Богатство - свободный человек должен быть свободным и в богатстве.
О БОГАТСТВЕ
Когда мне стукнуло восемь лет, бабушка подарила мне на елку красивую тетрадь в синем сафьянном переплете и сказала: "Вот тебе альбом, записывай в него все, что тебе покажется умным и хорошим; и пусть каждый из нас напишет тебе что-нибудь на память”... Вот было разочарование!.. Мне так хотелось оловянных солдатиков, они даже по ночам мне снились... И вдруг - альбом. Какая скукатища... Но дедушка взял мою сафьянную тетрадь и написал на первой странице:
" Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего ”...
Всю жизнь нам грозят лишения. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных "потерях”, "убытках”, унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом - подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, - есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. "Не хватает?” - "Пускай себе не хватает. Я обойдусь”... Нельзя терять священное и существенное в жизни: нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни - не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать...
Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.
Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план... Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны... Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников...
И во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение - не на том, чего не хватает, чего он "лишён”, но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив и заражён завистью и ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб; вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчуствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы новую дверь, ведущую в духовные просторы; или - вход в сокровенный Божий сад; или - колодезь, щедро льющий ему из глубины бытия родниковую воду. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание. Когда-то ученики спросили Антония Великого, как это он видит Господа Бога? Он ответил им приблизительно так: "Ранним утром, когда я выхожу из моей землянки в пустыню, я вижу, как солнце встаёт, слышу, как птички поют, тихий ветерок обдувает мне лицо - и сердца моё видит Господа и поёт от радости...”
Лишения призывают нас к сосредоточенному созерцанию мира, так, как если бы некий сокровенный голос говорил нам: "В том, что тебе уже дано, сокрыто истинное богатство; проникни в него, овладей им и обходись без всего остального, что тебе не дано, ибо оно тебе не нужно...” Во всех вещах мира есть измерение глубины. И в этой глубине есть потаённая дверь к мудрости и блаженству. Как часто за "богатством” скрывается сущая скудость, жалкое убожество; а бедность может оказаться сущим богатством, если человек духовно овладел своим скудным состоянием...
Лишения нужны человеку, они могут привести ему истинное богатство, которого он иначе не постигнет. Лишения выковывают характер, по-суворовски воспитывают человека к победе, учат его самоуглублению и обещают ему открыть доступ к мудрости.
И я не ропщу на лишения и утраты, постигшие меня в жизни. Но о моей синей тетради, научившей меня когда-то "закону оловянного солдатика”, я вспоминаю с благодарностью: она отняла у меня когда-то желанную игрушку, но открыла мне доступ к истинному богатству. И её - я не хотел бы лишиться в жизни...
Есть особое искусство владеть вещами; и в нём секрет земного счастья. Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами. Одно из двух - или ты им владеешь, или оно на тебя поглотит. А оно - хитрое. Только заметит, что ты ему служишь, так и начнёт подминать тебя и высасывать. И тогда уж держись: проглотит тебя с твоим разумом и телом. И тогда тебе конец: оно станет твоим господином, а ты будешь его холопом. Оно станет главным в жизни, а ты будешь его рабом.
Вот самое важное: человек должен быть свободен; да не только от гнёта людей, но и от гнёта имущества. Какая же это свобода: от людей независим, а имуществу своему раб?
Свободный человек должен быть свободным и в богатстве. Я распоряжаюсь: моё имущество покоряется. Тогда я им действительно владею, ибо власть в моих руках. Тут нельзя бояться и трепетать. Кто боится за своё богатство, тот трепещет перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло его в бедность. Тогда имущество, как ночной упырь, начнёт высасывать человека, унижать его и всё-таки однажды, хотя бы в час смертный, покинет его навсегда...
Бедность и богатство
Вот на востоке мудрость есть,
Задумайся над ней -
Что бедным быть в стране не честь,
Коль все богаты в ней.
Богатым тоже стыдно быть,
Коль бедные кругом.
