Закубежье — село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в составе муниципального образования сельского поселения Шеметовское (до 29 ноября 2006 года было центром Закубежского сельского округа).
Закубежье расположено примерно в 42 км (по шоссе) на север от Сергиева Посада, на безымянном ручье бассейна реки Дубны, высота центра села над уровнем моря — 148 м. «Старинный погост Спас за-Кубежью находится близь границы губерний Владимирской и Тверской у реки Дубны, в Александровском уезде, в четвертом благочинническом округе; отстоит от губернского города во 185 верст. и от уездного в 65 верст». [2]
Численность населения: в 1859 г. – 62 чел.; в 1905 г. 33 чел.; в 2002 г. – 167 чел.; в 2006 г. – 170 чел.; в 2010 г. – 168 чел.
На 2016 год в Закубежье зарегистрировано 1 садовое товарищество, село связано автобусным сообщением с райцентром и соседними населёнными пунктами.
Успенский Дубенский монастырь Шевякина пустынь
УСПЕНСКИЙ Дубенский монастырь, на его месте старинный погост Спас-за-Кубежью, на границе Александровского и Калязинского уездов.
«В двух верстах от Погоста (Закубежье), около дер. Сковородино, в даче пустоши Шевякиной (по местному названию Шавыкиной) имеется остров, весь покрытый болотом, за исключением холма в 100 саж. в окружности. На этом холме близь берега р. Быстрицы, под тенью нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травой, и имеются две деревянных часовни на месте, прежде тут стоявших, церквей Успенского Дубенского монастыря». [2]
По летописному известию (Никон. лет., стр.235) Успенский Дубенский монастырь основан в конце XIV в. преподобным Сергием — игуменом Радонежским. В погосте Спас-Закубежье была чудотворная икона Иверской Божией Матери, которая, по преданию, явилась на острове Замошье, где прп. Сергием был построен монастырь. Сюда зашел он с учениками, повесил на березе образ и стал молиться. К ним стали приходить другие монахи. По устроении обители прп. Сергий ушел на прежнее место. (В житие преп. Сергия, составленном архимандритом Никоном, упоминается самый первый ученик Сергия Радонежского — некто Василий, прозванный Сухой. Пришел он с верховьев реки Дубны, уже в преклонных летах, и, недолго пожив с Преподобным, отошел к Господу. Как версию, можно допустить, что именно в память о своем первом ученике, пришедшем с Дубны, преп. Сергий и основал Успенский Дубенский монастырь). Год точного утверждения монастыря неизвестен. Народных преданий о монастыре не сохранилось. В Константиновской вол. Александ. уезда погост Спас-за-Кубежью был центром прихода.
В описании закубежского прихода В. Орлов дает такую справку: «Года точного учреждения монастыря неизвестны, равно и первобытного его состава. Окрестные жители, ни в местном предании, ни в письменном повествовании, ни в названии урочищ местности, бывшей под Успенским Дубенским монастырем, в память о нем ничего не сохранили. Скудное единственное летописное известие не только не может быть восполнено повествованием предания, но даже и о дальнейшем существовании обители не имеется никаких известий даже в исторических актах и архивных документах, хранящихся в библиотеке Сергиевой Лавры. При учреждении в царствование Императрицы Екатерины, в 1764 г., штатов монастырей, — Успенская Дубенская обитель несомненно «за бедностию» была упразднена». [2]
Из монастыря в местную церковь Успения Божьей Матери в 1765 г. перенесена икона Иверской Божьей Матери — древнего письма и мерою в вышину 2 ар. 2 верш., в ширину — 1 ар. 81/4 верш. Икона эта местно чтима как явленная и чудотворная. Под иконой стоит доска с изображением монастыря и развалин с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни в 1765 г.». С этой иконой ежегодно в неделю православия (2-я седмица великого поста) бывал крестный ход на место бывшей Успенской Дубенской пустыни. Перенесены из монастыря и другие православные предметы: кресты, книги и пр. Переславский историк-краевед М.И. Смирнов приводит и другую версию основания обители: «Прп. Сергий по поручению великого князя Димитрия Донского поставил в 1380 г. монастырь в память Куликовской битвы на Шавыкине острове недалеко от р. Дубны». Этой версии придерживались и издатели Владимирских Епархиальных Ведомостей в публикации, посвященной 500-летию со дня кончины преп. Сергия (1892): «После Куликовской битвы, в благодарность Богу за победу над врагом, преп. Сергий по поручению великого князя Дмитрия Ивановича Донского основал монастырь Дубенский-Шавыкинский, во имя Успения Божией Матери, в 40 верстах к северо-западу от «Троицы».
