Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
09:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Бердяев Н.А. в Зосимовой пустыни

Бердяев Н.А. в Зосимовой пустыни

В Зосимовой пустыни часто бывали личности, известные всей стране, к числу которых можно отнести, например, великую княгиню и будущую преподобномученицу Елизавету Федоровну, наместника Московского Чудова монастыря архимандрита Арсения (Жадановского), впоследствии ставшего архиепископом и также пострадавшего от большевиков, и родную сестру видного грузинского театрального режиссера Котэ Марджанишвили Тамару Александровну Марджанову, принявшую впоследствии монашество с именем Фамарь и основавшую Серафимо-Знаменский скит в поселке Востряково под Москвой, где немало лет прожил будущий священномученик епископ Дмитровский Серафим (Звездинский).


Николай Александрович Бердяев. Около 1910 г.

В 1898 г. Зосимову пустынь посещал Николай Александрович Бердяев (6 [18].03.1874 — 23.03.1948) .
Краткое свидетельство об этой поездке имеется в одной из классических работ Н.А. Бердяева «Самопознание» (М.,1991, с.188) и, несомненно, может стать для читателя весьма красноречивым напоминанием о том, насколько далек был в те годы по своему мировоззрению от Церкви будущий профессор Свято-Сергиевского Богословского института, и сколь неоднозначной, с религиозной точки зрения, была сама русская религиозная философия, во многом ориентированная на взгляды В.С. Соловьева, как известно, далеко не всегда находившиеся в рамках православной традиции.
Однако сохранить русскую религиозную философию в русле Православия тогда все же удалось, и произошло это лишь благодаря поддержке и личному поручительству таких видных иерархов, как митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) и ректор Московской Духовной Академии архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), а также благодаря духовному опыту старцев Зосимовой пустыни. Правда, было их здесь, в отличие от Оптиной пустыни, не так много, всего двое – схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев), но за советами к ним ехали люди со всей страны и, кроме того, иеросхимонаху Алексию впоследствии довелось совершить важнейший исторический акт в жизни русского Православия. Именно во время Поместного Собора 1917-1918 гг. он вынул жребий с именем новоизбранного Патриарха и, таким образом, помог восстановить исторически сложившуюся систему церковного управления, нарушенную в 1700 г. Петром I.
Помимо всего прочего, духовники Зосимовой пустыни помогли Н.А. Бердяеву преодолеть его стихийное и неосознанное интеллигентское богоборчество, которое буквально сквозит в каждой строчке фрагмента из книги «Самопознание», где повествуется о единственном в биографии видного религиозного философа его пребывании во Владимирской губернии. Свидетельство Н.А. Бердяева о его поездке в Зосимову пустынь содержит весьма стандартный набор аргументов, с помощью которых часто и сегодня кое-кто пытается объяснить ненужность посещения богослужений и молитвы. И убедительность этих аргументов порой является просто железной: самыми убедительными из них Н.А. Бердяев считает полумрак в храме, длительность церковной службы и непонятность церковнославянского языка. Далее Н.А. Бердяев пишет о том, что присутствие на богослужении в небольшом, затерянном в лесах монастыре великой княгини Елизаветы Феодоровны оставило у него неприятные ощущения. По его мнению, это наглядно свидетельствовало о тесной взаимосвязи Церкви с «императорским режимом» - увы, этот нелепый термин употреблен в оригинальном тексте. И, употребив такой термин, видный религиозный философ, несомненно, был близок к использованию словесных штампов, которые спустя всего два десятилетия заполонят газеты и книги, - таких как «царский режим» или «проклятый царизм, веками угнетавший народ», «сатрапы» и «душители свободы».
Но за эти два десятилетия коренным образом изменились и внешние обстоятельства, что вынудило Н.А. Бердяева эмигрировать и, возможно, спасло ему жизнь, и, кроме того, за это время, несомненно, изменились и многие взгляды философа. Но приведенный выше отрывок из книги Н.А. Бердяева «Самопознание» наглядно свидетельствует о том, каким порой сложным и противоречивым был путь к пониманию им, казалось бы, довольно простых идей: так, помимо того, о чем было упомянуто выше, Н.А. Бердяев пишет о том, что особенно тяжелое впечатление на него произвел разговор с иеросхимонахом Алексием (Соловьевым), согласившимся его принять. Причиной этого стало то, что опять-таки по доподлинно цитируемым здесь словам Н.А. Бердяева, старец «осмелился» непочтительно высказаться по поводу еретических идей, которыми было насквозь проникнуто творчество Льва Толстого. Из этого, несомненно, можно сделать вывод о том, что еще при жизни гений из Ясной Поляны, едва ли не единодушно признанный русским обществом живым классиком, является для интеллигенции не просто талантливым писателем, а настоящим кумиром и примером для слепого подражания.
Коротким по времени и, казалось бы, совершенно незначительным, с исторической точки зрения, было пребывание впоследствии всемирно известного религиозного философа в небольшом, затерянном в лесах близ города Александрова монастыре, переживавшем в те годы, когда он там побывал, период своего возрождения из затяжного упадка. На память потомкам об этом событии остался лишь отрывок из книги «Самопознание», да и тот нельзя назвать слишком уж большим, поскольку состоит всего из нескольких кратких абзацев. Однако это вовсе никак не может считаться малозначительным как с точки зрения краеведения, так и с точки зрения местной истории, если кому-то такой термин нравится больше. И этот эпизод, несомненно, является крайне важной вехой в развитии монашеской традиции Владимирского края, возникшей здесь в древнейшие времена и связанной впоследствии, в частности, с именами преподобного Сергия Радонежского, его ближайших друзей, учеников и сподвижников.
Кроме того, значение этого эпизода выходит далеко за местные рамки и представляется принципиально важным также С позиций религиозной философии — ведь этот эпизод наглядно показывает, какой порой весьма непростой путь способен пройти человек в своих мировоззренческих исканиях при крайне сложных внешних обстоятельствах, когда в обществе царят хаос и сопутствующее ему явление, которое А.П. Чехов однажды весьма иронично назвал «брожением умов».

Источник:
А.В. ТОРОПОВ. Н.А. БЕРДЯЕВ В ЗОСИМОЙ ПУСТЫНИ. К 70-летию со дня кончины и 140-летию посещения Н.А. Бердяевым Зосимовой пустыни

Владимирская энциклопедия
Категория: Александров | Добавил: Николай (11.07.2022)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru