Когда-то я прочитал книгу Эйджи Йошикавы об известном самурайском воине, Муссаши. Это одна из самых незаурядных книг, которые я читал, история о том, как Муссаши стал самым знаменитым самураем в истории Японии. Вся книга в сто страниц рассказывает, как он учился развивать более и более глубокую степень центрированности. В своём путешествии он учился откладывать в сторону гнев, принимать грусть и горе как части жизни и удерживать фокус свободным и незатронутым эмоциями, жадностью или амбициями. Сила этого человека пришла не столько из его искусства в борьбе, сколько из этого внутреннего развития. Она пришла из его способности удерживать энергию. В начале истории он был диким и недисциплинированным человеком. Он жил полностью в состоянии Раненного Ребёнка. Учитель запер Муссаши в комнате на два года, чтобы успокоить его Беспокойную натуру, и затем провёл его через всевозможные жизненные испытания. Многие из них не имеют ничего общего с борьбой.
История Муссаши прекрасно показывает, как мы рассеиваем жизненную силу и энергию и создаём всевозможные утечки.
Одна из самых главных энергетических утечек создаётся тем, как мы обращаемся с чувствами — горем, гневом, сексуальностью и радостью. Мы рассеиваем энергию, когда подавляем чувства, и часто она рассеивается, когда мы их выражаем. Утечка прекращается, когда мы учимся их удерживать. Удерживание — это просто присутствие в них, ничего больше. Внутренний Ребёнок не умеет ничего удерживать — он либо подавляет чувства, либо выражает их автоматически и бессознательно. Способность удерживать приходит, когда мы учимся наблюдать Внутреннего Ребёнка — наблюдать, как он обращается с чувствами и энергией. Различие между удерживанием и подавлением состоит в том, что в удержании мы соприкасаемся с чувствованием и внутренним потоком энергии и можем выбирать, выражать или не выражать его. Когда энергия подавлена, у нас нет выбора. Когда выражение чувств и энергии остаётся в руках Внутреннего Ребёнка, мы не можем выбирать и в этом случае.
Чтобы достичь точки удерживания, сначала нам нужно понять, какими были наши взаимоотношения с чувствованием в жизни до сих пор, и какие они теперь. Ответ состоит в основном в понимании того, как мы научились обращаться с чувствами и энергией в детстве. Например, изначальная обусловленность, которую я получил в отношении эмоций, состояла в том, чтобы их отрицать, игнорировать, осуждать, избегать или подавлять. Лишь много позже я осознал, что причиной такого негативного отношения к чувствам был страх. Мои родители и, по существу, большинство взрослых, с которыми я сталкивался в детстве, испытывали ужас перед собственными чувствами. Когда люди чего-то боятся, они естественно начинают контролировать. Особенно что-то подобное чувствам, что легко выводит нас из-под контроля. Интенсивные чувства, такие как вспышки гнева или выражение горя, часто заставляли меня чувствовать сильный дискомфорт. Я не осознавал, что яркие чувства приводили меня в ужас. Ужас возникал только потому, что я сам не был знаком ни с каким внешним выражением чувства. Весь мир эмоций был для меня окутан тенями.
Большинство из нас испытали в детстве глубокую боль, но, чтобы жить и справляться с этой невероятной болью, мы научились прятать чувства и часто просто отсоединяемся от них. Более того, если мы решим быть живыми, чувственными, сексуальными, сильными, радостными и вообще «возмутительными», то рискуем не вписаться в моралистические обусловленности, в которых большинство из нас было воспитано. Может быть, мы были обусловлены оставаться посредственными и сдерживать энергию. Гнев или сила были слишком угрожающими для большинства домашних сред и обществ, в которых мы выросли. Очень немногие из нас получили любящую поддержку в том, чтобы выражать утрату и разочарования. Слишком часто чувства прикрывались отрицанием, и послание, которое мы получили, состояло в том, что чувствование боли — признак слабости и проигрыша.
Мы научились испытывать и выражать чувства и энергию искаженными и извращенными путями. Мы стали истеричными, амбициозными, жадными, политичными, агрессивными и ненасытными.
Когда наши естественные чувства и энергия не получают поддержки, могут случиться две вещи. Первая: они просто оказываются закопанными, и мы приходим в подавленность. Вторая: они выходят наружу в чрезмерной или искаженной форме.
Все наши отрицания, осуждения и подавления сидят на нашей жизненной силе и спонтанности как громадный и давящий груз. Критикующие голоса «внутреннего судьи и жертвы» нам говорят:
«Делать (думать) это плохо!»