Есть сведения еще об одном Успенском Дубенском монастыре (из книги «Житие преподобного Сергия», составленном архим. Никоном, изд. 1904): «…в 1381 году после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что „на острову", где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, Икону Пресвятыя Богородицы Кипрскую, которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни». Нечто похожее написано в «Истории русской церкви» митрополита Макария: «Первый в 1378 г. Дубенский на Стромыни с церковью Успения Пресвятой Богородицы на юго-восток от Троицкой лавры при речке Дубенке, впадающей в реку Дубну (где ныне село Стромынь). Второй — после 1380 г. в благодарность Богу за победу над Мамаем Дубенский на острову, также с церковью Успения Пресвятой Богородицы, в 40 верстах к северо-западу от Троицкой лавры, при другой реке Дубенке. Поставил игуменом своего ученика Савву». Исторические источники разъясняют, что в начале 14-го века существовал тракт, ведущий из Москвы в Суздаль. Название Стромынский (Стромынка) он получил в 1382 году, в год освящения Дубненского Монастыря на Стромыне. Кроме главного Успенского престола, в церкви Успения Пресвятой Богородицы был придел во имя свв. мчч. Флора и Лавра. С 1642 г. упоминаются еще два придела: Рождества Христова и свв. патриархов Афанасия и Кирилла.
В течение двухсот лет монастырь являлся самостоятельным, в XVII в. был приписан к Троице-Сергиевой лавре.
Одной из главных святынь монастыря была древняя Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери, на полях которой изображены сщмч. Антипа и мч. Фотиния. С 1841 г. список с этой иконы прославился множеством чудес и исцелений.
В 1827 г. неподалеку от места, где стоял монастырь, был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Николая. В Успенском храме находились три чтимые иконы прп. Саввы Стромынского, письма XVIII-XIX вв. В 1940-е гг. Успенский храм закрыли, священника Александра Филиппова арестовали еще в 1931 г. В 1988 г. храм вернули верующим. Святыни: 4 сентября 1991 г. были обретены святые мощи прп. Саввы Стромынского и перенесены в Успенский храм, где и почивают ныне во вновь устроенной часовне. Также сохранена чудотворная Кипрская-Стромынская икона Божией Матери. По преданию, этой иконой прп. Сергий благословил своего ученика Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь.
В 1764 г. монастырь был упразднен, а в 1783 г. строения разобраны. При упразднении пустыни в церковь погоста Спас-за-Кубежью была перенесена Иверская икона Божией Матери, древняя, местночтимая явленной и чудотворной. В 1871 г. риза на иконе вместо прежней медной сделана серебрено-позлащенной усердием крестьянина сельца Дубков Егора Кузьмина. Икона находилась в Иверском приделе, под ней была укреплена доска с изображением монастыря в развалинах и с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни 1765 года».
Об Иверской иконе сохранилось предание, что она была отдана, как и икона Спасителя, в с. Заболотье, но вновь явилась на месте бывшей пустыни и оттуда была перенесена в Успенскую церковь Спасского-за-Кубежью погоста. В память перенесения иконы с той поры ежегодно во 2-ю седмицу Великого поста Иверская икона с крестным ходом при большом стечении богомольцев из Успенской церкви приносилась (по выражению прихожан) «к себе домой», на место бывшей Успенской пустыни, в часовню (другая часовня к концу XIX в. развалилась). По прибытии крестного хода причт Успенского храма совершал в часовне малое освящение воды и служил литию по «зде лежащим».
На месте храмов пустыни стояли две деревянные часовни, одна развалилась ещё в конце XIX в., другая сгорела в 1937 г.
В 2001 г. на месте пустыни установлен памятный крест.
