаши. Побеждает тот, кто быстрее смотает всю нитку и возьмет в руки машинку. Можно также положить на пол бумажную полоску с надписью «финиш», чтобы было интересней. Тогда побеждает тот, чья машинка быстрее достигнет финиша.
А вот детям постарше, младшим школьникам, очень будут интересны игры на бумаге. Вспомните, с каким азартом мы сами играли в детстве в «виселицу» и морской бой! Научите им своих подросших деток, поверьте, им будет очень интересно в них играть друг с другом.
А вот еще несколько интересных «бумажных» игр:
Ладошки.
Возьмите два листа бумаги в клеточку и пусть дети на каждом из них обведут свою ладошку. Теперь на остальном свободном пространстве, хаотично расставляются точки с числами от 1 и до... До скольки будут числа, зависит от возраста и знаний ваших детей. Самым маленьким достаточно до 10, а "продвинутым" математикам можно и до 100.
Игроки меняются листками и тут начинается самое интересное. Первый игрок называет любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро ставит крестики в клеточках на «ладошке». Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Когда число найдено, оно зачеркивается и говорится «стоп». Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своей ладошки.
Ясно, что в этой игре зевать нельзя, но именно поэтому она кажется детям столь увлекательной.
Города.
Возьмите по листку бумаги, расчертите их вертикально на 6 или 8 колонок. Каждой колонке присваивается название: город, животное, имя, название фильма, еда и т.д. Категории выбирают сами дети, ориентируясь на свои интересы. Затем берется любая буква алфавита (кроме Ы, Й, Ъ, Ь естественно), и на неё придумываются слова. На каждую группу придумывается одно слово и записывается. Кто первый закончил, говорит: "стоп". Озвучивает свои слова - за каждое слово 10 очков. У остальных если слово повторяется 5 очков, другое слово - 10, нет слова -0. Игра заканчивается когда надоест, или когда кто-то доходит до какой-то конкретной суммы. Интересно также играть на щелбаны или на выполнение желания, когда проигравший выполняет несложный приказ выигравшего.
Игрушки для близнецов
В первые месяцы жизни новорожденные практически не нуждаются в игрушках. Любой предмет, находящийся в поле зрения малышей, вызывает у них живой интерес. Только-только научившись хватать, дети с радостью начинают использовать свое новое умение, и для этого им подойдет любой предмет, не имеющий острых концов и углов. В качестве погремушки сгодится связка ключей или нанизанные на проволочное кольцо разноцветные пуговицы. Отлично гремят также обыкновенные пластиковые банки, наполненные фасолью или горохом. Когда детки станут старше, они с удовольствием смогут играть разными мисками, поварешками, крышками от кастрюль и другими предметами домашнего обихода. Мотки ниток, разноцветные прищепки, мамины бигуди – все это чрезвычайно привлекательно для малышей, для игры сгодится все, если нет риска, что ребенок поранится или что-нибудь проглотит.
Но рано или поздно малышам этого становится мало, и приходится покупать им «настоящие» игрушки. Покупайте им взаимодополняющие вещи, - например, экскаватор и грузовую машину, танк и вертолет – если это мальчики, Барби и Кена – если девочки. Вероятность того, что оба ребенка одновременно захотят заняться одной и той же игрушкой весьма велика, но роль родителей как раз и заключается в том, чтобы показать своим деткам, как можно играть вместе. Дорогие родители, обязательно учите своих детей играть! Показывайте им, что можно делать с той или иной игрушкой, как их можно сочетать между собой, как ездит машина, как работает экскаватор. Не забывайте, что это для нас с вами вещи давно известные и привычные, для ребенка же это все внове. Самая замечательная и дорогая игрушка так и останется бесполезно лежать в углу, если вы просто вручите ее детям и скажете: «ну, теперь играйте!». Не забывайте, что игре тоже необходимо учиться, особенно если она совместная! Именно в процессе игры ребенок учится понимать такие важные и необходимые в последующей жизни вещи, как терпение и сочувствие, необходимость на время отказаться от желаемого предмета, учится планировать и согласовывать свои действия с другими.