«Если ты это сделаешь, ты будешь наказан!»
«Делать это — признак незрелости»
«Это не духовно!»
«Если ты это сделаешь, что подумают люди?»
«Ты грязный, насильственный и извращенный!»
«Ты трусливый, сдавшийся неудачник!» «Ты такой чёрствый!»
«Ты слишком эгоистичный!» «Ты не умеешь чувствовать».
Эти осуждающие голоса поддерживаются внутренними голосами отрицания, не менее сильными и подавляющими, и сторонами нашей личности, склонными подводить духовную базу под всё, что мы делаем, и создавать программу того, какими мы должны быть.
Из-за всего этого подавления, осуждения и отрицания большинству из нас приходится пережить период, в котором мы заново открываем экспрессивность Внутреннего Ребёнка. Нам нужно позволить своей энергии выражаться свободно и открыто, чтобы восстановить близость со всеми чувствами и жизненными силами, и дать свободу подавленному много лет назад. У многих из нас опыт чувств и энергии полон стыда, презрения и самоосуждения. Мы считаем себя трусливыми или нечувствительными, насильственными, безответственными или слишком серьёзными, слишком сексуальными или скованными. Все эти негативные концепции себя сдерживают нашу жизненность.
Когда я вывел энергию из подавления, мне пришлось уделить много внимания этим суждениям. Я мог осуждать себя за «недостаточность», потом за «избыточность». И каждый раз, когда я начинал выражать подавленное и рисковал исследовать незнакомую территорию, внутренние голоса кусали меня за пятки. Наши осуждения приходят из обусловленности. Каждый раз, когда мы отклоняемся от обусловленности, всплывают суждения и чувство вины. Я критикую в точности то, что меня научили критиковать. Я осуждаю в других то, что плохо в свете моей обусловленности. Но когда мы не позволяем чувствам или энергии просто быть и выражаться, они выходят наружу в искажённой форме. Жадность, интенсивные сексуальные желания, амбиции, месть, контроль и стратегии манипуляций — всё это приходит из отсутствия здоровой связи с чувствами и энергией, позволяющей им просто быть и двигаться, как они хотят.
В какой-то момент я сказал себе, что принимаю решение выражать энергию, а не подавлять, даю себе разрешение рисковать и быть диким и свободным. Говорить то, что я обычно умалчивал. Идти вперёд так, как я не позволял себе это делать в прошлом. Показывать, вместо того чтобы прятать. Замечать, как я прятался за угождающими, тихими, добродетельными и вежливыми ролями. Быть честным и решаться делать что-то новое, как бы это ни было страшно.
Моя раздражительность всегда была хорошим сигналом, что я внутри что-то сдерживаю. Мы становимся раздражительными, когда скрываем какое-то желание, — может быть, оставаясь «милыми» и «делая всё как надо», кого-то спасая или отрицая собственные потребности. Но если мы делаем то, что хотим, мы рискуем быть осужденными или отвергнутыми. Поэтому мы подавляем себя и становимся раздражительными. Если отмечать, когда мы становимся раздражительными, и спрашивать себя, чего мы хотим в этот момент, то можно открыть, как мы что-то подавляем. Это подобно моментам, когда мы жалуемся или принимаем в общении с кем-то приниженную, сдержанную роль.
Когда мы не естественны и не спонтанны в жизненной энергии, это может проявляться в повседневной жизни в разных формах, от проблем со здоровьем до трудностей в сексе и близости. Мы можем легко становиться раздражительными, реактивными и защищающимися, пассивно агрессивными, постоянно сравнивать себя с другими или превращаться в виртуозных политиков. Есть множество терапевтических средств, которые пытаются вывести нас из подавления, но я нахожу, что, когда мы начинаем раскрывать страх и стыд, наша подавленная энергия и чувства выходят на поверхность сами собой. Более того, любого рода работа в этой области, использующая давление или стыжение, разрушительна. Она может позволить подавленной энергии выйти на поверхность, но, по большому счёту, только усилит наши раны стыда и шока, усилит недоверие и отправит чувства глубже в бессознательное. Согласно моему опыту, выход энергии на поверхность должен происходить в атмосфере расслабления, глубокой заботы и безмерного терпения.