Успенская церковь
Церковь на Преображенском погосте, что в Закубежье (или Спаса-за-Кубежью, или в Дуницах), существовала издавна - известно, что она стояла в 1628 г. В выписке из писцовых книг Переславль-Залесского уезда 1627, 28 и 29 гг., хранившейся в церковном архиве, значится: «погост Преображенский особняк да на погосте церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна ветха, а в церкви образы и книги и свечи и всякое церковное строение мирское». Если в это время церковь была ветхой, то очевидно основана она была значительно раньше, т.е. в XVI веке. Существование церкви здесь в начале XVII века подтверждается и записью в патриарших окладных книгах, где под 186 (1628) годом записано: «церковь Преображенье Спасово в Закубежской волости... дани пять алтын полчетверты деньги, десятильничих гривна».
В переславских писцовых книгах 161 (1653) года у той церкви написано: «двор попов, дьячков, на церковной земле 3 двора бобыльских, в приходе 88 дворов, пашни церковной 20 четвертей в поле, сена 40 копен».
По переписным книгам 1703 года у той же церкви показано: «попы Агей Дмитриев, Андрей Иванов, дьякон Тимофей, дьячок Иван Агеев, пономарь Федор Яковлев, а в приходе у них на том же погосте 2 двора бобыльских да помещиковых и крестьянских 146 дворов, церковныя пашни по писцовым книгам по 20 четвертей в поле, а в дву потомуж да на пустоши Ровниной пашни 6 дес., сенных покосов на 40 копен».
В Закубежском погосте была и другая церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Существование этой церкви в 1707 году подтверждается заметкой в делах патриаршего казенного приказа о взыскании недоимки с священника церкви Успения Пресв. Богородицы в Закубежье на Преображенском погосте, а в дальнейшие годы — надписью на книге, приложенной в первой половине XVIII столетия.
В 1733 году Преображенская церковь «стала быть ветха и служить в ней стало невозможно, в дождевое время шла теча», посему священники Сергий Тимофеев и Ларион Григорьев просили разрешения перестроить ее;. В 1737 г. «Преображенские попы Сергий Тимофеев и Ларион Григорьев» подали в Синод прошение: «Приходская наша церковь деревянная и ныне стала ветха, служить в ней невозможно, в дождливое время идёт теча, и мы оныя церкви без указу перебрать не смеем и просим дать указ оную церковь разобрать и подрубить, и построить по-прежнему во имя Преображения». В 1738 году церковь была перестроена и освящена также в честь Преображения Господня.
В ведомости о церквях бывшей Переславской епархии, составленной в 1799 году, в Закубежском погосте значится две церкви: во имя Преображения Господня и во имя Успения Пресв. Богородицы; обе деревянного здания одноэтажные.
В 1831 г. священник Закубежского погоста Афанасий Васильевич Широгоров был переведён в с. Константиново, в 1839 г. умер.
В 1833 году вместо двух деревянных церквей «тщанием прихожан и доброхотных дателей» построена каменная церковь с такой же колокольней. При устройстве каменной церкви в 1833 г. священством, церковнослужителями, старостой и прихожанами было составлено «письменное условие»: «По резолюции Его Преосвященства благоволено при приходе нашем выстроить новую каменную церковь, для коей у нас выстроены сараи и сделано немалое количество кирпича, но так как в нашем приходе дров не имеется, из других приходов по причине реки и окружающего нас болота получить нам дров невозможно, то по таковой необходимости решились утруждать Его Преосвященство просьбою об уничтожении деревянной Преображенской церкви с колокольною, в коей у нас бывает служение единожды в год, а всегдашнее служение отправляется в Успенской деревянной же, и потому Преображенская церковь по ветхости нам более не нужна, потому мы просим об уничтожении оной церкви и об отдании её на обжиг кирпича согласны...».
До 1876 г. причт Успенской церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря.
В 1871-1881 гг. священником в Успенском храме погоста Спасского-за-Кубежью был Алексей Алексеевич Язвицкий (ум. 1881). По избранию духовенства он был назначен благочинным. В 1874 г. награждён камилавкой, в 1880 г. наперсным крестом.
