Начало »» Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь
«8 января 1899 г. скончался в гор. Гороховце действительный член Влад. Учен. Архив. Ком. (с 29 ноября 1898 г.), настоятель Флорищевой пустыни, архимандрит Антоний (Борков). Родился он в 1822 г. в Тульской губернии; школьного образования он не получил никакого, а с малых лет провел всю жизнь в монастырях, сначала в Оптиной пустыни, потом в Новгороде, где на него и обратил внимание архим. Антоний (Павлинский, бывший впоследствии архиепископом Владимирским). Переезжая из города в город вместе с Антонием — архиереем, Антоний (Борков) постоянно являл собою пример образцового исполнителя, бескорыстного деятеля. Епископ Антоний много способствовал и развитию Антония Боркова путем самообразования,— он предоставил в его распоряжение свою обширную библиотеку и руководил на первых порах выбором чтения. Это не осталось бесследно: поставив на первом плане (помимо личной своей жизни) заботу о благоустроении обители во всех отношениях, архим. Антоний явился истинным покровителем просвещения и образования. Находящаяся во Флорищевой пустыни богатая в научном отношении библиотека с архивом была приведена им в образцовый порядок; приезжавшим ученым для занятий в библиотеке (а их было не мало) он оказывал всевозможное содействие. Нельзя не упомянуть, что давнишней мечтой о. архимандрита было составление обстоятельного описания Флорищевой пустыни, и когда нашелся человек, готовый взять на себя этот не легкий труд (д. ч. Влад. Ученой Архивной Комиссии, В. Т. Георгиевский), он приложил все старание, не пожалел больших своих личных средств, чтобы это издание было образцовым (оно, за недостатком премий, было удостоено Императ. Академией Наук почетного отзыва). Наконец, отметим еще, что все почти свои средства о. Антоний жертвовал на учебные заведения Владимирской губернии» (Владимирская ученая архивная комиссия. Труды: Кн. 1. - 1899.).
4 января 1907 г. скоропостижно скончался в приписном к Флорищевой пустыни Знаменском монастыре настоятель пустыни Архимандрит Иаков. Архимандрит Иаков (Смольский), по окончании курса в Могилевской дух. семинарии, довольно долгое время исправлял должность секретаря при Архиерее и занимался письмоводством в канцелярии Могилевской дух. консистории. В декабре 1882 г. рукоположен безбрачным, как достигший 40 летнего возраста, во священника с. Рыскова Рогачевского уезда. 14 мая 1888 г., по резолюции Епископа Могилевского, а впоследствии Владимирского Архиепископа Сергия принят в число братии Могилевского Архиерейского дома. 18 июня того же года пострижен в монашество и назначен сперва ризничим Архиерейского дома, а в 1893 г. экономом. В 1894 г. определен Наместником Могилевского братского Богоявленского монастыря. В следующем году, согласно прошению, принят во Владимирскую епархию в звании Настоятеля Николошартомского монастыря, а затем Космина. 8 марта 1899 г. игумен Иаков перемещен на должность Настоятеля Флорищевой пустыни. В 1901 г. возведен в сан Архимандрита. Настоятель Флорищевой пустыни известен во Владимирской епархии своими щедрыми пожертвованиями в пользу разных религиозно-просветительных и благотворительных учреждений. За эти пожертвования он состоял почетным членом Братства св. Александра Невского, Обществ вспомоществования нуждающимся воспитанникам Владимирской духовной семинарии и духовных училищ Владимирского, Суздальского и Шуйского. Не без влияния Архимандрита Иакова Флорищева пустынь оказала значительное денежное содействие семинарии во время празднования ею 150 летнего юбилея и Владимирскому училищу при возведении общежития и устройстве новой училищной церкви. На устройство общежития Флорищевой пустынью пожертвовано более 8.000 рублей; кроме того ею дано 500 рублей на устройство училищной церкви.
Указом Св. Синода от 20 марта 1907 г. на должность настоятеля Флорищевой пустыни перемещен настоятель Вязниковского Благовещенского монастыря архимандрит Макарий.
20-го августа 1907 г., по благословению Владыки, настоятель Флорищевой Пустыни Архимандрит Макарий совершил освящение придельного алтаря во имя ев. мученицы Клавдии, для которого антиминс был освящен Владыкой накануне. На этот раз пел один монастырский хор и пел, нужно сказать, стройно и умело. (В. Е. В. № 3-й. 1907 г.).
