Трагедия в Александровой Слободе
В ноябре 1581 года царь Иван Грозный в припадке гнева железным острием посоха ударил в висок своего сына царевича Ивана. Рана оказалась смертельной.
Событие это имело немаловажные последствия для судеб династии и для дел государственных. Все же кровавая семейная драма царя не приковала бы к себе особенного интереса людей ХХ столетия, если бы не один случай. Спустя триста лет страшная сцена сыноубийства была увековечена гениальным Репиным в картине «Иван Грозный и сын его Иван».
Для владимирцев событие, изображенное на картине, представляет особый интерес. Ведь произошло оно в нашем крае — в бывшей Александровой Слободе.
Александрова Слобода стала резиденцией Грозного в 1564 году, когда он внезапно покинул столицу, опасаясь мятежей и заговоров. Здесь была создана опричнина, отсюда в течение семнадцати лет он правил государством. История положительно оценивает большую государственную деятельность Ивана Грозного в попытках объединения русской земли. Он беспощадно сметал со своего пути всех, кто ему препятствовал в этом. Но суровое время, как известно, наложило отпечаток на характер Грозного: царь отличался подозрительностью и крайней жестокостью.
Царевич Иван был старшим сыном царя и наследником. Своими поступками он во многом был похож на отца, бывал несправедлив и тоже жесток. Некоторые историки отмечают, что в народе все же начинали оказывать царевичу предпочтение перед его отцом. Это раздражало Грозного. Нервный, вспыльчивый Иван IV особенно переживал в то время неудачи в войне со Стефаном Баторием, осаждавшим Псков.
И вот именно тогда, как говорит летописец, царевич стал укорять отца за готовность заключить с Баторием унизительный договор. Царевич называл это трусостью и требовал выручить Псков. Не терпевший возражений царь-властелин не только не прислушался к совету царевича, но заподозрил его в сговоре с боярами и в попытке свергнуть себя с престола. Не сдержав гнева, Грозный ударил сына посохом.
Однако это не единственная версия роковой ссоры.
Существует и другая, возможно, более достоверная. Некоторые современники Грозного утверждали, что ссора носила сугубо семейный характер.
По воле отца царевич был женат трижды. Первая и вторая его жены были пострижены в монахини. Третья жена — Елена — должна была скоро стать матерью. Посетив ноябрьским утром 1581 года дворцовые палаты сына, Грозный застал свою сноху не одетой, как должно. По тогдашним обычаям облачение знатной женщины должно было состоять не менее, чем из трех одежд. Между тем царская сноха была лишь в одной рубахе. Грозный возмутился и избил ее. Ночью несчастная мать родила мертвого ребенка. Царевич, заступаясь за жену, стал упрекать отца в случившемся. Грозный не стерпел упрека и в безудержном гневе поднял на сына посох. Сопровождающий царя Борис Годунов пытался заслонить царевича. Удары палки обрушились на него, и он упал израненный. Грозный принялся избивать сына. Железный конец посоха пришелся царевичу в висок. Состояние Грозного, опомнившегося после припадка гнева, так описывает историк Карамзин: «Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» — и кинулся обнимать, целовать его, удерживая кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил бога о милосердии, а сына о прощении». Царевич «...жил четыре дня и скончался 19 ноября в ужасной слободе Александровой».
Не случайно Карамзин называет Александрову Слободу «ужасной», а в других случаях «несчастной», «злосчастной». Она была свидетелем потрясающей жестокости царя и опричников.
Грозный делал все, чтобы как-то спасти жизнь сына. Сохранились рассказы современников о том, как дворцовые врачи, знахари и юродивый старец, сменяя друг друга, пытались исцелить умиравшего. Лекарствами были: овечье молоко, медвежья желчь, приготовленная в растворе, яичная сладкая вода, окуривание, на грудь царевича был подвешен мешочек с тертым хреном и чесноком. Знахари натирали тело умиравшего теплым тестом. Грозный неотступно находился у постели царевича или рядом в молельне, вознося к небу просьбы об исцелении сына и прощении ему. Грозный принял было решение отказаться от власти и объявил об этом боярам. Зная коварство царя, бояре решительно отвергли его предложение.
Гроб с телом сына Грозный сопровождал в Москву вместе с траурной процессией. Похороны состоялись в Архангельском соборе.
Воспоминания о трагедии в Александровой Слободе не переставали мучить Грозного до конца жизни. Он делал вклады в монастыри на поминание близких ему людей, самый крупный вклад он сделал в память о сыне. Сохранился любопытный документ, позволяющий сравнить размеры этих вкладов: по дочерям Анне и Марье — 400 рублей, по жене Анастасии — 1000 рублей, по брату Юрию —1000 рублей, по царице Марье Темрюковне — 1500, по Марфе Собакиной — 700, по Анне Васильчиковой — 600 и наконец по царевичу Ивану — 5000 рублей. Этой колоссальной для того времени суммой он, видимо, надеялся искупить свое преступление. Со смертью сына Грозный навсегда оставил Александрову Слободу. Сам он после испытанного потрясения прожил менее двух лет...
Спустя три столетия, отразившись в картине, забытый исторический эпизод вдруг взволновал общество. Чем объяснить это удивительное явление?
История появления картины весьма интересна. Восьмидесятые годы XIX столетия начались с публичной казни народовольцев Желябова, Перовской, Кибальчича, Михайлова и Рысакова. Репину довелось присутствовать при казни, она произвела на него тягчайшее впечатление. Художник задумал выразить картиной своеобразный протест против кровавого произвола и жестокого царизма. Психологическим сюжетом была избрана трагедия в Александровой Слободе.
В.Г. Шварц, «Иван Грозный в Александровой Слободе у тела убитого им сына»
Правда, на двадцать лет ранее Репина художник В.Г. Шварц написал картину о том же событии, назвав ее «Иван Грозный в Александровой Слободе у тела убитого им сына». Это была по-своему интересная историческая картина, но она не вызывала чувства протеста. Иным был замысел Репина, великого мастера в показе человеческих чувств и характеров. Долгое время он искал для картины подходящий типаж. Художника-демократа, инициатора передвижных выставок Г.Г. Мясоедова Репин уговорил позировать ему. В воспоминаниях И.К. Пархоменко есть такие строки: «Я увидел у Мясоедова репинский этюд, с которого автор «Ивана Грозного» писал самого Грозного, — это был замечательный психологический набросок с выразительного лица Мясоедова». Для изображения головы царевича позировал писатель В.М. Гаршин и художник В.К. Менк.
Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Весь 1884 год Репин самозабвенно отдавал свои силы работе над картиной. На полотне возникало искаженное ужасом содеянного жестокое лицо старика, растерявшегося и беспомощного, как ребенок. Напрасно закрывает его рука нанесенную им в ярости рану. Рана — смертельна. Это понимает и умирающий сын.
«Я работал, как завороженный, мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее», — вспоминал потом Репин. В 1885 году картина была закончена и выставлена, имела огромный, невиданный успех. Зрителей она ошеломляла, наводила на глубокие размышления. Показ царя в виде убийцы встревожил правительственные круги. Картина была снята с выставки и несколько месяцев была под запретом. В историю искусства картина вошла как шедевр русской и мировой живописи, как произведение, составляющее гордость народа. «Репин своим творчеством раздвинул все пределы изобразительных возможностей, на которых он застал искусство», — таков отзыв искусствоведа академика живописи Игоря Грабаря.
Так семейная кровавая трагедия в Александровой Слободе через века отразилась бессмертным произведением в творчестве великого художника-гуманиста.
Источник:
Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973
Александровская Слобода при Иване Грозном
Покровская церковь |