1885 г. «Из Успенской обители, при ее упразднении, последовавшем в 1765 году, в соседнюю Успенскую приходскую церковь погоста Спас-за-Кубежью, даны:
1) Икона Иверской Божией Матери древнего искусного письма и мерою в вышину 2 ар. 2 вер., а в ширину 1 ар. 8 верш. Икона сия местно чтима явленной и чудотворной. Риза на ней, вместо прежней медной, в 1871 г., усердием крестьянина сельца Дубков — Егора Кузьмина сделана серебряно-позолоченная, с таким же венцом из страз простых и цветных камней в короне. Икона эта помещена в тезоименитом ей левом приделе Успенской церкви; под ней стоит доска с изображением монастыря в развалинах - и с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни 1765 года».
2) Крест напрестольный серебряный с начертанием на оном: «1708 года маия в 18 день построил сей крест в Переславский уезд в церковь Успения Пресвятой Богородицы Шавыкиной пустыни, Сила Федоров сын Лызлов ради поминовения родителей своих, а весу 99 золотников». На задней стороне сего креста 5 клейм, на коих начертано: «мощи: 1) первомученицы Феклы, 2) Иакова, от 40 мучеников, 3) Благоверного Князя Владимира, 4) Евстафия — плакиды и 5) Благоверного Князя Феодора Смоленского и Ярославского».
3) Евангелие напрестольное, в поллист, на Александрийской бумаге, Московской печати 1722 г., с надписью на первом листе: «Евангелие церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы пустыни Успенской Шевякиной 1723 года. Петр Викентьев». По листам надпись: «сие святое евангелие поступили в церковь Преображения Господня за Кубежью 1765 года». Переплет этого Евангелия бархатный; на обоих досках по 5 клейм старинного серебра; на лицевой стороне в клейме посреди Евангелия изображен Деисус, в угольных — 4 Евангелиста.
4) Кадило серебряное с резьбой и начертанием: «1707 года апреля 7 дня поступило сие кадило в Успенский монастырь Федор да Сила Федоров Лызловы ради поминовения родителей своих, а весу золотников...» и 5) Колокол с начертанием древней славянской вязью, которую трудно прочесть. Богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; есть книги и для назидательного чтения. Из зданий, принадлежащих церкви, есть деревянный на каменных столбах дом.
Есть часовня деревянная на месте упраздненной в 1723 г. Шевыкиной пустыни. Кладбище находится вблизи от церкви.
К Успенской церкви приписана в 1862 году Скорбященская церковь, находящаяся в сельце Иванкове. Служба в ней бывает в храмовой праздник и еще в некоторые дни. Построена в 1860 году тщанием помещика оного сельца коллежского регистратора Николая И. Сорохтина; деревянная на каменном фундаменте, — колокольня на деревянных столбах, крытых железом. Престол в ней один — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радостей». Ризницей, утварью и св. иконами сия ц. снабжена достаточно. Богослужебных книг имеется очень мало. Под церковью схоронен храмоздатель.
В состав прихода входят, кроме погоста Закубежского, в коем 6 дворов, следующие селения: сельцо Новоспасское, сельцо Дубки, сельцо Иванково, дер. Пеньи, д. Терехова, сельцо Рябинки, д. Лихачево, сельцо Ворсково, дер. Борисцево, сельцо Осипово, д. Агинтова, д. Минино, д. Парфенково, д. Новиково и сельцо Сковородино; д. Борисцево отстоит от церкви в 4 верстах и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 618 муж. и 646 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть помещики, военные и мещане; прихожане занимаются хлебопашеством и прядением шерсти; раскольников в сем приходе нет.