Теперь нам нужно научиться удерживанию. В определённой точке я почувствовал, что достаточно соприкасаюсь с чувствами и энергией, и мой фокус естественно сместился. Я научился выражать себя, оставаясь расслабленным в выражении. Большим вызовом кажется оставаться и присутствовать, что бы ни происходило внутри, не испытывая порыва ничего сделать. Раскрывая подавленные энергии, я отпускал поводья Внутреннего Ребёнка. Ребёнок не может удерживать чувства или энергию. И когда мы в руках Ребёнка, энергия и чувства не контролируемы, и мы реактивны. Любой дискомфорт, такой как боль, страх, гнев или чувство вины, трудно сдерживать внутри или оставаться с ним. Есть сильное желание так или иначе от него избавиться. Но, с большей осознанностью внутри меня развилось больше пространства — больше любви к себе, больше понимания, больше способности терпеть разочарование и фрустрацию и больше способности выносить внутренний дискомфорт. Теперь, если я спровоцирован, у меня больше возможности оставаться с чувствами, какими бы они ни были, не двигаясь автоматически в реакцию. У меня есть выбор. Георгий Гурджиев в предисловии к своей книге «Встречи с замечательными людьми» рассказывает, что, когда умирал его отец, последним подарком для сына был небольшой совет. Отец сказал: Если кто-то приводит тебя в гнев, ты должен обождать двадцать четыре часа, прежде чем на это откликаться». Последней волей и завещанием сыну было научиться удерживанию.
С удерживанием чувства выражение не прекращается, но больше не управляется Эмоциональным Ребёнком. Мы можем выбирать, и наш выбор управляется тем, что ощущается как естественное и адекватное. Фокус остаётся внутри, с чувствами и энергией, со вниманием к их естественному спонтанному потоку. Освобождаясь от осуждения и подавления, мы словно приходим домой к полноте наших чувств и жизненной природы. В прошлом я осуждал себя за то, что недостаточно чувствую. Но потом я заметил, что если просто присутствовать в том, что есть, и не заботиться о том, чтобы произвести впечатление или повлиять на другого, то возникает мой собственный способ чувствовать, и приходят мои собственные энергии. Это было и остаётся прекрасным опытом — прийти к доверию к себе.
Я скрыт и уединён в чувствах. Они живут глубоко внутри меня и остаются очень личными. Но когда я не вмешиваюсь давлением или суждением, они выходят наружу собственным путем, в своё время. Мы просто остаёмся присутствующими с тем, что происходит. Иногда это шок, поражение, онемение или замешательство. В другое время это может быть раздражение или ярость, грусть или беспокойство. Мы просто наблюдаем и позволяем, открыто и любяще, почитая собственную эмоциональную уникальную природу.
От подавления к удерживанию
1. Осознание подавления.
а) Наблюдение осуждения в отношении чувств и энергии.
б) Наблюдение раздражительности.
в) Наблюдение состояния жалоб и подавленности.
2. Движение в выражение.
а) Создание безопасного пространства, чтобы выражать чувства или позволить случиться катарсису.
б) Принятие решения рисковать и выражать себя вербально, сексуально и энергетически.
в) Позволять энергии течь без давления.
3. Удерживание.
а) Мы учимся быть внутри с чувствами и энергиями, без осуждения или давления.
б) Чувства и энергия больше не остаются бесконтрольно во власти Эмоционального Ребенка. Есть выбор, выражать их или не выражать.
в) Мы возвращаемся домой к своей эмоциональной уникальной природе, наблюдая естественный и спонтанный поток эмоций и энергии.
...Очень хорошо
глубоко двигаться в чувства.
Но помни одно: тот,
кто глубоко движется в чувства,
должен быть отделен от них.
Ты — свидетель, и, идя глубже,
ты столкнешься со многими вещами,
которые были подавлены.
Но ты просто чист, как зеркало…
Ошо
УПРАЖНЕНИЯ
1. Внесение осознанности в подавление. а) Отмечайте внимательно осуждения, которые у вас есть относительно чувствования и выражения грусти и гнева. Отмечайте, какие убеждения у вас есть о чувствовании и выражении сексуальности и радости. б) Какие послания вы получили о чувствах и выражении их? в) Внимательно в течение целого дня замечайте случаи, когда вы раздражительны. В эти моменты спросите себя: «Что я сейчас хочу?»; «Что я буду делать с этим желанием?» г) Внимательно замечайте ситуации, в которых чувствуете себя униженным. Что вы чувствуете в этот момент в отношении человека, с которым чувствуете себя ниже? д) Замечайте случаи, когда вы жалуетесь. Какие энергии в эти моменты вы подавляете?
