Александр Николаевич Благов (1883 – 1961) — русский поэт, живший и работавший в Иванове.
Александр Николаевич Благов
Александр Николаевич Благов родился в 20 ноября (2 декабря) 1883 года в селе Сорохта Костромской губернии (ныне Комсомольский район Ивановской области).
Четырнадцатилетним подростком встал Александр Николаевич за ткацкий станок. Долгое время жил в Иванове на улице Урицкого, 5, в небольшом частном доме.
Возможно, Александр Благов и не выдержал бы всех трудностей, если бы не постоянная тяга к знаниям, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова. Он много читает, занимается самообразованием и сам пробует писать стихи. «Ночью, когда рабочие все засыпали, и в избе наступала тишина, - рассказывал поэт, - осторожными шагами я пробирался на свое место, на печку, зажигал маленькую лампу и, тщательно загородив ее, просиживал до утра за стихами». Вначале это были простейшие стихи, которые рисовали тяжелый труд и быт текстильщиков.
Многие стихи и песни, написанные в эти годы, становились достоянием рабочих задолго до того, как они появлялись в печати. А публиковать свои первые произведения ему не удавалось довольно долго. Он сделал ряд безуспешных попыток, но стихи А. Н. Благова были отвергнуты многими издательствами. Первые его публикации состоялись в местных газетах лишь в 1909 году.
В годы первой мировой войны судьба забросила молодого поэта в провинциальный город Юрьев-Польский, где ему пришлось работать на фабрике купцов Овсянниковых и Ганшиных. Здесь он в 1915 – 1916 годах написал свои, получившие впоследствии широкую известность, «Десять писем» о городе Юрьев-Польский, адресованных другу-текстильщику А. Д. Вицину, родственнику известного отечественного актера, находившемуся тогда на фронте. Они в то время не предназначались для печати. Может быть, не все строки были совершенны по форме. Одна в целом в этой своеобразной поэме автор в сатирической форме, простым языком, с задушевной искренностью и живыми интонациями рассказывает о событиях 1915 – 1916 годов, показывает жизнь старого российского городка, тяжелые условия труда текстильщиков.
Характеризуя дореволюционный Юрьев-Польский, А. Н. Благов пишет:
«Начну о городе, куда я
Заброшен долей трудовой,
Где дремлет седина старина седая
И ветер веет полевой…
…Стоит он, скромный, над полями,
Кругом холмы и тишина.
С его мощеными путями
Ремонт в разладе издавна…
…Базары, сады, домишки, хаты
Да школ начальных штуки три.
Зато церквами мы богаты –
Кресты, куда не посмотри».
Во втором письме поэт описывает фабрику, на которой ему пришлось работать:
«Шумливый корпус фабричонки
В стекло извилистой речонки
Глядит, любуясь сам собой,
Высокой каменной трубой
Коптит небесные просторы.
Кругом колючие заборы
И полицейских целый взвод
И во дворе, и у ворот.
Слуга хозяйского кармана
Над кочегаркой утром рано,
Орет пронзительный гудок.
Спеши, подросток, за машину,
Старик, сгибай больную спину,
Пока совсем не изнемог…
…Машины наши – сброд паршивый,
Решетки в окнах… смрад и тьма…
Гуди, рабочая тюрьма!..»
А вот несколько строк о провинциальных нравах:
«…прогулка небольшая
На вал старинный крепостной,
Где юных пар кружится стая
В кустах акации сквозной;
Где ценят больше по наряду,
Встречают скромных свысока,
Где монастырскую ограду
Марает бойкая рука;
Где ты узнаешь поневоле
Все дрязги города и то,
Куда молиться ходит кто –
В соборный храм или Николе…»
Зато с впечатляющей теплотой рассказывает поэт о природе опольного края:
«Что за поле! Не видно края…
Кругом безлесная краса!
Селенья, дымка золотая,
Слились с полями небеса.