3 апреля 1918 года на заседании съезда Гороховецкого Уездного Совета Крестьянских, Рабочих и Солдатских депутатов параграфом 49 было заслушано заявление об ограблении и захвате Флорищевой пустыни. После этого было вынесено постановление: «поручить Комиссару Милову отправиться с отрядом Красной армии в 25 человек для задержания грабителей. Предложить добровольцам от членов Съезда и публики записаться в отряд». Затем в параграфе 55 на вышеуказанном собрании было заслушано еще одно внеочередное заявление о событиях во Флорищевой пустыни, после чего было постановлено: «принять резолюцию отправить представителя от съезда во Владимир для выяснения вопроса. На имущество составить опись и принять под свою охрану. Свой отряд оставить для выяснения вопроса. В монастырь также послать делегата». Поводом к таким заявлениям и решениям послужили события 1918 года, когда Шуйский отряд красноармейцев из 25 человек самочинно занял бывшую Флорищеву пустынь, чтобы организовать там коммуну. После того, как отряд расположился в пустыни, Исполнительный Комитет Рабочих, Крестьянских и краснознаменных депутатов пишет члену Исполнительного комитета товарищу В. Милову: «Съезд Советов поручает Вам немедленно составить опись имуществу захваченному группой лиц, именующих себя коммунистами в монастыре Флорищевской пустыни». Но что же делает Шуйский отряд в это время? Шуйский отряд производит обыск монастыря с целью конфискации имущества. Об этом свидетельствует телеграмма, принятая 3 апреля 1918 года из Постякова от некого Быстрицкого, адресованная начальнику гороховецкой милиции: «Шуйский отряд красноармейцев из 25 человек производит обыски монастыря с целью конфискации имущества». Помимо констатации факта Быстрицкий предлагает начальнику милиции первого участка «немедленно с отрядом 25 красноармейцев выступить на Флорищевскую пустынь и приостановить конфискацию имущества, произведя дознание, чьим распоряжением действия производятся. В случае обнаружения грабежа, а неорганизованных действий, отряд разоружить и направить в Гороховец». Инцидент во Флорищевой пустыни стал первым пунктом в протоколе заседания Владимирского Губернского Исполнительного Комитета СРНК депутатов. На заседание прибыли 21 человек, из них 8 комиссаров и 13 членов, представителей от комитета коммунистической партии. После того, как была оглашена повестка дня, председатель товарищ Типограф предложил приступить к заседанию Исполнительного Комитета. На обсуждение был поставлен первый вопрос о самочинном занятии Флорищевой пустыни отрядом красноармейцев. Товарищ Типограф предоставил слово для освещения этого вопроса представителю от прибывших из Гороховецкого уезда коммунистов, занявших Флорищевский монастырь. Как сообщил представитель от Шуйского отряда, красноармейцы задались целью создать трудовую коммуну. Для этого они решили взять Флорищевский монастырь Гороховецкого уезда, где оборудовано хозяйство с достаточной площадью земли. Из протокола: «Прибыв в эту пустынь они свободно заняли ее, взяв все находящееся имущество на учет, составив предварительную опись этого имущества. Но через несколько дней в этот монастырь прибыл вооруженный отряд Гороховецкого Совета, который после неоднократных переговоров с ними обезоружил их и арестовал, отправив в распоряжение местного Совета, который рассмотрев все обстоятельства захвата пустыни отправил их в распоряжение Губернского Исполнительного Комитета». Опираясь на вышеуказанные факты, можно сказать, что Шуйский отряд не рассматривал свои действия как грабеж. Но любое действие имеет причину, мотивацию. Так и в данном случае расположение Шуйского отряда красноармейцев во Флорищевской пустыни рассматривается как захват монастыря и прилежащей к нему территории. Об этом свидетельствует выписка из протокола от 6 апреля 1918 года: «Представитель Гороховецкого уезда товарищ Киселев, поясняя данное сообщение представителям коммунистов, передает для ознакомления заседания все дознания о захвате вооруженными коммунистами Флорищевского монастыря, каковое прочитывается комиссаром юстиции товарищем Туркиным». После того как было произведено дознание обеих сторон, была вынесена резолюция следующего содержания, а именно исполнительный комитет осудил тактику поступка, совершенного Шуйским отрядом, который занял Флорищеву пустынь без ведома местных Советских властей. Исполнительный комитет постановил, что «создание коммуны в пределах того или другого уезда должно произойти с разрешения уездного комитета Коммунистической партии и уездного совета, которые должны определить нормы общежития в коммуне и количество ее членов». После изучения протокола заседания можно сделать вывод о том, что местные власти осуждали поступок Шуйского отряда с точки зрения самовольства, потому что красноармейцы захватили монастырь и прилежащие к нему земли без разрешения местных властей, т.