Пестово – урочище (бывшее село) в Юрьев-Польском районе Владимирской области.
«Пестово находится от уездного города в 29-ти верстах и от губернского в 90 верстах, при пруде». [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Историческия известия о сем селе относятся к половине XVIII столетия; в это время, по свидетельству Суздальского летописца Анания Федорова, в селе уже существовала приходская церковь; а из местной церковной летописи видно, что церковь зданием была деревянная с такой же колокольней.
Церковь в 1833 году сгорела от громового удара, после чего в Пестове не было церкви до 1863 года; в продолжение этих тридцати лет приходом заведывали причты сел: Стряпкова и Матвеищева.
В 1863 году прихожане вновь построили в селе церковь каменную, с каменной же колокольней, обеспечили содержание причта и Пестовский приход снова был открыт самостоятельным.
В церкви два престола: в холодной — в честь Архистратига Божия Михаила, в теплом приделе — во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь именовалась Николаевской.
В церкви хранилось старинное Евангелие, печатанное в 1657 году. Церковные документы: копии метрических книг и исповедные росписи с 1864 года хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 г. и хранилась в церкви. [1]
Земли при церкви имелось 33 десятины. [1]
Причта положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось: 88 руб. 12 коп. процентов с церковного капитала в 2025 руб., пожертвованнаго прихожанами на обеспечение причта, от земли 80 руб. и за требоисправления 78 руб., а всего 246 рублей в год. Прихожанами составлен приговор, по которому они обязуются возвысить доход причта до 600 рублей. Причт имел дома общественные. Дом священника деревянный, крыт тесом, находился на церковной земле; дом псаломщика деревянный, крыт соломой, построен на крестьянской земле. [1]
Приход состоял из одного села Пестова, в котором числилось 30 дворов, душ мужского пола 151, а женского пола 146 душ. [1]
В 1895 г. селе Пестово была открыта школа грамотности. В 1897 – 1898 году насчитывалось 11 учащихся.
Свящ. с. Пестова, Константин Нарбеков 25 февр. 1917 г. перемещен в с. Михайлову пустынь, Ковр. у.
В Пестово в 1930-е гг. была разрушена каменная церковь Михаила Архангела (с приделом святителя Николая Мирликийского).
Пестово, Матвейщевского сельсовета, решением № 382 от 15.04.1981 г. признана, как фактически не существующей.
Воспоминания Дмитриева А.Я. о жизни в Пестово в 40-х 20-го века
Чтобы добраться до села Пестово из Москвы, надо было доехать поездом до станции Рязанцево, а далее пешком или на подводе через деревни: Елизарово, Федосеиха и Стряпково. Изба, крытая дранкой, со слуховым окном, стояла третьей с краю села, выходящего на дорогу в город Симу. В крайней избе жила бабушка Наталья Макарова с внуком Сашкой Баранниковым. Изба была небольшой, но справной. Какое-то время у них жил рыжий священник закрытого храма святителя Николая. В хорошую погоду они с дедушкой Василием (Василий Андреевич Дмитриев) посиживали на бревнышках и грелись на солнышке. Во второй избе от дороги жила бабушка Елизавета (Елизавета Никитична Дмитриева). Одевалась она во все черное, как монахиня. Изба была небольшой, неухоженной - чувствовалось отсутствие хозяина. Одно время она держала пчел, но как-то безуспешно. Мёда они давали мало, часто погибали. Когда она качала мед, угощала меня, намазывая мёд на кусок черного хлеба. Было очень вкусно. А такого аромата я больше в жизни не встречал. К ней часто приходила племянница Лена с дочкой и сыном. Она, чем могла, помогала им. Питалась она скудно. Весной откапывала картошку, оставшуюся под зиму, и делала из нее оладьи. Умерла она как-то летом, и мне пришлось нести деревянный крест в траурной процессии на сельский погост. Это были первые похороны в моей жизни. Мне тогда было лет шесть (1944 г.).
...Погост находился по другую сторону дороги в сторону деревни Стряпково. А перед ним было еще три избы. Крайняя изба выглядела бедно. Бабушка Александра (Александра Дмитриевна, урожденная Воробьева) не разрешала играть с ребятами из этой избы, потому что у них была чесотка.