Здесь разгуляться ветер волен,
Богата вьюгами зима…
Десятки сел и колоколен
Тебе откроются с холма,
Куда ни глянь – пригорки, склоны
И целый океан хлебов,
В низине город наш зеленый,
Весною белый от садов».
О том, что юрьев-польские текстильщики были далеки от каких-то революционных идей, говорят следующие строки из пятого письма:
«Крамоле здесь не расцвести:
Здесь пролетарий – гость залетный,
Его слова, его пути
Заглохнут в тишине дремотной.
Кругом молчанье и покой,
Покорно сложенные крылья…
…Не скоро в жизни этой нищей
Борца-товарища отыщешь…»
А. Н. Благов предчувствует приближающиеся потрясения, которые ожидают Россию:
«Скорей бы вновь, как было в пятом,
Созреть, воскреснуть для борьбы».
И далее:
«Попутный ветер вновь подул,
Живые силы не убиты;
Услышат скоро паразиты
Народной бури грозный гул».
В 1920 году издает книгу стихов «Песни рабочего».
В 1925 году как «рабочий выдвиженец» направлен в газету «Рабочий-край» в Иваново-Вознесенск, вступает в Ассоциацию пролетарских писателей, борется с «безыдейщиной».
17 января 1926 года в иваново-вознесенской газете «Рабочий край» было опубликовано его стихотворение «Есенин» («Зайти в туман тропою ложной // И самому себя убить…»), посвященное смерти поэта.
Друг поэта А. Д. Вицин сохранил адресованные ему десять писем. По этому поводу, 14 лет спустя, в 1930 году, когда А. Н. Благов вновь побывал в Юрьев-Польском, он напишет:
«Ты сохранил стихи мои, товарищ,
Ты не дал им истлеть на чердаке…»
Некоторые произведения Благова переложены на музыку («Песня старого ткача» 1938, «Прядильщица», «Марш текстильщиков»). В частности, к стихотворению «Стахановка», в 1939 году написал музыку С. С. Прокофьев.
Член коммунистической партии с 1940 года.
В 1940 – 1950-е годы А. Н. Благов становится самым популярным поэтом текстильного края. Всего в различных издательствах было выпущено свыше 15 сборников его стихов и других произведений.
Умер 16 сентября 1961 года. Похоронен на Сосневском (Сажевом) кладбище г. Иванова. В Иванове 1962 году 1-й Межевой переулок был переименован в улицу Благова, на доме № 40, в котором в последние годы жил поэт, повешена мемориальная табличка: «Здесь жил и работал один из первых поэтов Текстильного края Александр Николаевич Благов».
Критика:
Э. Багрицкий о поэтическом сборнике Благова «Ступени», вышедшем в Москве в 1932 году:
«Настоящая рабочая поэзия без громких фраз и трескотни… Благов в отличие от старых рабочих поэтов ничего не символизирует, его лексика свободна, арсенал «молотов, наковален, цепей» в ней отсутствует. И поэтому его простые, написанные четырехстопным ямбом стихи производят настоящее впечатление».
Естественность в творчестве Благова отмечали и А. Твардовский, и М. Дудин, последний писал: «Стихи его прозрачны и просты. Они сродни той почве, тому миру, в котором они выросли».
В то же время Леонид Николаевич Таганов, доктор филологических наук, профессор Ивановского государственного университета, отмечает, что: «Однако со временем то, что так привлекало в лучших стихах Благова, в частности его естественная простота, начинает превращаться в штамп, в зарифмованные декларации известных советских лозунгов. Стихи начинают являть некий образец новой «официальной народности», в основе которой лежит примитивное противопоставление «проклятого прошлого» «светлому настоящему» и «лучезарному» будущему, в которое ведет великий Сталин. …К сожалению, худшее в поэзии Благова поднималось на щит ивановской поэзии, выдавалось за некий творческий эталон, которому должны следовать молодые поэты. И следовали… Предстояло освободиться в горниле войны от риторической шелухи «благовщины» М. Дудину, В. Жукову, В. Кудрину и другим тогдашним молодым авторам, связанным с литературным Ивановом».