к. местные власти должны контролировать нормы проживания и количество проживающих. Поскольку Шуйский отряд планировал взять все имущество на учет, то каждый член коммуны должен был отвечать за целостность и сохранность всего имущества. Но по утвержденной резолюции Исполнительного Комитета «все имущество и инвентарь должно быть взято на учет уездным советом, земля и сельскохозяйственные орудия должны быть на учете уездного земельного отдела». Исполнительный комитет предложил группе коммунистов, занявших монастырь, выяснить семейное и имущественное положение каждого и в случае их нужды утвердить их в члены организующейся коммуны. Эта акция было предложена отряду красноармейцев для того, чтобы осуществить контроль в случае обнаружения расхищения кем-либо имущества, чтобы местная власть могла привлечь виновных к ответственности. Итак, было произведено дознание и вынесена резолюция. Исполнительный комитет в принципе приветствовал образование коммуны, и в лице товарища Туркина постановил: во-первых, «указать на наличие признаков самочинного захвата, противоречащего общегосударственному положению оставить арестованных под стражей до окончания расследования». Во-вторых, «производство расследования поручить особой следственной комиссии с участием по одному представителю: одного от организации коммунистических партий; второго от Советов Владимирского Губернского и Уездного Гороховецкого и Шуйского». В–третьих, «расследованию подвергнуты также действия отряда, командированного во Флорищевскую пустынь Гороховецким уездным советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ввиду сделанных товарищем Вициным заявлений о расхищении имущества монастыря именно этим отрядом». По пунктам протокола можно проанализировать ситуацию, а именно сказать, что делу придали характер расследования. Это видно из первого пункта. Дело было передано специальной следственной комиссии, чтобы не только осудить действия Шуйского отряда, но рассмотреть действия отряда, командированного во Флорищевскую пустынь, чтобы разобраться с захватчиками, т.к. третий пункт протокола указывает на то, что товарищ Вицин заявил о расхищении имущества монастыря этим отрядом. Решением Исполнительного Комитета была вынесена общая резолюция для проведения в жизнь данных пунктов протокола, чтобы на основании постановления Исполнительного Комитета выяснить причину захвата Флорищевой пустыни. Дело в том, что ситуация в стране между государственной и церковной властью достигла определенного предела, поэтому действия некоторых коммунистов таких, как Шуйский отряд красноармейцев, принимают самовольный характер. Уже нет различия между законом и беспределом. По мнению исследователя, потеря границы между законными действиями и беззаконием была спровоцирована негативным отношением Советской власти к церковным организациям, а именно специальными постановлениями и декретами. Как видим, власть осудила не захват монастыря и его фактическое разграбление, а то, что об этом не были предупреждены заранее местные власти. Они, в итоге, приветствовали факт захвата монастыря и создание в ней коммуны. Это лишний раз подтверждает то, что институт церкви был не нужен новой власти.
Сборник краеведческих работ по итогам IV Булыгинских литературно-краеведческих чтений Выпуск 3 Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека»
***
В 2005 г. Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в честь Успения Божией Матери в поселке Фролищи Володарского района Нижегородской области в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. 23 августа 2006 г. в храме в честь Святой Живоначальной Троицы прошла первая Божественная литургия архиерейским чином. 31 мая 2007 г. архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм во имя Пресвятой Троицы. Летом 2008 г. было проведено исследование фундамента Успенского собора. Которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплен пол и вставлены окна. 12 июля 2009 г. архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Церкви Святой Троицы. В августе 2009 г. художниками мастерской «Традиция» при нижегородском соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского была завершена роспись алтаря храма в честь святых апостолов Петра и Павла. В качестве иконографических образцов художниками были выбраны работы византийских мастеров XII в. 25 сентября Владыка совершил Божественную литургию в Троицком храме, после чего осмотрел восстанавливаемый Успенский собор, где началась роспись стен.
Икона Богоматерь «Милостивая» (Киккская)
«Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец». «Богоматерь Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668 г.), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 г. он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы. 2. Церковь Троицы Живоначальной 3. Церковь апп. Петра и Павла (надвратная) 4. Церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (фундамент XVIII в.) 5. Колокольня монастыря. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 гг. с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 г. наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. 6. Настоятельский корпус.
Настоятельский корпус. Южный фасад.
Настоятельский корпус. Восточный фасад.
В 1700 г. были построены каменные настоятельские покои. 7. Трапезный корпус.
Трапезная палатка Флорищевой пустыни. 1600 - 1713 гг.
8. Монастырские погреба.
Монастырские погреба
9. Казначейский корпус.
Казначейский корпус Флорищевой пустыни. 1600 - 1713 гг.
10. Голицынский корпус.
Голицынский корпус
Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А. Голицына, умершего в 1713 г. сподвижника Петра I. В 1890-е гг. здесь помещалась иконописная школа. 11. Просфорная келья.
Просфорная келья
12. Кузница.13. Хозяйственный (скотный и конный) двор (XVIII в.).
Хозяйственный (скотный и конный) двор
14. Жилой дом для трудников (XIX в.).
Жилой дом для трудников
15. Хозяйственный корпус (XVIII в.). 16. Больничный корпус (нач. XVIII в.).
Больничный корпус
17. Рухлядный корпус.
Рухлядный корпус
18. Келейный корпус.
Келейный корпус
19. Бывшее братское кладбище. 20. Сторожевая башня.
Юго-западная сторожевая башня Флорищевой пустыни
Сторожевая башенка западной стены Флорищевой пустыни