...Следующей за ней была большая изба, такая же, как наша. Хозяином был Морсаков - небольшого роста крикливый мужичок по прозвищу "Мигос". В эту избу вернулся из армии сын Валька. Потом была свадьба. Около избы были построены из слег легкие ворота, увитые лентами и украшенные елками. По краям ворот стояли мужики с ружьями и палили в воздух, когда свадебный поезд проезжал через них. Поезд состоял из нескольких украшенных подвод, на которых ехала невеста и везли её приданое.
...Следующей была маленькая избушка бабушки Федосьи. Она отступала от дороги и была незаметной на фоне погоста.
...На погосте росли высокие березы. На вершинах берез грачи устроили гнездовье. При заходе солнца на фоне красного неба чернели эти гнездовья, и было слышно, как переговариваются грачи перед тем, как расположиться на ночлег.Эти крики грачей запомнились мне на всю жизнь. И теперь, услышав крики грачей, вспоминаю те вечера, когда с дедом мы сидели на ступеньках крыльца и встречали наступление вечера. Дед курил и молчал, но мне с ним было уютно. Темнело… Над церковью засеребрился узкий серп месяца. Где-то на селе послышались звуки гармошки. Мимо сирени под окном, в облаках пыли пастухи прогнали табун лошадей в ночное - на луг через дорогу, за крайней избой бабки Натальи.
...В следующей за нашей избе жили Никитины. За ними, в низенькой избе, утопающей в зелени, за высоким тыном жили две сестры Морсаковы. Затем изба Антонины Карповой с колодцем перед ней, куда мы ходили по воду. У нее был сын Колька на два года старше меня. Дальше шёл небольшой проулок, по которому пролегала тропинка, ведущая через поле и березняк в Матвеище (на современных картах Матвейцево). За проулком на возвышении стоял двухэтажный дом Митревых, как называли нашу фамилию на селе. Первый этаж был из красного кирпича, второй -деревянный. В нем жил дедушка Филипп (Филипп Никитич Дмитриев) с дочерью Леной и внуками. Дом был старый, запущенный. Крыша протекала. На второй этаж не ходили, боялись провалиться. ...Дедушка Филипп был небольшого роста, слегка кривоногий. Носил старый военный китель и военную фуражку с красным околышем, на ногах сапоги. Кожа на щеках была гладкой и розовой. Нос горбинкой, раздвоенная седая борода и веселые голубые глаза. Весь он был похож на веселого гнома. Вообще в характере мужчин Дмитриевского рода была некая созерцательность. По этому поводу бабушка Александра говаривала: "Все Митревы - лентяи!".
...За двухэтажным домом был широкий прогон, заросший травой. Однажды я видел, что значит что-то делать миром: собрались несколько семей и вместе скосили всю траву на прогоне. Скошенную траву сгребли в копёнки. Один человек отвернулся от прогона и на вопрос "кому?" называл фамилию. Такой способ распределения я видел впервые.
...За пустырем стояла изба Марьи Карповой по прозвищу "Зола". Дальше по этой стороне жили Журавлёвы. Дядя Паня (Павел Васильевич Дмитриев) дружил с Николаем Журавлёвым, и я с ним ходил к нему в гости. Николай Журавлёв был рыжий мужик с голубыми глазами. Дочь Николая, крупная, рыжая девка, работала на торфоразработках.
...Дальше жил какой-то Аверьян, которого я видел, когда он проезжал несколько раз возле нашего дома. Он больше походил на чиновника, чем на колхозника. ...Напротив прогона на берегу пруда стояла маленькая кузница. Дедушке что-то понадобилось в кузнице, и он взял меня с собой. Кузнец мехами раздувал огонь в углях, длинными клещами вытаскивал раскалённую железку и тяжелым молотом бил по ней.
...За прудом была ещё одна сторонка изб. Там жил самый страшный человек на селе: отъявленный революционер, злобный матершинник, косой, всегда пьяный, по кличке "Левый".
...И еще там жили Даниловы. Дедушку Фёдора я видел, когда он проходил мимо нашего дома. Это был высокий, худощавый, слегка сутулящийся старик.
...Разрешенное пространство моего обитания ограничивалось плотиной пруда, посещать которую мне строго запрещалось. При нарушении запрета бабушка возвращала меня домой, нахлестывая прутиком по икрам босых ног. Продолжением границы служил длинный амбар на высоких кирпичных столбиках. Он протянулся от плотины пруда почти до кладбища, оставляя прогал только для дороги. Вдоль стены амбара росло несколько кудрявых деревьев. В жаркий полдень сельское стадо пригоняли на дойку в село, и коровы скрывались от жары в тени амбара и деревьев.