Причта при сей церкви по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Николай Язвицкий, который священствует с 1879 года. При сей церкви земли: усадебной 3 д. 1045 с., пахотной 26 д. 1966 кв. с., кустарнику 3 д. 400 саж., под церковью и кладбищем 1 д. 1475 с., под прудом 572 с., под дорогами 2255 саж.; а всей земли 36 дес. 512 с. Планы и межевые книги имеются и хранятся в ризнице; землею причт владеет сам. Дом у настоятеля церковный, а у псаломщика — собственный; оба на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 866 рублей». [2]
В Закубежском приходе, в 1879 году, открыто народное Училище в сельце Рябинках. [2]
1 ноября 1884 г. сыном о. Алексея, местным священником Николаем Алексеевичем Язвицким (в 1884 г. ему был 31 год) в Закубежье была открыта церковно-приходская школа. В 1885 г. в ней обучались 51 мальчик и 4 девочки. Для школы имеется особое здание, довольно ветхое и весьма тесное. Выстроено оно около 1860 г. прихожанами пог. Закубежского на собственные средства для ночлежного дома. [2] 1889 г. «С истинно отрадным чувством мы участвовали на экзамене, 7 мая, в близкой нашему сердцу Закубежской школе. Эта школа устроена по настоянию местного свящ о. Николая Алексеевича Язвицкого. Школьное здание прекрасное. Сначала занимался в школе один о. Николай Язвицкий, но в прошедшем году, милостью Владыки, в школу назначен отдельный учитель, студент семинарии Соколов, весьма энергичный и развитой молодой человек. На экзамене все дети без исключения отвечали превосходно; не слыхавши их ответов, трудно даже поверить успехам школы, которых мы являемся свидетелями. В Закубежекой школе так же, как и в Махринской, если так можно выразиться, витает дух благочестия. Перед экзаменом, дети стройно пропели радостное: «Христос воскресе», а после экзамена батюшка отслужил благодарственное молебствие, причем пели школьные мальчики, и один из них читал апостол. 10-го мая в погосте Благовещенском мы участвовали на испытании учеников, оканчивающих курс церковно-приходской школы и желающих воспользоваться льготою по отбыванию воинской повинности. В погост Благовещенский вызваны были ученики школь: кроме Благовещенской, — Николоперевозской, Богородской к Кучковской. Школьное здание Благовещенского училища видно версты за две: это — прекрасный двух-этажный дом, крытый железом, устроенный близ церкви. При входе нашем в школу, нас встретил почтенный старец, устроитель школы и попечитель В. Г. Новиков, украшенный медалями. Около училища толпился народ в ожидании экзамена. Когда приступлено было к испытанию учеников, классная комната тотчас наполнилась народом. И нужно было видеть, с каким любопытством смотрели на экзамены детей взрослые люди! Первые отвечали ученики Благовещенской школы, которых представлено было четыре человека; все они получили отличную отметку, т.е. более 5-ти. Учитель этой школы, окончивший курс духовной семинарии Тихонравов — человек в деле преподавания и ведения школьного дела опытный, и во всех отношениях, что называется, весьма приятный человек. За Благовещенской школой, следовала школа Николоперевозская; детей этой школы представляла учительница г-жа Цветкова, окончившая курс во Владимирском епархиальном училище. Эта истинная труженица, работая за 70 руб. год, достигла блестящих результатов; дети, ею представленные на экзамен, отвечали прекрасно. Г-жа Цветкова вызвала, как в среде слушателей, так и в членах экзаменационной комиссии, полное сочувствие, выразившееся между прочим в том, что один из посетителей экзамена некто Захаров, по приглашению члена комиссии Н.И. Соловьева, взошел с заявлением о том, что он желает жертвовать ежегодно в пользу Цветковой 40 р. в год за ее труды по преподаванию в виду скудного вознаграждения. Экзаменационная комиссия выразила Захарову глубокую благодарность, обещая ходатайствовать об утверждении его в звании попечителя Николоперевозской церковно-приходской школы. Затем экзаменуемы были ученики Кучковской школы; в этой школе отдельного учителя нет, и учил один священник о. Константин Кумошенский. Дети Кучковской школы отвечали очень хорошо, но к сожалению плохонько пишут. Видимо, двухлетний курс слишком короток, при продолжительности вакации и многих не учебных днях в течение года. О. Кумошенский вполне основательно знаком с преподавательскими приемами. В Кучковской школе нет попечителя; но не отчаеваемся найти доброго человека, могущего помочь этой школе. После Кучковской, экзаменовались ученики Богородской школы; эта школа послабее других. Учитель оной Лебедев — человек очень молодой, только вступивший в жизнь; он из окончивших курс Вифанской семинарии, — и вероятно в будущем школа его не отстанет от других. 