Но кое-что у детей все же должно быть одинаковым. Это, например, наборы для игры в песочнице. Время прогулки всегда ограничено, и, естественно, маленький ребенок не может ждать, пока другой наиграется вдоволь и сможет передать ему ведерко, формочки и совочек. У каждого ребенка также должна быть и любимая мягкая игрушка, которую он мог бы считать только своей. Ну и наборы кубиков и конструкторы тоже лучше покупать каждому, потому что если купить один на двоих, им может не хватать каких-то нужных деталей и придется играть по очереди.
Советуем обратить внимание на то, что нецелесообразно держать в распоряжении детей одновременно все имеющиеся игрушки: их нужно периодически менять, чтобы они не надоедали и не утрачивали своей привлекательности для ребенка. Попробуйте убрать часть игрушек в коробку на некоторое время, а затем снова их оттуда извлечь. Поверьте, дети так основательно успеют о них забыть, что будут рады им так же, как только что купленным!
Кроме того, избыточное количество игрушек, постоянно находящееся в зоне видимости, отвлекает детей, мешает им сосредоточиться, препятствует выработке такого важного и необходимого умения, как концентрация на одном определенном занятии.
Чем старше будут становится дети, тем больше внимания родители должны будут обращать на их индивидуальные склонности и интересы, чтобы учитывать их при подборе занятий и игр. Может случиться так, что похожих с виду близнецов интересуют совершенно разные вещи, и игрушки у них должны быть соответственно разными, а вовсе не взаимодополняющими.
Одним из главных правил при выборе игрушек для близнецов является категорический запрет на громоздкие и тяжелые предметы. Не забывайте, что малыши склонны проверять на прочность всё, с чем они имеют дело, даже если это голова собственного братишки или сестренки. Маленькие дети делают это безо всякого злого умысла, просто они еще не в состоянии видеть в другом малыше человека, а воспринимают его как «предмет» в ряду других предметов.
Конечно, рано или поздно каждый малыш постигает опытным путем, что его брат или сестра тоже чувствует боль. Но родителям все же лучше смотреть на приобретаемые игрушки в первую очередь с точки зрения безопасности для двойняшек, а потом уж со всех остальных. Можно сказать, что пока близнецы маленькие, они постоянно живут в условиях повышенной опасности. Находясь на одном и том же уровне развития, они не могут еще предвидеть последствия своих действий и не могут действовать «осмотрительно». Они нередко ссорятся и устраивают потасовки, - задача родителей исключить участие в них тяжелых и опасных предметов. Постоянно будьте бдительны, и приглядывайте за игрой своих малышей, пока они не вырастут и не научатся заботиться друг о друге.
Играя, дети познают окружающий мир и себя в нем, реализуют огромные творческие возможности, заложенные в каждом ребенке, приобретают бесценный опыт общения и необходимые для жизни навыки. Хорошо, если они сами себе придумывают занятия и игры, хорошо, если им интересно друг с другом, но, реалии нашей жизни таковы, что наши дети растут и совершенно не умеют себя занять. Вездесущая индустрия развлечений приучает маленького человека к дармовому получению положительных эмоций также, как сладости приучают к получению пустых калорий.
Каждый маленький человек изначально талантлив по-своему. Он и мастер, и актер, и художник, и мыслитель. Посмотрите вокруг - все успешные взрослые люди, так или иначе, в глубине души остаются детьми, на всю жизнь сохраняя тягу к игре. Способность творить, пробовать, рисковать и радоваться победам – родом из детства, ее нужно должным образом поддерживать и пытаться сохранить в своих детях. Помогите им приобщиться к увлекательным играм, организуйте интересный и плодотворный совместный досуг. А предложенные ниже игры на свежем воздухе позволят занять детей во дворе и на улице, на прогулке и в походе.
В некоторые игры дети смогут играть самостоятельно, другие потребуют обязательного вашего участия или специального инвентаря. В любом случае, научив своих детей подвижным играм, и принимая в них участие, вы откроете много нового и в детях и в себе самих.