...В другие дни стадо пригоняли в полдень на большую лесную поляну с небольшим болотцем посередине в Роскосном. Хозяйки ходили туда доить коров и носили по очереди обед пастухам. Пастухи отдыхали под деревьями у небольшого костра. Я завидовал важности их работы и той вкусной еде, которую готовила им бабушка, и мечтал, что, когда вырасту, стану обязательно пастухом. Поэтому с большим удовольствием пас теленка, пока он не привыкнет к стаду, хотя это было и трудно: он всё время пытался куда-нибудь сбежать.
...Лес был светлый, легкий. Сосны, ели и березы перемежались небольшими полянами, заросшими густой травой. В лесу росли маслята, рыжики и земляника. Труднее всего было собирать землянику. Она быстро оседала в кружке, и очень трудно было наполнить кружку доверху.
...В лесу бабушка показывала "большую" дорогу, на которой в старину "шалили" разбойники во главе с Юшкой Красновым, про которого ходили легенды, что грабил он только богатых, а бедных не обижал.
...Однажды на опушке леса нас, сельских детей, застал теплый ливень. Ливень закончился неожиданно, как и начался. Ярко светило солнце. В траве стояли лужи теплой дождевой воды. Тёмная туча уходила в сторону леса, и на её фоне сверкала яркими красками радуга. Всем стало очень весело. И вся наша детская компания стала развлекаться. Надо было сильно разбежаться и броситься рыбкой в лужу с тем, чтобы в облаке брызг вылететь на противоположную сторону лужи. Умытые грибы сияли во всей своей красе у каждой ёлочки, они как бы заманивали человека вглубь леса. Одновременно с этим чувством присутствовало чувство страха заблудиться, потому что бабушка Александра говорила, что так заманивает людей "лукавый".
...Жизнь протекала, в основном, в избе и на кухне. Крашенные белой краской двери в переднюю были всегда закрыты. Тем более интересно было там бывать. Окна были закрыты ставнями. Сквозь щели в них пробивались лучи солнца. В простенке висело большое туманное зеркало. На столе стояла большая банка, на дне которой лежало единственное жухлое яблоко. Мне сказали, что оно мороженное, и дадут его мне, если буду слушаться. В главную комнату передней выходила белая стенка печки. На ней была изображена целая картина: рыбак на лодке удил рыбу, а по берегу на фоне деревьев шла женщина и несла на коромысле два ведра воды. Ниже были изображены два льва, взбирающихся по двум скатам крыши навстречу друг другу. Зимой, когда топили печку, было слышно тоскливое завывание ветра в трубе.
...В избе в правом углу висели иконы Божьей Матери, Спасителя, Николая угодника и лампада перед ними. За стеклом иконы Божьей Матери хранился жемчужный венчик какой-то невесты. Без молитвы за стол не садились. Бабушка Александра заложила во мне фундамент веры, который через много лет забвенья дал себя знать. Она говорила, что мы гости на земле, а дом наш на небе. Под иконами вдоль стены стоял деревянный диван и стол. По другую сторону стола стояла деревянная лавка. Всё было некрашеное, из натурального дерева, поэтому пол мыли с голиком. Над столом висела керосиновая лампа. Слева шла тонкая деревянная перегородка, отгораживающая кухню. Ближний левый угол занимала русская печь, выходящая лицевой стороной на кухню. По ширине печь равнялась ширине кухни.
...Зимой хорошо было лежать на теплой просторной печи и разглядывать гравюры Дорэ в толстой библии, которая хранилась в картонном футляре. Всё было интересно в этой книге. И я постоянно приставал к бабушке с вопросами: "А это какая буква? А это - какая?" Бабушка терпеливо объясняла мне. Так я вскоре выучился читать не только на русском, но и на церковно-славянском. Кроме православной литературы были ещё две светские книги: "История гражданской войны" и "Манас великодушный" (киргизский эпос). Первая книга мне показалась не интересной, а вторую прочел от корки до корки с удовольствием.
...Кроме того, моё "образование" дополнила двоюродная сестра Шура (Александра Павловна, урожденная Дмитриева). Одно время она жила у нас и ходила в школу в Матвеище. По вечерам она учила уроки, а я, лёжа на печи, быстро запоминал то, что она повторяла по несколько раз, и декламировал с печи. Она жаловалась бабушке, что я мешаю ей делать уроки.