2. Выражение. а) Какие страхи связаны для вас с выражением гнева, грусти, радости Или сексуальности? Страх насмешек? Страх быть «чересчур»? Страх поражения? Страх наказания? б) Договор о выражении: вы можете заключить внутреннее соглашение с собой, что будете рисковать выражать себя в тех областях, в которых в прошлом были подавлены.
3. Удерживание. Начните с наблюдения чувств и энергий, когда они возникают, — секс, гнев, грусть, вина, страх, жадность или любого рода желание. Заметьте: а) Как каждое из них чувствуется в теле, где вы это чувствуете, и как это влияет на дыхание? б) Каков естественный поток этой энергии, свободный от осуждения или давления?
1. Эмоциональный Ребёнок во многих из нас научился подавлять чувства и жизненные энергии, потому что так или иначе выражение их не получило поддержки. Чувства и жизненные энергии включают гнев, силу, радость, сексуальность, горе и пустоту. Во взрослой жизни это подавление поддерживается осуждением и отрицанием. Когда чувства и жизненные энергии подавлены, они либо превращаются в бессилие, чувство вины и прячутся, либо выходят на поверхность в искаженной форме. Искажения принимают формы амбиций, жадности, извращенности или пристрастий и зависимостей.
2. Один из способов вынести теневые аспекты нашего существа на свет — осознавать собственные убеждения в отношении чувств и энергии. Такая работа включает в себя: замечать, какие у нас есть осуждения желаний внимания, секса, силы или денег. Мы можем попытаться смотреть на те же самые области без критики и замечать, что мы видим.
3. Другой аспект работы — принять сознательное решение пойти на риск в выражении того, что мы обычно подавляем. Здесь мы учимся тому, что нам необязательно сдерживаться, сдаваться или чувствовать вину за собственные чувства. Мы также узнаем, что не умрем, если выразим их. Выйти из подавления значит сознательно придать другое направление Эмоциональному Ребёнку. Мы буквально изменяем свой образ, превращаясь из человека, который сдерживает себя, в свободно и открыто выражающегося человека.
4. Но в определенной точке наш фокус смещается к желанию научиться удерживанию вместо выражения. Теперь мы наблюдаем чувства и энергию, возникающие в Эмоциональном Ребёнке, без непреодолимой потребности их выразить. Мы удерживаем чувства в животе и остаемся с ними, ничего не делая. Мы внимательно их наблюдаем и знакомимся с внутренним опытом каждого чувства и энергии. Даже если нас ошеломляет горе, сжигает гнев или желание, мы можем удерживать чувства и энергию и выбирать, двигаться в них или нет. Теперь решение вытекает из нашего собственного понимания. Кроме того, в этой фазе удерживания не имеет значения, подавлены мы или свободно выражаем энергию. Мы наблюдаем все, что бы ни происходило, без предпочтений. В конце концов, мы замечаем различие в выражении себя, когда это делает Эмоциональный Ребёнок, или когда мы просто и естественно отзываемся на настоящий момент.
Почему люди добровольно себя подавляют и прибегают к уродливым защитным механизмам? Для того чтобы выжить.
Ребенок настолько беззащитен, что не может выжить сам. Можно заставить его выучить все, что вам угодно, - как раз этим и занимается в своей лаборатории бихевиорист Б.Ф. Скиннер. Он учит пингвинов играть в пинг-понг, но хитрость одна и та же - поощрение и наказание. Когда они играют, их поощряют; когда они не играют, когда им не хочется играть, их наказывают. Когда они делают движение правильно, их поощряют, дают им еду; когда они ошибаются - им дают заряд тока. Даже пингвины начинают играть в пинг-понг.
Так всегда происходило в цирке. Сходите и посмотрите сами. Даже львы, прекрасные львы, сидят в клетке, а слоны двигаются, подчиняясь, плети дрессировщика. Их держали в голоде, а сейчас им дают еду - их наказывают и поощряют - вот и весь трюк.
Свое отношение в цирке к животным вы переносите на отношения с детьми. Однако вы делаете это неосознанно, ведь с вами делали то же самое; для вас это единственный способ воспитания детей. Это вы называете "воспитанием". На самом же деле это насилие, вы опускаете их с высокого уровня сознания на низкий уровень. Это все штучки и методики Скиннера, из-за них мы начинаем себя подавлять, прибегать к уродливым защитным механизмам.