Ловушка. Между двумя деревьями укрепляют перекладину и подвешивают на веревке большой мешок, набитый соломой или сухими листьями. На земле, под мешком, устанавливают кегли, чурки или любые другие предметы. Каждый из участников, по очереди, должен оттолкнуть мешок и успеть схватить одну или несколько кеглей раньше, чем тот вернется обратно.
За каждую кеглю засчитывают по 1 очку. Выигрывает тот, кто за равное количество попыток соберет больше очков.
Достань камешек. Для игры необходимы крепкая веревка длиной 2-3 м и два небольших камешка. Соревнуются два игрока. Игроки берутся за концы веревки и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По сигналу каждый игрок старается перетянуть противника и достать свой камешек.
Шагомер. Во время прогулки предложите детям остановиться и на глаз определить, сколько метров (шагов) до вот того дерева, дома или во-он той машины. Примите ответы от каждого и назначьте приз тому, чей ответ будет ближе к результату. Затем, для проверки ответов, направляйтесь к дереву и считайте свои шаги.
В качестве приза может быть конфета или небольшая шоколадка.
Флажки. На небольшой поляне или участке парка (лучше выбрать участок, где много кустов, скамеек, деревьев) спрячьте несколько флажков в таких местах, где их трудно обнаружить, но особенно не маскируя. Дайте детям достаточно времени на поиски флажков, а затем подайте сигнал к окончанию. Побеждает в игре тот, у кого окажется больше собранных флажков.
Полная корзинка. Сначала, во время прогулки, предложите детям собрать как можно больше плодов, пусть один собирает каштаны, а другой желуди или шишки. На веревке длиной 1 м к ветке дерева подвесьте корзинку и раскачайте, а участники игры пусть забрасывают в корзинку с расстояния 3-4 м свои плоды. Бросать их можно до тех пор, пока корзинка не перестанет качаться. Побеждает тот, кто забросил больше, пока корзинка качалась.
Правила игр можно изменять и дополнять по своему желанию. Откройте удивительный мир подвижных игр вместе с детьми!
Мы гуляем и играем
Можно придумывать интересные рассказы о предметах, деревьях, кошках, птичках – обо всем, что попадается по пути, причем, лучше всего, если вы вам удастся сочинить веселые стишки. Эта забава отвлечет детей от «побегов», и они начнут сами искать предметы для стихотворения.
Для детей постарше сочиняйте четверостишия на тему дорожного движения – о встречающихся вам дорожных знаках, о светофоре, переходе…
Игра «Находки»: по дороге нужно найти и показать определенные предметы: березы, птичек, парк, качели… Чем старше дети, тем сложнее могут быть «находки»: геометрические фигуры (круг, линия…), даже «буквы» (или предметы, напоминающие их по форме, или начинающиеся с этой буквы, например: «с» - садик).
Изобретайте особые приемы, чтобы занять ребятишек во время поездки на автобусе, поезде и т.д. В это время удобны всевозможные игры с ладошками – от ладушек до «театра» ладоней (изображения с их помощью зверей и др.). А вот - «Кошкин дом». Сгибаете ладошку в виде крыши, под которую дети прячут пальцы. Читаете какую-нибудь считалку, а с последним словом «ловите» пальчики.
Глядя в окошко поезда, трамвая… открываете и закрываете глаза, рассказывая друг дружке, что увидели за окном сначала – и что потом.
В целом, с близнецами можно играть в любые детские игры, подходящие возрасту ребят. Поскольку близнецы и тройнята чаще отличаются сверхнепоседливостью, то приходится (как показано выше) выдумывать игры - «занималки» и «отвлекалки».
Также изобретайте игры, которые будут учить близнецов не отождествлять и не путать себя друг с другом. Например, можно собрать различные предметы одежды и предложить малышам надевать на себя по очереди какую-нибудь деталь, но не такую, какую выбрал только что брат (сестра). При этом пусть они озвучат свой выбор, называя друг друга по имени. Например: «У Саши красные носочки, а у Сережи – серые». «У Лены берет, а у Иры – шапочка». Можно создать различные подобные игры, в результате которых дети должны будут становитьсяв чем-то «разными». Только не переходите разумных границ – не противопоставляйте их друг другу, чтобы не возникла зависть или ревность, или желание всегда и во всем отличаться от брата (сестренки). Попробуйте описывать фотографии из альбома, пусть дети расскажут о себе и о брате (сестре). Расскажут и по отдельности: «Это я с мамой в зоопарке, я был там летом. А это Лена на даче, она любит цветы…», и вместе: «Это мы помогаем бабушке собирать яблоки».
