Большие Лужки — деревня в Гороховецком районе Владимирской области России, входит в состав Куприяновского сельского поселения.
Деревня расположена на высоком берегу реки Клязьма в 11 км к западу от центра поселения деревни Выезд и в 8 км на запад от Гороховца.
Деревня Лужки Быстрицкого прихода впервые упоминается в переписных книгах 1678 года, в ней было 6 дворов.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В конце XIX — начале XX века деревня Большие Лужки входила в состав Красносельской волости Гороховецкого уезда.
В деревне Большие Лужки имелась школа грамоты.
С 1929 года деревня входила в состав Княжичевского сельсовета Гороховецкого района, позднее — в составе Куприяновского сельсовета.
С 2005 года входит в состав Куприяновского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 179 чел. (27 дворов), в 1905 г. – 216 чел. (30 дворов), в 1926 г. – 138 чел., 2002 г. – 46 чел., в 2010 г. – 29 чел.
В 2 км. западнее от деревни располагался Быстрицкий погост. «Погост Быстрицкий на р. Клязьме находится в 7 верст. от уездного города и в 130 от губернского». [1]
Погост Быстрицы
Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII столетия; в писцовых книгах 1628 г. отмечено: «погост Быстренской, на погосте церковь Николая Чудотворца древяна кслецки — строение мирское; при церкви поп, дьячек, просвирница, 4 кельи нищих («питаются от церкви Божией»); к той церкви по старине пустошь Хорина, в которой пашни середние земли по 16 четв. в поле, сена 50 копен».
В 1743 г. вместо деревянной церкви в Быстрицах, на средства Гороховецкого купца Ивана Холкина, построен каменный двухэтажный храм; в нижнем этаже престол был освящен во имя Св. Николая Чудотворца в 1746 г., а в верхнем в честь Рождества Христова в 1761 г., с благословения Архиепископа Владимирского и Яропольского Антония.
В 1868 г. этот храм был перестроен, так как в стенах его оказались трещины. В 1871 г. при храме устроена новая каменная колокольня. И внутренние церковные украшения в обновлены совершенно. 15 декабря 1888 г. перемещен диакон села Алферьева, Шуйского уезда, Михаил Орлов в погост Быстрицы, Гороховецкого уезда.
20 декабря 1888 г. определен на место священническое студент д. семинарии Ераст Тихомиров в погост Быстрицы, Гороховецкого уезда.
Престолов в храме два: в верхнем этаже — в честь Боголюбской иконы Божией Матери (престол переименован в 1871 г.), в нижнем — во имя Св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы Николая Чудотворца и Боголюбской Божией Матери. Первая почитается в приходе явленной, вторая написана в 1848 году в память избавления приходских деревень от холеры.
Хранились небольшие серебряные сосуды с подписью на потире: «сей сосуд построен Князь Иваном Ильиным сыном Болъхонским в церковь Николая Чудотворца, что на Быстринах. 1760 г. июня 10 дня».
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: жалованья из государственного казначейства 550 руб., от служб и требоисправлений до 400 руб., от земли церковной до 150 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви по плану генерального межевания 108 дес. 3 саж., из нее пахотной 50 дес. 1220 саж., сенокосной 10 дес. 334 саж., усадебной 1 дес. 1000 саж., выгона 1 дес., под р. Клязьмой и протоком 12 десят. 400 саж., под церковью и кладбищем 1 десят. 1200 саж., под скатом и водороинами 2 десят. 2300 саж., мелкого кустарнику по горам и оврагам 20 дес. 1300 саж., под дорогами 1 десят. 981 саж., под бичевником 3 дес. 900 саж. В общем владении имелось еще сенокосной земли 4 десят. в пустоши «Кругловой». На всю церковную землю план и межевые книги имелись. [1]
Приход состоял из деревень: Мокеева (4 версты от церкви. По переписным книгам 1678 г. в Мокееве значится 9 дворов, а в 1896 г. здесь 24 двора.), Малых Лужков (3 вер.), Больших Лужков (1 вер. В 1678 г. в д. Лужках было 6 дв., а в 1896 г. в двух деревнях 48 дв.), Шишкина (2 вер.), Карповки (3 вер. В 1678 г. д. Карповка значится за Ф. Митьковым, в ней двор помещиков, 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских, а в 1896 г. здесь 4 двора.), Муракова (4 вер.), Воронцова (3 вер.), Литовки (5 вер.), Гаврильцева (4 вер.), Мисюрева (7 вер.), Богородскова (6 вер.), Сумарокова (3 вер. В 1678 г. д. Сумарокова значится за стольником Ив. Засецким, в ней 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1896 г. здесь 11 дворов.), Хобалева (2 ½ вер. Деревни Муракова, Гаврильцева и Хобалево упоминаются в переписных книгах 1678 г.) и Шуклина (2 вер. В 1678 г. д. Шуклина принадлежала кн. Шаховскому, в ней было 2 дв. крестьянских, а в 1896 г. здесь 24 двора.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 859 душ мужского пола и 969 женского. [1]
В приходе имелись две школы грамоты в дер. Больших Лужках и Литовке; учащихся в обеих школах в 1897 — 98 году было 25. [1]
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. 1980 г.
В 1889 г. молодой выпускник семинарии Тихомиров Ераст Павлович получил назначение священником в Погост Быстрицкий. С 1894 г. состоит заведующим и законоучителем Быстрицкой церковно-приходской школы и состоит членом Гороховецкого Комитета по рассмотрению проповедей.
Революция 1917 года круто повернула сложившийся веками уклад Российской империи. Наступила новая эпоха, основанная на отвержении многого, в том числе христианских устоев - время революционного лихолетья и безбожия. Не обошла стороной беда и семью Тихомировых в Быстрицах. Из поколения в поколение передаётся история о том, как во время проведения литургического богослужения в храме в отца Ераста стрелял приезжий пьяный матрос, Ераст Павлович получил пулевое ранение в область лёгкого. Долго болел, затем продолжал служить в этом же храме вплоть до его скорого закрытия.
Когда умер отец Ераст, родные уже не помнят. А вот о месте захоронения можно лишь предполагать, что он захоронен здесь же на погосте церкви села Быстрицы. Здесь и сейчас угадываются черты старого кладбища.
В годы Советской Власти в бывшей церкви располагались курсы для офицеров и военный летний лагерь.
Церковь очень удачно поставлена на высоком и крутом берегу реки Клязьмы среди живописной природы. Это окружение способствует выразительности постройки. Церковь кирпичная, двухэтажная, трапезного типа. Постройка крупномасштабная, высокая и сильно вытянута по продольной оси, т.е. по оси «восток-запад».
Церковь сохраняет планировочную и объемную структуру двухэтажных храмов XVIII века: ступенчатость объемов с восточного торца и единую их ширину (кроме колокольни), поскольку сложена она на основании храма XVIII века. Но обычно в подобных храмах ступенчатость обуславливалась тем, что объемы смещались, т.е. храм верхней церкви устраивался над трапезной нижней церкви, а апсида верхней – над храмом нижней. Здесь же есть отступление от этой схемы. Между храмом и выступающей свободно к востоку апсидой нижней церкви устроено узкое небольшое помещение, над которым и поставлена апсида верхней церкви. А далее друг над другом располагаются помещения одного назначения.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.