Ребенок не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Мы учим его этому. Мы учим его по своим меркам. Одно и то же может быть правильным в Тибете и неправильным в Индии, одно и то же может быть хорошим у вас в доме и плохим в доме соседа. Но вы заставляете ребенка верить вам: это правильно, делай так. Ребенка хвалят, когда он делает это, и ругают, когда он этого не делает. Когда он ходит за вами, вы довольны, вы гладите его; когда он не ходит за вами, вы злитесь и мучаете его, бьете его, не кормите его, не любите его.
Естественно, ребенок поймет, что его жизнь в опасности. Если он будет слушаться своих родителей, то все будет хорошо, они не убьют его. А что он может сделать? Как ему не согласиться с этими сильными людьми? Они такие большие. Они такие огромные, такие сильные, они могут все.
К тому времени, когда ребенок подрастет, он уже становится обусловленным. Эта обусловленность проникла в него настолько глубоко, что родителям уже нет необходимости ходить за ним. Теперь его будет мучить внутренняя обусловленность, которую называют "сознанием".
Например, если ребенок начнет играть со своими гениталиями, а это для него радость, настоящая радость, так как тело ребенка очень чувствительно, то это совсем не сексуальность в том значении, что вы называете сексуальностью. Ребенок по-настоящему очень чувствителен, а когда ребенок чувствителен, то его гениталии - самое чувствительное место тела. Там аккумулируется энергия жизни, это самое чувствительное место. Касание и игра с гениталиями приносит ребенку огромную радость, но вы боитесь.
Это ваша проблема. Вы боитесь, что он мастурбирует. Глупости. Играть со своим телом так здорово. Это - любовь к своему телу, а не мастурбация. Это ваша вина, ваш страх. Если кто-то увидит, что ваш сын мастурбирует, что же они подумают о воспитании ребенка? Надо чему-то его научить, сделать из него культурного человека. Вы кричите на него, останавливаете его. Вы говорите: "Прекрати" снова, и снова, и снова. Постепенно пробуждается сознательность. "Прекрати", "прекрати", "прекрати" - это проникает все глубже и глубже, пока не станет бессознательной частью ребенка.
Вы уже не нужны. Если он начнет играть с гениталиями, то что-то внутри прикажет: "Прекрати". Он пугается: может, отец смотрит или мать смотрит, и начинает испытывать вину. Потом мы учим его, что есть Бог Отец, который всегда следит, повсюду, даже в ванной. Бог следит везде.
Это присутствие Бога коробит. Даже в ванной нельзя уединиться. Нигде нельзя. Всемогущий Бог следит за вами, как детектив. Когда вы любите женщину, он стоит рядом. Он не позволит вам. Он суперполицейский, вдобавок к тому сознанию, что создали в вас родители.
Поэтому Будда говорит, что вы не освободитесь, «пока не убьете своих родителей». «Убить родителей» - значит убить внутри родительский голос, убить обусловленность внутри вас, отбросить бредовые идеи и начать жить по своему усмотрению. Помните, что одной сознательности должно быть больше, а другой сознательности должно быть меньше. Постепенно старая сознательность исчезнет совсем, а с новой вы будете жить. Сознательность - это закон, пусть это будет единственный закон. Тогда о чем бы вы ни думали - это будет ваша жизнь. Нужно выбирать. Эта жизнь принадлежит только вам, никто не имеет право выбирать за вас.
Я не утверждаю, что вы всегда будете совершать правильные поступки, иногда вы будете ошибаться. Но это тоже будет частью вашей свободы, частью вашего роста. Много раз вы будете заблуждаться, но ничего страшного нет, заблудиться - значит возвращаться домой. Кто не заблуждается, тот не возвращается домой, тот уже мертв. Тот, кто не ошибается, никогда не совершает и правильные поступки. Он просто раб. У него умственное рабство.
Ребенок долго зависит от своих родителей, по меньшей мере, до двадцати одного - двадцати пяти лет. Это длинная дорога, почти треть жизни. Целую треть жизни его наполняют предрассудками. Подумать только - двадцать пять лет обусловленности! Ему можно навязать что угодно.
Научившись этим трюкам, вы с трудом сможете отказаться от них. Поэтому так трудно прыгнуть в реальность и начать новую жизнь. Вначале будет нелегко, вы будете часто содрогаться, ибо вам придется идти против родителей, против общества. Родители выполняют четкий приказ общества, они - всего лишь его агенты. Это заговор, а родители, учителя, полицейские, правительство, президент - заговорщики, они все вместе. И у них в руках будущее всех детей.