10-го мая в погосте Благовещенском допущено было к экзамену на получение льготы по отбыванию воинской повинности и на получение свидетельства об окончании полного курса церковно-приходской школы, из 4-х училищ, 17 человек, при чем 15 человек выдержали экзамен прекрасно; а двое — неудовлетворительно, за что сии последние и не признаны достойными получить желаемую льготу и свидетельства. По окончании экзамена, почтенный попечитель школы пригласил всех, участвовавших в испытании, к себе в дом хлеба и соли откушать. С чувством сердечной радости мы вспоминаем день 10-го мая. Но кроме этого числа, мы не можем не вспомянуть с тем же чувством день 12-го мая, в который назначены были экзамены в селе Константиновском для учеников следующих церковно-приходских школ: Закубежской, Махринской, Троицко-Выторосской, Покровской и Горошковской. Утром 12-го мая прибыл в ниш(?) дом наблюдатель школ о. Н. А. Язвицкий, пользующийся вполне заслуженным уважением; вслед затем посетили нас все отцы, заведывающие школами и представившие к экзамену учеников, — равно и почетный попечитель школ Соколов. Здесь нам пришлось предрешать один вопрос, заслуживающий внимания. Троицко-Выторосский священник о. Николай Кудрявцев принял в школу, обучал и представил к экзамену мальчика еврейского происхождения, иудейского вероисповедания. О. Кудрявцев настаивал на непременном допущении этого мальчика к испытанию (прошедший год не выдержавшего экзамена в земской школе). На заявление и желание о. Кудрявцева член экзаменационной комиссии Н. И. Соловьев высказался: «так как церковно-приходские школы — непростые школы грамотности, а суть (и главным образом) училища благочестия в духе веры и церкви православной, к которой мальчик Ханутин (Фамилия еврея) не принадлежит, и так как, получив образование в церковно-приходской школе, он еще не проникся духом истин православия до степени присоединения к нему, то и допущение его к экзамену едва ли может признаться правильным». К этому взгляду единогласию присоединились все члены экзаменационной комиссии, и ходатайство о. Н. Кудрявцева о допущении Ханутина к экзамену отклонили. В 11 часов утра в здании Константиновского земского училища, по совершении молитвы, пропетой учениками под руководством учители Закубежской школы Соколова, открылся экзамен, который посетил местный достопочтеннейший о, благочинный Н. А. Беляев, первейший и ревностнейший устроитель церковно-приходских школ в своем ведомстве. Первыми экзаменовались ученики Закубежской школы и отвечали, как мы и ожидали того, по всем предметам превосходно, За Закубежскими следовали Махринские; они нe уступали Закубежским. Особенно хорошо читали стихотворения религиозно-нравственного содержания; выбор этих стихотворений делает особую честь учителю Махринской школы. Ученики Покровского училища, кроме одного, отвечали хорошо. В Покровской школе занимается не только сам батюшка о. Алексей Ястребцов, но приучил к учительской профессии и свою дочь, весьма способную девицу, участвовавшую на экзамене. Этот пример о. Алексея заслуживает подражания. Горошковская школа также не оставляет желать ничего лучшего. В этой школе трудится также священник о. Гавриил Тихонравов с своей дочерью. В Константиновском экзаменовалось всех 14 человек, не выдержал экзамена один. По окончании испытаний, почетный попечитель Соколов роздал всем экзаменовавшимся ученикам по книжке, а экзаменаторов пригласил к себе в дом откушать хлеба-соли. Оканчивая наши заметки, мы не можем не выразить особого благоговения к Промыслу Божию, правительственным видам дарующему соответствие. По гласу Монарха, церковно-приходские школы, по крайней мере в нашем крае, растут и множатся, школьные здания составляют лучшие постройки в селениях, учителя не оставляют желать ничего лучшего, и все это — без всякой казенной субсидии, только доброхотными жертвами да мощной силой просветительной ревности нашего Архипастыря с почтенным духовенством, им управляемым! Н. И. Соловьев» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1-го июня 1889 года).