...Вся жизнь в избе вращалась вокруг печи. Вся еда готовилась в печи. Даже хлеб бабушка пекла сама. С вечера она ставила опару. Рано утром месила тесто и очень переживала, если оно плохо подходило. Бабушка складывала на поду печи дрова колодцем, потом ухватами сдвигала их на середину печи, клала растопку - лучины, которые она нащепала заранее и поджигала. Затем ухватом, используя каток, расставляла горшки, чугунки, формы с тестом и кринки вокруг горящих дров. Кроме хлеба бабушка пекла "тоболки" - половинки большой ватрушки. Начинкой служило картофельное пюре. А какое топленое молоко получалось в печи! С коричневой пенкой! Я лежал на печи, вдыхал вкусные запахи и не мог дождаться, когда же будет завтрак.
...Мылись тоже в печи. Когда же печь протопилась, выгребали угли и застилали под соломой. С тазиком воды, мылом и мочалкой забирались внутрь печи. Вымывшись, выбирались из печи в корыто, стоявшее перед печью, и скатывались теплой водой. Одно время у нас на квартире стоял председатель колхоза Павел Александрович. Когда он мылся, просил закрыть печь заслонкой, чтобы было пожарче. Вымывшись, он выскакивал из печи, бросался в сугроб и катался в снегу.
...После бани пили чай из медного самовара. Кипятили самовар на кухне, подкладывая щепочки в трубу. Вытяжную трубу вставляли в специальное отверстие в печи. Если варили яйца, то клали их под крышку самовара на заплечики огневой трубы. Вскипевший самовар ставили на стол. Заварной чайник ставили на конфорку самовара. Сахар кололи щипцами на мелкие осколочки.
...Как-то зимой приезжал в гости брат дедушки Иван Андреевич (мельник в селе Калистово), а дедушки не было дома. Он был под хмельком и очень расстроился, что не застал брата дома. Рвал на себе волосы и приговаривал: "Кара-мара! У, Кара-мара!". Внешне он очень походил на дедушку Василия.
...В это время на печи отдыхала мамина мама Герасимова Ольга Федоровна после трудной дороги в метель из села Бектышево Ярославской области (20 км). Иван Андреевич увидел её и начал приставать, чтобы гнали эту старуху. Мы пытались его утихомирить, но нам плохо это удавалось. В этот же день он уехал домой.
...На Святки приходили ряженые. Бабушка одарила их пирогами и они, пропев несколько частушек и потоптавшись немного в танце, ушли. ...Потом были Выборы, отмечались как праздник. Всем колхозом приготовили на всех тушеную картошку с мясом. Нашу порцию привезли к нам домой.
...Ранней весной, еще по снегу вывозили на поля навоз, скопившийся на дворах за зиму. Грачи уже прилетели и вили гнездо на большой иве, которая росла между Никитиными и нами. Когда луг очистился от снега, выгнали первый раз скотину пастись. Коровы, как пьяные от весеннего воздуха, скакали по лугу. Вскоре на полях появились ростки полевого хвоща "пестыши". Мы их очищали от кожицы и ели.
...Потом наступила Пасха. Красили яйца и катали их на просохшей деревенской улице. Проводили черту. Клали вдоль черты раскрашенные яйца. Отмеряли черту, с которой катали мяч. Если мяч вышибал яйцо, игрок, кативший мяч, забирал его себе. На лугу играли в лапту. Сейчас эту игру почему-то стали называть бейсболом. Было очень весело.
...Летом бабушка ходила молиться в единственную действующую в округе церковь в селе Шегодское. Однажды взяла и меня. Встали рано. Низкое солнце освещало весь божий мир, на траве ещё сверкала роса. Шли по тропинке меж высоких хлебов. Под легким дуновением ветерка хлеба колыхались волнами, и было похоже на морскую зыбь. В вышине заливался жаворонок. После службы вышли на лужок за церковной оградой. Бабушка развязала узелок со снедью, чтобы перекусить перед обратной дорогой. Мы были не одни, весь лужок пестрел платками на головах женщин и платками с едой, разложенными на траве.
...Летом в хорошую погоду пространство моего обитания ограничивалось огородом. На лужке в огороде лежал тулуп, на котором я проводил целые дни: читал, смотрел на облака. Иногда для разнообразия качался на качелях. В одно лето, после войны, собрались в деревне папа, мама и ещё приехал Слава Данилов. И вот на этом знаменитом тулупе я, папа и Слава играли в карты. Слава был намного старше меня, и я всё проигрывал. Папа нервничал и спорил со Славой, ему не нравилось, что я проигрываю.