После того как вы привыкнете к чему-либо, вам будет нелегко разучиться, ибо двадцать лет вас постоянно гипнотизировали. Нужно найти противоядие, отказаться от обусловленности. Да, это просто выживаемость, необходимость выживать. Ребенок хочет жить, поэтому он идет на компромисс. Он торгуется. Каждый будет торговаться, когда речь идет о жизни и смерти. Когда вы в пустыне умираете от жажды, а у кого-то есть вода, то он может запросить любую цену. Он все может, он может вам навязать что угодно. Этим мы и занимаемся с нашими детьми.
Почему люди добровольно себя подавляют и прибегают к уродливым защитным механизмам? Не добровольно.
Это только кажется, что добровольно, потому что, пока вы повзрослеете, обусловленность уже проникла в вашу плоть. Все происходит не добровольно, дети ничему не учатся добровольно, им все навязывают, это насилие.
Понаблюдайте за любым ребенком. Каждый сопротивляется, борется до конца, доставляет столько хлопот родителям, каждый ребенок очень старается избежать этого уродливого механизма. Но, в конце концов, родители побеждают, потому что они сильнее. Это просто вопрос силы и бессилия.
Не удивительно, что, став взрослыми, дети начинают мстить родителям. Эта реакция естественна. Очень трудно простить ваших родителей, вот все общества и учат уважать их. Не можете простить их, то хотя бы уважайте их; не можете любить их, то хотя бы уважайте их. Однако это уважение фальшиво, формально. Глубоко внутри вы остаетесь недовольны.
Если меня услышат, если то, о чем я говорю, станет когда-нибудь превалирующим в мире, то тогда дети действительно будут любить своих родителей, они будут на одной волне с родителями, ибо родители будут им не врагами, а друзьями.
Во всей Вселенной ребенок - самый слабый из детенышей, но его слабость - это замаскированное благословение. Однако его можно эксплуатировать, что и происходило веками. Родители всегда противились тому, чтобы слабость, зависимость и беззащитность ребенка превращались в независимость, силу, целостность, индивидуальность; они были довольны тем, что ребенок слушается их. Послушный ребенок не несет с собой никаких проблем. Непослушный ребенок - это постоянная проблема, но только непослушный ребенок является настоящим человеком.
Ребенок, который не может сказать "нет", не имеет целостности, даже "да" такого ребенка бессмысленно. "Да" обретает смысл только тогда, когда есть "нет". Тогда он решает своим разумом.
Родителям легче, когда ребенок всегда говорит "да". Его поощряют за послушание, его наказывают за непослушание. То же самое происходит в школах. Учителя хотят, чтобы вы были послушными, так легче контролировать вас, доминировать над вами. Трудно родителям, трудно учителям, трудно священникам, всем трудно разрешить ребенку не слушаться их. Даже Бог, всемогущий, величайший деспот, величайший диктатор, не может позволить это, даже он не смог выдержать небольшое непослушание Адама и Евы. Их выбросили из Райского Сада, хотя они не совершали греха.
Но дело было не в яблоне.
Дело было в непослушании.
Послушание нужно насаждать силой, для этого используется страх. Этот страх, говоря религиозным языком, становится адом. Для послушания в религии используется рай или небеса. Для того чтобы все контролировать, нужна фигура отца - так Бог становится отцом. Почему мать не сделали Богом?
Маму можно легко убедить, ибо она - чистая любовь, открытое сердце. Отец - глава, он руководствуется логикой, смыслом, он дисциплинирует. Отец - мужчина, а общество создано мужчиной.
Священники, отец на небе, родители здесь на земле, учителя, политические вожди - все хотят полного послушания от каждого, чтобы и намека не было на бунт, чтобы ничего не менялось, чтобы не пострадали их интересы. Мы все стали жертвами их интересов. Настало время изменить это.
Послушный ребенок всегда посредственен; для того чтобы быть непослушным, нужно немного ума.
Послушный ребенок становится хорошим гражданином, он ходит в церковь по воскресеньям. А непослушный ребенок ненадежен. Чем он будет заниматься в жизни? Он может стать художником, музыкантом, танцором - а эти профессии не очень солидные - или может стать никем, бродягой, наслаждающимся свободой.
Прошу вас выпрыгнуть из этого круга. Отбросьте весь страх. Бояться нечего. Не надо беспокоиться о несуществующем аде и стремиться к несуществующему раю.
Рай здесь. Если отбросить идею рая после смерти, то можно сделать этот рай в тысячу раз прекрасней.