Учащихся в 1892—93 учебн. году было 48. [1]
В Закубежье о. Николай Язвицкий служил с 1881 г., до этого 2 года был священником соседнего Никольского прихода. Он в 1876 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда. С сентября того же года работал учителем и законоучителем в Елпатьевском народном училище Переславского уезда. В 1879 г. рукоположен во священника к церкви с. Никольского Александровского уезда. В 1879-1881 гг. был законоучителем в Рябинковском народном училище (открыто в 1879 г.). В 1880 г. утверждён в должности смотрителя Константиновского склада епархиального свечного завода. В 1880-1881 гг. был законоучителем в Никольской церковно-приходской школе. В 1881 г. переведён в с. Закубежье. У о. Николая и его жены Евлампии Михайловны (25 лет) было четверо детей (Юлия, Леонид, Капиталина, Лидия). В доме о. Николая жила его мать, вдова священника Алексея Язвицкого, Мария Егоровна. Брат о. Николая Иван (род. 1868) в 1882 г. окончил Переславское Духовное училище и в 1888 г. - Вифанскую семинарию. Отцу Николаю сослужил диакон на псаломщицкой вакансии Иван Иванович Крылов. В с. Закубежье после окончания Вифанской семинарии, с 1888 по 1890 г., работал учителем церковно-приходской школы священномученик Василий Соколов (1868-1922). После рукоположения он служил в церкви Рождества Христова в с. Пустое Сергиево-Посадского района и в Николо-Явленском храме на Арбате в Москве. Оба храма разрушены. Сам он был арестован после проповеди, сказанной в связи с изъятием церковных ценностей, и расстрелян.
«Письмо Архиепископа Антония, бывшего Владимирского, Благочинному Александровского уезда прихода Закубежского, священнику о. Алексею Язвицкому 4 июня 1875 года. Почтеннейший отец Алексей! Очень хорошо понимаю, как велика ваша потеря и вполне сочувствую вашей глубокой скорби. На 9-м году возраста я сам испытал это несчастие и тоже от злых людей. Все семейство наше целую зиму жило в крестьянской избе у соседа, а на лето перебралось в небольшую избушку к дьячку, и только чрез год построили свой небольшой домик. Как сохранил Господь мое здоровье, это достойно удивления, потому что я выбежал из горящего дома в трескучий мороз в одной рубашке. Судьбы Божии непостижимы. Для чего Господь попустил злодею нанести вам столь великий вред, это Ему одному известно... Что касается до вас, я одного прошу у Господа Бога, одного от всей души желаю, чтобы вы не упали духом, чтобы вы, подвергшись столь великому бедствию, получили и силы достаточные к его перенесению; излишнею скорбью, чрезмерною печалью не поправите дела. «Возверзи на Господа печаль твою», говорит Пророк, «и Той тя препитает». Что с нашей стороны должно быть оказано вам пособие, это не подлежит сомнению. Я передал рапорт ваш в попечительство с приказанием обратить надлежащее внимание на горестное положение ваше. Был ли по крайней мере застрахован ваш дом? Если так, то скорее бы вы поднялись и обзавелись своим домом. Если же нет, то сугубо тяжело ваше положение. Испрашивая у Господа Бога сохранения сил ваших и здоровья, при постигшем вас несчастий, с чувством почтения и любви остаюсь искренний ваш доброжелатель и слуга покорный Антоний, архиепископ Владимирский». 23 мая 1875 г. о. Алексея Язвицкого в полночь посетило большое несчастье — от пожара он лишился почти всего имущества; о этом своем несчастье он рапортовал тогда Высокопреосвященнейшему Антонию. На этот рапорт Антоний ответил собственноручным письмом, которое при величайшем горе пострадавшего, доставило ему и всему ему семейству утешение. Прочитавши письмо, он со слезами благодарности умиленно поцеловал письмо, доставившее ему много отрады в его горьком положении.