Когда другим так тяжко жить,
Не честь быть богачом.
Богатство, бедность для людей -
Всё лишь ума игра.
Срок жизни кончится твоей,
И уходить пора.
Уложат руки вам на грудь -
Не взял ты ничего!
Тут важно, что произнесут
У гроба твоего.
Был честен, помогал ты всем,
Жизнь прожил для людей,
Чужими не считал проблем,
Старался быть добрей.
С таким прекрасным багажом
Легко взлетит душа.
Таких мы снова в жизни ждём,
К ним ангелы спешат.
А многие ли будут нас
Обратно ожидать?
Задуматься прошу я вас,
Пришла пора понять!
Вот я вырезаю по дереву. Это удаётся мне потому, что я владею моим инструментом и могу делать с деревом всё, что захочу. Поэтому я могу вложить в мою резьбу всё моё сердце и показать людям, какая бывает на свете нежная красота.
Или вот - на скрипке. Смычок и струны должны меня слушаться; они должны петь так, как поёт моё сердце. Любовь владеет мною, а я владею скрипкой; вот она и поёт вам всем про радость жизни и про земную красоту.
То же самое и с имуществом. Оно даётся нам не для того, чтобы поглощать вашу любовь и истощать наше сердце. Напротив. Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. Иначе оно станет бременем, идолом, каторгой.
Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое имущество; это было бы глупо, противоестественно. Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. Эта свобода не может прийти от других людей; её нужно взять самому, освободить свою душу. Если мне легко думать о моём имуществе, то я свободен. Я определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с лёгкостью; а они слушаются. Моё достоинство не определяется моим имуществом; моя судьба не зависит от моего владения; я ему не цепная собака и не ночной сторож; я не побирушка, выпрашивающий копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущий её потихоньку в чулок. Стыдно дрожать над своими вещами; ещё стыднее завидовать более богатым.
Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счёта; где сердце заговорит - с радостью дарить, снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу; и братски забывать о процентах.
Кто трясётся за своё богатство, тот унижается, теряет своё достоинство.
Имущество есть накопленный труд. И труд и имущество от духа и для духа. А дух есть прежде всего - любовь. Поэтому у настоящего человека имущество есть запас сердца и орудие любви. Богатому человеку нужно много сердца; тогда можно считать, что он заслужил своё богатство.
«Нищета без терпения – это зло, но хуже надменность, сопряжённая с богатством. И потому следует искать благо от Бога, ибо Сам Он Творец всяких благ. И никто не унесёт с собой в гроб накопленных сокровищ, ибо тот гроб – суть корабль, на коем отправляетесь вы за огненную Смородину, за Море Морены в Навь пращуров.
И так же как тот корабль будет сожжён, так и сосуд тела вашего будет сокрушён и пойдёт на дно. И в море канут и рассеются все богатства, накопленные вами в мире.
И тогда только душа останется нетленной. И только душа может ещё при жизни обрести спасение, богатства духовные и золотые крылья, которые – суть страницы Вед Божьих.
Помните, лишь душа – бессмертна, и потому стоит радеть только о вечном, ибо всё остальное – ничто.
И потому все помыслы души своей направляйте на благо, не поминайте других злом, и не вносите раскол в делах веры, и все усилия свои направляйте на дела, угодные Вышнему.
Возвышайтесь разумом, а не вожделениями, ибо первое возводит к Богу, а второе низводит в бездну. Не превращайте свой разум в раба плоти своей. Не оставляйте языка своего никогда без узды и не радуйтесь беде врага.
А радуйтесь верности истинных друзей, тех, кого обретаешь в испытании, кто не скажет лицеприятное, а скажет то, что полезно для души вашей. Такие друзья не сравнимы ни с кем, и да будет в сердце вашем бесконечная любовь к ним». Ярилина книга.
Богатство
Богат не тот, кто множит злато,
Кто накопить сокровищ смог,
А в ком душа теплом богата,
Чьё наполняет сердце Бог.