Прогулки с близнецами
Если в первые месяцы после рождения детей сложность прогулок заключалась в основном в тяжести и неудобности большой коляски, с которой одной маме очень трудно управляться, то после полутора лет, когда дети уже научились хорошо ходить и бегать, неудобная коляска кажется просто цветочками. Но и здесь есть свои хитрости и маленькие секреты, которыми бывалые родители готовы поделиться.
Во-первых, если маме некому помочь, то прогулка с близнецами должна быть именно прогулкой, а не совмещенным походом в магазин или на базар. От подобных мероприятий откажитесь сразу, потому что ничего хорошего из этого обычно не получается. Кроме того, что дети будут рваться в разные стороны, а вы переживать и нервничать, лавируя между прохожими и транспортом, качественного шоппинга вам все равно не видать, потому что все ваше внимание будет занято исключительно детьми. А значит, выбираясь погулять, вы идете именно гулять!
Первое время малышам очень не нравится ходить за ручку, они то и дело норовят вырваться и припустить вперед бегом. Старайтесь на опасных участках пути (вблизи дорог, водных объектов, стройплощадок) держать своих близнецов за руки, заговаривая их стишками и прибаутками, или отвлекая их внимание на окружающие предметы. На безопасных участках – отпускайте их бежать впереди, время от времени не забывая задавать направление.
Для прогулок выбирайте скверы и безопасные площадки. В таких местах, как правило, собирается множество мам с детьми до трех лет. Кроме того, что у ваших деток теперь появится много новых товарищей для игр, мамочки с удовольствием приглядят за вторым близнецом, если вы отвлечетесь на первого.
Во-вторых, гулять с детьми лучше до еды, например, перед обедом или перед ужином. Еду нужно приготовить еще до прогулки, чтобы уставшие и надышавшиеся свежего воздуха близнецы не уснули, пока вы будете им готовить. После прогулки у детей обычно отменный аппетит, который и нужно удовлетворить немедленно. С собой тоже желательно всегда брать небольшой запас сладостей (конфет, печений, яблок) и бутылку с питьем. Очень часто, когда ребенок упал или его обидел кто-то из сверстников, горю отлично помогает обычная шоколадка, особенно врученная на глазах у обидчика. Старайтесь как можно меньше вмешиваться в происходящее между детьми на прогулке. Кроме того, что близнецам просто необходимо общение с другими детьми, также важно, чтобы они учились помогать друг другу, поддерживать, приглядывать друг за другом. Если один из близнецов попал в затруднительное положение, сначала попросите брата (или сестру) помочь ему, и лишь потом, если дети не справляются, подключайтесь сами. Привычка нести ответственность друг за друга очень пригодится вашим детям в будущем, да и вам заметно упростит жизнь.
В третьих, иногда все-таки позволяйте себе шоппинг. Но с собой берите только одного ребенка, второй же, пусть в это время побудет с бабушкой или мужем. Близнецам полезно непродолжительное время побыть врозь, да и личное общение с вами для них также крайне важно. Во время похода в магазин, на базар или просто на прогулку с одним из детей, поговорите о том, что волнует именно его, о его игрушках, его друзьях, расскажите, как любите его и похвалите за то, что у него получается лучше всего. В следующий раз на прогулку с вами пойдет второй близнец, чтобы никому не было обидно.
Возможно, первые прогулки с подросшими близнецами окажутся тяжеловаты и будут вызывать у вас легкую панику. Но со временем вы привыкнете, выработаете свой метод, свой маршрут и всё доведете до автоматизма. В любом случае, деткам необходим свежий воздух и гулять с ними придется. И на самом деле не так всё сложно – просто дело привычки!