Престолов в церкви три: в холодной в честь Успения Божией Матери, в приделах теплых: в честь Преображения Господня и Иверской иконы Божией Матери. [1] Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из Св. икон особенно чтима в приходе икона Иверской Божией Матери; на поклонение этой иконе приходили жители и из соседних приходов, почитая ее за чудотворную; риза на иконе серебряная вызолоченная, венец украшен драгоценными камнями. В Успенскую церковь икона перенесена из упраздненного Успенского Дубенского монастыря, бывшего вблизи Закубежского погоста на реке Дубне. В иконостасе этой иконы внизу изображен вид Успенской пустыни, под которым надпись, что икона эта была передана в Успенскую церковь по упразднении пустыни. На одном из напрестольных крестов сбыла надпись: «1708 года Мая в 31 день построен сей Животворящий крест в Переславль Залесский уезд к церкви Успения Пресв. Богородицы Сила Федоров сын Лызлов ради поминовения родителей своих». На задней стороне этого креста 5 клейм, в верхнем написано: «мощи первомученицы Феклы», в среднем: «мощи Иакова от 40 мучеников», в правом: «мощи Благовернаго князя Владимира», в левом: «мощи Евстафия Плакиды», в нижнем: «мощи благовернаго князя Феодора Смоленскаго и Ярославскаго». В небольшой иконе вставлен серебряный крестик, на задней стороне коего следующая надпись: «три части гроба Господня, части мощей св. Иоанна Златоустаго, Иоанна Дамаскина, Моисея, архиепископа Новгородскаго, Ионы, архиеп. Новгородскаго, мучеников, иже в Синае граде избиенных, Иоанна Новгородскаго, Иакова Боровицкаго Чудотворца». Этот крест приложен в Успенскую церковь в 1842 году. Хранилось напрестольное Евангелие печ. 1697 при патриархе Адриане в Киево-Печерской лавре; в тексте этого Евангелия при изложении некоторых исторических событий находятся миниатюрные лицевые изображения их; сам текст на стихи не разделен. На другом Евангелии печ. 1722 года надпись «Евангелие обители Благовещения Пресв. Богородицы пустыни Шевыкина 1723 года Петр Викентьев». На серебряном кадиле была также надпись: «построили сие кадило к церкве Успению Богородицы Федор да Сила Федоровы дети Лызловы ради поминовения родителей своих 1707 в апреля 7 день». [1]
В церковной библиотеке хранились две месячных минеи печати 1673 года; на первой из них надпись: «сия книга церкви Успения Пресв. Богородицы, что в Зукубежье»; на другой: «сия книга минея месяц июнь Переславскаго уезда Залесскаго Серебожскаго стану погосту церкви Преображения Господня, что в Закубежье, церковная, куплена на церковныя деньги». Антиминс в Успенском храме освящен Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским, в 1779 году.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1801 года, исповедные росписи с 1825 года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (1703 руб.) — 68 руб.; б) от служб и требоисправлений до 565 руб.; в) от хлебного сбора до 60 руб., а всего 700 руб. в год, земля же церковная прибыли не давала. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле.
[1] Земли при церкви: усадебной 3 дес. 1045 сажен, пахотной 26 дес. 1966 кв. саж., кустарнику 3 дес. 400 саж., под церковью и кладбищем 1 дес. 1475 саж., под прудом 572 саж. и под дорогами 2255 саж., а всего 36 дес. 512 саж. [1] Приход состоял из погоста Закубежского, сельца Новоспасского (1 вер. от церкви), Дубков (1 вер.), Иванкова (3 в.), Рябинок (1 ½ вер.), Ворскова (3 вер.), Осипова (1 ½ вер.), Сковородина (2 вер.) и деревень: Пеньев (2 вер.), Терехова (2 вер.), Лихачева (2 ½ вер.), Борисцова (4 вер.), Агинтова (2 ½ вер.), Минина (2 ½ вер.), Парфенкова (2 ½ вер.), и Новикова (2 вер.), в коих по клировым ведомостям в 1897 г. числилось 644 души муж. пола и 741 женского. [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
К Успенской церкви погоста Закубежскаго приписана была деревянная церковь во имя Божией Матери всех скорбящих радости в сельце Иванкове, построена в 1860 г. тщанием помещика этого сельца коллежского регистратора Николая Ивановича Сорохтина. Утварью, ризницей, Св. иконами церковь снабжена достаточно; богослужебных книг мало. Причта и земли при этой церкви не было. За служение в этой церкви получались проценты с капитала 750 руб.; в пользу церкви на ремонт ее был капитал в 1000 руб., неистраченные проценты с него хранились для образования непрерывно-доходного билета в 1000 руб. в пользу причта. [1]
В 1931 году церковь в Закубежье была закрыта. Разрушены колокольня и портики, украшавшие северный и южный фасады. В храме сохранились рама иконостаса середины XIX в. и бетонный пол с орнаментом из мраморной крошки 1889 г. Возвращена верующим в 1995 году, действует.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Успенского Храма С. Закубежье Сергиево-Посадского района Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви действует с 1 марта 2000 г.
Настоятель Иванчук Иосиф Иосифович.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с. 2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Упраздненные монастыри Александровской земли.