...Слава был светлый человек - часто улыбался, шутил. Как-то шутя он забил гвоздь сквозь конец длинной палки и получилось приспособление, которым можно было срывать высоко висящие яблоки не только в своем огороде, но и в соседнем у бабушки Елизаветы.
...Когда появлялась трава на лугу, собирали целые охапки съедобной травы: щавель, турьяк, анис и всё это ели на крыльце. Перед покосом запрещали ходить на луг и мять траву. И вот однажды, рано утром, когда ещё не высохла роса, мимо наших окон пошли колхозники на луг с косами,
украшенными цветами, и с песнями, как на праздник. Луг скосили быстро, благо он был небольшой. Потом бабы разгребали валки и шевелили душистое сено. Высохшее сено сгребали в копны. Копны волокушей свозили в одно место и укладывали в стог. На вершине стога укладчик укладывал сено, которое ему подавали снизу специальными длинными вилами. Стог рос на глазах. Заготовленного сена было недостаточно, поэтому ездили заготавливать сено в другие края, в Полозенки. Туда снаряжалась целая экспедиция. Там и жили в шалашах, пока заготавливали сено.
...Потом пришло время уборки зерновых. Косили их при помощи конной косилки-лобогрейки. Колхозницы вязали снопы и ставили их в бабки. Высохшие снопы возами свозили во двор молотилки. Молотилка работала на конной тяге. Лошади ходили по кругу, вращая большое колесо, и через систему передач вращали барабан с металлическими зубьями с бешеной скоростью - только успевай подавать снопы. С другого конца молотилки летела солома, мякина и пыль, а сбоку сыпалось зерно в мешок. Казалось, что все участники этого процесса испытывали радость от совместного труда. И над всем этим кружилась огромная стая воробьев, подбирая просыпавшиеся зерна.
...Всю сельхозпродукцию колхоза и личных хозяйств сдавали государству. Ходила даже такая шутка: скелет - это колхозник, сдавший все госпоставки. Трудились за "палочки", то есть за трудодни, которые обещали отоварить в лучшие времена. Паспортов у колхозников не было, и они не могли покинуть колхоз.
...Осенью, после уборки урожая, разрешили жителям села собирать колоски на колхозном поле. Бабушка сшила холщовую сумку, и я вместе с деревенскими ходил по полю, собирая колоски. Небо было пасмурное, серое. Дул холодный ветер. Птицы косяками летели на юг. С криком пролетели журавли. Собранные колосья обмолотили цепами на гумне, и бабушка сварила мне вкусную кашу.
...Первого сентября 1945 года пошел в первый класс Стряпковской семилетней школы. Вышли из Пестова целой гурьбой. По дороге зашли в каретный сарай и стали стрелять из самопалов, чтобы выяснить, чей самопал пробьет больше передков саней, пока нас не выгнал сторож.
...Наконец мы добрели до школы. Первый класс представлял один из четырех рядов парт, стоящих в одной большой комнате. Остальные три ряда представляли собой второй, третий и четвертый классы.
...Первым заданием для первого класса было написать четыре строчки крючков. Я так старался, что не заметил, как закончилась страница, и я переехал на другую. В результате я не успел написать четыре строки, за что и получил тройку.
...На обратном пути из школы старшие ребята уговорили меня стукнуть Кольку Карпова, и я, конечно, постарался, на что Колька пообещал меня отлупить. Всё это я рассказал бабушке, на что она сказала: "Ну и наплевать на эту школу!". Так закончилась моя школьная эпопея в Стряпкове.
...Средняя школа находилась в Симе. Только один парень каждый день ходил мимо нашего села туда учиться. До Симы было пять километров. Иногда в воскресенье дедушка ездил в Симу на базар. Телегу так трясло, что в боку у меня что-то кололо. Дедушка подстилал под меня сено, старался выбирать более ровную дорогу, но ничего не помогало. На центральной площади около кирпичного амбара собирались на подводах жители соседних деревень. Весь товар находился на телегах: рожь, овес, пшеница, мука, гончарные изделия, поросята, домашняя птица и т. д. При встрече с односельчанами дедушка всегда приподнимал за козырёк кепку. Он объяснил мне, что раньше при встрече все снимали головной убор и кланялись друг другу.
