Шегодское — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Симского сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Селекша в 2 км на юго-восток от центра поселения села Сима и в 20 км на север от райцентра города Юрьев-Польский. «Шегодское, на речке Селекше, находится от уездного города в 20-ти верстах и от губернского в 83-х верстах». [1]
В XVII столетии, как видно из патриарших книг, половина села принадлежала помещику Гавриилу Юреневу, а другая половина села находилась во владении помещиков Калачевых.
В XVIII—XIX веках село принадлежало фамилии князей Голицыных.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Симской волости , Юрьевского уезда.
С 1929 года село входило в состав Симского сельсовета Юрьев-Польского района.
Численность населения: в 1859 г. – 128 чел., в 1905 г. – 220 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Время основания в селе церкви не известно; но в начале XVII столетия она уже существовала и в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом так отмечена: «церковь Введенье Пречистые Богородицы в селе Вшегодцком дани одиннадцать алтын четыре денги десятильничья гривна. 162 г. (1654) а по новому дозору положено дани 23 алт. 4 деньги, заезда гривна».
В отказных патриаршего казенного приказа книгах 153—155 (1645—1647) годов Введенская церковь так описана: «церковь древ на клецкии, a в церкви и образы и свечи и книги и ризы и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дв. поп Степан Мелентьев, место пономарево, место просвирницыно, пашни паханыя церковныя добрыя земли 2 четверти, да перелогом и лесом поросло 8 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен».
До начала XIX столетия, как видно из местной церковной летописи, церковь зданием была деревянная с такой же колокольней. В 1819 году, вместо деревянной церкви, средствами прихожан построена каменная церковь и освящена в прежнее наименование; в 1866 году при ней усердием тех же прихожан построена каменная колокольня.
В Шегодском в семье священника Гавриила Добронравова родился преподаватель, краевед Добронравов Василий Гаврилович (1861-1919).
Престолов в церкви два: в холодной — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в теплом приделе — в честь Знамения Божией Матери. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедныя росписи с 1825 года. Опись церковного имущества составлена в 1894 году,— хранилась в церкви. [1]
Церкви принадлежал деревянный дом, построенный в 1894 году; в нем помещалась церковно-приходская школа. [1]
Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной и пахотной 33 десятины 160 кв. саж. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось: процентов с церковного капитала 18 руб. 60 коп., от земли 254 руб. и за требоисправления 300 руб., а всего до 573 рублей в год. Священник имел дом общественный, а псаломщик жил на квартире. [1]
Приход: село Шегодское и деревня Шегодская,— в двух верстах от церкви. Всех дворов в приходе 86 , душ мужского пола 278 , а женского пола 302 души. [1]
Диакон с. Санина, Сузд. у., Александр Ястребов 9 дек. 1916 г. определен во священника в с. Шегодское.
15 января 1917 года Преосвященнейший Павел, Епископ Суздальский, совершил Божественную литургию в Спасо-Евфимиевом монастыре; в конце ее произнес поучение на Евангельское чтение (о Закхее). За Божественной литургией был рукоположен во священника диакон с. Санина Александр Ястребов, определенный в с. Шегодское, Юрьевского уезда 16 января.
Псаломщик с. Копнина, Пер. у., Димитрий Островский 21-го апреля 1917 г. оставлен на прежнем месте в с. Шегодском.
«Отрекаюсь от бога и cана! В конце марта юрьевцы, а вместе с ними крестьяне—делегаты съезда сел.-хоз. кооперации, были свидетелями интересного антирелигиозного диспута. Священник с. Шегодского, Симской в., Юрьевск. у., А. Ястребов, взяв слово, резко начал ругать все связанное с церковью и, в заключение, тут же отрекся от сана. Под смех и аплодисменты собравшихся, Ястребов снял и бросил на сцену свою длинную рясу. — Где же вы, черти, раньше то были? — Молодец, батя. — Есть нечего будет, поможем, — кричали добродушно присутствующие мужички» («Призыв», 23 апреля 1924).
В годы советской власти каменный Введенский храм в с. Шегодском был разрушен.
Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.