Игумения Елисавета (Лаврова)
В 1794 г. в семье диакона села Воскресенского Ковровского уезда Владимирской губернии Николая Лаврова родилась дочь Анна. Отцом она была обучена чтению и письму, хотя грамотность в то время являлась роскошью для детей-девочек. Достигнув совершеннолетия, Анна пожелала оставить мир и поступила в сентябре 1817 г. в Суздальский Ризоположенский монастырь. В 1832 г. была переведена в Муромский Троицкий девичий монастырь, где была пострижена в монашество по указу Святейшего Синода 22 декабря 1837 года с именем Елисаветы.
Архиепископ Владимирский Парфений, видевший послушание и строгую иноческую жизнь монахини Елисаветы, в 1838 г. назначил ее казначеей Ризоположенского Суздальского монастыря.
26 января 1843 г. произведена в игумении Троицкого Муромского монастыря. В 1844 г. ее управлению был вверен Переславский Феодоровский монастырь, а в 1845 г. – Суздальский Покровский. Наконец, как деятельная и опытная игуменья, 21 января 1846 г. была определена настоятельницей в Успенский монастырь города Александрова, который она привела в цветущее состояние, мудро управляя 37 лет и 3 месяца.
Ослабев, на 90-м году жизни Игуменья Елисавета подала прошение на покой. Настоятельница игумения Елисавета Лаврова в апреле 1883 года, Святейшим Синодом уволена, по прошению, на покой. Несмотря на глубокую старость, она сохраняла рассудок и память, хотя телесные силы отказываются служить ей, особенно — глаза и ноги.
В течение долголетнего управления Игумения Елисавета сделала очень много существенно полезного для монастыря. Ея неусыпными трудами и заботами монастырь приведен в довольно цветущее состояние. Все благоустройство обители, храмы Божии, каменная ограда (гребень коей покрыть железом и по углам которой устроены очень красивые башни), колокольни (шатер коей покрыт белым железом), многие дорогие ризы на иконах, церковная утварь и ризница, — все это будет носить на себе память ее попечений, — все это восполнено и усовершенствовано ею, при участии доброхотных жертвователей, которых она привлекала своею доброю жизнью и ласковым обхождением. Настоятельские келлии с трапезою внизу, большой двух-этажный каменный корпус монашеских келлий (числом 50), больничный каменный корпус, механически устроенный в монастыре колодезь, — все эти здания, во все время своего существования, будут свидетельствовать о благоразумной устроительнице их - игумении Елисавете. Судя по воздвигнутым при ней постройкам, смело можно назвать эту Игуменью хорошей архитекторшей. К этому кстати следует присовокупить, что она знала хорошо время, когда можно закупить лесные и прочие материалы получше и повыгоднее, умела правильно оценить достоинство их и дать каждой вещи свое назначение. Но, заботясь о внешнем благосостоянии вверенного игумении Елисавете Лавровой монастыря, она радела, сколько могла, о церковном Богослужении и о религиозно-нравственном быте живущих в обители. По первым ударам церковного колокола она являлась в храм Божий почти каждодневно, — и утром, и вечером, и около полудня. Исключением из сего были только последние три года, в которые она, по болезни ног, не могла присутствовать во храме. Отсутствие в церкви всегда было восполняемо домашнею молитвою — вычитыванием полунощницы, утрени и молитв с вечера. Постоянно посещая церковь Божию, она требовала и от управляемых ею монахинь неопустительного хождения к Богослужению, особенно в полуелейные и праздничные дни. Относительно самого отправления Богослужения игуменья Елисавета настоятельно требовала, чтобы оно отправлялось, по возможности, согласно с церковным уставом, пение было стройное, чтение неспешное и внятное, — и, по возможности, достигала доброй цели. Богомольцы, бывающие в монастыре при Богослужении, вероятно, не откажутся подтвердить сказанного об истовом отправлении в монастыре здешнем церковных служб, о стройном пении и чтении и вообще о благообразности и чинности в Богослужении. Особенно нерадивых и леностных к Богослужению в монастыре не было: вслед за игумениею монахини спешили в церковь на молитву. Церковные монашеские правила, по требованию Настоятельницы Лавровой, отправлялись неопустительно. Нареканий на нравственность монашествующих и послушниц монастыря, благодаря благоразумной строгости Игумении, почти не встречалось. Непочтительности к старшим, самовольства, вообще особенных проступков в монастыре не замечалось. При благоразумно-строгой Начальнице и находящиеся под ее управлением сестры старались вести себя вообще безукоризненно. Как добрую и попечительную мать особенно любили Матушку вверенные ей сестры, видя в ней пример монашеской жизни. Глубокое уважение и любовь за молитвенность, труды и обходительность вызывала она у городских жителей, считавших ее образцовой настоятельницей. Доброе управление игумениею Елисаветою Николаевою Лавровою вверенными ей монастырями не оставалось без благодарности и награды со стороны высшего Начальства. В 1858 году она Всемилостивейше пожалована золотым наперсным крестом, за долговременное и усердное прохождение возложенных на нее должностей. В 1871 году за усердную службу удостоена благословения Святейшего Синода. В 1873 году, за долговременную и усердную службу Всемилостивейше награждена золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями. В апреле 1883 года преподано ей благословение Святейшего Синода за, долговременную службу в сане Игуменьи. Монахини и сестры здешнего монастыря, всегда признательные к доброй игумении Елисавете Николаевой Лавровой, ныне уволенной на покой, обязались выдавать ей на содержание по 150 рублей каждогодно, по день ее кончины, и на благодарную память, 29-го мая, поднесли ей дорогую икону «Венчания Богоматери», — писанную на кипарисной дске и обложенную серебрено-позлащенною ризою, со стразами в венце Приснодевы. На задней стороне иконы, на медном посеребренном листе, вычеканена следующая надпись: «Александровского Успенского женского монастыря Настоятельнице Игумении Елизавете Лавровой поднесена Икона сия находившимися под ея управлением монахинями и сестрами того монастыря 29 дня мая 1883 года на благодарную память и в поручение доброй матери покровительству Богоматери». Со слезами радости и умиления приняв Икону Владычицы мира и облобызав Ее, смиренная Игуменья от души благодарила принесших за священный дар сей и пожелала всем живущим в обители милости и благодати Божией.
29 мая 1883 г. поселилась в отдельной келье со своими племянницами-монахинями, все время отдавая молитве и мыслям о будущей вечной жизни.
За несколько часов до смерти удостоилась Причастия святых Таин, не выпуская из рук четок, тихо и мирно, с молитвою на устах 7 августа 1883 г. она скончалась.
Священник Иоанн Орлов.
Александровский Успенский женский монастырь
Город Александров Монастыри Владимирской области.
|