...Какое-то время мне приходилось ходить в Симу за хлебом. Дорога проходила вдоль дома бабушки Натальи. Там, где кончался луг, был овраг. Дальше дорога поднималась в гору и шла по краю деревни Петрятково. С краю деревни в беспорядке валялись колеса, телеги без колёс, дуги. Над всем этим беспорядком над крайней избушкой "гордо" реял красный флаг. Дальше по улице шли избы получше. За ними в дальнем конце деревни зелёными кольцами поднимались террасы. На верхней, круглой площадке росли тонкими пирамидами ели, и над всем этим висела голубая дымка. Было такое впечатление, что там раньше стоял белый барский дом с колоннами. Внизу на равнине концентрично с террасами располагались остатки рва с темной водой, по поверхности которой плавали белые лилии и желтые кувшинки. В жаркие дни, по дороге в Симу за хлебом, я купался в этих чистых омутках.
...Поскольку на краю села при дороге наша изба выглядела добротно, к нам часто заходили путники: бродячий сапожник ремонтировал обувь сельчанам, пастухи, ищущие работу, играли на своих рожках, паяльщики паяли и лудили самовары и металлическую посуду. Приходили цыганки гадать о судьбе пропавших без вести. Одна из них нагадала бабушке, что дядя Костя жив и скоро вернётся. Потом наладила к нам приходить молоденькая цыганочка Надя. Бабушка щедро одаривала её и пересказывала ей последние сельские новости. В результате повышалось качество Надиных гаданий, и колхозницы щедро одаривали её. Однажды за ней зашел красивый цыган с золотой серьгой в ухе. Смоляные кудри, черные усы, красная атласная рубаха, синие шелковые шаровары и хромовые сапоги.
...Как и нагадала цыганка, сначала пришло письмо от дяди Кости из Равы Русской, а потом он и сам в 1945 году вернулся из немецкого плена. На нем была серая шинель. С собой он привез жестяной лагерный номер и перочинный нож с обломанными концами лезвий. Дядя Костя добровольцем пошел в Красную Армию. При формировании воинской части в 1941 году их, безоружных, окружили немцы и взяли в плен. Пять раз дядя Костя бежал из плена и каждый раз его ловили, били и снова возвращали в концлагерь. Самое главное было сохранить жестяной лагерный номер. При его утере грозил расстрел.
...Зимой дядя Костя раздобыл откуда-то лыжи и поехал к дяде Пане в ДОК (деревообрабатывающий комбинат) в гости. Пять километров до Симы и еще пять километров за Симу. Там жили дядя Паня и тетя Катя (Екатерина Максимовна). Дядя Паня работал на комбинате, а тетя Катя возила на лошади барду с Симского спиртзавода. По окончании войны дядю Паню в качестве поощрения одели в форму лейтенанта и самолетом отправили в командировку в Дрезден. Так впервые он летал самолетом и впервые был за границей. Из-за границы в качестве трофеев он привез два вязальных крючка.
...В конце войны стали возвращаться с фронта мужчины. Вернулся и Колькин отец. Вернувшиеся мужчины выглядели просветленными, и только вздувшиеся жилы указывали на то, сколько им пришлось вынести на фронте. Недалеко от нашей избы они соорудили козлы и распилили на них несколько бревен на доски и построили мостик через ручей, который тёк от пруда и являлся непреодолимым препятствием в непогоду. ...Жизнь на селе стала оживляться. К сестрам Морсаковым прилетел родственник на самолете. Самолет сел на лугу и остановился перед самым стогом сена. Появились первые тракторы с большими задними колесами, покрытыми стальными шипами. Потом появился и первый комбайн. Стали появляться и новые сельскохозяйственные культуры. Стали сажать табак и каучуконосы кок-сагыз и тау-сагыз. Все ходили смотреть на эти диковинные растения, которые выглядели, как наши захудалые одуванчики. ...Какое-то время мы с мамой жили в ДОКе. Мама работала в детском саду воспитательницей. Летом я с маминой группой ходил в лес за ягодами. Цепочка маленьких человечков шла по тропинке среди высоких корабельных сосен. На высоком суку сидел огромный филин. Во всём было что-то сказочное, как у братьев Гримм. Во время обеда ели собранные ягоды с молоком. ..Детская любознательность заставляла обследовать все уголки территории ДОКа. Заглянув в окно из одной из каморок, мы увидели пастуха. Он играл на рожке грустную мелодию. Обстановка была убогая. На стене висели только армяк и кнут. От всей комнаты веяло одиночеством. ...Осенью я сделал новую попытку пойти в школу. Школа представляла собой комнату в бараке. В комнате кроме парт была ещё печь с плитой. За дверью в соседней комнате жила учительница с грудным ребенком. Ребёнок часто плакал, и она пыталась его успокоить. Мы же были предоставлены сами себе. В комнате было холодно. Учительница сказала, что директор не даёт дров. Мы, возмущенные этой несправедливостью, разломали на дрова палисадник под окнами директора, благо он жил в этом же бараке. Растопили плиту и стали жарить на ней тараканов. Их было видимо-невидимо. Один из школьников развлекал нас, глотая шарики от шарикоподшипника. Так урок и не начался, и нас отправили помогать колхозникам убирать картошку. Картошку мы недолго собирали. Разожгли костёр и стали печь картошку. Обуглившуюся дымящуюся картофелину разламывали пополам и съедали сердцевину. Я так наелся, что почувствовал себя плохо, и меня вырвало. Больше я в школу не ходил. Так и вторая моя попытка получить образование закончилась неудачей.
...Весной дядя Костя обзавелся семьей, привез к нам молодую жену тётю Зину (Зинаиду Николаевну) из города Юрьев-Польский.
...Из воспоминаний старших:
...Василий Андреевич Дмитриев до революции арендовал водяную мельницу на реке Рёмжа. Потом началась Первая Мировая война, и дедушку забрали в армию. Во время боя с горящего дома обрушилось бревно и ударило дедушку в лоб. Так он попал в лагерь военнопленных в Австро-Венгрии. (Во время революции мужики села собрались идти походом на Ярославль отбиваться от новой власти большевиков. Дедушка с ними не пошёл и спрятался в стогу сена.)
...Бабушка Александра (Александра Дмитриевна, урожденная Воробьева из села Елизарово) осталась с пятью малыми детьми на руках. Сыновья: Павел, Константин, Яков. Дочери: Александра и Мария. Помогала ей растить детей бабушка Елизавета (Елизавета Никитична, урожденная Дмитриева).
...После революции дедушка со старшим сыном Павлом уходил на заработки плотничать. Средний сын Константин учился на рабфаке. Домашнее хозяйство вел младший сын Яков. Он был ещё совсем маленьким, и его называли воробушком. При пахоте он дотягивался до рукояток плуга, только подняв руки вверх. Жеребец, на котором он пахал, как бы понимал, что имеет дело с ребёнком, был послушен ему. За это Яков ласково называл его "Прынчик" от слова принц и вспоминал потом его всю жизнь. ...Александра Васильевна вышла замуж за односельчанина Георгия Фёдоровича Данилова. Она обладала от природы большими способностями. Не заканчивая никаких курсов кройки и шитья, шила платья для молодёжи. Пела в хоре. Воспитывала сына Вячеслава и дочь Марию. Всё домашнее хозяйство было на ней. Георгий Фёдорович проводил много времени на службе. ...В Волстинове жил костоправ Жеребцов. Имел разрешение на медицинскую практику от Министерства здравоохранения. Когда Георгию Федоровичу прострелили из ружья руку, а он был в тулупе, началось заражение крови, и хирург решил её ампутировать. Отец Георгия Федоровича отказался от операции и отвез сына в Волстиново. У Жеребцова было несколько коек. Георгия Федоровича оставили на несколько дней. Руку регулярно обматывали тряпкой, смоченной в отваре трав. Через несколько дней воспаление исчезло, и Георгий Федорович вернулся домой. ...Младшая дочь Мария Васильевна была очень похожа на бабушку. Она проходила подготовку к дальним перелетам в отряде лётчицы Марины Расковой и Гризодубовой в качестве радистки, но её сильно укачивало в полётах, и её впоследствии отчислили из отряда. Она часто приезжала в Пестово. Один раз приехала со своим поклонником. Бабушке не понравились его воспалённые глаза, и она отклонила эту кандидатуру. В качестве мужа был одобрен Владимир Фридрихович Мейстер. Он из подручных средств сделал детекторный приёмник. Надо было тонким медным усиком найти определенную точку в кристаллике детектора, и тогда в наушниках появлялись звуки передачи из Москвы. В таком виде появилось радио в нашей избе, единственное на селе. [2]
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.